Законодательная техника и законодательные технологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 32 32 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 26.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие, объект, назначение и содержание законодательной техники 6
1.2. Развитие законодательной техники в РФ на современном этапе 13
Глава 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ И ВЕДОМСТВЕННОМ НОРМОТВОРЧЕСТВЕ МВД РФ 21
2.1. Современные подходы к нормотворчеству в системе МВД России 21
2.2. Законодательная техника и законодательные технологии в развитии уголовного права в инновационных условиях развития общества 27
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

В свете изменений в законодательстве, которое регулирует правоотношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, приведена в соответствие с ним ведомственная нормативная правовая база, обеспечивающая юридическое сопровождение хозяйственной деятельности в системе МВД России.
Важным моментом является и внедрение правовой подготовки в систему ведомственной профессиональной подготовки наряду со служебной и физической подготовкой. Личный состав органов, организаций и подразделений системы МВД России использует сегодня не только общедоступных справочных правовых систем, но и созданной ведомственной автоматизированной системы правового информирования, включающей в себя СТРАС «Юрист», СТРАС «Юрист-Регион» (акты территориальных органов), АИС «Иск» (судебные акты), АИС «Мониторинг», АИПС «Сопровождение проектов нормативных правовых актов и планов правоподготовительных работ».
В целом проводимая ведомством работа в сфере нормотворчества может быть оценена через разработку и изменение правовых актов.
Существует и ряд проблемных вопросов, которые требуют разработки стратегии их решения. Так, значительное количество нормативного материала, регламентирующего сферу деятельности органов внутренних дел не систематизировано. Имеет место наличие в нормах отдельных противоречий, которые вызывают закономерные трудности в надлежащем правоприменении. Имеют место пробелы в правовой регламентации деятельности органов и организаций в целом в системе МВД России, особенно на региональном и местном уровнях.
До сегодняшнего времени не завершена работа по созданию правовых основ реализации полицией законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях. Не налажено должное взаимодействие территориальных органов МВД России с региональными законодательными органами по вопросам нормотворческой деятельности.
Имеют место проблемы правовой регламентации разграничения компетенции подразделений, являющихся участниками договорно-правовых отношений.
Оценка показывает, что сегодня не достигнут требуемый уровень юридического сопровождения деятельности территориальных органов МВД России на местном уровне, отсутствует полный охват сотрудников органов внутренних дел доступом к актуальному нормативному материалу.
Анализируемая Концепция разработана ДПД МВД России. Она базируется на требованиях Федерального закона от 28.06.2014. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», Указа Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности РФ», Концепции общественной безопасности РФ (утв. Президентом РФ от 14.11.2013б№ Пр-2685), постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
Проект Концепции прошел обсуждение в правовых подразделениях территориальных органов МВД и на заседании Общественного совета при МВД России, Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой работы.
Целью Концепции определено достижение более совершенного, основанного на использовании высоких технологий уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России. Этот уровень должен позволить сотрудникам полиции эффективно осуществлять оперативно-служебную деятельность, а также своевременно реагировать через использование в первую очередь правовыми средствами на динамично меняющиеся общественные отношения в пределах компетенции МВД.
Согласно Концепции, правовое регулирование деятельности МВД России заключается в создании и поддержании надлежащих правовых условий для решения органами, организациями и подразделениями МВД России возложенных на них задач, выполнение функций по их реализации.
Как указывают авторы Концепции, стержневым компонентом ведомственного правового регулирования является правотворчество (нормотворчество).
В качестве приоритетных задач правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России на период 2017–2021 гг. в анализируемой Концепции закреплены:
- совершенствование нормотворческой деятельности на основе современных практик выявления потребностей в правовой регламентации;
- повышение эффективности правового контроля как средства укрепления законности в МВД России и обеспечения правомерности принимаемых управленческих решений, выраженных в правовых актах;
- повышение уровня договорно-правовой работы в хозяйственной сфере деятельности МВД России;
- совершенствование ведомственной организации правовой работы как необходимой составляющей правового регулирования юридического сопровождения деятельности МВД России.
Реализация настоящей Концепции обеспечивается через разработку и осуществление комплекса мер, носящих правовой и организационный характер, которые должны найти свое отражение в перспективном комплексном плане мероприятий по реализации Концепции.
ВЫВОДЫ:
В сфере развития ведомственного нормотворчества в системе МВД России существует ряд проблемных вопросов, которые требуют разработки стратегии их решения. Основной проблемой является значительное количество нормативного материала, регламентирующего сферу деятельности органов внутренних дел не систематизировано. Имеет место наличие в нормах отдельных противоречий, которые вызывают закономерные трудности в надлежащем правоприменении, дублирование норм и их противоречивость. Имеют место пробелы в правовой регламентации деятельности органов и организаций в целом в системе МВД России, особенно на региональном и местном уровнях.

2.2. Законодательная техника и законодательные технологии в развитии уголовного права в инновационных условиях развития общества

Необходимо отметить, что современное развитие техники и технологий ведет к «технизации» законодательства. Под явлением технизации следует понимать включение в юридический оборот значительного количества новых терминов и понятий. Поскольку право играет определяющую роль в жизни общества, данное обстоятельство требует научного подхода, оценки с точки зрения соответствия законодательной техники реалиям настоящего времени.
Наиболее важной в деятельности правоохранительных органов является отрасль права, регулирующая и охраняющая базовые общественные отношения – уголовное право.
Так, к примеру, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) появились разделы и главы, которые ранее не были известны уголовному законодательству, поскольку появились новые правоотношения. К примеру, социуму важно безопасное функционирование информационных вычислительных систем и компьютерных сетей.
Соответственно, правоотношения, которые складываются в обозначенной сфере, включены законодателем в уголовно-правовую охрану через криминализацию деяний, так появилась статья 159.6. УК РФ, которая предусмотрела наказание за мошенничество в сфере компьютерной информации, статья 187 УКРФ «Неправомерный оборот средств платежей», поддельными платежными картами, незаконное использование электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ. А также появилась целая глава - Глава 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации», которая охватывает преступления в этой относительно новой для законодателя сфере. Соответственно в теорию уголовного права вошли такие понятия, как «компьютерная информация», «компьютерная программа», «машинный носитель» и др.
В целях правильного и юридически грамотного формулирования составов преступлений от законодателя потребовалось знание существующей технической терминологии и ее адекватное введение в юридический текст уголовного закона.
Представляется, что в условиях активного расширения сферы регламентации уголовно-правовыми средствами общественных отношений все труднее обойтись без специальных исследований в области законодательной техники.
Необходимы новые исследования, которые должны базироваться на определенных принципах – как общеправовых, так и специфических, характерных для уголовно-правового законотворчества. Это принцип законности (и прежде всего – соответствия новых норм закона Конституции РФ), соответствия подзаконных актов нижестоящих государственных органов актам вышестоящих государственных органов; принципе приоритета общепризнанных принципов международного права; приоритете защиты прав и свобод, законных интересов граждан, а также социальной справедливости; научного подхода.

ВЫВОДЫ: развитие экономических, социальных, технологических отношений в обществе приводит к необходимости изменения уголовного законодательства, в которое вводится значительное количество новых терминов.
Задачей законодательной техники в данном контексте является адекватное формулирование новых понятий, чтобы они отражали сущность процессов и отношений.



Заключение

Законодательная техника представляет собой особый целостный феномен юридической реальности, комплексный способ законодательной деятельности. Законодательная техника как правовой феномен может быть определена следующим образом: это система языковых и логических приемов, методов, правил, а также процедур законодательной деятельности по созданию и принятию законодательных актов.
Законодательная техника в качестве компонентов включает в себя совокупность законодательных инструментов: это основанные на практике правотворчества и научно обоснованные правила, методы, средства и приемы, которые используются субъектами законодательного процесса для подготовки совершенных по форме, структуре, стилю изложения законодательных актов, с целью обеспечения наиболее полного и точного соответствия формы и содержания нормативных правовых актов.
Инструментарий законодателя может быть классифицирован по различным основаниям, предмету, назначению и содержанию.
Сегодня перед отечественными учеными и законодателями стоит основная задача обобщения, систематизации и конструирования более совершенных и эффективных правил юридической техники. Такие правила должны быть научно обоснованы и использоваться законодателями в целях нормативного регулирования, тем самым правоприменители смогут свободно пользоваться законодательной базой. Законодательство при этом является формой нормативного регулирования технических средств и операций правотворчества, которые весьма разнообразны и нуждаются в обобщении. Активное развитие новых экономических, социальных, технологических отношений в обществе приводит к необходимости изменения уголовного законодательства, в которое вводится значительное количество новых терминов.
Говоря о законодательных (нормообразующих) технологиях, необходимо отметить, что под законодательной технологией в научной литературе принято понимать стратегию законодателя (нормотворческого органа), которая базируется на соответствующих принципах, прогнозах, планировании. Законодательные технологии представляют собой систему внутренних и внешних юридически значимых действий субъектов правотворческого процесса по управлению ресурсами, средствами, приемами, способами и правилами, которые направлены на формирование нормативной базы соответствующего уровня.
МВД РФ, в частности, большое внимание уделяется выработке ведомственной нормотворческой стратегии. В сфере развития ведомственного нормотворчества в системе МВД России имеются неоспоримые достижения, однако, существует и ряд проблемных вопросов, которые в свою очередь требуют разработки стратегии их решения. Основной проблемой является значительное количество нормативного материала, регламентирующего сферу деятельности органов внутренних дел не систематизировано. Имеет место наличие в нормах отдельных противоречий, которые вызывают закономерные трудности в надлежащем правоприменении, дублирование норм и их противоречивость. Имеют место пробелы в правовой регламентации деятельности органов и организаций в целом в системе МВД России, особенно на региональном и местном уровнях.
Наиболее актуальной задачей законодательной техники в данном контексте является адекватное формулирование новых понятий, чтобы они отражали сущность процессов и отношений.
Список литературы


См.: Власенко Н.А. Законодательная технология: Теория. Опыт. Правила. – Иркутск, 2001; Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М), 2000–127 с.; Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. — М.: Городец, 2000–272 с.; Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция”. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 415 с. и др.
Чухвичев Д.В. Указ соч. – с. 12.
Рындюк В.И. Законодательная техника: понятие и содержание // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 302-306.
Чинарян Е.О. Становление и развитие законодательной техники в дореволюционной России (историко-теоретическое исследование). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2009. – С. 5.

Dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике. Парамонов А.Р., Полуян Л.Я. Энциклопедия юриста.
Талапина Э.В., Южаков В.Н. Методика первичного анализа (экспертизы) нормативных правовых актов на коррупциогенность. – М., 2007. – С. 31.
См.: Царев А.Ю. О правилах законодательной техники, используемых при написании текста закона // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2002. № 5-6. С. 29–33; Чигидин Б.В. Классификация технико-юридических ошибок, допускаемых в современном российском законодательстве // Там же. 2003. № 2-3. С. 25–28; и др.
Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ» //СЗ РФ. – 2014. – № 6. – Ст. 548.
ФКЗ от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ» // СЗ РФ. – 2014. – № 6. – Ст. 550.
Концепция единого Гражданского процессуального кодекса РФ (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 № 124(1)) // [Электронный ресурс] Справочно-поисковая система «Консультант Плюс». Дата обращения 21.04.2018.
Клейн Н.И. Судебная реформа и развитие арбитражного процессуального законодательства // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства: по материалам научно-практической конференции (Москва, 28 мая 2001 г.). – М., 2001. – С. 84–85.
ФКЗ от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в РФ” и статью 2 Федерального конституционного закона “О Верховном Суде РФ”» // [Электронный ресурс] Справочно-поисковая система «Консультант Плюс». Дата обращения 11.01.2018.

Указ Президента РФ от 21.12. 2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел РФ и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ»
Указ Президента РФ от 25.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп.)













29



КОМПОНЕНТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

2. техника концептуальной разработки проектов законодательных актов

1) техника организации законодательной деятельности


3. техника написания и оформления текстов законопроектов (юридическая техника)

Список литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с изм. и доп.)// «Российская газета», 25.12.1993 г.
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(с изм. и доп.)
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г, № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Собрание законодательства Российской Федерации 1997, № 33, Ст. 3895
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 г. № 733 «Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации 1994, № 9, Ст. 1019
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 1547-р «О разработке единых основных правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти и утверждении типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.1992 г. № 1118-р «Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации»
7. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 17.04.1998 № 42 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», Бюллетень Минюста 1998, № 5
8. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19.05.1998 № 57 «О проведении в Министерстве юстиции РФ юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», Бюллетень Минюста 1998, № 6
9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 09.08.1996 г. № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства Российской Федерации» // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. М., 1999 г.
10. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Постановление Госстандарта Российской Федерации от 03.03.2003 г. № 65-ст.40.
Литература
11. Баранов В.М. Законодательная дефиниция как общеправовой феномен/ Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: Материалы Международного «круглого стола» (Черновцы, 21 – 23 сентября 2006 года)/ Под ред. В.М. Баранова, П.С. Пацуркивского, Г.О. Матюшкина. –Н.Новгород, 2007.
12. Бахвалов С.В. О развитии справочных правовых систем и перспективах кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы международной научно-практической конференции. – Н.Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2009.
13. Власенко Н.А. Законодательная технология: Теория. Опыт. Правила. –Иркутск, 2001.
14. Власенко Н.А. Правила законодательной техники в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: В 2 т. / Под ред. В.М. Баранова.– Н.Новгород, 2001.
15. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ: Учебник для вузов. – М.: Изд-во"Юрайт", 2010.
16. Душакова Л.А. Установление фикций как технико-юридический метод// Философия права. –2004. –№ 1.
17. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. –М., 2000.
18. Иеринг Р. Юридическая техника / сост. А.В. Поляков.– М., 2008.
19. Ильин Ю.В. Юридическая дефиниция в аспекте логики, семиотики и когнитивной лингвистики // Юридическая техника. –2007.
20. Кашанина Т.В. Юридическая техника в сфере частного права (Корпоративное и договорное нормотворчество). – М., 2009.
21. Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. – М.: Эксмо, 2007.
22. Карпо Н.Н. Законодательный процесс в Российской федерации: Учебник. – М.: Изд-во"Юнити-Дана", 2008.
23. Крашенников П.В. Федеральный законодательный процесс: Учебник –2 изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во. Статут, 2009.
24. Костенко М.А., Яровая В.В. Учебно-методическое пособие «Юридическая техника». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 58с.
25. Миронов А.Н. К вопросу о понятии и элементах юридической технологии// Юридическая техника. –2007.– № 1.
26. Рындюк В.И. Законодательная техника: понятие и содержание // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 302-306.
27. Рубайло Э.А. О понятии юридической техники локальных актов // Юридическая техника. – 2009. – №3.
28. Тихомиров М.Ю. Официальное опубликование нормативных актов и вступление их в силу // Законодательство. – 2004.
29. Толстик В.А. Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. – М.: Юриспруденция, 2010.
30. Туранин В.Ю. Транстерминологизация – новая проблема современного юридического языка // Право и политика. – 2005. – №1.
31. Юридическая техника как важнейшее средство правовой политики: сборник научных трудов по материалам международного круглого стола / Под общ. ред. А.В. Малько, М.А. Костенко. – Саратов–Таганрог, 2010.

Вопрос-ответ:

Что такое законодательная техника?

Законодательная техника - это система методов и приемов, которые применяются при разработке законодательных актов. Она позволяет сделать тексты законов более точными, понятными и применимыми.

Каково назначение законодательной техники?

Назначение законодательной техники заключается в том, чтобы создавать законы и нормативные акты, которые были бы эффективными, понятными для исполнения, и предсказуемыми для общества.

Как развивается законодательная техника в России?

Законодательная техника в России на современном этапе активно развивается. Введение электронного документооборота и информационных технологий позволяет сделать процесс разработки законов более прозрачным и удобным.

Какие подходы к нормотворчеству используются в системе МВД России?

В системе МВД России используются современные подходы к нормотворчеству, которые включают учет международного опыта, анализ практики применения законов и систематизацию нормативных актов.

Какую роль играет законодательная техника в уголовном праве и ведомственном нормотворчестве МВД?

Законодательная техника играет важную роль в уголовном праве и ведомственном нормотворчестве МВД. Она помогает сделать нормы закона более точными и понятными, что способствует правильному и объективному применению уголовных санкций и обеспечивает справедливость в сфере правоохранительной деятельности.

Что такое законодательная техника?

Законодательная техника - это совокупность способов и приемов, используемых при разработке законов, для обеспечения их четкости, точности и юридической грамотности.

Каково назначение законодательной техники?

Назначение законодательной техники заключается в создании законов, которые были бы понятными, легко применимыми и не вызывающими двусмысленности.

Как развивается законодательная техника в России?

В России законодательная техника развивается на современном этапе, и активно внедряются новые технологии в процессе законотворчества, такие как использование электронных форматов документов и автоматизация процесса создания законов.

Какие подходы к нормотворчеству используются в системе МВД России?

В системе МВД России используются современные подходы к нормотворчеству, такие как применение электронных технологий, сокращение бюрократических процедур и участие общественных организаций в разработке нормативных актов.

Чем отличается законодательная техника и законодательные технологии?

Законодательная техника - это совокупность приемов, используемых для разработки законов, в то время как законодательные технологии - это применение современных технологий в процессе законотворчества, таких как использование электронных форматов документов и автоматизация процесса создания законов.

Что такое законодательная техника?

Законодательная техника - это система правил, принципов и методов, которые используются при создании законодательных актов. Она помогает обеспечить точность, ясность и логичность текста закона, а также его соответствие конституционным нормам и правилам правоприменения.

Как развивается законодательная техника в России?

В России законодательная техника постоянно развивается и совершенствуется. В настоящее время активно применяются такие методы, как структурирование текста закона, использование определенных терминов и логическая последовательность изложения материала. Также внедряются новые технологии, например, электронное законодательство, которое позволяет упростить процессы создания, редактирования и распространения законодательных актов.