Основные художественные принципы модерна

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 24 24 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 29.04.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Общая характеристика эстетико-художественных тенденций эпохи, предшествовавшей появлению стиля модерн 4
Глава 2.Особенности искусства модерна 7
Заключение 22
Список литературы 23
Фрагмент для ознакомления

В металлоконструкциях достойное место заняло стекло. Эти строительные материалы помогали архитекторам и строителям воплощать самые смелые творческие замыслы, реализовывать новые и необычные конструктивно-архитектурные решения.Большую роль в формировании интерьеров стиля модерн сыграло появление электричества в 1900 году. Искусственное электрическое освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам – выразительность.Архитектура модерна отличается целостным подходом к оформлению отдельных помещений, стремлением к ансамблевому решению. В зданиях стиля модерн оригинально оформлены оконные проемы, они имеют специфический рисунок переплетов и заполняющие их витражи. Модерн использует поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы - ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент.Художник Уильям Моррис непосредственно стоял у истоков модерна, оказав на развитие стиля модерн сильнейшее влияние, в том числе, и на развитие отечественного искусства интерьера в эпоху модерн.Уильям Моррис (1834-1896) начинал, как художник-прерафаэлит, однако уже в скором времени заинтересовался «искусством, пригодным для употребления»: архитектурой жилых зданий, внутренним убранством жилища, предметами обстановки - мебель, занавески, обои. Моррис стремился к возрождению ручных ремесел доиндустриальной эпохи, к замене изделий машинной выделки, возвращению «искусства, созданного людьми для людей, искусства, являющегося счастьем и для его создателей, и для потребителей». Моррис стал возглавлять и поддерживать всевозможные предприятия, был к тому же весьма одаренным писателем и публицистом и потому стал для своего времени беспрекословным авторитетом. Важно заметить, что Моррис никогда не выступал за революционные кардинальные реформы в сфере искусства, наоборот, этот замечательный художник был приверженцем простоты. Он одним из первых показал необходимость проектирования архитектурных сооружений и мебели с учетом материала и процесса обработки. Украшение поверхностей тоже должно быть плоскостным, а не стремиться к созданию иллюзорности. Интерьеры Морриса преследовали одну цель - внушать ощущение спокойствия и гармонии. Хотя сам Моррис утверждал, что является приверженцем средневековой традиции, он никогда не занимался копированием и слепым подражанием, а старался передать дух и стиль эпохи в современном контексте. В стиль модерн Моррис привнес уникальный и совершенно новый стиль орнамента, который и стал началом развития флореального направления в искусстве эпохи Модерн.Уильямом Моррисом были открыты миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на этический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества есть свидетельство его морального состояния. Для Рескина понятие красоты и неотделимо от таких понятий, как справедливость, добродетель, верность природе. Познание истины для художника - это приближение к природе, для чего в своем творчестве необходимо ей подражать. Это стало одним из самых важных эстетических принципов как самого Морриса, так и всей эпохи модерн.Что касается эстетической программы Морриса, то он стремился найти гармонию и единство между природой, человеком и искусством. Постройка и обстановка им собственного дома, известного под названием «Красный Дом» (1860 г.) – это есть попытка воплощения в жизни и художественной практике в частности морально-этических утопий Рескина, осуществить синтез архитектуры, живописи и декоративного искусства. «Красный дом» является одним из первых образцов архитектуры «Движения искусств и ремесел», он был создан архитектором Ф. Уэбблом в Бексли-Хис (ныне Лондон). Моррис в соответствии со своими эстетическими принципами, которые затем станут частью эстетической программы всех художников эпохи Модерн, предпринял попытку превращения этого дома в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит своего рода моделью идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни. В искусство модерна Моррис также привнес тяготением к прошлому, в частности, к средневековым мотивам и образам, романтическую стилизацию. Кроме того, именно Моррис стал одним из первых художников модерна, который заявил о способности искусства менять мир, о том, что изменение существующего жизненного уклада – это и есть основная задача художника, которую он решает в своих художественных произведениях. Моррис полагал, что художник должен стремиться к гармонизации мира, даже через интерьер. Если выстроенные здания, красивая мебель, искусно выполненные гобелены и украшения радуют человека, пробуждают в нем ощущение счастья и способствуют гармоничному его состоянию, значит, в самом человеке будут происходить положительные перемены. Произведения самого Морриса – это удивительные примеры удачной реализации данной эстетической идеи. Идеи Морриса повлияли и на русских художников эпохи Модерн, которые также начали стремиться к возрождению старинных художественных промыслов и воплощению в мебели, керамике и архитектуре традиций народного национального искусства.Творчество Морриса – это, конечно же, совершенно новая страница в истории европейского интерьера. В эпоху духовного и социального кризиса именно Моррисом были предложены смелые и до сих пор актуальные принципы работы с интерьером, а именно, речь идет об уникальности авторских художественных решений, возвращении к ручному производству вещей и в целом к естественной простоте и удобству старинных традиционных домов. Моррис также создал особый домашний стиль интерьера, который теперь называется английским и пользуется заслуженной популярностью всех современных дизайнеров мира. Именно Моррису удалось показать, что важна не просто красота вещи, а ее органичная соразмерность общему окружению, в котором в свою очередь не должно было быть ничего лишнего, чересчур. Моррис всегда стремился почувствовать уникальную атмосферу вещи, дома, интерьера.Что касается интерьера модерна, то здесь, в первую очередь, следует обратить внимание на особую организацию пространства жилого помещения, его планировку. Принцип проектирования изнутри наружу становится в эту эпоху основополагающим. Зодчими стал осуществляться поиск соответствия внешних форм здания его внутреннему пространству. Второй принцип – это принцип свободной планировки. Для отечественной архитектурной практики он не был чем-то новым. Однако в эпоху модерн данный принцип становится ведущим. Модерн принципиально отказывается от подчинения правилам симметричности, анфиладная система была сменена центрическим планом, который стремился к квадрату. Что же касается композиционного плана, то в его качестве, как правило, выступал холл или иное центральное помещение, что давало возможность отказа от традиционных коридоров.Для модерна особенно важны такие характеристики пространства, как подвижность, текучесть, свобода. Дом сравнивается с живым организмом, в котором одно помещение должно перетекать, плавно переходить в другое. Этим объясняется размытость границ между разными помещениями дома.ЗаключениеМожно сделать вывод о том, что на рубеже 19-20 вв. во всех сферах жизни общества наблюдались проявления выраженных кризисных феноменов, обусловленных таким фактором, как противоречия эпохи завершения периода формирования цивилизации нового типа - индустриальной цивилизации. Можно утверждать, что был также и кризис в духовной, культурной сфере, и все же, именно этот кризис стал источником расцвета в области искусства. По сути, сформировалась новая эстетическая картина мира. Многие художники переломного периода стремились посредством собственного творчества выразить протест против чрезмерной рациональности, прагматичности. Соответственно, это привело к рождению новых художественных течений и стилей, сформировавших культурный и духовный облик эпохи рубежа 19-20 веков.Конечно же, стиль модерн не только явил на свет новые способы художественной выразительности в искусстве, но и представлял собой образ жизни, образ бытия, символ художественного синтеза окружающей человека среды, пространства и времени, модерн отразил усталость человека от социальных и духовных катаклизмов, стремление к обретению утраченной гармонии, органичному вхождению в окружающий новый мир, ведь этот новый мир символизировал наступление нового времени, стал его частью. В искусстве Модерна нашло отражение стремление к тому, чтобы эстетическими средствами передать необычное, странное мироощущение человека переходной эпохи, в этом искусстве было место таким течениям, как символизм, мистицизм, сентиментализм, пессимизм, а также нужно выделить изящество и ошеломляющее новаторство. Бесспорно то, что архитекторы, живописцы, графики, художники эпохи модерн – это яркие творцы совершенно нового искусства и новой эстетики. Список литературыАдамс С. Движение искусств и ремесел. URL http://www.designstory.ru/designers/morrisБольшая Советская Энциклопедия. // URL: http://www.enci.ru/ Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб.: Лита, 1998. В 3 т. Т.1Журнал «Collection». Модерн // URL: http://www.collection.ru/journal/modern.shtmlЗахаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. М.:Рипол-Классик, 2008.Киле П. Русское искусство модерна.// URL http://www.renclassic.ru/Ru/35/839Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998Нечаева Н.А. Эстетическая теория модерна в России: автореф. дисс. канд. филос. наук. – М., 2007.Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. Ростов н/Д: Феникс, 2007.Самецкая Э. Завораживающий модерн. /Эльвира Самецкая//Мир музея. № 5, 1995. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов М.: Грифон, 2001. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М., 1995.Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. Ростов н/Д: Феникс, 2004.Стернин Г. О модерне.//Музей. № 10, 1989.Энциклопедия Википедия. URL www.ru.wikipedia.org Янсон Х.В., Янсон Э. Основы истории искусств.// URL http://www.linteum.ru/category17.html

Список литературы

1. Адамс С. Движение искусств и ремесел. URL http://www.designstory.ru/designers/morris
2. Большая Советская Энциклопедия. // URL: http://www.enci.ru/
3. Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб.: Лита, 1998. В 3 т. Т.1
4. Журнал «Collection». Модерн // URL: http://www.collection.ru/journal/modern.shtml
5. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. М.: Рипол-Классик, 2008.
6. Киле П. Русское искусство модерна.// URL http://www.renclassic.ru/Ru/35/839
7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
8. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998
9. Нечаева Н.А. Эстетическая теория модерна в России: автореф. дисс. канд. филос. наук. – М., 2007.
10. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11. Самецкая Э. Завораживающий модерн. /Эльвира Самецкая//Мир музея. № 5, 1995.
12. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов М.: Грифон, 2001.
13. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М., 1995.
14. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
15. Стернин Г. О модерне.//Музей. № 10, 1989.
16. Энциклопедия Википедия. URL www.ru.wikipedia.org
17. Янсон Х.В., Янсон Э. Основы истории искусств.// URL http://www.linteum.ru/category17.html

Вопрос-ответ:

Какие основные художественные принципы воплощены в стиле модерн?

В стиле модерн основными художественными принципами являются органичное сочетание формы и функции, использование асимметрии, геометрических форм и декоративных элементов, экспрессивности и выразительности, удивительных и необычных конструктивных решений.

Чем отличается искусство модерна от предшествующих эпох?

Искусство модерна отличается от предшествующих эпох использованием новых материалов и технологий, экспериментами с формой и пропорциями, акцентом на индивидуальности и выражении эмоций, а также стремлением к синтезу искусства и жизни.

Какой материал играл важную роль в архитектуре модерна?

В архитектуре модерна особую роль играло стекло. Оно использовалось архитекторами и строителями для воплощения самых смелых творческих замыслов и реализации новых и необычных конструктивно-архитектурных решений.

Какие принципы организации интерьеров присущи искусству модерна?

Искусство модерна отличается органичностью сочетания функциональности и эстетической выразительности. Оно стремится создать гармоничное пространство, используя асимметрию, яркие геометрические формы, декоративные элементы и инновационные интерьерные решения.

Какие художественные принципы используются в искусстве модерна?

В искусстве модерна применяются такие художественные принципы, как экспрессивность, выразительность, индивидуальность, эмоциональность, стремление к новаторству и экспериментам с формой и структурой.

Какие основные художественные принципы присущи стилю модерн?

В стиле модерн присутствуют такие принципы, как органичность форм, использование асимметрии, насыщенные цвета, декоративность и эклектика. Этот стиль отличается отказом от академических канонов и устоявшихся правил, стремлением к индивидуализму и свободе выражения.

Какие художественные тенденции предшествовали стилю модерн?

Перед появлением стиля модерн существовали различные эстетико-художественные тенденции. В частности, это был романтизм, реализм и символизм. Все эти направления оказали влияние на формирование художественных принципов модерна.

Какие особенности присутствуют в искусстве модерна?

В искусстве модерна присутствуют такие особенности, как использование новых строительных и декоративных материалов, смелые архитектурные решения, эксперименты с формой и цветом, декоративность и авангардизм. В стиле модерн отмечается уход от традиционных канонов и стремление к оригинальности и новаторству.

Какую роль в формировании интерьеров стиля модерн играют металлоконструкции и стекло?

Металлоконструкции и стекло играют важную роль в формировании интерьеров стиля модерн. Они позволяют архитекторам и дизайнерам реализовывать самые смелые идеи и создавать необычные конструктивно-архитектурные решения. Металлоконструкции придают интерьерам стиля модерн особый шарм и стильность, а стекло добавляет прозрачности и света в помещение.

Какие материалы помогали архитекторам и строителям воплощать творческие замыслы в стиле модерн?

В стиле модерн архитекторы и строители использовали металлоконструкции и стекло. Эти материалы помогали воплощать самые смелые творческие замыслы и реализовывать новые и необычные конструктивно-архитектурные решения. Они добавляли оригинальности и современности в интерьеры и экстерьеры зданий в стиле модерн.