Диагностика детско-родительских отношений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 45 45 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 06.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей детско-родительских отношений 5
1.1. Характеристика детско–родительских отношений 5
1.2. Проблемы неполной семьи в психологии 10
1.3. Особенности родительских отношений к детям в полных и неполных семьях 15
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
2.3 Психологические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений в неполных семьях 34
Заключение 38
Список литературы 40

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, проективные рисуночные методики подтвердили результаты опросника. Матери из неполных семей больше эмоционально привязаны к детям, проявляют больше тревоги, их привязанность носит озабоченный характер, в то время как у матерей из полных семей привязанность достаточно автономная. Также особенностями матерей из неполных семей являются симбиотические отношения с ребенком, размывание психологических границ своей личности и личности взрослеющего ребенка. Характерна чрезмерная инвалидизация ребенка матерью, гиперопекающее отношение.Матери из полных семей в меру привязаны к детям, уважают и поощряют их самостоятельность, соблюдают нормальную психологическую дистанцию с детьми, соблюдая личное пространство ребенка.2.3 Психологические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений в неполных семьяхНарушения и искажения детско – родительских отношений могут быть исправлены с помощью психологической коррекции. В этих целях используются различные методы и приемы. При работе с ребенком младшего школьного возраста и его родителями чаще применяются приемы игровой терапии. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты.По форме организации выделяются индивидуальная и групповая игротерапия, предпочтение отдается групповой форме работы, при которой в игре есть два центра: взрослый и «идеальная форма» развития, в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и общение детей друг с другом, их реальная связь.С детьми и родителями используются ролевые, структурированные игры, например «Семейная фотография», «Семейная скульптура» и т.д.При коррекции детско-родительских отношений очень часто используется арттерапия. Основными факторами психотерапевтических воздействий в арттерапии являются:1) фактор художественной экспрессии, который связан с выражением чувств, потребностей и мыслей посредством работы с различными изобразительными материалами и создания художественных образов;2) фактор психотерапевтических отношений как один из наиболее значимых факторов психотерапевтического воздействия независимо от конкретной модели и формы психотерапии;3) фактор интерпретации и вербальной обратной связи, основной задачей которого, независимо от конкретных форм обсуждения изобразительной продукции и других аспектов арттерапевтического процесса, является помощь в осознании различных содержаний своего внутреннего мира и их связи со своими проблемами и системой отношений.Для развития и коррекции детско-родительских отношений можно применять:музыкотерапию (восприятие, пение);кинезитерапию (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика – лечебное воздействие движениями);библиотерапия (коррекционное воздействие чтением), сказкотерапия, сочинение историй;имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию): куклотерапия, образно-ролевая драматизация, психодрама;изотерапия (рисуночная терапия) – коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.Приемы арттерапии хорошо зарекомендовали себя в коррекции детско – родительских отношений. Детям и родителям нравится создавать художественные произведения.Достаточно часто используются методы поведенческой терапии, которые предполагают обучение родителей конструктивным способам взаимодействия с детьми.Одна из наиболее популярных форм когнитивно-поведенческой психотерапии в сфере детско-родительских отношений является тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ), разработанный Ш. Айберг. Задачами ТДРВ являются: установление эмоционально тёплого, доверительного контакта родителей и ребёнка, нормализация негативных поведенческих проявлений ребёнка, повышение родительской компетентности, нормализация отношений сиблингов. Она состоит их четырёх блоков.1. Вводная часть, во время которой происходит установление контакта, осуществляется сбор информации о проблеме, проводятся диагностические процедуры, члены семьи мотивируются на прохождение тренинга. 2.Игровая стадия – обучение родителей совместной игре, которую им предлагается осуществлять по пять минут каждый день. Родители учатся следовать за ребенком, в то же время, устанавливая твердые и очевидные границы взаимодействия. На этой стадии родители применяют методы поощрения позитивного поведения ребенка и игнорирования как ответ на негативное поведение. Результатом прохождения данного этапа является установление эмоционального контакта родителей и детей.3. Дисциплинарная стадия – обучение родителей устанавливать в отношениях с детьми границы и правила взаимодействия. Во время дисциплинарной стадии родителям предлагается процедура «тайм-аута». Тайм-аут предполагает удаление ребенка на несколько минут из ситуации, богатой интересными стимулами, например, из игровой комнаты. Тайм-аут последовательно переносится из игровой ситуации в повседневное семейное взаимодействие. Результатом данного этапа становится обучение детей послушанию, а родителей — эффективным воспитательным воздействиям.4. На заключительной стадии проводится оценка поведенческих изменений, диагностика, осуществляется получение обратной связи от родителей и подведение итогов.Кроме психотерапевтической помощи, коррекция детско – родительских отношений может осуществляться методами педагогических воздействий. В частности необходимо сделать акцент на работу с личностью родителя в плане личностного роста с целью воздействия на детей.С родителями необходимо проводить индивидуальные и групповые беседы. Судя по результатам исследования, актуальной темой может являться компетентность в воспитании, применение наказаний и поощрений, эмоциональная дистанция с ребенком, помощь в адаптации в школьном коллективе и т.д. Потребность в совершенствовании себя как родителя, повышении родительской компетентности удовлетворяется за счет поиска информации, помогающей находить ответы на возникающие вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ, манипуляции, вызывание чувства вины, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка.Периодически можно организовать круглый стол, где с родителями могу обсуждаться все интересующие вопросы, где можно подвести итоги и оценить эффективность работы с детьми и родителями за какой-то период.Таким образом, возможности коррекции детско – родительских отношений в неполных семьях достаточно широки. Это в основном психотерапевтические методы и приемы: игротерапия, арттерапия, поведенческая терапия. Кроме того коррекция может проходить и под влиянием педагогических воздействий. В результате работы по коррекции нарушений детско-родительских отношений родители и их дети начинают понимать, что каждый человек индивидуален, приобретают новые, более полные знания об особенностях личности, снижается психо-эмоциональное напряжение, повышается самооценка и социальная активность детей. ЗаключениеДанное исследование было организовано с целью изучения психолого-педагогических особенностей родительских отношений к детям в полных и неполных семьях для разработки путей оказания психологической помощи в детско – родительских отношениях.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что семья является главным социальным фактором, влияющим на становление личности. Родительское воспитание представляет собой единство трех компонентов – отношения к ребенку, представлений о нем и способов воздействия, характера обращения с ребенком.Детско-родительские отношения играют важнейшую роль в развитии ребенка. Принятие и любовь, кооперация с ребенком, поддержка его самостоятельности – важные условия гармоничного развития и успешной социализации ребенка в обществе.Важной проблемойсовременного общества является распад семьи, так как именно семья дает всесамое необходимое для развития и благополучия детей. В неполной семье условия жизни, эмоциональное и психологическоесостояние ребенка, может значительно отличаться от воспитания в полнойсемье. Воспитание в неполной семье оказывает влияние на развитие ребенка, причем в большей степени не факт присутствия – отсутствия одного из родителей, а особенности поведения оставшегося родителя, особенности отношения к ребенку в связи с потерей (или отсутствия) партнера. При исследовании детско-родительских взаимоотношений в неполной семье часто подчеркивают деструктивные формы взаимоотношений, которые не позволяют ребенку быть самим собой и развиваться как полноценная личность. Так, матери приходится брать на себя функции отца, которые будут трансформироваться черезпризму женского восприятия. Это сказывается на таких особенностях личности ребенка, как заниженная самооценка, тревожность,раздражительность, эгоизм, неразвитость мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Однако проблема воспитания ребенка в неполной семье вполне решаема, если грамотно и с мудростью подходить к процессам воспитания. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.В ходе эмпирического исследования при анализе стилевых особенностей воспитания в полных и неполных семьях выяснилось, что у матерей из неполных семей значительно больше, чем у матерей из полных семей выражены: гиперпротекция, потворствование желаниям ребенка, недостаточность требований-обязанностей, запретов для ребенка, минимальность санкций. Также у матерей из неполных семей значительно больше выражено расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность, фобия утраты ребенка, вынесение конфликта в сферу воспитания. Анализ типа привязанности в семьях из неполных семей, в сравнении с семьями из полных семей показал, что у матерей из неполных семей значительно выше привязанность к ребенку, выше тревожность за ребенка, и надежность отношений с ребенком. Матери из неполных семей более идентифицированы со своими детьми, они чаще воспринимают ребенка младшим, чем он есть на самом деле, более склонны к симбиотическим отношениям с ребенком, проявляют большую протекцию, склонны к гиперопеке, испытывают большую тревожность. У матерей из полных семей больше выражены коммуникативные барьеры с детьми и большая дистанция во взаимоотношениях с детьми.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: отношение матери к детям в полных и неполных семьях различается. На основе результатов исследования были разработаны психологические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений в неполных семьях.Список литературыАлексеева, Л. С. Неполная семья: состояние и тенденции развития [Текст] / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. – № 2. – С. 49-50. Алфеева, Е.В. Изучение образа будущей семьи у подростков / Е.В. Алфеева // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2012 года Научные материалы Том III. – Москва, 2012. – С. 124.Амелина, Е.С., Кузьмишина, Т.Л., Пермякова, А.А., Хохлова, Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Е.С. Амелина, Т.Л. Кузьмишина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. - № 1. – С. 16–25.Боброва, С.Г., Хохлов, Р.С. Проблема неполной семьи в современной психологии / С.Г. Боброва, Р.С., Хохлов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – № 15. – С. 83 – 86.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. – М. :Гардарики, 2003. – 477 с. Буренкова, Е. В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого [Текст] :дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Буренкова. – Пенза, 2000. – 237 с. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка. Психологическая диа- гностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковская, Е. Е. Ромицина. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.Викторов, О.Н., Николаева, Я.Г. Неполная семья и воспитание / О.Н Викторов, Я.Г. Николаева. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 159 с.Гаврилова, Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей до- школьного возраста [Текст] / Т. П. Гаврилова // Семья и формирование личности. – М., 1981. – С.10.Гасанова П. Г., Даудова Д. М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье // Известия ДГПУ. – 2015. – №3. – С. 6 – 11.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. :Астрель, 2008. – 238 с. Голод, С. И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный меж- культурный анализ [Текст] / С. И. Голод // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. VI, №2. – С. 106-119. Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты [Текст] / Т. А. Гурко. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 164 с.Данилова, С. С. Одинокое материнство в общественном мнении [Текст] / С. С. Данилова // СОЦИС. – 2009. – №5. – С. 138-141.Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И. Ф. Дементьева // СОЦИС. – 2001. – №11. – С. 108-113.Дементьева, И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели / И. Ф. Дементьева. – М.: Генезис, 2004. – 232 с.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.Иванова, Е. И. Внебрачное материнство в России [Текст] / Е. И. Иванова, А. Р. Михеева // СОЦИС. – 2006. – №6. – С. 72-115. Иванченко, В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) // Психологическая наука и образование. — 2011. № 3.Исенина, Е. О. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери [Текст] / Е. О. Исенина // Журнал практического психолога. – 2000. – № 4-5. – С. 49-63. Калабихина, И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии / И.Е. Калабихина. - М.: ТЕИС, 2010. – 264 с.Кислякова, Е.Н. Социальная работа с неполной семьей / Е.Н. Кислякова // Социальная работа. - 2011. - №4. - С. 9-13.Клопова, О.В. Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков-подростков из неполных семей / О.В. Клопова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012.- №1.- С.187.Коваленко, А.В. Кризис семьи как фактор возникновения неполных и односторонних избыточных семей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - № 5. Кон, И. С. Психология личности / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 2005. – 382 с.Корнеева, Т. В. Психологические проблемы детско-родительских от-ношений в неполной семье [Текст] / Т. В. Корнеева // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 3-8. 77..Кудрявцева, Т.В. Особенности воспитания в неполной семье / Т.В. Кудрявцева // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2014. – № 3. – С. 36 – 41.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.Минюрова, А. Психологическое сопровождение материнства: Смысловое переживание материнства [Текст] / А. Минюрова, Е. А. Тетерлева. – Екатеринбург, 2005. – 166 с. Мохов В.А., Мохова Е.Е. Рисунок «Я и ребенок в виде цветов» в диагностике и коррекции детско-родительских отношений. // Кризисные семьи в фокусе работы социальных учреждений. М.: ЦНИИОИЗ, 2009.Мухина В. С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства [Текст] / В. С. Мухина // Наука и образование. – 2004. – №1. – С. 131-133. Нагель, О. П. Формирование у мальчиков дошкольного возраста ос- нов мужественности // Современный детский сад. – 2008. – №7. – С. 9-19. Немировский, К. Мама и я – неполная семья [Текст] / К. Немировский // Психолог в детском саду. – 2006. – № 4. – С. 46-57. Нусхаева, З. Х. Особенности социализации детей из неполных семей [Текст] / З. Х. Нусхаева // Социальная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 63-66.Овчарова Р.В., Мягкова М.А. Материнство в неполной семье [Текст ]: монография. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 356 с.Овчарова, Р.В., Мягкова, М.А. Психология материнства в неполной семье / Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова // VI-ая Международная научная конференция Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов / Под ред. 76 Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. - Москва - Звенигород, 2015 . – С. 653 – 665.Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006.Осипова, Е. Принципы воспитания ребенка в неполной семье [Текст] / Е. Осипова // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 24-27. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.Савина, Е. А. Родители и дети: психология взаимоотношений [Текст] / Е. А. Савина, Е. О. Смирнова. – М. :Когито-Центр, 2003. – 230 с. Смирнова, Е. О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57-68.Социология семьи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. В. Антонов ; ВолГУ, Каф. социологии и политологии. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 68 с.Спиваковская, А. С. Как быть родителем [Текст] / А. С. Спиваков-ская. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования . – 2013. – № 3. – С. 215 – 217.Тетерлева, Е. А. Смысловые переживания материнства как новообразование самосознания женщины [Текст] :дис. … канд. психол. наук / Е. А. Тетерлева. – М., 2006. – 214 с. Удова О.В. Особенности принятия друг друга родителями и детьми старшего дошкольного возраста Вектор науки ТГУ. – 2011. – 4(7). – С. 286 – 289.Федорина Е.Л. Мать-одиночка. Трудности воспитания детей / ГКУ ОСРЦН "Добрый дом", 2013 [Электронный ресурс]: Режим доступа: ttp://dobriydom.ucoz.ru/publ/mat_odinochka_trudnosti_vospitanija_rebenka/.Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова. – М. : Институт психотрапии, 2002. – 240 с. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 288 с.Число неполных семей в России выросло до шести миллионов [Электронный ресурс]: Российская газета. 2012.04.26. Режим доступа: http://rg.ru/2012/04/26/semiya-anons.html Шабас, С.Г. Психологическая компетентность родителей как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду. – М., 2010.Щукина, А. Г. Психосоциальные основы формирования материнства на современном этапе [Текст] / А. Г. Щукина // Мир психологии. – 2005. – №2. – С. 206-212.

Список литературы
1. Алексеева, Л. С. Неполная семья: состояние и тенденции развития [Текст] / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. – № 2. – С. 49-50.
2. Алфеева, Е.В. Изучение образа будущей семьи у подростков / Е.В. Алфеева // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2012 года Научные материалы Том III. – Москва, 2012. – С. 124.
3. Амелина, Е.С., Кузьмишина, Т.Л., Пермякова, А.А., Хохлова, Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Е.С. Амелина, Т.Л. Кузьмишина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. - № 1. – С. 16–25.
4. Боброва, С.Г., Хохлов, Р.С. Проблема неполной семьи в современной психологии / С.Г. Боброва, Р.С., Хохлов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – № 15. – С. 83 – 86.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
6. Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. – М. :Гардарики, 2003. – 477 с.
7. Буренкова, Е. В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого [Текст] :дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Буренкова. – Пенза, 2000. – 237 с.
8. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка. Психологическая диа- гностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковская, Е. Е. Ромицина. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.
9. Викторов, О.Н., Николаева, Я.Г. Неполная семья и воспитание / О.Н Викторов, Я.Г. Николаева. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 159 с.
10. Гаврилова, Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей до- школьного возраста [Текст] / Т. П. Гаврилова // Семья и формирование личности. – М., 1981. – С.10.
11. Гасанова П. Г., Даудова Д. М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье // Известия ДГПУ. – 2015. – №3. – С. 6 – 11.
12. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. :Астрель, 2008. – 238 с.
13. Голод, С. И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный меж- культурный анализ [Текст] / С. И. Голод // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. VI, №2. – С. 106-119.
14. Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты [Текст] / Т. А. Гурко. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 164 с.
15. Данилова, С. С. Одинокое материнство в общественном мнении [Текст] / С. С. Данилова // СОЦИС. – 2009. – №5. – С. 138-141.
16. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И. Ф. Дементьева // СОЦИС. – 2001. – №11. – С. 108-113.
17. Дементьева, И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели / И. Ф. Дементьева. – М.: Генезис, 2004. – 232 с.
18. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
19. Иванова, Е. И. Внебрачное материнство в России [Текст] / Е. И. Иванова, А. Р. Михеева // СОЦИС. – 2006. – №6. – С. 72-115.
20. Иванченко, В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) // Психологическая наука и образование. — 2011. № 3.
21. Исенина, Е. О. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери [Текст] / Е. О. Исенина // Журнал практического психолога. – 2000. – № 4-5. – С. 49-63.
22. Калабихина, И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии / И.Е. Калабихина. - М.: ТЕИС, 2010. – 264 с.
23. Кислякова, Е.Н. Социальная работа с неполной семьей / Е.Н. Кислякова // Социальная работа. - 2011. - №4. - С. 9-13.
24. Клопова, О.В. Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков-подростков из неполных семей / О.В. Клопова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012.- №1.- С.187.
25. Коваленко, А.В. Кризис семьи как фактор возникновения неполных и односторонних избыточных семей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - № 5.
26. Кон, И. С. Психология личности / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 2005. – 382 с.
27. Корнеева, Т. В. Психологические проблемы детско-родительских от-ношений в неполной семье [Текст] / Т. В. Корнеева // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 3-8. 77..
28. Кудрявцева, Т.В. Особенности воспитания в неполной семье / Т.В. Кудрявцева // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2014. – № 3. – С. 36 – 41.
29. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.
30. Минюрова, А. Психологическое сопровождение материнства: Смысловое переживание материнства [Текст] / А. Минюрова, Е. А. Тетерлева. – Екатеринбург, 2005. – 166 с.
31. Мохов В.А., Мохова Е.Е. Рисунок «Я и ребенок в виде цветов» в диагностике и коррекции детско-родительских отношений. // Кризисные семьи в фокусе работы социальных учреждений. М.: ЦНИИОИЗ, 2009.
32. Мухина В. С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства [Текст] / В. С. Мухина // Наука и образование. – 2004. – №1. – С. 131-133.
33. Нагель, О. П. Формирование у мальчиков дошкольного возраста ос- нов мужественности // Современный детский сад. – 2008. – №7. – С. 9-19.
34. Немировский, К. Мама и я – неполная семья [Текст] / К. Немировский // Психолог в детском саду. – 2006. – № 4. – С. 46-57.
35. Нусхаева, З. Х. Особенности социализации детей из неполных семей [Текст] / З. Х. Нусхаева // Социальная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 63-66.
36. Овчарова Р.В., Мягкова М.А. Материнство в неполной семье [Текст ]: монография. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 356 с.
37. Овчарова, Р.В., Мягкова, М.А. Психология материнства в неполной семье / Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова // VI-ая Международная научная конференция Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов / Под ред. 76 Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. - Москва - Звенигород, 2015 . – С. 653 – 665.
38. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006.
39. Осипова, Е. Принципы воспитания ребенка в неполной семье [Текст] / Е. Осипова // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 24-27.
40. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
41. Савина, Е. А. Родители и дети: психология взаимоотношений [Текст] / Е. А. Савина, Е. О. Смирнова. – М. :Когито-Центр, 2003. – 230 с.
42. Смирнова, Е. О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57-68.
43. Социология семьи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. В. Антонов ; ВолГУ, Каф. социологии и политологии. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 68 с.
44. Спиваковская, А. С. Как быть родителем [Текст] / А. С. Спиваков-ская. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
45. Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования . – 2013. – № 3. – С. 215 – 217.
46. Тетерлева, Е. А. Смысловые переживания материнства как новообразование самосознания женщины [Текст] :дис. … канд. психол. наук / Е. А. Тетерлева. – М., 2006. – 214 с.
47. Удова О.В. Особенности принятия друг друга родителями и детьми старшего дошкольного возраста Вектор науки ТГУ. – 2011. – 4(7). – С. 286 – 289.
48. Федорина Е.Л. Мать-одиночка. Трудности воспитания детей / ГКУ ОСРЦН "Добрый дом", 2013 [Электронный ресурс]: Режим доступа: ttp://dobriydom.ucoz.ru/publ/mat_odinochka_trudnosti_vospitanija_rebenka/.
49. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова. – М. : Институт психотрапии, 2002. – 240 с.
50. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
51. Число неполных семей в России выросло до шести миллионов [Электронный ресурс]: Российская газета. 2012.04.26. Режим доступа: http://rg.ru/2012/04/26/semiya-anons.html
52. Шабас, С.Г. Психологическая компетентность родителей как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду. – М., 2010.
53. Щукина, А. Г. Психосоциальные основы формирования материнства на современном этапе [Текст] / А. Г. Щукина // Мир психологии. – 2005. – №2. – С. 206-212.

Вопрос-ответ:

Какие особенности характеризуют детско-родительские отношения?

Детско-родительские отношения характеризуются неразрывной связью между ребенком и родителями, взаимным влиянием и поддержкой, эмоциональной близостью, общением и взаимопониманием.

Какие проблемы возникают в неполных семьях в психологии?

В неполных семьях в психологии возникают такие проблемы, как разрыв в родительских отношениях, частое отсутствие одного из родителей, нестабильность семейной ситуации, возможность конфликтов и непонимания, нехватка эмоциональной поддержки.

В чем особенности родительских отношений к детям в полных и неполных семьях?

В полных семьях родительские отношения к детям часто характеризуются более стабильной средой, поддержкой и вниманием обоих родителей. В неполных семьях родительские отношения могут быть сложнее из-за отсутствия одного из родителей, но могут также быть более близкими и эмоционально насыщенными.

Как проводилось эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений?

Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений проводилось путем организации опросов и наблюдений среди семей с разным составом. Были анализированы результаты и выделены особенности и тенденции.

Какие психологические рекомендации можно предложить по коррекции детско-родительских отношений?

Психологические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений могут включать установление эмоциональной близости, улучшение коммуникации и взаимопонимания, укрепление связи между родителями и ребенком, создание стабильной семейной среды и участие в семейных активностях.

Что такое детско-родительские отношения?

Детско-родительские отношения - это взаимодействие между родителями и детьми, которое включает комплексную коммуникацию, эмоциональную связь и взаимопонимание. Они формируются на основе ролевых ожиданий и норм, а также индивидуальных характеристик каждого ребенка и каждого родителя.

Какие проблемы могут возникать в неполной семье?

В неполной семье могут возникать различные проблемы, связанные с отсутствием одного из родителей или с изменением семейной структуры. Ребенок может испытывать эмоциональное напряжение, чувство потери или разобщенность. Также могут возникать проблемы взаимодействия с новыми партнерами родителя и старыми членами семьи.

В чем отличия родительских отношений в полных и неполных семьях?

Родительские отношения в полных и неполных семьях имеют свои особенности. В полных семьях обычно есть оба родителя, которые принимают участие в воспитании и уходе за детьми. В неполных семьях, где один из родителей отсутствует, другой родитель может испытывать больше ответственности и давления. Также в неполных семьях могут возникать проблемы с взаимодействием с новыми партнерами родителя.

Какими методами было проведено исследование особенностей детско-родительских отношений?

Исследование проводилось с использованием организационных и психологических методов. Были проведены опросы и интервью с родителями и детьми, чтобы выявить их взаимодействие и отношения. Также использовался анализ результатов исследования для получения объективной информации.

Что такое детско-родительские отношения?

Детско-родительские отношения - это взаимодействие между родителями и их детьми, которое включает в себя эмоциональную связь, поддержку, воспитание и заботу.

Какие особенности детско-родительских отношений можно выделить?

Особенности детско-родительских отношений могут быть различными, но важными факторами являются: уровень коммуникации между родителями и детьми, степень воспитательного стиля родителей, уровень эмоциональной поддержки и вовлеченности родителей в жизнь ребенка.

Какие проблемы могут возникать в неполной семье в психологии?

В неполной семье могут возникать различные проблемы, такие как отсутствие одного из родителей, чувство утраты, проблемы с адаптацией ребенка к новой ситуации, возможные конфликты между родителями и другие связанные с этим сложности.