Пенсионная реформа и пути ее реализации
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 49 + 49 источников
- Добавлена 05.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические аспекты пенсионного обеспечения 6
1.1.Понятие и виды пенсионного обеспечения 6
1.2. Значение пенсионной системы в современном мире 21
2 Исследование проблем в истории развития пенсионного обеспечения 26
2.1. Начало пенсионного обеспечения в России 26
2.2. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР 36
2.3. Современное состояние пенсионного обеспечения: проблемы и пути развития 38
Заключение 50
Список использованной литературы 54
Приложения 64
Второй аргумент, приводимый в пользу сохранения пенсионного возраста на том же уровне, заключается в том, что повышение пенсионного возраста приведет к увеличению расходов ПФР. С одной стороны, это не совсем понятно – при повышении пенсионного возраста пенсий выплачивается меньше, соответственно, нагрузка на ПФР уменьшается. С другой стороны, этот аргумент имеет место быть не только потому, что возрастет страховой капитал, а, следовательно, обязательства выплат более высокой пенсии, но и по причине нынешних положений об индексации пенсий. Если поднять пенсионный возраст, люди станут больше работать, а соответственно, будет повышаться пенсионный капитал людей, равно, как и уменьшаться количество и срок выплат пенсий. Легко понять, что с тем неумолимо вырастет индекс доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера. Так как данный индекс является ограничителем индексации по темпу роста заработанной платы (если он равен или превышает темп роста заработной платы, то индексация производится по темп роста заработной платы), то выходит, что индексация пенсии при более высоком пенсионном возрасте – это достаточно накладно. В таком случае, ни повышение возраста, ни увеличение страховых взносов не помогут сократить расходы, не говоря уж о повышении доходов. Из этого следует, что для решения данной проблемы не нужно ждать 2020-х годов, когда будет уже поздно, а необходимо лишь изменить правила индексации в части, касающейся индекса доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера, как ограничителя индексации по темпу роста заработной платы (что было сделано определенным образом с принятием Закона о страховых пенсиях). Исходя из того, что правила индексации урегулированы, и повышение пенсионного возраста не приводит к чрезмерной индексации, стоит рассмотреть другую сторону вопроса. Как уже было сказано, при повышении возраста выхода на пенсию число работающих повысится, что, соответственно, приведет к увеличению получаемых страховых выплат и росту бюджета ПФР, а также сокращению, как количества пенсионеров, так и срока выплаты пенсии на достаточно большую величину. Одним из последствий этого станет снижение расходов на пенсионное обеспечение, а другим – повышение пенсии, что наиболее приятно для нас, будущих пенсионеров.Кроме этого, мы исследовали вопрос изменения возраста выхода на пенсию в России. На основании этого, можно выделить положительные и отрицательные последствия. В состав положительных моментов по повышению возраста выхода на пенсию необходимо отнести: -сохранение квалифицированных кадров на рабочих местах; -сокращение бюджетных расходов на пенсионное обеспечение. Помимо положительных моментов могут быть выделены также отрицательные моменты повышения возраста выхода на пенсию, а именно:- пожилые люди в возрасте 60-65 лет испытывают трудности при выполнении рабочей деятельности, освоения новых технологий, наблюдаются проблемы со здоровьем, возникают трудности при устройстве на работу с достойной оплатой. За счет, которого можно безбедно существовать,-в связи с низкой продолжительностью жизни мужского населения, оно не сможет дожить до наступления пенсионного возраста, наличие такой неопределенности может способствовать формированию стимулов в образовании пенсии, согласие работать неофициально, с целью сокращения пенсионных отчислений,-решение, связанное с повышением возраста выхода на пенсию может оказать негативное влияние в некоторых сферах на продвижение по карьерной лестнице молодых специалистов, так как рабочие места будут заняты старшим поколением.Меры по увеличению возраста выхода на пенсию могут быть реализованы на определенных основаниях, а именно:- повышение продолжительности жизни,-совершенствование уровня жизни и условий трудовой деятельности,-совершенствование демографической ситуации в государстве.Вполне возможным вариантом увеличения возраста выхода на пенсию в России. Кроме того, существенным моментом выступает популяризация среди граждан более позднего выхода на пенсию, иными словами, самостоятельно откладывание времени выходы на пенсию и продолжение работы. В таком случае гражданин не будет получать пенсию, благодаря чему будущие пенсионеры имеют возможность увеличения пенсионного коэффициента в соответствии с количеством проработанных лет после наступления права получения пенсии.Таким образом, проанализировав вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы:1. Дореволюционное пенсионное законодательство относило пенсию к разряду служебных наград и распространялось на служивых людей. Известны две формы обеспечения служивых людей, это кормления и поместная система. Пенсионное обеспечение того периода касалось только военных чинов, в то время как гражданские служащие и их семьи оставались без поддержки со стороны государства. Это можно объяснить тем, что с древних времен на гражданскую службу принимались дворяне, владеющие поместьями и имеющие право на доходы от своих крепостных. В период советской власти, в пенсионной системе произошли значительные изменения. Пудовкин А.В. выделяет два этапа развития пенсионного обеспечения в советский период: -1917-1956 гг. – происходит формирование основ системы социальной политики государства.- 1956-1991 гг. – формирование нормативно-правовых актов, массовые характер пенсионного обеспечения. Итак, основная цель советской власти в области реформирования пенсионного обеспечения – лишения любых привилегий при назначении пенсий, а также массовый характер.Несмотря на наличие проблем в пенсионном обеспечении в период советской власти, данная система была достаточно эффективной. Советская пенсионная система стала основой для существующей системы в настоящее время. Некоторые составляющей данной системы не изменились на сегодняшний день. Тем не менее, пенсионная система СССР, носила только распределительный характер, без накопительной части. Кроме того, в ходе работы, были выделены проблемы современного пенсионного обеспечения. 2. Решение данных проблем особенно важно для социально- экономического развития России. Для этого можно предложить следующие перспективы развития государственного пенсионного обеспечения:- Основным инструментом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов.- Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны.- Проведение разъяснений населению о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий.- Правительство должно вызвать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников.Кроме этого, мы исследовали вопрос изменения возраста выхода на пенсию в России. На основании этого, можно выделить положительные и отрицательные последствия. Меры по увеличению возраста выхода на пенсию могут быть реализованы на определенных основаниях, а именно:- повышение продолжительности жизни,-совершенствование уровня жизни и условий трудовой деятельности,-совершенствование демографической ситуации в государстве.ЗаключениеПенсионное обеспечение граждан — комплекс мер, действующих на основе законодательных актов РФ, которые приняты с целью защитить граждан в сложные этапы их жизни.Пенсия — это регулярное денежное пособие, которую предоставляют гражданам по достижению ими определенного возраста, при утрате кормильца или при иных обстоятельствах, которые зафиксированы в законодательстве РФ. В соответствии с ним некоторые категории граждан, ввиду выполнения особо важных для государства функций, имеют право на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию по особым основаниям.Исходя из рассмотренных функций пенсионного обеспечения, необходимо отметить, что значение пенсионной системы достаточно велико. Она решает большое количество социальных вопросов в стране.Для полного понимания о становлении и развитии такого института как пенсионное обеспечение, мы исследовали вопросы функционирования и развития пенсионного обеспечения разных временных периодов. Несмотря на наличие проблем в пенсионном обеспечении в период советской власти, данная система была достаточно эффективной. Советская пенсионная система стала основой для существующей системы в настоящее время. Некоторые составляющей данной системы не изменились на сегодняшний день. Тем не менее, пенсионная система СССР, носила только распределительный характер, без накопительной части.Дореволюционное пенсионное законодательство относило пенсию к разряду служебных наград и распространялось на служивых людей. Известны две формы обеспечения служивых людей, это кормления и поместная система. Пенсионное обеспечение того периода касалось только военных чинов, в то время как гражданские служащие и их семьи оставались без поддержки со стороны государства. Это можно объяснить тем, что с древних времен на гражданскую службу принимались дворяне, владеющие поместьями и имеющие право на доходы от своих крепостных. В период советской власти, в пенсионной системе произошли значительные изменения. Пудовкин А.В. выделяет два этапа развития пенсионного обеспечения в советский период: -1917-1956 гг. – происходит формирование основ системы социальной политики государства.- 1956-1991 гг. – формирование нормативно-правовых актов, массовые характер пенсионного обеспечения. Итак, основная цель советской власти в области реформирования пенсионного обеспечения – лишения любых привилегий при назначении пенсий, а также массовый характер.Несмотря на наличие проблем в пенсионном обеспечении в период советской власти, данная система была достаточно эффективной. Советская пенсионная система стала основой для существующей системы в настоящее время. Некоторые составляющей данной системы не изменились на сегодняшний день. Тем не менее, пенсионная система СССР, носила только распределительный характер, без накопительной части. На основании данных анализа пенсионного обеспечения мы выяснили увеличение общего числа пенсионеров на 8,74% или 3471 тыс. человек. Увеличение граждан, получающих пенсию, происходит по следующим категориям:- по старости на 3541 тыс. человек или 10,91%, -катастроф и человек их семей на 109 тыс. человек или 39,93%,-федеральных государственных служащих – 19 тыс. человек или 38,78%,-социальной пенсии - на 372 тыс. человек или 13,47%.Кроме этого уменьшение количества граждан, получающих пенсию происходит по следующим категориям:-по инвалидности - на 520 тыс. человек или 19,24%,-по случаю потери кормильца на 51 тыс. человек или 3,5%.С 2016 года число работающих пенсионеров снижается. В основном это происходит за счет принятия Федерального закона от 29.12.2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», на основании которого работающим пенсионерам не полагается индексация пенсий. За анализируемый период мы видим значительное увеличение суммы пенсий, средний размер пенсий увеличился на 129, 47%, из них сумма пенсий по старости возросла на 122,54%. Это является достаточно положительной динамикой.Кроме того наблюдается темп роста пенсий увеличивается с 8,9% до 44,9%. Значительный темп роста размера пенсий происходит в 2017 году. Таким образом, в ходе исследования, были выявлены следующие основные проблемы современной пенсионной системы: -Незаинтересованность граждан, а также работодателей в формировании и увеличении пенсионного капитала,-Высокая зависимость пенсионных выплат от средств федерального бюджета, в связи, с чем образование дефицита средств,-Несмотря на примятые меры по введению единого социального налога, не привело к должному результату. По-прежнему многие предприятия уклоняются от налогов по заработной плате, уменьшая сумму официальной заработной платы или не показывая ее вовсе. Решение данных проблем особенно важно для социально- экономического развития России. Для этого можно предложить следующие перспективы развития государственного пенсионного обеспечения:- Основным инструментом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов.- Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны.- Проведение разъяснений населению о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий.- Правительство должно вызвать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников.Кроме этого, мы исследовали вопрос изменения возраста выхода на пенсию в России. На основании этого, можно выделить положительные и отрицательные последствия. Меры по увеличению возраста выхода на пенсию могут быть реализованы на определенных основаниях, а именно:- повышение продолжительности жизни,-совершенствование уровня жизни и условий трудовой деятельности,-совершенствование демографической ситуации в государстве.Кроме этого в последнее время в социальной сфере наиболее актуальны вопросом является вопрос повышения пенсионного возраста. Список использованной литературыI. Нормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017)// Российская газета от 7,8,9 февраля 1996 г. № 23,24,25Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Российская газета от 06.08.1998 г № 148-149Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6989 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II)) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832 Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах// Российская газета от 13.05.1998 г. №90Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20.02. 1992 № 8, ст. 366 Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О службе в таможенных органах Российской Федерации"// Российская газета от 03.07.1997 г.Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий"// Российская газета от 31.12.2015 № 297Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"// Российская газета от 26.02.1993 г.II. Акты судебных органов:Решение Верховного суда РФ от 01.09.2015 г. № АКПИ15-765 // http://legalacts.ru/doc/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-01092015-n/.Определение КС РФ от 23 апреля 2015 г. № 757-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ТыхеевойМ.А. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”».// http://www.consultant.ru/Определение КС РФ от 26 января 2017 г. № 42-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гольд О. В. на нарушение конституционных прав ее несовершеннолетних детей положениями статьи 10 Федерального закона “О страховых пенсиях”».// http://www.consultant.ru/Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1990 г., N 30, ст. 415 Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" (утратил силу)//http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=396#0III. Литература:Учебники, монографии, брошюрыБадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. Исторический опыт социальной работы в России. – М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС, 1994. – С. 98.Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение : учебник / Н. Ю. Борисенко. – М.: Дашков и К, 2010. – 576 с. Волков С. В. Русский офицерский корпус. – М.: Воениздат, 1993. – С.73Гусаков Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России. – СПб.: ГИПСР, 2010. – С. 55.Дегтярев Г. П. Пенсионные реформы в России. – М.: Академия, 2003. – С. 154.Калашников С. В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003. – С.44.Орлов-Карба П. А. Все о пенсионной реформе в России: монография. – М.: Гардарики, 2005. – С. 114.Диссертации и авторефераты диссертацийВолкова А. С. Оценка функций пенсионной системы в РФ : теоретические аспекты : автореф. дис. ... канд. эк. наук / А. С. Волкова. – Омск, 2012. – 28 сПериодические изданияБазык Е.Ф. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - №7-4. – с.30-33 Безденежных Я.А., Савельева О.Е. О повышении пенсионного возраста в России // Юридический факт. – 2017. - №10. – с 9-11, Габова А.А. История развития пенсионный системы России // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». – 2016. - №4.Ефимова Т.И. Плюсы и минусы увеличения пенсионного возраста //Научная гипотеза. 2018. № 5. С. 10-15.Игнатенко И.В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения Российской Федерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А.И. Герцена. 2016. № 73. С. 45-49.Михалкина Е.В. Принципы, механизмы и эффективность современной системы пенсионного обеспечения // TerraEconomicus. 2016. № 3. С. 54-63.Павлова Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. - 2017. - №49. - С. 194-197.Пудовкин А.В.Анализ системы пенсионного обеспечения СССР // Вестник МГИМО Университета. – 2015. - №2 (41). – 217-223Раменский С.Е., Раменская Г.П, Раменская В.С. Повышение статуса российских пенсионеров путем привлечения к квалифицированному, общественно значимому труду // Бюллетень науки и практики. – 2017. - № (17). – с 235-242, Симонов А.Н. Соцзащита и проблемы системы пенсионного обеспечения пожилых людей в современной РФ // Вестник ВГУ.2016. № 1. С. 100-102.Чернявская Е.Ю. Целесообразность пенсионного возраста в России при управлении человеческими ресурсами // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 131-135., Электронные ресурсыБюджет Пенсионного фонда РФ на 2017 и на плановый период 20118 и 2019 годов [электрон. текстовые данные]. – Режим доступа: http://regulation.gov.ru/projects#npa= 55478Возраст несогласия [Электронный ресурс] // Российская Газета RG.RU. – 2017. – Режим доступа URL: http://www.rg.ru/2015/10/20/dz-site.htmlГолодец: Пенсионный возраст в ближайшее время повышать не планируется [Электронный ресурс] // Российская Газета RG.RU. – 2017. – Режим доступа URL: http://www.rg.ru/2015/12/03/vozrast-anons.htmlИсследования НАФИ финансовой грамотности россиян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nacfin.ru.Кудрин: Повышение пенсионного возраста в России принесет дивиденды [Электронный ресурс] // РИАНОВОСТИ. – 2017. – Режим доступа URL: http://ria.ru/economy/20160113/1359156768.htmМатвиенко призвала не спешить с повышением пенсионного возраста [Электронный ресурс] // Российская Газета RG.RU. – 2017. – Режим доступа URL: http://www.rg.ru/2015/10/01/matvienko-site.htmlМатериалы Центрального Банка РФ и Минфина по реформе пенсионной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/04/ 28/639428-pensionnoi-reformi#/galleries/ 140737492733214/normal/1.Минтруд: Численность населения трудоспособного возраста сократится на 4 млн. человек [Электронный ресурс] // БИЗНЕСONLINE. – 2017. – Режим доступа URL: http://www.business-gazeta.ru/article/93731/Минфин предлагает повысить пенсионный возраст уже в 2016 году – СМИ [Элек- тронный ресурс] // Аргументы и факты – 2017. – Режим доступа URL: http://www.aif.ru/money/economy/minfin_predlagaet_povysit_pensionnyy_vozrast_uzhe_v_201 6_godu_smiНовый формат НПФ, или Как негосударственные пенсионные фонды станут акционерными обществами // ГАРАНТ.РУ/ - Режим доступа: http://www.garant.ru/article/523869/ - 25.02.2017 ПФР. Изменения в пенсионной системе в 2017 году [Электронный ресурс], - http://www.pfrf.ru/branches/krasnoyarsk/news~2018/01/11/127861Федеральная служба государственной статистики. Пенсионное обеспечение [Электронный ресурс], - http://www.gks.ru/Приложение 1 Классификация пенсионного обеспечения в миреКлассификация пенсионного обеспеченияПо способу финансирования пенсионной системыПо масштабу распространенияПо форме образования средств для финансирования пенсионных выплатПо форме собственности пенсионных средствБюджетный способ Общенациональное Обязательное Государственное Налоговый Профессиональное Добровольное Негосударственное Страховой Территориальное Индивидуальное (личное) Приложение 2Современная структура пенсионной системы РоссииСтруктура пенсионной системы РФНегосударственное пенсионное обеспечение – назначение и выплаты негосударственных пенсий за счет добровольных пенсионных взносов вкладчиков, по условиям договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных между вкладчиками и негосударственными пенсионными фондамиОбязательное пенсионное страхование – назначение и выплата трудовых пенсий за счет обязательных страховых взносов работодателей и дополнительных взносов застрахованных лиц, государства и работодателей по программе софинансирования, а также средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии Государственное пенсионное обеспечение – назначение и выплаты государственных пенсий из средств федерального бюджета государственным служащим, военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособным гражданам (инвалидам)Приложение 3Схема взаимодействия НПФ и ПФРРаботодатель Страховые взносыПенсионный фонд Пенсионные накопленияНегосударственный пенсионный фондПриложение 4Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечениюПенсии по государственному пенсионному обеспечениюПенсия по инвалидностиПенсия по потере кормильцаСоциальная пенсияПенсия по старостиПенсия за выслугу летПриложение 5Функции пенсионной системыВоспроизводственная Социальная Функции пенсионной системыПолитическая ПерераспределительнаяСтимулирующая Приложение 6Численность пенсионеров, получающих государственную пенсиюНаименование показателя2011201220132014201520162017Абсолютное отклонение, +/-Относительное отклонение, %Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, тыс. человек397064016240573410194145642729431773471108,74из них получающие пенсии: по старости324623298133451339503442235555360033541110,91по инвалидности2703258824902410231722672183-52080,76по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)1456140113621344133113951405-5196,50катастроф и члены их семей273284298302312332382109139,93федеральные государственные гражданские служащие4956626666716819138,78за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов)0000000летчики-испытатели11111110100,00социальные2762285129092946300731083134372113,47Приложение 7Структура пенсионеров, получающих пенсию, %Приложение 8Число работающих пенсионеров за 2011 -2017 гг.Наименование показателя2011201220132014201520162017Абсолютное отклонение, +/-Относительное отклонение, %Все работающие пенсионеры1238013030136691432514917152599883-249779,83в процентах к численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации31,232,433,734,93635,722,9-8,373,40из них получающие пенсии: по старости1134511995126261328013872141998791-255477,49по инвалидности831818806795773759679-15281,71по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) 1010111017234636460,00пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей10110511011311812714443142,57федеральные государственные гражданские служащие13151820202212-192,31за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов)00000000летчики-испытатели111111 -10,00социальные798697106116128211132267,09Приложение 9Величина назначенной государственной пенсии за 2011 -2017 гг.Наименование показателя2011201220132014201520162017Абсолютное отклонение, +/-Относительное отклонение, %Средний размер пенсии пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации,рублей7593,98272,79153,610029,710888,712080,917425,69831,7229,47из них получающие пенсии:по старости8165,88876,19790,110716,411569,112830,418172,510006,7222,54по инвалидности5136,55539,36106,36669,27209,98040,113253,78117,2258,03по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)4819,15333,159596598,67185,17924,913175,78356,6273,41пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей6855,97514,38402,68639,29779,210766,716261,19405,2237,18федеральные государственные гражданские служащие10968,611495,312422,914020,11555017186,422500,811532,2205,14за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов)56574,25663064057,4364283,5361989,6446260,3451872395297,8798,72летчики-испытатели51017,956311,364321,46770476855,485736,294308,443290,5184,85социальные4730,55206,459196446,47548,38302,413644,48913,9288,43Приложение 10Темп роста среднего размера пенсий, %Приложение 11Возраст выхода на пенсию в зарубежных странах и РоссииСтрана Возраст выхода на пенсию, летМужчины Женщины Австрия6560Великобритания 6560Германия6767Испания6565Канада6565Норвегия6767США6666Швейцария6565Швеция6564Япония6565Россия 6055Приложение 11 Средняя продолжительность жизни в зарубежных странах и РоссииСтрана Возраст выхода на пенсию Среднее значение Мужчины Женщины Австрия76,382,379,3Великобритания 76,281,378,75Германия7682,179,05Испания76,583,379,9Канада7783,980,45Норвегия76,583,379,9США75,28178,1Швейцария77,883,680,7Швеция78,48380,7Япония78,785,682,15Россия 667168,5
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017)// Российская газета от 7,8,9 февраля 1996 г. № 23,24,25
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Российская газета от 06.08.1998 г № 148-149
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831
5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6989
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))
7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920
8. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832
9. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах// Российская газета от 13.05.1998 г. №90
10. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20.02. 1992 № 8, ст. 366
11. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О службе в таможенных органах Российской Федерации"// Российская газета от 03.07.1997 г.
12. Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий"// Российская газета от 31.12.2015 № 297
13. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"// Российская газета от 26.02.1993 г.
II. Акты судебных органов:
14. Решение Верховного суда РФ от 01.09.2015 г. № АКПИ15-765 // http://legalacts.ru/doc/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-01092015-n/.
15. Определение КС РФ от 23 апреля 2015 г. № 757-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ТыхеевойМ.А. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”».// http://www.consultant.ru/
16. Определение КС РФ от 26 января 2017 г. № 42-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гольд О. В. на нарушение конституционных прав ее несовершеннолетних детей положениями статьи 10 Федерального закона “О страховых пенсиях”».// http://www.consultant.ru/
17. Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1990 г., N 30, ст. 415
18. Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" (утратил силу)//http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=396#0
III. Литература:
Учебники, монографии, брошюры
19. Бадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. Исторический опыт социальной работы в России. – М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС, 1994. – С. 98.
20. Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение : учебник / Н. Ю. Борисенко. – М.: Дашков и К, 2010. – 576 с.
21. Волков С. В. Русский офицерский корпус. – М.: Воениздат, 1993. – С.73
22. Гусаков Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России. – СПб.: ГИПСР, 2010. – С. 55.
23. Дегтярев Г. П. Пенсионные реформы в России. – М.: Академия, 2003. – С. 154.
24. Калашников С. В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003. – С.44.
25. Орлов-Карба П. А. Все о пенсионной реформе в России: монография. – М.: Гардарики, 2005. – С. 114.
Диссертации и авторефераты диссертаций
26. Волкова А. С. Оценка функций пенсионной системы в РФ : теоретические аспекты : автореф. дис. ... канд. эк. наук / А. С. Волкова. – Омск, 2012. – 28 с
Периодические издания
27. Базык Е.Ф. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - №7-4. – с.30-33
28. Безденежных Я.А., Савельева О.Е. О повышении пенсионного возраста в России // Юридический факт. – 2017. - №10. – с 9-11,
29. Габова А.А. История развития пенсионный системы России // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». – 2016. - №4.
30. Ефимова Т.И. Плюсы и минусы увеличения пенсионного возраста //Научная гипотеза. 2018. № 5. С. 10-15.
31. Игнатенко И.В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения Российской Федерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А.И. Герцена. 2016. № 73. С. 45-49.
32. Михалкина Е.В. Принципы, механизмы и эффективность современной системы пенсионного обеспечения // TerraEconomicus. 2016. № 3. С. 54-63.
33. Павлова Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. - 2017. - №49. - С. 194-197.
34. Пудовкин А.В.Анализ системы пенсионного обеспечения СССР // Вестник МГИМО Университета. – 2015. - №2 (41). – 217-223
35. Раменский С.Е., Раменская Г.П, Раменская В.С. Повышение статуса российских пенсионеров путем привлечения к квалифицированному, общественно значимому труду // Бюллетень науки и практики. – 2017. - № (17). – с 235-242,
36. Симонов А.Н. Соцзащита и проблемы системы пенсионного обеспечения пожилых людей в современной РФ // Вестник ВГУ.2016. № 1. С. 100-102.
37. Чернявская Е.Ю. Целесообразность пенсионного возраста в России при управлении человеческими ресурсами // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 131-135.,
Электронные ресурсы
38. Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2017 и на плановый период 20118 и 2019 годов [электрон. текстовые данные]. – Режим доступа: http://regulation.gov.ru/projects#npa= 55478
39. Возраст несогласия [Электронный ресурс] // Российская Газета RG.RU. – 2017. – Режим доступа URL: http://www.rg.ru/2015/10/20/dz-site.html
40. Голодец: Пенсионный возраст в ближайшее время повышать не планируется [Электронный ресурс] // Российская Газета RG.RU. – 2017. – Режим доступа URL: http://www.rg.ru/2015/12/03/vozrast-anons.html
41. Исследования НАФИ финансовой грамотности россиян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nacfin.ru.
42. Кудрин: Повышение пенсионного возраста в России принесет дивиденды [Электронный ресурс] // РИАНОВОСТИ. – 2017. – Режим доступа URL: http://ria.ru/economy/20160113/1359156768.htm
43. Матвиенко призвала не спешить с повышением пенсионного возраста [Электронный ресурс] // Российская Газета RG.RU. – 2017. – Режим доступа URL: http://www.rg.ru/2015/10/01/matvienko-site.html
44. Материалы Центрального Банка РФ и Минфина по реформе пенсионной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/04/ 28/639428-pensionnoi-reformi#/galleries/ 140737492733214/normal/1.
45. Минтруд: Численность населения трудоспособного возраста сократится на 4 млн. человек [Электронный ресурс] // БИЗНЕСONLINE. – 2017. – Режим доступа URL: http://www.business-gazeta.ru/article/93731/
46. Минфин предлагает повысить пенсионный возраст уже в 2016 году – СМИ [Элек- тронный ресурс] // Аргументы и факты – 2017. – Режим доступа URL: http://www.aif.ru/money/economy/minfin_predlagaet_povysit_pensionnyy_vozrast_uzhe_v_201 6_godu_smi
47. Новый формат НПФ, или Как негосударственные пенсионные фонды станут акционерными обществами // ГАРАНТ.РУ/ - Режим доступа: http://www.garant.ru/article/523869/ - 25.02.2017
48. ПФР. Изменения в пенсионной системе в 2017 году [Электронный ресурс], - http://www.pfrf.ru/branches/krasnoyarsk/news~2018/01/11/127861
49. Федеральная служба государственной статистики. Пенсионное обеспечение [Электронный ресурс], - http://www.gks.ru/
Вопрос-ответ:
Что такое пенсионная реформа?
Пенсионная реформа – это изменение и модернизация системы пенсионного обеспечения, которые могут включать в себя изменение пенсионного возраста, размера пенсий, стажевых требований и других параметров пенсионной системы.
Какие проблемы существуют в развитии пенсионного обеспечения в России?
Существуют такие проблемы, как демографический кризис, недостаток финансирования пенсионной системы, низкий уровень выплат пенсий, несоответствие пенсионных накоплений реальной инфляции и другие.
Какие пути развития пенсионного обеспечения предлагаются?
Возможные пути развития пенсионного обеспечения включают увеличение пенсионного возраста, повышение стажевых требований, изменение системы расчета пенсий, привлечение дополнительных источников финансирования и другие меры.
Каково значение пенсионной системы в современном мире?
Пенсионная система имеет важное значение для обеспечения социальной защиты и достойного уровня жизни пожилых граждан. Она помогает обеспечить стабильность и социальную справедливость в обществе.
Какая пенсионная система была в СССР?
В СССР существовала общая система государственного пенсионного обеспечения, в рамках которой все работающие граждане имели право на пенсию по достижении определенного возраста и стажа работы. Размер пенсии определялся по формуле, основанной на заработной плате и стаже работы.
Какие виды пенсионного обеспечения существуют?
Существует несколько видов пенсионного обеспечения: государственное, корпоративное и индивидуальное. Государственное пенсионное обеспечение предоставляется государством и финансируется из налогов. Корпоративное пенсионное обеспечение предоставляется работодателями и финансируется из собственных средств организаций. Индивидуальное пенсионное обеспечение - это форма накопления дополнительных пенсионных средств физическими лицами через страховые или инвестиционные продукты.
Какая роль пенсионной системы в современном мире?
Пенсионная система играет важную роль в современном мире. Она обеспечивает материальную поддержку пожилых граждан, формирует стабильный экономический фонд для развития страны, способствует социальной стабильности и снижению неравенства в обществе. Кроме того, пенсионная система способствует устойчивому развитию финансового рынка и стимулирует инвестиции в экономику.
Какие проблемы возникли в истории развития пенсионного обеспечения в России?
В истории развития пенсионного обеспечения в России возникали различные проблемы. Начиная с первых попыток введения пенсий в России в конце XIX века, система пенсионного обеспечения сталкивалась с проблемами финансирования, недостаточной стабильностью государственного бюджета, неравенством в размере пенсий, недоверием населения к пенсионной системе и т.д.
Каково современное состояние пенсионного обеспечения и какие проблемы существуют?
Современное состояние пенсионного обеспечения в России вызывает серьезные проблемы. Одной из главных проблем является демографический фактор - старение населения и сокращение численности трудоспособного населения. Это приводит к дефициту пенсионных фондов и необходимости увеличения пенсионного возраста. Кроме того, в системе пенсионного обеспечения присутствуют проблемы коррупции, неравенства в размере пенсий, сложности с переходом на накопительную систему и др.
Что такое пенсионная реформа?
Пенсионная реформа - это изменения в пенсионной системе, внесенные государством для улучшения ее эффективности и устойчивости. Реформы могут включать изменение возраста выхода на пенсию, размера пенсий, правил накопления пенсионных накоплений и других аспектов.