Формирование учебной самостоятельности школьников на уроках математики (начальная школа )
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 39 + 39 источников
- Добавлена 20.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования учебной самостоятельности школьников на уроках математики 5
1.1 Сущность и характеристика процесса формирования самостоятельности 5
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьника 11
Глава 2. Исследование процессов формирования учебной самостоятельности младших школьников на уроках математики 17
2.1. Сущность педагогического процесса как основы для формирования учебной самостоятельности 17
2.2. Подходы к диагностике и формированию учебной самостоятельности младших школьников на уроках математики 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Самостоятельность требует эмоционального и умственного напряжения, вызывает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Формирование учебных компетенций является невозможным без формирования самостоятельности младших школьников. Именно принципы непрерывности, преемственности образования и комфортности развития детской личности позволяют создаваемые среда, в которой новообразования этого возраста очень развивающихся что способствует выработке самостоятельности. Это является основой для развития и формирования ответственности в следующем возрастном периоде. В практической работе учителя начальной школы нередко вкладывают разный смысл в понятие «самостоятельность».Оперируя этим, педагоги имеют в виду: то желание школьника выполнить задание своими силами, не обращаясь за помощью, то умение ученика преодолевать трудности на пути к конечной цели, не подменяя ее промежуточной; то склонность ребенка проявлять инициативу, творчески относиться к окружающему;то стремление ученика действовать автономно, отдельно от других;то иого способность отстаивать личную точку зрения, давать критическую оценку сделанному.Если сводить понятие «самостоятельность» лишь к одному из перечисленных учителями признаков, оно упростится, схематизируется;выделится такая существенный признак, какова сложность.В то же время нецелесообразно искусственно расширять это понятие, в результате чего может произойти подмена содержания самостоятельности другим, неспецифическим понятием.Вот почему важно четко определить суть этого понятия, ограничить количество его компонентов.При этом целесообразно придерживаться двух основных требований:чтобывсе ее составляющие в целом составили необходимый минимум, то есть были наименьшей совокупности ведущих умений школьников, и чтобы объединениявсех компонентов в одно целое было достаточным - охватывало самое главное, типичное, самое существенное в проявлениях самостоятельности.Самостоятельность надо понимать, как обобщенную характеристику активности младшего школьника, проявляющуюся в егонезависимости(умении без прямого руководства ипомощи извне, собственными силами достичь поставленной цели),творческой инициативе(склонности реализовать свое начинание, проявляя изобретательность, оригинальность) икритичности(способности анализировать ситуацию или следствие труда, чтобы дать им оценку, выделить достоинства и недостатки).На уроках математики реализация указанных принципов организации жизнедеятельности личности в течение младшего школьного детства и развитие новообразований этого возраста будут способствовать формированию самостоятельности, сохранению уникальности, своеобразия и самобытности каждого ученика, поможет ему избежать дискомфорта, когда он окажется в новой социальной ситуации развития.СписокиспользованнойлитературыАлександрова Т.С. Методика развития математической деятельности младших школьников // Интернет- журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN416.pdfАлексеева П.С. Возрастная психология: Учебно-методический комплекс [Текст] / П.С. Алексеева, О.Н. Птицына. – Якутск, 2002. – 51 с.Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе / Белошистая А.В. – М.: Владос, 2007.Бодина Е. Педагогические ситуации [Текст] / Е. Бодина, К. Ашеулова // Воспитание школьников. – 2002. – №2. – С. 25–28.Васильева, А.В. Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников на уроках математики / А.В. Васильева // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации, 2015. - №8. - С. 45-48.Вяткин, Л. Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов: сб. статей / под ред. Л. Г. Вят-кина. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1995.-128 с.Гальперин, II. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов / II. Я. Гальперин. - М.: Книж. дом «Университет», 1999. - 332 с.Голанг, Г. Я. О самостоятельной работе в высшей школе. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1947.- 15 с.Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального неихолотческого исследования. — М.: Педагогика, 1986.-240 с.Иванова Е.В. Особенности формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (9). – С. 31-34. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 3-е изд. доп. – М., 2001. – С. 103–110.Комснский, Я. Л. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. - 656 с.Корсина Р. Психологическая энциклопедия [Текст] / Под. ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб., 2006.Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2002.Куценкова, Т.С. Развитие математической деятельности младших школьников в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов / Т.С. Куценкова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №16 (135). - С. 479-482.Лернер, И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности и категория науки // Советская педагогика. — 1985.-№3.-52 с.Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996.-165 с.Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. — 163 с.Мордахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л.В. Мордапхаев. – М., 2002.Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-287 с.Островерх О.С., Козлова Л.М Младший школьный возраст: характеристика педагогического действия и средства его построения. -Красноярск. 2002. - Режим доступа: http://first-school-age.narod.ru/new_18.htmОстроверх, О. С. Образовательное пространство учебной деятельности и динамика учебной самостоятельности школьников / О. И. Свиридова, А. Г. Мокроусова // Материалы XIX конференции «Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность». - 2012. -Режим доступа: http://ippd.ru/resources/library?file=988Пидкасисгый, И. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: учебное пособие / II. И. Пидкасистый. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Нед. о-во России, 2005. -143 с.Писарев, Д. И. Полное собрание сочинений: в 6 т. — Т. 2. — 2-е изд. Ф. Павленкова.— СПб., 1894.Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. II. Подласый. -М: ВЛАДОС-иресс, 2004.-365 с.Половникова, Н. А. Воспитание познавательной самостоятельности. — Казань: Таткни-гоиздат, 1986.-203с.Ретивых, М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. - 111 с.Свиридова О.И. Форма организации учебной деятельности в начальной школе// Методические разработки. - Красноярск, 2001.Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: учеб. пособие для студентов педвуза, учителей и слушателей ФНК /В.И. Симонов. - М.: Межд. пед. акад., 1995. - 192 с.Скаткин, М. Н. Методология и мегоди-ка педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986.-152с.Стаценко О.А., Микерова Г.Ж. Самостоятельная работа младших школьников на уроках математики // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.Усова, А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов еегественного цикла: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГИУ, 1997. -33 с.Цукерман, Г. А. О детской самостоятельности / Н. В. Елизарова. // Вопросы психологии. - 1989. -С. 37-44.Цукерман, Г. А. Поисковая активность в учебной деятельности / Ю. И. Суховерша// Вопросы психологии. -2007. - №5. С. 25-38.Черкасова А.М. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики посредством самостоятельной работы // Начальная школа плюс до и после , 2011. - №6Шевцова, Т. И.Формирован не профессиональной самостоятельности будущего инженера-строителя: дисе. ... канд. нед. наук.— Оренбург, 2008.-237 с.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды // Д. Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.Эльконин, Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие / Б. Д. Эльконин. - Ижевск: ЕКСО, 2010. - 280 с.Ясвнн, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: «Смысл», 2001.-356 с.
1. Александрова Т.С. Методика развития математической деятельности младших школьников // Интернет- журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN416.pdf
2. Алексеева П.С. Возрастная психология: Учебно-методический комплекс [Текст] / П.С. Алексеева, О.Н. Птицына. – Якутск, 2002. – 51 с.
3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе / Белошистая А.В. – М.: Владос, 2007.
4. Бодина Е. Педагогические ситуации [Текст] / Е. Бодина, К. Ашеулова // Воспитание школьников. – 2002. – №2. – С. 25–28.
5. Васильева, А.В. Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников на уроках математики / А.В. Васильева // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации, 2015. - №8. - С. 45-48.
6. Вяткин, Л. Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов: сб. статей / под ред. Л. Г. Вят-кина. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1995.-128 с.
7. Гальперин, II. Я. Введение в психоло¬гию: учеб. пособие для вузов / II. Я. Гальперин. - М.: Книж. дом «Университет», 1999. - 332 с.
8. Голанг, Г. Я. О самостоятельной работе в высшей школе. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1947.- 15 с.
9. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и эксперимен¬тального неихолотческого исследования. — М.: Педагогика, 1986.-240 с.
10. Иванова Е.В. Особенности формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (9). – С. 31-34.
11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 3-е изд. доп. – М., 2001. – С. 103–110.
12. Комснский, Я. Л. Избранные педагоги¬ческие сочинения.- М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. - 656 с.
13. Корсина Р. Психологическая энциклопедия [Текст] / Под. ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб., 2006.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2002.
15. Куценкова, Т.С. Развитие математической деятельности младших школьников в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов / Т.С. Куценкова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №16 (135). - С. 479-482.
16. Лернер, И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельно¬сти и категория науки // Советская педагогика. — 1985.-№3.-52 с.
17. Маркова, А. К. Психология профессио¬нализма / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996.-165 с.
18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуа¬ции в мышлении и обучении. — М., 1972. — 163 с.
19. Мордахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л.В. Мордапхаев. – М., 2002.
20. Орлов, Ю. М. Восхождение к индиви¬дуальности: Кн. для учителя. - М.: Просвеще¬ние, 1991.-287 с.
21. Островерх О.С., Козлова Л.М Младший школьный возраст: характеристика педагогического действия и средства его построения. -Красноярск. 2002. - Режим доступа: http://first-school-age.narod.ru/new_18.htm
22. Островерх, О. С. Образовательное пространство учебной деятельности и динамика учебной самостоятельности школьников / О. И. Свиридова, А. Г. Мокроусова // Материалы XIX конференции «Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность». - 2012. -Режим доступа: http://ippd.ru/resources/library?file=988
23. Пидкасисгый, И. И. Организация учеб¬но-познавательной деятельности студентов: учебное пособие / II. И. Пидкасистый. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Нед. о-во России, 2005. -143 с.
24. Писарев, Д. И. Полное собрание сочи¬нений: в 6 т. — Т. 2. — 2-е изд. Ф. Павленкова.— СПб., 1894.
25. Подласый, И. П. Педагогика: 100 воп¬росов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. II. Подласый. -М: ВЛАДОС-иресс, 2004.-365 с.
26. Половникова, Н. А. Воспитание позна¬вательной самостоятельности. — Казань: Таткни-гоиздат, 1986.-203с.
27. Ретивых, М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. - 111 с.
28. Свиридова О.И. Форма организации учебной деятельности в начальной школе// Методические разработки. - Красноярск, 2001.
29. Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: учеб. пособие для студентов педвуза, учителей и слушателей ФНК /В.И. Симонов. - М.: Межд. пед. акад., 1995. - 192 с.
30. Скаткин, М. Н. Методология и мегоди-ка педагогических исследований. — М.: Педаго¬гика, 1986.-152с.
31. Стаценко О.А., Микерова Г.Ж. Самостоятельная работа младших школьников на уроках математики // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.
32. Усова, А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процес¬се изучения предметов еегественного цикла: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГИУ, 1997. -33 с.
33. Цукерман, Г. А. О детской самостоятельности / Н. В. Елизарова. // Вопросы психологии. - 1989. -С. 37-44.
34. Цукерман, Г. А. Поисковая активность в учебной деятельности / Ю. И. Суховерша// Вопросы психологии. -2007. - №5. С. 25-38.
35. Черкасова А.М. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики посредством самостоятельной работы // Начальная школа плюс до и после , 2011. - №6
36. Шевцова, Т. И.Формирован не профес¬сиональной самостоятельности будущего инже¬нера-строителя: дисе. ... канд. нед. наук.— Орен¬бург, 2008.-237 с.
37. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды // Д. Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
38. Эльконин, Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие / Б. Д. Эльконин. - Ижевск: ЕКСО, 2010. - 280 с.
39. Ясвнн, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: «Смысл», 2001.-356 с.
Вопрос-ответ:
Какова сущность процесса формирования учебной самостоятельности у школьников на уроках математики?
Процесс формирования учебной самостоятельности у школьников на уроках математики заключается в развитии навыков самостоятельной работы, анализа и решения математических задач, умении принимать решения и проверять их правильность. Он направлен на развитие логического мышления и уверенности школьников в своих математических способностях.
Какие психолого-педагогические особенности младшего школьника влияют на формирование учебной самостоятельности на уроках математики?
Младший школьник характеризуется непостоянством внимания и трудностями в организации своей деятельности. Он нуждается в постоянной поддержке учителя и направлении в правильном направлении. Развивать учебную самостоятельность у младших школьников необходимо учитывая их возрастные особенности.
Каковы основные этапы процесса формирования учебной самостоятельности у школьников на уроках математики?
Основные этапы формирования учебной самостоятельности у школьников на уроках математики включают организацию деятельности, создание условий для самостоятельного поиска решений, постановку задач на самостоятельное решение, анализ и обсуждение результатов учебной деятельности школьников и подведение итогов.
Какие методы и технологии использовались в исследовании процессов формирования учебной самостоятельности младших школьников на уроках математики?
В исследовании процессов формирования учебной самостоятельности младших школьников на уроках математики использовались методы наблюдения, анкетирования, анализа учебных задач, а также различные педагогические технологии, такие как проблемное обучение, проектная деятельность и коллективное решение задач.
Какая роль учителя в процессе формирования учебной самостоятельности у младших школьников на уроках математики?
Учитель играет ключевую роль в процессе формирования учебной самостоятельности у младших школьников на уроках математики. Он создает условия для самостоятельной работы, помогает развить навыки анализа и решения задач, обеспечивает поддержку и направление в процессе работы, а также обсуждает результаты учебной деятельности и помогает школьникам сделать выводы.
Какова сущность процесса формирования учебной самостоятельности школьников на уроках математики в начальной школе?
Сущность процесса формирования учебной самостоятельности школьников на уроках математики в начальной школе заключается в развитии у детей навыков самостоятельного выполнения заданий, принятия решений, поиска и использования информации для решения математических задач. Это помогает развивать у них логическое мышление, абстрактное мышление и креативность.
Какие психолого-педагогические особенности младшего школьника необходимо учитывать при формировании учебной самостоятельности на уроках математики?
При формировании учебной самостоятельности на уроках математики необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младшего школьника. Это: ограниченность внимания и запаса сил, низкая устойчивость к внешним влияниям, склонность к игровой деятельности, недостаточное развитие критического мышления, несформированность умения преодолевать трудности. С учетом этих особенностей учителю следует выбирать соответствующие методы и приемы работы, создавать комфортную обстановку для учащихся.
Каковы преимущества формирования учебной самостоятельности младших школьников на уроках математики?
Формирование учебной самостоятельности младших школьников на уроках математики имеет ряд преимуществ. Во-первых, это развивает их логическое мышление и навыки анализа. Во-вторых, учебная самостоятельность способствует формированию у детей уверенности в своих силах и повышает их самооценку. В-третьих, она помогает развивать творческое мышление и способности к самостоятельной работе, что пригодится в будущем, как в учебе, так и в жизни в целом.