Обучение самостоятельному чтению учащихся старших классов средней общеобразовательный школы на основе аутентичного текста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 31 31 страница
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности 5
1.1. Задачи обучения чтению, характеристики видов чтения 5
1.2. Цели и задачи обучения чтению на старшей ступени 11
2. Методика обучения самостоятельному изучающему чтению 15
2.1. Специфика обучения чтению старшеклассников 15
2.2. Упражнения на формирование навыка самостоятельного чтения на основе аутентичных текстов 22

Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления

Коммуникативному чтению возможно обучить лишь на основе информативных текстов, содержание которых будет соответствовать возрасту и интересам обучающихся. Наиболее подходящими в данных целях представлены тексты научно-популярного свойства, которые являются несложными в языковом отношении, интересными и информативными по содержанию, написанными общенаучным стилем.Только лишь удостоверившись в приобретении новых сведений при помощи чтения на иностранном языке, обучающиеся смогут оценить то, что они используют дополнительный источник собственного духовного обогащения –самостоятельное умение читать на иностранном языке [Клычникова, 2003: 134].Итак, вышеизложенные основныевыводыцельной школьно-вузовской системы и рациональной методики обучения чтению в средней школе представляют собой исходный для последующегоформированиястойких основ коммуникативного умения читать на иностранном языке и формирования умения читать профильно-ориентированную литературу в неязыковых вузах.Подводя итог, можно заключить, что внутреннююнеобходимость старшеклассников в развитии общего интеллектуального фонанеобходимоиспользовать при обучении иностранному языку при помощи оптимизации содержания обучения. Задачей методики является разработка таких методов и приемов обучения, которые позволят обеспечить усвоение иноязычных речевых навыков, предусмотренных программой, всеми учащимися, в том числе и теми, для кого иностранный язык видится неинтересным.2.2. Упражнения на формирование навыка самостоятельного чтения на основе аутентичных текстовДля расширения представлении о картине мира определенной страны используются аутентичные тексты. Вовладении иностранным языком роль чтения оригинальных неадаптированных текстов многозначна, онапозволяет расширять словарный запас читающего, развивается навык синтеза аутентичного материала, кроме того совершенствуются коммуникативные способности обучающихся, что способствует им в будущем более успешно вести коммуникацию с представителями конкретной нации и легче приспосабливаться в условиях всемирной интеграции.В качестве вида самостоятельной речевой деятельности чтение ставит задачу уметь читать неизвестный текст, извлекая из него нужную информацию и используя её для определенных целей.Г.В. Рогова отмечает, что изучающее, ознакомительное, просмотровое виды чтения позволяют данному навыку стать самостоятельным чтением, что является важным элементом постижения культуры в целом[7: 140].Просмотровое чтение позволяет учащимся получать общее представление об основной теме текста. Кроме того, читателемизвлекается определенная информация, на базе которой он устанавливает целесообразно ли дальнейшее изучение текста.Изучающее чтениепомогает учащимся отличать основную информацию от второстепенной. Чтецвыделяет смысл текста при помощи внимательноговчитывания, анализа, перевода со словарем и т.п., а также посредством критического осмысления прочитанного и формулирования собственной точки зрения по тексту, что отражается в последующем пересказе и обсуждении.Ознакомительное чтение помогает учащимся извлекатьосновную информацию и опускатьнерелевантную; создается логическаясобытийная последовательность текста, с частичным восполнением смысла текста при помощи воображения. В ознакомительном чтенииприменяются большие по объему аутентичные тексты.В процессе обучения иностранному языку у учащихся также часто возникает желание прочесть что-либо вне программы, здесь также можно использоватьаутентичные тексты –взятые из языковой практики носителей языка и написанные носителями.Указанный вид текста воспринимается учащимися с большим интересом, так как содержит различный лингвокультурный, социокультурный и новый языковой материал. В данных текстах также содержитсяхарактерная лексика, не знакомаястаршеклассникам и представляющаядля них сложность.Для того чтобы снять данные языковые и культурные барьеры при прочтении аутентичного художественного текста, следуетсформировать и использовать комплекс упражнений для учащихся, данные упражнения должны помочь учащимся усвоитьновый материал, а также выработатьтребующиеся навыки для критического пониманиятекста.В работе с аутентичным текстом используются определенные действия, которые поделенына следующие этапы: дотекстовый (pre-reading), текстовый (reading) и послетекстовый (afterreading).На дотекстовом этапе (pre-reading) обучающихсяготовят к первому чтению текста, стимулируя у них заинтересованность к чтению, устраняя языковой барьер. Также у учащихся вырабатываются общие суждения о тематике текста, они проходят ознакомление с новой лексикой, определяя проблематику текста и отвечая на представленные до чтения текста вопросы.Текстовый этап (reading) позволяет проверить уже наблюдающиеся у обучающихся речевые навыки, а также организуется дальнейшее их улучшение. На данном этапе работы исполняются задания на детальный разбор текста, постижение его содержания.На послетекстовом этапе (afterreading) происходит образование продуктивных навыков устной или письменной речи. Данный этап работы с текстом направлен на генерирование устной или письменной речи, с опорой на прочтенный аутентичный материал.Нами был выбран аутентичный текст романа «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома. Вот примерные упражнения и задания, которые направлены на достижение целей, которые были заявлены в предтекстовом этапе:1) Answering the questions.2) Telling the meaning of the words.3) Learn these words and their pronunciation. Then find between them nouns, adjectives and verbs.4) Learn the pronunciation of places and their names. What country they are located in? 5) Learn the pronunciation of names. Who represents the historical personalities? Why were they famous? 6) Find out the meaning of words, try to guess first. Why do you think so? Check with the dictionary.7) Try to guess the meaning of words using their root-word. Why do you think so? Check with the dictionary.8) Divide those two-parts words into two groups – nouns and adjectives. Guess the meaning, then check with a dictionary.9)Tell what you know about those personalities/terms/places/dates? В упражненияхReadingandComprehension проверяетсяверность и четкость понимания отрывков текста. Вот примерные упражнения, которые направлены на достижение целей, указанных в текстовом разделе:1) Read the passage and try to put those events in the correct order.2) Read the passage and answer to the following questions.3) Read the passage and say if it’s true or false (T/F).4) Read the extract and say why the author mentioned these people and things.5) Read the passage and put the events in the correct order to create the plan of the chapter.6) Read the passage and say what events happened in this passageat these places.7) Try to put the following sentences in the sequential order according to the content of the text.VocabularyWorkcфокусирован на наиболее распространенных языковых единицах и тренирует навык их применения на образце письменных упражнений. Вот примерные упражнения, которые направлены на достижение целей, определенных данным разделом:1) Give Russian translation to these illnessesstated in the passage.2) Discover synonyms/antonyms to the following words from the passage.3) Work with a dictionary and find out the sense of the following abbreviations and quantities.4) Give English equals to the verbs.5) Match words (adverbs and nouns).6) Fill in the gaps using the correct formof the verb.7) Findthe translation and synonymsof the words.8) Findwords to make appropriate collocations.9) Divide those two-parts words into two groups – nouns and adjectives. Guess the meaning, then check with a dictionary.10) Match those words from the passage with their definitions.11) Find the place ofsuffixes in the table (noun, adjective, verb, adverb).12) Translate the following phrases from Russian into English, use the words from the text given in brackets. Then check up your translation with the original one.13) Read the following definitions andwrite down appropriate compound adjectives.14) Match the place and its description from the text.15) Put the following shortened sentences in the sequential order according to the content of the text.На этапеSpeakingandAnalysis акцентируется внимание на некоторых стилистических характеристиках главы, а также предлагаетсяпоследовательностьупражнений на подготовленное (с применением речевых образцов) и свободное говорение. Вот примеры упражнений и заданий, направленных на достижение целей, которые были поставлены в разделе «Говорение и анализ»:1) Read the passage. What words make you feel sad, impressed etc?2) How many illnesses are stated in the passage? Why? What result is realized by the author? What is the general theme of the passage (tragical, lyrical, comical, ironic)?3) Tell about the punctuation of the passage. Why doesn’t the author use full stops? What emotions do you have reading thispassage?4) Look at the part of the sentence in bold. What characteristics the authorgive to the moon? Find metaphor in this paragraph.5) How does the author achieve an ironic effect?6) Make a dialogue between the neighbors discussing the three men moving out. 7) Finish the following sentences using the information from the paragraph.Предложенный комплекс упражнений может быть адаптирован к разнообразным аутентичным текстам, что способствует значительному обогащению словарного запасаучащихся, получению навыкасамостоятельного чтения, а также общего развития культурологической компетенции.ЗаключениеЧтение является одним из видов самостоятельной речевой деятельности, когда учащийся читает с целью получить необходимую информацию из текста.Для совершенствования чтение на иностранном языке, следует владеть разными видами чтения с разной долей полноты и точности осмысления материала: просмотровое, поисковое, ознакомительное и изучающее. Отметим, что обучение современному иностранному языку может происходить только при условии применения материалов, которые были взяты из жизни реальных носителей языка или были сформированы с учетом специфики их культуры и менталитета согласно принятым и употребляемым речевым нормам.Применяяпохожие аутентичные и учебно-аутентичные материалы, представляющие собой естественное речевое произведение, которое было создано в методических целях, позволяет с максимальной результативностью реализовывать обучение самостоятельному чтению, а также имитировать погружение в реальную речевую среду на уроке иностранного языка.На старшей ступени школы важнейшими целями и задачами по обучению чтению является подготовка обучающихся к последующему образованию и чтению литературы по специальности.Систематические занятия, с постепенно нарастающими трудностями, самостоятельными тренировками будут способствовать желаемому результату.Овладение иностранным языком является ответственным трудом, ежедневной серьезной и кропотливой работой, самостоятельной и под руководством педагога – по усвоению различных видов иноязычной речевой деятельности.Благодаря постоянным тренировкам в чтении улучшаются основные элементы коммуникативного умения читать, и прежде всего, частные умения как догадка (контекстуальная, смысловая и т.д.), происходит антиципация содержания читаемых текстов. И со временем учащийся становится опытным чтецом.В работе с аутентичным текстом при обучении самостоятельному чтению используются определенные действия, которые разделены на этапы. Согласно выделенным этапам нами была разработана система заданий и упражнений для развития навыка самостоятельного чтения на основе аутентичного текста.

1. Амосов Н.М. Жизнь человека и условия ее прочности /Н. Амосов, акад. // Наука и жизнь. – 1976. – № 9. – С. 64 – 69.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. – М.: Изд. центр Академия, 2009. – 336 с.
3. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. М.: Рольф, 2009. – 115 с.
4. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. – М., Просвещение, 2003. – 224 с.
5. Мильруд Р.П. Методика обучения видам речевой деятельности на иностранном языке. Методические рекомендации. / Р.П. Мильруд М.: Тамбов, 2008. – 54 с.
6. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 2007. – 216 с.
7. Рогова Г.В., Рабинович Ф.И., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
8. Швецова Ю.С. Роль чтения в процессе обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения. – Рязань.: РГУ, 2008. – 42 с.

Вопрос-ответ:

Какие задачи решаются при обучении чтению на старшей ступени?

При обучении чтению на старшей ступени решаются следующие задачи: развитие навыков самостоятельного чтения, формирование критического мышления, умения анализировать и интерпретировать текст, развитие словарного запаса, обогащение речи, усвоение особенностей стилистики различных текстовых жанров и др.

Какая специфика обучения чтению старшеклассников?

Обучение чтению старшеклассников имеет свою специфику, так как в этом возрасте уже формируются устойчивые навыки чтения и понимания текста. Преподаватель должен учитывать интересы учеников, выбирать аутентичные и интересные тексты для работы, развивать навыки самостоятельного поиска информации в тексте, анализа и интерпретации текста, а также развивать критическое мышление и умение высказывать свою точку зрения на основе прочитанного.

Какие упражнения помогают формированию навыка самостоятельного чтения на основе аутентичных текстов?

Для формирования навыка самостоятельного чтения на основе аутентичных текстов используются различные упражнения. Например, ученик может составлять вопросы по тексту, делать выводы о содержании текста по заголовку или изображению, подбирать синонимы и антонимы из текста, сравнивать и анализировать информацию из разных источников и др. Основная цель таких упражнений - научить ученика самостоятельно работать с текстом и извлекать нужную информацию.

Какие цели и задачи ставятся при обучении чтению на старшей ступени?

При обучении чтению на старшей ступени ставятся следующие цели и задачи: формирование навыков самостоятельного чтения и работы с текстом, развитие критического мышления, умения анализировать и интерпретировать текст, развитие словарного запаса, формирование умения высказывать свою точку зрения на основе прочитанного, развитие навыков работы с различными жанрами текстов, и др. Основная задача - научить ученика быть активным читателем и успешно справляться с задачами, которые представляются перед ним в процессе чтения.

Какие задачи ставятся при обучении чтению на старшей ступени?

Одна из задач обучения чтению на старшей ступени - развитие навыков самостоятельного чтения и анализа аутентичных текстов. Также важно развивать навыки выбора релевантной информации, критического мышления и аргументации на основе прочитанного.

Какая методика обучения выбирается при обучении чтению старшеклассников?

При обучении чтению старшеклассников обычно используется методика основанная на работе с аутентичными текстами. Такие тексты предлагают реальные ситуации и содержат актуальную информацию, что делает процесс обучения более интересным и позволяет учащимся развивать навыки анализа и интерпретации текста.

Какие виды чтения являются характерными в обучении чтению?

В обучении чтению выделяются два характерных вида чтения: интенсивное чтение и экстенсивное чтение. Интенсивное чтение используется для изучения текста в деталях, а экстенсивное чтение - для получения общего представления о тексте.

Чему учат при обучении самостоятельному чтению на старшей ступени?

При обучении самостоятельному чтению на старшей ступени учат учащихся анализировать и интерпретировать аутентичные тексты, развивать навыки выбора релевантной информации, аргументации и критического мышления на основе прочитанного.

Какие упражнения используются для формирования навыка самостоятельного чтения?

Для формирования навыка самостоятельного чтения используются различные упражнения, такие как: составление планов текстов, ответы на вопросы после прочтения текста, анализ и интерпретация текста, обсуждение текста с помощью аргументации и многое другое.