ИЗДАНИЯ ПО ИСКУССТВУ НА КНИЖНОМ РЫНКЕ РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 73 73 страницы
- 69 + 69 источников
- Добавлена 03.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Издания по искусству: теоретический вопрос. 4
1.1. Основные понятия искусства. Сущность искусства. 4
1.2. Виды, направления и стили искусства. 10
1.3. Тематико-типологический и видовой состав изданий по искусству. 16
Глава II. Издания по искусству на книжном рынке РФ. 24
2.1. История издания и издательств литературы по искусству. 24
2.2. Система издательств, издающих литературу по искусству, их продукция. 27
Глава III. Кино как предметная область издания 30
3.1 Специфика киноискусства 30
3.2 Литература о кино 36
Глава IV.Программа исследования 41
4.1 Общие понятие методологии 41
4.2 Методологические подходы к исследованию книги 48
4.3 Методика и содержание эмпирического исследования. 56
Заключение 63
Терминологический словарь. 65
Список литературы. 69
Приложение А. 72
Этот анализ осуществлялся с опорой на положения, выдвинутые в современной логике и философии по отношению к типологии как методу познания.
Типология книги.
В работах А.И. Барсука, И.Е. Баренбаума типология рассматривается как классификационный метод, то есть понятия «типология» и «классификация» не разграничиваются. Такой же позиции придерживаются А.Я. Черняк и А.К. Ступин. В частности, А.Я. Черняк характеризует типологию как собирательное понятие, совокупность классификаций произведений литературы по форме издания, по целевому назначению, по читательскому назначению, а деление на типы рассматривает как «основной ряд книговедческой классификации совокупной массы книг», то есть в структуре «тип-вид».
В соответствии с ним типология − это раздел какой-либо науки, занятый научной систематизацией (классификацией) предметов или явлений по общности (сходству) каких- либо свойств или признаков на группы (классы), обычно именуемые типами. Однако дальнейшее исследование проблем типологии в различных областях научного знания привело к переосмыслению этой позиции.
Например, В.М. Солнцев, применительно к развитию языкознания, отмечал, что на современном этапе задачи типологических исследований вышли за рамки классификации языков, типология по сути дела стала наукой о наиболее общих свойствах, то есть о строении человеческого языка. Тем самым она сомкнулась с онтологией языка.
Благодаря исследованиям Г.П. Щедровицкого, Д.П. Горского, Ю.А. Шрейдера, С.В. Мейена, Г.А. Подкорытова, Р.Г. Баранцева, А.Ю. Москвитина и других в области философии типология стала осознаваться как «сложноорганизованный феномен познания, реализующийся на уровне методологического научного исследования, но бытийствующий в континууме человеческой практики, который включает в себя содержательно-теоретические, понятийно-категориальные, логико- операциональные составляющие, взаимодействует со смежными и пересекающимися методами (классификация, систематизация, идеализация и т.д.), осуществляя структурную связь своих внутренних и внешних компонентов посредством типа». С этой точки зрения типология взаимодействует с классификацией как с пересекающимся методом познания, но к нему не сводится. Таким образом, представление о типологии как о классификации искажает еѐ рамки.
Это можно показать и обращаясь к законам логики, где классификация рассматривается как «распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов176. Исходя из этого, составление классификаций подчиняется всем правилам деления объѐма понятия, к которым относятся следующие: 1) необходимость применения одного и того же основания в одной и той же классификации; 2) объѐм членов классификации должен равняться объѐму классифицируемого класса; 3)члены классификации должны взаимоисключать друг друга; 4) подразделение на подклассы должно быть непрерывным.
А.А. Гречихин предлагает следующую структуру критерия, составляющего основу типологии книги:
1.цель или функция – научная категория, отражающая сущность той задачи обобщения, которая реализуется в данной книге (эта категории соотносится с целевым назначением книги);
2.предмет, то есть содержание, тема, – научная категория, отражающая особенности социальной информации как содержания книги;
3.метод – научная категория, отражающая способы логического достижения поставленной цели информационного общения в данной книге;
4.жанр – знаковая, литературная форма, научная категория, отражающая способы семиотического воспроизведения в данной книге (исходя из формулировки, понятия «знаковая» и «литературная» по отношению к форме являются синонимичными, что неверно: семиотическая форма произведения может быть представлена с помощью различных, а не только литературных знаков.
Таким образом, элементы многомерного критерия, сформулированного А.А. Гречихиным, во многом требуют уточнения и дальнейшей доработки.
Анализ исходных положений книговедения, касающихся книги как объекта коммуникации, подходов к еѐ изучению, а также типологических построений, позволил сделать общие выводы.
В современном книговедении определена социальная роль книги как важнейшего объекта коммуникации, как незаменимой формы культурного развития общества; изучены различные еѐ аспекты, наиболее полно представленные в нескольких научных подходах: функциональном, семиотическом, технологическом, системном.
Положения, составляющие основу этих подходов, как правило, распространяются либо на ограниченный круг книжных объектов, бытование которых связано с необходимостью подготовки издания, либо, наоборот, на множество объектов коммуникации, выходящих за рамки книжной. Это свидетельствует о том, что в книговедении остается до конца не решѐнной проблема сущностных характеристик книги, поэтому дефиниция книги, отвечающая условиям современной системы коммуникации, пока отсутствует.
Наиболее перспективными с этой позиции представляются системный и категориальный подходы, позволяющие рассмотреть книгу, во-первых, в качестве системы, каждый компонент которой обусловлен: а) особенностями еѐ внутренней структуры; б) условиями современной системы коммуникации; во-вторых, как научную категорию, имеющую высокий уровень абстракции. В книговедческих исследованиях осмыслены основы категориального подхода к изучению книги, взаимосвязанные с еѐ типологической характеристикой и сопряжѐнные с разработкой теоретической модели книги, которая должна содержать главные сущностные свойства книги как объекта коммуникации. Однако этот подход в рамках книговедения требует дальнейшей доработки.
В книговедческих исследованиях определено важное место типологии книги в системе книговедческого знания, оценено еѐ значение в познании сущностных характеристик книги, однако типологические построения не привели к уточнению сущностных свойств книги как объекта коммуникации. Теория типологической характеристики книги требует дальнейшей доработки, котораядолжнаосуществляться:
С учѐтом современных условийкоммуникации;
Н основе методологических подходов к типологии как методу познания, разработанных в философии и логике;
на основе чѐткого разграничения понятий «книга», «издание», «произведение», представляющих главные категории типологии книги;
4учитывая системный подход к исследованию книги, в рамках которого книга как объект коммуникации является частью общей коммуникативной системы;
учитывая категориальный подход к анализу книги, позволяющий осмыслить феномен книги как на высоком уровне абстракции, так и в плане конкретного выражения сущностных свойств книги в отдельном объекте коммуникации. Такой анализ будет способствовать не только определению сущностных свойств книги, но и уточнению еѐ места в современном коммуникативном процессе.
Для решения проблемы выявления типологичсеских характеристик книги современному книговедению необходимо искать новые методологические подходы, которые позволили бы учесть всѐ многообразие информационных объектов, функционирующих в современной информационно-коммуникационной среде, в том числе и электронную книгу.
4.3 Методика и содержание эмпирического исследования
В рамках исследования был проведен опрос, целью которого были конкретизация читательского адреса изданий по искусству, условий обращения к подобной литературе, выяснение наиболее значимых для читателя параметров при принятии решения о прочтении и покупке такого издания, а также степени удовлетворенности читателей существующим положением в этом сегменте книжного рынка. В качестве предмета искусства было выбрано киноискусство.
Опрос проводился в сети Интернет, в социальной сети «Вконтакте». Он был помещен в несколько тематических групп, таких как: «Библиотека киноискусства им. С. Эйзенштейна», «Киноклуб», «Академия Кино» — здесь мы хотели найти респондентов, увлеченных киноискусством; а также в группе, посвященной редактированию и издательскому делу — здесь можно было получить более компетентные ответы. Общее число респондентов составило 135 человек. Большая часть опрошенных — 72,2% — представительницы женского пола.
Первый вопрос носил общий отсеивающий характер: «Интересуетесь ли вы книгами о киноискусстве?» С вариантами ответа: да, редко читаю, нет. То есть все респонденты делились 3 группы: 1) Постоянные читатели изданий о киноискусстве; 2) Читатели с несистематическим интересом; 3) Читатели, которые не обращаются к подобной литературе.
К 1 группе были отнесены 31,1%, 28,1% ответили, что читают редко, а 40,7% — выбрали отрицательный ответ. Однако при дальнейшем анализе опроса было выяснено, что респонденты 3 группы имеют опыт обращения к подобной литературе, однако чаще всего не идентифицируют такие издания как книги по киноискусству. Поэтому считаем значимым обращаться и к их ответам. Количество женщин в 1 группе — 29 человек из 42 (69%), во 2 —человек (76,3%).
Второй вопрос имел вспомогательный характер. С его помощью нам хотелось выяснить, на какие конкретно по цене издания ориентированы читатели, какую цену они считают для себя приемлемой и оптимальной. Ответы респондентов разделились примерно поровну: 57,4% ответивших выбрали диапазон 300–500 рублей, 39,7%— 500–1000 рублей. Это свидетельствует о том, что читатели пока не готовы платить за повышенное полиграфическое качество, а исходя из анализа других вопросов, можно сказать, что информационная составляющая, а не эстетическая являются самым главным критерием при покупке.
Вопросы с третьего по шестой были посвящены выявлению самых важных параметров исследуемых нами изданий, а также выяснению степени удовлетворенности читателей уровнем их редакторской подготовки. На вопрос «Чего не хватает в книгах о кино?» 34,2% респондентов (самый большой процент) ответили «анализа фильмов» (остальные варианты ответов даны в приложении № 1). Таким образом, в первую очередь читатели настроены на кинокритику.
Следующий вопрос касался оформления. «Как вы считаете, достаточно ли хорошо оформлены книги о кино, с которыми вы сталкивались?» 104 опрошенных (77%) показали средний уровень удовлетворенности, выбрав из трех вариантов ответа (да; неплохо, но можно и лучше; нет) преимущественно второй.
Третий вопрос касался содержания научно-популярных изданий о кино; «что самое важное, на ваш взгляд, в книгах о кино (можно выбрать несколько вариантов)?». Респондентам были предложены различные варианты ответа (приложение № 2). Из этого списка самое большое внимание респонденты уделили двум пунктам: наличию уникальных фотографий, интервью из первых рук (66,7%)— это говорит о том, что читатели хотели бы знакомиться с достоверным материалом, и «секретами операторского, искусства», так как сегодня читатели настроены на знакомство с «мастерской» искусства, с процессом кинопроизводства в увлекательной форме «тайн и секретов», еще одним частотным был ответ «анализ фильмов».
Следующие три вопроса были направлены на выяснение читательских предпочтений в сфере серийности. На вопрос: «Часто ли вы сталкиваетесь с сериями книг? (например, ―Золотая коллекция фантастики‖, ―зарубежной литературы и т. д.; ―Иронический детектив‖ и др.)» 57,9% респондентов ответили «довольно часто», что свидетельствует об интересе издателей к такой форме изданий, а также о насыщенности рынка сериями.
На вопрос «Что вы предпочтете — отдельную книгу или серийное издание (например, серия ―Актерская книга, ―Арт-хаус, ―Дом Кино и др.) о кино?» большая часть опрошенных ответили, что выберут отдельное (61,5%). Но, несмотря на общее положение, стоит выделить читателей, которые обладают стойким интересом к подобной литературе. Из 1 группы
16 предпочли бы серийное, что составляет 38,9%, а из читателей со случайным, непостоянным интересом (2 группа) 42% предпочли бы серийное.
Следующий вопрос звучал так: «Если вы предпочитаете серию, что будет самым важным для вас при ее выборе (можно выбрать несколько вариантов)». Большая часть опрошенных дала ответ «выбор тем», что свидетельствует о вдумчивом подходе к отбору книг. Принцип импульсивного собирательства здесь не срабатывал. Этот вариант выбрали 63,6% респондентов, и у респондентов, которые обращаются к книгам по киноискусству постоянно, самым значимым критерием также был «выбор тем» — 24 ответа, на втором месте стоял «единый стиль» — 21 ответ. Именно это сочетание вариантов ответа было наиболее частотным.
Часть опроса была посвящена выяснению возможностей изданий о киноискусстве переадресовывать читателя к самому предмету искусства, а также обратной связи — способности фильмов отправлять к чтению литературы о них: «Когда Вы обращаетесь к книгам о кино?» 78 человек из 135 выбрали из предложенных вариантов ответ: после просмотра фильма (приложение № 1).
Чтобы выявить более явную картину, обратимся к ответам тех, кто имеет навык постоянного обращения к книгам о кино.
Из 2 группы респондентов всего 24 человека ответили, что мотивом их обращения к книгам о кино является просмотр интересного фильма — здесь более частотным был ответ: «просто люблю читать о кино», для ответивших это форма досуга. Но из 38 опрошенных, которые редко читают о кино (3 группа), 24 отметили, что их мотивом является хороший фильм или ситуация, когда они его не поняли.
Следующий вопрос: «Представьте, что Вы прочитали в книге про фильм, который Вы не смотрели, захочется ли вам обратиться к самому фильму?» имел варианты ответа:
А. да, скорее всего,
Б. возможно,
В. не думаю.
В этом случае 64,9% выбрали ответ «да, скорее всего», что свидетельствует о том, что книги о кино действительно отсылают к самому предмету искусства.
Вопрос «Имеет ли для вас значение, кто написал книгу (малоизвестный автор или наоборот популярный шоумен, блоггер, известный кинокритик)» дал следующие результаты: всего 16,9% опрошенных ответили, что имя автора действительно имеет для них значение; 54% сказали, что могут прочесть и книги неизвестного для них автора; и значительный процент опрошенных, 29%, вообще не обращают внимание на этот фактор.
Из 42 опрошенных, которые часто обращаются к подобным книгам, 14 человек ответили, что личность автора является для них важным критерием, а из тех, кто обращается к подобной литературе редко, лишь 3 респондента выбрали этот вариант ответа.
Последний из основных вопросов был посвящен степени удовлетворенности предложением таких изданий на книжном рынке. «Как вы считаете, достаточно ли книг о кино сегодня существует?». 60% опрошенных выбрали вариант «затрудняюсь ответить», что говорит о том, что в системе книгоиздания и книгораспространения слабо налажена коммуникация, и книга — продукт — не доходит до потребителя так же, как и информация о ней. 26,7% ответили, что подобной литературы недостаточно; это свидетельствует о необходимости разработки новых изданий повышенного качества, и лишь 13,3% были удовлетворены общим положением в этом сегменте рынка.
Анализ «паспортички» позволил выделить некоторые характеристики читателя. Интерес к подобной литературе характерен для читателей старше 25 лет, ввиду того, что они больше настроены на анализ и конструктивную
критику киноискусства, и имеют достаточно сформировавшийся эстетический вкус. Поэтому для этих респондентов важна «качественность» информации, предложенной в издании. Большая часть опрошенных имеет высшее образование 47% (бакалавриат, специалитет и магистратура), еще 30,6% — неоконченное высшее.
Таким образом, проведенное социологическое исследование позволило сформировать обобщенную модель читательского адреса, обозначить основные мотивы читателей, при обращении к подобной литературе, сформулировать предположения о специфичных чертах изданий о киноискусстве, таких как цикличный характер взаимодействия разных форм потребления информации, о котором будет сказано подробнее ниже. А также проанализировать читательские предпочтения в сфере серийного книгоиздания, сделать выводы о популярности такого метода организации книжных изданий в России и за рубежом.
Заключение
На сегодняшний день искусство сильно востребовано в социальной жизни общества, поэтому каждый день издательства выпускают множество различной литературы по искусству. Русское искусство уникально. Его своеобразие было предметом внимания многих исследователей, таких как Ю. С. Зубов, Б. Я. Бухштаба, и др. Во многом самобытность русского искусства в настоящее время определяется ее историей. Основы, заложенные в ранние эпохи отражаются до сих пор в современном искусстве, но также и многое устаревает и исчезает вообще. Существовало множество идейных течений, которые раскрывались в свою эпоху, в которых выражено отношение к русскому искусству. Сейчас все более развиваются новые течения такие как: абстрагирование, авангардизм, андерграунд, сюрреализм, модернизм, поп-арт — все это вырывается из привычной бытовой обстановки, ограничение традиционной культуры, отказ от реального мира, экспериментирование, спонтанное выражение. Это с одной стороны положительно, так как современное общество развивается, основывая новые идеи, и воплощая их в реальность, а с другой стороны отрицательно, потому что современное общество стремится обеспечить себя материально, продвигая свою известность. Материальность все усложняет в искусстве и влияет даже на его зрителей. Что касается книжных изданий, то в основном идет привлечение к современному искусству. Люди постепенно забывают истоки искусства, тем самым пагубно сказывается на развитии современной молодежи.
Существенно большое различие между ранними и современными изданиями. Если в раннюю эпоху издания выпускались в малых количествах, то на сегодняшний день издания тиражируются в больших количествах. Это обуславливается доступностью материалов, общественным интересом. Искусство прогрессирует, и поэтому фонды различных учебных заведений постоянно пополняются, основываясь на своем профиле. Так же хорошо развивается периодическая печать. Публикуются статьи о развитии искусства в современном мире. Нельзя не отметить развитие электронных библиотек, фонды которых растут с каждым днем. В основном массовый читатель отдаст предпочтение электронной библиотеке, нежели печатному изданию. Бесплатная пресса вытесняет универсальные издания, тем самым забирая былую значимость печатных изданий. Надежды российских книгоиздателей на будущее связаны с простыми ожиданиями: они хотят, чтобы как можно больше людей читали их книги, чтобы своевременно и полно улавливались потребности читателей в книгах и, наконец, чтобы книги как можно скорее находили своего читателя.
Таким образом, проведенное социологическое исследование позволило сформировать обобщенную модель читательского адреса, обозначить основные мотивы читателей, при обращении к подобной литературе, сформулировать предположения о специфичных чертах изданий о киноискусстве, таких как цикличный характер взаимодействия разных форм потребления информации, о котором будет сказано подробнее ниже. А также проанализировать читательские предпочтения в сфере серийного книгоиздания, сделать выводы о популярности такого метода организации книжных изданий в России и за рубежом.
Терминологический словарь.
1) ИЗДАНИЕ — 1. размноженное в каком-либо числе идентичных экземпляров одним из технических способов (перепиской, печатанием, тиснением, электронной записью на каком-либо носителе) произведение (комплекс произведений) письменности, изоискусства, музыки, картографии, которое предназначено для передачи сведений и (или) образов читателю (зрителю) с целю воздействия на него, прошло редакционно-издательскую подготовку и обработку, учитывающую особенности обращения его в потребительской среде. 2. процесс выпуска книги, брошюры, журнала, альбома и других видов издания.[3]
2) ИЗДАТЕЛЬ — лицо или организация, имеющие право издательской деятельности или получившие лицензию на это право и ведущие такую деятельность; юридическое лицо, подготавливающее издание к выпуску и выпускающее его. В широком значении слова — то, кто издал книгу. Это может быть автор, любое физическое лицо, решившее издать книгу в порядке индивидуальной трудовой деятельности. [3]
3) ИЗДАТЕЛЬСТВО — являющееся юридическим лицом предприятие, занимающееся редакционно-издательской деятельностью — подготовкой, обработкой и выпуском изданий.[3]
4) ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — подготовка или подготовка и выпуск изданий любого вида. [3]
5) ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОДУКЦИЯ — все виды изданий, выпущенных в свет издательством, группой издательств или издательствами страны за определенный период.[3]
6) ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПРАВА — совокупность прав, которыми автор, уступивший издательству право на издание своего произведения (произведений), наделяет его по авторскому договору, а так же всех прав, которыми наделены в РФ частные и государственные предприятия. [3]
7) ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС — процесс подготовки и выпуска издания в свет от заключения авторского договора или рассмотрения предложенного автором оригинала до сдачи тиража в книготорговую сеть или предприятию, распространяющему издания по подписке.[3]
8) ИСКУССТВО — общее понятие, объединяющее все виды художественного творчества, и в то же время отделяющее их от других видов человеческой деятельности. [1]
9) ИСКУССТВО — одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира.[2]
10) ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — формула, утверждающая искусство как самоцель, а не как средство для чего-либо другого.[1]
11) ИСКУССТВО КНИГИ — вид изобразительного искусства, в задачу которого входит выработка художественной формы книги. Складывается из художественного конструирования книги, ее иллюстрирования, создания типографской и книжной графики в единстве всех этих компонентов.[3]
12) КЛАССИФИКАЦИЯ КНИГ — способ систематизации книг по их содержанию (областям знания). В книжном деле и библиотечно-библиографической деятельности России применяется несколько систем классификации книг: универсальная десятичная классификация (УДК), библиотечно-библиографическая классификация (ББК) и до 1994 г применялась Единая классификация литературы для книгоиздания в СССР (ЕКЛ).[3]
13) КНИГА — в узком смысле непереодичное текстовое книжное издание объемом свыше 48 страниц, в широком — средство закрепления и передачи произведений письменности, графики, картографии во времени и пространстве, художественно оформленный аппарат, приспособление для наилучшего разнообразного использования напечатанных в ней произведений.[3]
14) КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ — непереодичное издание, особенностью материальной структуры которого является скрепление листов в корешке. Книжное издание может быть изданием текстовым (книга, брошюра), изобразительным (альбом), нотным (партитура оперы), картографическим ( атлас географический ). Пожалуй, более точно было бы назвать такие издания не переодичными кодексными, в отличие от книг-свитков и листовых изданий.[3]
15) СТРУКТУРА ИЗДАТЕЛЬСТВА — деление издательства на взаимосвязанные части: редакционную, художественно-оформительскую, производственную, экономическую, маркетинга и распространения книг и других изданий.[3]
Список литературы.
Современный словарь-справочник по искусству /Науч. Ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. - М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», - 2000. - 259 с., 261 с.
Художественно-педагогический словарь / Сост. Н. К. Шабанов, О. П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. - М.: Академический проект: Трикста, 2005. - 160 с.
Издательский словарь-справочник / Сост. Мильчин А.Э. - М.: Юристъ, 1998. - 132 с — 135 с, 149 с, 159 с — 161 с, 382 с.
Список литературы.
Д. И. Ахметова / Проблема стилевого многообразия в ситуации современной художественной культуры, - Казань, 2013 г. -
В. А. Бесхлебникова / Основы книжной культуры, - М.: Литера., 2010 г. — 192 с.
Большой энциклопедический словарь. - М.: Издательство «Дрофа», 2009 г. - 1888 с.
Б. Я. Бухштаба / Библиография художественной литературы и литературоведения, - М.: Издательство «Книга», 1973 г . — 400 с.
В. Власов / Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства, - С-П.: Издательство «Азбука-Классика», 2010 г. — 752 с.
Л. Вылегжанин / Книга находит читателя, - книжное издательство, кировское отделение, 1974 г .-
П. П. Генедич / История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: «Эксмо», 2009 г . — 848 с.
Ю. Герчук / Художественная структура книги, - М.: Издательство «Книга»
Н. А. Дмитриева / В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. - М.:, «Прогресс-традиция», 2009 г.
Н. А. Дмитриева / Краткая история искусств. - М.: Издательство «Искусство», 1989 г. — 520 с.
А. Зись / Виды искусства. - М.: Издательство «Знание», 1979 г. — 128 с.
Ю. С. Зубов / Библиография искусства. - М.: Издательство «Книга», 1973 г. — 304 с.
А. А. Мелик-Пашаев / Современный словарь-справочник по искусству. - М.: Олимп ООО Издательство «АСТ», 2000 г.
А. Э. Мильчин / Издательский словарь-справочник. - М.: «Юристъ», 1998 г. — 472 с.
Народный университет культуры / Молодежи об искусстве. - М.: Издательство «Знание», 1973 г.
М. Г. Неклюдова / Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19 века — начала 20 века. - М.: Издательство «Искусство», 1991 г.
И. П. Никитина / Философия искусства. - М.: «Омега-Л», 2010 г. — 559 с.
С. М. Петкова / Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007 г. — 506 с.
А. М. Прохоров: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Издательство «Норинт», 2004 г. - 1456 с.
Русское изобразительное искусство и архитектура. - М.: Издательство «Книга», 1970 г.
С. А. Трубников / Библиография художественной литературы и литературоведения. - М.: Издательство «Книга», 1985 г. — 335 с.
К. Чапек / Об искусстве. - Ленинское отделение: Издательство «Искусство», 1969 г.
Н. К. Шабанов / Художественно-педагогический словарь. - М.: «Трикста», 2005 г.
Н. А. Яковлева / Анализ и интерпретация произведений искусства. - М.: «Высшая школа», 2005 г. — 551 с.
Список литературы.
Дунаевский Алексей Львович. «Оскар»: неофициальная история премии / А. Л. Дунаевский. — СПб.: Амфора, 2016. — 527 с. : ил. — (Дом кино).
Плахов А. Режиссеры настоящего: в 2 т. / А. Плахов. — Спб.: Амфора, Сеанс, 2017.
Т. 2. Радикалы и минималисты. — 320 с.: ил.
Долин Антон. Ларс фон Триер: контрольные работы. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 352 с.: ил.
Салис Римгайла. «Нам уже не до смеха»: музыкальные кинокомедии Григория Александрова. / Авториз. пер. с англ. В. А. Третьякова. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. —360 с.: ил.
ГОСТ 7.60−2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения. — Минск, 2013. — 41 с.
ГОСТ Р 7.0.3−2016 СИБИД. Издания. Основные элементы. Термины и определения. — Москва, 2016. — 42 с.
Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. — Минск: Тесей, 2008. —390 с.
Антонова С. Г. Книга по искусству. Вопросы типологии и издания: учеб. пособ. / Моск. гос. ун-т печати. — М.: Изд-во МГУП, 2014. — 108 с.
Антонова С. Г. и др. Редакторская подготовка изданий: учеб. / Под общ. ред. Антоновой С. Г. — М.: Изд-во МГУП, 2012. — 468 с.
Антонова С. Г. Редактирование : общий курс : учеб. для вузов / С. Г. Антонова, В. И. Соловьев, К. Т. Ямчук. — М.: Изд-во МГУП, 1999. — 256 с.
Беловицкая А. А. Общее книговедение. — М.: Книга,2017. — 256 с.
Жарков И. A. Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций. — М.: Изд-во МГУП, 2012.
Лобин А. М. Проектирование и анализ концепции книжного издания: учебное пособие / А. М. Лобин, М. В. Миронова. — Ульяновск: УлГТУ, 2016. — 110 с.
Карайченцева С. А. Книговедение. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: учебник для вузов / Моск. гос. ун-т печати. — М.: Изд-во МГУП, 2014. — 424 с.ъКомпозиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: учебное пособие / Под ред. С. М. Болховитиновой. — М.: Изд-во МГУП, 2016. — 166 с.ъАнтонова С. Г. Моделирование как метод совершенствования потока изданий (на примере массовой литературы по искусству) // Книга и социальный прогресс. — М., 2016.— С. 147–154.
Антонова С. Г. Научно-популярные издания по искусству (проблемы выпуска) // Книга: исслед. и материалы. — Сб. 56.— 1988. — С. 37–47.
Антонова С. Г. Предметная область книги как основа редакторского анализа // Научная книга. — М.: 2000. — № 1. — С. 24–27.
Антонова С. Г. Издания по искусству: формирование предмета содержания // Омский научн. вестн. — Омск, 2006. — № 10. — С. 100−104.
Беловицкая А. А. Типологические признаки серийного издания художественной литературы. // Книга: исслед. и материалы.— М., 1970, — сб. 21. — С. 26–41.
Список литературы.
Агеев, В.Н. Электронная книга: новое средство социальной коммуникации / В.Н. Агеев. – М. : Мир книги, 2017. – 230 с.
Акилина, М.И. Книга в системе библиотековедческих понятий / М.И. Акилина // Библиотековедение. – 2016. – № 4-6. – С. 116-124.
Андреева, О.В. Проблемы книговедения в современной профессиональной печати: терминология, типология, классификация, обязательный экземпляр : обзорная информация / О.В. Андреева, М.Е. Порядина ; Рос. кн. палата. – М. : Бук Чембэр Интернэшнл, 2013. – 246 с.
Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьев ; под общ. ред. С.Г. Антоновой – М. : Изд-во МГУП, 2016. − 468 с.
Антонова, С.Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания (редакторские аспекты) / С.Г. Антонова // Книга: исследования и материалы. – 2017. – Сб. 79. – М. : ТЕРРА, 2001. – С. 95-107.
Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России: научно- методическое пособие / А.Б. Антопольский. – М. : Либерея, 2011. – 149 с.
Антопольский, А.Б. Электронные издания: проблемы и решения / А.Б. Антопольский, К.В. Вигурский // Информационные ресурсы России. – 2017. – № 1. – С. 19-23.
Антопольский А.Б.. Системы метаданных в электронных библиотеках / А.Б. Антопольский // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: тр. конф. – М. : ГПНТБ России, 2015. – Т. 1. – С. 287-298.
Артѐмов, В.А. Технографический анализ суммарных букв нового алфавита / В.А. Артѐмов // Письменность и революция. – М., 2013. –
№ 1. – С. 58-76.
Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. – М.: Политиздат, 2011. – 368 с.
Баева, Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа / Л.В. Баева // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 75-84.
Баева, Л.В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика / Л.В. Баева // Известия Саратовского университета. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». – 2014. – Т. 14. – Вып. 4. – С. 5-10.
Баранцев, Р.Г. Системные триады и классификации / Р.Г. Баранцев // Теория и методология биологических классификаций / Сост. Б.С. Шорников. – М. : Наука, 1983. – 169 с.
Баренбаум, И.Е. Функциональный подход и его применение в книговедении / И.Е. Баренбаум // Книга и социальный прогресс. – М. : Наука, 1986. – С. 122-131.
Бард, А. Netoкратия : the new power elite and life after capitalism = Нетократия : Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард, Я. Зодеквист ; пер. с англ. В. Мишучкова. – СПб. ; Стокгольм: Школа экономики, 2004. – 252 с.
Баренбаум, И.Е. Книговедение и электронная книга / И.Е. Баренбаум // Книга: исследования и материалы. – М. : Терра, 1999. – Сб. 76. – С. 5- 15.
Барсук, А.И. К определению понятия «книга» / А.И. Барсук // Издательское дело. Книговедение : научно-информационный сборник ЦБНТИ по печати. – 1970. – № 2 (12). – С. 5-9.
Барышева, О.В. Книга в паутине / О.В. Барышева, Р.С. Гиляревский. – М. : НТИ-КОМПАКТ, 2003. – 304 с.
Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.
Бахтурина, Т.А. Проблемы взаимосвязи международной и национальной термосистем в области электронных ресурсов / Т.А. Бахтурина // Научные и технические библиотеки. – 2001. − № 6. – С. 99-106.
Бачило, И.Л. Правовые вопросы документирования в условиях информатизации / И.Л. Бачило // Проблемы законодательства в среде информатизации: Тезисы докладов седьмой Всероссийской конференции. − М. : ГУП «ВИМИ», 1999. – С. 12-13.
Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. – 2-е изд., испр., и доп. – М. : Academia, 2004. – 788 с.
Беловицкая, А.А. К содержанию понятия «советская книга» (Книга в процессе движения) / А.А. Беловицкая, С.П. Омилянчук // Советская историография книги: сб. науч. трудов / Гос. библиотека СССР им. В.И. Ленина. – М., 1979. – C. 99-137.
Беловицкая, А.А. Книговедение сегодня и завтра / А.А. Беловицкая // Книжный мир сегодня и завтра: 10-я междунар. науч. конференция по проблемам книговедения: тезисы докладов. – М., 2002. – С. 15-22.
Беловицкая, А.А. Общее книговедение (методологические и теоретические аспекты) : дис. …д-ра филолог. наук: 05.25.04. – М., 1987.
− 461 с.
Беловицкая, А.А. Информация и книга / А.А. Беловицкая // Наука о книге. Традиции и инновации: К 50-летию сборника «Книга: исследования и материалы»: материалы XII междунар. науч. конференции по проблемам книговедения. – М. : Наука, 2009. – Ч. 1. – С. 215-220.
Беловицкая, А.А. Общее книговедение / А.А. Беловицкая. – М. : Книга, 1987. – 256 с.
Беловицкая, А.А. Система книговедческого метода /А.А. Беловицкая // Книга и социальный прогресс. – М., 1986. − С. 131- 139.
Бернштейн, М. С чем едят Википедию / М. Бернштейн // Ежедневник : электронный журнал. – URL: http://ej.by/news/sociaty/2012//. − Дата обращения: 31.03.2015.
Приложение А
Анкетирование
1
2.
3.
10
1. Д. И. Ахметова / Проблема стилевого многообразия в ситуации современной художественной культуры, - Казань, 2013 г. -
2. В. А. Бесхлебникова / Основы книжной культуры, - М.: Литера., 2010 г. — 192 с.
3. Большой энциклопедический словарь. - М.: Издательство «Дрофа», 2009 г. - 1888 с.
4. Б. Я. Бухштаба / Библиография художественной литературы и литературоведения, - М.: Издательство «Книга», 1973 г . — 400 с.
5. В. Власов / Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства, - С-П.: Издательство «Азбука-Классика», 2010 г. — 752 с.
6. Л. Вылегжанин / Книга находит читателя, - книжное издательство, кировское отделение, 1974 г .-
7. П. П. Генедич / История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: «Эксмо», 2009 г . — 848 с.
8. Ю. Герчук / Художественная структура книги, - М.: Издательство «Книга»
9. Н. А. Дмитриева / В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. - М.:, «Прогресс-традиция», 2009 г.
10. Н. А. Дмитриева / Краткая история искусств. - М.: Издательство «Искусство», 1989 г. — 520 с.
11. А. Зись / Виды искусства. - М.: Издательство «Знание», 1979 г. — 128 с.
12. Ю. С. Зубов / Библиография искусства. - М.: Издательство «Книга», 1973 г. — 304 с.
13. А. А. Мелик-Пашаев / Современный словарь-справочник по искусству. - М.: Олимп ООО Издательство «АСТ», 2000 г.
14. А. Э. Мильчин / Издательский словарь-справочник. - М.: «Юристъ», 1998 г. — 472 с.
15. Народный университет культуры / Молодежи об искусстве. - М.: Издательство «Знание», 1973 г.
16. М. Г. Неклюдова / Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19 века — начала 20 века. - М.: Издательство «Искусство», 1991 г.
17. И. П. Никитина / Философия искусства. - М.: «Омега-Л», 2010 г. — 559 с.
18. С. М. Петкова / Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007 г. — 506 с.
19. А. М. Прохоров: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Издательство «Норинт», 2004 г. - 1456 с.
20. Русское изобразительное искусство и архитектура. - М.: Издательство «Книга», 1970 г.
21. С. А. Трубников / Библиография художественной литературы и литературоведения. - М.: Издательство «Книга», 1985 г. — 335 с.
22. К. Чапек / Об искусстве. - Ленинское отделение: Издательство «Искусство», 1969 г.
23. Н. К. Шабанов / Художественно-педагогический словарь. - М.: «Трикста», 2005 г.
24. Н. А. Яковлева / Анализ и интерпретация произведений искусства. - М.: «Высшая школа», 2005 г. — 551 с.
Список литературы.
1. Дунаевский Алексей Львович. «Оскар»: неофициальная история премии / А. Л. Дунаевский. — СПб.: Амфора, 2016. — 527 с. : ил. — (Дом кино).
2. Плахов А. Режиссеры настоящего: в 2 т. / А. Плахов. — Спб.: Амфора, Сеанс, 2017.
Т. 2. Радикалы и минималисты. — 320 с.: ил.
3. Долин Антон. Ларс фон Триер: контрольные работы. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 352 с.: ил.
4. Салис Римгайла. «Нам уже не до смеха»: музыкальные кинокомедии Григория Александрова. / Авториз. пер. с англ. В. А. Третьякова. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. —360 с.: ил.
5. ГОСТ 7.60−2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения. — Минск, 2013. — 41 с.
6. ГОСТ Р 7.0.3−2016 СИБИД. Издания. Основные элементы. Термины и определения. — Москва, 2016. — 42 с.
7. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. — Минск: Тесей, 2008. —390 с.
8. Антонова С. Г. Книга по искусству. Вопросы типологии и издания: учеб. пособ. / Моск. гос. ун-т печати. — М.: Изд-во МГУП, 2014. — 108 с.
9. Антонова С. Г. и др. Редакторская подготовка изданий: учеб. / Под общ. ред. Антоновой С. Г. — М.: Изд-во МГУП, 2012. — 468 с.
10. Антонова С. Г. Редактирование : общий курс : учеб. для вузов / С. Г. Антонова, В. И. Соловьев, К. Т. Ямчук. — М.: Изд-во МГУП, 1999. — 256 с.
11. Беловицкая А. А. Общее книговедение. — М.: Книга,2017. — 256 с.
12. Жарков И. A. Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций. — М.: Изд-во МГУП, 2012.
13. Лобин А. М. Проектирование и анализ концепции книжного издания: учебное пособие / А. М. Лобин, М. В. Миронова. — Ульяновск: УлГТУ, 2016. — 110 с.
14. Карайченцева С. А. Книговедение. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: учебник для вузов / Моск. гос. ун-т печати. — М.: Изд-во МГУП, 2014. — 424 с.ъКомпозиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: учебное пособие / Под ред. С. М. Болховитиновой. — М.: Изд-во МГУП, 2016. — 166 с.ъАнтонова С. Г. Моделирование как метод совершенствования потока изданий (на примере массовой литературы по искусству) // Книга и социальный прогресс. — М., 2016.— С. 147–154.
15. Антонова С. Г. Научно-популярные издания по искусству (проблемы выпуска) // Книга: исслед. и материалы. — Сб. 56.— 1988. — С. 37–47.
16. Антонова С. Г. Предметная область книги как основа редакторского анализа // Научная книга. — М.: 2000. — № 1. — С. 24–27.
17. Антонова С. Г. Издания по искусству: формирование предмета содержания // Омский научн. вестн. — Омск, 2006. — № 10. — С. 100−104.
18. Беловицкая А. А. Типологические признаки серийного издания художественной литературы. // Книга: исслед. и материалы.— М., 1970, — сб. 21. — С. 26–41.
Список литературы.
1. Агеев, В.Н. Электронная книга: новое средство социальной коммуникации / В.Н. Агеев. – М. : Мир книги, 2017. – 230 с.
2. Акилина, М.И. Книга в системе библиотековедческих понятий / М.И. Акилина // Библиотековедение. – 2016. – № 4-6. – С. 116-124.
3. Андреева, О.В. Проблемы книговедения в современной профессиональной печати: терминология, типология, классификация, обязательный экземпляр : обзорная информация / О.В. Андреева, М.Е. Порядина ; Рос. кн. палата. – М. : Бук Чембэр Интернэшнл, 2013. – 246 с.
4. Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьев ; под общ. ред. С.Г. Антоновой – М. : Изд-во МГУП, 2016. − 468 с.
5. Антонова, С.Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания (редакторские аспекты) / С.Г. Антонова // Книга: исследования и материалы. – 2017. – Сб. 79. – М. : ТЕРРА, 2001. – С. 95-107.
6. Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России: научно- методическое пособие / А.Б. Антопольский. – М. : Либерея, 2011. – 149 с.
7. Антопольский, А.Б. Электронные издания: проблемы и решения / А.Б. Антопольский, К.В. Вигурский // Информационные ресурсы России. – 2017. – № 1. – С. 19-23.
8. Антопольский А.Б.. Системы метаданных в электронных библиотеках / А.Б. Антопольский // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: тр. конф. – М. : ГПНТБ России, 2015. – Т. 1. – С. 287-298.
9. Артѐмов, В.А. Технографический анализ суммарных букв нового алфавита / В.А. Артѐмов // Письменность и революция. – М., 2013. –
№ 1. – С. 58-76.
10. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. – М.: Политиздат, 2011. – 368 с.
11. Баева, Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа / Л.В. Баева // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 75-84.
12. Баева, Л.В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика / Л.В. Баева // Известия Саратовского университета. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». – 2014. – Т. 14. – Вып. 4. – С. 5-10.
13. Баранцев, Р.Г. Системные триады и классификации / Р.Г. Баранцев // Теория и методология биологических классификаций / Сост. Б.С. Шорников. – М. : Наука, 1983. – 169 с.
14. Баренбаум, И.Е. Функциональный подход и его применение в книговедении / И.Е. Баренбаум // Книга и социальный прогресс. – М. : Наука, 1986. – С. 122-131.
15. Бард, А. Netoкратия : the new power elite and life after capitalism = Нетократия : Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард, Я. Зодеквист ; пер. с англ. В. Мишучкова. – СПб. ; Стокгольм: Школа экономики, 2004. – 252 с.
16. Баренбаум, И.Е. Книговедение и электронная книга / И.Е. Баренбаум // Книга: исследования и материалы. – М. : Терра, 1999. – Сб. 76. – С. 5- 15.
17. Барсук, А.И. К определению понятия «книга» / А.И. Барсук // Издательское дело. Книговедение : научно-информационный сборник ЦБНТИ по печати. – 1970. – № 2 (12). – С. 5-9.
18. Барышева, О.В. Книга в паутине / О.В. Барышева, Р.С. Гиляревский. – М. : НТИ-КОМПАКТ, 2003. – 304 с.
19. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.
Бахтурина, Т.А. Проблемы взаимосвязи международной и национальной термосистем в области электронных ресурсов / Т.А. Бахтурина // Научные и технические библиотеки. – 2001. − № 6. – С. 99-106.
20. Бачило, И.Л. Правовые вопросы документирования в условиях информатизации / И.Л. Бачило // Проблемы законодательства в среде информатизации: Тезисы докладов седьмой Всероссийской конференции. − М. : ГУП «ВИМИ», 1999. – С. 12-13.
21. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. – 2-е изд., испр., и доп. – М. : Academia, 2004. – 788 с.
22. Беловицкая, А.А. К содержанию понятия «советская книга» (Книга в процессе движения) / А.А. Беловицкая, С.П. Омилянчук // Советская историография книги: сб. науч. трудов / Гос. библиотека СССР им. В.И. Ленина. – М., 1979. – C. 99-137.
23. Беловицкая, А.А. Книговедение сегодня и завтра / А.А. Беловицкая // Книжный мир сегодня и завтра: 10-я междунар. науч. конференция по проблемам книговедения: тезисы докладов. – М., 2002. – С. 15-22.
24. Беловицкая, А.А. Общее книговедение (методологические и теоретические аспекты) : дис. …д-ра филолог. наук: 05.25.04. – М., 1987.
− 461 с.
25. Беловицкая, А.А. Информация и книга / А.А. Беловицкая // Наука о книге. Традиции и инновации: К 50-летию сборника «Книга: исследования и материалы»: материалы XII междунар. науч. конференции по проблемам книговедения. – М. : Наука, 2009. – Ч. 1. – С. 215-220.
26. Беловицкая, А.А. Общее книговедение / А.А. Беловицкая. – М. : Книга, 1987. – 256 с.
27. Беловицкая, А.А. Система книговедческого метода /А.А. Беловицкая // Книга и социальный прогресс. – М., 1986. − С. 131- 139.
Бернштейн, М. С чем едят Википедию / М. Бернштейн // Ежедневник : электронный журнал. – URL: http://ej.by/news/sociaty/2012//. − Дата обращения: 31.03.2015.
Вопрос-ответ:
Какие основные понятия искусства рассматриваются в статье?
В статье рассматривается сущность искусства, виды направления и стили искусства, а также тематико-типологический и видовой состав изданий по искусству.
Как история издания и издательств литературы по искусству связана с книжным рынком РФ?
История издания и издательств литературы по искусству связана с книжным рынком РФ, так как она описывает развитие издательской отрасли в данной сфере и ее влияние на рынок книг по искусству.
Какие издательства занимаются изданием литературы по искусству на книжном рынке РФ?
На книжном рынке РФ существуют различные издательства, занимающиеся изданием литературы по искусству. В статье рассматривается система таких издательств и их продукция.
Какие виды направления и стилей искусства рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные виды направления и стилей искусства, такие как живопись, скульптура, архитектура, музыка, танец и др.
Каков тематико-типологический и видовой состав изданий по искусству, рассматриваемый в статье?
В статье рассматривается тематико-типологический и видовой состав изданий по искусству, включающий книги о живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, танце, кино и др.
Что включает в себя содержание главы I "Издания по искусству: теоретический вопрос"?
Глава I "Издания по искусству: теоретический вопрос" включает в себя следующие разделы: "Основные понятия искусства", "Сущность искусства", "Виды направления и стили искусства", "Тематико-типологический и видовой состав изданий по искусству".
Какие основные понятия искусства рассматриваются в главе I "Издания по искусству: теоретический вопрос"?
В главе I рассматриваются основные понятия искусства, включая его сущность, виды направления и стили искусства, а также тематико-типологический и видовой состав изданий по искусству.
Что охватывает глава II "Издания по искусству на книжном рынке РФ"?
Глава II "Издания по искусству на книжном рынке РФ" охватывает историю издания и издательств литературы по искусству, а также систему издательств, издающих литературу по искусству, и их продукцию.
Что рассматривается в главе III "Кино как предмет изучения искусства"?
В главе III "Кино как предмет изучения искусства" рассматривается роль кино в искусстве, его значение и особенности, а также взаимосвязь кино и других видов искусства.