Социально-психологическое направление в социальной работе с ребенком с ОВЗ его семьей.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 36 36 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 02.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ 5
1.1 Основные проблемы семей, имеющих детей с инвалидностью 5
1.2 Понятие и сущность социальной работы с детьми с ОВЗ 7
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ОВЗ В СОЦИО - ЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.НЕФТЕКАМСКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 12
2.1. Характеристика ГБУ РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Нефтекамска Республики Башкортостан 12
2.2. Уровень психологической и социальной помощи семье, имеющего ребенка с ОВЗ, оказываемый в РЦ для детей и подростков с ОВЗ г. Нефтекамска Республики Башкортостан 16
2.3. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36


Фрагмент для ознакомления

Наряду с этим специалисты (педагог-дефектолог, педагог-психолог) проводят работу с родителями, которая организуется следующим образом. Фронтальная работа проводится со всеми родителями группы. В процессе этой работы специалисты большое внимание уделяют педагогическим технологиям общения (вербальным и невербальным формам) родителей со своими детьми; роли и значению игрушки и игры в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста; роли дидактической игры и театрализованной деятельности в познавательном развитии детей; формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности.Индивидуальная программа работы специалистов с родителями имеет целью обучить родителей педагогическим технологиям общения со своими детьми; организации игровой деятельности детей в семье; сформировать у родителей уверенный и активный стиль воспитания.В своей практической работе ими используются психолого-педагогическая диагностика с дополнительными видами терапии: (агротерапия, зоотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, иппотерапия и др. Основными формами работы специалистов с детьми являются индивидуальные и групповые занятия. Основная форма деятельности, которую используют специалисты в работе с родителями, — лекционно-просветительская.Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Таким образом, один из центральных вопросов семьи, имеющей ребенка с нарушениями в развитии, является создание оптимальных микросоциальных условий. Для этого необходимо решить следующие проблемы (рисунок 13).Рисунок 13 – Решение проблем микросоциальных условийСпециалисты реабилитационного центра пытаются повысить самооценку матерей с пассивной личностной позицией, выслушать и поддержать мам с повышенной тревожностью. Родители должны все знать о болезни своего ребенка, возможных перспективах развития, методах воспитания. К услугам родителей — консультации психотерапевта — индивидуальные беседы и групповые психотренинги.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе были рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи, имеющие детей с ограниченными физическими возможностями. В ходе работы было выяснено, что комплекс проблем семей с детьми с ОВЗ так широк, что затрагивает практически все сферы жизнедеятельности, являясь помехой их нормальному функционированию, и требует поиска новых эффективных способов разрешения. В последние годы наметилась положительная тенденция в социальной поддержке таких семей, чему способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми с ОВЗ (прежде всего на региональном уровне), определенная перестройка сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, и динамичный рост числа специализированных центров для реабилитации детей с ОВЗ. Особое внимание уделяется социальному сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов, развитию и внедрению программ социально-реабилитационных услуг. Но всё это, к сожалению, мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Ребёнок - инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, и всегда готовы прийти на помощь. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения и т.д. Именно поэтому от того, насколько качественно система социальной - психологической реабилитации и сопровождения будет решать возникающие в таких семьях проблемы, зависит социализация и дальнейшая адаптация детей-инвалидов к полноценной жизнедеятельности в обществе. Роль семьи в этой ситуации не должна быть пассивной. Необыкновенно важны инновационные разработки и программы специалистов различного профиля для работы с «особыми» детьми в условиях государственных социальных центров и средства для их реализации. Кроме того, современная концепция предполагает, что должен меняться не только человек с ОВЗ, входящий в общество, не только его окружение, но и само общество, которому важно изжить негативные установки по отношению к «не таким» людям, сгладить ступени и убрать узкие двери (в прямом и переносном смысле), предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем находятся в крайне неблагоприятном психологическом состоянии. Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, подразумевает приспособление, оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных и детско-родительских отношений.Рекомендуется проведение коррекции внутреннего психологического состояния родителей, коррекции взаимоотношений между матерью и ребенком. Для того чтобы родительская любовь стала сильной, формирующей характер ипсихическое состояние ребенка, родители детей-инвалидов должны обладать устойчивой психикой и уметь контролировать свое внутренне состояние спокойствия. Необходимо непрерывно работать над своим эмоциональным отношением к ребенку и настроением внутри семьи, стараться устранять социальную изоляцию родителей.Лишь непрерывная работа над собой и ребенком в социально-психологическом направлении позволит сделать жизнь всех членов семьи более адаптированной.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1АНКЕТА «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УСЛУГАМИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА И ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ»Благодарим Вас за участие! Опрос анонимен.Ваш пол:_Возраст: _Кем являетесь ребенку:1. Удовлетворены ли Вы качеством бытовых условий проживания, предоставляемых Вашему ребенку: комфортность, уборка помещений, освещение комнат, температурный режим, смена постельного белья, работа гардероба?:А) даБ) нет2.Довольны ли Вы организацией досуга в данном центре (культурные мероприятия: музей, театр, кинотеатр, цирк и др.)?А) даБ) нет3.Оценка медицинского обслуживания на Ваш взгляд.А) удовлетворяетБ) не удовлетворяет4.В какой помощи Вы нуждаетесь больше всего (материальная, социальная, медицинская, психологическая, педагогическая)? Ответ: 5.Насколько часто испытываете стресс, напряженность из-за проблем, связанных с вашим ребенком?А) Никогда В) Довольно частоБ) Иногда Г) Постоянно6.Ваша оценка социально - педагогических услуг.А) удовлетворяют Б) не удовлетворяют7.В каких образовательных услугах нуждается Ваш ребенок (перечислить):8. Удовлетворены ли Вы доступностью и полнотой информации о перечне услуг, условиях и порядке их предоставления учреждением?:А) даБ) нет В) не могу определить 9.Достаточно ли Вас информируют в данном Реабилитационном Центре о правах ребенка; о социальных и медицинских льготах?А) даБ) нет В) не могу определить10.Как оцениваете отношение других детей, посещающих данное учреждение, к вашему ребенку?А) Хорошее Б) РавнодушноеВ) Неприязненное Г) Снисходительное11.Оцените по 5 бальной шкале уровень предоставляемых услуг (работы специалистов) Реабилитационного Центра:1) 5-высокий уровень2) 4-хороший уровень3) 3-средний уровень4) 2 -удовлетворительный уровень5) 1 - неудовлетворительный уровень12. Что бы Вы могли предложить для повышения качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (какую помощь хотели бы получить от государства)?Ответ:Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5

1. Артамонова Е.И., Зырянова Е.В.. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие для ВУЗов. М. «Академия». 192с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М. АСТ. Астрель. 2009. 238 с.
3. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов// СоцИС.2002. - №6,- с.116-121.
4. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. Учебное пособие. – 2-е изд. – М. : «Дашков и К», 2010. – 224 с.
5. Медведева, Т. Шишова. М. Разноцветные белые вороны. «Семья и школа». 1996. 270 с.
6. Ярская-Смирнова Е.Г. Социальная работа с инвалидами. М, -2005. - 310 с.
7. Основы социальной работы./ Отв. Ред. Павленок П.Д. М. ИНФРА М.,-1998.
8. Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. - 2001.- №11. - С.15-17.
9. Технологии социальной работы/ под ред. Е.И. Холостовой. - М, -2002.- 400 с.
10. Теория социальной работы. /Под ред. проф. Е.И. Холостовой.-М. Юристь, -1998.
11. Холостова Е.И. Социальная работа с детьми инвалидами.
12. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании// Дефектология. - 2002. -№3. - с.67.
13. Зелинская Д.И. О состоянии детской инвалидности и реализации Федеральной целевой программы «Дети инвалиды»//Рос. Педиатр. Журнал.-2001, №2.
14. Ярская-Смирнова Е.Г. Социальная работа с инвалидами. М, -2005. - 310 с.
15. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов / Под ред. Г.Е. Пашиновой. – Красноярск: ООО «Издательская группа «Всем, всем, всем!», 2009. – 32 с.
16. Осухова Н. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] – Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.
17. Проблемы семьи и детства в современной России: материалы научно-практической конференции. - Ульяновск: Практика. - 2008., ч. 2. - 41 с.
18. Методические пособия Э.Г. Эйдемиллер «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М. — СПб., 1996),

Вопрос-ответ:

Какие основные проблемы возникают у семей, имеющих детей с инвалидностью?

У семей, имеющих детей с инвалидностью, возникают различные проблемы, такие как ограниченный доступ к образованию и медицинским услугам, социальная изоляция, финансовые трудности, необходимость постоянного ухода за ребенком, отсутствие поддержки от общества и стигматизация. Все эти проблемы могут оказывать значительное влияние на жизнь семьи и ее членов.

Что подразумевается под понятием "социальная работа с детьми с ОВЗ"?

Социальная работа с детьми с особенностями в развитии (ОВЗ) представляет собой комплексную деятельность, направленную на оказание помощи этим детям и их семьям. Она включает в себя оценку потребностей ребенка и его семьи, разработку индивидуальной программы поддержки, поиск доступных ресурсов и организацию сопровождения для семьи.

Как организовано социальное сопровождение семей с ОВЗ в Нефтекамске, Республика Башкортостан?

В городе Нефтекамск, Республика Башкортостан, социальное сопровождение семей с детьми с ОВЗ осуществляется в Государственном бюджетном учреждении "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья" (ГБУ РЦ). В этом учреждении предоставляются различные услуги поддержки, включая медицинскую, психологическую, социально-педагогическую помощь, а также организуются специальные образовательные программы для детей с ОВЗ.

Какие услуги предоставляются в ГБУ РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Нефтекамске?

В ГБУ РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Нефтекамске предоставляются следующие услуги: медицинское обследование и лечение, психологическое консультирование и поддержка, социальная адаптация и реабилитация, специальные занятия и занятость для детей с ОВЗ, помощь в организации образования и досуговых мероприятий.

Какие основные проблемы у семей, имеющих детей с ОВЗ?

Основные проблемы таких семей связаны с ограниченными возможностями ребенка, его недостаточной самостоятельностью, неразвитой коммуникативной и социальной сферой. Семьи сталкиваются с трудностями в обеспечении здоровья и приспособлении к окружающей среде, а также с неразрешенными конфликтами и неудачами в образовании и трудоустройстве.

Что такое социальная работа с детьми с ОВЗ?

Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это комплекс мер, направленных на поддержку и помощь этим детям и их семьям. Она включает в себя оказание психологической, педагогической и социальной поддержки, разработку индивидуальных программ и технологий обучения и воспитания, а также организацию реабилитационных мероприятий.

Как организовано социальное сопровождение семей с ОВЗ в социо-защитных учреждениях г. Нефтекамска Республики Башкортостан?

Семьи с детьми с ОВЗ могут обратиться за помощью и поддержкой в государственное бюджетное учреждение "Ресурсный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Нефтекамска". В данном учреждении оказывается широкий спектр услуг: психологическая поддержка, разработка индивидуальной программы воспитания и обучения, реабилитационные занятия и многое другое.

Что представляет собой ГБУ РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Нефтекамска?

Государственное бюджетное учреждение "Ресурсный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Нефтекамска" представляет собой специализированное учреждение, которое оказывает комплексные социальные услуги детям и подросткам с ОВЗ. Здесь работают специалисты разных профессий, включая психологов, педагогов, социальных работников, медицинский персонал и других специалистов, готовых оказать сопровождение и помощь детям и их семьям.

Какие основные проблемы возникают у семей, имеющих детей с инвалидностью?

Основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи, имеющие детей с инвалидностью, включают ограниченные возможности доступа к образованию и медицинским услугам, социальную изоляцию и стигматизацию, финансовые трудности, отсутствие поддержки со стороны общества и государства.

Что такое социальная работа с детьми с ОВЗ и как она объясняется с точки зрения социально-психологического направления?

Социальная работа с детьми с ОВЗ - это комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценного развития и адаптации таких детей в обществе. С точки зрения социально-психологического направления, данная работа основывается на принципах эмпатии, поддержки, сотрудничества и активного вовлечения всех участников процесса в решение проблем ребенка и его семьи.

Как организовано социальное сопровождение семей с детьми с ОВЗ в социально-защитных учреждениях г. Нефтекамска, Республики Башкортостан?

Социальное сопровождение семей с детьми с ОВЗ в социально-защитных учреждениях г. Нефтекамска осуществляется через ГБУ РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этого учреждения предоставляются различные услуги, такие как консультации специалистов, реабилитационные программы, помощь в получении образования и трудоустройстве, а также организация досуговых мероприятий.