Цели и средства приватизации в странах с рыночной экономикой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 22 22 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 04.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность приватизации 5
1.2. Существующие цели, задачи и модели приватизации 9
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРИВАТИЗАЦИИ: МОДЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ 15
2.1. Особенности приватизации в странах Европы 15
2.2. Основные модели приватизации в других странах с рыночной экономикой 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 22

Фрагмент для ознакомления

Менять структуру собственности необходимо постепенно и обоснованно. Условиями приватизации должны быть инвестиции, создание определенного уровня занятости и социальное обеспечение. Необходимо также учитывать национальную безопасность.
2. В переходной экономике можно выделить основные цели приватизации: экономическую, фискальную, социальную. Ведь в результате трансформации собственности повышается эффективность экономики, увеличивается доходная часть Государственного бюджета и решается социальная проблематика.


2.2. Основные модели приватизации в других странах с рыночной экономикой

До 1990-х гг. правительство Аргентины непосредственно управляло существенной частью экономики страны. Теле - и электрокоммуникации, производство и продажа топлива, железные дороги, банки и другие услуги - от отелей до телевизионных станций - практически весь государственный сектор. В августе 1989 г. был подписан Закон "О реформировании государственного сектора". Закон определил общие правила, которые будут использоваться в приватизации большинства аргентинских предприятий, принадлежащих государству. В 1997 г. состоялась первая главная приватизация национальной телефонной компании. Приватизация на всех государственных уровнях с 1990 по 1999 гг. привели к общему доходу в 23,9 млрд. долл.
Процесс приватизации в Канаде состоял из четырех этапов:
1. Проведение правительственной комиссией предварительного анализа возможности приватизации компании.
2. Детальный анализ структуры и методов приватизации, осуществляется представителями министерств по назначению правительства, а также профессиональными консультантами, которых назначают по результатам тендеров.
3. Подготовка к продаже.
4. Продажа акций.
На третьем этапе (подготовка к продаже) проводилась окончательная оценка стоимости компании, которое приватизируется, объявлялись условия ее продажи, а также определялся механизм, который позволял государству осуществлять контроль за деятельностью компании после приватизации с целью обеспечения максимальной защиты интересов работников предприятий. Так, в случае приватизации авиационной компании "Транспорт Canada" в форме продажи ее активов на сумму 1,5 млрд. канадских долларов компании "Nav Canada" государство заключило с покупателем специальное соглашение, которое предусматривало право вето государства по отношению к крупным сделкам с активами, передаваемыми. Специальное соглашение обеспечило сохранение рабочих мест за всеми работниками "Transport Canada". Для Канады передача бесплатных акций работникам предприятия, которое приватизируется, является нехарактерной. Впрочем, в ряде случаев предусматривалась возможность приобретения работниками небольших пакетов ценных бумаг по льготным ценам (пример - приватизация нефтяной компании Petro-Canada).
Приватизация в Канаде осуществлялась по индивидуальным схемам, которые учитывали специфику предприятий, что приватизировались. Чаще всего приватизация осуществлялась в форме публичного размещения ценных бумаг. Так приватизировались "Canadian National Railways", компания "Petro-Canada", авиакомпания "Air Canada" и компания по переработке морепродуктов "Fishery Продуцтс International, Ltd". Другим способом приватизации была продажа акций или активов компании стратегическому инвестору или альянсу таких инвесторов на конкурсной основе.
В Канаде государство имеет право назначать представителей в советы директоров и правления компании, ограничивать количество акций, принадлежащих конкретным инвесторам (необязательно иностранным), или запрещать осуществление компаниями без согласия государства определенный действий, включая проведение реструктуризации и реорганизации в любой форме. Указанные ограничения закрепляются как в уставах предприятий, так и в ряде случаев, в законодательстве.
Если взглянуть на опыт всех постсоциалистических стран, то он свидетельствует о невозможности быстрой массовой приватизации. Длительное существование госсектора является неизбежностью. В госсобственности остается в среднем не менее 30% предприятий, общим количеством нескольких сотен, что, например, довольно много для таких небольших стран, как Польша, Венгрия или Чехия. Приватизация служит главным средством трансформации экономической системы. Детально разработанное законодательство и тщательно продуманные государственные программы являются необходимыми факторами в приватизационных процессах. В переходной экономике главными ограничителями темпов приватизации остается макроэкономическая неустойчивость и недостаток средств у населения для выкупа госимущества.
Доказано, что приватизация не может рассматриваться как однозначно положительный инструмент для экономики, поскольку ее эффективность зависит от состояния рынка, социальной политики, возможностей привлечения собственных и иностранных инвесторов, способных предложить действенную программу модернизации предприятий.
Существующее приватизационное законодательство не соответствует современной экономической ситуации, а следовательно, необходимо скорейшее принятие актуальных законодательных и нормативных актов, которые регулировали бы современные процессы в России.




Заключение

При всем разнообразии подходов к толкованию понятия "приватизация" в широком смысле включает в себя один из аспектов реформирования государственного сектора с сокращением его размера, а в узком означает полный или частичный переход объекта приватизации с государственного владения в частное, то есть оно связано с трансформацией отношений собственности.
На основе проведенного анализа выявлены основные тенденции развития приватизационных процессов в мире, начиная от перехода развитыми странами от государственной собственности к частной во многих отраслях, исторически оставались государственными или считались стратегическими. Также выявлено, что основными причинами приватизации, кроме пополнения государственного бюджета, является сокращение государственных расходов и передача рисков частному сектору. На основе анализа исследований сущности и принципов приватизации определены основные направления приватизации, в которых полная или частичная продажа занимает лишь небольшую долю.












литература

Федеральный закон РФ № 178-ФЗ от 21.12.2001 (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества" [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.consultant.ru.
Акулова М. Мировой опыт приватизации предприятий госсектора / М. Акулова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.beroc.by.
Алтыбаева С. Ж. Опыт зарубежных стран разгосударствления и приватизации государственной собственности / С. Ж Алтыбаева // Статистика, учет и аудит. - 2011. - том 1. - № 1 (40). - С. 87-91.
Букреев В. В. Приватизация, национализация, социализация в России в современных геополитических реалиях / В. В. Букреев, Э. Н. Рудык // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - №12 (159). - С. 15-27.
Башашкина Г. Ю. Системообразующие факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России / Г. Ю. Башашкина // Транспортное дело России. - 2015. - №1. - С. 146-149.
Гажур М. Е. Опыт зарубежных стран в проведении приватизации и разгосударствления / М. Е. Гажур // Приоритеты и пути развития экономики и финансов: сборник трудов конференции. - Сочи: Сочинский государственный университет. - 2017. - С. 198-202.
Магомедова К. М. Приватизация государственной собственности / К.М. Магомедова, З. Д. Абуев, А. О. Рамазанова // Известия ДПТУ. - 2015. - №3. - С. 110-114.
Мельников М. В. Приватизация государства: понятие и феномен / М. В. Мельников // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №14. - С. 33-36.
Полтерович В. М. Приватизация и рациональная структура собственности. - М.: Институт экономики РАН, 2012. - 66 с.
Сысуева А. Н. Приватизация. Контрактация как одна из форм приватизации / А. Н. Сысуева, О. С. Шачнева // Социально-культурное и политико-экономическое развитие территории РФ: сборник тудов конференции. - Пенза: АННОО "Приволжский Дом знаний". - 2016. - С. 132-135.
Трифонов В. А. Приватизация как форма преобразования государственной собственности в современной российской экономике / В. А. Трифонов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №1 (57). - Т.2. - С. 235-240.
Шерстобитова О. В. Проблема экономической эффективности государственного сектора экономики / О. В. Шерстобитова // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - №3.
Трифонов В. А. Приватизация как форма преобразования государственной собственности в современной российской экономике / В. А. Трифонов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №1 (57). - Т.2. - С. 235-240.

Букреев В. В. Приватизация, национализация, социализация в России в современных геополитических реалиях / В. В. Букреев, Э. Н. Рудык // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - №12 (159). - С. 15-27.

Башашкина Г. Ю. Системообразующие факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России / Г. Ю. Башашкина // Транспортное дело России. - 2015. - №1. - С. 146-149.

Мельников М. В. Приватизация государства: понятие и феномен / М. В. Мельников // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №14. - С. 33-36.

Акулова М. Мировой опыт приватизации предприятий госсектора / М. Акулова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.beroc.by.

Иванова М. В. К истории приватизации России / М. В. Иванова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2013. - № 12. - С.3-8.
Акулова М. Мировой опыт приватизации предприятий госсектора / М. Акулова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.beroc.by.
Гажур М. Е. Опыт зарубежных стран в проведении приватизации и разгосударствления / М. Е. Гажур // Приоритеты и пути развития экономики и финансов: сборник трудов конференции. - Сочи: Сочинский государственный университет. - 2017. - С. 198-202.

















2



открытая конкуренция

франчайзинг

использование контрактов

приватизация операций

полная приватизация

Основные виды приватизации

выдвижение владельцу объекта обвинений, по которым производится конфискация имущества

принудительное банкротство

объявление приватизационной сделки незаконной и принудительное возвращение объекта в государственную собственность

выкуп объектов у собственников на предложение государства и за рыночными ценами

Современные способы приватизации

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ № 178-ФЗ от 21.12.2001 (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества" [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.consultant.ru.
2. Акулова М. Мировой опыт приватизации предприятий госсектора / М. Акулова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.beroc.by.
3. Алтыбаева С. Ж. Опыт зарубежных стран разгосударствления и приватизации государственной собственности / С. Ж Алтыбаева // Статистика, учет и аудит. - 2011. - том 1. - № 1 (40). - С. 87-91.
4. Букреев В. В. Приватизация, национализация, социализация в России в современных геополитических реалиях / В. В. Букреев, Э. Н. Рудык // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - №12 (159). - С. 15-27.
5. Башашкина Г. Ю. Системообразующие факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России / Г. Ю. Башашкина // Транспортное дело России. - 2015. - №1. - С. 146-149.
6. Гажур М. Е. Опыт зарубежных стран в проведении приватизации и разгосударствления / М. Е. Гажур // Приоритеты и пути развития экономики и финансов: сборник трудов конференции. - Сочи: Сочинский государственный университет. - 2017. - С. 198-202.
7. Магомедова К. М. Приватизация государственной собственности / К.М. Магомедова, З. Д. Абуев, А. О. Рамазанова // Известия ДПТУ. - 2015. - №3. - С. 110-114.
8. Мельников М. В. Приватизация государства: понятие и феномен / М. В. Мельников // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №14. - С. 33-36.
9. Полтерович В. М. Приватизация и рациональная структура собственности. - М.: Институт экономики РАН, 2012. - 66 с.
10. Сысуева А. Н. Приватизация. Контрактация как одна из форм приватизации / А. Н. Сысуева, О. С. Шачнева // Социально-культурное и политико-экономическое развитие территории РФ: сборник тудов конференции. - Пенза: АННОО "Приволжский Дом знаний". - 2016. - С. 132-135.
11. Трифонов В. А. Приватизация как форма преобразования государственной собственности в современной российской экономике / В. А. Трифонов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №1 (57). - Т.2. - С. 235-240.
12. Шерстобитова О. В. Проблема экономической эффективности государственного сектора экономики / О. В. Шерстобитова // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - №3.

Вопрос-ответ:

Какова сущность приватизации?

Сущность приватизации заключается в передаче государственной или муниципальной собственности в частные руки. Это процесс, при котором государство продает свои активы, такие как предприятия, земельные участки, недвижимость, акции и другие ценные бумаги, частным инвесторам или гражданам.

Какие цели могут быть у приватизации?

Цели приватизации могут быть различными. Одной из основных целей может быть повышение эффективности предприятий и снижение государственной роли в экономике. Приватизация также может способствовать привлечению иностранных инвестиций, сокращению бюджетного дефицита и улучшению конкуренции на рынке.

Какие модели приватизации существуют?

Существует несколько основных моделей приватизации. Одна из них - продажа государственных активов на аукционе, где победителем становится инвестор, предложивший наибольшую сумму. Другая модель - раздача акций гражданам бесплатно или по льготным ценам. Еще одна модель - приватизация через создание совместных предприятий с иностранными инвесторами.

Каким образом происходит приватизация в странах Европы?

В странах Европы приватизация часто происходит по модели продажи акций на рынке ценных бумаг. Государство предлагает инвесторам купить акции государственных предприятий, и покупка происходит по рыночной цене. Также существует модель приватизации через раздачу акций гражданам бесплатно или по льготным ценам.

Почему приватизация проводится постепенно и обоснованно?

Приватизация проводится постепенно и обоснованно, чтобы минимизировать возможное негативное влияние на экономику и общество. Это позволяет государству контролировать процесс и снизить риски, связанные с передачей собственности в частные руки. Постепенная приватизация также дает возможность предприятиям адаптироваться к новым условиям и структуре собственности.

Какова сущность приватизации?

Сущность приватизации заключается в передаче государственной или коммунальной собственности в частные руки, позволяя частным лицам или компаниям стать владельцами ранее государственных или муниципальных активов.

Какие цели и задачи стоят перед приватизацией?

Основные цели приватизации включают увеличение эффективности экономики, сокращение государственного вмешательства, привлечение инвестиций, создание конкурентной среды и повышение качества предоставляемых услуг.

Какие модели приватизации существуют в странах с рыночной экономикой?

В разных странах используются различные модели приватизации, такие как продажа акций на фондовой бирже, прямые продажи государственных активов, приватизация через аукционы, передача активов в управление частным компаниям.

Какие особенности приватизации можно выделить в странах Европы?

В странах Европы приватизация часто проходит с участием иностранных инвесторов, что способствует притоку капитала и передаче опыта. Кроме того, в некоторых странах приватизация проводится с учетом принципов социальной ответственности, чтобы предотвратить монополизацию рынка.