Либеральные реформы Екатерины II
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 18 + 18 источников
- Добавлена 15.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава первая. Реформаторское мышление Екатерины II 5
Глава вторая. Реформа власти и управления 8
Глава третья. Экономические реформы 14
Глава четвёртая. Сословная реформа 17
Глава пятая. Реформа образования 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30
В силу этого директор гимназии Ю.И. фон Каниц акцентировал внимание посетителей на нуждах учебного заведения и убедил высокопоставленных лиц в необходимости увеличения средств на содержание учеников. Результатом этого посещения явился указ от 3 сентября 1767 г. оповышении средств, выделяемых Казанской гимназии.Вскоре после посещения Екатериной II Казани из гимназии убежало восемь человек, обучавшихся на казенном коште. Они самовольно записались в военную службу в Оренбургский корпус и в Санкт-Петербургский пехотный полк. Согласно рапорту Ю.И. фон Каница, причины побега заключались в их бедственном положении: «Ученики толь малым жалованьем при нынешней здесь дороговизне, как пищей, платьем, так и квартирами не могут себя никак содержать принуждены бедностью искать себе пропитания». Директор отмечал, что ученики надеялись на перемены во время пребывания императрицы в Казани, но поскольку изменений не последовало – они в силу крайней нужды записались в полк Недостаток средств у образовательных заведений было характерной чертой их существования даже после губернской реформы 1775 г., когда создавались приказы общественного призрения, долженствующие открывать, финансировать и опекать школы. Неслучайно в своих последующих путешествиях императрица постоянно жалует деньги городам, в том числе на нужды школ и училищ. Так, например, в 1780 г. в ходе путешествия в Белоруссию, школы и училища в городах Гдов, Остров, Опочка, Смоленск (гарнизонная и артиллерийская школа) и другие получали по 100–200 руб., г. Псков было пожаловано 1000 руб. на заведение городской школы. Во время путешествия 1785 г. все города Московской губернии получили по 600 руб. на заведение больниц и городских школ.Эта ситуация обнажает наиболее уязвимые стороны организации и функционирования школ того времени и проявляет необходимость создания новой системы образования. Эпоха Екатерины II – это время реформ, модернизации российского государства. Ее нельзя было обеспечить только учреждением профессиональных училищ, закрытых сословных учреждений, что было актуально для правительства в 60-е гг. XVIII века. Необходима была новая целенаправленная политика в области образования. Принципы и мероприятия новой масштабной школьной реформы стали частью политики просвещенного абсолютизма, проводимой Екатериной II.Определенные подступы к решению проблемы были осуществлены еще Частной комиссией об училищах и призрения требующих, которая 23 мая 1768 г. была выделена Большой законодательной комиссией. Она должна была выработать общий план народного просвещения, включавшего: общественные училища, гимназии и университеты. В конце 1768 г. был разработан закон о школьном образовании. В 1770–1771 гг. комиссия разработала проекты о низших деревенских училищах, низших городских училищах и об училищах для иноверцев. Данные проекты, хотя и не были реализованы, сыграли важную роль в дальнейшем поиске путей реформирования школьной системы. Они обратили внимание власти на проблему создания массовой школы.Учреждение массовой общеобразовательной и всесословной школы могло закрепить результаты социально-экономических преобразований, проведенных правительством Екатерины II. Начало становления масштабной системы школьного образования в Российской империи приходится на начало 1780-х гг. Именно централизованная система управления народным образованием давала возможность перехода к более современным формам экономической, социальной и культурной жизни Российской империи.В начале 1780-х гг. императрица Екатерина II обращает внимание на австрийскую модель школьной реформы. В этом отношении важным политическим событием для императрицы явилась ее встреча в Могилеве с императором Габсбургской империи Иосифом II. Она ознаменовала не только развитие внешнеполитического союза двух стран, но имела и важное внутриполитическое значение. В ходе общения с Иосифом II Екатерина II приходит к мысли о внедрении модели общеобразовательной школы Австрии в российскую практику. Как видно из ее письма к барону Ф.М. Гримму от 25 мая 1780 г., одной из главных тем беседы стали австрийские «нормальные» школы, которые являлись для Екатерины II образцом школ. Во время встречи говорилось и о реформаторе школьной системы в Австрии – сербском просветителе Ф.И. Янковиче де Мириево. По распоряжению Иосифа II из Вены в Могилевбыли срочно присланы по два экземпляра всех выпущенных книг для нормальных школ, которые были с радостью приняты Екатериной II.Общение с Иосифом II вдохновило Екатерину II. Подготовка реформы школьного образования стала насущной задачей. В конце 1781 г. или в начале 1782 г. по поручению Екатерины II академиком Ф.У.У. Эпинусом была составлена записка о школьной реформе в России, основанная на опыте австрийских школ. Она сыграла важную роль в подготовке будущей реформы. Другим значимым результатом коммуникации Екатерины II и Иосифа II стало прибытие в начале сентября 1782 г. в Россию Ф.И. Янковича де Мириево. Его предложения легли в основу плана установления народных училищ в Российской империи, обосновавшего новые для России принципы классно-урочной системы.Началом становления государственной системы образования в Российской империи, которая носила общеобразовательный характер, стало создание Комиссии об учреждении училищ (7 сентября 1782), а также утверждение «Устава народным училищам в Российской империи» (5 августа 1786), который дал новой учебной системе прочную законодательную основу. По Уставу 1786 г. учреждались учебные заведения двух типов – главные (губернском) в городе и малые народные училища (в каждом уездном городе). Оба учебных заведения носили общеобразовательный характер. Училища находились под надзором губернатора, который управлял ими через Приказы общественного призрения, отвечавшие за хозяйственную часть и директоров, в ведении которых находилась учебно-воспитательная часть. Таким образом, «Устав народных училищ 1786 г.» положил начало государственной системе школ, носившей общеобразовательный и бессословный характер.Важным этапом образовательной реформы стал Указ «Об открытии народных училищ» от 12 августа 1786 г., с которого началась реализация широкомасштабной школьной реформы. 22 сентября 1786 г. в 25 губерниях и наместничествах Российской империи открылись главные народные училища, в том числе и в Казанском наместничестве.Уже в 1787 г. во время путешествия Екатерины II в Крым проводятся инспекции учебных заведений, в том числе и народных училищ во главе с генерал-адъютантом графом Ф.Е. Ангальтом – директором Сухопутного Шляхетского корпуса. Так, 25 февраля 1787 г. в Киеве (на Подоле) он посещал училища и экзаменовал как учителей, так и учеников, которые говорили на латинском, немецком, французском, греческом и еврейском языках. Ф.П. Лубяновский вспоминал, что во время приезда императрицы в Харьков коллегиум, где он учился, посетил граф Ф.Е. Ангальт: «Меня нарядили из класса, где я был тогда, сказать ему приветствие в двух латинских стихах. Погладил меня по голове и весьма благосклонно просил всех нас кланяться от него батюшкам и матушкам».В условиях становления недавно принятой общегосударственной системы учебных учреждений императрица приветствует любую инициативу в вопросах образования. Во время пребывания в Смоленске в 1787 г. она с воодушевлением приняла известие о том, что у судьи Совестного суда С.Ю. Храповицкого есть домашнее училище для бедных дворян. Екатерина II побывала в его доме и посетила учебную комнату, где шел урок по русской истории. Свидетельствующие об этом записки С.А. Глинки показывают явную нарочитость происходящего. Так, содержание урока шло в соответствии с «Записками» касательно русской истории, сочиненных Екатериной II и напечатанных в «Собеседнике». Хозяин, обратив внимание на то, что Екатерина II почувствовала возможную подготовку учителей к ее посещению, показал ей роспись учебным дням и часам, что свидетельствовало об обычном уроке. Как отмечает С.А. Глинка, императрица осталась очень довольной. Понятно, что в данном тексте звучит сладкоголосый голос дворянства, пытавшегося оставить у высочайшей особы благоприятное впечатление о себе.Конечно, Екатерина II еще не могла убедиться в результатах своих усилий в области повышения культуры населения. Однако для нее, как человека деятельного, была ценна сама инициатива дворянства в деле открытияобразовательных учреждений. Находясь в доме С.Ю. Храповицкого, она высказала пожелание, чтобы и «другие достаточные помещики для пользы бедных подражали его примеру». В подобных инициативах, она, возможно, видела и поддержку своим собственным начинаниям. Ведь для нее проблема образования, как исповедовали просветители, была сопряжена с идеей всеобщего благоденствия: просвещение должно способствовать более гармоничной организации общества и стремлению к всеобщему благу. Императрица внедряет в сознание населения ценности, общезначимые для всех. Следовательно, в концепции Екатерины II образовательная функция неизменно была сопряжена с воспитательной. Во многом это было связано с общественным воспитанием – как отдельного гражданина, так и общества в целом. Как отмечал М.П. Стародубцев, качества гражданина (то есть активного члена общества) и уровень гражданственности социума зависели от объема образовательных услуг и их идеолого-политической ориентации.Итак, ознакомление с состоянием дел на местах давало пищу для размышлений российской императрице. Встречаясь с уязвимыми сторонами образовательных заведений, императрица зримо убеждалась в недостатке их финансирования местными учреждениями (в 1780-е гг., прежде всего, Приказом общественного призрения). Посещение ряда учебных заведений, недостаточно продвинутая методика образования, невысокий уровень успехов учеников могли способствовать дальнейшей эволюции ее взглядов в области образовательной политики. Они обратили внимание власти на проблему создания государственной массовой школы. Все это закладывало основу будущих преобразований. Результаты поездок императрицы не были умозрительными. Принципиально важным итогом пребывания в Белоруссии явилась встреча Екатерины II с австрийским императором Иосифом II, сподвигнувшая власть принять решение о подготовке и проведении реформы, направленной на создание государственной общеобразовательной массовой бессословной народной школы.ЗаключениеРеформы Екатерины II имеют ряд важных свойств, отличающих их от преобразований ее предшественников. В целом направление реформ Екатерины, несомненно, было тем же, что и Петра I. Общей была и цель - создание регулярного государства, однако его модель под влиянием идей Просвещения несколько трансформировалась, иначе виделись принципы организации власти и управления, взаимоотношения между властью и обществом, его социальная организация. Соответственно должны были измениться и цели реформ, их приоритеты и методы проведения.Вторая половина XVIII - начало XIX в., бесспорно, порубежный период в истории русского города, который именно в это время обрел ту форму и содержание, в контексте которых он существует и по сей день. Однако еще в первой половине XVIII столетия город трактовался преимущественно в качестве крепости. Именно этот критерий выступал основным при оценке самого понятия город как в официально-государственном. так и в повседневно-бытовом контексте. Важно отметить, что крепостная функция как определяющая характер города предусматривала не только наличие стен и башен, но и организацию жизни поселения: состав жителей, систему управления, внутреннюю структуру и т.д.В России ко второй половине XVIII века сложилась достаточно сложная социально-экономическая ситуация. За первую половину века Россия принимала активное участие в международной торговле, что привело к усилению товарно-денежных отношений. Немаловажным стало расширение границ Российской империи до 16, 8 млн. кв. км. Это привело к росту экономических ресурсов страны. Рост границ при ликвидации внутренних таможен к 1754 году так же помогал в развитии предпринимательства.Идеи Екатерины II перейти на путь промышленного переворота были не до конца воплощены в жизнь. Причиной этому стало желание власти развить цеховое производство при сохранении и укреплении крепостного права в жизни крестьян. Следствием подобной политики стал бунт под предводительством Пугачева ослабившей экономику страны, а попытка восстановления мощи бюджета за счет перехода на бумажные деньги привела и вовсе к предкризисной ситуации в Российской Империи.Однако, намеченный Екатериной II курс экономической политики не мешал успешным победам в войне с Османской империей, а также в Русско-шведских войнах. Также политика Екатерины II привела к укреплению внешних связей, развитию экономики, образования и медицины.Эпоха Екатерины II ознаменовалась реформами в различных областях государственного управления, культуры. В деле модернизации империи особая роль принадлежала просвещенным и образованным представителям российского общества. Именно они должны были стать важным актором проводимых правительством Екатерины II социально-экономических и культурных преобразований. Императрица и ее сподвижники долгое время находились в поиске образовательной модели (прежде всего, начальной, средней школы) для Российской империи. Лишь в 1786 г. был принят «Устав народным училищам в Российской империи», вводивший в стране всесословную общеобразовательную школу. В России впервые возникла единообразная система учебных заведений с единой методикой и стройной организацией учебного процесса, основанного на классно-урочной системе.Список использованной литературыАртамонова Л.И. Школьные реформы XVIII – первой половины XIX века в процессе Российской модернизации // Вестник Самарского университета. 2012. № 2-2 (93). С. 57-64.Артамонова Л.М. «Учили меня еще во младенчестве»: принципы и традиции образования молодых дворян в XVIII в. // Родина. 2012. № 11. С. 13-15.Бессарабова Н.В. Путешествия Екатерины II по России. М., 2005. С. 116.Екатерина Вторая. О величии России (избранные сочинения). М.: ЭКСМО, 2013. С. 127.Ермолаев И.П., Ермолаев А.И. Предшественница Казанского университета. Казань, 2008. С. 32-33.Ибнеева Г.В., Кинзябулатова Г.Р. Начало школьной реформы в Казанском наместничестве (1786–1788) // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, кн. 3. С. 79.Илизаров С.С. Становление иранистики в России. Из истории научной мысли XVIII столетия. М.: Янус-К, 2004. С. 27.Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001. С. 429Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2012. С. 485.Марасанова В. М. Чиновничество верхневолжских губерний в последней четверти XVIII века: численность и состав // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2008. №. 8. С. 13–17.Муравьева Л.А. Деньги и денежное обращение при Екатерине II // Финансы и кредит. 2010. № 14 (398). С. 72-80.Омельченко О. А. Законная монархия Екатерины II. М., 1993. С. 273.Рахматуллин М.А. Императрица Екатерина Вторая // Наука и жизнь. 2003. № 4. С. 84-95Середа Н.В. Реформа управления Екатерины И: источниковедческое исследование: монография. М.: 11амятники исторической мысли, 2004. С. 297-314.Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II // Экономика образования. 2012. № 2. С. 39-40.Фаизова И.В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999. С. 53.Ханин Г.И. Экономика и общество России в период правления Екатерины II: прогресс или застой? / / Вопросы статистики. 2011. № 4. С. 64-75.Юркина О.Г. Понятие «сибирская слобода» в отечественной историографии // 11олитология и политический процесс: сборник статей. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2014. С. 129-132.
2. Артамонова Л.М. «Учили меня еще во младенчестве»: принципы и традиции образования молодых дворян в XVIII в. // Родина. 2012. № 11. С. 13-15.
3. Бессарабова Н.В. Путешествия Екатерины II по России. М., 2005. С. 116.
4. Екатерина Вторая. О величии России (избран¬ные сочинения). М.: ЭКСМО, 2013. С. 127.
5. Ермолаев И.П., Ермолаев А.И. Предшественница Казанского университета. Казань, 2008. С. 32-33.
6. Ибнеева Г.В., Кинзябулатова Г.Р. Начало школьной реформы в Казанском наместничестве (1786–1788) // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, кн. 3. С. 79.
7. Илизаров С.С. Становление иранистики в России. Из истории научной мысли XVIII столетия. М.: Янус-К, 2004. С. 27.
8. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001. С. 429
9. Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2012. С. 485.
10. Марасанова В. М. Чиновничество верхневолжских губерний в последней четверти XVIII века: численность и состав // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2008. №. 8. С. 13–17.
11. Муравьева Л.А. Деньги и денежное обращение при Екатерине II // Финансы и кредит. 2010. № 14 (398). С. 72-80.
12. Омельченко О. А. Законная монархия Екатерины II. М., 1993. С. 273.
13. Рахматуллин М.А. Императрица Екатерина Вторая // Наука и жизнь. 2003. № 4. С. 84-95
14. Середа Н.В. Реформа управления Екатерины И: источниковедческое исследование: монография. М.: 11амятники исторической мысли, 2004. С. 297-314.
15. Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II // Экономика образования. 2012. № 2. С. 39-40.
16. Фаизова И.В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999. С. 53.
17. Ханин Г.И. Экономика и общество России в период правления Екатерины II: прогресс или застой? / / Вопросы статистики. 2011. № 4. С. 64-75.
18. Юркина О.Г. Понятие «сибирская слобода» в отечественной историографии // 11олитология и по¬литический процесс: сборник статей. Барнаул: Изда¬тельство Алтайского университета, 2014. С. 129-132.
Вопрос-ответ:
Какие реформы были проведены Екатериной II?
Екатерина II провела ряд реформ во время своего правления, включая реформы власти и управления, экономические реформы, сословные реформы и реформы в образовании.
Какое реформаторское мышление имела Екатерина II?
Екатерина II была прогрессивным и просвещенным правителем, у нее было реформаторское мышление, она стремилась к современности и развитию страны.
Какие реформы были проведены в области власти и управления?
Екатерина II внесла изменения в структуру государственной власти, включая деление государства на губернии и назначение губернаторов, а также провела реформы в судебной системе и армии.
Какие экономические реформы были проведены Екатериной II?
Екатерина II ввела ряд мер, направленных на стимулирование экономического развития страны. Она проводила реформы в сфере торговли, промышленности, сельского хозяйства и финансов.
Что предусматривала сословная реформа Екатерины II?
Сословная реформа Екатерины II предусматривала изменения в системе сословий и правах дворянства, в том числе упрощение условий получения дворянского звания и права на землю.
Какие были первые либеральные реформы Екатерины II?
Первыми либеральными реформами Екатерины II были реформы в области управления, особенно введение новых принципов административно-территориального деления России.
Что стало результатом реформы власти и управления Екатерины II?
Реформа власти и управления Екатерины II привела к созданию новой системы управления, в которой осуществлялись принципы единодержавия и разделения властей.
Какие были экономические реформы Екатерины II?
Экономические реформы Екатерины II включали в себя модернизацию сельского хозяйства, развитие промышленности, стимулирование торговли и рост населения.
Что было результатом сословной реформы Екатерины II?
Результатом сословной реформы Екатерины II было упразднение крепостного права, освобождение крестьян, создание новых классов общества и изменение социальной структуры страны.