Криминалистическое изучение личности несовершеннолетнего преступника и его использование судом 1 инстанции
Заказать уникальный доклад- 7 7 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 25.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
При опросе следователей, 47 % ответили, что предусматривают при подготовке к допросу и другим следственным действиям с участием несовершеннолетнего обвиняемого возможные варианты его ответов и поведения, 18 % опрошенных ответили, что приемы рефлексии применяют иногда и 11 % дали на этот вопрос отрицательный ответ.Качество подготовки следователя к производству следственных действий зависит также от наличия совокупности профессиональных и специальных знаний следователя.После получения всей необходимой информации, составляющей круг обстоятельств, характеризующих личность подозреваемого, обвиняемого лица, а также сопоставления всех фактов, свидетельствующих о полном расследовании и раскрытии преступления, совершенного несовершеннолетним лицом, следователь (дознаватель) выносит постановление о привлечение его в качестве обвиняемого. Стоит отметить, что этот момент является значимым для несовершеннолетнего, так как после вынесения постановления он приобретает обширный круг прав и обязанностей, что является важнейшей гарантией осуществления процессуальной деятельности по уголовному преследованию виновного лица. В последующем следователь (дознаватель) ознакамливает его с материалами дела, которые собраны в период расследования преступления и включены в обвинение. При этом УПК РФ не устанавливает каких-либо сроков для изучения дела, однако устанавливает ограничения, что процесс не должен затягиваться. После изучения материалов уголовного дела, следователь (дознаватель) составляет обвинительное заключение и передает его прокурору, который утверждает его и передает в суд первой инстанции. В момент вынесения судом первой инстанции определения о назначении судебного заседания несовершеннолетний преступник приобретает новый статус – подсудимый и еще расширяет круг своих прав и обязанностей. На стадии судебного разбирательства суд должен максимального обеспечить законность и правомерность процесса. Как отмечает Пленум Верховного Суда Российской Федерации, в целом, суды Российской Федерации соблюдают предписания Уголовного и Уголовного-процессуального кодексов Российской Федерации в части ведения судебного заседания, где подсудимым выступает несовершеннолетнее лицо. Правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших.Таким образом, суды первой инстанции, ведя судебного заседания, должны учитывать всю ту информацию, которая была собрана на этапе предварительного расследования следователем (дознавателем). При этом в качестве судья в таком необычном процессе должен быть наиболее опытный судья. Также судья должен обладать не только опытом в сфере судейства, но и владеть и правильно оперировать знаниями педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии.Подводя итог, мы можем сделать вывод, что информация о несовершеннолетних преступниках, имеющая криминалистически важное значение, является базисом для правильного, точного и своевременного расследования и раскрытия преступления следователем (дознавателем), а также является гарантией от необоснованного и незаконного обвинения и осуждения такой социально незащищенной группы как несовершеннолетние. Для достижения этой цели законодатель в статье 73 УПК РФ установил круг обстоятельств, подлежащих доказыванию:Статья 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) устанавливается круг обстоятельств, подлежащих доказыванию. Законодатель выделил следующий перечень обстоятельств:Событие преступления, куда входят время, место способ и другие обстоятельства;виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;характер и размер вреда, причиненного преступлением;обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).Так, в круге обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего преступника, выделяют нравственное-биологические, социально-демографические, нравственно-психологические, психофизиологические факторы и социальный статус несовершеннолетнего, которые в совокупности дают наиболее полную и точную картину о личности несовершеннолетнего преступника.Список использованной литературы:https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics;http://crimestat.ru/offenses_ma;И.А. Макаренко Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого;Н.И. Малыхина Криминалистическое учение о лице, совершившем преступление: исторические аспекты формирования и современное состояние // bkrim.ru;С.Е. Тимошенко Криминалистическое назначение изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление;
2. http://crimestat.ru/offenses_ma;
3. И.А. Макаренко Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого;
4. Н.И. Малыхина Криминалистическое учение о лице, совершившем преступление: исторические аспекты формирования и современное состояние // bkrim.ru;
5. С.Е. Тимошенко Криминалистическое назначение изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление;
Вопрос-ответ:
Что предусматривается при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого?
При подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого следователи предусматривают возможные варианты его ответов и поведения, чтобы быть готовыми к различным ситуациям.
Какие приемы рефлексии могут быть применены при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого?
Некоторые следователи применяют приемы рефлексии при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого. Это помогает предугадать возможные реакции и действия ребенка.
Сколько следователей применяют приемы рефлексии при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого?
Из 47 опрошенных следователей, 18 ответили, что иногда используют приемы рефлексии при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого.
Сколько следователей не применяют приемы рефлексии при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого?
Из 47 опрошенных следователей, 11 ответили, что не применяют приемы рефлексии при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого.
Какое влияние имеет подготовка следователя на качество следственных действий в отношении несовершеннолетнего преступника?
Качество подготовки следователя к производству следственных действий в отношении несовершеннолетнего преступника влияет на результат и эффективность проведения следствия.
Какое значение имеет криминалистическое изучение личности несовершеннолетнего преступника при его использовании судом 1 инстанции?
Криминалистическое изучение личности несовершеннолетнего преступника имеет большое значение при использовании судом 1 инстанции. Это позволяет более точно определить мотивы и характер преступления, а также понять возможную опасность данного лица и необходимость его дальнейшей коррекции через специальные программы и меры.
Как подготавливаются следователи к допросу несовершеннолетнего обвиняемого?
Подготовка следователей к допросу несовершеннолетнего обвиняемого включает предусмотрение возможных вариантов его ответов и поведения. При этом, следователи обращают внимание на особенности психологии и возрастных особенностей несовершеннолетнего, чтобы правильно определить способы контакта, адекватные методы воздействия и возможные пути получения необходимой информации.
Какие приемы рефлексии используются следователями при проведении следственных действий с несовершеннолетним обвиняемым?
Опросив 47 следователей на этот вопрос, 18 из них ответили, что применяют приемы рефлексии иногда. Конкретные приемы могут включать установление контакта с несовершеннолетним, создание доверительной атмосферы, выявление его мотиваций и причин совершения преступления. Использование приемов рефлексии помогает более полно и точно понять обвиняемого и его действия, а также принять правильные решения на каждом этапе следственных действий. Однако 11 следователей ответили отрицательно на этот вопрос, что может говорить о различиях в подходе и методологии работы.