Государство и право Российской империи в конце 19-начале 20-го вв. Деятельность 1-4 Государственных дум.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 24 24 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 26.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Изменения в системе государства и права Российской Империи в начале ХХ века 1.1 Деятельность I и II 2 Государственных Дум. Издательство закона от 11 декабря 1905г. 5
1.2 Деятельность III и IV Государственных Дум. Издательство закона от 03.06.1907г. 7
1.3 Структура и деятельность Государственного совета и совета министров Российской Империи 10
Глава 2 Изменения в системе права начала ХХ века 2.1 Уголовное уложение 1903г. 14
2.2 Основные законы Российской Империи по Конституции 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).
Первый раз в истории основные законы, издаваемые с 1832 г., провозгласили права и гражданские свободы. Российские подданные, которые превратились в граждан, конституционно гарантировали неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст. 30 - 32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свободу выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свободу собраний, слова и печати (ст. 36–39).
Правовое положение императора определялось статьей 4, предоставляющей ему «верховную самодержавную власть». В то же время, данная власть не признавалась неограниченной, что было раньше. Законом отмечалось, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7). Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным». Русский язык признавали общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употребление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.
К прерогативе императорской власти относилась законотворческая деятельность. Но законы, который не приняли Госсовет и Госдума, считали отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты). Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Император мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14). Прерогативой императора было объявление в стране военного и исключительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов.
Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основными законами судебная власть в России. За ним сохранялось право помилования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.
Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение. Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета («государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На первом этапе становления российских парламентских традиций (1906-1907 гг.) в ходе работы I и II Государственных Дум императору и Думе не удалось перейти от конфронтации к конструктивному взаимодействию.
Оппозиционный состав первых двух Дум, высокий уровень социальной напряженности в стране, откровенное нежелание и неумение считаться с органами народного представительства со стороны императора предопределили роспуск I и II Дум.
В то же время в I и II Думах на практике начали вырабатываться основные принципы организации работы Думы, создается ее рабочий аппарат, возникают парламентские традиции.
Второй этап (1907-1917) был открыт так называемым «третьеиюньским государственным переворотом»: одновременно с роспуском II Думы издается новый избирательный закон, причем само его появление без обсуждения Думой являлось грубым нарушением Основных законов. Прежний избирательный закон (11 декабря 1905 г.) обеспечивал большинство в Думе представителям крестьянства (составлявшим 49% выборщиков, из числа которых избирались члены Думы), на лояльность которого рассчитывали власти.
В итоге в составе I Думы, например, оказалось 30% рабочих и крестьян (по роду занятий), в то время как в парламентах Англии, Франции, Германии их было соответственно 4, 5, 17%.
Новый же избирательный закон был составлен так, чтобы обеспечить большинство в Думе представителям так называемой «цензовой общественности» (то есть крупным и средним собственникам). Закон в то же время сокращал представительство в Думе малоимущих слоев населения. Вместе с тем сокращалось и число депутатов от национальных окраин (Польши, Кавказа, Средней Азии и др.).
Таким образом, были созданы предпосылки для поддержки III Думой реформистского курса Председателя Совета Министров П.А.Столыпина, сочетавшего в себе дальнейшее развитие буржуазных отношений (аграрная реформа, проекты реформ местного самоуправления и суда) с политикой имперского толка (что нашло выражение в действиях правительства по отношению к Финляндии, польским и западным губерниям, по украинскому, армянскому, еврейскому и др. вопросам).
Таким образом, историю парламентаризма в царской России можно охарактеризовать следующими вехами. Во время первого созыва действовала Государственная Дума, учрежденная Манифестом от 17.10.1905 г., руководил ей С.А. Муромцев. Во время второго созыва с 20.02.1907 г. ; председателем Думы являлся Ф.А. Головин; во время третьего созыва с 1910 председателем Думы выступал октябрист А.И. Гучков. Последнюю Думу возглавлял М.В. Родзянко. Формально дума продолжала своё существование до 06.10.1917 г., когда её распустило Временное правительство.
В годы первой мировой войны после безуспешных попыток сотрудничества с правительством большинство Думы, объединившееся в так называемый «Прогрессивный блок», выдвинуло лозунг создания «министерства доверия», то есть правительства, пользующегося доверием Думы.
В 1915-1916 гг. по мере дальнейшей дезорганизации сферы управления популярность Думы в самых широких кругах населения возрастает, особенно среди офицерского корпуса армии. Нижняя палата парламента становится главным центром легальной оппозиции власти, а собственно парламентские ее функции отходят на второй план.
Это предопределило и огромную роль, сыгранную IV Думой в ходе Февральской революции.
Февральская же революция, как показали последующие события, знаменовала собой не только конец российской монархии. Февраль 1917г. фактически стал завершением и краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века.
После Февральской революции и создания Временного правительства Государственная Дума не возобновляла свою работу. 6 (19) октября 1917г.
Дума была распущена Временным правительством в связи с началом выборов в Учредительное Собрание.
Фактически перестал существовать после Февральской революции и Государственный Совет (упразднен 12 декабря 1917г.).





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 610-619;
Барышников М.Н. А.И.Гучков в эмиграции: осмысление пройденного пути // Зарубежная Россия. 1917-1939 гг. СПб, 2002.с.80.
Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - C. 127
Витенберг Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.)и другие. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 611-612;
Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной Думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. М., 2001.с.164. 
Государственная дума Российской империи, 1906-1917 : Энциклопедия. Москва : Российская политическая энциклопедия, 2008. С. 154-155.
Гордин Я. Герои поражения // Дело Санкт-Петербурга, № 6, 2002. с.41-44.
Дёмин В.А. Соотношение Государственного совета и Государственной думы в законодательном процессе начала ХХ века // История государства и права. 2007. № 3. С. 22-24. 0,25 п.л.
Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.- М.: «Издательство ПРИОР», 2009.- 688с.
Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145
Кара-Мурзы А.А. Российский либерализм: идеи и люди». М., Новое издательство, 2007, с. 549.
Кирьянов И.К. Депутатский корпус и лоббистские практики в России начала XX века // Власть - № 1, 2009.
Корин А. История жизни Александра Гучкова – человека, желающего творить Историю. //Русский предприниматель. 2005. №10.с.52.
Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С.209-211.
Мельгунов, С. П. Мартовские дни 1917 года / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2008. - 688 с.
Милюков П. Н. Воспоминания.М.: Политиздат, 1991. – 528 с.
Можаева Л.А. Гучков Александр Иванович (1862-1936) // Новый исторический вестник. 2002, № 2.с.80.
Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: «Проспект», 2009. –544 с.
Рябухин И.В. Запросная деятельность в Государственной думе Российской империи // Власть - № 8, 2009.
Седова Я.А. Великий магистр революции. – М. : Алгоритм, Эксмо, 2006.с.171.

















Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145

Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145

Гордин Я. Герои поражения // Дело Санкт-Петербурга, № 6, 2002. с. 41.
Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - C. 127
Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - C. 127












25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 610-619;
2. Барышников М.Н. А.И.Гучков в эмиграции: осмысление пройденного пути // Зарубежная Россия. 1917-1939 гг. СПб, 2002.с.80.
3. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - C. 127
4. Витенберг Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.)и другие. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 611-612;
5. Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной Думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. М., 2001.с.164.
6. Государственная дума Российской империи, 1906-1917 : Энциклопедия. Москва : Российская политическая энциклопедия, 2008. С. 154-155.
7. Гордин Я. Герои поражения // Дело Санкт-Петербурга, № 6, 2002. с.41-44.
8. Дёмин В.А. Соотношение Государственного совета и Государственной думы в законодательном процессе начала ХХ века // История государства и права. 2007. № 3. С. 22-24. 0,25 п.л.
9. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.- М.: «Издательство ПРИОР», 2009.- 688с.
10. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145
11. Кара-Мурзы А.А. Российский либерализм: идеи и люди». М., Новое издательство, 2007, с. 549.
12. Кирьянов И.К. Депутатский корпус и лоббистские практики в России начала XX века // Власть - № 1, 2009.
13. Корин А. История жизни Александра Гучкова – человека, желающего творить Историю. //Русский предприниматель. 2005. №10.с.52.
14. Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С.209-211.
15. Мельгунов, С. П. Мартовские дни 1917 года / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2008. - 688 с.
16. Милюков П. Н. Воспоминания.М.: Политиздат, 1991. – 528 с.
17. Можаева Л.А. Гучков Александр Иванович (1862-1936) // Новый исторический вестник. 2002, № 2.с.80.
18. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: «Проспект», 2009. –544 с.
19. Рябухин И.В. Запросная деятельность в Государственной думе Российской империи // Власть - № 8, 2009.
20. Седова Я.А. Великий магистр революции. – М. : Алгоритм, Эксмо, 2006.с.171.



Вопрос-ответ:

Какие изменения произошли в системе государства и права Российской Империи в конце 19 - начале 20 века?

В конце 19 - начале 20 века в Российской Империи произошли значительные изменения в системе государства и права. В 1905 году была создана Государственная Дума, которая стала первым представительным органом в истории России. Это позволило частично ограничить абсолютную монархию и дать гражданам возможность участвовать в политической жизни. В 1906 году была принята Временная уставная грамота, которая ввела национальные законы, свободу совести и объявила Россию конституционной монархией. Также были внесены изменения в систему права: народные суды получили более широкие полномочия, были проведены реформы в области уголовного и гражданского права, введена свобода печати и собраний. Однако, эти изменения оказались недостаточными для преодоления политического кризиса и удовлетворения потребностей народа, что привело к новым волнам революций и переворотам в 1917 году.

Какова была роль Государственной Думы в Российской Империи?

Государственная Дума, созданная в 1905 году, играла важную роль в системе государства и права Российской Империи. Это был первый представительный орган в истории России, в котором заседали депутаты, избранные по принципу всеобщего избирательного права (с некоторыми ограничениями). Дума получила широкие полномочия: участвовала в законодательном процессе, контролировала деятельность правительства, обсуждала и принимала решения по важным вопросам государства. Однако, у Государственной Думы были ограничения в виде верхней палаты - Государственного Совета, и самодержавие оставалось основной формой государственного управления. Тем не менее, Государственная Дума сыграла значительную роль в процессе модернизации России и впервые привнесла элементы представительности в политическую систему страны.

Какие изменения произошли в системе государства и права Российской Империи в начале XX века?

В начале XX века в Российской Империи произошло ряд значительных изменений в системе государства и права. Введение первой Государственной Думы в 1906 году и последующее создание II, III и IV Государственных Дум открыли путь к формированию представительной законодательной власти в стране. В 1905 году была принята Октябрьская манифестация, которая предоставила определенные гражданские свободы. Также были внедрены изменения в государственную администрацию: создан Государственный Совет и Совет министров, которые играли важную роль в исполнении и разработке законов.

Какие законы были приняты на первых Государственных Думах?

На первых Государственных Думах было принято множество законов, направленных на модернизацию и реформы в различных сферах государственного и правового строя Российской Империи. В 1905 году был принят Закон об освобождении крестьян, который предоставил крестьянам возможность выкупа земли и получения свободного труда. Также был принят Закон о свободе вероисповедания и о заключении брака. Были введены изменения в уголовное право, гражданское право и другие области правовой системы Российской Империи.

Какие изменения произошли в системе законодательства Российской Империи?

В начале XX века в Российской Империи произошли значительные изменения в системе законодательства. Прежде всего, были созданы Государственные Думы, которые стали формировать законодательство. Они принимали различные законы, направленные на модернизацию государства и общества. Также были изменены процедуры и порядок создания и принятия законов. В 1906 году была принята Указ о порядке принятия законов, который устанавливал процедуру совместного рассмотрения и принятия законов Государственной Думой и Советом министров.

Какие изменения произошли в системе государства и права Российской империи в начале 20 века?

В начале 20 века в Российской империи произошли значительные изменения в системе государства и права. Введение государственной думы и изменения в структуре правительства были основными моментами этого периода.

Какие изменения произошли в системе государства Российской империи в начале 20 века?

В начале 20 века в Российской империи произошли изменения, связанные с введением государственной думы. Это был новый орган законодательной власти, который стал причиной перехода от автократического правления к конституционной монархии.

Какими изменениями отличались деятельность государственных дум Российской империи?

Деятельность государственных дум Российской империи характеризовалась проведением важных реформ. В первой и второй государственных думах был принят ряд законов, направленных на создание конституционного строя и улучшение положения граждан. В третьей и четвертой государственных думах были приняты более радикальные реформы, такие как отмена сословий, введение пятилетнего созыва, расширение прав государственных дум и т.д.