мультфильмы как средство воспитания гуманных чувств и отношений у старших дошкольников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 70 70 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 25.05.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания гуманных чувств и отношений у старших дошкольников средствами мультфильмов 7
1.1 Проблема воспитания гуманных чувств и отношений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Характеристика мультфильмов как средства воспитания детей дошкольного возраста 29
Вывод по 1 главе 46
Глава 2. Практическая работа по воспитанию гуманных чувств и отношений у старших дошкольников средствами мультфильмов 47
2.1 Анализ применения мультфильмов как средства воспитания гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста в педагогической практике 47
2.2 Педагогические условия применения мультфильмов как средства воспитания гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста 58
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 73

Фрагмент для ознакомления

Функции мультфильмов в воспитательном процессе в связи с этим представлены в следующем объеме:
1. Функция зеркала (может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному внутреннему образу).
2. Функция модели (отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов).
3. Функция опосредования (между героями при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании, не понято при отсутствии наглядности примера).
4. Функция хранения опыта (истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, продвигают социально-значимые ориентиры).
Педагогами возможности использования мультфильма, как модели формирования гуманных чувств и отношений оценивались очень высоко, в том числе и на уровне морально-нравственного воспитания. Это связано с тем, что сюжетная линия мультфильма становится непосредственным отображением бессознательных психических процессов, так, как является своего рода коллективным бессознательным. В этом отношении мультфильм сопоставим со сказочным сюжетом, при всем том, что часто именно его и отражает, но в наглядной форме. В своей время этот фактор отмечал К.Г. Юнг – один из теоретиков –психологов занимавшихся исследованием сказки.
Согласно мнению К.Г. Юнга сказка является архетипом, представляющим архетипические образы, которые дают возможность осмысливать процессы, происходящие в коллективной психике. Мифы, легенды, притчи и прочий мифологический материал дает понимание о базисных структурных преобразованиях психики человека, их многочисленных культурных наслоений. В отличие от мифа сказка несет в себе гораздо меньше наслоений, а потому дает более четкое и полное отражение коллективного бессознательного.
При этом им же отмечалось, что сказочные персонажи являются образами архетипического сознания, которое представляло себе их роль и значение на уровне психики. Они воздействовали на множество поколений неосознанно, так, как для человека не являлись реальностью, а представлялись, как художественный вымысел. К.Г. Юнг, занимаясь толкованием данных образов, наделяет их досужей функцией, которая позволяет человеку переживать события внутренне, ориентируясь на опыт предков, представленный в сказочном сюжете. Сказочные сюжет и его образы – своего рода образный символ системы. При этом события сказки являются отражением не некой абстракции, а текущей жизненной психической реакции.
Текущая жизненная реакция также представляется и составляющей жанра, которая дает основание воспринимать специфику социокультурных основ в конкретных жизненных составляющих и примерах. Более короткий и четко ориентированный на ситуацию сюжет определяет возможность ее использования в качестве составляющего компонента воспитательного процесса.
Исходя из концепции К. Г. Юнга, любой архетип является своеобразным психическим феноменом и в соответствие с этим его невозможно полноценно перевести на язык мышления. Наиболее оптимальным при осмыслении данных образов становится описание его либо на основе личного психического опыта, либо с опорой на сравнительные исследования, которые проясняют своеобразную цепь сказочных ассоциаций, окруженных архетепическими образами. В соответствие с данной особенностью сказки она сама по себе является объяснением мотивов, из которых исходят действия ее героев. В сюжете бессознательное находится в таком же положении, как и человек, увидевший или испытавший нечто необычное и желающий поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Однако, сформулированное в сюжете бессознательное невозможно представить при помощи повседневных понятий, так, как для этого не хватает средств выражения. Подобная ситуация обусловливает попытки человека объяснить случившееся, вызвать у слушателя ответную реакцию которая наступает исходя из того, что он начинает выстраивать аналогии с известными ему фактами, которые выстраивает таким образом, чтобы придти к конструктивному итогу.
По своей сути мультфильм и его сюжетная линия это тот же коллективный опыт предков, представленный в аудиовизуальном формате, наделенный аллегориями, сравнениями и сопоставлениями. Персонажи, при этом, изображают определенные типичные и нетипичные поведения самих людей, представляют их эмоциональные переживания в идее своеобразных символов либо героев, являющихся антиподами положительной и отрицательной сущности психики человека.
Мультфильм и его просмотр также развивает воображение ребенка. В отличие от реалистичных рассказов, он насыщен более красочными, а порой фантастическими образами. В мультфильмах дети могут находить героев, на которых им хочется быть похожими. Также они дают четко выраженное представление о добре и зле, доступное для детского восприятия. Они учат мужеству, смекалке, добру и любви, которые проявляются вне зависимости от национальности или принадлежности к религиозной конфессии.
Мультфильм также является своеобразным путешествием в другой мир, котором существует волшебство и добро всегда побеждает зло. Благодаря этому мультфильмы и их просмотр вселяет надежду и веру в хорошее, доброе, светлое, они заставляют детей фантазировать и мечтать.
Таким образом, в практике организации работы с детьми на уровне детского сада использование мультфильмов является действенным средством формирования гуманных чувств и отношений. Однако, педагогам и родителям необходимо плотно сотрудничать в данном направлении: педагогам осуществлять работу с родителями по повышению их педагогической компетенции в подборе мультфильмов для просмотра детьми, родителям более ответственно относиться к выбору контента, который смотрят дети, по факту просмотра мультфильмов проводить беседы, в процессе жизнедеятельности акцентировать внимание на параллелях с любимыми детьми мультфильмами. В итоге, совместная деятельность педагогов и родителей, а также качественный мультипликационный контент позволят успешно сформировать у старшего дошкольника гуманные чувства и практику гуманных отношений.

Вывод по 2 главе
Таким образом, в рамках практического анализа в данной работе были сделаны выводы:
1. Дети имеют сформированные представления о гуманных чувствах и отношениях, они просматриваются ими в мультфильмах, ими выстраиваются параллели с реальной жизнью. В связи с этим, мультфильмы являются действенным способом формирования представления о гуманных чувствах и отношениях старших дошкольников в детском саду.
2. Отсутствие практики применения мультфильмов в детском саду основано на предубеждениях педагогов, особенно в том, что родители будут против просмотра детьми мультфильмов вместо применения иных методов работы.
3. Процесс формирования представлений о гуманных чувствах и отношениях при помощи мультфильмов оптимально осуществлять во взаимодействии с родителями. Полученные результаты в детском саду должны закрепляться в семье.



Заключение

В результате проведенного в рамках работы исследования были сделаны следующие выводы:
1. В формировании гуманных чувств старшие дошкольники воспринимают образные установки, как и в целом ориентируются на образные составляющие, наглядность. При этом, в роли наглядности могут выступать не только взаимоотношения окружающего их социума. В современном обществе не менее значимую роль также играют и коммуникативные носители, в том числе телевидение и в целом видео-контент, отличающийся разнообразием. В современной культуре на детскую аудиторию нацелен целый отдельный пласт цифровых коммуникаций: для детей создается реклама, фильмы, мультфильмы, познавательные и развлекательные телепередачи. Все они ориентированы не только на то, чтобы развлечь ребенка и организовать его досуг, они несут в себе и воспитательную основу, стимулируют процесс познания ребенком окружающей действительности.
2. Составляющие гуманистической педагогики ставят перед собой цели и задачи, согласно которым процесс воспитания происходит исходя из учета потребностей ребенка. Данные же приоритеты ставятся и для ребенка в процессе формирования у него гуманных чувств и отношений. При этом, помимо влияния окружающей социальной действительности в рамках взаимоотношений с людьми дети активно воспринимают информацию из видео-контента, в том числе мультипликационных фильмов.
3. Мультипликационные фильмы могут стать оптимальным средством формирования у старших дошкольников гуманных чувств и отношений. Основным преимуществом мультфильмов является из разнообразие, как в технике исполнения, так и в содержании. Различные сюжетные линии мультфильмов могут формировать разные составляющие, характерные для гуманизма. Демонстрируя модель отношений между героями мультфильмы тем самым помогают старшим дошкольникам сформировать опыт в рамках которого они продолжат свою социализацию. Также дети проявляют интерес к мультфильмам за счет адаптированности их сюжетных линий к детскому возрасту, яркости, эмоциональности, схожести сюжетных составляющих с окружающей жизнью. Однако, не смотря на преимущества и возможности мультфильмов, они редко используются педагогами при работе в детскому саду. Этому препятствуют различные составляющим, основной из которых становится отсутствие технического обеспечения, а также включенности данного аспекта в качестве рекомендации в программные требования. Тем не менее, действующий ФГОС дает широкие возможности для самостоятельности педагога в выборе оптимальных методик и технологий работы с детьми.
4. В результате проведенного в рамках исследования анкетирования родителей и беседы с детьми было выявлено, что необходимо осуществлять работу по повышению уровня сформированности гуманных чувств и отношений и в том числе за счет разнообразия используемых форм и методов воспитания. Разнообразие форм и методов стимулирует разносторонне развитие детей и формирование представлений о гуманности не только в теории, но и на практике. Мультипликационные фильмы в данном случае станут оптимальным дополнением так, как позволяют увидеть разнообразные формы взаимоотношений на примере мультипликационных героев. В результате проведенного анкетирования с участием 20 родителей было выявлено, что также необходима работа с родителями и ориентированность их на процесс использовании мультфильмов для воспитания гуманных чувств и отношений у старших дошкольников. Это направление обеспечит взаимосвязь между детским садом и семьей, повысит результативность работы в целом.
5. В практике организации работы с детьми на уровне детского сада использование мультфильмов является действенным средством формирования гуманных чувств и отношений. Однако, педагогам и родителям необходимо плотно сотрудничать в данном направлении: педагогам осуществлять работу с родителями по повышению их педагогической компетенции в подборе мультфильмов для просмотра детьми, родителям более ответственно относиться к выбору контента, который смотрят дети, по факту просмотра мультфильмов проводить беседы, в процессе жизнедеятельности акцентировать внимание на параллелях с любимыми детьми мультфильмами. В итоге, совместная деятельность педагогов и родителей, а также качественный мультипликационный контент позволят успешно сформировать у старшего дошкольника гуманные чувства и практику гуманных отношений.



Список литературы


Абраменкова В.А. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева// Воспитание школьников. –2006 – № 6. – С. 28–31.
Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение,1989. – 397 с.
Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект: учеб. пособие / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2009. – 151 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: моногр. / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности: моногр. / Б.С. Братусь. – М.: Знание, 1977. – 112 с.
Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 80 с.
Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм!: метод. пособие / А. Ф. Бурухина. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2011. – 89 с.
Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/ Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – C. 147-157.
Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2006. –480 c.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
Дошкольная педагогика: уч. пособие для студентов пед. институтов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 256 c.
Ефремова, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира: уч. мет. пособие для учителей, воспитателей / В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман. – М.: Линка – Пресс, 1998. – 184 с.
Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада/ А.В. Запорожец и др. – М.: Просвещение,1985. – 176 с.
Иткин, В. Что делает мультипликационный фильм интересным? / В. Иткин // Искусство в школе. –2006. – №1. – С. 50-55.
Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы: метод. пособие / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Март, 2005. – 176с.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
Коломийченко Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты: моногр. / Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 96 с.
Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. – 154 с.
Коломийченко, Л.В. Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 5. – С. 197-208.
Коломина, Н.В. Воспитание основ гуманистической культуры в детском саду: метод. пособие/ Н.В. Коломина. – М.: Творческий центр, 2004. – 216 с.
Корепанова, М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников/ М. В. Корепанова, О. В. Куниченко //Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 12. – С. 27 - 31.
Кошелева, А.Д. Как понимают дошкольники взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 1989. - №4. – С. 30-33.
Куниченко, О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 201.
Лалетина, А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов / А.Ф. Лалетина // Начальная школа плюс до и после. –2010. – № 8. – С. 82–87.
Левин-Щирина, Ф.С. Воспитание первоначальных черт коллективизма у детей дошкольного возраста/ Ф.С. Левин - Щирина // Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. – 1963.– Т. 169.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
Марков, Н.Е. Думские речи. Войны темных сил/ Н.Е. Марков. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 704 с.
Марьенко, И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1985. – 104 с.
Медведева, И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – М.: Христианская жизнь, 2006. – 94 с.
Мусс, Г.Н. Проблемы преемственности в патриотическом воспитании между детским садом и начальной школой/ Г.Н. Мусс // Школа будущего. – 2012. – №6. – С.61-65
Немирич, А.А. Роль мультипликационного кино в решении задачи формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста / А.А. Немирич // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 10. – С. 31– 38.
Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И.Жуковская и др. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: 1995.
Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – М.: Римис, 2008. – 448 с.
Пименова, Л.В. Формирование социальной ориентации у детей младшего дошкольного возраста в условиях игры: автореф. дисс. … канд. пед. наук – М.: Научно‐исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, 1988. – 24 с.
Соломенникова, О.А. Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО / О.А. Соломенникова. – М.: 2013. – 10 с. – URL: http://www.sworld.com.ua/konfer32/288.pdf
Социально-нравственное воспитание дошкольников: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Сфера, 2013.– 176 с.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям: моногр. / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176
Харламов, И.Ф. Педагогика: уч. пособие / И.Ф. Харламов. – 4-е изд., перер. и доп. – М.: Гардарики, 2003. –519 с.
Хоруженко, К.М. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 640 с.
Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: уч.метод. пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. –88 с.
Якобсон, С.Г. Дошкольник: Психология и педагогика возраста: метод. пособие для воспитателя детского сада / С.Г. Якобсон, Е.В.Соловьева. – М.: Дрофа, 2008. –176с.
Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. – 2003. – № 4. –С.24-29.



Приложение


Анкета для родителей «Уровень лояльности к использованию мультфильмов в воспитательном процессе»


Уважаемые родители! В целях выявления вашей заинтересованности в повышении качества воспитания детей просим Вас заполнить эту короткую анкету, ответив на несколько простых вопросов.

1. Известно ли Вам такое понятие, как «что вы соотносите с понятием гуманизма»?
А. морально-нравственные основы жизни
Б. наличие чувства сострадания
В. представление о человеке, как высшей ценности

2. Как часто ваг ребенок, по вашему мнению, проявляет гуманные чувства?
А. Постоянно
Б. Проявляет, но не в каждом случает, когда это необходимо
В. очень редко
Г. Вообще не проявляет
Д. Только если акцентировать его внимание на необходимости их проявить
Е. Не могу точно сказать

3. Считаете ли вы важным и необходимым формирование у вашего ребенка гуманных чувств?
А.Да
Б. Нет
В. Не могут точно сказать пока не узнаю о чем именно будет идти речь
Г. В принципе, будут не лишними

4. Считаете ли вы необходимым формирование гуманных чувств в процессе воспитания ребенка в детском саду?
А. Да
Б. Нет
В. Не могут точно сказать пока не узнаю о чем именно будет идти речь
Г. Все зависит от методики воспитания

5. Как часто ваш ребенок смотрит мультфильмы?
А. Большую часть свободного времени
Б. Не могу точно сказать, когда как
В. Установленное время в количестве ___________часов

6. Считаете ли вы, что мультфильмы позитивно влияют на развитие личности вашего ребенка?
А. Да
Б. Все зависит от сюжета
В. Нет
Г. Не задумывались об этом

7. Считаете ли вы возможным и необходимым просмотр мультфильмов в детском саду в воспитательных целях?
А. Да, вполне возможно
Б. Нет, мультфильмы ребенок и дома может посмотреть
В. Не задумывались об этом
Г. Свой вариант_______________________________________

8. Посещаете ли с детьми кинотеатры для просмотра мультфильмов
А. Да, очень часто
Б. Да, но не особенно часто
В. Время от времени
Г. Нет, не посещаю

9. Каким образом вы выбираете мультфильм для просмотра в кино?
А. Обязательно предварительно смотрю о чем он, для какого возраста рекомендуется
Б. Ориентируюсь на рекомендации и рейтинги
В. Сначала смотрю сам и только потом веду на него ребенка
Г. Идет на тот мультфильм, на который просится ребенок

10. Запрещаете ли вы ребенку просмотр мультфильма, если по вашему мнению он содержит негативную информацию?
А. Нет, не запрещаю, негатив тоже часть нашей жизни
Б. Да, запрещаю
В. В зависимости от информации
Г. Не слежу за сюжетными линиями мультфильмов
Д. Свой вариант__________________________

11. Беседуете ли вы с ребенком о сюжете мультфильма после просмотра?
А. Да, обязательно
Б. Бывает, что беседуем
В. Нет
Г. Зависит от сюжета мультфильма

12. Часто ли ребенок задает вопросы о сюжете мультфильма и его морально-нравственных составляющих?
А. Всегда задает вопросы
Б. Время от времени задает
В. Очень редко
Г. Свой вариант______________________________________

13. Считаете ли вы необходимым стимулировать беседу с ребенком по сюжету мультфильма, если он сам не проявляет инициативы?
А. Да, обязательно
Б. Нет
В. Только если в нем содержалась негативная информация
Г. Зависит от сюжета мультфильма

14. Готовы ли посетить образовательные лекции и занятия, ориентированные на повышении информированности о воспитательных возможностях мультфильмов?
А. Да
Б. Все зависит от того, что именно планируется обсуждать на занятиях
В. Нет
Г. Не могут точно сказать


Спасибо за ответы!

Козачёк, О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. - 2007. - № 4. - С. 64-73.
Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. - URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.
Гришаева, Н. П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников / Н. П. Гришаева // Начальная школа плюс до и после. - 2001. - № 8. - С. 75-76.
Абраменкова, В. И. Дети и телевизионный экран / В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырева // Воспитание школьников. - 2006. - № 6. - С. 28-31.


Куниченко, О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7.
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.; Воронеж, 2007.
Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005.
Арефьев И. П. Духовно - нравственное воспитание: нерешенные вопросы /И. П.Арефьев//Педагогика. –2012.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм!: метод. пособие / А. Ф. Бурухина. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2011.
Коломийченко Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты: моногр. / Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011.
Коломина, Н.В. Воспитание основ гуманистической культуры в детском саду: метод. пособие/ Н.В. Коломина. – М.: Творческий центр, 2004.
Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И.Жуковская и др. – М.: Просвещение, 1984.
ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс] – режим доступа: http://мдобу32-абвгдейка.рф/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya
Соломенникова, О.А. Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО / О.А. Соломенникова. – М.: 2013.
Марьенко, И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1985.
Марьенко, И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1985.
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.; Воронеж, 2007. С. 80.
Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005. С. 36.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2008. С. 26.
Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Марьенко, И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1985.
Арефьев И. П. Духовно - нравственное воспитание: нерешенные вопросы /И. П.Арефьев//Педагогика. –2012. С.50.
Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. - М.: Наука, 1989
Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. - М.: Наука, 1989
Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000.
Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект: учеб. пособие / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2009.
Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект: учеб. пособие / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2009.
Широкова, Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс,2005. С. 56.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: моногр. / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: моногр. / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. С. 217.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2008.
Коломийченко Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты: моногр. / Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011.
Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Войновская Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться?//Народное образование.-2009.-№2.-С.216-218.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.: Академия, 2005. С. 25.
Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Широкова, Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс,2005. С. 74.
Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Дашков и К, 2008. С. 174.
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.; Воронеж, 2007. С. 195.
Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Аспект – Пресс, 2012. С. 82.
Ефремова, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира: уч. мет. пособие для учителей, воспитателей / В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман. – М.: Линка – Пресс, 1998.
Абраменкова В.А. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева// Воспитание школьников. –2006 – № 6.
Куниченко, О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7.
Корепанова, М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников/ М. В. Корепанова, О. В. Куниченко //Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 12.
Абраменкова В.А. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева// Воспитание школьников. –2006 – № 6.
Иткин, В. Что делает мультипликационный фильм интересным? / В. Иткин // Искусство в школе. –2006. – №1.
Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. - URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.
Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. - URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.
Абраменкова В.А. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева// Воспитание школьников. –2006 – № 6.
Куниченко, О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7.
Куниченко, О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7.
Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
Дружные ребята / ред. Буре Р.С. и др. – М.: Просвещение, 2002.
Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии //Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009 - № 100. С. 8.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. С.51.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. С.64.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. С. 56.
Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. — М.: Академия, 2006. С. 52.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
Соколова В. Н. Роль народной мифологии в духовно-нравственном воспитании /В. Н. Соколова //Начальная школа. –2013. –N 5. С. 44.












2

Список литературы


1. Абраменкова В.А. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева// Воспитание школьников. –2006 – № 6. – С. 28–31.
2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение,1989. – 397 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
4. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект: учеб. пособие / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2009. – 151 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: моногр. / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
6. Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности: моногр. / Б.С. Братусь. – М.: Знание, 1977. – 112 с.
7. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 80 с.
8. Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм!: метод. пособие / А. Ф. Бурухина. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2011. – 89 с.
9. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/ Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – C. 147-157.
10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2006. –480 c.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
12. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
13. Дошкольная педагогика: уч. пособие для студентов пед. институтов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 256 c.
14. Ефремова, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира: уч. мет. пособие для учителей, воспитателей / В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман. – М.: Линка – Пресс, 1998. – 184 с.
15. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада/ А.В. Запорожец и др. – М.: Просвещение,1985. – 176 с.
16. Иткин, В. Что делает мультипликационный фильм интересным? / В. Иткин // Искусство в школе. –2006. – №1. – С. 50-55.
17. Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы: метод. пособие / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
18. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Март, 2005. – 176с.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
20. Коломийченко Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты: моногр. / Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 96 с.
21. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
22. Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. – 154 с.
23. Коломийченко, Л.В. Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 5. – С. 197-208.
24. Коломина, Н.В. Воспитание основ гуманистической культуры в детском саду: метод. пособие/ Н.В. Коломина. – М.: Творческий центр, 2004. – 216 с.
25. Корепанова, М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников/ М. В. Корепанова, О. В. Куниченко //Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 12. – С. 27 - 31.
26. Кошелева, А.Д. Как понимают дошкольники взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 1989. - №4. – С. 30-33.
27. Куниченко, О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 201.
28. Лалетина, А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов / А.Ф. Лалетина // Начальная школа плюс до и после. –2010. – № 8. – С. 82–87.
29. Левин-Щирина, Ф.С. Воспитание первоначальных черт коллективизма у детей дошкольного возраста/ Ф.С. Левин - Щирина // Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. – 1963.– Т. 169.
30. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
31. Марков, Н.Е. Думские речи. Войны темных сил/ Н.Е. Марков. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 704 с.
32. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1985. – 104 с.
33. Медведева, И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – М.: Христианская жизнь, 2006. – 94 с.
34. Мусс, Г.Н. Проблемы преемственности в патриотическом воспитании между детским садом и начальной школой/ Г.Н. Мусс // Школа будущего. – 2012. – №6. – С.61-65
35. Немирич, А.А. Роль мультипликационного кино в решении задачи формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста / А.А. Немирич // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 10. – С. 31– 38.
36. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И.Жуковская и др. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: 1995.
38. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – М.: Римис, 2008. – 448 с.
39. Пименова, Л.В. Формирование социальной ориентации у детей младшего дошкольного возраста в условиях игры: автореф. дисс. … канд. пед. наук – М.: Научно‐исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, 1988. – 24 с.
40. Соломенникова, О.А. Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО / О.А. Соломенникова. – М.: 2013. – 10 с. – URL: http://www.sworld.com.ua/konfer32/288.pdf
41. Социально-нравственное воспитание дошкольников: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Сфера, 2013.– 176 с.
42. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям: моногр. / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
44. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
46. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176
47. Харламов, И.Ф. Педагогика: уч. пособие / И.Ф. Харламов. – 4-е изд., перер. и доп. – М.: Гардарики, 2003. –519 с.
48. Хоруженко, К.М. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 640 с.
49. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: уч.метод. пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. –88 с.
50. Якобсон, С.Г. Дошкольник: Психология и педагогика возраста: метод. пособие для воспитателя детского сада / С.Г. Якобсон, Е.В.Соловьева. – М.: Дрофа, 2008. –176с.
51. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. – 2003. – № 4. –С.24-29.

фольклор для Детей, как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение образования

образования

Ростовский государственный педагогический университет

Институт педагогики и психологии

Отдел дошкольного образования

Кафедра педагогики дошкольного


Выпускной квалификационной (дипломной) работы

фольклор для Детей, как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией













2007

Введение

Наиболее распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются различные нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения существующих звука. Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у детей дошкольного возраста, и являются естественной физиологической закономерности, однако, условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи: благоприятные условия для ускорения его побочных эффектов задержки. До 4 лет, когда заканчивается формирование фонематического восприятия, они звукопроизношение считается патологией. С этого возраста начинается целенаправленная логопедическая работа по устранению дислалии.

Воспитание выразительности, правильности речи у детей дошкольного возраста должно осуществляться так в диалогической речи (разговор с окружающими), так и в монологической речи (чтение стихов, проговаривание скороговорок, потешек и др.).

В теории и практике логопедии были разработаны теоретические основы коррекции и развития устной при дислалии. В настоящее время, разработаны этапы работы над произношением и определены способы постановки конкретных звуков. В отечественных и зарубежных научных исследований установлена связь и взаимозависимость между сформированностью произносительной стороны речи и уровнем развития фонематического восприятия.

Однако, следует отметить, что, наряду с большой значимостью фольклора в развитии дошкольника, в связи с использованием дидактических игр в логопедической практике, они должны учитывать структуру речевого дефекта при дислалии. Эта потребность определяет актуальность выбранной проблемы и обуславливает тему данного исследования: "фольклор для Детей, как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией". Объект исследования - нарушения звукопроизношения старших дошкольников с дислалией.