Максимальное потребление кислорода

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 38 38 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 23.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. МАКСИМАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА -
ПОКАЗАТЕЛЬ АЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА 5
1.1.1. Гендерные и возрастные особенности МПК 10
1.1.2. Показатели МПК в различных видах спорта 12
1.1.3. Пути повышения аэробных возможностей организма 14
1.2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ КИСЛОРОДА 18
1.2.1. Прямой метод измерения МПК 18
1.2.2. Непрямые методы определения МПК 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 28
3.1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МПК В НАЧАЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 28
3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕНЕНИЯ МПК
В ХОДЕ ТРЕНИРОВОК 29
ВЫВОДЫ 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Приложение 1 37

Фрагмент для ознакомления

-Повышается точность измерения физической работоспособности.- На основе табличных данных можно корректировать контрольные нормативы по выносливости.-Имея результат сдачи какого-либо контрольного норматива на выносливость,можно прогнозировать результат бега по близкой к нему дистанции.- Разработка простейших тестов по определению МПК является залогом массовых исследований.- Знание индивидуального показателя МПК позволяет тренирующемуся определитьсвой уровень физического состояния и принять решение о будущей программе повышения(если он находится в зоне «риска») или поддержания на определенном уровне своих физических кондиций[6].2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯИсследование проводилось в группе из 16 молодых девушек, возраст 18-20 лет, которые в течение 6 мес. 2-3 раза в неделю посещали занятия фитнесом.Тренировочная нагрузка составляла 70-80% ЧСС.Первое тестирование было проведено до начала занятий, для определения базового уровня подготовки. Показатель МПК определялся по максимальному результату забега на дистанцию 1 км. Повторное тестирование было проведено после 6 мес. тренировок. По результатам 1-го тестирования девушки были разделены на 2 группы – с уровнем МПК ниже среднего (35,0 – 41,9 мл/кг∙мин) и средним уровнем МПК (42,0 – 5 0,9 мл/кг∙мин).По результатам 2-го тестирования определялось изменение показателей МПК. Математическая обработка результатов проводилась с использованием программы Excel.ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ3.1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВМПК В НАЧАЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТАПо результатам тестирования до начала тренировок средняя величина МПК у девушек составляла 39,6±3,2 мл/кг∙мин. Девушек с МПК ниже среднего было 10 человек (62,5% от испытуемых), средняя величина МПК составила 37,5±1,9 мл/кг∙мин, они были отнесены к 1-ой группе испытуемых.Вторую группу составили 6 девушек, у которых исходный уровень МПК был средним, и составлял 43,2±1,0 мл/кг∙мин.Процентное соотношение девушек со средним и ниже среднего уровня МПК представлено на рис. 3.Рис. 3. Распределение группы девушек по уровню аэробных возможностей.Таким образом, до начала эксперимента большинство девушек имело уровень МПК ниже среднего. 3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕНЕНИЯ МПК В ХОДЕ ТРЕНИРОВОКВ ходе эксперимента были получены данные об увеличении аэробных возможностей девушек как 1-ой, так и 2-ой группы, что отразилось в увеличении показателей МПК.Данные прироста показателя МПК представлены на рис. 4.Рис. 4. Прирост МПК в ходе эксперимента.Через 6 мес. тренировок средняя величина МПК у девушек составляла 44,9±3,5 мл/кг∙мин, прирост составил 13,4% от исходного уровня. У девушек 1-ой группы средний показатель МПК составил 42,5±1,9 мл/кг∙мин, индивидуальный прирост составил 11,8%±1,9% от базового уровня (в среднем по группе 13,3%). У 2-х девушек показатель МПК, хотя и повысился, но остался на уровне «ниже среднего» (меньше 41,9 мл/кг∙мин). Таким образом, количество девушек с уровнем аэробных возможностей ниже среднего составило всего 12,5%. А 80% девушек 1-ой группы повысили свой уровень МПК с «ниже среднего» до «среднего». Различия в показателях МПК в начале и конце эксперимента были достоверными (p<0,01).У девушек 2-ой группы в конце эксперимента уровень МПК составил 49,5±1,5 мл/кг∙мин. Прирост показателя МПК составил 12,8%±1,9% (в среднем по группе 14,6%).Различия в показателях МПК в начале и конце эксперимента были достоверными (p<0,01).Таким образом, при измерении показателей МПК выявлено, что при регулярных тренировках с интенсивностью 70-80% ЧСС возрастает уровень аэробной производительности организма. ВЫВОДЫПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. 1.МПК является важным показателем, достоверно характеризующим уровень аэробных возможностей организма спорстмена. 2. МПК зависит от ряда физиологических факторов, которые определяют максимальные возможности двух функциональных систем (транспорта кислорода и его утилизации), и с высокой степенью определяется генетической предрасположенностью.3. МПК зависит от пола, возраста, спортивной специализации, соматотипа, соотношения типов мышечных волокон, реологических свойств крови. 4.Прирост аэробных возможностей организма в процессе тренировок обеспечивается не столько совершенствованием систем доставки кислорода к работающим мышцам, сколько повышением энергоэффективности митохондрий мышечных клеток. 5. Для целенаправленного повышения аэробной производительности применяется интервальный метод тренировок с высокой интенсивностью (ЧСС до 170 уд/мин).6. Для повышения МПК у квалифицированных спортсменов необходим комплексный подход, применяются биологически активные вещества для обеспечения эффективности метаболических процессов.5. Существуют прямые и непрямые методы определения МПК, различающиеся точностью и спектром применения. Наибольшее распространение в практической работе получили косвенные методы, не требующие специального оборудования и максимальных усилий спортсмена, как более доступные. 6. Собственное исследование выявило достоверное повышение уровня МПК у девушек после регулярных тренировок в течение 6 месяцев. ЛИТЕРАТУРААстахов, А. В. Экспресс-тестирование анаэробного порога и максимального потребления кислорода у квалифицированных спортсменов / А. В. Астахов, В. В. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 73-74.Биктимирова, А. А. Применение кардиореспираторного нагрузочного тестирования в спортивной медицине / А. А.Биктимирова, Н. В.Рылова, А. С. Самойлов // ПМ. — 2014. — №3 (79). — С. 50-53.Бишаева, А. А. Физическая культура: учебник / А. А. Бишаева. – М. : «Академия», 2012. – 304 с.Бочкарева, С.И.Физическая культура: учебно-методич.комплекс / С.И. Бочкарева[и др.]. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.Брель, Ю. И. Взаимодействие и адаптация систем энергообеспечения скелетных мышц при физических нагрузках / Ю.И. Брель// Проблемы здоровья и экологии. — 2014. — №3 (41). — С. 47-53Бянкин, В.В. Определение максимального потребления кислорода студентов на занятиях по физической культуре /В.В. Бянкин, Л.В. Бынкина// Ученые записки университета Лесгафта. — 2014. — №8 (114). — С. 42-48.Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 381 с.Верхошанский, Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость / Ю.В. Верхошанский. - М. : Советский спорт, 2014. – 80 с.Гамза, Н. А. Функциональные пробы в спортивной медицине / Н.А.Гамза. – Минск : БГУФК, 2010. – 59 с.Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Дубровский.— 2-е изд., доп. — М. : ВЛАДОС, 2002.—512 с.Картышева, С.И.Физиология физических упражнений : учебно-методич. пособие / С.И. Картышева. –Воронеж, 2012. – 176 с. –C. 65 сл.Криволапчук, И. А. Факторная структура энергообеспечения мышечной деятельности у девочек младшего школьного возраста / И.А. Криволапчук// Новые исследования. — 2011. — №28. — С. 89-30.Михайлов, П. В. Оценка функционального состояния системы микроциркуляции у лиц с разным уровнем аэробной работоспособности / П.В. Михайлов [и др.]// Ярославский педагогический вестник. — 2011. — №4. — С. 140-143.Мутаева, И.Ш. Показатели максимального потребления кислорода мальчиков 10-12 лет, занимающихся борьбой дзюдо и не занимающихся спортом, в течение учебного года / И.Ш. Мутаева// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2009. — №1 (10). — С. 110-117.Надеина, С.Я. Определение морфофункциональных особенностей у спортсменов с разными соматотипами по классификации Дж. Тэннера / С.Я. Надеина // Известия АлтГУ. — 2011. — №3-2. — С. 26-29.Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов : Метод. пособие / В.Г.Никитушкин. – М., 2009. – 116 с.Павлов, С.Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2009. – 54 с.Панков, М.В. Аэробные возможности высококвалифицированных хоккеистов / М.В. Панков // Вестник спортивной науки. — 2012. — №5. — С. 54-58.Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт , 2005. - 820 с.Радовицкая, Е.В. Повышение аэробных возможностей студентов, занимающихся на отделении плавания / Е.В. Радовицкая// Ученые записки университета Лесгафта. — 2010. — №7 (65). — С. 67-70.Рылова, Н. В. Уровень максимального потребления кислорода как показатель работоспособности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта / Н. В.Рылова, А. А.Биктимирова, А. С. Назаренко // ПМ. — 2014. — №9 (85). — С. 147-150.Сергиенко, Л.П. Непрямые методы определения максимального потребления кислорода (обзор) / Сергиенко Л.П. // Слобожанськийнауково-спортивнийвісник. — 2015. — № 1 (45). — С. 109-122.Серорез, Т. Б. Определение показателей физического здоровья студентов по характеристикам физической работоспособности, аэробной и анаэробной продуктивности их организма / Т.Б. Серорез // ППМБПФВС. — 2014. — №9. — С. 54-59.Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений / В. М.Смирнов, В. И.Дубровский — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.—608 с.Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — М.: Сов. спорт, 2012. — 620 с.Сорокин,С.Г. Формирование аэробных возможностей лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / С.Г. Сорокин // ОНВ. — 2014. — №4 (131). — С. 133-137.Спортивная медицина: национальное руководство / под ред. акад. РАН и РАИМН С.П. Миронова, проф. Б.А. Поляева, проф. Г.А. Макаровой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 1184 с.Теория и методика физической культуры / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2010. - 464 с.Физическая культура: лекционный курс. – Казань: КФУ, 2014. – 329 с.Хуббиев, Ш.З. Структура индивидуальной оздоровительной программы по физической культуре и технология ее разработки / Ш.З.Хуббиев, Т.Л. Незнамова // Теория и практика физической культуры. — 2015. — № 3.– С. 27-30.Ширковец, Е. А. Сравнение эффективности двух тестов определения максимума О2-потребления у спортсменов / Е.А. Ширковец // Вестник спортивной науки. — 2010. — №5. — С. 15-18.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Определение МПК по беговым дисциплинам на выносливость

1. Астахов, А. В. Экспресс-тестирование анаэробного порога и максимального потребления кислорода у квалифицированных спортсменов / А. В. Астахов, В. В. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 73-74.
2. Биктимирова, А. А. Применение кардиореспираторного нагрузочного тестирования в спортивной медицине / А. А. Биктимирова, Н. В. Рылова, А. С. Самойлов // ПМ. — 2014. — №3 (79). — С. 50-53.
3. Бишаева, А. А. Физическая культура: учебник / А. А. Бишаева. – М. : «Академия», 2012. – 304 с.
4. Бочкарева, С.И. Физическая культура: учебно-методич. комплекс / С.И. Бочкарева [и др.]. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.
5. Брель, Ю. И. Взаимодействие и адаптация систем энергообеспечения скелетных мышц при физических нагрузках / Ю.И. Брель // Проблемы здоровья и экологии. — 2014. — №3 (41). — С. 47-53
6. Бянкин, В.В. Определение максимального потребления кислорода студентов на занятиях по физической культуре / В.В. Бянкин, Л.В. Бынкина // Ученые записки университета Лесгафта. — 2014. — №8 (114). — С. 42-48.
7. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 381 с.
8. Верхошанский, Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость / Ю.В. Верхошанский. - М. : Советский спорт, 2014. – 80 с.
9. Гамза, Н. А. Функциональные пробы в спортивной медицине / Н.А.Гамза. – Минск : БГУФК, 2010. – 59 с.
10. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Дубровский.— 2-е изд., доп. — М. : ВЛАДОС, 2002.—512 с.
11. Картышева, С.И. Физиология физических упражнений : учебно-методич. пособие / С.И. Картышева. – Воронеж, 2012. – 176 с. – C. 65 сл.
12. Криволапчук, И. А. Факторная структура энергообеспечения мышечной деятельности у девочек младшего школьного возраста / И.А. Криволапчук // Новые исследования. — 2011. — №28. — С. 89-30.
13. Михайлов, П. В. Оценка функционального состояния системы микроциркуляции у лиц с разным уровнем аэробной работоспособности / П.В. Михайлов [и др.]// Ярославский педагогический вестник. — 2011. — №4. — С. 140-143.
14. Мутаева, И.Ш. Показатели максимального потребления кислорода мальчиков 10-12 лет, занимающихся борьбой дзюдо и не занимающихся спортом, в течение учебного года / И.Ш. Мутаева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2009. — №1 (10). — С. 110-117.
15. Надеина, С.Я. Определение морфофункциональных особенностей у спортсменов с разными соматотипами по классификации Дж. Тэннера / С.Я. Надеина // Известия АлтГУ. — 2011. — №3-2. — С. 26-29.
16. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов : Метод. пособие / В.Г.Никитушкин. – М., 2009. – 116 с.
17. Павлов, С.Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2009. – 54 с.
18. Панков, М.В. Аэробные возможности высококвалифицированных хоккеистов / М.В. Панков // Вестник спортивной науки. — 2012. — №5. — С. 54-58.
19. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт , 2005. - 820 с.
20. Радовицкая, Е.В. Повышение аэробных возможностей студентов, занимающихся на отделении плавания / Е.В. Радовицкая // Ученые записки университета Лесгафта. — 2010. — №7 (65). — С. 67-70.
21. Рылова, Н. В. Уровень максимального потребления кислорода как показатель работоспособности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта / Н. В. Рылова, А. А. Биктимирова, А. С. Назаренко // ПМ. — 2014. — №9 (85). — С. 147-150.
22. Сергиенко, Л.П. Непрямые методы определения максимального потребления кислорода (обзор) / Сергиенко Л.П. // Слобожанський науково-спортивний вісник. — 2015. — № 1 (45). — С. 109-122.
23. Серорез, Т. Б. Определение показателей физического здоровья студентов по характеристикам физической работоспособности, аэробной и анаэробной продуктивности их организма / Т.Б. Серорез // ППМБПФВС. — 2014. — №9. — С. 54-59.
24. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.—608 с.
25. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — М.: Сов. спорт, 2012. — 620 с.
26. Сорокин, С.Г. Формирование аэробных возможностей лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / С.Г. Сорокин // ОНВ. — 2014. — №4 (131). — С. 133-137.
27. Спортивная медицина: национальное руководство / под ред. акад. РАН и РАИМН С.П. Миронова, проф. Б.А. Поляева, проф. Г.А. Макаровой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 1184 с.
28. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2010. - 464 с.
29. Физическая культура: лекционный курс. – Казань: КФУ, 2014. – 329 с.
30. Хуббиев, Ш.З. Структура индивидуальной оздоровительной программы по физической культуре и технология ее разработки / Ш.З.Хуббиев, Т.Л. Незнамова // Теория и практика физической культуры. — 2015. — № 3.– С. 27-30.
31. Ширковец, Е. А. Сравнение эффективности двух тестов определения максимума О2-потребления у спортсменов / Е.А. Ширковец // Вестник спортивной науки. — 2010. — №5. — С. 15-18.

Вопрос-ответ:

Что такое максимальное потребление кислорода и как оно определяется?

Максимальное потребление кислорода (МПК) является показателем аэробных возможностей организма и отражает максимальное количество кислорода, которое человек или животное может потребить в единицу времени при максимальной физической нагрузке. Определение МПК осуществляется с помощью прямых и непрямых методов.

Какие гендерные и возрастные особенности влияют на максимальное потребление кислорода?

Максимальное потребление кислорода может различаться у мужчин и женщин, а также зависит от возрастных особенностей. Обычно у мужчин МПК выше, чем у женщин, в связи с более развитой мышечной массой и высокой активностью работы сердца. Кроме того, с возрастом МПК снижается, поскольку ухудшается работа сердечно-сосудистой системы и снижается мышечная активность.

Какие показатели максимального потребления кислорода характерны для различных видов спорта?

Показатели максимального потребления кислорода могут различаться в зависимости от вида спорта. Например, у выносливых спортсменов, таких как бегуны на длинные дистанции или велосипедисты, МПК может быть очень высоким. В то же время, у спортсменов силовых видов спорта, таких как гимнасты или весельщики, МПК может быть ниже, поскольку они используют больше анаэробных механизмов энергопроизводства.

Как можно повысить аэробные возможности организма?

Существует несколько способов повышения аэробных возможностей организма. Один из них - это систематические физические тренировки, включающие аэробные упражнения, такие как бег, плавание или велосипедная езда. Также важную роль играет правильное питание, включающее достаточное количество кислорода и питательных веществ. Кроме того, сон и режим дня также оказывают влияние на аэробные возможности организма.

Что такое максимальное потребление кислорода и какие это показатели?

Максимальное потребление кислорода (МПК) является показателем аэробных возможностей организма. Это количество кислорода, которое человек может потребить в единицу времени при максимальной физической нагрузке. МПК может быть разным для разных людей и зависит от пола, возраста и тренированности.

Какие гендерные и возрастные особенности влияют на максимальное потребление кислорода?

Гендерные и возрастные особенности имеют влияние на максимальное потребление кислорода. У мужчин обычно наблюдается более высокое МПК, чем у женщин. У детей МПК обычно ниже, чем у взрослых. С возрастом МПК также снижается.

Какие показатели максимального потребления кислорода характерны для различных видов спорта?

Показатели максимального потребления кислорода могут отличаться в зависимости от вида спорта. Например, у спортсменов, занимающихся аэробными видами спорта, такими как бег или плавание, МПК обычно выше, чем у спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта, такими как тяжелая атлетика. Это связано с различиями в тренированности и функциональных особенностях организма.

Как можно повысить аэробные возможности организма?

Существует несколько путей для повышения аэробных возможностей организма. Один из них - регулярная аэробная тренировка, такая как бег, плавание, велосипед или ходьба. Важно также следить за правильным питанием и обеспечивать организм достаточным количеством кислорода. Также важно учитывать индивидуальные особенности организма и консультироваться с тренером или специалистом в области спорта.

Какие методы используются для измерения максимального потребления кислорода?

Для измерения максимального потребления кислорода (МПК) применяются прямые и непрямые методы. Прямой метод - это непосредственное измерение количества потребленного кислорода при физической нагрузке через специальное оборудование. Непрямые методы основаны на измерении других параметров, таких как пульс или объем вдыхаемого воздуха, и расчете МПК по соответствующим формулам.

Какие факторы влияют на максимальное потребление кислорода организмом?

Максимальное потребление кислорода организмом зависит от гендерных и возрастных особенностей, а также от вида спорта, который человек занимает.

Какие спортивные виды характеризуются высоким показателем максимального потребления кислорода?

Высокие показатели максимального потребления кислорода наблюдаются, например, у лыжников, бегунов, велосипедистов и других спортсменов, чья деятельность связана с длительными физическими нагрузками.

Какие методы используются для измерения максимального потребления кислорода?

Для измерения максимального потребления кислорода применяются прямой метод, который включает прямую оценку потребления кислорода через дыхательные газы, и непрямые методы, такие как тест на беговой дорожке или велоэргометр.