теория и практика ценовой дискриминации в экономике России, США, и западных стран
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические аспекты ценовой дискриминации 5
1. 1 Ценовая дискриминация: сущность и условия 5
1.2 Виды ценовой дискриминации 9
2 Практический анализ ценовой дискриминации на примере России,
США и западных стран 16
2.1 Ценовая дискриминация в Российской Федерации 16
2.2 Ценовая дискриминация на примере США и стран Запада 17
2.3 Государственное регулирование ценовой дискриминации 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
У Парижа Диснейленда есть более широкий и иногда более дешевый диапазон билетов, доступных на территории, когда посетитель выбирает французскую резиденцию и рассмотреть место на французском языке.У определенных мест в Таиланде часто будут одна цена за туристов и другой для тайцев по рождению. Великий Дворец в Бангкоке, например, взимает допуск иностранным туристам, но тайским гражданам разрешают свободный въезд. В случае Великого Дворца нетайцы обвинены 500 батов (приблизительно 15 долларов США) даже если житель Таиланда и оплата налогов в Таиланде. Практика подобна в штате США, где много компаний и достопримечательностей предлагают «kama'aina скидка» жителям государства, но в отличие от Таиланда всем жителям Гавайев предоставляют скидке независимо от их гражданства или гонки.Много университетов, которыми публично управляют, в Соединенных Штатах субсидированы налогоплательщиками государства, в котором они расположены; жителям сказанного государства часто дают скидку на обучение в результате.2.3 Государственное регулирование ценовой дискриминацииЦеновая дискриминация может вызвать такие негативные последствия, как нерациональное межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов. Поэтому чтобы устранить и смягчить разрушительное действие рыночных сил, ценовая дискриминация должна находиться под контролем государства.Власть над ценой — очень тонкий инструмент в руках монополии. Если эта власть сопровождается уменьшением издержек из-за экономии на масштабах производства, развитием НТП, насыщением рынка продукцией по доступным ценам, то такая монополия несет обществу определенный выигрыш. Но если переступить некую степень контроля над ценой, то это оборачивается разрушением богатства общества, ведет к стагнации и застою.Поэтому еще в конце XIX века в промышленно развитых странах Запада, и прежде всего, в США, была создана необходимость найти ту границу власти над ценой, переступать которую законодательно запрещается, т. е. поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.Антимонопольное законодательство — система законов, ограничивающих действия компаний, которые ведут к снижению конкуренции и установлению монополии. Эффективность антимонопольной политики зависит от трех элементов:- характер самих законов;- трактовки этих законов судами;- последовательности, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.Таким образом, наказание в соответствии с антимонопольными законами следует только за определенные виды рыночного поведения, причиняющие кому-либо строго доказанный ущерб. Если фирма дорастает до монопольного положения законным рыночным путем, вытесняя конкурентов как лучший производитель, то она становится объектом повышенного внимания со стороны соответствующих служб, но не более того.Бывший руководитель компании «Форд» Ли Якокка в своих мемуарах поведал о том, что имея дом по соседству с особняками руководителей други крупнейших автомобильных фирм США, он даже не мог пригласить их в гости или сам к ним наведаться из страза навлечь на себя обвинения в подготовке монопольного сговора о ценах.И хотя антимонопольное регулирование несовершенно и сопровождается неизбежными издержками, они все-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монополистических тенденций в рыночной экономики.Основным нормативным актом демонополизации в России является «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения государственной политики по развитию конкуренции и ограничению деятельности монополии в 1991 году был создан Антимонопольный комитет РФ, который осуществляет:- контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации предприятий;- контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению фирм (более 35% рынка);- предоставление льготных кредитов и налоговых льгот для впервые выступающих на данный товарный рынок предприятий;- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;- привлечение иностранных инвестиций, развитие свободных экономических зон.Практическое воплощение в жизни антимонопольного законодательства невероятно сложно, оно должно основываться не на идеальных представлениях о совершенной конкуренции, а поощрять реально существующее соперничество крупных корпораций - «работающую конкуренцию».Антимонопольное регулирование направлено не против «большого бизнеса» как такового, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию, а против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Оно базируется на трех китах, трех основных законах:1. Антитрестовский закон Шермана, 1890 г., регулирует ограничение свободы торговли, монополии, которая создана незаконно или сговор с этой целью.2. Закон Клейтона, 1914 г. За определенные виды деловой практики налагается уголовная ответственность.Потерпевшие в результате монопольных действий могут обратиться в суд за возмещение убытков в троекратном размере.3. Закон Робинсона-Пэтмэна, 1936 г. Запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: ценовая дискриминация, «ножницы цен» и т. д.Таким образом, наказание в соответствии с антимонопольными законами следует не только за определенные виды рыночного поведения, причиняющее кому-либо строго доказанный ущерб. Если фирма дорастет до монопольного положения законным рыночным путем, вытесняя конкурентов как лучший производитель, то она становится объектом повышенного внимания со стороны соответствующих служб, но не более того.ЗаключениеТаким образом, из данной курсовой работы, можно сделать выводы о том, что нельзя однозначно оценить дискриминацию по ценам как полезное или вредное явление, для нее характерны позитивные стороны и отрицательные моменты. Причем сделать вывод о том, хорошо это отразилось или плохо на продавце-монополисте или его клиентах, в каждом отдельном случае можно по-разному. Ценовая дискриминация — продажа продукта разным покупателям по разным ценам, если при этом ценовые различия не объясняются разными затратами.Ценовая дискриминация — довольно широко распространенный прием в бизнесе, хотя на самом деле он лишь иногда приводит к снижению конкуренции, и поэтому органы власти редко решительно возражают против его. Исключения случаются, когда фирма занимается ценовой дискриминацией, прибегая к общей стратегии конкуренции, и поэтому органы власти редко решительно возражают против его. Основными причинами применения ценовой дискриминации:- стремление к повышению доходов и прибыли от продаж;- сглаживание неравномерности реализации товаров во времени, лучшее использование производственных мощностей и трудовых ресурсов;- решение социальных задач, расширение возможности потребления малоимущих слоев населения.Ценовая дискриминация части применяется разными предприятиями сферы услуг, торговли и промышленности, она расширяет гибкость ценообразования допущения конкурентов.Практика предложения разных цен разным потребителям находит все более широкое применение. При ценовой дискриминации организация может получить более высокую прибыль за счет наиболее платежеспособных потребителей, но наименее платежеспособных потребителей, но наименее платежеспособных потребителей, но наименее платежеспособные клиенты получают товар, услугу по более низкой цене. При этом большинство потребителей даже не подозревают о том, в какой мере они подвергаются дискриминационному ценообразованию.Ценовая дискриминация часто имеет место в международной торговле. Российский алюминиевый производитель, например, может продавать алюминий в США дешевле, чем в России. В Соединенных Штатах данный продавец сталкивается с эластичным спросом, поскольку в этой стране имеется несколько поставщиков товаров-субститутов. Но в России, где этот производитель доминирует на рынке и где товарные барьеры препятствуют импорту, у заказчиков гораздо меньше вариантов выбора, поэтому их спрос менее эластичен.России ценовая дискриминация отличается от западной ценовой дискриминации, даже, если рассмотреть более низкие тарифы, установленные на потребляемую электроэнергию, для промышленных предприятий чем для населения.Список использованной литературы:Брю С.Л., Макконнелл К.Р. Экономикс: краткий курс: Пер. 1-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 462 с.Басовский Л.Е., Панин В.А. Экономика образования: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 219 с.Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 336 с.Тальнишних Т.Г. Экономическая теория: Учеб. пособие. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2016. - 320 с.Басовский Л.Е. Маркетинг: учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовсикая. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 233 с.Черемных Ю.Н., Чахоян В.А., Челноков А.Ю., Картаев Ф.С., Капустина О.В. Макроэкономика. Промежуточный уровень: учеб. пособие / Под общ. ред. В.А. Чахоян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.Марн М. Ценовое преимущество: Сколько должен стоить ваш товар? / Майкл Марн, Эрик Регнер, КрайгЗавада; Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: АльпинаПаблишер, 2016. - 317 с.Управление ценами: Учебник / Под ред. С.В. Карповой. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 236 с.Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016. - 292 с. Казакова Н.А. Маркетинговый анализ: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 240 с.Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2015. - 448 с.Сигарев А.В., Косов М.Е. Специфика применения ценовой дискриминации при реализации информационных благ посредством электронной торговли // Журнал "Финансы и кредит", 2016. - №10.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики : учебник / Р.М. Нуреев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 624 с.Микроэкономика: Учебник / под ред. Г.П. Журавлевой и Л.Г. Чередниченко. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 415 с. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Т.А. Селищевой. - М.: ИНФРА-М, 2017ю - 250 с.Новая экономика: теория и практика / Под ред. проф. Е.Ф. Авдокушина, проф. В.С.Сизова / ВСЭИ. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.Яковлев Г.А. Основы коммерции: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 с.Гродский В.С, Развитие основных идей экономической теории: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 464 с.Савинов В.А., Баронов С.А., Савинов И.О., Толстых Ю.О. Конкурентные рынки оптовой и розничной электроэнергии в России: Монография / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.А. Баронина. - М.:ИНФРА-М, 2016. - 261 с.Право ВТО: теория и практика применения: монография / под ред. Л.П. Ануфриевой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 528 с.
1. Брю С.Л., Макконнелл К.Р. Экономикс: краткий курс: Пер. 1-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 462 с.
2. Басовский Л.Е., Панин В.А. Экономика образования: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 219 с.
3. Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 336 с.
4. Тальнишних Т.Г. Экономическая теория: Учеб. пособие. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2016. - 320 с.
5. Басовский Л.Е. Маркетинг: учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовсикая. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 233 с.
6. Черемных Ю.Н., Чахоян В.А., Челноков А.Ю., Картаев Ф.С., Капустина О.В. Макроэкономика. Промежуточный уровень: учеб. пособие / Под общ. ред. В.А. Чахоян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.
7. Марн М. Ценовое преимущество: Сколько должен стоить ваш товар? / Майкл Марн, Эрик Регнер, Крайг Завада; Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 317 с.
8. Управление ценами: Учебник / Под ред. С.В. Карповой. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 236 с.
9. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016. - 292 с.
10. Казакова Н.А. Маркетинговый анализ: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
11. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
12. Сигарев А.В., Косов М.Е. Специфика применения ценовой дискриминации при реализации информационных благ посредством электронной торговли // Журнал "Финансы и кредит", 2016. - №10.
13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики : учебник / Р.М. Нуреев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 624 с.
14. Микроэкономика: Учебник / под ред. Г.П. Журавлевой и Л.Г. Чередниченко. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 415 с.
15. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Т.А. Селищевой. - М.: ИНФРА-М, 2017ю - 250 с.
16. Новая экономика: теория и практика / Под ред. проф. Е.Ф. Авдокушина, проф. В.С.Сизова / ВСЭИ. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
17. Яковлев Г.А. Основы коммерции: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
18. Гродский В.С, Развитие основных идей экономической теории: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 464 с.
19. Савинов В.А., Баронов С.А., Савинов И.О., Толстых Ю.О. Конкурентные рынки оптовой и розничной электроэнергии в России: Монография / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.А. Баронина. - М.:ИНФРА-М, 2016. - 261 с.
20. Право ВТО: теория и практика применения: монография / под ред. Л.П. Ануфриевой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 528 с.
Теория и практика ценовой дискриминации (на основе работы Джоан Робинсон 'Экономическая теория несовершенной конкуренции')
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
Факультет Международных Экономических Отношений
Кафедра Экономической Теории
диссертация на тему:
«Теория и практика ценовой дискриминации» (на основе работы Джоан Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции»)
студентки 1-го ф-та МЭО 13 гр.
Марии Олеговны Фоминой
научный руководитель:
кандидат экономических наук
доцент кафедры экономической теории
Наталья Викторовна Буташина
Москва - 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ поведения абсолютной монополии
Глава 2. Понятие ценовой дискриминации, типы. Условия проведения политики ценовой дискриминации
Глава 3. Графические исследования кривых совокупного предельного дохода, предельных издержек, предельного прибыли
Вывод
Список литературы
Примечания
Введение
Предметом исследования данной работы является механизм осуществления ценовой дискриминации в условиях несовершенной конкуренции, который определяет степень монополизации определенного вида продукции, определенного вида конечного продукта производителем. Сама по себе ценовая дискриминация является «трюк монополии», который продает тот же продукт по разным ценам для разных покупателей, не содержит различий в издержках производства.
Цель исследования явления ценовой дискриминации заключается, прежде всего, в определении ее положительную или отрицательную роль, как для производителя так и для потребителя, так что можно будет идентифицировать оптимальное «доля», что позволяет оптимизировать на максимальную прибыль из первого, без негативного отражения на покупательной способности и уровня жизни в целом, в последний. Немаловажной задачей является также анализ теоретического материала следуют приведение наглядных примеров осуществления ценовой дискриминации на рынке сегодня, с целью получения достоверного представления о основные условия и законы, посредством которых обеспечивается политикой проведения политики дискриминации цен.