Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 15 15 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 18.04.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Тема: Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями
Оглавление
Введение 2
1. Понятие интонации в современной логопедии 3
2. Проблема формирования интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями 5
3. Методические особенности формирования интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями 7
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Дальнейшее развитие пассивного существительному, прилагательного и глагольного словаря осуществляется путем проведения на занятия игр, в которых необходимо было узнать предметы по их назначению или описанием.С целью обогащения интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями детей, ведется работа в рамках развития понимания фраз, содержащих глагол в инфинитиве и глагол в повелительном наклонении, мы продолжали использовать различные варианты игры "Поручение", которые предусматривали выполнение детьми инструкций, содержащих глагол в форме инфинитива и глагол в повелительном наклонении[6].Во втором разделе продолжается работа по усвоению детьми категории числа существительных. Если в первом разделе логопедической работы они овладели способностью к пониманию и дифференциации существительных в единственном и множественном числе с окончаниями -ы, - и (кубик - кубики, нож - ножи и т. Д.), То во втором разделе работают над формированием способности к дифференциации существительных в единственном и множественном числе с окончанием -а (названия детенышей животных). Последовательность работы в указанном направлении должна быть следующей:На индивидуальных занятиях ребенка знакомят с названиями детенышей животных во множественном числе на материале сюжетных рисунков.В процессе индивидуальной работы в играх закрепляют умение различать на слух названия детенышей животных во множественном числе.Формируют умение различать названия детенышей животных в единственном и множественном числе на материале предметных рисунков.На подгрупповых и групповых занятиях в процессе дидактических и подвижных игр происходит закрепление умения различать названия детенышей животных в форме единственном и множественном числе.Далее продолжается работа по усвоению детьми существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами чик, -ик-, -ок-. Кроме того продолжается работа по овладению детьми грамматическими категориями глаголов. Ознакомление со значением слов один, два в процессе сравнения количества игрушек, используя слова, "меньше", "больше".Закрепление значение числительных на материале игрушек с использованием приема загибание пальцев при счете предметов.Закрепление понимания числительных на материале предметных рисунков[7].Закрепление понимания числительных на материале считалок.Важной задачей второго раздела коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениямидолжно быть развитие способности к пониманию доступных коротких стишков, сказок, рассказов.Активизацию у детей процесса восприятия речи на слух и развитие у них понимания простых стишков, сказок и рассказов мы осуществляли с обязательным опорой на зрительный анализатор. В качестве зрительной наглядности используются: реальные предметы (куклы, игрушечные животные, транспорт, мебель и т.п.); инсценировки (пальчиковый и кукольный театр); предметные рисунки (с изображением героев) сюжетные рисунки (по сюжету произведения). Кроме того, для обеспечения выразительности воспроизведения художественных произведений применяют яркую мимику, жесты, изменение силы голоса, изменение тембра и темпа речи.В процессе отбора стихов, сказок и рассказов для обработки руководствоваться стоит основными такими общими принципами отбора художественных произведений для детей, как: доступность произведения ребенку; высокое художественное мастерство произведения; образность, живость, соответствие литературным нормам языка художественного произведения; интересный сюжет; простота и ясность композиции.Таким образом, применение описанных методических особенностей по формированию интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениямиможет позволить общий уровень интонационной выразительности речи: обогатить словарный запас (номинативный, предикативный, прилагательное, наречный), сформировать у них сознательное отношение к речи и тех языковых средств, используемых в речи (сознательное овладение грамматическими определенными категориями существительных и глаголов).ЗаключениеЗнание особенностей формирования интонационной выразительностью речи, трудностей, которые испытывают дети с нарушением речи, позволит целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию интонационной выразительности речи как одного из основных её компонентов.В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитания интонационной выразительности речи, которая заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи, точно, осознанно выражать свои и авторские мысли, чувства и настроения. Для повышения эффективности работы педагог должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности и в собственной речи. Речь педагога должна служить образцом для подражания.В коррекционной работе часто развитию интонационной выразительности уделяется недостаточно внимания, в основном логопеды занимаются исправлением звукопроизношения и формированием лексико-грамматического строя речи.Все вышесказанное заставляет взглянуть по-новому на проблему развития выразительности речи детей с нарушениями речи и уделять должное внимание работе по преодолению недостатков просодической стороны речи, определять оптимальные пути повышения эффективности методов и средств коррекционной работы по данному направлению.Список литературыАртемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2014. - 189 с.Жинкин Н.И. Механизм регулирования сегментарных и просодических компонентов языка и речи // Жинкин Н.И. Язык, речь. Творчество (избр. труды). - М.: Лабиринт, 2016. - С. 43-52.Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2014. - 219 с.Лопатина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Принципы и методы коррекции нарушений речи: межвуз. Сб. науч. Тр. - СПб., 2017.Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - М.: СПб., 2014. - 189 с.Проблема необходимости обучения интонационной выразительности речи детей с различными речевыми нарушениями КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-neobhodimosti-obucheniya-intonatsionnoy-vyrazitelnosti-rechi-detey-s-razlichnymi-rechevymi-narusheniyamiРубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: «Питер», 2016. -720 с.Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. -М.: Академический проект, 2014.Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы русской интонации. - М.: Флинта,2016. -60 с.

Список литературы
1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2014. - 189 с.
2. Жинкин Н.И. Механизм регулирования сегментарных и просодических компонентов языка и речи // Жинкин Н.И. Язык, речь. Творчество (избр. труды). - М.: Лабиринт, 2016. - С. 43-52.
3. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2014. - 219 с.
4. Лопатина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Принципы и методы коррекции нарушений речи: межвуз. Сб. науч. Тр. - СПб., 2017.
5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - М.: СПб., 2014. - 189 с.
6. Проблема необходимости обучения интонационной выразительности речи детей с различными речевыми нарушениями
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-neobhodimosti-obucheniya-intonatsionnoy-vyrazitelnosti-rechi-detey-s-razlichnymi-rechevymi-narusheniyami
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: «Питер», 2016. -720 с.
8. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. -М.: Академический проект, 2014.
9. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы русской интонации. - М.: Флинта, 2016. -60 с.

Вопрос-ответ:

Что такое интонация и почему она важна для детей с речевыми нарушениями?

Интонация - это изменение высоты, громкости и натяжения голоса при произнесении слов и фраз. Она необходима для передачи эмоций, выделения ключевых слов и фраз, а также для передачи смысла и понимания речи другими людьми. У детей с речевыми нарушениями интонационная выразительность может быть нарушена, что затрудняет их коммуникацию и понимание окружающих.

Какая проблема возникает при формировании интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями?

У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются проблемы с интонационной выразительностью. Они могут произносить слова с однообразной интонацией, не уметь выделять важные слова и фразы, неуместно использовать интонацию в различных контекстах. Это создает трудности в понимании и коммуникации с окружающими и может привести к недостаточному развитию речи и социальных навыков.

Какие методы можно использовать для формирования интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями?

Существует несколько методических подходов к формированию интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. Один из них - это работа с ритмикой и мелодикой речи, которая включает в себя упражнения на модуляцию голоса, учебу песням и стихам с различными интонационными особенностями. Другой подход - это игровые упражнения, включающие имитацию различных эмоций и ситуаций, использование мимики и жестов для передачи интонационной информации. Также важно обеспечить регулярные тренировки и практику в различных ситуациях для закрепления навыков интонационной выразительности.

Какие особенности должны быть учтены при формировании интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями?

При формировании интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать их индивидуальные особенности и возможности. Некоторым детям может потребоваться больше времени и упражнений для усвоения интонационных навыков. Также важно создавать комфортную и поддерживающую обстановку, чтобы дети чувствовали себя уверенно и могли свободно экспериментировать с интонацией. Регулярная и систематическая работа с ребенком поможет ему преодолеть трудности и достичь желаемых результатов.

Что такое интонация?

Интонация - это изменение высоты, силы и длительности речевых звуков, которые передают эмоциональное и смысловое содержание высказывания.

Какие проблемы могут возникать у детей с речевыми нарушениями в формировании интонационной выразительности?

У детей с речевыми нарушениями может быть затруднение в правильном употреблении интонационных моделей, слабая мелодичность и выразительность речи, а также ограниченный набор интонационных средств для выражения своих мыслей и эмоций.

Какие методические особенности существуют для формирования интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями?

Для работы над интонационной выразительностью у детей с речевыми нарушениями используются такие методы, как моделирование правильной интонации, использование звуковых и речевых упражнений, а также игры и ролевые ситуации, позволяющие развивать интонационные навыки.

Как влияет формирование интонационной выразительности на развитие детей с речевыми нарушениями?

Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями способствует развитию межличностных и коммуникативных навыков, а также повышению уровня понимания и восприятия речи.

Какие литературные источники можно использовать для изучения проблемы формирования интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями?

Для изучения проблемы формирования интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями можно использовать научные статьи, монографии и учебники по логопедии, психологии речи и развитию детей.

Какое значение имеет интонация в речи детей с речевыми нарушениями?

Интонация в речи детей с речевыми нарушениями имеет большое значение, так как она помогает передать эмоциональную окраску высказывания и сделать речь более выразительной. За счет интонационной выразительности дети могут лучше передавать свои мысли и эмоции, а также привлекать внимание собеседника.