«История и сравнение развлекательного тв в СССР и России.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 21.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. История развития развлекательного телевидения 5
1.1. Характеристики развлекательного контента на телевидении 5
1.2. Появление и развитие развлекательного контента на телевидении 9
Глава 2. Развлекательное телевидение в СССР и РФ 14
2.1. Специфика развлекательного телевидения в СССР 14
2.2. Развлекательные телепередачи в РФ 18
2.3. Сходства и различия развлекательного контента на телевидении РФ и СССР 22
Заключение 28
Список литературы 30
При этом, одной из особенностей является использование максимально простой терминологии, которая позволит понять о чем идет речь фактически любому зрителю.
Однако же, для российского контента специфической чертой является то, что он фактически адаптирован с западных шоу-программ. Любой, кто хотя бы периодически включает телевизор отметит, что современные телеканалы буквально пестрят различными шоу, и прочими передачами развлекательного формата, базовая сюжетная составляющая которых фактически идентична передачам, транслируемым на Западе.
В частности, в качестве примера программ - клонов возможно привести много ток– шоу, оригинальная идея которых имеет западное происхождение, в приоритете США. Практически в идентичном варианте, но с адаптацией на российские реалии, продюсеры создают программы – клоны. Принципы их сюжетного построения, по сути, идентичны и ведущие проявляют сходные модели поведения.
При этом, копирование оригинальной идеи является фактом, распространенным не только в России. Подобные же клоны – передачи распространяются по всему миру с переносом приоритетного сюжета на собственные реалии.
Обилие шоу – наиболее значимая отличительная особенность телевидения РФ. Шоу, как в мире, так и России, набирает популярность. Основной причиной этого становилась специфика психологии человека. Человеку всегда нравилось наблюдать, особенно за тем, что происходит в жизни других, особенно если происходит что-то необычное. Современное телевидение по большей части ориентировано на удовлетворение потребности зрителя в «острых ощущениях», представление ему возможности становится свидетелем преступлений, событий чужой личной жизни, катастроф и прочих событий, которые доставляют страдания либо запретное удовольствие другим людям. Данные аспекты становятся для них подтверждением подлинности событий.
Оценка подобных процессов современными журналистами весьма неоднозначна и во многом варьируется исходя из специфических особенностей передачи. И именно в этом аспекте показательными являются шоу, которые присутствуют на российских каналах. С одной стороны они оцениваются журналистами в положительном аспекте, как показатель социальных проблем. С другой стороны внимание акцентируется на ведущих практиках манипулирования зрителем и разжигание ажиотажа в рамках передачи, что формирует процесс обсуждения проблемы уже не в русле ее решения, а попытки унять зашкаливающие эмоции.
В целом, сходства и различия развлекательного контента наиболее оптимально представить в виде таблицы.
Таблица 1
Сравнительная характеристика развлекательного телевидения СССР и РФ
характеристики СССР РФ Наличие оригинального развлекательного контента + + Наличие передач – клонов западных - + Доминирование политической пропаганды + - Доминирование познавательного аспекта + - Присутствие гендерно-ориентированного контента - + Ориентированность передач на возрастные критерии + + Телесериалы - + Обилие шоу - + Использование практик манипулирования + +
В рамках анализа также было проведено сравнение отдельных телепередач, которые транслировать в СССР и РФ. Для сравнения определялись сходные по типу и характеристикам передачи: юмористические, научно-популярные, музыкальные, детские развлекательные, детские познавательные передачи. Сравнение осуществлялось согласно базовым характеристикам и содержанию телепередач, которое позволяло выявить сходство и различия между телевизионным контентом СССР и РФ.
Таблица 2
Телевизионные развлекательные передачи СССР
характеристики Кабачок «13 стульев» В гостях у почты В гостях у сказки Вокруг света АБВГДейка жанр юмористическая музыкальная Детская развлекательная Научно-популярная Детская познавательная сюжет Юмористические миниатюры Чтение писем ведущим, трансляция клипов советских исполнителей Чтение детских писем, проведение конкурсов, трансляция детской сказки Документальные сюжеты о жизни в разных странах и регионах СССР, комментирование ведущим Уроки в форме игрового спектакля присутствие идеологии Присутствует в скрытой форме Присутствует в скрытой форме Присутствует в скрытой форме Присутствует, отражает преимущество социалистического строя Присутствует в скрытой форме ориентированность на канал Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует наличие рекламы в контексте Отсутствует Скрытая реклама Скрытая реклама Отсутствует отсутствует ведущий Меняются в каждом выпуске Постоянный ведущий Постоянный ведущий Постоянный ведущий Меняются в зависимости от выпуска Ориентированность на возраст Для взрослых Нет Для детей и взрослых нет Детская
Как возможно отметить, развлекательные передачи в СССР были нацелены на продвижение идеологии, чаще в скрытой форме, то есть явная пропаганда в них отсутствовала. При этом, также отсутствовала ориентированность на конкретный канал, существовал некий единый подход к созданию развлекательных передач. В сюжете отсутствовала прямая реклама, но она могла осуществляться в крытой форме, например, ведущие использовали конкретные товары или давали рекомендации. Также присутствовала практика ориентированности конкретной передачи на ведущего, у многих советских передач были постоянные ведущие на протяжении нескольких лет или даже всего периода их существования.
Таблица 3
Телевизионные развлекательные передачи РФ
характеристики Камеди-Клаб Галилео PRO-Обзор Сюрприз из Хлопушки Все, что вы хотели знать, но боялись спросить жанр Юмористическая, стендап-шоу Научно-популярная музыкальная Детская развлекательная Детская познавательная сюжет Выступления стендап-комиков Информация сути природных явлений, работе механизмов, сделанных человеком, развенчание мифов о технологиях Обзор событий в мире музыки: выход новинок, специальные мероприятия, интервью со звездами Беседы с гостями студии Информация о природных явлениях, жизни человека, технологиях присутствие идеологии нет нет нет нет нет ориентированность на канал На формат канала ТНТ На формат канала СТС На формат канала «МУЗ-ТВ» На формат канала ВКТ На формат канала «Карусель» наличие рекламы в контексте Прямая и скрытая Прямая и скрытая Прямая и скрытая Прямая и скрытая Прямая и скрытая характеристика ведущего Нет постоянного ведущего, роль выполняют сами комики Постоянный ведущий Меняются в зависимости от выпуска Меняются в зависимости от выпуска Меняются в зависимости от выпуска Ориентированность на возраст 16+ нет 16+ Для детей и родителей 6+
Как возможно отметить, передачи РФ того же жанра, что и СССР, имели отличия и одним из них стало явное отступление от практики чтения писем зрителей. Данная составляющая утратила свою актуальность в связи с отмиранием самой традиции писать письма на ТВ. В развлекательных телепередачах отсутствует идеологический аспект даже в скрытой форме. Они ориентированы на формат конкретного телевизионного канала, поддерживают его концепцию формирования развлекательного контента. При этом, в каждой передаче наблюдается обилие прямой и скрытой рекламы. Прямая реклама представлена в виде перерывов на рекламу и трансляцию рекламных роликов, а также рекомендаций ведущих и акцентировании внимания на предложениях спонсоров. Скрытая представлена в виде использования товаров конкретных марок, брендов. Редкостью становится постоянный ведущий, чаще всего ведущие меняются в зависимости от тематики выпуска. Постоянные ведущие сохраняются только в некоторых телепередачах. Сам развлекательный контент телевидения РФ более четко ориентирован на возраст зрителей.
Таким образом, развлекательный контент телевидения СССР и РФ имеет больше различий, чем сходств. Развлекательный контент на телевидении РФ более разнообразен, имеет гендерную ориентированность, большее количество жанров и тематик, представляемых мнений и транслирует разнообразную систему ценностей. Для телевидения СССР была характерна ограниченность возможностей удовлетворения потребности зрителя, что выразилось и в ограниченном количестве телепередач которые, тем не менее, были уникальными и востребованными у населения.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1.Развлекательный контент является основой функционирования развлекательного телевидения и представлен практически на всех каналах. Он является самым востребованным и его особенностью является высокий эмоциональный отклик зрителя на представляемые сюжеты, которые также разнообразны. Разнообразны и жанры развлекательного контента и фактически в современной практике именно данный контент создает рейтинги для телевизионных каналов. С момента своего появления на телевидении он претерпел значительные изменения и продолжает развиваться и совершенствоваться.
2. Развлекательный контент формируется и развивается одновременно с развитием и ростом популярности телевидения, как формы организации досуга. Уже в 40-е годы XX века на телевидении появляются разнообразные шоу, целью которых было развлечь зрителя. Родоначальником большинства современных жанров развлекательного телевидения стали США. При этом, не все жанры, которые получили распространение в западном мире, стали развиваться в СССР. Тем не менее, шоу становятся ведущим направлением развития развлекательного телевидения. На российский экран большинство жанров шоу приходит только в 80-е годы XX века, но они очень быстро набирают популярность. На современном телевидении развлекательные шоу представляются доминирующим контентом, создающим рейтинги для телевизионных каналов и в том числе в РФ.
3. Развлекательные передачи в СССР были ограничены достаточно жесткими рамками цензуры, а также между телевизионными каналами, которых было очень мало, отсутствовала конкуренция. Данные факторы не стимулировали к тому, чтобы расширять развлекательный контент, более активно привлекать к взаимодействую зрителя. Наиболее значимым определялся идеологический подтекст и соответствие морально-нравственным ценностям советской действительности. В результате, в СССР фактически отсутствуют популярные у западного зрителя жанры развлекательного контента, в том числе сериалы и шоу. Основной акцент делается на коммуникации со зрителями через письма, а также создание передач-соревнований, в рамках которых советский гражданин может проявить себя.
4. Современное российское телевидение отличается обилием развлекательного контента и развлечение зрителя является его главной задачей. В отличие от СССР российский контент в большей степени нацелен на использование западного опыта функционирования развлекательного телевидения, большинство шоу и передач – адаптация западных. Также развлекательное телевидение предлагает телезрителю множество жанров и тематик передач, в том числе не только от российского, но и иностранного производителя.
5. Развлекательный контент телевидения СССР и РФ имеет больше различий, чем сходств. Развлекательный контент на телевидении РФ более разнообразен, имеет гендерную ориентированность, большее количество жанров и тематик, представляемых мнений и транслирует разнообразную систему ценностей. Для телевидения СССР была характерна ограниченность возможностей удовлетворения потребности зрителя, что выразилось и в ограниченном количестве телепередач которые, тем не менее, были уникальными и востребованными у населения.
Список литературы
Акинфиев, С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры: автореферат дис. Кандидата филол. наук / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. №6 – М.: Изд–во МГУ, 2008. – 28 с.
Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.mediascope.ru/
Бирбом М. Хозяин ток-шоу //Спутник-ТВ. - 2005. - №7. - С. 23 - 28.
Ванченко Т.П. Шоу-программы на российском TV: Типология жанра // Духовные ценности и молодое поколение. - М.: МГУК, 2008. – с. 91 – 116.
Гуревич И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. – М.: ЮКЭА,2009. – 614 с.
Гофман И. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу. - М.: Смысл, 2009. - 319 с.
Дондурей Д.Энциклопедия частной жизни// Телевидение: режиссура реальности/Сост. Д. Дондурей. - М.: Искусство кино. 2007. – 312 с.
Зверева В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры / В. Зверева. – М.: Мысль, 2012. – 311 с.
Кондратьева Н.Е. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры //Аналитика культурологи – 2008 - №12. – С. 36 – 42.
Липпман У. Общественное мнение. – Спб.: Питер, 2008. – 275 с.
Почепцов Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций. - М.: Аспкт – пресс, 2008. – 312 с.
Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 236 с.
Почепцов Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций. - М.: Аспект – Пресс, 2008.
Акинфиев, С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры: автореферат дис. Кандидата филол. наук / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. №6 – М.: Изд–во МГУ, 2008.
Акинфиев, С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры: автореферат дис. Кандидата филол. наук / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. №6 – М.: Изд–во МГУ, 2008.
Почепцов Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций. - М.: Аспект – Пресс, 2008.
Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.mediascope.ru/
Ванченко Т.П. Шоу-программы на российском TV: Типология жанра // Духовные ценности и молодое поколение. - М.: МГУК, 2008.
Гуревич И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. – М.: ЮКЭА,2009.
Кондратьева Н.Е. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры //Аналитика культурологи – 2008 - №12.
Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: журналистика, человек, общество. – М.: МедиаМир, 2014. С. 219.
Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.mediascope.ru/
Зверева В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры / В. Зверева. – М.: Мысль, 2012.
2
1. Акинфиев, С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры: автореферат дис. Кандидата филол. наук / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. №6 – М.: Изд–во МГУ, 2008. – 28 с.
2. Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.mediascope.ru/
3. Бирбом М. Хозяин ток-шоу //Спутник-ТВ. - 2005. - №7. - С. 23 - 28.
4. Ванченко Т.П. Шоу-программы на российском TV: Типология жанра // Духовные ценности и молодое поколение. - М.: МГУК, 2008. – с. 91 – 116.
5. Гуревич И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. – М.: ЮКЭА,2009. – 614 с.
6. Гофман И. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу. - М.: Смысл, 2009. - 319 с.
7. Дондурей Д.Энциклопедия частной жизни// Телевидение: режиссура реальности/Сост. Д. Дондурей. - М.: Искусство кино. 2007. – 312 с.
8. Зверева В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры / В. Зверева. – М.: Мысль, 2012. – 311 с.
9. Кондратьева Н.Е. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры //Аналитика культурологи – 2008 - №12. – С. 36 – 42.
10. Липпман У. Общественное мнение. – Спб.: Питер, 2008. – 275 с.
11. Почепцов Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций. - М.: Аспкт – пресс, 2008. – 312 с.
12. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 236 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики развлекательного контента на телевидении?
Основными характеристиками развлекательного контента на телевидении являются его зрелищность, эмоциональность, легкость восприятия, а также наличие элементов игры, конкурсов и развлекательных передач.
Как появился и развивался развлекательный контент на телевидении?
Появление и развитие развлекательного контента на телевидении связано с развитием технических возможностей телевещания и появлением новых форматов развлекательных передач. Сначала шоу были простыми и несложными, но со временем стали более сложными, интересными и разнообразными.
Какое было развлекательное телевидение в СССР?
Развлекательное телевидение в СССР имело свои особенности и специфику. Оно было ориентировано на массового зрителя, предлагало простые и доступные развлекательные форматы, такие как конкурсы, юмористические передачи, музыкальные шоу. Однако, из-за цензуры и контроля со стороны власти, многие программы были ограничены в своей свободе выражения и критического мышления.
Какие развлекательные телепередачи существуют в России?
В России существует широкий спектр развлекательных телепередач, включающий в себя различные жанры и форматы. К ним относятся конкурсы, телешоу, комедийные программы, музыкальные шоу, шоу с участием знаменитостей и многое другое. Некоторые из наиболее популярных программ включают "Голос", "Камеди Клаб", "Уральские пельмени", "Один в один" и т.д.
Какие характеристики были присущи развлекательному контенту на телевидении в СССР?
Развлекательный контент на телевидении в СССР отличался отличной качественной музыкой, танцами и театральными постановками, а также широким разнообразием развлекательных программ.
Как появился и развивался развлекательный контент на телевидении?
Развлекательный контент на телевидении начал появляться в 1960-х годах и постепенно развивался, становясь все более популярным и разнообразным. Он представлял собой различные телепередачи, концерты, шоу и художественные фильмы.
Чем отличалось развлекательное телевидение в СССР?
Развлекательное телевидение в СССР отличалось насыщенной программой, в которой были представлены различные жанры, такие как музыкальные концерты, юмористические шоу, художественные фильмы и театральные постановки.
Какие развлекательные телепередачи были популярны в России?
В России популярными развлекательными телепередачами были и остаются такие программы, как "КВН", "Танцы со звездами", "Голос", "Маска" и многие другие.
В чем заключаются сходства и различия развлекательного контента на телевидении в России и СССР?
Сходства заключаются в разнообразии жанров развлекательного контента и его популярности среди зрителей. Различия состоят в изменении форматов и стиля передач, а также в применении новых технологий и возможностей, которые открывает современное телевидение.
Какие характеристики развлекательного контента на телевидении в СССР и России?
Характеристики развлекательного контента на телевидении в СССР и России включают в себя разнообразные жанры и форматы, такие как концерты, игры, сериалы, кино, музыкальные телепередачи и многое другое. Важной особенностью развлекательного контента является его массовость и доступность для широкой аудитории. В России с развитием технологий и появлением цифрового телевидения стало возможным создание более разнообразного и интересного контента.
Как развивался развлекательный контент на телевидении в СССР и России?
В СССР развитие развлекательного контента на телевидении началось с появления первых телевизионных передач в 1950-е годы. В то время основная задача телевидения была информационная, но со временем появились развлекательные программы, такие как музыкальные концерты, игровые шоу и комедийные сериалы. В России развитие развлекательного контента продолжилось после распада СССР, когда появились новые телеканалы и стало возможным создание более разнообразного контента.