Индивидуальные особенности восприятия музыки в детстве.Развитие самоидентификации исполнителя

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 23 23 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 04.05.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологическое влияние педагога на ученика во время занятий по вокалу 5
2. Влияние языка на особенности восприятия музыки в детстве 8
3. Профессиональная самоидентификация личности: понятие и факторы формирования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Фрагмент для ознакомления

Перваясвязана с рассмотрением этих понятий в контексте определения идентичностикак тождества сознания и мышления бытию. Подобный подходпрослеживается в философских взглядах Р. Декарта, Дж. Локка иБ. Спинозы, обобщается в трудах Ф. Шеллинга и углубляетсяв исследованиях философов-экзистенциалистов К. Ясперса и Хайдеггера.Интерпретация идентичности как тождества сознания бытиюсвязана с осмыслением Г. Лейбницем понятие «идентичность» через логику. Характерными чертами этого подхода является проблематика тождественности человеческого сознания самой себе в континууме пространства и времени ивыделение функции идентичности как одной из основ целостности иединства бытия в рамках человеческого сознания, определяя ее гносеологические, аксиологические ориентиры. По определению К. Ясперса, «понятие«Идентичность» является родственным понятию «сознание» феноменом, посколькуимеет ряд общих черт, среди которых - осознание единства ицелостности в континууме времени и пространства, понимание обособленности своего «Я» от остального мира.Вторая тенденция философского осмысления понятий «идентичность» и «идентификация» как тождества и процесса отождествления и социализациииндивида через социальную общность связана с философскими взглядами Д. Юма и влиянием понятийно-терминологического аппарата социологии и социальной психологии в середине ХХ в. Д. Юм выдвинул тезис по конституированию идентичности не с самости человеческого индивида, а снаружи через общество. Согласно этому тезису идентичность человека формируется через внешнее взаимодействие с обществом,и в процессе такого взаимодействия человек творит свою идентичность. Этот тезисуглублен и дополнен в ХХ в. представителями социальной психологии и исследователями таких направлений и научных течений социологии, какструктурный функционализм и символический интеракционизм.Теоретическим фундаментом изучения этой проблематики в социологии является «теория социального действия» М. Вебера, развитая Э.Дюркгеймоми Т. Парсонсом. Суть ее сводится к концепту формирования личностичерез общественное взаимодействие, одним из элементов которой является профессиональная деятельность. Представители структурного функционализма, в частности Т. Парсонс,Р. Мертон указывают, что основой идентичности и идентификации человекаявляется комплекс ее функций в обществе. Составляющей этого комплекса является «профессиональная деятельность». Профессию как один из факторовформирование социальных сообществ выделял П. Сорокин в концепции социальной стратификации, выделяя понятия «профессиональная стратификация».Представители символического интеракционизма, в частности Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер, И. Гофман, М. Кун, Дж. Тернер указывают на ключевую роль понятия социального взаимодействия на основе социальных ролейв процессе социальной жизни человека, детерминируя понятие идентичности социальном взаимодействии в рамках определенной общественной роли. Ключевойфункцией посредника между действием индивида и общества имеет значение,ценности и интерпретация их конкретным индивидом. Представителисимволическогоинтеракционизма исследуют проблематику не сугубосоциологическими методами, а с учетом таких разделов философскойнауки, как гносеология, аксиология и герменевтика. Дж. Тернер различаетпонятие личностной и социальной идентификации как разные уровни когнитивной категоризации личности. Представители социального конструктивизма (Т. Лукман и П. Берген) указывают на ключевую роль профессиив процессе социализации индивида и создания его социальной модели поведения.Исследование социального психолога Э. Эриксона оказали понятию нового семантического значения в научной мысли, распространили определения идентичности и идентификации как форму и процесссоциализации личности в определенной общности за пределы области социальнойпсихологии. Именно в трудах Э. Эриксона выделяется проблематика «Профессиональной самоидентификации» и исследуются этапы становления икризисов этой разновидности идентичности. Теория социальной идентичности социальных психологов Г. Тэджфела и Д. Тернера, выделенав трудах К. Макдональда, углубила влияние социальной психологии на понимание понятий идентичности и идентификации, обусловило появление многочисленных междисциплинарных исследований коллективныхидентичностей, среди разновидностей которых национальная, этническая, региональная, гендерная, классовая, профессиональная.ЗАКЛЮЧЕНИЕВо все времена была и остается высшей жизненной ценностью личностная самореализация человека, поиск им собственного Я среди других, творческое раскрытие индивидуальной тождественности с культурой нации, общества, исторической эпохи. Идентификация представляет собой социально-психологическую процедуру, в которой происходят процессы переноса, употребление, отождествление Я с человечеством, расой, нацией, этносом, родом, референтной группой, микрогруппой, семьей, другими, самим собой (самоидентификация). Природа человеческой идентификации и самоидентификации имеет целостный, личностный характер, хотя может разворачиваться на различных уровнях: мыслительном, когнитивном, ментальном (в том числе на основе трансцендентального обоснования), духовно-чувственном, эстетическом (в том числе, в искусстве - через художественное творчество и восприятие), а также этическом - на уровне «этоса души» как морального стержня самоутверждения.Важное значение идентификация и самоидентификация приобретают в творческих процессах, где происходит реализация и расширение собственного Я, «этоса души» в эвристических проектах, механизмах и продуктах созидания, новых артефактах культуры.Среди различных форм творчества как эстетических способов утверждения идентичности особое место принадлежит искусству - сфере художественно-образной самодеятельности и самоидентификации человека. Художественное творчество и восприятие - это, с одной стороны, канал связи с социальными ценностями и идеалами, а с другой - канализация собственных, личных чувств, вкусов, потребностей, способностей. В эстетическом переживании видим эмоционально сконцентрированную, духовно богатую, эстетическую форму человеческого мироотношения, которое утверждает себя через «жизнь мгновением» в апперцепции, ощущении, катарсисе, игре чувств, ума, фантазии.Основополагающим моментом художественного творчества и восприятия является акт самоидентификации, который разворачивается в процессе эмоционально-образного, духовно-чувственного переживания, как воспроизведение социального, нравственного и эстетического опыта человека из-за употребления или переноса в образ. Вся история мировой эстетики отмечает эвристическую, (само) познавательную, коммуникативную функцию «Я» в акте апперцепции при конституировании эстетического чувства, художественно-творческого процесса.Учитывая влияние междисциплинарных исследований коллективных идентичностей, понятие «идентификации» как социализации личностив пределах определенной категории социальной общности стало предметом философских исследований. В основном труды и научные диспуты посвящено только одной из разновидностей коллективной идентичности, а именнопроблематике национальной идентификации. В большинстве философскихисследований рассматривается, прежде всего, социально-философский контекстформирования национальных идентичностей. В частности, французский философП. Рикер ввел в научный оборот понятие «нарративная идентичность».Используя это понятие, можно сделать вывод, что профессия является одной из ключевых символично знаковых систем, в системе координаткоторой человек приобретает осознание, осмысливая идентификацию какпроцесс индивидуализации путем социализации в рамках конкретногоисторического контекста. По сравнению с исследованием национальной идентичности, философские исследования других форм коллективных идентичностей, в частности профессиональной, несмотря на то, что профессияявляется одним из ключевых факторов бытия человека, не получили популярностив научном мире.М. Бураже и Р. Торстендаль, рассматривая историко-философский аспект профессиональной идентичности, отмечают, что фамилии, связанныес конкретными формами профессиональной деятельности, наиболее распространеныв мире, указывает на одну из ключевых ролей профессии в определении идентичности личности, бытие человека в социокультурном пространстве.В структуре понятия профессиональной самоидентификации важным есть понимание термина «профессия», что использовался для определения работ, предполагающих наличие определенной квалификации.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВерди Дж. Избранные письма / Джузеппе Верди. - Изд. 2-е. - Л., 1973. - 352 с. – С. 70.Даргомыжский А. Автобиография. Письма. Воспоминания современников / А.С. Даргомыжский / Ред. и примечания Н. Финдейзена. – Петроград, 1921. – С. 38.Зинченко В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с. – С. 427.Красных В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций / В.В. Красных. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. – 270 с. – С. 187.Кун Т. Структура научных революций: [cб.: пер. с англ.] [Текст] / Т. Кун. – М: АСТ «Ермак», 2003. – 365 с. – С. 11-12.Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. - М., АПН, 1952. - 167 с. – С. 60.Лосев А. Форма. Стиль. Выражение [Текст] / А. Лосев. – М.: Мысль, 1995. – 944 с. – С. 512.Одинцова М. Вместо введения: к теории образа человека в языковой картине мира / М.П. Одинцова // Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка). - Ч. 1 / Под ред. М.П. Одинцовой. - Омск: Омск.гос. ун-т, 2000. - С. 8-11.Ожегов С. Словарь русского языка: [Текст] / С.И. Ожегов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1984. – 797 с. – С. 571.Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. - М.: Изд-во АН СССР, 1951 - 1954. - Т. 3, кн. 2. - 250 с. – С. 240. – С. 73.Самоходкина Н. Оперный стиль А. С. Даргомыжского: Учебное пособие / Н.В. Самоходкина. - Ростов на Дону: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2010. - 80 с. – С. 49.Современный словарь иностранных слов: [Текст] / Под.ред. Н.М. Ланда. – 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999. – 740 с.– С. 441.Станиславский К. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1953. – 240 с. – С. 115.Холопова В. Музыка как вид искусства: [в 2-х ч.]: учеб.пособие для студентов вузов искусств и культуры [Текст] / В.Н. Холопова. - Моск. гос. конс. им. П. И. Чайковского. - СПб.: Лань, 2000. – 319 с.– С. 222.Яковлева А. Вокальная школа Московской консерватории: Первое пятидесятилетие; 1866-1916 [Текст] / А.С. Яковлева. - М., 1999. – 108 с. – С. 9.Ярославцева Л. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии ХVII-ХХ веков [Текст] / Л.К. Ярославцева. – Издательский дом «Золотое Руно», 2004. – 200 с. – С. 5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Верди Дж. Избранные письма / Джузеппе Верди. - Изд. 2-е. - Л., 1973. - 352 с. – С. 70.
2. Даргомыжский А. Автобиография. Письма. Воспоминания современников / А.С. Даргомыжский / Ред. и примечания Н. Финдейзена. – Петроград, 1921. – С. 38.
3. Зинченко В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с. – С. 427.
4. Красных В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций / В.В. Красных. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. – 270 с. – С. 187.
5. Кун Т. Структура научных революций: [cб.: пер. с англ.] [Текст] / Т. Кун. – М: АСТ «Ермак», 2003. – 365 с. – С. 11-12.
6. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. - М., АПН, 1952. - 167 с. – С. 60.
7. Лосев А. Форма. Стиль. Выражение [Текст] / А. Лосев. – М.: Мысль, 1995. – 944 с. – С. 512.
8. Одинцова М. Вместо введения: к теории образа человека в языковой картине мира / М.П. Одинцова // Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка). - Ч. 1 / Под ред. М.П. Одинцовой. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. - С. 8-11.
9. Ожегов С. Словарь русского языка: [Текст] / С.И. Ожегов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1984. – 797 с. – С. 571.
10. Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. - М.: Изд-во АН СССР, 1951 - 1954. - Т. 3, кн. 2. - 250 с. – С. 240. – С. 73.
11. Самоходкина Н. Оперный стиль А. С. Даргомыжского: Учебное пособие / Н.В. Самоходкина. - Ростов на Дону: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2010. - 80 с. – С. 49.
12. Современный словарь иностранных слов: [Текст] / Под. ред. Н.М. Ланда. – 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999. – 740 с.– С. 441.
13. Станиславский К. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1953. – 240 с. – С. 115.
14. Холопова В. Музыка как вид искусства: [в 2-х ч.]: учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры [Текст] / В.Н. Холопова. - Моск. гос. конс. им. П. И. Чайковского. - СПб.: Лань, 2000. – 319 с.– С. 222.
15. Яковлева А. Вокальная школа Московской консерватории: Первое пятидесятилетие; 1866-1916 [Текст] / А.С. Яковлева. - М., 1999. – 108 с. – С. 9.
16. Ярославцева Л. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии ХVII-ХХ веков [Текст] / Л.К. Ярославцева. – Издательский дом «Золотое Руно», 2004. – 200 с. – С. 5.

Вопрос-ответ:

Какое психологическое влияние может оказывать педагог на ученика во время занятий по вокалу?

Педагог может оказывать психологическое влияние на ученика во время занятий по вокалу, формируя его музыкальную самоидентификацию и влияя на его эмоциональное отношение к музыке. Педагог может помочь ученику развить самоуважение, уверенность и творческое мышление, а также способствовать формированию музыкальных предпочтений и стиля исполнения.

Как язык влияет на особенности восприятия музыки в детстве?

Язык может оказывать влияние на особенности восприятия музыки в детстве путем формирования культурных и музыкальных предпочтений. Ребенок, выросший в определенной языковой и культурной среде, может иметь предпочтения в музыке, связанные с его языком. Например, дети, говорящие на русском языке, могут особенно ценить и воспринимать русскую народную музыку.

Что такое профессиональная самоидентификация личности и какие факторы способствуют ее формированию?

Профессиональная самоидентификация личности - это процесс формирования и развития собственного представления о себе как исполнителе или музыканте. Факторы, способствующие формированию профессиональной самоидентификации, могут включать образование, опыт работы, музыкальный талант, поддержку семьи и педагогов, а также мотивацию и самоорганизацию.

Какие понятия связаны с идентичностью как тождеством сознания и мышления бытию?

Идентичность как тождество сознания и мышления бытия связана с такими понятиями, как самосознание, самоопределение и самоидентификация. Все эти понятия относятся к процессам формирования и развития личности, ее представлений о себе и своей роли в мире.

Какие источники литературы можно использовать для дополнительного изучения данной темы?

Для дополнительного изучения данной темы можно использовать следующие источники литературы: учебники и научные статьи по психологии музыки, работы по педагогике и музыкальной психологии, работы из области развития личности и самоидентификации.

Какое влияние оказывает педагог на восприятие музыки учеником в детстве?

Педагог играет важную роль в формировании восприятия музыки учеником. Он может влиять на выбор музыкальных произведений, научить анализировать и интерпретировать музыку, а также развить у ученика музыкальные навыки и чувство ритма. Правильная методика обучения и внимание педагога могут помочь ученику развить свои индивидуальные музыкальные способности.

Как влияет язык на восприятие музыки у детей?

Язык имеет большое влияние на восприятие музыки у детей. Дети, растущие в разных языковых средах, могут иметь разные предпочтения в музыке из-за разности музыкальных традиций и жанров. Кроме того, язык может влиять на способность детей различать и интерпретировать звуки, ритмы и мелодии. Например, дети, чьи родители говорят на ритмичном языке, могут быть более восприимчивы к ритмическим элементам музыки.

Что такое профессиональная самоидентификация личности, и как она формируется?

Профессиональная самоидентификация личности - это процесс осознания себя в определенной профессии или роли. Она формируется под влиянием различных факторов, таких как образование, опыт работы, наставничество и психологическое состояние личности. Человек может формировать свою профессиональную самоидентификацию путем изучения и практики нужных навыков, общения с успешными представителями профессии и участия в профессиональных сообществах.

Что такое идентичность сознания и мышления и как она связана с восприятием музыки?

Идентичность сознания и мышления относится к понятию самоидентификации личности, и означает совпадение сознания и мышления с идентичностью человека. В контексте восприятия музыки, идентичность сознания и мышления может означать совпадение музыкальных предпочтений и восприятия с индивидуальными особенностями личности. То есть, человек, чувствующий себя идентичным определенному музыкальному жанру или произведению, будет воспринимать его с большим эмоциональным откликом и пониманием.