Особенности обучения письму и письменной речи на занятиях по ИЯ
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 04.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 5
1.1. Краткая характеристика письма как вида речевой деятельности и средства обучения 5
1.2. Понятие письма и письменной речи 10
1.3. Цели и содержание обучения письму и письменной речи 12
1.4. Контроль сформированности умений письменной речи 26
Заключение 35
Список использованных источников 37
— Поставьте данные прилагательные в сравнительную и превосходную степени. Обратным заданием является образовать положительную степень от глаголов в сравнительной и превосходной степени.Во всех вышеописанных заданиях анализируется знание учеником грамматических форм в их чистом виде, умение преобразовывать одну форму в другую, это необходимо для быстрого распознавания грамматических форм при чтении, нахождении незнакомого слова в словаре. В том случае если ученик быстро и корректноделает задания такого типа, это говорит о знании им грамматических форм и умении применять их на практике (при работенад текстом). Ведь слова в тексте всегда встречаются в грамматически оформленном виде. Если ученик не знает значения слова, знание грамматических форм поможет ему установить принадлежность слова к определенному классу, выявить его функцию в предложении, выделить исходную форму, по которой он найдет его значение в словаре.Сформированность грамматического навыка может быть проверена с помощью таких письменных контрольных заданий как:— Выбор нужной грамматической формы для данного контекста из двух заданных. Например: Прочитайте предложения, выберите правильную форму и запишите ее.— Написание нужной для данного контекста формы (дается исходная форма глагола). Например:Прочитайте предложения и раскройте скобки, поставив глагол в нужную форму.Уровень сформированности грамматического навыка проявляется в правильности и быстроте реакции ученика при выполнении заданий.Далее мыизучим письменные контрольные работы, определяющие уровень речевых умений у учащихся.Письменный контроль может быть использованв качествевыявления понимания учениками текста, который они восприняли на слух.Им необходимо прослушать текст и сделатьданные типы заданий:— ответить на общие вопросы на языке «Да» или «Нет», записывая их под определенным номером. Необходимо, чтобы вопросы охватывали содержание всего текста;— ответить на общие вопросы, записывая кратко ответы под определенным номером (место действия, время и действующее лицо, действующие лица);— определить правильность или ложность утверждений, записывая под определенным номером «Верно» или «Неверно» на иностранном языке.Контроль понимания текстаосуществляется учителемпосле первого прослушивания. Корректность выполнения задания и темп, с которым учащийсяего выполняет, могут выступать как показатели степени сформированности умения воспринимать и понимать информацию на слух.Письменный контроль можетприменяться и для определения умения создавать устные высказывания. Задания в данном случае могут быть связаны с преобразованием предложений, с их построением и расширением,с сокращением высказываний, составлением вопросов, ответов на вопросы и пр.Правильность предложений говорит о наличии у учениканавыка строить высказывание. Само же выполнение задания связано со списыванием, а значит, учащиеся не должны претерпевать сложности при написании предложений.— Напишите предложения, расширяя их за счет слов, данных в скобках. Например: Usethisred (long, nice) pencil.— Сократите предложения за счет использования местоимений и запишите их.— Закончите предложения. Например: Onewhotravelsisa ... One who prints is a .... I want to become a ... .— Сделайтеследующиепредложенияотрицательными:1) The British Isles lie in the northwest of Europe. 2) New York is the capital of the USA. 3) We began to study English in the 7th form.Необходимо отметить, что во всех представленных заданиях от учеников требуется оформить структурный план высказывания соответственно нормаминостранного языка.Письменный контроль можно применятьв целях определения уровняпонимания прочитанного текста. Тогда ученикамможно предложить:— Выписать из текста ключевую информацию, предложения, в которых содержатся основные факты или мысли автора, являющиеся важными для понимания текста.— Составить вопросы к тексту.— Письменно ответить на вопросы, данные к тексту.— Написать аннотацию.Такие задания выполняютдома. Проверка проводится педагогом в классе или дома с выставлением оценки каждому ученику. Письменное выполнение задания по чтению подразумевает внимательное, осмысленное чтение и является показателем уровня пониманияпредставленного текста. Касаемо собственно написания: оно не должно вызывать большиесложности, так как ученик работает и с текстом, и с учебником, а значит, у него есть возможность выписать, написать все, что требуется, опираясь на текст, используя словарный список в конце учебника.Контроль может проводиться в классе, однако желательно, чтобы текст был предварительно прочитан дома, тогда проверка займет мало времени.Возможен и такой вид контроля, как письменный перевод текста с использованием словаря. Однако для выполнения подобного рода задания учащемуся необходимо работать следующим образом: Прочитать весь текст.Читать текст по абзацам и предложениям.Находить в словаре слова, о значении которых не удалось догадаться; Переводить предложение за предложением.Отредактировать текст так, чтобы получившийся перевод отражал содержание исходного иноязычного текста.Разумеется, виды письменных контрольных работ не исчерпываются вышеизложенными вариантами. Возможны и другие, например с использованием тестовой методики контроля. В некоторых последних российских учебных пособиях по иностранным языкам нередкоприсутствуетследующее упражнение:составить письмо зарубежному другу, соотносимое с изучаемой темой.Применениетакого типа упражненийведет не только к углублению и закреплению изученногоматериала, но и развивает навыки письменной речи.Учитель английского языкаО. А.Куликова приводит в пример разнообразных форм письма в учебном процессе работы, выполняемые учениками Лицея №3 им. П.А. Столыпина города Ртищево Саратовской области.Педагог утверждает, что у детей популярностью пользуются различные проекты. После изученной учениками темы (иногда и в процессе ее освоения), учащиеся лицеяделают разные таблицы, плакаты, кластеры, газеты, диаграммы. Например, составляют кроссвордына повторение материала: «Schoollife», «Animals», «PlacesofinterestinLondon».О. А. Куликова отмечает, что использованиеподобных заданий формирует у учеников умение сортировать информацию, выбирать главное, развивает навыки работы с таблицами, диаграммами для иллюстрирования текстов и т.д. Эти навыки, помимо предметного значения,важны для общего развития ученика:накапливается опыт составления тезисов, выступлений перед аудиторией, написания планов сочинений, составления конспектов и пр.Уже на начальном этапе обучения, вместе с традиционными формами контроля (диктанты, подстановочные упражнения, заполнение пропусков), учителя могут применять задания, непосредственно связанные с реальной жизнью:заполнение анкет и личных карточек;составление приглашения на праздники друзей;оформление автобиографий;создание текста валентинки;составление описания дня;создание отзыва;оформление резюме и т.д.Работы такого типа являются творческими. Также можно включить в учебный процесс и собственно творческие работы (на выбор или по желанию, на дополнительную оценку). Например, сочинение небольшого рассказа, стихотворения, песенки о школе и т.п.Описанные выше письменные контрольные работы могут бытьбез труда составлены и проведенылюбым преподавателем.С их помощью онкачество знанийи уровеньсформированности умений и навыков каждого отдельного учащегося в определенный момент педагогического процесса.Безусловно, ученику необходимо дать понимание того, что качественное выполнение таких контрольных, хотя и показывает степень его готовности к выполнениюучебных действий с материалом, однако еще не говорит об успешном овладении иностранным языком, в целом.С помощью письменных контрольных работ можно проверить тольконебольшую часть осваиваемого материала и качество осуществления речевых действий с ним. Но если педагог периодически использует письменные контрольные работыв качестве мотивационного «подкрепления» у детей желания учиться, это положительновлияет на усвоение ими материала, овладение иностранным языком.В заключение необходимо подробнее рассмотреть вопрос об организации письменных контрольных работ: где, когда и как часто их можно проводить. С нашей точки зрения,письменную контрольную можно проводить на любом этапе обучения. Проводит ее учитель тогда, когда он видит, что каждый из учащихся усвоил учебный материал, умеет выполнять определенные действия с ним. Что именно нужно проверить, определяется учителем в соответствии с логикой учебного процесса. Очень важно определить, какую работу дать, чтобы укрепить веру учащихся в свои силы, показать им, что они усвоили то, что требовалось, в чем они упражнялись. Как уже было сказано выше, успешное выполнение контрольной непременно положительно сказывается на повышении мотивации учения. Поскольку большинство описанных письменных работ, связанные с выявлением знаний и сформированности навыков, не требуют, как показывают наши наблюдения, много времени на их выполнение — от полутора до трех минут и пять-семь минут на контроль (кроме перевода и творческих заданий, на выполнение которых может понадобиться до часа, в зависимости от уровня навыков отдельного ученика), то контроль можно проводить сразу после чтения и письма, а также в процессе применения усвоенного материала в устной речи. В связи с тем, что контроль носит «подкрепляющий» характер, желательно его проводить систематически. К таким контрольным работам не требуется специальная подготовка. Учитель проводит их на занятии, когда находит время.Согласно наблюдениям и специально проводимым исследованиям, систематический «следящий» письменный контроль усвоения и сформированности навыков и умений, способствует повышению эффективности обучения и создает благоприятные условия для овладения иностранным языком.ЗаключениеОвладение навыками письменной речи очень важно для современногочеловека. Навыки письма и письменной речи в школе – важный этап в усвоении иностранного языка.В школе даются базовые знания предмета, они могут стать основой для дальнейшего использования языка в жизни человека, например,языковые компетенции могут понадобиться во время обучения в вузе, при поездке заграницу, при выполнении работ, связанных с носителями иностранного языка и т.п.Для того, чтобы научить ребенка или взрослого иностранному языку, ему необходимо помимо знания устных высказываний и их построения овладеть и навыками письменной речи, уметь составлять предложения и тексты в письменной форме, знать написание слов, различные грамматические правила и т.п.Данная работа была направлена на выявление выявление специфики обучения письму и письменной речи на занятиях по ИЯ. Мы достигли поставленной цели: нами были определены особенности письма и письменной речи на занятиях по ИЯ. Мы охарактеризовали письмо в качестве вида речевой деятельности и средства обучения;рассмотрели понятие письма и письменной речи;изучили цели и содержание обучения письму и письменной речи на иностранном языке;проанализировали виды контроля навыков письменной речи.Гипотеза исследования подтвердилась:обучение письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку имеет свои особенности, их учет позволит улучшить педагогический процесс, а значит, облегчит усвоение иностранного языка учащимися.В соответствии с содержанием нашей работы мы сделали следующие выводы по теме исследования:Письмо – это сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей.Говорение и письмо имеют тесную связь. Она выражается в сходстве между способамиих порождения, во взаимосвязи психологических механизмов – речевого слуха, прогнозирования, памяти, внимания, в применении зрительных, речедвигательных и слуховых анализаторов,.Структура письма и говорениявключает в себяпобудительно-мотивациoнную, аналитико-синтетическую и исполнительную части.Письмо – это не только метод контроля прочитанного текста в рамках занятия, но и средство обучения чтению, письмо многофункционально.Письмо – это процесс соотношения речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений, средство общения, система графических знаков, овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка,форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме.Исследователи разделяются во мнениях при обозначении понятий «письмо» и «письменная речь». В англоязычной методической литературе они не противопоставляются, некоторые русские исследователиПод первым термином понимают графическую систему, а под последним - самостоятельный вид речевой деятельности.Целями обучения письму и письменной речи являются формирование умения учеников грамотно составлять на тексты на иностранном языке;усвоение знаний лексического, грамматического и синтаксического уровней иностранного языка; овладение графикой, орфографией и пунктуацией языка.Учебная письменная речь является не только эффективным средством обучения, но и действенным средством контроля.Педагогу необходимо соблюдать некоторые принципы в работе с письменными формами контроля:учитывать уровень знаний учеников (слабые ученики не могут выполнять задания, связанные со знанием орфографии без опоры на образец и т.п.), принимать во внимание сложность и время выполнения задания (лучше всего использовать задания с уже представленными словами на выбор, формами слов и т.п., чтобы сократить время на выполнение упражнения а также чтобы задания могли выполнить и слабые ученики), оставлять выполнение творческих заданий в качестве домашних (как правило, творческая деятельность предполагает большие усилия, некоторые ученики затрачивают на такие задания более или около часа, само по себе творчество подразумевает осмысление, интерпретацию, более сложные мыслительные задачи, в отличие от традиционных форм).Список использованных источниковАзимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение. – 1965.- с. 99-118.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. 2005.1136 с.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. 1991.223 с.Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2416623.html(Дата обращения: 19. 03. 18.)Куликова О. А. Обучение письменной речи на уроках английского языка.[Электронный ресурс]. Интернет-семинар «Совершенствование навыков письменной речи учащихся на уроках иностранного языка – залог успешной сдачи ЕГЭ». Режим доступа: https://sites.google.com/site/internetseminar2016writing/stati-ucastnikov/obucenie-pismennoj-reci-na-urokah-anglijskogo-azyka(Дата обращения: 23.03.18.)Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М. 1969.214 стр.Назарова Г.И. Дидактические и психолого-лингвистические факторы построения системы обучения письменной речи /«Филология и культура». 2003 г. С. 108 ̶ 112.Назарова Г.И. Методы познавательно-практической деятельности в обучении орфографии иноязычной речи // Лингвострановедческий аспект преподавания иностранных языков: Сб.науч.ст. Вып.2. Казань. 1997. С. 121-127.Назарова Г.И. Обучение иноязычному письму // Лингвострановедческий аспект преподавания иностранных языков: Сб.науч.ст. Вып.З. Казань. 1998. С. 135-142.Назарова Г.И. Развитие познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения письменной речи: Дисс....канд. пед. н. Казань. 2001. [Электронный ресурс]. Библиотека диссертаций и авторефератов России dslib.net Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-poznavatelnoj-samostojatelnosti-shkolnikov-v-processe-obuchenija.html (Дата обращения: 23.03.18.)Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov1.htm (Дата обращения: 19.03.18.)Пассов Е.И. Основа методики обучения иностранным языкам. М. 1977.216 с.Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. 1991. 287 с.Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.classes.ru/grammar/114.Rosental/09-i/html/unnamed_3.html (Дата обращения: 19.03.18.)СахароваТ.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991 г. [Электронный ресурс]. Файловый архив студентовStudFiles.Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6306110/ (Дата обращения: 19.03.18.)Синельник С.В.Формы контроля знаний на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. Образовательный портал infourok.ru Дата публикации: 13.08.2015. Режим доступа: https://infourok.ru/formi-kontrolya-znaniy-na-urokah-angliyskogo-yazika-375193.html (Дата обращения: 23.03.18.)СорокинаИ.Г., ЦветковаТ.К. Обучение письму как компонент подготовки по иностранному языку [Электронный ресурс]. Московский институт иностранных языковhttp://www.mosinyaz.com. Режим доступа: http://journal.mosinyaz.com/page_102_34/ (Дата обращения: 19.03.18.)
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение. – 1965.- с. 99-118.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. 2005. 1136 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. 1991. 223 с.
5. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2416623.html(Дата обращения: 19. 03. 18.)
6. Куликова О. А. Обучение письменной речи на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. Интернет-семинар «Совершенствование навыков письменной речи учащихся на уроках иностранного языка – залог успешной сдачи ЕГЭ». Режим доступа: https://sites.google.com/site/internetseminar2016writing/stati-ucastnikov/obucenie-pismennoj-reci-na-urokah-anglijskogo-azyka (Дата обращения: 23.03.18.)
7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М. 1969. 214 стр.
8. Назарова Г.И. Дидактические и психолого-лингвистические факторы построения системы обучения письменной речи / «Филология и культура». 2003 г. С. 108 ̶ 112.
9. Назарова Г.И. Методы познавательно-практической деятельности в обучении орфографии иноязычной речи // Лингвострановедческий аспект преподавания иностранных языков: Сб.науч.ст. Вып.2. Казань. 1997. С. 121-127.
10. Назарова Г.И. Обучение иноязычному письму // Лингвострановедческий аспект преподавания иностранных языков: Сб.науч.ст. Вып.З. Казань. 1998. С. 135-142.
11. Назарова Г.И. Развитие познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения письменной речи: Дисс....канд. пед. н. Казань. 2001. [Электронный ресурс]. Библиотека диссертаций и авторефератов России dslib.net Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-poznavatelnoj-samostojatelnosti-shkolnikov-v-processe-obuchenija.html (Дата обращения: 23.03.18.)
12. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov1.htm (Дата обращения: 19.03.18.)
13. Пассов Е.И. Основа методики обучения иностранным языкам. М. 1977. 216 с.
14. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. 1991. 287 с.
15. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.classes.ru/grammar/114.Rosental/09-i/html/unnamed_3.html (Дата обращения: 19.03.18.)
16. Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991 г. [Электронный ресурс]. Файловый архив студентов StudFiles. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6306110/ (Дата обращения: 19.03.18.)
17. Синельник С.В. Формы контроля знаний на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. Образовательный портал infourok.ru Дата публикации: 13.08.2015. Режим доступа: https://infourok.ru/formi-kontrolya-znaniy-na-urokah-angliyskogo-yazika-375193.html (Дата обращения: 23.03.18.)
18. Сорокина И.Г., Цветкова Т.К. Обучение письму как компонент подготовки по иностранному языку [Электронный ресурс]. Московский институт иностранных языков http://www.mosinyaz.com. Режим доступа: http://journal.mosinyaz.com/page_102_34/ (Дата обращения: 19.03.18.)
Вопрос-ответ:
Каковы основные принципы обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку?
Основными принципами обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку являются систематичность, последовательность, прогрессивность и адаптивность. При обучении студентов письменной речи необходимо учитывать их индивидуальные особенности и потребности.
Каковы цели и содержание обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку?
Целями обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку являются формирование навыков и умений письменного общения, развитие лингвистической и коммуникативной компетенции студентов. Содержание обучения включает изучение грамматических правил, лексики, стилей и жанров письменной речи, а также тренировку в написании различных видов текстов.
Каким образом контролируется сформированность умений письменной речи?
Сформированность умений письменной речи может быть контролирована с помощью различных методов и инструментов, таких как написание тестов, эссе, сочинений, а также оценка грамматической правильности, лексического разнообразия, организации текста и т.д. Важно проводить регулярную оценку и обратную связь, чтобы студенты могли улучшать свои навыки в письменной речи.
Что такое письмо и письменная речь в обучении иностранному языку?
Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку представляют собой форму речевой деятельности, основанную на письменном взаимодействии. Они включают в себя написание текстов различных жанров и стилей, а также использование языковых средств для передачи информации и выражения своих мыслей и идей на письме.
Какие особенности обучения письму и письменной речи следует учитывать на занятиях по иностранному языку?
При обучении письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку следует учитывать особенности студентов, такие как их уровень языковой компетенции, интересы, потребности и лингвистический бэкграунд. Также необходимо уделять внимание развитию грамматической правильности, лексического разнообразия, структуры и организации текстов.
Какие основные теоретические аспекты обучения письму и письменной речи рассматривает 3 глава статьи?
3 глава статьи рассматривает основные теоретические аспекты обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку. Она описывает краткую характеристику письма как вида речевой деятельности и средства обучения, дает определение письма и письменной речи, а также рассматривает цели и содержание обучения письму и письменной речи. Также в главе приводится информация о контроле сформированности умений письменной речи.
Что такое письмо и письменная речь?
Письмо - это вид речевой деятельности и средство коммуникации, основанный на использовании письменного языка. Письменная речь - это умение выражать свои мысли и идеи с помощью письма. Она отличается от устной речи тем, что письменное сообщение можно обдумать и отредактировать перед отправкой.
Какие цели ставятся перед обучением письму и письменной речи?
Обучение письму и письменной речи имеет несколько целей. Во-первых, развитие навыков письменной коммуникации, то есть умения ясно и точно выражать свои мысли на письме. Во-вторых, развитие языковых навыков, включая грамматическую правильность, богатство словаря и использование языковых конструкций. В-третьих, развитие навыков письменного анализа и интерпретации текстов. В-четвертых, развитие креативности и оригинальности в письменном выражении.
Как проверяется сформированность умений письменной речи?
Сформированность умений письменной речи может быть проверена с помощью различных методов контроля. Например, письменные задания, в которых обучающийся должен продемонстрировать свои навыки письма и письменной речи. Это могут быть задания на написание эссе, писем, статей или рецензий. Другой метод - анализ и оценка письменных работ, осуществляемая преподавателем. Он может оценивать грамматическую правильность, структуру, логическую последовательность и основные идеи письменного текста.
Какие особенности есть в обучении письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку?
Обучение письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку имеет свои особенности, такие как необходимость понимания и овладение грамматикой, словарным запасом и правилами орфографии и пунктуации на иностранном языке. Кроме того, важно учитывать культурные особенности и стилистические нюансы письменной речи.