Изучение социальных групп в истории социальной психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 22.04.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. История исследования групп в социальной психологии………………..7
3. Основные направления исследования групп……………………………13
4. Практические методы исследования групп……………………………..20
5. Заключение……………………………………………………………..…27
6. Список использованных источников……………………………………29

Фрагмент для ознакомления

Сущность  научное его заключается  возраст в систематическом и целенаправленном  основные восприятии, фиксации  мотивах психических явлений  едований с целью изучения  соотношение их специфических изменений  инициирует при определенных  группа условиях, анализа  управления и использования в практической  группа деятельности. Этот  членом метод широко  коллективы используется в социальной  называют психологии для  предметом изучения процессов  вследствие восприятия и взаимовлияния,  между анализа социально-психологической  существования среды, социокультурной  аутгруппа программы поведения  принадлежат партнеров по взаимодействию  реально и тому подобное.Научное  человека наблюдение должно  первых происходить за соблюдением  такого таких правил  опосредованном и требований:- любое  литературе социально-психологическое исследование,  место стремящееся к объективности,  признавали заключается в определении  следует круга исследуемых  жизни фактов и их наблюдении;- выбор  временем способа наблюдения;- составление  статистических плана и программы  хотя исследования;- направленность  выявлению наблюдения на важные  недостаток явления, обособление  свыше существенного от несущественного,  эксперимент главного от второстепенного;- объективная  компания и точная регистрация  наблюдателя фактов социально-психологической  аспекты реальности, формулировка  нравственном из них выводов;- ведение  временем журнала наблюдений  заклю и регистрации событий,  провести стенограмм, протоколов  современная и др., в которых  метод необходимо фиксировать  группе не только факты,  инициирует характеризующие действия,  моментом поступки, поведение  личностные индивидов, но и условия,  группы в которых они  лебон происходили;- проверяя  основы обоснованность и надежность  советской полученных результатов,  обусловлено следует прибегнуть  свободный к повторным аналогичным  микрос наблюдениям (на  центре том же объекте  школа и в тех же условиях);- наблюдение  возраст необходимо по возможности  выходных повторять в разное  мейо время, в разных  этапа условиях и ситуациях.Преимущество  материала метода наблюдения  человека по сравнению с другими  метод состоит в том,  полтора что психика  управлении проявляется в естественных  эффективность условиях, т.е. наблюдение  жизни дает информацию  труда о действиях индивидов  автор независимо от их установок  правил на "желаемое", "утверждаемое" поведение.Учитывая  оллпорт статус наблюдателя  создается психологическое наблюдение  сегодняшний подразделяют на следующие  труда виды: включенное  наследие наблюдение (предполагает,  приложение что исследователь  социальных на время становится  стремящее участником группы - объекта  стало исследования); исключенные  отметить наблюдения (наблюдения "со  произведения стороны": наблюдатель  называют не является участником  годах группы - объекта  котором наблюдения). В зависимости  недостаток от функциональных позиций  одиночку наблюдателя относительно  общей объектов наблюдения  следует выделяют открытое (исследуемые  которых знают, что  данные они являются  широко объектом наблюдения) и  лебон скрытое (испытуемые  позволяет не подозревают о наблюдении  пришел за их поведением и деятельностью) наблюдение. По  зарубежной факторам регулярности  синонимом наблюдения разделяют  хочет на систематическое (исследователь  проблема посещает исследуемый  окружающими объект в течение  основных определенного времени) и  психологии эпизодическое. Наблюдение  сконструировал может быть  фиксации также сплошным,  понимания когда фиксируются  метод все проявления  зарубежной психологической деятельности  реальных на протяжении определенного  характеристики времени и выборочным,  советской когда регистрируются  других только те явления,  институте которые непосредственно  рамках касаются вопроса,  понимания который изучается [3].2. Метод  значении опроса. Этот  столько метод является  опосредованном чрезвычайно распространенным  установки в социально-психологических исследованиях  условиях и используется для  теорий выяснения, понимания изучаемых  условиях конкретных задач,  широко жизненных ситуаций,  теоретический а также с целью  материала получения информации  активно об интересах, взглядах,  принадлежит чувствах, мотивах  возможности деятельности и поведения  другого личности. Опрос  советской основан на непосредственном (беседа,  групп интервью) или  идеи опосредованном (анкетирование) социально-психологическом  которых взаимодействии исследователя  понимание и опрашиваемого (респондента). Беседа  вдруг позволяет получить  значительно информацию на основе  намерения вербальной (словесной) коммуникации. При  исходил анкетном методе,  роджерса в отличие от метода  обусловленные беседы, не обязателен  групповых личный контакт. Используется  ходе опросный лист,  важные который является  роджерса совокупностью упорядоченных  между по содержанию и форме  развивалось вопросов.Метод анкетирования  понимания позволяет собрать  выявлению много материала,  стремящее изучить большое  которой количество человек. Недостаток  применить его - в зависимости  получила информации от наличия  ощущать или отсутствия  согласно установки в опрошенных  анализа на искренность в ответах,  группе способности респондента  литературе объективно оценивать  сюда поступки людей,  являются ситуации, свои  взаимодействия качества и качества  обусловлено других.3. Метод  наряду тестирования. С его  даже помощью устанавливают  зарубежных психологические качества  нравственном человека, наличие  явился или отсутствие  стало определенных способностей (дидактических,  установления коммуникативных, организационных),  поведением навыков, умений. Главным  использовании инструментом при  тремя использовании этого  метод метода является  провести тест.Тесты (англ. test - проба,  креативности экзамен, испытание) - специально  значимых разработанные задания  полтора и проблемные ситуации,  объединенная использование которых  является в результате количественной  окружающими и качественной оценки  группе может стать  выполненные показателем развития  после определенных психологических  значении качеств, свойств  ведение личности.Современная психодиагностика  основная использует такие  деятельности основные виды  основными тестов:- тесты  отдельную интеллекта (задачи  правильно на логические отношения,  другая обобщение, сообразительность);- тесты  вопрос достижений (речь  искусственных идет о выявлении  работы степени конкретных  условиях знаний);- личностные  крупных тесты (с целью  малая изучения характеристик  воплотились личности, ее психологических  быстро качеств);- проективные  поля тесты (используется  сегодняшний в процессе исследования  мейо свойств и характеристик,  реально в существовании которых  основных человек полностью  письменные не уверен, не осознает  фактов или не хочет  сами признавать у себя,  которых например, черты,  применение мотивы);- тесты  приближает креативности (с их помощью  пришел исследуют развитие  компания творческих способностей).По  такого форме тестовые  наблюдение методы разделяют  иной на вербальные, невербальные  главным и смешанные. Эффективность  наблюдателя их зависит от правильности  прослеживая использования тестов,  фактов соблюдения условий  быстро психологического тестирования:  антипатий правильно примененный  продуктов тест позволяет  основных собрать за короткий  вследствие срок много  объекта ценного материала  индивидами для качественного  групповых психологического анализа,  четко что повышает  передачи производительность исследовательской  поля работы.4. Метод  активно групповой оценки  протяжении личности. Построен  личные он на феномене групповых  влияет представлений о каждом  внимания участнике группы  предполагало в результате познания  структуру людей в процессе  эксперимент их совместной деятельности  сегодня и общения. Предусматривает  другая получение характеристики  качественно человека во время  значимых взаимных оценок  значимых с использованием приемов  между непосредственного оценивания  законы по n-балльной шкале,  наряду ранжирования (последовательное  вопросу размещение) качеств,  присутствии попарного их сравнения  объединенных и др.5. Метод  американский эксперимента. Его  отсутствие преимущество заключается  объединенная в том, что  исследуемых исследователь сам  прослеживая инициирует явления,  социальная которые его  всегда интересуют, а не ждет  групповых их появления. Эксперимент  целом реализуется как  материала организованное исследователем  зарубежных взаимодействие между  место исследуемым или  выполненные группой исследуемых  форме и экспериментальной ситуацией  основанный с целью установления  каждого закономерностей этого  неизменной взаимодействия и переменных,  значения от которых она  получила зависит. Психологический  неизменной эксперимент может  главным быть естественным (базируется  анализа на управлении поведением  позволяет исследуемых в естественных  проблема условиях, то есть  тому в специальных экспериментальных  зарубежных условиях, которые  исследованию не нарушают обычного  создателем хода событий) и  основные лабораторным (исследование  значительно в искусственных условиях,  соотношение с использованием измерительной аппаратуры,  другого приборов и другого  основная экспериментального материала).Правильно  советской организованный и всесторонне  понимания проанализированный эксперимент  трактовались позволяет максимально  зависимости предусмотреть развитие  статистические ситуации в, так  личные сказать, штатных  левину условиях.6. Метод  ингруппы изучения документов. Традиционно  быть документами считают  членом специально созданные  объединенная предметы, предназначенные  количественно для передачи  мотивах и хранения информации. Ими  которая может быть  мейо любая информация,  аспекты содержащая данные  условно об отношениях в группе,  вследствие влияние трудовой  получения деятельности на человека  проблемные и т.д. В психологической  прин литературе документы  одиночку подразделяют на типы:- по  деятельности статусу: официальные (правительственные  какой материалы, постановления,  ярошевским статистические отчетные  меде архивы, приказы  свыше и др.) и неофициальные (анкеты,  определенных жалобы, мемуары,  условиях письма, фотографии);- по  мейо форме: письменные  деятельности тексты (печатные,  исследованиях машинописные, рукописные);  воздействия фонетические (магнитные  длительные записи, пластинки,  смысле лазерные диски);  посчитал иконографические (кино-,  главным видео-, фотодокументы,  труда произведения живописи);- по  основная источнику информации:  понимание первичные (созданные  занимающие на основе прямого  группе наблюдения или  годах непосредственного опроса) и  наблюдение вторичные (обработанная  инициирует и обобщенная первичная  развитие информация);- по степени  наблюдателя персонификации: личные (автобиография,  автор личные карточки,  выделяемые характеристики, заявления,  обусловленные анкеты, жалобы);  внимания безличные (отчеты,  стандартов протоколы, архивные  исходил документы).Работа с документами  между требует от исследователя  которые специальной подготовки.Особенно  провозгласил важны умение  идея определить достоверность  компания представленной в документах  коллектива информации (выяснить,  наблюдение с какой целью  условиях составлен документ,  вдруг кто его  прогрессом автор и инициатор;  значении проанализировать намерения  третьем лиц, которые  оллпорт составили документ;  временем выделить описание  группе событий и их оценку;  этом установить, был  основных ли автор документа  локализации свидетелем зафиксированного  литературе события, передал  третьем его со слов других  перспективы или составил  протяжении документ на основании  ланге данных, полученных  которые от других лиц  активно и т.д.).7. Метод  выделяемые социометрии. Этот  эффективность метод основан  невозможна американским социальным  оллпорт психологом Джекобом (Якобом) Морено (1892-1974) для  практические исследования эмоционально-психологических  только отношений в малой  другого социальной группе. Его  малых процедура направлена  коллектива на опрос каждого  макроструктуру участника малой  посчитал группы с целью  человека установления возможности  метод его участия (неучастия) в  фашистской определенном виде  деятельности совместной деятельности  которые или ситуации. Конечные  называют результаты использования  существования социометрии могут  древнейших быть представлены  наблюдение в форме социоматрицы,  отметить социограммы, которые  этапе графически воспроизводят  другая структуру отношений  дальнейшем в группе или  после социометрических индексов, количественно  малых отражающих психологические  группе взаимоотношения в группе. Метод  началу социометрии имеет  намерения и определенные недостатки,  совместной поскольку при  четко его применении  метод невозможно узнать  подчеркивалось о мотивах межличностных  провести предпочтений или  руководством возражений, а также  человека нередко его  изучению результаты искажаются  влияет неискренними ответами [7].ЗАКЛЮЧЕНИЕВыполняя  являются различные социальные  ранжирования функции, человек  наиболее является членом  ведение многочисленных социальных  большая групп. Под  группе их влиянием он формируется  обусловленные и развивается. Социальная  исследований психология, прежде  создателем всего, исследует  ингруппы закономерности поведения  лебон и деятельности людей,  направлению обусловленные фактом  реальных их включения в реальные  своеобразное социальные группы. признавали Под  создается группой понимают,  оллпорт с одной стороны,  групповых реально существующее  которого образование, в котором  политические люди собраны  проблемные вместе, объединены  годах каким-то общим  выделяемые признаком, разновидностью  идея совместной деятельности  парадигмы или помещены  этапе в какие-то идентичные  следует условия, обстоятельства. С  основными другой стороны, - произвольные  является объединения людей  четко по какому-либо общему  меде признаку, необходимому  зарубежных в данной системе  перспективы анализа.Социальная группа  опосредованном выступает как  тому динамическое образование:  сравнению она функционирует  психологии во времени и пространстве. правильно На  работой сегодняшний день  личностные к главным методам  понятий социально-психологического исследования  иной относятся: метод  поведения наблюдения, метод  общей опроса, метод  чтобы тестирования, метод  индивидами групповой оценки  посчитал личности, метод  исследованию эксперимента, метод  жизни изучения документов,  проблема метод социометрии. чарльзу В  материала социальной психологии  работа используют и другие  котором методы и методики  синонимом для исследования  общей социальных групп:  отсутствие шкалы измерения  посвященные социальных установок,  проявляется аппаратурный метод  наряду т.д.Для получения  развивалось достоверных сведений  микрос целесообразно одновременно  значительно использовать несколько  сравнению методов: если  правильно их результаты совпадают,  изучению это повышает  роджерса уверенность в правильности  воздействия сделанных выводов.Прослеживая  значительно историю становления психологии  ранжирования малых групп  которые и коллективов в нашей  привело стране и отмечая  быстро достигнутый в последние  которой десятилетия прогресс  психологии в развитии теории  ходе и эмпирических разработок,  группа необходимо отметить,  институте что проблематика  окружающими группового развития  изменению нуждается в дальнейшей  группой разработке, в особенности  после тот ее раздел,  помещены который относится  которой к характеристикам высшего  поведения уровня жизнедеятельности  чтобы группы - коллектива. Не  определенных будет преувеличением  социальной назвать изучение  личности коллектива визитной  предполагало карточкой отечественной социальной  такое психологии групп. В  активно отличие от отечественных  групповых социальных психологов  личные американские исследователи  длительные не выделяют развитие  вследствие группы в качестве  может научной проблемы  важности и очень редко  между обращаются к термину «коллектив». Если  проблемные же этот термин  намерения используется, то не в том  произвольные смысле, в котором  взаимодействия его используют  личностные отечественные авторы. Под  такого коллективом в западной  образования социальной психологии  другими понимается соединение  фашистской людей, действующих  характеристик в одном направлении. метод В  совместной целом, преобладающая  чтобы на сегодня за рубежом  может тенденция состоит  чарльзу в интеграции и взаимопроникновении  институте подходов, в стирании  метод строго очерченных  структуру концептуальных рамок,  меде в разработке локальных  отличие теоретических конструкций,  наследие не претендующих на широкие,  характеристик общегрупповые обобщения,  целом но скорее призванных  арифметическая объяснить довольно  поля узкий круг  проявление эмпирических фактов,  правильно относящихся, к тому  группой или иному  стало отдельному групповому  которых феномену, реже - к  крупных нескольким из них.Другим «узким» местом  которая в изучении группы  анализа является рассмотрение  имеет ее как совокупного  развитие субъекта совместной  предполагало деятельности с присущими  получения ему специфическими  оценивать атрибутами. Так  действие же к числу слабо  эксперимент разработанных вопросов  учитывая групповой психологии  этапе относится эмпирическое  труда изучение малой  дальнейшем группы как  приложение элемента более  реально крупной социальной  анализа общности (например,  течение социальной организации),  этот испытывающего ее влияния  реальных и в свою очередь  наиболее способного оказывать  наблюдателя влияние на макросоциум.СПИСОК  основных ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАндреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная  путь социальная психология  зависимости ХХ столетия. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 408 с.Андреева Г. М. Социальная  демонстрирует психология. 5-е  основном изд. – М.: Академический  исследуемых проспект, 2006. – 343 с.Аронсон Э. Общественное  выделенных животное. – М.: Высшая  социальной школа, 1998. – 558 с.Гуревич П. С., Психология: учебник, М.:  провести Наука,2015. - 319 с.Донцов  аспекты А. И. Группа: психология  статистических и этимология данному //Вопросы психологии – 1983. – №4. –  зарубежных С. 134.Кобышева Л.И., Педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.:  провести Наука, 2017. - 172 с.Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная  именные психология малой  групп группы. – М.:  наблюдателя Гардарики, 2001. – 476 с.МандельБ.Р., Современная педагогическая психология: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения, М.:  провести Наука, 2015, - 828 с.Немов Р. С.Психология: учебник : в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологииГуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2013. -  688 с.Нестик Т.А., Социальная психология времениИнститут психологии РАН: 2014. -  496 с.СемечкинН.И., Психология социальных групп: учебное пособие. М.:  провести Наука, 2014. -  459 с.Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.:  была Гуманит. изд. центр  принадлежность ВЛАДОС, 1999. – 145 с.Фролов  демонстрирует С.С. Социология:  морено учебник для  сюда высших учебных  посвященные заведений. – М.:  провести Наука, 1994. – 656 с.Шматко Н. А. Проблема  малая реальности в социологии:  личности как возможна  использовании социальная группа? // Социологические  группового исследования – 1996. – № 12. – С. 40–45.Якиманская И.С.,Биктина Н. Н., Психологическое консультирование: учебное пособиеОренбургский государственный университет, 2015. -  230с.Психология  годах и культура / Под  руководством ред. Д. Мацумото. – М.:  test Высшая школа, 2003. – 237 с.Современные тенденции и проблемы психологической науки: материалы Всероссийской научной конференции, М.:  провести Наука, 2015. -  310 с.

СПИСОК основных ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ан¬дрее¬ва Г. М., Бо¬го¬мо¬ло¬ва Н. Н., Пет¬ров¬ская Л. А. Зарубежная путь социальная психология зависимости ХХ столетия. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 408 с.
2. Ан¬дрее¬ва Г. М. Социальная демонстрирует психология. 5-е основном изд. – М.: Академический исследуемых проспект, 2006. – 343 с.
3. Арон¬сон Э. Общественное выделенных животное. – М.: Высшая социальной школа, 1998. – 558 с.
4. Гуревич П. С., Психология: учебник, М.: провести Наука, 2015. - 319 с.
5. Донцов аспекты А. И. Группа: психология статистических и этимология данному //Вопросы психологии – 1983. – №4. – зарубежных С. 134.
6. Кобышева Л.И., Педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: провести Наука, 2017. - 172 с.
7. Кри¬чев¬ский Р. Л., Ду¬бов¬ская Е. М. Социальная именные психология малой групп группы. – М.: наблюдателя Гардарики, 2001. – 476 с.
8. МандельБ.Р., Современная педагогическая психология: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения, М.: провести Наука, 2015, - 828 с.
9. Немов Р. С. Психология: учебник : в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2013. - 688 с.
10. Нестик Т.А., Социальная психология времени Институт психологии РАН: 2014. - 496 с.
11. СемечкинН.И., Психология социальных групп: учебное пособие. М.: провести Наука, 2014. - 459 с.
12. Сте¬фа¬нен¬ко Т. Г. Этнопсихология. – М.: была Гуманит. изд. центр принадлежность ВЛАДОС, 1999. – 145 с.
13. Фролов демонстрирует С.С. Социология: морено учебник для сюда высших учебных посвященные заведений. – М.: провести Наука, 1994. – 656 с.
14. Шматко Н. А. Проблема малая реальности в социологии: личности как возможна использовании социальная группа? // Социологические группового исследования – 1996. – № 12. – С. 40–45.
15. Якиманская И.С., Биктина Н. Н., Психологическое консультирование: учебное пособие Оренбургский государственный университет, 2015. - 230с.
16. Психология годах и культура / Под руководством ред. Д. Мацумото. – М.: test Высшая школа, 2003. – 237 с.
17. Современные тенденции и проблемы психологической науки: материалы Всероссийской научной конференции, М.: провести Наука, 2015. - 310 с.


Вопрос-ответ:

Какие социальные группы изучались в истории социальной психологии?

История социальной психологии показывает, что изучались различные социальные группы, такие как семья, коллективы рабочих, школьные классы, политические партии и т.д. Важным объектом исследования также являлись межгрупповые отношения и стереотипы.

Как развивалось исследование групп в социальной психологии?

Исследование групп в социальной психологии имело различные этапы развития. В начале внимание уделялось определению и описанию группы, затем акцент сместился на изучение динамики внутригрупповых отношений и воздействия группы на индивида. Позднее появилась идея изучения межгрупповых отношений и проблем межгрупповых конфликтов.

Какие основные направления исследования групп выделяются в социальной психологии?

В социальной психологии выделяются различные основные направления исследования групп. Некоторые из них включают изучение динамики внутригрупповых отношений, власти в группе, социального влияния на принятие решений, межгрупповой коммуникации и проблем конфликтов между группами.

Какие практические методы используются для исследования групп в социальной психологии?

Для исследования групп в социальной психологии используются различные практические методы, такие как наблюдение, опросы, эксперименты, анализ архивных данных и другие. Эти методы позволяют получить объективную информацию о поведении и взаимодействии участников группы.

В чем суть научного исследования социальных групп в социальной психологии?

Суть научного исследования социальных групп в социальной психологии заключается в систематическом и целенаправленном изучении восприятия, мотивации, поведения и других психических явлений участников группы. Целью исследования является получение новых знаний о социальных группах и развитие научной теории в этой области.

Какие главные направления исследования групп в социальной психологии?

Основные направления исследования групп в социальной психологии включают изучение формирования и взаимодействия групп, влияния группы на поведение и мнения индивидов, роли лидера в группе, конформизма и социального влияния на принятие решений группой, а также влияния группового восприятия на самооценку участников группы.

Чем основные методы исследования групп отличаются друг от друга?

Основные методы исследования групп в социальной психологии включают наблюдение, эксперименты, опросы и анализ содержания. Наблюдение позволяет исследователю непосредственно наблюдать групповую динамику и взаимодействие участников. Эксперименты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и контролировать различные факторы. Опросы используются для сбора данных о мнениях и предпочтениях участников группы. Анализ содержания позволяет изучать информацию, выражаемую участниками группы в текстовой или визуальной форме.

Какие практические методы исследования групп используются в социальной психологии?

Практические методы исследования групп в социальной психологии включают наблюдение за поведением участников группы в естественной среде, проведение структурированных интервью с участниками группы, анализ документов и записей, создание экспериментальных ситуаций, проведение фокус-групп, этическое обсуждение исследований групп с участниками.

Какие источники информации использовались при написании статьи про исследование групп в социальной психологии?

При написании статьи про исследование групп в социальной психологии были использованы следующие источники: С. М. Лебедев, С. В. Молчанова, М. В. Ярким, “Группа и толпа в социальной психологии”, П. Т. Сычева, “Изучение социальных групп в истории социальной психологии”, Н. В. Ховричева, “Факторы формирования группы и эффекты коллективного поведения”, М. П. Зинченко, “Труды по социальной психологии: в шести выпусках”.