Форма государства
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 21.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Понятие формы государств 4
Глава 2. Форма государственного правления 6
2.1 Монархия 7
2.2 Республика 8
Глава 3. Форма государственного устройства 13
3.1 Унитарная форма государственного устройства 13
3.2 Федеративная форма государственного устройства 14
3.3 Конфедерация 17
Глава 4. Политический режим 20
4.1 Авторитарный политический режим 21
4.2 Тоталитарный политический режим 25
4.3 Демократический политический режим 26
Заключение 32
Список литературы 34
Все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. - подчинены идеологии;-единая массовая партия монополизирует власть. Партия строится по олигархическому признаку и возглавляется лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.-за всем обществом осуществляет террористический контроль;-вооруженные сила находятся под всеобъемлющим контролем;-средства массовой информации жестко цензурируются, все массовые коммуникации – пресса, радио, кино, литература находятся под контролем;-централизованная экономика, бюрократическое управление;Говоря о причинах тоталитаризма можно сказать, что это данный политический режим является своеобразной реакцией общества на кризисы. Старые традиции претерпевают крушение, изменяются устои общества в условиях отставания- все это порождает стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.Выделяют две разновидности тоталитаризма - «левый» и «правый».Левый тоталитаризм основывается на идеологии марксизма-ленинизма, основные положения которой следующие:-построение коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; - отмена частной собственности и создание плановой, регулируемой экономики; -правящий класс – пролетариат;-коммунизм должен быть построен в каждой стране.Правый тоталитаризм основывается на идеологии национал-социализма, существовал в фашистской Германии. Основные положения данной идеологии следующие:-воссоздание германского рейха;-борьба за чистоту немецкой расы; -истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев);- антикоммунизм; -ограничение капитализма.Примером левого тоталитаризма могут служить такие страны как СССР, Куба. Пример правого тоталитаризма – фашистская Германия и Италия.4.3 Демократический политический режимДемократическое государство-это государство, базированное на осуществлении народовластия, путем обеспечения прав граждан, их равного участия в формировании власти и контроле за ее деятельностью.Важнейшими принципами демократического государства являются:-конституционное закрепление и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;-решения принимаются большинством, но все же учетом мнения меньшинства;-выборность и сменяемость центральных и местных органов власти;-подчиненность органов государственной власти избирателям;-гласность;-политический плюрализм, многопартийность и идеологическое многообразие;-существование гражданского общества;-реальное разделение власти на: законодательную, судебную, исполнительную;-отсутствие цензуры, существование альтернативных источников информации;-применение силы государством, силовые ведомства находятся под контролем общества.Рассмотрим подробнее основные вышеперечисленные принципы.Обеспечение прав и свобод гражданина– первостепенный принцип демократического государства. Важно отличать декларирование прав и свобод и их реальное обеспечение государством. Только в демократическом государстве провозглашенные права и свободы человека и гражданина становятся реальными. Принцип принятия решений большинством с учетом мнения меньшинства. Принятие решений большинством - самое главное средство легитимации и легализации власти. Но в то же время в демократическом государстве меньшинство, в частности, например организованная оппозиция, должна иметь пространство для реализации собственных идей, целей и взглядов на развитие общества. Совместное участие большинства и меньшинства при осуществлении власти позволяет принимать более обоснованные решения. На современном этапе получило свое развитие несколько искаженное понимание демократии, когда считается, что меньшинство должно диктовать правила и тенденции развития общества. «Создается впечатление, что обилие определений демократии существует для ухода от ее первозданного смысла и сведение ее до неких гарантий прав меньшинства»В демократическом государстве с высоким уровнем правовой культуры и развитой общественной моралью непременно должны существовать понимание и толерантность, терпимость к иному поведению и обычаям. Однако не стоит подменять понятия и иначе интерпретировать вышеназванный принцип. В демократическом обществе решения принимаются большинством, лишь с учетом мнения меньшинства, и предоставления ему средств для выражения своего мнения и своих взглядов. Разделение властей–это такой способ организации власти, который в демократическом государстве должен составлять основу конституционного строя, являться основополагающим принципом организации демократического государства. Разделение властей предполагает взаимный баланс и равновесие между законодательной, судебной и исполнительной властями, чтобы ни одна из них не могла получить доминирование над другой, сфокусировать всю полноту власти в свои руках. Такое равновесие достигается прежде всего системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, а также сотрудничать при решении важнейших государственных проблем. Практика показывает, что реализация принципа разделения властей сдерживает концентрирование властных полномочий в руках одной структуры и является необходимым условием народовластия. Идеологический и политический плюрализм.Идеологический плюрализм означает, признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм представляет собой наличие различных политических структур, неподконтрольно функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности. В условиях существования многопартийности предполагается существование легальной оппозиции. Конституцией налагается запрет лишь на деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и несоблюдение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности и суверенитета государства. Конституционно-правовая охрана данного принципа необходимая предпосылка осуществления народовластия, иначе в принципе не смогут функционировать важнейшие институты народовластия.Базой для политического плюрализма выступает экономическое многообразие. Под многообразием имеется в виду свобода экономической деятельности, здоровая конкуренция и отсутствие монополий, равноправие все форм собственности.Гражданское обществопредставляет собой систему самостоятельных и независимых от государственной власти общественных образований, институтов, основным назначением которых является обеспечение условий для самореализации граждан. Первостепенными функциями гражданского общества служат сдерживание политической власти от абсолютного контроля над всеми сферами жизни общества и личной жизнью граждан, защита от произвола властей, а также лоббирование общественных потребностей. Структуру гражданского общества составляют независимые общественные организации, функционирующие только ради реализации интересов граждан. К таковым относятся: политические движения и партии, независимые СМИ, правозащитные организации и т.п.К основным функциям демократии относятся:-Организационно-политическая. Данная функция включает в себя самоорганизацию народа как источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии;-Регулятивно-компромиссная - обеспечение деятельности субъектов демократии через сотрудничество и достижение компромисса.-Общественно-стимулирующая - обеспечение служения государства обществу, с учетом общественного мнения, активного участия граждан в жизни общества.-Учредительная -формирование органов государственной власти демократическим путем (выборы, конкурсы на замещение должностей)-Контрольная -обеспечение деятельности органов государственной власти в соответствии с законом, подконтрольность всех звеньев власти.-Охранительная -обеспечение государственными органами общественной безопасности, охрана гарантированных прав и свобод личности, пресечение всевозможных нарушений порядка, правонарушений;В государстве с демократическим режимом не отрицается принуждение, но предполагается его организации в определенных формах. Устранять преступные элементы и бороться с правонарушениями – основная функция государства. Важно понимать, что демократия не подразумевает вседозволенности. Демократическое государство не допускает игнорирование законов и обязывает всех своих граждан к законопослушанию.Режим демократии возможен только при следующих условиях:-высокий уровень экономического развития;-толерантность в обществе;-признание в обществе таких ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности; -участие значительной части населения в политической жизни, главным образом в выборах.Таким образом, политический режим представляет собой способ, с помощью которого осуществляется политическая и государственная власть. Политически режимы можно разделить на две большие группы – демократические и недемократические.В заключение работы отметим, что Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.ЗаключениеТаким образом, в заключение данного исследования можно сделать определенные выводы.Во-первых, форма государства является способом образования организации и осуществления государственной власти. Форма государства выражает его сущность и содержание.В структуру формы государства входят:-форма правления;-форма государственного устройства;-политический режим.Во-вторых, под формой правления подразумевают способ организации и взаимодействия всех органов государства. Существуют две формы правления – монархия и республика.В-третьих, форма государственного устройства – это способ административно-территориального строение государства. Выделяют унитарное государство, где субъекты не обладают самостоятельностью и все подчинено центру, федерации – где субъекты обладают относительной самостоятельностью и конфедерации – союз нескольких независимых государств. Существует мнение согласно которому конфедерацию не следует относить к одной из форм государственного устройства, поскольку она недолговечна и так или иначе распадается на отдельные унитарные государства или преобразуется в федерациюВ-четвертых, политический режим – это способ осуществления политической и государственной власти. Политический режим бывает демократический и недемократический. Среди недемократическихвыделяют авторитарный и тоталитарный режимы. Тоталитарный режим характеризуется большей жесткостью и контролем над всеми сферами жизни общества, тогда как при авторитаризме ограничиваются лишь политические права граждан. При демократическом режиме власть осуществляет народ, посредством различных институтов, главным образом выборов. Демократические режимы характерны для более развитых государств, с высокой экономикой и активным гражданским обществом.Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, выполнены, цель достигнута.Список литературыНормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 //Консультант ПлюсУчебная и иная литература2. Алексеев С. С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. - 320 с.3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М: Инфра-М, 2001.-602 с.4. Боброва Н.А Конституционный строй и конституционализм в России : Проблемы методологии, теории, практики : автореферат дис. доктора юридических наук : / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2004.-С.1145. Васильев, А.В. Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. — 4-е изд. — М., 2008.-449 с.6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Омега - Л, 2004. - 608 с.7. Григонис, Э.П. Конституционное право зарубежных стран / Э.П. Григонис, В.П. Григонис. - СПб., 2006.-320 с.8. Дробязко С. Г. Козлов В. С. Общая теория права: Учебное пособие для вузов. - Мн.: Амалфея, 2005. - 464 с.9. Любашиц В.Я. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2002.-410 с.10. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. 11. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.-548 с.12. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010.-336 с.13. Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2006.-451 с.14. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003.-504 с.15. Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко - М.: Теис, 1996. -475с.16. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. - 3 изд. пер. доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М.: 2008.-441 с.17. Флор И. Основы научной демократии: научно-организованное народовластие, Москва: Литео, 2017.-563 с.18.Хропанюк В.Н. Теория государства и права, Москва: Омега-Л, 2008.-445 с.19. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2006.-520 с.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 //Консультант Плюс
Учебная и иная литература
2. Алексеев С. С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. - 320 с.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М: Инфра-М, 2001.-602 с.
4. Боброва Н.А Конституционный строй и конституционализм в России : Проблемы методологии, теории, практики : автореферат дис. доктора юридических наук : / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2004.-С.114
5. Васильев, А.В. Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. — 4-е изд. — М., 2008.-449 с.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Омега - Л, 2004. - 608 с.
7. Григонис, Э.П. Конституционное право зарубежных стран / Э.П. Григонис, В.П. Григонис. - СПб., 2006.-320 с.
8. Дробязко С. Г. Козлов В. С. Общая теория права: Учебное пособие для вузов. - Мн.: Амалфея, 2005. - 464 с.
9. Любашиц В.Я. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2002.-410 с.
10. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. 11. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.-548 с.
12. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010.-336 с.
13. Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2006.-451 с.
14. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003.-504 с.
15. Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко - М.: Теис, 1996. -475с.
16. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. - 3 изд. пер. доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М.: 2008.-441 с.
17. Флор И. Основы научной демократии: научно-организованное народовластие, Москва: Литео, 2017.-563 с.
18.Хропанюк В.Н. Теория государства и права, Москва: Омега-Л, 2008.-445 с.
19. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2006.-520 с.
Вопрос-ответ:
Что такое форма государства?
Форма государства - это основная структурная характеристика государственной власти, которая определяет, как организовано государство, какие институты и органы управления существуют и как они взаимодействуют друг с другом.
Какие существуют формы государственного правления?
Существуют две основные формы государственного правления: монархия и республика. Монархия - это форма правления, при которой во главе государства стоит монарх (король, император и т.д.), унаследовавший власть по наследству. Республика - это форма правления, при которой во главе государства стоит президент или другой выборный глава государства.
Что такое унитарная форма государственного устройства?
Унитарная форма государственного устройства - это форма, при которой вся территория государства объединена в единое политическое и административное пространство. Власть в унитарном государстве сосредоточена в центральном правительстве, а региональные и местные органы власти имеют ограниченные полномочия и подчиняются центральным органам управления.
Какую форму государственного устройства имеет Россия?
Россия имеет федеративную форму государственного устройства. Это означает, что внутри Российской Федерации существуют единая федеральная система власти и самостоятельные субъекты федерации, которые обладают определенной степенью автономии и имеют право на принятие решений в рамках своих компетенций.
Что такое авторитарный политический режим?
Авторитарный политический режим - это форма правления, при которой государственная власть концентрируется в руках одного лидера или узкой группы лиц, которые несмотря на отсутствие законодательной и исполнительной независимости, оказывают контроль над государственными институтами и ограничивают политические свободы и гражданские права населения.
Что такое форма государства?
Форма государства - это организационно-правовая структура государственной власти, которая определяет способ установления, полномочия и функции органов государства, а также отношения между органами государственной власти и населением.
Какие бывают формы государственного правления?
Существуют две основные формы государственного правления: монархия и республика. В монархии власть принадлежит одному главному правителю - монарху, а в республике власть осуществляется выбранными представителями народа.
Что такое монархия?
Монархия - это форма государственного правления, при которой правителем является монарх, наследующий власть по наследству или получающий ее по особому порядку. Он может быть королем, царем, императором или другим титулом.
Какие бывают формы государственного устройства?
Существуют три основные формы государственного устройства: унитарная форма, федеративная форма и конфедерация. В унитарной форме государственного устройства власть сосредоточена в центральном правительстве, в федеративной форме власть разделена между центральным и региональными органами власти, а в конфедерации власть принадлежит независимым государствам, объединенным для решения общих вопросов.
Что такое политический режим?
Политический режим - это способ организации политической власти и осуществления политической власти в государстве. Существуют различные политические режимы, включая авторитарный, тоталитарный и демократический режимы.
Какие существуют формы государства?
В статье рассказывается о двух основных формах государства: монархия и республика.
Что такое монархия?
Монархия - это форма государства, в которой главой является монарх, то есть король, император или царь.