Образ России в поэзии Есенина

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 27 27 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 17.05.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ С. А. ЕСЕНИНА 5
2. ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭТИКЕ С. А. ЕСЕНИНА 9
2.1 Образ России в период раннего творчества поэта 10
2.2 Трансформация образа России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

Видели ли вы,Как бежит по степям,В туманах озерных кроясь,Железной ноздрей храпя,На лапах чугунных поезд?…………………………….Вот сдавили за шею деревнюКаменные руки шоссе.В поэтике Есенина присутствует еще одно важное противопоставление – цветовое. Черный цвет неживой цивилизации противопоставляется живым цветам природы.В своем стихотворении-манифесте «Я последний поэт деревни» С. Есенин создает образ прощания с вымирающей деревянной Русью, с ее старинной земледельческой культурой при помощи средств пейзажной живописи:Не живые — чужие ладони,Этим песням при вас не жить!Только будут колосья-кониО хозяине старом тужить.Будет ветер сосать их ржанье,Панихидный справляя пляс.Скоро-скоро часы деревянныеПрохрипят мой двенадцатый час!Образ деревни в постреволюционном творчестве Есенина обретает новое звучание. Вся жизнь в селе изменилась: на смену иконам в церквях повсюду портреты Ленина, вместо размеренной деревенской жизни кругом суета. С тоской взирая на окружающую его жизнь, поэт задается вопросом, нужна ли здесь его поэзия, в этом новом мире.В стихотворении «Русь уходящая» поэт видит людей, которые верят в лучшее будущее. Пока еще робко и с опаской «они о новой жизни говорят», но принимают изменившуюся жизнь и «новый свет».Я слушаю. Я в памяти смотрю,О чем крестьянская судачит оголь.«С Советской властью жить нам по нутрю…Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»Как мало надо этим брадачам,Чья жизнь в сплошномКартофеле и хлебе.Чего же я ругаюсь по ночамНа неудачный, горький жребий?Произведения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, пронизаны трагическими голосами. Вместо гармоничного единения с природой родного села из первых его сборников возникают мотивы отверженности и одиночества:Вот так страна!Какого ж я рожнаОрал в стихах, что я с народом дружен?Моя поэзия здесь больше не нужна,Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.Любимая страна поэта пострадала от «урагана». Он с горечью понимает, что в худшую сторону изменилась не только деревня, но и сами крестьяне, которым стали чужды прежние песни и стихи, прежние взгляды на мир.Лирика Есенина наполняется новыми настроениями, он старается привыкнуть, принять происходящее, находя в нем что-нибудь родное и близкое. Он понимает, что старое уходит и неизбежно остается в прошлом. Но тем не менее, желает понять и принять эту новь:Приемлю все.Как есть все принимаю.Готов идти по выбитым следам.Отдам всю душу октябрю и маю,Но только лиры милой не отдам.Лирический герой Есенина все же пытается полюбить новую деревню:Через каменное и стальноеВижу мощь я родной стороны.Однако, как бы он не старался смириться с созданным социалистическим миром, он остается для него чужим. Душа героя терзаетсясомнениями и ищет свое пристанище в советской России:Я не знаю, что будет со мною...Может, в новую жизнь не гожусь...В эти годы Есенинбудто ведет задушевную беседу с самим собой, пытаясь смириться с современной обстановкой. В своей поэзии он использует простые и известные слова и образы, которые становятся настолько значительными, сколько чувств вложил в них поэт («Отговорила роща золотая», «Цветы», «Песня»). Мотивы скоротечности и сожаления, увядания и грусти воплощаются в глубоко лирических образах, которые исключают резкие интонации и ритмы.Есенин пытается преодолеть духовный кризис, избавиться от негативных эмоций и успокоиться. Он осознает, что, не смотря на все происходящие волнения и перипетии, любовь к Родине остается с ним всегда и является первостепенным чувством. Так, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» из цикла «Персидские мотивы», как и прежде, основной выступает тема Родины, а не любви. Вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера, Шаганэ, которая для лирического героя является символом счастья и надеждой на успокоение.Поэта привлекала восточная экзотика: необычная природа, звучные имена и названия городов. В этом произведении происходит ритмичное и регулярное чередование двух голосов: восточного и русского, и появляется спираль – композиционно-стилистический прием, характерный для восточной поэзии. Первая строфа стихотворения составлена из начальных и заключительных строк всех строф и содержит в себе все те мотивы, которые развиваются в последующих строфах, что является основой композиции:«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»Потому что я с севера что ли,Я готов рассказать тебе поле,Про волнистую рожь при луне.Шаганэ ты моя, Шаганэ.Потому что я с севера что ли…»Есенин больше не певец одного села, его мир расширяет свои границы. Он мечтает о том времени, когда «по всей планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык, и лишь «историк», сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется».В цикле «Персидские мотивы» чувствуетсятесная связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт понимает, что нет ничего дороже, чем свое чувство к Родине. Есенин осознает, что любит любую Россию, и принимает ее обновленную.Творческий путь С. Есенина был неоднозначен и многогранен. Он понимает необходимость перемен в жизни своей страны и их законность. Но сам остается верным старой Руси, он кровно привязан к прежнему деревенскому миру. Корни его собственной поэтики произрастают из крестьянской эстетики, которая определяет и образ Родины в его стихотворениях. Миропонимание поэта и все основные идеи его творчества отражаются в произведениях, посвященныхсвоей стране.Трансформация образа России происходит вкупе с историческими событиями той страшной эпохи: воспевание красоты родного края, картины тяжелой жизни крестьян и мечта о сельском рае, отрицание городской цивилизации и стремление понять и принятьсоветскую Россию,чувство интернационалистического единения с каждым жителем земли и сохраненная в сердце любовь к Родине.Все творчество С. А. Есенина пропитано безграничной любовью к своей стране. Родина – это часть его души. Глубокая внутренняя сила его лирики, совпадение поэтического пути с жизнью страны,с жизнью народа позволили Есенину стать действительно народным поэтом. «Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», - писал Есенин.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение творчества Сергея Александровича Есенина позволяет считать его действительно уникальным творцом своего времени. Поэт сумел запечатлеть и передать следующим поколениям образ России во всем его многообразии. Есенин – это и есть Россия. Есенинская поэзия по своей сути является народной. Основываясь на фольклорных традициях, его лирика трансформируется из восторженного поклонения патриархальной Руси в сочувствие России Советской с ее машинизацией, а позже и смирением с новым укладом жизни.В стихах С. Есенина запечатлено прошлое, настоящее и будущее его страны. В центре вниманияпротиворечивость нашей эпохи, и, прежде всего, национальная трагедия русского народа, раскол между народом и властью, новым миром и личностью. Характер лирического героя С. Есенина строится на этих чертах, живущих в русской душе. Основными средствами художественной выразительности, с помощью которых поэтом создавался образ России, являются:заимствование лексики из фольклора и крестьянского бытаобильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений и метафорсоздание антитез при описании эпохального переломаиспользование композиционного приема – спиралиТема любви к своей Родине является важнейшей в творчестве поэта. Образ России противоречивый, со временем претерпевающий глобальные изменения, но всегда любимый. С. Есенин прекрасно осознавал проблемы своей страны и не мог оставаться к ним равнодушным. Глубоко скорбя по ушедшей Руси, по деревенской жизни с ее патриархальными устоями, поэт старается смириться с Россией новой, находя в ней милые сердцу черты.Сергей Есенин – величайший поэт своей эпохи, воспевающий свою Родину, и пронесший любовь к ней, безграничную, всеобъемлющую и бескорыстную, на протяжении всей жизни. В своей поэзии Есенин воплощает всю гамму человеческих чувств, вызванных переломным периодом в общественной жизни страны. Он запечатлел сложный и противоречивый процесс изменения сознания народа, пытающегося с помощью революции преобразовать действительность.Поэт проявляет интерес к внутреннему миру своего лирического героя, к его чувствам и раздумьям во время перехода к новой жизни. Автор старается выразить все эти чувства беспристрастно, искренне, что позволяло ему находить каждый раз новые стилевые средства. Поэзия Есенина является важной и неотъемлемой частью национального художественного творчества, отражая наиболее сложную и противоречивую эпоху русской общественной жизни.Тем не менее, стихотворения этого самобытного поэта остаются актуальными во все времена, они такие близкие, такие понятные и всегда современны. Сергея Александровича Есенина поистине можно признать певцом своего времени, новатором и «последним поэтом деревни».СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгеносов В. В, Анкудинов К. Н. Современные русские поэты. – М.:Мегатрон, 1997. – 88с.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М. : Художественная литература, 1975. – 504с. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. : Сов. Россия : Современник, 1990. 480 с.Жизнь Есенина / Сост., вступ. ст. и прим. С. П. Кошечкина. – М. : Правда, 1988. – 608 с.Поликовская Л. В. Есенин. Русский поэт и хулиган. – М. : Вече, 2014. – 368 с.Русская литература XX века: Учебное пособие / Е.С. Роговер. – 2-e изд., доп. и перераб. – М.: Форум; СПб.: САГА, 2008. – 496 с.Скороходов М. В. Сергей Есенин. Истоки творчества. Вопросы научной биографии. – М. : ИМЛИ РАН, 2014. – 384 с.Ходасевич В. Ф. Некрополь: Воспоминания. – М. :Статут, 2012. – 176 с.Эвентов И. С. Сергей Есенин. Биография писателя. М. : Просвещение, 1978. – 136 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеносов В. В, Анкудинов К. Н. Современные русские поэты. – М. : Мегатрон, 1997. – 88с.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М. : Художественная литература, 1975. – 504с.
3. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. : Сов. Россия : Современник, 1990. 480 с.
4. Жизнь Есенина / Сост., вступ. ст. и прим. С. П. Кошечкина. – М. : Правда, 1988. – 608 с.
5. Поликовская Л. В. Есенин. Русский поэт и хулиган. – М. : Вече, 2014. – 368 с.
6. Русская литература XX века : Учебное пособие / Е. С. Роговер. – 2-e изд., доп. и перераб. – М. : Форум; СПб. : САГА, 2008. – 496 с.
7. Скороходов М. В. Сергей Есенин. Истоки творчества. Вопросы научной биографии. – М. : ИМЛИ РАН, 2014. – 384 с.
8. Ходасевич В. Ф. Некрополь: Воспоминания. – М. : Статут, 2012. – 176 с.
9. Эвентов И. С. Сергей Есенин. Биография писателя. М. : Просвещение, 1978. – 136 с.

Вопрос-ответ:

Каково своеобразие лирики С.А. Есенина в поэзии "Образ России"?

Своеобразие лирики С.А. Есенина в поэзии "Образ России" проявляется в его уникальном стиле и восприятии родины. Есенин описывает свою родину с яркими образами и эмоциональными переживаниями, передавая свою любовь к России через силу своих стихов.

Какая тема Родины присутствует в поэтике С.А. Есенина?

Тема Родины в поэтике С.А. Есенина занимает особое место. Поэт передает свою привязанность к родной земле, любовь к русской природе и народу. Он рисует образы родины с помощью ярких и эмоциональных описаний, показывая свою гордость и приверженность России.

Какой образ России был в период раннего творчества С.А. Есенина?

В период раннего творчества С.А. Есенина образ России был романтическим и идеализированным. Поэт видел Россию как красивую и свободную страну, олицетворяющую русскую душу. Он описывал природу, сельскую жизнь и простых людей, выражая свою любовь и сопереживание к родной земле.

Как происходила трансформация образа России в поэтике С.А. Есенина?

Образ России в поэтике С.А. Есенина претерпел трансформацию со временем. Если в начале творчества поэт видел Россию идеализированной и романтичной, то в последующих годах его взгляд на родину стал более критическим и пессимистичным. Есенин писал о нравственном и физическом упадке страны, о горечи и разочаровании.

Что еще присутствует в поэтике С.А. Есенина, помимо образа России в поэзии "Образ России"?

Кроме образа России в поэзии "Образ России" С.А. Есенина, присутствует и противопоставление черного цвета, который символизирует неживое и мрачное. Поэт использует этот цвет для выражения своих эмоций и настроения, создавая еще большую глубину и многогранность своей лирики.

Какое особое значение имеет образ России в поэзии Есенина?

Образ России имеет особое значение в поэзии Есенина, так как он является одной из главных тем его творчества. Поэт передает свою любовь и привязанность к Родине, описывая ее красоту, природу и национальный дух.

Какие особенности присутствуют в образе России в раннем творчестве Есенина?

В раннем творчестве Есенина образ России представлен в светлых и живописных тонах. Поэт описывает природу, родную деревню, простых людей, передавая простоту и красоту русской жизни.

Какой образ России присутствует в периоде трансформации в поэзии Есенина?

В периоде трансформации образ России в поэзии Есенина становится более противоречивым. Поэт начинает демонстрировать и негативные стороны Родины, такие как нищета, жестокость, разрушение природы, выразив свою обеспокоенность и недовольство текущим положением дел в стране.

Какое значение имеет черный цвет в поэзии Есенина?

Черный цвет в поэзии Есенина символизирует неживой и угрожающий мир. Он используется для передачи отрицательных эмоций, грусти, безысходности и смерти. Черный цвет становится одним из основных элементов концепции жизни и смерти, которая присутствует в творчестве поэта.

Какое впечатление производит образ России в поэзии Есенина?

Образ России в поэзии Есенина производит впечатление разнообразия и противоречивости. Он описывает как светлые и красивые стороны Родины, так и ее негативные аспекты. Такое разнообразие создает сложный и многогранный образ России, который отражает мир взаимодействия любви и ненависти к Родине.