Судебная речь как монолог

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Судебный процесс
  • 24 24 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 26.05.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Вступление 3
1. Институт судебной речи в античном судопроизводстве 5
2. Логическая структура, язык и стиль судебной речи как монолога 12
3. Приемы и методы построения судебной речи 17
Заключение 21
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Чтобы произнести запоминающуюся речь, чтобы судья и присяжные слушали ее, судебному оратору надо постоянно чувствовать связь с реципиентом, управлять его вниманием. Поэтому судебный монолог защитника и обвинителя всегда тщательно продумывается и подготавливается. Судебный оратор разрабатывает технику и манеру произнесения своей речи, чтобы она звучала непринужденно и очень естественно. Интонационное оформление судебного монолога подчинено его основной функции - функции убеждения. Темп и паузация увеличивают эффект убедительности в судебной речи. Так, более важное содержание характеризуется медленным темпом произнесения речи, посредством замедления темпа привлекается внимание слушающего и облегчается ее понимание и запоминание. Темп играет важную роль при произнесении оратором судебного монолога. Например, почти в каждой судебной речи имеются так называемые общие места, в которых стороны защиты и обвинения ставят и разрешают моральные вопросы. Естественно, что все эти структурные части речи не могут быть произнесены в одном темпе. Наиболее важные из них произносятся в несколько замедленном темпе, а менее важные, как и эмоциональная оценка каких-либо явлений, также даются в несколько убыстренном темпе. Обвинитель произносит свою речь уверенно, неспешно, убедительно. Речь защитника является более эмоциональной, поэтому вступительная и заключительная части судебного монолога защитника произносятся быстрее, чем основная композиционная часть. Это связано с тем, что задачей вступления является установление коммуникативного контакта с судебной аудиторией, подготовка аудитории к принятию основной позиции оратора. Обычно вступление характеризуется наибольшей экспрессивностью, так как именно на выступлении сконцентрировано внимание суда и аудитории и надо удержать его на протяжении всей речи. Заключение судебной речи является кратким и выразительным. Оно должно содержать итоговое определение позиции судебного оратора.Пауза в судебной речи используется как средство привлечения внимания слушателей к важной части сообщения, с их помощью повышается выразительность монолога. Однако судебный монолог недолжен быть ими перенасыщен, так как чрезмерность использования пауз приводит к отрывистости речи, тем самым создается впечатление плохой подготовленности оратора к ее произнесению. Речь обвинителя, как правило, включает меньшее число пауз, чем монолог защитника. Это связано с тем, что речь стороны обвинения является менее эмоциональной, а речь стороны защиты носит более убеждающий характер. Наибольшее количество пауз наблюдается обычно в основной и заключительной частях.Таким образом, такие характеристики, как темп и паузация, играют важную роль в реализации судебного выступления, делая его более эмоциональным и убедительным, что является необходимым для судебного оратора при убеждении судьи и присяжных в правильности своей точки зрения на рассматриваемое дело.Значительное место занимает также психологическая основа, ведь оратор имеет дело с живыми людьми, а не с механизмами. Убеждение зависит от того, создал ли оратор необходимую атмосферу в аудитории; контакт со слушателями. В данном случае речь идет о коммуникативные умения судебного оратора преодолеть препятствия в общении, которые всегда возникают у каждого именно через психологические трудности такой деятельности человека, как слушания (неустойчивость восприятия, непродолжительность внимания, «отчуждение» мысли другого и т.д.)Выступление в суде - один из самых сложных и ответственных моментов участия прокурора, защитника и других участников процесса. Чтобы уверенно отстаивать права человека и защищать интересы общества, слово юриста должно быть справедливым, убедительным.В психологической структуре судебных дебатов выделяются такие компоненты, как психологические свойства и качества выступающего, психология восприятия речи и влияния последней на формирование судебного убеждения. Для того чтобы повлиять на суд, следует найти правильные доказательства и облегчить их такой формой выражения, которая была бы наиболее убедительной.Зная психологию, и, умело пользуясь ее приемами, судебный оратор усиливает убедительность речи и ее влияния на судебную аудиторию. Оратор завоевывает внимание аудитории не категоричностью своих суждений, а таким построением, которая привела бы слушателей к его заключению. Нужно быть убедительным, а не категоричным. Преувеличенное навязывание своего мнения вызывает негативное отношение. Следует проявлять выдержку и доверие к пониманию судей. Судебная речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей судейского восприятия, которое формируется в ходе процесса, его проявлением оратор должен внимательно следить.Судебные ораторы должны стремиться к тому, чтобы их выступления в суде влияли на судей и судебную аудиторию, на результат судебного процесса. Итак, судебная речь является важным средством в понимании ораторами своих процессуальных функций, поскольку в ней концентрируются выводы по делу, позиция оратора.ЗаключениеОраторское искусство - это особый вид публичной речи, который проявляется в письменно устной форме. Судебная речь, как любая длительно осуществляемая речь, в силу законов устной речи представляет собой монолог. В нем наиболее полно реализуется система профессиональной, мыслительно-речевой убеждающей деятельности государственного обвинителя и адвоката-защитника. Тем самым, являясь монологом по форме, судебная речь является частью диалога, который ведут прокурор и адвокат. Ведь умение квалифицированно влиять на убеждения участников судебного процесса - профессиональный долг современного оратора. Здесь как раз и должны сочетаться логические, психологические, этические, культурно-языковые аспекты. Проявляются они прежде всего в методах подготовки и составления судебных речей и культуры их произнесения. Качество судебных речей также зависит от общей эрудиции, высокого профессионального уровня оратора, ораторского мастерства, умения держаться перед аудиторией.Судебная речь обращается к суду и всем присутствующим участникам уголовного или гражданского дела, произносится непосредственно в судебном заседании и по сути представляет собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим выступающим. Цель судебной речи –воздействовать, тем самым убедить суд и судебную аудиторию, добиться их согласия с выводами, которые предлагаются участникам судебного разбирательства, и тем самым способствовать правильному формированию внутреннего судейского убеждения и правосознания граждан. Через эту конкретную цель и достигается общая цель, ведь только убедив судей, можно способствовать установлению истины и правильному разрешению дела, содействовать укреплению законности в обществе.Речи судебных ораторов (обвинительные или защитные) основываются на основании собственно собранных доказательств, с учетом соответствующих юридических документов, имеющих определенный языковой стиль, содержание, форму изложения. Судебном оратору, как никому другому, нужно обобщить, объединить материалы документов (достаточно часто различных по структуры и грамматической форме), при этом выработать свой собственный языковой и речевой стиль (но не по своему усмотрению, а профессионально, как требуют обстоятельства дела), не нарушив случайно сущность бумаг, приобщенных к делу.Судебный монолог характеризуется целенаправленностью, композиционной организованностью, развернутым и логичным изложением материалов дела, самостоятельностью, предметно-смысловой завершенностью, аргументированностью, обращенностью к адресату с целью воздействия на него и достижения замысла выступления.Список литературыАпресян Г. З. Ораторское искусство / Апресян Г. З. – М.: Юрид. лит., 1978. – 224 с. Аристотель. Риторика // Античные риторики / Аристотель. – М.: Юрид.лит.1978. Васьковский С. В. Организация адвокатуры / С. В. Васьковський // Адвокат в уголовном процессе / Под.ред. и с предисл. д.ю.н. проф. П. А. Лугинской. Сост. С. Н. Гаврилов. – М.: Новый юрист, 1997. – 544 с. Гаспаров М. Ораторы Греции / М. Гаспаров – М.: Госюридлит, – 1985. – 164 с. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - 2-е изд., испр. - М., 2010.Ивакина Н. Н. Культура судебной речи / Ивакина Н. Н. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – 405 с. Ивакина Н. Н. Судебное красноречие / Ивакина Н. Н. – М.: Юрид. лит., 2000. – 333 с.Иванова С.Ф. Специфика судебной речи. - М., 2013.Киселев Я. С. Защитительная речь советского адвоката / Киселев Я. С. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. – 174 с. Кожедуб Н. В. Темп и паузация как факторы убеждения в судебной речи // Вестник ВятГУ. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temp-i-pauzatsiya-kak-faktory-ubezhdeniya-v-sudebnoy-rechi (дата обращения: 25.04.2018).  Введенская Л.А. Риторика для юристов: учебное пособие для ВУЗов. М.: ЦентрПресс, 2011. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство: пособие к спецкурсу / Козаржевский А. Ч. – М.: Госиздат, 1980. – 189 с. – с. 123Кони А. Ф. Избранные произведения / Кони А. Ф. – М.: Юрид.лит.,1959. Т.1. – 627 с. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция / Кохтев Н. Н. – М.: Юрид. лит., 1992. – 302 с.Молдован В. В. Судова риторика / Молдован В. В. – К.: Кондор, 2009. – 496 с.Платон. Законы / Собр.соч. в 4-х томах / Платон – М.: Мысль, 1990. – Т.2. – 450 с. – с. 308Сергеич П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. – М.: Юрид.лит., 1988. – 384 с. Стешов А. В. Как победить в споре: О культуре полемики / Стешов А. В. – Л.: изд-во ЛГУ, 1991. – 220 с.Стоянов А. Н. История адвокатуры у древних народов / Стоянов А. Н. – Х.: Вища школа, 1969. – 178 с. Цицерон М. Т. Избранные сочинения / Марк Туллий Цицерон. – М.: Госиздат, 1975. – 325 с.

Список литературы

1. Апресян Г. З. Ораторское искусство / Апресян Г. З. – М.: Юрид. лит., 1978. – 224 с.
2. Аристотель. Риторика // Античные риторики / Аристотель. – М.: Юрид.лит.1978.
3. Васьковский С. В. Организация адвокатуры / С. В. Васьковський // Адвокат в уголовном процессе / Под.ред. и с предисл. д.ю.н. проф. П. А. Лугинской. Сост. С. Н. Гаврилов. – М.: Новый юрист, 1997. – 544 с.
4. Гаспаров М. Ораторы Греции / М. Гаспаров – М.: Госюридлит, – 1985. – 164 с.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - 2-е изд., испр. - М., 2010.
6. Ивакина Н. Н. Культура судебной речи / Ивакина Н. Н. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – 405 с.
7. Ивакина Н. Н. Судебное красноречие / Ивакина Н. Н. – М.: Юрид. лит., 2000. – 333 с.
8. Иванова С.Ф. Специфика судебной речи. - М., 2013.
9. Киселев Я. С. Защитительная речь советского адвоката / Киселев Я. С. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. – 174 с.
10. Кожедуб Н. В. Темп и паузация как факторы убеждения в судебной речи // Вестник ВятГУ. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temp-i-pauzatsiya-kak-faktory-ubezhdeniya-v-sudebnoy-rechi (дата обращения: 25.04.2018).
Введенская Л.А. Риторика для юристов: учебное пособие для ВУЗов. М.: ЦентрПресс, 2011.
11. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство: пособие к спецкурсу / Козаржевский А. Ч. – М.: Госиздат, 1980. – 189 с. – с. 123
12. Кони А. Ф. Избранные произведения / Кони А. Ф. – М.: Юрид.лит.,1959. Т.1. – 627 с.
13. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция / Кохтев Н. Н. – М.: Юрид. лит., 1992. – 302 с.
14. Молдован В. В. Судова риторика / Молдован В. В. – К.: Кондор, 2009. – 496 с.
15. Платон. Законы / Собр.соч. в 4-х томах / Платон – М.: Мысль, 1990. – Т.2. – 450 с. – с. 308
16. Сергеич П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. – М.: Юрид.лит., 1988. – 384 с.
17. Стешов А. В. Как победить в споре: О культуре полемики / Стешов А. В. – Л.: изд-во ЛГУ, 1991. – 220 с.
18. Стоянов А. Н. История адвокатуры у древних народов / Стоянов А. Н. – Х.: Вища школа, 1969. – 178 с.
19. Цицерон М. Т. Избранные сочинения / Марк Туллий Цицерон. – М.: Госиздат, 1975. – 325 с.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой судебная речь как монолог?

Судебная речь как монолог - это выступление адвоката или прокурора в суде, где он представляет свои аргументы и доказательства в защиту своего клиента или обвинения виновного.

Какой институт занимает важную роль в античном судопроизводстве?

В античном судопроизводстве важную роль занимает институт судебной речи, который позволяет адвокатам и прокурорам убедительно выступать перед судьями и присяжными присутствующими в зале.

Какова логическая структура языка и стиля судебной речи как монолога?

Логическая структура языка и стиля судебной речи как монолога основывается на четком и последовательном изложении аргументов, обращении к фактам и доказательствам, использовании логических приемов и убедительных риторических приемов.

Какие приемы и методы используются при построении судебной речи?

При построении судебной речи применяются различные приемы и методы, такие как анализ фактов дела, разработка логической цепочки аргументов, использование эмоциональной окраски, проведение риторических приемов, использование убедительных доказательств и прочее.

Что нужно учитывать, чтобы произнести запоминающуюся судебную речь?

Для произнесения запоминающейся судебной речи необходимо постоянно чувствовать связь с реципиентом (судьей и присяжными), управлять их вниманием, грамотно и убедительно излагать свои аргументы, использовать риторические приемы, демонстрировать уверенность и эмоциональную привлекательность.

Что такое судебная речь как монолог?

Судебная речь как монолог - это форма выступления адвокатов, представителей обвинения и защиты в суде. В рамках судебного процесса, участники используют судебную речь для выражения своих аргументов, доводов и доказательств перед судьей и присяжными.

Каково значение института судебной речи в античном судопроизводстве?

Институт судебной речи в античном судопроизводстве имел огромное значение. От качества судебной речи зависел исход судебного процесса, поэтому адвокаты и ораторы уделяли большое внимание развитию речевых навыков и использованию эффективных техник аргументации.

Каковы основные элементы логической структуры языка и стиля судебной речи как монолога?

Основные элементы логической структуры языка и стиля судебной речи включают в себя вступление, основную часть и заключение. Вступление представляет собой введение в тему выступления, основная часть содержит аргументацию и доказательства, а заключение подводит итоги и делает окончательное заключение.

Какие приемы и методы построения судебной речи существуют?

Существует множество приемов и методов построения судебной речи. Некоторые из них включают использование риторических фигур, логических доказательств, эмоциональной аргументации, анализ противника, использование переходных слов и фраз для логической связи мыслей, а также использование речевых техник, таких как повторение, акцентирование, связывание и т.д.

Какими навыками должен обладать судебный оратор для произнесения запоминающейся речи?

Судебный оратор должен обладать рядом навыков для произнесения запоминающейся речи. Важно уметь управлять вниманием реципиента, подбирать эффективные аргументы, использовать различные речевые приемы, быть убедительным, грамотным и уверенным в своих словах. Также важно постоянно чувствовать связь с аудиторией и адаптировать свою речь под ее потребности и интересы.