Социально-реабилитационные технологии как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 09.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 глава: Социализация детей с ОВЗ в условиях социально-культурной деятельности 6
1.1. Психолого-педагогические особенности работы с детьми ОВЗ 6
1.2 Социализация детей с ОВЗ в процессе социально-культурной деятельности 12
1.3 Социально-реабилитационные технологии и их роль в процессе социализации детей с ОВЗ 17
1.4. Специфика проектирования процесса социализации детей с ОВЗ 24
2 глава: Состояние и проблемы социализации детей с ОВЗ в процессе социально-культурной деятельности 27
2.1 Анализ мирового опыта применения социально-реабилитационных технологий в процессе социализации детей с ОВЗ 27
2.2. Социализация детей с ОВЗ в условиях социально-культурной деятельности: отечественный опыт 34
2.3. Проблемы и тенденции развития процесса социализации детей с ОВЗ: Анализ регионального опыта (Пермский край) 39
Заключение 43
Список источников 46
В ходе социализации человек становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, которые необходимы для жизни среди других людей [1].По мнению З.Р. Садыковой: «Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей» [20].Е.И. Ростова считает, что ребенок является не пассивным объектом социальной помощи, а развивающимся человеком, имеющим право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве. «Государство призвано, не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития» [19].Социально-педагогическоесопровождение детей с ОВЗ рассматриваетсяв качестве социально-педагогической помощи детям, которая заключается в выявлении, определении и разрешении проблем подросткадля реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.По мнению О.С. Газмана, социально-педагогическая поддержка является процессом совместного с подростком выявления его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий или проблем, которые мешают ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни и в индивидуальном развитии.Ученый считал, что исходным социальным стимулом для реализации школой подобной поддержкиявляется трудное экономическое положение семьи и низкий культурно-педагогический уровень родителей, которые не проявляютнеобходимого внимания к воспитанию своих детей [4].Содержание социально-педагогической поддержки зависит от целей субъектов совместной деятельности: школьника, педагога, образовательного учреждения, его среды. Также оно во многом зависит от когнитивных, творческих потребностей детей подростков, от целей, которые они предполагают достичь в образовании. Принцип целенаправленности говорит о том, что усилия субъектов деятельности должны быть ориентированы на достижение главной цели. Также он направлен на развитие целеполаганияподростка, т. е. его способности и возможности определять цели своей деятельности [10].В исследованиях отечественных ученых социально-педагогическая поддержка подростка рассматривается с позиций ряда научных подходов:1. Исходя из системного подхода, социально-педагогическая поддержка нацеливает на представление о ней как состоит из множествакомпонентов, которые находятся в отношениях и связях друг с другом, образующие на основе этих связейконкретную целостность и единство.2. Процессуальный подход состоит из последовательной смены определенных явлений и рассматривается в качестве единства качественно-количественных состояний и изменений в их динамике ив качестве совокупности последовательных действий и взаимодействий для достижения конкретного результата. 3. Исходя из культурологического подхода, социально-педагогическая поддержка образовательного заведениядолжна быть комплексным многоуровневым явлением, которое включает в себя весь спектр культурных направлений, которые имеются в наличии у образовательного заведения, особенности сотворчества в ходе самопознания и самореализации подростков с учетом субкультур учителей, учащихся и их родителей, степень их общей культуры (культурный творческий потенциал) и средстваосуществления социально-педагогической поддержки.4. При средовом подходе раскрывается система действий субъекта управления социально-педагогической поддержки и среды, которая обеспечивает диагностику, проектирование и продуцирование воспитательного эффекта.5. Социальный подход к пониманию социально-педагогической поддержки общеобразовательного заведения обусловлен тем, что представления о компонентах социально-педагогической поддержки имеют конкретную изменчивость и зависят от идеологии и культуры социума, отношения к ним общественной среды.5. Личностно ориентированный подход обусловлен тем, что субъектами социально-педагогической поддержки учебного заведения являются личности педагога, учащегося и его родителей. Целью социально-педагогическогосопровождения в условиях школы–личностное развитие подростка.6. Деятельностный подход к социально-педагогической поддержке означает, что она образуется, проявляется и развивается только в ходе деятельности главных ее участников [9, с. 76].Закономерности и принципы воплощаются в содержании (обоснование компонентов, форм и методов деятельности) и педагогических условиях.Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию следующих элементов:1. Организационно-управленческий элемент направлен на организацию процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка подростка. За счет него решаются следующие задачи: участие в разработке программы развития и образовательных программ образовательного заведения; создание структур, которые необходимы для социально-педагогической поддержки (методические и психологические службы);организация повышения профессионализмаучителей в вопросах социально-педагогической поддержки подростков; разработка программы мониторинга; материально-техническое обеспечение процесса.2. Диагностико-проектировочный компонент направлен на анализ потенциала подростков с целью выбора идеального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, которая обеспечиваетэффективность процесса социализации подростков. При этом под диагностика- этопроцесс изучения состояния субъектов образовательной деятельности.Особенность социально-педагогической поддержки в образовательных заведениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. Во-первых, диагностика предоставляетучителю прямой материал для разработки программы деятельности, а во-вторых - подростоквыступает в качестве субъектасвоей диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации. Вариативность состоит в возможности разработки многообразныхформ деятельности с учетом потребностей подростка.На диагностическойстадии проводится следующие исследования,которые позволяютв будущемвыявить содержание, формы и методы работы с подростками:социологические; психологические; педагогические.Данныйэлементотвечает за исследование потребностей, способностей, возможностей подростка, а кроме того за ход их самопознания, вследствие которого становится выбор:личностно-коллективного пути развития в форме; личностной или групповой программы, на содержание которой подросток имеет право влиять с учетом своих когнитивных и творческих потребностей.3. Рефлексивно-аналитический элементнаправлен на анализ результатов социально-педагогической поддержки подростков, по итогам которой определяется программа коррекционных средств.При оценивании деятельностиподростка, социальный педагог анализирует результаты его когнитивной, творческой деятельности путемопределения степени социально-личностной компетентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Социальный педагог способствует проведению анализаподростком своей работы, что помогает развивать рефлексию и самокоррекцию личности.Анализ деятельности коллектива школьниковсоциальным педагогом реализуется, как в качестве самостоятельного анкетирования, беседы, наблюдения, так и самим коллективом школьников, которые в процессе обсуждения,как оценивают собственную работу, так и вносят исправления и предлагают перспективы будущего развития.Содержанием деятельности педагога в русле данного компонентаявляется анализ и самоанализ степени осуществления целей образовательной программы, динамики своего профессионального развития и, тем самым, определения путей коррекции собственной деятельности [12].Таким образом, социально-педагогическая поддержка– это процесс оказания помощи детей с ОВЗ со стороны педагога и социумом в реализации процесса социальной адаптации и социальной интеграции для того чтобы раскрыть индивидуально заданные способности и таланты при условии принятия детей интересов и норм общества для участия в его дальнейшее активном преобразовании в деятельности субъекта.2.3. Проблемы и тенденции развития процесса социализации детей с ОВЗ: Анализ регионального опыта (Пермский край)В детские годы формируется мировоззрение, вырабатывается жизненная позиция и самооценка человека. От этих категорий зависит, как будет складываться в дальнейшем жизнь человека, какое место займёт он в этом мире.Поэтому-то в школах Пермского края педагоги пытаются создать необходимые условия для каждого ученика, особенно для тех, чьи возможности здоровья ограничены. Безусловно, значительное влияние на них оказывают родители и родственники, т.е. первичные агенты социализации. Но не меньшее значение имеют и сверстники, одноклассники, специалисты-педагоги. Ведь они – это не только расширенный круг общения, но и возможность иначе, не так как ежедневно в семье, взглянуть на мир.Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.Процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте осуществляется в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен в дистанционной форме – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции, Я-концепции, успешности, саморазвития и прочие.Грамотно организованный педагогом процесс работы с ребёнком-инвалидом, помогает ему избежать стеснения сверстников, чувства психологического дискомфорта, трудностей физического перемещения из кабинета в кабинет и т.п., снять сложности в обретении статуса ученика, во взаимоотношениях со сверстниками и окружающим миром.Работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством реализуетсяпосредством дистанционной формы обучения, доказавшей свою эффективность. Во многом эта эффективность становится возможной, благодаря индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.Кроме того, сводится до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Т. е. освоение учебного материала в происходит в укороченные сроки, регламентированные учебным планом для таких обучающихся, и в соответствии с медицинскими рекомендациями.Социализация детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту (т.е. вне коллектива) в школах Пермского края осуществляется следующим образом.Большую роль в процессе социализации играют дистанционные предметные олимпиады, в которые вовлекаются дети-инвалиды (в нашем случае их инвалидность не отражается серьёзно на интеллектуальных способностях). Данные олимпиады - своеобразный заочный интеллектуальный марафон. Если дети с ОВЗ не всегда могут принять участие в очных школьных и муниципальных олимпиадах, то в дистанционных они всегда могут проявить себя наравне с одноклассниками-"очниками". Здесь и особая мотивация к изучению предмета, и поощрение за труд (сертификаты, дипломы, грамоты). По результатам проведения олимпиад учителя устраивают внеурочный разбор материалов олимпиад, включая в эту работу и детей с ОВЗ (по скайпу или заранее оговаривая очную встречу всех участников олимпиад), так что они могут не только устранить свои пробелы в знаниях либо узнать что-то для себя новое, но и выслушать мнения других участников-олимпиад, высказать свою точку зрения (это ли не социализация?!). А вышеупомянутые награды традиционно вручаются на школьных линейках, на которые мы приглашаем и тех, кто обучается дистанционно и индивидуально. Для этого всего лишь нужно заранее уведомить родителей этих учащихся и их самих. Здесь дети не только не чувствуют себя неуютно вследствие малого общения с одноклассниками, но бывают сопричастны их успехам, вырабатывают (и повышают) собственную самооценку, лишённую комплексов (по крайней мере, связанных со своим здоровьем).В силу того, что большинство инвалидов края не прикованы к постели, классные руководители, постоянно контактируя с их родителями, вовлекают их во внеурочную жизнь класса и школы. Такие дети участвуют в тематических классных часах, читают стихи, поют песни, рисуют. Все экскурсии (от местных пешеходных до дальних выездных) планируются с учётом возможностей в том числе и детей-инвалидов. И те с удовольствием в них участвуют, с радостью общаются с классом, познают окружающий их мир.Некоторые педагоги строят уроки повторения (особенно в начальной школе, в 5-7 классах) и мероприятия предметных недель в виде игр, викторин, конкурсов. И, заранее предупреждая ребёнка-"индивидуальника", проводят урок, включая скайп, вовлекая его в работу, такие дети становятся членом команды и получают для себя какую-то роль, имеют возможность в игре получше узнать одноклассников, проявить себя.Хотя бы одно из занятий с ребёнком-инвалидом (с использованием ДОТ) у нас стоит в расписании в «окне» в расписании педагога. Многие учителя взяли в практику включение скайпа за некоторое время до начала занятия, таким образом, у детей «очников» и «индивидуальников» появляется возможность пообщаться на перемене, поделиться новостями из жизни (что в первое время вызывало у нас некоторые сомнения, но дало удивительно радостные результаты: дети знают друг друга, с удовольствием общаются, продолжают общение вне школы).А есть и такие дети и родители, кто просит позволить их детям-инвалидам просто поприсутствовать иногда на обычном уроке со всем классом. Такая форма живого общения с одноклассниками, чувства сопричастности классному коллективу также имеет место.Таким образом, были проанализированы проблемы и тенденции развития процесса социализации детей с ОВЗ.ЗаключениеЦель курсовой работы явилось исследование ролисоциально-реабилитационных технологий в социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим были сформулированы следующие выводы: 1. Изучив психолого-педагогическую характеристику лиц с ограниченными возможностями здоровья, можно сделать вывод, что к лицам с ОВЗ можно отнести тех, кто имеетаномалии в физическом и/или психическом развитии. К данной категории лиц относятся глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.2. Проанализировав особенности социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, можно констатировать, что социализация лиц с ОВобусловлено действиями универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от специфики восприятия социумалюдей данной категории и характера их взаимодействия с окружающими людьми.3. Рассмотрев социально-реабилитационные технологии и их роль в процессе социализации детей с ОВЗ, можно сказать, что среди психолого-педагогических методов и методик сопровождения ребенка-инвалида особенно распространена арт-терапия, которая позволяет использовать все виды деятельности ребенка-инвалида, развивать его инициативу, активность и удовлетворять эмоциональные потребности.Социальное сопровождение включает в себя следующие методы и методики: 1) социальное обслуживание на дому; 2) полустационарное социальное обслуживание; 3) стационарное социальное обслуживание; 4) срочное социальное обслуживание; 5) социально-консультативная помощь.4. Проанализировавспецифику проектирования процесса социализации детей с ОВЗ, можно констатировать социализация – это накопление в течение жизни социальных ролей, норм и ценностей общества к которому он принадлежит. Важнейшую роль в процессе социализации играет психологическая и педагогическая социализация.5. Проведя анализ мирового опыта применения социально-реабилитационных технологий в процессе социализации детей с ОВЗ, можно констатировать, что в последние годы за рубежом наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. Центры реабилитации детей с ограниченными возможностями получают необходимое реабилитационное оборудование и авто транспорт.6. Изучив социализацию детей с ОВЗ в условиях социально-культурной деятельности: отечественный опыт, можно сказать, что в нашей стране при социализации детей с ОВЗ уделяется большое значение творческой деятельности, обладающей большим значением в жизни лиц с ОВЗ. В ходе творческой деятельности у таких людей с потребностями увеличиваетсяпереживание своей личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Выражая собственные чувства и эмоции посредствомвизуальных образов, они, тем самым, справляются с внутренними сложностями, отрицательными переживаниями, на первый взгляд кажущиеся непреодолимыми.7. Рассмотрев проблемы и тенденции развития процесса социализации детей с ОВЗ и проведя анализ регионального опыта (Пермский край), можно сделать вывод, что среди форм социализации детей с ОВЗ особую эффективность доказала дистанционная форма обучения.Следовательно, цель достигнута, а задачи решены.Список источниковАкатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с. Андреева Г,М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.Воробьева И.В. Социально-культурная деятельность. - ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с. Габдрахимова Э.Ф. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1933/23471Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. [Электронный ресурс] URL: http://aupam.ru/pages/sozial/soc_psikh_osoben_vzaim_inva_zdor/oglavlenie.htmlЕгорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с. Казакова Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2010. – С. 256-266.Карху В.Л. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы. - №, 7, 2015. – С. 149-155.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.Корытова Е.А., Чернова Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30. URL: http://sibac.info/archive/social/3(29).pdfКрамарова С.Н. Психологические особенности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. // I Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ.ред. Б. Г. Мещерякова. - Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015 - 452 c.Куликова Т.О. Социальное сопровождение социализации детей с ограниченными возможностями // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/4019.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.Мариненкова А.А. Влияние социально – культурной деятельности на социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] https://www.scienceforum.ru/2017/2395/30369Метленова Ф.Г. Два лика одиночества// Человек. 2002. №2. – С. 76-93. Осадчих А., Лебедев И., Лысенко А. Проблемы инвалидности и инвалидов: современные подходы// Социальное обеспечение. - №4, 2008. - С. 30 – 32.Петракова Г. М. Социализация детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 682-683.Психология инвалидности. // Сост. Н.А. Соловьева. – Ярославль, 2004. 47 с. Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ОВЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2013/165/6419 Савина Л.Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации. // дисс. канд. соц. наук. – М.:, 2004. – 220 с. Садыкова З.Р. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2014/524/1258Смеянов С.Н. значение социально - культурной деятельности в формировании личности человека. // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. : сборник статей Международной научно - практической конференции (13 апреля 2017 г., г. Оренбург). В 3 ч. Ч. 2/- Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - №, 2017. – С. 24-26. Современные технологии социально-культурной деятельности. // под ред. Е.М. Григорьевой. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с. Аванесова Г.А. Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности. // Журнал. Вестник культуры и искусств. - № 2 (12), 2007. – С. 152-161.Шенцева Н. Н. Описательная модель социально-психологической реабилитации группы «молодых людей-инвалидов» // Научный диалог. – 2013. – № 4 (16): – С. 85–95.Шутова И. П., Антипова О. В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 126-128.Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. - Спб.: Питер 2000. – 560 с.Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. - М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами. – СПб.: Питер, 2004. - 316 с.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
2. Андреева Г,М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.
3. Воробьева И.В. Социально-культурная деятельность. - ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.
4. Габдрахимова Э.Ф. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1933/23471
5. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. [Электронный ресурс] URL: http://aupam.ru/pages/sozial/soc_psikh_osoben_vzaim_inva_zdor/oglavlenie.html
6. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
7. Казакова Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2010. – С. 256-266.
8. Карху В.Л. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы. - №, 7, 2015. – С. 149-155.
9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
10. Корытова Е.А., Чернова Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30. URL: http://sibac.info/archive/social/3(29).pdf
11. Крамарова С.Н. Психологические особенности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. // I Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. - Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015 - 452 c.
12. Куликова Т.О. Социальное сопровождение социализации детей с ограниченными возможностями // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/4019.
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
14. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
15. Мариненкова А.А. Влияние социально – культурной деятельности на социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] https://www.scienceforum.ru/2017/2395/30369
16. Метленова Ф.Г. Два лика одиночества// Человек. 2002. №2. – С. 76-93.
17. Осадчих А., Лебедев И., Лысенко А. Проблемы инвалидности и инвалидов: современные подходы// Социальное обеспечение. - №4, 2008. - С. 30 – 32.
18. Петракова Г. М. Социализация детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 682-683.
19. Психология инвалидности. // Сост. Н.А. Соловьева. – Ярославль, 2004. 47 с.
20. Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ОВЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2013/165/6419
21. Савина Л.Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации. // дисс. канд. соц. наук. – М.:, 2004. – 220 с.
22. Садыкова З.Р. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2014/524/1258
23. Смеянов С.Н. значение социально - культурной деятельности в формировании личности человека. // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. : сборник статей Международной научно - практической конференции (13 апреля 2017 г., г. Оренбург). В 3 ч. Ч. 2/- Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - №, 2017. – С. 24-26.
24. Современные технологии социально-культурной деятельности. // под ред. Е.М. Григорьевой. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с. Аванесова Г.А.
25. Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности. // Журнал. Вестник культуры и искусств. - № 2 (12), 2007. – С. 152-161.
26. Шенцева Н. Н. Описательная модель социально-психологической реабилитации группы «молодых людей-инвалидов» // Научный диалог. – 2013. – № 4 (16): – С. 85–95.
27. Шутова И. П., Антипова О. В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 126-128.
28. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. - Спб.: Питер 2000. – 560 с.
29. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. - М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.
30. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами. – СПб.: Питер, 2004. - 316 с.
Вопрос-ответ:
Какие психолого-педагогические особенности имеются при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода и учета их индивидуальных особенностей. В основе такой работы лежит инклюзивный подход, который предполагает принятие различий и создание условий для полноценного участия детей с ОВЗ в обществе. Педагоги и психологи должны быть готовы к адаптированию образовательной программы под потребности каждого ребенка, использованию дифференцированных методов обучения и контроля, а также активной работе с родителями и специалистами.
Как происходит социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через социально-культурную деятельность?
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через социально-культурную деятельность осуществляется путем включения их в различные социальные и культурные среды. Такие дети участвуют в общественных мероприятиях, занимаются спортом, посещают музеи и выставки, участвуют в театральных постановках и концертах. В результате этого они имеют возможность развивать социальные навыки, устанавливать контакты с другими людьми и учиться взаимодействовать в коллективе.
В чем заключается роль социально-реабилитационных технологий в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья?
Социально-реабилитационные технологии имеют целью помочь детям с ограниченными возможностями здоровья стать полноценными членами общества и достичь оптимального уровня самостоятельности. Такие технологии включают в себя различные программы и методики, направленные на развитие навыков самообслуживания, социальной адаптации, коммуникации и других важных аспектов жизни. Они способствуют развитию у детей самооценки, уверенности в себе и умению принимать участие в общественной жизни.
Какие особенности есть в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует учета их индивидуальных особенностей. Эти дети могут иметь различные физические или психические состояния, поэтому необходимо применять специальные педагогические и психологические подходы.
Как происходит социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через социально-культурную деятельность?
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через социально-культурную деятельность происходит посредством их включения в различные социальные и культурные мероприятия. Это позволяет детям с ОВЗ взаимодействовать с другими людьми, развивать социальные навыки и участвовать в общественной жизни.
Какова роль социально-реабилитационных технологий в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья?
Социально-реабилитационные технологии играют важную роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают развить у детей навыки самообслуживания, коммуникации, адаптации к обществу. Такие технологии включают в себя различные педагогические и медицинские методики, направленные на развитие и интеграцию детей с ОВЗ в общество.
Каким образом проектируется процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья?
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья проектируется с учетом их специфики и потребностей. Это включает разработку индивидуальных программ и планов, выбор соответствующих методик и техник работы. Важно исходить из возможностей каждого ребенка и создать подходящие условия для его социализации.
Какие психолого-педагогические особенности имеет работа с детьми с ОВЗ?
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особых психолого-педагогических подходов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его потребности и способности. Также необходимы навыки адаптации учебного материала и методик в соответствии с потребностями детей с ОВЗ, включая использование специальных технических средств. Кроме того, необходимо развивать эмоциональную и социальную сферы детей, помогая им учиться взаимодействовать с окружающими и включаться в общество.