Особенности информационно-просветительных технологий в современных условиях.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 32 32 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 02.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 История развития информационных технологий 6
2 Формы информационно-просветительной деятельности 10
3 Информационно-просветительные технологии в современном обществе 14
4 Информационно-просветительные технологии в деятельности музеев 20
5 Информационно-просветительные технологии в Пермском Краеведческом музее 27
Заключение
Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим основные формы.Одним из видов культурно-просветительской деятельности музеев является проведение тематических экскурсий.Экскурсия посвящается одной заданной тематике, например, если это историческая экскурсия, то во время ее проведения могут быть освещены вопросы, раскрывающие сущность какого-либо исторического события или цепи исторических событий. Также такая экскурсия может быть посвящена определенному промежутку времени, например, годам правления Петра I.Тематические экскурсии той или иной направленности, как правило, связаны друг с другом. Например, во время экскурсии исторической могут быть затронуты вопросы по быту людей в определенный период времени, архитектурным памятникам того периода, предметам искусства того времени. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии и от ресурсов музея.Экскурсии могут быть индивидуальные или групповые, для туристов или для школьников и т.д.Каждая группа посетителей обладает определенными особенностями восприятия, в зависимости от которых должен быть составлен план и организация экскурсии, подача материала, продолжительность экскурсии.Другой вид культурно-просветительской деятельности музеев – лекции. Они являются одной из традиционных и ранних по степени возникновения форм. Лекции в музеях удовлетворяли потребность в познании, были заметным фактом общественной жизни и проходили обычно при большом скоплении народа, так как они читались выдающимися людьми.С течением времени музейные лекции перестали быть формой, имеющий столь широкий общественный резонанс. Их стали читать сотрудники музея. Другой базовой формой, также вполне традиционной для музеев, является консультация. Данная форма чаще всего имеет индивидуальный характер. Данная форма никогда не имела значительного распространения, но и не исчезала из музея. В будущем она очень перспективна в связи с увеличением в музеях количества индивидуальных посетителей, самостоятельно осматривающих экспозицию.Следующая форма культурно-просветительской деятельности музея, которую мы рассмотрим - научные чтения. Данная форма считается классической, традиционной формой. Научные чтения - средство «публикаций» и обсуждений группамикомпетентных лиц результатов исследований, проведенных музейными сотрудниками.Приведенные выше формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Но есть традиционные формы, направленные на вовлечение людей в активную деятельность. Одной из таких форм является клубная форма культурно-просветительской деятельности музеев.В клубной форме вовлечение посетителей в активную деятельность выражено наиболее определенно. Клуб представляет собой центр общения людей, объединенных общим интересом и осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.часто на базе выставок организуются семинары.Следующая форма культурно-просветительской деятельности музеев выражена в конкурсах, олимпиадах, викторинах, связанных с тематикой музея. Данная форма относится к таким формам культурно-образовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения людей с общими интересами и приобщения их к работе музея. Также есть формы в большей степени ориентированные на удовлетворение потребностей людей в отдыхе и разумных развлечениях. К ним, безусловно, относится такая форма, как встречи с интересными людьми.Потребностям в отдыхе соответствуют и такие формы, как концерты, литературные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков.В современном музейном деле все чаще стали использоваться информационные технологии. В современном социально-культурном обществе они получили широкое применение во всех сферах музейной деятельности.Об этом говорит появление специального термина – «виртуальный музей». точного определения этого термина пока нет, но общепринятое мнение уже сформулировано музейными работниками. Виртуальный музей использует вместо реальных экспонатов их зрительные образы, получаемые из музейной базы данных или с использованием современных средств связи, из удалённых источников. Такой принцип работы лежит в основе функционирование многочисленных виртуальных филиалов Русского музея, расположенных как в России, так и за границей.Одной из характеристик современного виртуального музея должна быть интерактивность, т.е. возможность предоставления посетителям самостоятельного осуществления выбора виртуальной экспозиции и обозревания ее в деталях. Например, выбранную скульптуру можно поворачивать и рассматривать со всех ракурсов. Другой пример реализован нами в Русском музее. В зале, где выставлена огромная картина И.Репина «Заседание Государственного совета», установлена большая плазменная панель с интерактивной насадкой. Но панель выведена копия картины. Посетитель может пальцем «кликнуть» на конкретную фигуру (лицо), тут же появится укрупнённый портрет и подробная информация об этом персонаже.Виртуальная реальность привлекает современных продвинутых пользователей интернета всех возрастов, увеличивает контакт со зрителем и расширяет возможность передачи информации, хотя основную ценность музеев все-таки составляют подлинные вещи. В свою очередь информационные технологии играют всего лишь вспомогательную роль, не заменяя фонды музея, но помогая посетителям ориентироваться в пространстве музея и наилучшим образом знакомиться с экспонатами.5 Информационно-просветительные технологии в Пермском Краеведческом музееРассмотрим информационно-просветительные технологии в музейной деятельности на примере Пермского краеведческого музея.По рейтингам сайта о путешествиях TripAdvisor данный музей стоит на третьей позиции в рейтинге музеев города Пермь после Пермской государственной художественной галереи и музея истории Мотовилихинского завода.Данный музей по своему типу относится к историческим.Посетив данный музей, можно узнать много интересной информации о Пермском крае, его культуре, промышленности, великих научных деятелей и великих людей инженерного дела.В музее представлена богатая этнографическая коллекция экспонатов начиная с 13 в. И по настоящее время.Музей в настоящее время не только является не только местом хранения и передачи культурного наследия, но и составляет основу культурной и общественной жизни, являясь и хранилищем живого классического наследия и одновременно влияя на изменение современной интеллектуальной, духовной жизни людей. Работа музеев с посетителями раньше носила название «научно-просветительная работа», сейчас музеи используют термин «культурно-образовательная деятельность».Культурно-образовательную деятельность музея отличает, прежде всего, разнообразие предлагаемых культурно-просветительских форм деятельности.В Пермском Краеведческом музее такими формами являются:- проведение экскурсий, - проведение познавательных лекций,- организация виртуальных экспозиций,- организация виртуальных экскурсий,- проведение музейных праздников и так далее.При осуществлении данных программ реализуются развлекательные, воспитательные и образовательные функции музея.Программа данного музея рассчитана на посетителей разных групп подготовки. Посетить данный музей будет интересно и детям и взрослым.Люди посещают Пермский Краеведческий музей как с познавательной, образовательной целью, так и просто для того, чтобы отдохнуть и насладиться культурным и историческим наследием. Культурно-образовательная деятельность музея нацелена многократные систематические посещения музея.Культурно-образовательная работа является одним из важнейших направлений деятельности Пермского Краеведческого музея. Музей накопил немалый опыт работы по эстетическому, историческому и культурному воспитанию разнообразной аудитории. Наосновании данного опыта разрабатываются усовершенствованные и модернизированные формы культурно-образовательной деятельности, изменяются к лучшему традиционные мероприятия.Благодаря постоянно действующей экспозиции, обширной и многообразной выставочной деятельности, Пермский Краеведческий музей посещает все большее количество посетителей не только с Пермского края, но и со всей России. Все это является частьюогромной, культурно-просветительской, воспитательной и научной деятельности, которая проводится силами сотрудников музея. Все их усилия направлены на достижение основной миссии и цели музея – удовлетворение социально-культурных потребностей населения через обеспечение и организацию доступа к культурным ценностям, формирование высокого культурного вкуса населения области, повышение общественной востребованности и социальной значимости Краеведческого музея.В настоящее время музеи перестают быть только научными и образовательными центрами, а становятся наряду с этим еще и местом для отдыха и приятного проведения свободного времени. Современный музей находится в острой конкурентной борьбе за своих посетителей в связи с появлением других возможностей проведения времени и досуга: Интернетом, телевидением, компьютерными играми и другими. Для заинтересованности и привлечения посетителей музей постоянно развивается и применяет в своей деятельности различные современные информационные технологии.Примером тому может послужить развитие виртуальной жизни данного музея.Музейное дело идет в ногу со временем и Пермский Краеведческий музей не является исключением.У данного музея есть свой собственный сайт. На данном сайте представлены виртуальные экспозиции музея. На сайте музея представлены фотографии экспонатов с их описанием, что конечно не заменит подлинников, но возможно вызовет интерес у людей и тем самым привлечет новых посетителей. Также в данном музее проводятся тематические виртуальные экскурсии, что является реальным примером использования современных информационных технологий в информационно-просветительной деятельности музея.Подводя итоги, можно сказать, что Пермский Краеведческий музей служит отличным примером организации культурно-просветительской деятельности с использованием информационных технологий.ЗаключениеВ современном информационном обществе и обществе знаний предъявляются принципиально новые требования к системам социально-культурной деятельности. В связи с изменением культурологических подходов к информации требуется изменение технологий, использующихся и информационно-просветительной деятельности.При выполнении данной курсовой работы было рассмотреноприменение информационно-просветительных технологий в социально-культурной деятельности на примере Пермского Краеведческого музея.Во время написания данной курсовой работы были выполнены следующие задач:- рассмотрена история возникновения информационных технологий,- определены границы сферы информационно-просветительных технологий,- рассмотрена роль информационно-просветительных технологий в современных условиях на примере Пермского Краеведческого музея.Исходя из вышеизложенных данных, можно сделать следующие выводы:- Информационные технологии очень активно развиваются и получили широкое применение в информационно-просветительной деятельности.- применение информационно-просветительных технологий оказывает большое влияние на развитие и становление личности человека,- информационно-просветительные технологии применяются в разных сферах деятельности,- применение информационных технологий в социально-культурных и досуговых учреждениях привлекает посетителей, вызывает их интерес и удовлетворяет их потребности и ожидания.Список использованных источников1[Электронный ресурс] – Режим доступа :http://orientir365.ru/36-istoriya-razvitiya-informacionnyh-tehnologiy.html (дата обращения 30.03.2018г).2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004.3. Бергельсон М. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.rik.ru. 4. Паринов С. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование: автореф. дис. д-ра тех. наук. Новосибирск, 2000.5. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур. [Электронный ресурс] – Режим доступа :http://www.ptpu.ru.6. Петрущенков А.В. Центр информационной культуры в системе университетского интернет-центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2000.7. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://catalog.viking.ru/info/museum_.php (дата обращения 30.03.2018г).8. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studbooks.net/657649/kulturologiya/osnovnye_formy_kulturno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_harakteristika (дата обращения 30.03.2018г). 9.[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lektsii.org/4-3907.html (дата обращения 30.03.2018г). 10. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lektsii.org/4-3907.html (дата обращения 30.03.2018г).11.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russoft.ru/news/2627 (дата обращения 30.03.2018г).12. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=41 (дата обращения 30.03.2018г).

[Электронный ресурс] – Режим доступа : http://orientir365.ru/36-istoriya-razvitiya-informacionnyh-tehnologiy.html (дата обращения 30.03.2018г).
2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004.
3. Бергельсон М. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.rik.ru.
4. Паринов С. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование: автореф. дис. д-ра тех. наук. Новосибирск, 2000.
5. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.ptpu.ru.
6. Петрущенков А.В. Центр информационной культуры в системе университетского интернет-центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2000.
7. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://catalog.viking.ru/info/museum_.php (дата обращения 30.03.2018г).
8. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studbooks.net/657649/kulturologiya/osnovnye_formy_kulturno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_harakteristika (дата обращения 30.03.2018г).
9. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lektsii.org/4-3907.html (дата обращения 30.03.2018г).
10. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lektsii.org/4-3907.html (дата обращения 30.03.2018г).
11. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russoft.ru/news/2627 (дата обращения 30.03.2018г).
12. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=41 (дата обращения 30.03.2018г).

Вопрос-ответ:

Какие особенности есть у информационно просветительных технологий в современных условиях?

Основной особенностью информационно просветительных технологий в современных условиях является их ориентация на использование современных информационных технологий и интернет-ресурсов. Таким образом, информационно просветительные технологии становятся более доступными для широкой аудитории и позволяют эффективно привлечь внимание и интерес пользователей.

Какие формы информационно просветительной деятельности существуют?

Существует множество форм информационно просветительной деятельности, таких как проведение лекций и семинаров, создание информационных брошюр и плакатов, разработка интерактивных мультимедийных презентаций, использование виртуальных экскурсий и онлайн-курсов. Также широко применяются различные социальные сети и интернет-ресурсы для распространения информации и обмена опытом.

Какие информационно просветительные технологии используются в современном обществе?

В современном обществе широко используются такие информационно просветительные технологии, как интерактивные экраны, виртуальная реальность, умные мобильные приложения, онлайн-сервисы и многое другое. Такие технологии позволяют создать интерактивную и увлекательную среду для получения новых знаний и информации.

Как информационно просветительные технологии применяются в деятельности музеев?

В музеях информационно просветительные технологии применяются для создания интерактивных выставок, разработки мультимедийных экскурсий, создания виртуальных музейных пространств. Такие технологии позволяют посетителям получить более полное представление о выставленных экспонатах, а также стимулируют интерес к культурным ценностям.

Как информационно просветительные технологии используются в Пермском Краеведческом музее?

В Пермском Краеведческом музее используются различные информационно просветительные технологии, такие как интерактивные экраны, виртуальные экскурсии, системы дополненной реальности. Это позволяет посетителям более глубоко погрузиться в историю и культуру Пермского края, а также делает посещение музея более интересным и увлекательным.

Какие особенности информационно просветительных технологий существуют в современных условиях?

Одной из особенностей информационно просветительных технологий в современных условиях является широкое использование современных информационных и коммуникационных технологий, таких как интернет, социальные сети, мобильные приложения и т.д. Это позволяет достичь большей аудитории и реализовать более интерактивные и эффективные методы обучения и просвещения.

Какие формы информационно просветительной деятельности существуют?

Одной из форм информационно просветительной деятельности является проведение выставок и экскурсий, где посетители могут ознакомиться с различными объектами и информацией. Также существуют онлайн-курсы, лекции, вебинары и другие формы дистанционного обучения. Кроме того, популярными формами стали различные видеоматериалы, подкасты, интерактивные приложения и игры.

В чем заключаются особенности информационно просветительных технологий в современном обществе?

Одной из особенностей информационно просветительных технологий в современном обществе является их доступность и широкое распространение. Сегодня практически каждый имеет доступ к интернету и может получить доступ к информационным ресурсам и образовательным материалам. Кроме того, благодаря развитию мобильных технологий, информацию можно получать и просматривать в любом месте и в любое время.

Как информационно просветительные технологии применяются в деятельности музеев?

В деятельности музеев информационно просветительные технологии играют важную роль. Они позволяют создавать интерактивные экспозиции, где посетители могут получить более глубокое и интересное понимание представленных объектов и истории. Также используются мультимедийные гиды, виртуальные туры и другие современные технологии, которые делают посещение музея более увлекательным и информативным.