Законодательный процесс в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 29 29 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 13.04.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1. Понятие и сущность законодательного процесса 5
1.2. Стадии законодательного процесса 9
1.3. Законодательная инициатива и ее субъекты 12
2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 18
2.1. Порядок принятия законов в Федеральном Собрании Российской Федерации 18
2.2. Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, рассматриваемое полномочие Президента РФ прямо закреплено КС РФ в качестве юридической обязанности. Принципиально рассматриваемая ситуация, по-видимому, не имеет иных разумных вариантов решения, поскольку Конституция РФ императивно предопределяет подобные действия Президента РФ, устанавливая сроки их совершения, а в ситуации допустимых альтернатив (например, отклонения закона) они прямо предусматриваются.
В то же время менее очевидным выглядит разрешение вопроса о юридическом факте, порождающем конкретную обязанность Президента РФ по подписанию и обнародованию. Как отмечает КС РФ, «в случае нарушения порядка принятия федерального закона Президент Российской Федерации вправе вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований».
Такой подход позволяет Президенту РФ констатировать несоблюдение процедуры принятия закона и возвращать его в Парламент РФ. В дальнейшем он был в значительной степени дезавуирован КС РФ. В Постановлении КС РФ от 06.04.1998 № 11-П отмечалось, что в ситуации спора между Федеральным Собранием и Президентом РФ по вопросу, были ли допущены в процессе принятия закона нарушения Конституции РФ, Президент РФ не вправе отказаться от подписания и обнародования закона, имея возможность впоследствии обратиться в КС РФ о проверке конституционности закона.
Следует отметить, что Президент РФ не обладает правом вето относительно федеральных конституционных законов и поправок к Конституции РФ.
В случае направления закона на доработку в Федеральное Собрание, создается согласительная комиссия с участием в палатах представителей Президента РФ. При рассмотрении такого закона палаты могут отвергнуть доводы Президента РФ, а могут и согласиться с ними. Иными словами, право вето Президента РФ является относительным, не абсолютным.
Федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции не подлежат президентскому вето.
Подписанный закон подлежит официальному опубликованию.
Порядок опубликования и вступления в силу конституционно-правовых актов регламентируется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ» и Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов».
Учитывая изложенное, в отношении данной обязанности Президента РФ следует заключить, что КС РФ осуществляет поиск необходимого баланса с учетом логики разделения властей, приходя в конечном счете к необходимости ограничения возможности Президента РФ блокировать завершение законодательной процедуры при наличии права на последующую проверку конституционности. Такой подход нельзя признать безальтернативным, однако в ситуации неочевидности конституционных установок он в целом направлен на обеспечение известной степени правовой определенности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законодательный процесс рассматривается в юридической литературе как явление общественное и государственной жизни, которое свойственно любому демократическому обществу. Итоговым результатом законодательного процесса выступают нормы права, которые принимают форму закона.
Стадия законодательного процесса представляет собой совокупность процессуальных действий, которые способствуют достижению конкретного правового результата. Стадии различаются между собой характером действий и результатом. Стадии сменяют постепенно, плавно перетекая одна в другую. В специальной литературе не выработано единого подхода к определению количества стадий законодательного процесса. Представляется оптимальным рассмотрение пяти стадий:
1. Законодательная инициатива.
2. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой.
3. Одобрение законопроекта, принятого Государственной Думой, Советом Федерации.
4. Подписание принятого и одобренного закона Президентом РФ.
5. Официальное опубликование закона.
Законодательная инициатива является начальной стадией законодательного процесса. Сущность законодательной инициативы, широкий перечень субъектов инициативы, народная законодательная инициатива является гарантий оптимального сочетания в законодательной деятельности профессиональных и представительных начал.
Обсуждение законопроекта можно охарактеризовать как достаточно ответственную и длительную стадию законодательного процесса, влияющей на «качество» принятого акта. Односторонний подход к рассмотрению законопроекта может повлечь за собой принятие нормативного акта, который будет нарушать права и законные интересы граждан и юридических лиц, порождать противоречия с другими федеральными законами. Именно поэтому на данной стадии роль законодателя является ответственной, поскольку нельзя допускать лоббирования интересов заинтересованными группами.
Президент РФ несет обязанность по подписанию и опубликованию законопроектов. Такая обязанность является необходимым балансом с учетом логики разделения властей.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1997. № 51. Ст. 5712.
Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 8. Ст. 801.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №19. Ст. 2060.
Указ Президента РФ от 05.04.1994 № 662 (ред. от 17.11.2011) «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1994. №15. Ст. 1173.
Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 №260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - №23. Ст. 2313.
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 №2134-II ГД (ред. от 12.10.2017) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1998. -№7. Ст. 801.

Монографии, учебники, учебные пособия

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2005. – 784 с.
Багмет A.M. Конституционное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ A.M. Багмет, Е.И. Бычкова. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 431 с. 
Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 194 с.
Ивлиев Г.П., Гаджимагомедов Г.А. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. - М.: Норма, 2008. – 224 с.
Конституционное право / Отв. ред. В.И. Фадеев. - М.: Проспект, 2013. – 584 с.
Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2012. – 565 с.
Матузов Н.И. Теория государства и права/ Н.И. Матузов, A.B. Малько. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 512 с.
Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003. – 284 с.

Научные статьи

Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. - 2008. - № 7. С. 12-15.
Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. - 2007. - № 2. С. 14-24.
Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. -1966. - № 1. С. 4.
Анциферов Н.В. Юридические обязанности субъектов законодательного процесса на федеральном уровне: подходы Конституционного Суда РФ // Современное право. 2017. № 10. С. 52 – 56.
Белясов С.Н. Экспертная деятельность Общественной палаты как правозащитный механизм на стадии законодательного процесса // Вестник Нижегородской академии МВД. 2015. № 18-23.
Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. - 2004. - № 2. С. 166.
Краснов М.А. Толкование Конституции как ее фактические поправки // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 1. С. 77 - 91.
Нудненко Л.А., Попова М.А. Концепция Федерального закона «О народной законодательной инициативе в Российской Федерации» // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 9.
Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 9. С. 54 - 58
Пронина М.П. Эволюция законодательного процесса на пути к правовой модернизации российского государства/ М.П. Пронина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 1. С. 12-16.
Югов А.А., Игишев К.А. Нкоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс» // Конституционное и муниципальное право. - 2007.- № 3. С. 9.




Материалы судебной практики

Постановление КС РФ от 06.04.1998 № 11-П «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 16. Ст. 1879.
Постановление КС РФ от 29.11.2006 № 9-П // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 50. Ст. 5371.
Постановление КС РФ от 22.04.1996 № 10-П // Российская газета. 1996. 5 мая.
Постановление КС РФ от 23.03.1995 № 1-П // Собрание законодательства РФ.- 1995. - № 13. Ст. 1207
Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.О. Лучина по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 13. Ст. 1207.

Интернет-ресурсы

31. Официальный сайт Государственная Дума // http://www.gosduma.net/legislative/statistics

Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
Шохин А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. - М., 1997. С. 39 - 57; Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. - 2008. - № 7.
Официальный сайт Государственная Дума // http://www.gosduma.net/legislative/statistics
Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2012. С. 445; Конституционное право / Отв. ред. В.И. Фадеев. - М.: Проспект, 2013. С. 448.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2005. С. 554; Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 323 - 324.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1996. -№ 3.
Пиголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества. - М.: Юридическая литература, 1976. С. 85.
Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. - М.: Юридическая литература, 1966. С. 15 - 16
Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. -1966. - № 1. С. 4.
Ивлиев Г.П., Гаджимагомедов Г.А. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. - М., 2008.
Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003. С. 195.
Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М. Наука, 1982. С. 182
Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 9. С. 54 - 58
Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. - 2007. - № 2. С, 14-24.
Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права/ Н.И. Матузов, A.B. Малько. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2014.
Багмет A.M., Бычкова Е.И. Конституционное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ A.M. Багмет, Е.И. Бычкова. - М.: Юнити-Дана, 2015. 
Пронина М.П. Эволюция законодательного процесса на пути к правовой модернизации российского государства/ М.П. Пронина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 1.
Собрание законодательства РФ. – 2006. - №19. Ст. 2060.
Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. - 2004. - № 2. С. 166.
Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 №260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - №23. Ст. 2313.
Нудненко Л.А., Попова М.А. Концепция Федерального закона «О народной законодательной инициативе в Российской Федерации» // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 9.
Собрание законодательства РФ. -1998. -№7. Ст. 801.
Белясов С.Н. Экспертная деятельность Общественной палаты как правозащитный механизм на стадии законодательного процесса // Вестник Нижегородской академии МВД. 2015. № 18-23.
Анциферов Н.В. Юридические обязанности субъектов законодательного процесса на федеральном уровне: подходы Конституционного Суда РФ // Современное право. 2017. № 10. С. 52 – 56.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1997. № 51. Ст. 5712.
Постановление КС РФ от 29.11.2006 № 9-П // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5371.
Постановление КС РФ от 23.03.1995 № 1-П // Собрание законодательства РФ. 1995. № 13. Ст. 1207
Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.О. Лучина по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1995. № 13. Ст. 1207.
Российская газета. 1996. 5 мая.
Постановление КС РФ от 22.04.1996 № 10-П // Российская газета. 1996. 5 мая.
Там же.
Краснов М.А. Толкование Конституции как ее фактические поправки // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 1. С. 77 - 91.
Постановление КС РФ от 06.04.1998 № 11-П // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 16. Ст. 1879.
Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 8. Ст. 801.
Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - №15. Ст. 1173.












3

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2005. – 784 с.
9. Багмет A.M. Конституционное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ A.M. Багмет, Е.И. Бычкова. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 431 с.
10. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 194 с.
11. Ивлиев Г.П., Гаджимагомедов Г.А. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. - М.: Норма, 2008. – 224 с.
12. Конституционное право / Отв. ред. В.И. Фадеев. - М.: Проспект, 2013. – 584 с.
13. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2012. – 565 с.
14. Матузов Н.И. Теория государства и права/ Н.И. Матузов, A.B. Малько. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 512 с.
15. Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003. – 284 с.

Научные статьи

16. Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. - 2008. - № 7. С. 12-15.
17. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. - 2007. - № 2. С. 14-24.
18. Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. -1966. - № 1. С. 4.
19. Анциферов Н.В. Юридические обязанности субъектов законодательного процесса на федеральном уровне: подходы Конституционного Суда РФ // Современное право. 2017. № 10. С. 52 – 56.
20. Белясов С.Н. Экспертная деятельность Общественной палаты как правозащитный механизм на стадии законодательного процесса // Вестник Нижегородской академии МВД. 2015. № 18-23.
21. Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. - 2004. - № 2. С. 166.
22. Краснов М.А. Толкование Конституции как ее фактические поправки // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 1. С. 77 - 91.
23. Нудненко Л.А., Попова М.А. Концепция Федерального закона «О народной законодательной инициативе в Российской Федерации» // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 9.
24. Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 9. С. 54 - 58
25. Пронина М.П. Эволюция законодательного процесса на пути к правовой модернизации российского государства/ М.П. Пронина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 1. С. 12-16.
26. Югов А.А., Игишев К.А. Нкоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс» // Конституционное и муниципальное право. - 2007.- № 3. С. 9.




Материалы судебной практики

27. Постановление КС РФ от 06.04.1998 № 11-П «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 16. Ст. 1879.
28. Постановление КС РФ от 29.11.2006 № 9-П // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 50. Ст. 5371.
29. Постановление КС РФ от 22.04.1996 № 10-П // Российская газета. 1996. 5 мая.
30. Постановление КС РФ от 23.03.1995 № 1-П // Собрание законодательства РФ.- 1995. - № 13. Ст. 1207
31. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.О. Лучина по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 13. Ст. 1207.

Интернет-ресурсы

31. Официальный сайт Государственная Дума // http://www.gosduma.net/legislative/statistics

Вопрос-ответ:

Что такое законодательный процесс и какова его сущность?

Законодательный процесс - это комплекс мероприятий, направленных на принятие, изменение и отмену законов. Его сущность заключается в формировании и реализации законодательной власти, которая устанавливает правила и нормы поведения в обществе.

Какие стадии включает законодательный процесс?

Законодательный процесс включает несколько стадий: инициирование законодательной инициативы, рассмотрение и принятие закона в соответствующих органах власти, подписание и опубликование закона, его вступление в силу и последующая реализация.

Кто может выступать инициатором законодательной инициативы?

Инициатором законодательной инициативы может выступать Президент Российской Федерации, члены Правительства, федеральные органы государственной власти, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, а также представители гражданского общества и организаций.

Каким образом принимаются законы в Федеральном Собрании Российской Федерации?

Законы принимаются в Федеральном Собрании Российской Федерации путем рассмотрения и голосования над проектами законов. Проекты могут быть внесены любым из законодательных органов Собрания - Государственной Думой или Советом Федерации. После принятия законопроекта на первом чтении происходит его второе и третье чтение, и при положительном голосовании закон передается на подписание Президенту.

Какая роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе?

Президент Российской Федерации играет важную роль в законодательном процессе. Он имеет право вето на принятые законы и может вернуть их на повторное рассмотрение в Собрание. Президент также может выступать инициатором законодательной инициативы и предлагать свои проекты законов для рассмотрения в Собрании.

Что такое законодательный процесс в Российской Федерации?

Законодательный процесс в Российской Федерации - это система, с помощью которой принимаются, изменяются и утверждаются законы. Он включает в себя все этапы при создании, обсуждении и принятии законов.

Какие стадии включает в себя законодательный процесс?

Законодательный процесс включает следующие стадии: разработка законопроектов, их рассмотрение и обсуждение в соответствующих комитетах, принятие закона в первом чтении, внесение поправок, окончательное принятие закона, его подписание и публикация.

Кто может инициировать законодательный процесс и какие субъекты участвуют в нем?

Законодательную инициативу могут инициировать президент Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Они являются основными субъектами законодательного процесса, но также могут участвовать и другие заинтересованные стороны.

Как принимаются законы в Федеральном Собрании Российской Федерации?

Принятие законов в Федеральном Собрании Российской Федерации происходит по следующему порядку: законопроект рассматривается в Государственной Думе, затем в Совете Федерации, после чего проходит голосование в каждой палате парламента. Для принятия закона необходимо, чтобы он получил поддержку большинства депутатов обеих палат.

Какую роль играет Президент Российской Федерации в законодательном процессе?

Президент Российской Федерации играет важную роль в законодательном процессе. Он имеет право вето на принятие законов, может вносить свои поправки, а также предлагать свои законопроекты. Он также осуществляет контроль за соблюдением процедур при принятии законов и может обратиться к Конституционному суду в случае несоответствия закона Конституции.

Что такое законодательный процесс?

Законодательный процесс - это процесс разработки, принятия и вступления в силу законов в Российской Федерации.

Какие стадии включает в себя законодательный процесс?

Законодательный процесс включает следующие стадии: инициатива, рассмотрение и принятие закона, подписание закона Президентом, публикация и вступление в силу закона.