Манипуляция как способ психологического влияния в межличностных отношениях подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 46 46 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 26.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Социально-психологическое влияние: теоретический аспект 4
1.1 Сущность, структура и цели влияния в психологических исследованиях 4
1.2 Виды манипуляции в подростковых межличностных отношениях 12
1.3 Способы противодействия манипуляции в межличностных отношениях подростков 18
Глава 2. Эмпирическое исследование манипуляции как способа психологического влияния в межличностных отношениях подростков 22
2.1 Организация исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования 24
Выводы 33
Рекомендации 34
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 46

Фрагмент для ознакомления

Рекомендации по группе риска.
Следует проводить работу в группе в направлении снижения агрессивных тенденций, попытках противопоставлять себя обществу, уровня деликвентного поведения и прилагать усилия в снижении тревожности и закрытости учеников.

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов исследования мальчиков и девочек 9Б и 9 В класса
  мальчики девочки t-критерий df p-уровень Преодоление Норм 49,04 46,75 0,62 33,00 0,54 Адиктивность 44,69 48,13 -0,78 32,00 0,44 Самоповреж-дающее поведение 51,23 41,00 2,22 16,00 0,04 склонность к Агрессии и насилию 48,89 47,63 0,26 33,00 0,80 контроль Эмоц. Реакций 48,04 48,38 -0,08 34,00 0,94 склонность к делинквент-ному поведению 47,46 50,38 -0,71 34,00 0,48

Рисунок 1.
Как видно из таблицы 1 статистически достоверные отличия по показателям исследования мальчиков и девочек 9Б и 9 В класса получены по переменной самоповреждающее поведение. Показатели мальчиков выше показателей девочек, то есть мальчики данной выборки более склонны к агрессии, направленной на себя.
Таблица 2. Сравнительный анализ результатов исследования учеников 9Б и 9 В класса

  9б 9В t-критерий df p-уровень Преодоление Норм 49,39 47,59 0,58 33,00 0,57 Адиктивность 47,61 43,13 1,22 32,00 0,23 Самоповреж-дающее поведение 48,39     16,00   склонность к Агрессии и насилию 49,72 47,41 0,56 33,00 0,58 контроль Эмоц. Реакций 49,78 46,44 0,91 34,00 0,37 склонность к делинквент-ному поведению 50,72 45,50 1,58 34,00 0,12

Рисунок 2.
Как видно из таблицы 2 статистически достоверных отличий по показателям исследования учеников 9Б и 9 В класса не выявлено. Показатели учеников 9Б класса выше показателей учеников 9В класса по всем переменным, то есть ученики 9Б класса более склонны к деликвентному поведению.

Выводы
В классе отмечается выраженность агрессивных тенденций почти у половины учащихся и только лишь у одного агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому класс не является особо агрессивным. В этом классе присутствует низкий уровень деликвентного поведения. Отсутствие низкого контроля и следование общепринятым нормам и правилам в группе у большинства учеников. Весьма сомнительны некоторые результаты ответов учащихся, что заставляет критически относиться к полученным результатам. Так как в этом классе присутствуют лица, стоящие на учёте в комнате по делам несовершеннолетних.
Статистически достоверные отличия по показателям исследования мальчиков и девочек 9Б и 9 В класса получены по переменной самоповреждающее поведение. Показатели мальчиков выше показателей девочек, то есть мальчики данной выборки более склонны к агрессии, направленной на себя.
Статистически достоверных отличий по показателям исследования учеников 9Б и 9 В класса не выявлено. Показатели учеников 9Б класса выше показателей учеников 9В класса по всем переменным, то есть ученики 9Б класса более склонны к деликвентному поведению.
Таким образом, удалось подтвердить, что существует выраженность связи определенных типов манипуляции в межличностных отношениях с интрагрупповым статусом.
Рекомендации
Для оказания психологической помощи подросткам, попавшим под манипулирование необходимо: определить эффективные формы и методы.
Система мероприятий по профилактике зависимого от манипулятора поведения подростков состоит из 3 направлений в: 1- работа с родителями; 2 - работа с педагогами; 3- работа с подростками.
Направление I – работа с родителями
Цель Содержание Форма работы Рассмотреть типы неправильного семейного воспитания, которые формируют личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в поведении подростков. «Стили семейного воспитания»
семинар-практикум Рассмотреть развитие детско-родительских отношений c рождения до настоящего момента. Выявить различия в отношениях на разных этапах развития ребенка. Обосновать эти изменения. Вечер воспоминаний.
-Год рождения моего ребенка - каким он был, этот год?
-Первые книжки ребенка.
-Праздники нашей семьи.
-Фотографии нашего детства. Проведение вечера в форме ток-шоу «Пусть говорят» Рассмотреть стратегии поведения родителей в конфликтной ситуации c подростками и способы разрешения некоторых спорных вопросов. «Спорные и конфликтные ситуации с подростками».
-Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
-Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
-Соблазны и пути их преодоления Беседа, дискуссия Родительский брейн - ринг Рассмотреть типичные способы коммуникации родителей c подростками оказывающие влияние на развитие личности подростка. «Коммуникативная компетентность родителей в общении c подростками»
Дискуссия Задать все интересующие вопросы привлеченным специалистам (психолог, юрист, врач и участковый, ПДН)  Вечер вопросов и ответов. Пресс-конференция Направление II – работа с педагогами
Цель Содержание Форма работы Рассмотреть типы стилей педагогического общения и как они влияют на развитие личности подростка.
«Стили общения в педагогическом процессе». «круглый стол» Рассмотреть, что такое коммуникативная компетентность, как выстраивать контакт c подростком, и методы разрешения педагогических конфликтов.
«Коммуникативная компетентность». Семинар-практикум Рассмотреть индивидуально-психологические особенности подростка и приемы педагогического воздействия, которые могут корректировать поведение учащихся. «Выбор приема педагогического воздействия на подростка c учетом его индивидуально-психологических особенностей». Малый педсовет классных руководителей. - обмен опытом;
- выработка общего мнения. Практический семинар педагогов, посвященный проблемам девиантного поведения «мастер класс»
Направление III – работа с подростками
Цель Содержание Форма работы Формирование отношения к преступлению как к страшному деянию; воспитание правовой грамотности учащихся, гражданско-патриотических качеств личности подростка. «Почему подросток совершает преступление?»

«Подростковая преступность»
«Что за это будет?» Классный час (правовая беседа-диалог)
Выявить причину возникновения конфликта, рассмотреть особенности поведения в конфликтной ситуации, сформировать приоритеты культуры общения. «Бесконфликтное общение»
«Эти вредные конфликты» Моделирование ситуации Рассмотреть последствия пагубных привычек, выявить причинно-следственные связи зависимости, сформировать приоритеты здорового образа жизни. «Скажи наркотикам «Нет!»
«О вреде курения»
«Здоровый образ жизни» Классный час в форме ток-шоу Помочь осознать влияние слов на жизнь человека, развить ответственность к своим словам Сквернословие Классный час Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности. «познай себя» Тренинг
При работе с подростками с зависимым от манипулятора поведением, необходимо учитывать:
Лабильность психики, перепады настроения, легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали
Способность специфически реагировать на психогенные воздействия
Повышенную способность к вытеснению
Неспособность оценить ущерб, наносимый своему здоровью и окружающим
Высокий нереалистичный уровень притязаний
Тенденцию к протесту в отношении запретов
Потребность в покое и расслаблении
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что есть выраженность связи определенных типов манипуляции в межличностных отношениях с интрагрупповым статусом, подтвердилась.
Взаимоотношения с остальными членами коллектива принимаются людьми близко к сердцу, глубоко переживаются ими. Неудовлетворенность этими отношениями является главным источником аффективных переживаний людей. Люди с повышенным уровнем тревожности, неуверенны в себе, находятся в постоянном психическом перенапряжении, испытывают беспокойство в самых разных жизненных ситуациях. Тревожные люди не пользуются популярностью в группе, из-за своей безынициативности и, следовательно, они не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.
Формы поведения, возникающие у людей в связи с неправильно сложившимися взаимоотношениями, мешают нормальной жизни в группе, вызывают нарекания остальных членов коллектива и руководства и тем самым еще более усугубляют плохое положение человека в коллективе.
Целью каждого человека в жизни является самоопределение и стремление занять соответственную позицию по отношению к другим членам коллектива. Та или иная позиция устанавливается в течении длительного и сложного процесса. Поэтому ориентация на достижение высокого социального статуса стимулирует социальную активность личности, и именно такие личностные качества как четкость и инициативность помогают в определении позиции по отношению к другим индивидам.
Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе личных взаимоотношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Существуют различия между личным и социальном статусом. Социальный статус относится к позиции человека в обществе (это уважение, которым он пользуется среди коллег и т.п.). Присвоение личного статуса происходит на неофициальном уровне (реализуется в повседневных житейских ситуациях в проявлении чувств любви, уважения к данному индивиду).
Личный статус, как положение человека в группе, есть социальный процесс и подобно социальному может быть приобретен только при взаимодействии индивида с другими членами группы. Человек, обладающий социальным статусом не обязательно обладает личным статусом в определенной группе, и наоборот.
В классе отмечается выраженность агрессивных тенденций почти у половины учащихся и только лишь у одного агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому класс не является особо агрессивным. В этом классе присутствует низкий уровень деликвентного поведения. Отсутствие низкого контроля и следование общепринятым нормам и правилам в группе у большинства учеников. Весьма сомнительны некоторые результаты ответов учащихся, что заставляет критически относиться к полученным результатам. Так как в этом классе присутствуют лица, стоящие на учёте в комнате по делам несовершеннолетних.
Статистически достоверные отличия по показателям исследования мальчиков и девочек 9Б и 9 В класса получены по переменной самоповреждающее поведение. Показатели мальчиков выше показателей девочек, то есть мальчики данной выборки более склонны к агрессии, направленной на себя.
Статистически достоверных отличий по показателям исследования учеников 9Б и 9 В класса не выявлено. Показатели учеников 9Б класса выше показателей учеников 9В класса по всем переменным, то есть ученики 9Б класса более склонны к деликвентному поведению.

Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991, с. 299.
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально психологические проблемы. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. – 396 с.
Агеев В.Г. Структура мотивации поведения.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988., с.5-8.
Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста.// Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1984.
Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра : возможности и области применения.// Вестник высшей школы. 1987.№ 7.
Алексеев Н.Г., Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как форма и метод комплексной подготовки и развития руководителей и специалистов./ 3-й Всесоюзный научно-практический семинар по психологическому обеспечению АСУ. Тбилиси,1985.
Алексеева Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания: Дисс....канд. психол. наук. М., 1988.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. в 2-х томах.т.1.,М., 2003,232 с.
Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 2005
Андреева Г.М. Современная социальная психология. М., 2001, с. 361.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 2004.- 313 с.
Анциферова Л.И. Психология повседневности : жизненный мир личности и "техники" ее бытия.//Психологический журнал. 1993.Т.14. №2, с.3.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.- М., 1986. - 96.с.
Березин Ф.С. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.С. Березин. – л.: ЛГК, 1988. – 270 с.
Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 2003
Богин В.Г. Обучение рефлексии на материале интерпретации текстов как условие формирования творческой личности школьника.// Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск,1990.Ч.2.
Бодалев А.А. Личность и общение. М., Педагогика, 2006. с.272.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь – справочник по психологической диагностике. — Киев.: Наукова думка, 2004. – 415 с.
Василюк Ф.Е. Переживание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении: Тезисы докл. и сообщ./ Под ред.И.С.Ладенко. Новосибирск,1984, с. 125-126./
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений – М.: Изд-во МГУ, 2004, 396 c.
Выготский Л.С. Собр.соч. Т.5, М., 2003.
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2004., 487 c.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 2006
Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дисс....канд. психол. наук. М., 1983, с.24.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2001. 412 с.
Зинченко А.П. Рефлексия в организационно-деятельностных играх.// Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984.
Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Дис...канд. психол. наук.-СПб., 1994, 218 с.
Кон И.С.Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 2003, т.2., № 3
Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А./ – Ростов.: Альянс, 2004, 389 с..
Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук., М., 1984
Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. – Мн.: Слово, 2004., с.118
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.
Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2003
Литвинова Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях. (на материале смены профессии) : Дис...канд. психол. наук. М.,1992, 162 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004
Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 2000.- 487с.
Лушкаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга. : Дис....канд. психол. наук. М.,1989.
Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. Изд-во МГУ, 1982, с. 21.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Питер, 2004, с.512
Немов Р.С. Общие основы психологии. Т 1. – М.: Просвещение, 1995 – 412 с.
Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов./ – М.: Просвещение, 2005. – 325 с.
Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001, 576 с.
Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 8-е изд., перераб. и доп./ – М.: Педагогика - Пресс, 1996. – 440 с.
Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:Педагогика - Пресс, 2001
Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
Психотерапевтическая энциклопедия. /ред. Б. Д. Карвасарский/ – СПб.: «Питер», 1998. – 612 с.
Рефлексия в науке и обучении: Тез. докл. и сообщ. к научной конф./ Ред. И.С.Ладенко и др. Новосибирск, 1984.
Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности.//Проблемы рефлексии. Совр. комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. с.160.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.
Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Н.,1986.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
Столин В.В. Самосознание личности. М.,1986.
Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Слово, 2004.- 214с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 378 с.
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Самарский университет, 1995. – 340 с.
Приложение
Сводная таблица результатов исследования
Фамилия, имя Достовер-ность   Преодоление Норм Адиктивность Самоповреж-дающее поведение склонность к Агрессии и насилию контроль Эмоц. Реакций склонность к делинквент-ному поведению 1   1 37 28 35 39 30 32 2 50 0 46 44 43 41 48 41 3 58 1 56 64 67 72 62 66 4 74 0 40 50 26 34 44 43 5 58 1 46 33 54 51 44 39 6 58 0 56 57 45 48 48 57 7 35 1 56 59 54 39 51 50 8 35 0 40 55 54 51 48 53 9 58 1 46 30 56 39 33 34 10 55 1 46 46 54 46 51 43 11 35 0 40 28 35 55 58 46 12 50 0 43 62 56 74 65 66 13 58 1 56 57 45 53 69 64 14 65 1 56 42 43 34 37 39 15 62 0 49 35 51 46 48 48 16 58 0 63 53 54 58 58 62 17 55 1 63 57 54 60 51 62 18 58 0 50 57 45 55 51 68       Преодоление Норм Адиктивность Самоповреж-дающее поведение склонность к Агрессии и насилию контроль Эмоц. Реакций склонность к делинквент-ному поведению 1   1 56 53   77 62 50 2   1 59 48   58 58 48 3   0 46 39   36 33 39 4   1 46 50   62 48 48 5   1 56 42   51 37 34 6   0 63 66   55 51 59 7   0 34 39   55 58 46 8   0 46 39   31 37 41 9   1 40 44   53 55 50 10   0         69 59 11   0 63 42   53 55 37 12   1 40 33   36 48 46 13   0 63     51 40 53 14   1 43 48   48 40 50 15   0 37 33   31 30 34 16   1 40 44   39 37 43 17   0 34 35   41 30 39 18   1 43 35   29 48 43
Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 1. М.: "Мысль", 1990; Диалог «Менон».
Аристотель. Сочинения. В 4 т. Том 1. М.: «Мысль», 1976.
Мерло-ПонтиМ.Феноменология восприятия. 1945.Санкт-Петербург: "Ювента" "Наука", 1999
Коноваленко А.В.Психология политической рекламы. - Ростов н/Д., 2005
Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: Академический проект, 2011.
Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. - М.: Владос, 2004.
Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.
Аронсон Э., Пратканис Э. Р. - Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Меткин М.В. Конфликтология. Глава 11. - СПб.: СПбГУТ, 2001.
Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.
З. Фрейд. Психология масс и анализ человеческого "Я". – СПб.: Азбука-классика, 2010.
Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. Глава 10. - М.: Аспект-Пресс, 2000.
Михайловский Н. К.Герои и толпа. В 2-х томах. Москва, Директ-Медиа, 2010.
Тард Г. Законы подражания. — СПб, 1892.












47

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991, с. 299.
2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально психологические проблемы. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. – 396 с.
3. Агеев В.Г. Структура мотивации поведения.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988., с.5-8.
4. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста.// Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1984.
5. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра : возможности и области применения.// Вестник высшей школы. 1987.№ 7.
6. Алексеев Н.Г., Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как форма и метод комплексной подготовки и развития руководителей и специалистов./ 3-й Всесоюзный научно-практический семинар по психологическому обеспечению АСУ. Тбилиси,1985.
7. Алексеева Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания: Дисс....канд. психол. наук. М., 1988.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. в 2-х томах.т.1.,М., 2003,232 с.
9. Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 2005
10. Андреева Г.М. Современная социальная психология. М., 2001, с. 361.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 2004.- 313 с.
12. Анциферова Л.И. Психология повседневности : жизненный мир личности и "техники" ее бытия.//Психологический журнал. 1993.Т.14. №2, с.3.
13. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.- М., 1986. - 96.с.
14. Березин Ф.С. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.С. Березин. – л.: ЛГК, 1988. – 270 с.
15. Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 2003
16. Богин В.Г. Обучение рефлексии на материале интерпретации текстов как условие формирования творческой личности школьника.// Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск,1990.Ч.2.
17. Бодалев А.А. Личность и общение. М., Педагогика, 2006. с.272.
18. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь – справочник по психологической диагностике. — Киев.: Наукова думка, 2004. – 415 с.
19. Василюк Ф.Е. Переживание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении: Тезисы докл. и сообщ./ Под ред.И.С.Ладенко. Новосибирск,1984, с. 125-126./
20. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений – М.: Изд-во МГУ, 2004, 396 c.
21. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.5, М., 2003.
22. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2004., 487 c.
23. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 2006
24. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дисс....канд. психол. наук. М., 1983, с.24.
25. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2001. 412 с.
26. Зинченко А.П. Рефлексия в организационно-деятельностных играх.// Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984.
27. Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Дис...канд. психол. наук.-СПб., 1994, 218 с.
28. Кон И.С.Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 2003, т.2., № 3
29. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А./ – Ростов.: Альянс, 2004, 389 с..
30. Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук., М., 1984
31. Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. – Мн.: Слово, 2004., с.118
32. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.
33. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2003
34. Литвинова Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях. (на материале смены профессии) : Дис...канд. психол. наук. М.,1992, 162 с.
35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004
36. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 2000.- 487с.
37. Лушкаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга. : Дис....канд. психол. наук. М.,1989.
38. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. Изд-во МГУ, 1982, с. 21.
39. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Питер, 2004, с.512
40. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т 1. – М.: Просвещение, 1995 – 412 с.
41. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов./ – М.: Просвещение, 2005. – 325 с.
42. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657
43. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001, 576 с.
44. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 8-е изд., перераб. и доп./ – М.: Педагогика - Пресс, 1996. – 440 с.
45. Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:Педагогика - Пресс, 2001
46. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
47. Психотерапевтическая энциклопедия. /ред. Б. Д. Карвасарский/ – СПб.: «Питер», 1998. – 612 с.
48. Рефлексия в науке и обучении: Тез. докл. и сообщ. к научной конф./ Ред. И.С.Ладенко и др. Новосибирск, 1984.
49. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности.//Проблемы рефлексии. Совр. комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
51. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. с.160.
52. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.
53. Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Н.,1986.
54. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
55. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1986.
56. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Слово, 2004.- 214с.
57. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 378 с.
58. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Самарский университет, 1995. – 340 с.

Вопрос-ответ:

Каковы цели влияния в психологических исследованиях на тему манипуляции как способа психологического влияния в межличностных отношениях подростков?

В психологических исследованиях на тему манипуляции в межличностных отношениях подростков целью влияния является выявление причин, механизмов и последствий использования манипуляции в подростковой среде. Исследователи также стремятся определить эффективные способы противодействия манипуляции и разработать рекомендации для помощи подросткам в общении и установлении здоровых отношений.

Какие виды манипуляции могут быть применены в подростковых межличностных отношениях?

В подростковых межличностных отношениях могут быть использованы различные виды манипуляции, такие как манипуляция через эмоции (например, вызывание вины или жалости), манипуляция через информацию (например, искажение фактов или скрытие информации), манипуляция через власть (использование своего статуса или влияния) и манипуляция через обещания и угрозы (например, обещание награды или угроза наказания).

Какова сущность и цели манипуляции в межличностных отношениях подростков?

Сущность манипуляции в межличностных отношениях подростков заключается в использовании уловок и тактик для достижения собственных целей или контроля над другими людьми. Цели манипуляции могут быть различными - от получения внимания и уважения до установления власти и контроля над окружающими.

Какие виды манипуляции могут использоваться в подростковых межличностных отношениях?

В подростковых межличностных отношениях можно выделить различные виды манипуляции, такие как манипуляция эмоциями, манипуляция информацией, манипуляция вниманием и манипуляция поведением. Эти виды манипуляции могут устанавливать контроль над другими подростками и использоваться для достижения собственных целей.

Какими способами можно противодействовать манипуляции в межличностных отношениях подростков?

Для противодействия манипуляции в межличностных отношениях подростков можно использовать несколько способов. Одним из них является установление границ и ясное выражение своих потребностей. Также важно развивать эмоциональную интеллектуальность и умение распознавать манипулятивные тактики. Также стоит стремиться к взаимопониманию и доверию в отношениях с другими подростками.

В чем состоит сущность и цель манипуляции в межличностных отношениях подростков?

Сущность манипуляции в межличностных отношениях подростков заключается в использовании различных психологических приемов для влияния на других и достижения своих целей. Цели манипуляции могут быть разными - от установления контроля над другими подростками до удовлетворения собственных потребностей и желаний.

Какие способы противодействия манипуляции в межличностных отношениях подростков можно использовать?

Чтобы противодействовать манипуляции в межличностных отношениях подростков, полезно осознавать свои потребности и устанавливать границы. Также важно обучаться умению распознавать манипулятивные тактики и развивать эмоциональную интеллектуальность. Необходимо стремиться к взаимопониманию и поддержке в отношениях с другими подростками.

Каковы основные цели манипуляции в межличностных отношениях подростков?

Основные цели манипуляции в межличностных отношениях подростков могут быть разные - от достижения своих интересов и получения выгоды до контроля над другим человеком или поддержания своей власти.