Исследование уравнений и неравенств с параметром
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 24.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
1. Уравнения и неравенства с параметром – основные понятия. 6
2. Определение параметра 8
3. Основные формулировки задач с параметрами 10
4. Уравнения и неравенства с параметрами – применение на практике 13
4.1 Уравнения с параметрами 13
4.2 Неравенства с параметрами 16
4.3 Свойства неравенств c параметрами 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Пример 3. Сколько корней при различных значениях параметра а имеет уравнение вида:
Решение будет следующим. Ответ на поставленный вопрос связан с числом точек пересечения графика полуокружности и прямой у = х + а. (рис. 1)
Рисунок 1 – Решение уравнение примера 3
Прямая, являющаяся касательной, имеет формулу
Таким образом, заданное уравнение:
не имеет корней при а < –2 или а > ;
имеет один корень при –2 < а < 2 или при а = ;
имеет два корня при 2 < а <
4.2 Неравенства с параметрами
Решение неравенств с параметром обычно существенно сложнее решения уравнений. Для начала необходимо отметить вводные замечания. Например, рассмотрим неравенство вида
Если подставить в это неравенство х=1, получим 10>10. Если последнее числовое неравенство верно, то х=1 является решением исходного неравенства. Если же это числовое неравенство неверно, то х = 1 не является решением исходного неравенства. Таким образом, в зависимости от того, верно или неверно неравенство 10>10, мы включим или не включим x = 1 в число решений.
С аналогичными ситуациями при решении неравенств с параметрами мы будем сталкиваться очень часто. Поэтому, чтобы решение неравенств не превратилось в манипуляции с буквой «х», необходимо проанализировать поставленные в начале этого параграфа вопросы и найти на них ответы. Для получения последних приведем определения 1 и 2.
Определение 1. Число а больше числа b (записывается а>b), если разность (а - b) - положительна.
Из этого определения сразу следует, что:
5 > 3 это верно, поскольку разность 5-3 = 2 является положительной;
2 > 5 это неверно, поскольку разность 2 - 5 = -3 является отрицательной;
5 > 5 это неверно, поскольку разность 5-5 = 0, а 0 не является ни положительным. ни отрицательным числом;
0 > 0 это неверно по вышеприведенной причине.
Определение 2. Число а больше или равно, чем число b (записывается а≥b, если разность (а - b) - положительна или равна 0.
Из последнего определения сразу следует, что неравенство:
5 > 3 это верно, поскольку разность 5-3 = 2 является положительна. В этом случае необходимо отметить, что условия разность (а - b) - положительна или равна 0, не должны выполняться одновременно. В определении требуется, чтобы выполнялось хотя бы одно из этих условий - разность положительна или разность равна 0. Более того, одновременно эти условия никогда не должны выполнятся.
2 > 5 это неверно, поскольку разность 2 - 5 = -3 является отрицательной;
5 > 5 это верно, поскольку разность 5-5 = 0;
0 > 0 - это верно по вышеприведенной причине.
Из сказанного ясно, что неравенства 1,2 и 4, выписанные в начале этой главы реферата, верны, а неравенство 3 - неверное.
4.3 Свойства неравенств c параметрами
Кроме определений 1 и 2, необходимо при решении неравенств с параметрами учитывать их свойства :
если к обеим частям неравенства прибавить произвольное число с, знак неравенства не изменится. Т.е., если а < b и с - произвольное число, то
а + с < b + с.
если обе части неравенства умножить на произвольное, положительное число к, то знак неравенства не изменится. Т.е., если а < b и к > 0, то ка < кb;
если обе части неравенства умножить на отрицательное число к, то знак неравенства изменится на противоположный. Следовательно, если а < b и к < 0, то кa > кb.
если а < b и b < с, то а < с.
Это четвертое свойство, называемое в математике транзитивностью, выражает следующее: если первое число меньше второго (а < b), а второе меньше третьего (b< с), то первое число меньше третьего (а < с).
Необходимо в данном случае отметить одно замечание. В случае деления обеих частей неравенства на к можно представить как умножение 1/к. В таком случае из свойств 2 и 3 следует, что при делении обеих частей неравенства на положительное число к знак неравенства не изменится, а при делении на отрицательное число знак неравенства изменяется на противоположный.
Для подтверждения вышеприведенных высказываний решим пример.
Пусть мы имеем неравенство вида:
Решение зависит от знака коэффициента при х (а не только от равенства или неравенства этого коэффициента нулю). Действительно, если мы разделим (умножим) обе части неравенства на отрицательное число, знак неравенства меняется на противоположный.
Правильный ответ будет следующий.
если а > 0, то
если а = 0, то х Є Ø
если а < 0, то
Заключение
В заключении отметить, что уравнения и неравенства с параметром очень часто применяются на ЕГЭ – едином государственном экзамене. Залог успеха этого мероприятия — постоянные занятия математикой в течение всего периода обучения в школе, своевременное выявление и ликвидация возникающих (неизбежно!) проблем. Поэтому учителя и ученики должны постоянно практиковать современные методы математики и начала математического анализа, что в последствии последним, будучи уже студентами, будет проще осваивать в ВУЗах основы прикладной математики, теорию вероятностей и статистики с последующим программированием заранее разработанных математических алгоритмов.
В данной работе достигнута основная цель – исследованы уравнения и неравенства с параметром.
Исходя из поставленной в данном реферате цели, были выполнены следующие задачи:
приведены основные понятия при исследовании уравнений и неравенств с параметром;
приведены определение параметра и основных формулировок задач с параметрами;
приведены практические примеры уравнений и неравенств с параметром.
Также в процессе написания реферата были использованы современные и классические источники литературы и глобальной сети Internet.
Список использованной литературы
Крамор В. С. Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. — М.:ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. — 416 с.
Семенов А. В. Единый государственный экзамен. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / А. В. Семенов, А. С. Трепалин, И. В. Ященко, И. Р. Высоцкий, П. И. Захаров; под ред. И. В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. — М.: Интеллект-Центр, 2017. — 192 с.
Высоцкий В. С. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. М.: Научный мир, 2011. - 316 с
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 11 класс : профил. уровень / [В. Н. Соломин, К. М. Столбов, М. Я. Пратусевич, А. Н. Головин]. — М.: Просвещение, 2012. — 96 с.
Пратусевич М. Я. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / М. Я. Пратусевич, К. М. Столбов, А. Н. Головин. — М. : Просвещение, 2010. — 463 с.
2
1. Крамор В. С. Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. — М.:ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. — 416 с.
2. Семенов А. В. Единый государственный экзамен. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / А. В. Семенов, А. С. Трепалин, И. В. Ященко, И. Р. Высоцкий, П. И. Захаров; под ред. И. В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. — М.: Интеллект-Центр, 2017. — 192 с.
3. Высоцкий В. С. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. М.: Научный мир, 2011. - 316 с
4. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 11 класс : профил. уровень / [В. Н. Соломин, К. М. Столбов, М. Я. Пратусевич, А. Н. Головин]. — М.: Просвещение, 2012. — 96 с.
5. Пратусевич М. Я. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / М. Я. Пратусевич, К. М. Столбов, А. Н. Головин. — М. : Просвещение, 2010. — 463 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные понятия связанные с параметром рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные понятия, связанные с параметром, такие как уравнения и неравенства с параметрами, определение параметра и основные формулировки задач с параметрами.
Каким образом можно определить параметр в уравнении или неравенстве?
Определение параметра в уравнении или неравенстве происходит путем введения неизвестной величины, которая может принимать различные значения.
Какие задачи могут быть с параметрами?
Задачи с параметрами могут быть разнообразными, например, рассматривается нахождение количества корней уравнения при различных значениях параметра, а также исследование свойств неравенств с параметрами.
В чем заключается применение уравнений и неравенств с параметрами на практике?
Уравнения и неравенства с параметрами могут быть использованы для моделирования различных явлений, а также для нахождения оптимальных значений переменных в задачах оптимизации.
Какое решение имеет уравнение при различных значениях параметра?
Решение уравнения может зависеть от значения параметра и может иметь разное количество корней при различных его значениях.
Что такое уравнение с параметром?
Уравнение с параметром - это уравнение, в котором присутствует неизвестный параметр. Изменяя значение параметра, мы можем получить различные решения уравнения.
Как определить параметр в уравнении?
Для определения параметра в уравнении, нужно найти такие значения параметра, при которых уравнение имеет решение. Это достигается путем подстановки значений параметра в уравнение и нахождения решения.
Как применяются уравнения и неравенства с параметрами на практике?
Уравнения и неравенства с параметрами широко применяются в реальной жизни. Например, они используются в физике для моделирования различных процессов, в экономике для определения оптимальных условий, в биологии для анализа развития популяций и так далее.