создание психолого-педагогических условий в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 29.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Дошкольное образовательное учреждение как образовательная система 5
1.1 Особенности функционирования ДОУ как образовательной среды 5
1.2 Понятие психолого-педагогических условий в образовательной среде 7
1.3 ДОУ как здоровьесберегающая среда 8
1.4 ДОУ как развивающая предметно-пространственная среда 10
ГЛАВА 2. Исследование психолого-педагогических условий в соответствии с ФГОС ДО 14
2.1 Анализ требований ФГОС ДО к созданию психолого-педагогических условий в ДОУ 14
2.2 Целеполагание, содержание и методология исследования психолого-педагогических условий в ДОУ 15
2.3 Анализ результатов исследования психолого-педагогических условий в ДОУ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
Программа реализуется в сроки: январь – апрель; процесс реализации делится на два этапа:1) диагностический, на котором проводятся все необходимые для успешной реализации программы диагностики и исследования, констатирующие и контрольные этапы,2) аналитический, на котором проводятся анализ и интерпретация результатов реализации программы,3) рекомендательный, на котором формулируются отдельные рекомендации и советы по реализации программы.2.3 Анализ результатов исследования психолого-педагогических условий в ДОУРезультаты мониторинга представлены в Приложении 1. Из таблицы Приложения 1 видно, что наибольшие недостатки обнаруживаются в тех областях деятельности детского сада, которые обеспечиваются на административном уровне.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» принимает активное участие во всероссийских и международных конкурсах, фестивалях. Этому способствует четкая организация образовательного процесса в учреждении, а также – высокая квалификация педагогических кадров (Приложение 2). Активность детского сада свидетельствует об эффективности реализуемых в рамках осуществления образовательного процесса технологий обучения. Однако данный показатель является предварительно оценивающим индикатором эффективности обучающих технологий. Необходим более глубокий анализ различных параметров, входящих в понятие эффективности технологий обучения в дошкольном образовательном учреждении.Количественно-графический анализ различий показателей УПРК в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах выявлял различия в уровнях развития после выполнения воспитателями рекомендаций.Диаграммы, изображенные на рисунке 1, позволяют сравнить уровни эффективности технологий обучения в экспериментальной группе и в контрольной группе на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Приведенные на диаграммах числа – это количества детей в %.абРисунок 1 – Сравнительный анализ уровней эффективности технологий обучения на констатирующем этапе:а – контрольная группа, б – экспериментальная группаКонстатирующий этап показал, что различия в уровнях эффективности технологий обучения в экспериментальной группе и в контрольной группе значительны. На данном этапе в контрольной группе не выявлено низкого уровня эффективности технологий обучения, в то время как в экспериментальной группе низкий уровень характеризуется максимальным значением.На констатирующем этапе экспериментальной работы было выявлено:– в контрольной группе в 70% случаев наблюдался средний уровень эффективности технологий обучения, в то время как в экспериментальной группе – в 20% случаев,– в контрольной группе в 30% случаев наблюдался высокий уровень эффективности технологий обучения, в то время как в экспериментальной группе высокий уровень эффективности не наблюдается,– в экспериментальной группе в 80% случаев наблюдался низкий уровень эффективности технологий обучения, в то время как в группе семилетних детей низкий уровень эффективности не наблюдается.Диаграммы, изображенные на рисунке 2, позволяют сравнить уровни эффективности технологий обучения в экспериментальной группе и в контрольной группе на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы. Приведенные на диаграммах числа – это количества детей в %.абРисунок 2 – Сравнительный анализ уровней эффективности технологий обучения на контрольном этапе:а – контрольная группа, б – экспериментальная группаОБЩИЙ ВЫВОД. Диаграммы, изображенные на рисунках 1 и 2, в сопоставлении дают четкое представление о качественных и количественных изменениях показателей УПРК. Следовательно, психолого-педагогические условия в ДОУ в рамках ФГОС ДО реализуются и, кроме того, поддаются качественным изменениям. ЗАКЛЮЧЕНИЕСообразно цели исследования был проведен мониторинг психолого-педагогических условий в ДОУ.Психолого-педагогические условия в ДОУ реализуются на основе требований ФГОС ДО. Анализ наличия таких условиях проводится в рамках психолого-педагогического мониторинга. Современное дошкольное образовательное учреждение функционирует на едином образовательном пространстве, регулируется ФГОС ДО и предполагает использование современных технологий обучения для решения образовательных задач.Мы выделили два важных критерия эффективности технологий обучения в дошкольном образовательном учреждении: технологическую подготовку воспитателей в аспекте использования различных обучающих технологий (УВК) и уровень развития дошкольников (УПРК). Технологическая подготовка предполагает не просто отбор и реализацию существующих обучающих технологий, но и разработку подхода к их реализации в соответствии с особенностями воспитанников и условиями образовательной среды. Уровень развития воспитанников является наиболее полным критерием эффективности технологий обучения в дошкольном образовательном учреждении, поскольку позволяет всесторонне оценить, насколько эффективно используются технологии в образовательном процессе в детском саду.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыЗакон «Об образовании в Российской Федерации» / Принят 29.12.2012 г. (в ред. от 03 июля 2016 г.) // № 273-ФЗ. 01.01.2010. Собрание законодательства РФ.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / Издан 17 октября 2013 г. (в ред. от 27 июня 2014 г.) // № 1155. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.Научно-методическая литератураАнохина Т. Как организовать современную предметно-пространственную среду / Т. Анохина. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 33-36.Баранов А.А. Основные направления укрепления здоровья детей в детском саду и в школе / А.А. Баранов // Проблемы образования. – 2017. – № 3. – С. 33-36.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ / К.Ю. Белая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2012.Белая К.Ю. Педагогический процесс в ДОУ: Методическое пособие / К.Ю. Белая. – М., 2011.Боровик В.Г. Создание системы оценки качества дошкольного образования. Справочник руководителя дошкольного учреждения / В.Г. Боровик. – 2013. – № 4.Волкова Е.Б. Мониторинг эффективности обучения в детском саду / Е.Б. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 6. – С. 66-70.Волошина Л.А., Кокунько Л.В. Современная воспитательная система детского сада / Л.А. Волошина, Л.В. Кокунько // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 17.Гармашова А.С. Оценка эффективности деятельности ДОУ. Справочник руководителя деятельности ДОУ / А.С. Гармашова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с.Голицына Н.С. Стандартизация образовательного процесса в ДОУ / Н.С. Голицына. – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2013.Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение как педагогическая система / Т.Н. Доронова [и др.]. – М.: Линка-Пресс, 2014.Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.И. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М., 2015.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в начальной школе / В.И. Ковалько // Образовательные стандарты второго поколения. – 2016. – № 1(25). – С. 12-19.Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.Л. Козлова, Т.А. Куликова. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с.Кудрова Л.П. Предметно-пространственная среда: ее принципы и требования к построению / Л.П. Кудрова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 52-60.Новоселова С.Л., Павлова Л.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ / О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий 2003, 2014. – 172 с.Турченко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. – 313 c.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Результаты мониторинга в «Детском саду № 1»Оцениваемое направление деятельности или оцениваемый объектКоличество оценочных балловОрганизация питания3Организация медицинской службы, условия для сбережения здоровья детей3Состояние оборудования, оснащение помещений2Техническое обеспечение образовательного процесса2Условия для дневного сна воспитанников (кровати, освещение)3Научно-методическое обеспечение2Обеспечение кадрами3Работа с родителями2Административный состав3Работа творческих групп2Категория педагогов3Организация аттестации педагогов3Самодеятельность воспитанников3Внедрение новых технологий2Отношения в коллективе3Поддержка со стороны администрации3Готовность к внедрению инноваций2Атмосфера в детском коллективе3Состояние здания внешнее3Состояние здания внутреннее3Организация прогулок3Изобразительное искусство2Музыкальное искусство3Библиотека2Самообразование педагогов3Взаимодействие с органами власти2Наполняемость3Приложение 2. Педагогический состав «Детского сада № 1»Фамилия И.О. воспитателяСтаж педагогической работыОбщий стажСведения об образованииДергачева Г.П.1029высшее, ЮСГПИ, специальность - математика, квалификация – учитель средней школы, 1975КПК: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования2013Жилкина Я.В.0,51Ср. спец., Южно - Сахалинский педагогический колледж Сахалинского государственного университета, специальность - дошкольное образованиеКПК: Обучается с 2014 годаМоисеева Д.В.33Средне-профессиональное, ГОУ ВПО Сах ГУ, специальность - преподавание в начальных классах, квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области воспитания детей дошкольного возраста, 2011КПК: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования2013Поплавец Е.С.3334Средне-специальное, Южно - Сахалинское педагогическое училище, специальность - воспитание в дошкольных учреждениях, квалификация – воспитатель в дошкольных учреждениях, 1981КПК: Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО: актуальные вопросы 2015Трошина С.М.2222Средне-специальное, Александровск-Сахалинское педагогическое училище, специальность - воспитание в дошкольных учреждениях, квалификация – воспитатель в дошкольных учреждениях, 1991КПК: Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования,2014Шибанова Т.А.3535Высшее, Комсомольский - на - Амуре государственный педагогический институт, специальность - педагогика и психология (дошкольная), квалификация – преподаватель дошкольной педагогики, методист по дошкольному воспитанию, 1983КПК: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования2013
Нормативно-правовые акты
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / Принят 29.12.2012 г. (в ред. от 03 июля 2016 г.) // № 273-ФЗ. 01.01.2010. Собрание законодательства РФ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / Издан 17 октября 2013 г. (в ред. от 27 июня 2014 г.) // № 1155. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
Научно-методическая литература
3. Анохина Т. Как организовать современную предметно-пространственную среду / Т. Анохина. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 33-36.
5. Баранов А.А. Основные направления укрепления здоровья детей в детском саду и в школе / А.А. Баранов // Проблемы образования. – 2017. – № 3. – С. 33-36.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ / К.Ю. Белая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2012.
7. Белая К.Ю. Педагогический процесс в ДОУ: Методическое пособие / К.Ю. Белая. – М., 2011.
8. Боровик В.Г. Создание системы оценки качества дошкольного образования. Справочник руководителя дошкольного учреждения / В.Г. Боровик. – 2013. – № 4.
9. Волкова Е.Б. Мониторинг эффективности обучения в детском саду / Е.Б. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 6. – С. 66-70.
10. Волошина Л.А., Кокунько Л.В. Современная воспитательная система детского сада / Л.А. Волошина, Л.В. Кокунько // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 17.
11. Гармашова А.С. Оценка эффективности деятельности ДОУ. Справочник руководителя деятельности ДОУ / А.С. Гармашова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с.
12. Голицына Н.С. Стандартизация образовательного процесса в ДОУ / Н.С. Голицына. – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
13. Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение как педагогическая система / Т.Н. Доронова [и др.]. – М.: Линка-Пресс, 2014.
14. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.И. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М., 2015.
15. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в начальной школе / В.И. Ковалько // Образовательные стандарты второго поколения. – 2016. – № 1(25). – С. 12-19.
16. Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.Л. Козлова, Т.А. Куликова. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с.
17. Кудрова Л.П. Предметно-пространственная среда: ее принципы и требования к построению / Л.П. Кудрова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 52-60.
18. Новоселова С.Л., Павлова Л.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
19. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ / О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий 2003, 2014. – 172 с.
20. Турченко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. – 313 c.
Роль психолого-педагогических факторов в формировании позитивной Я-концепции и благоприятной атрибуции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ". А. И. ГЕРЦЕНА»
ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ
Допущено к защите
«___» ___________ 2012 чтобы
Начальник. кафедра психологии
________Байсонгуров И. Б.
Роль психолого-педагогических факторов в формировании позитивной Я-концепции и благоприятной атрибуции
работа
студентки 6 курса заочного отделения специальности «Психология»
Иникуевой Альбины Ибнияминовны
Руководитель: старший преподаватель кафедры психологии FD РГПУ им. А. И. Герцена
Гулиева С. В.
Италия
2012
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы Я-концепции " и каузальной атрибуции в контексте педагогической психологии
.1Я - концепция: структура и аспекты проявления
.2Каузальная license как компонент мотивации и продуктивности деятельности
.3Психолого-педагогические факторы развития позитивной Я-концепции и благоприятной атрибуции
.4Современные педагогические технологии (системы) как фактор формирования типа назначение и "Я-концепции"
.5Постановка проблемы исследования
Глава II. Эмпирическое исследование роли социально-психологических факторов в формировании благоприятной атрибуции и позитивной "Я-концепции" младших школьников.
.1 Организация экмпирического исследования.
.2 Методы и методики исследования "Я-концепции" и каузальной атрибуции
.3 Сравнительно - психологический анализ результатов исследования
.4.Выводы и практические рекомендации.
Вывод
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Интенсивное социальное развитие общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такой человек может регулировать свое поведение и деятельность, определять перспективы развития, пути и средства их достижения. Для формирования творческой, всесторонне развитой личности необходимо сформировать у детей способности видеть и правильно оценивать себя, которая имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей. В исследовании процесса учебной деятельности младших школьников, исследователи часто заинтересованы только в том, насколько хорошо и если были, в целом усвоены учащимися определенных знаний, после чего оцениваются результаты учебной деятельности детей.