Системно-деятельностный подход, как основа формирования универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики.
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 03.08.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В
СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Категории, основанные на системно – деятельностном
подходе 8
1.2. Историческое развития системно-деятельностного
подхода 15
1.3. Системно - деятельностный подход как методологическая 20
составляющая начального образования в условиях реализации
ФГОС НОО
1.4 Принципы системно-деятельностного подхода 27
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 32
2.1 Системно-деятельностный подход в формировании
универсальных учебных действий 32
2.2 Построение урока математики в рамках
системно-деятельностного подхода
в младших классах 39
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение 56
Таким образом, цель достигнута, гипотеза оказалась верна. Список использованной литературыАрсентьева Л.В. Метапредметныеиличностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией О.Б. Даутовой, Е.Ю. Игнатьевой. – СПб.: Каро, 2005. – 160 с.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова; А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В Молчанов. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: Академия, 2015. – 672 с.Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [Текст] / Биккулова Г. Р.// Инновации в образовании. - 2016. - № 3. - С. 4-17.Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям Российской школы // Директоршколы. – М., 2008. – №1. – с. 63-73.Большой психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 666 с.Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение/ А. В. Брушлинский. – М.: Знание, 2003. – 96 с.Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления/ Р. Бустром. – М.: ИОО, 2005. – 96 с.Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2013. - 134 с.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. – М.: Мирос, 2012. – 176 с.Варенников, Я. Воспитывать культуру критического мышления // Высш. образование в России № 6. –2015, 141 с.Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы // Литература: науч.-метод. газ. для учителей словесности. – 2015. – 29 с.Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 208 с.Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Изд-во «Лабиринт», 2010. - 352 с.Гузеев, В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст] / В. В. Гузеев// Педагогические технологии. - 2016. - №2. - С. 16 - 22.Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2012. – 203с.Загашев И.О.Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе. – 2014. – №. 17. – С. 56-61Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2000. – с. 284Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. / С. Заир-Бек – СПб., 2013. – с. 192Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы/ С. Заир-Бек // Директор школы. 2015. № 4. – с. 72Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. – М.: Просвещение, 1994. – 372 с.Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Русский язык. – 2009. – № 29. – С. 3-8.Козырь, Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП [Текст]/ Козырь Е.А. //Русский язык (Прил. к газете «Первое сентября». - 2016- № 7. - С. 17-21.Конева В.С. Формирование критичности младшего школьника в учебной деятельности: [по данным эксперимент. обучения] / В. С. Конева // Системаформирования и развития младшего школьника каксубъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – СПб., 2005. – с. 86Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: «Альянс «Дельта», 2013. с. 148Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2017, № 7, с.68-70.Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – 7-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. – 456 с.Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб-метод. пособие / И. В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 2013. – 688 с.Педагогика: слов. системы основ. понятий. – М.: ИЭТ, 2015. – 268 с. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2012 – 272с.Пугачева, Т. Н. Урок с использованием технологии критического мышления [Текст] / Т. Н. Пугачева// География в школе. - 2017. - № 7. - С. 52 - 55.Салатаева, Р. В. Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе [Текст] / Р. В. Салатаева// Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 7. - С. 56-58.Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Спутник+, 2016. – 191 с.Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. – 2002. – № 8. – С. 90-95.Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2016. № 4, с.19Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. П / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 2014. – 928 с.Федотовская, Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы Е.И. Федотовская // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. – М.: Академия, 2013. – 368 с.Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2011. –719с.Халперн, Д. Психология критического мышления/ Д. Халперн. – М.: Тривола, 2000. – 219 с.Приложение 1Тема урока: Решение задач на нахождение периметра и площади геометрических фигурЦель урока:формирование учебных действий у учащихся младшего школьного возраста в решении геометрических задач.Задачи: 1) отрабатывать навыки применения формул периметра и площади прямоугольника и квадрата при решении задач; 2) закреплять умения учащихся решать задачи, используя знания связи между величинами: длина, ширина, периметр, площадь.3) развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.4) воспитывать чувство коллективизма, товарищества.Место данного урока: отработка умений и навыков (за 2 урока до контрольной работы). Ход урокаII. Мотивация учебной деятельностиДанный этап обучения предполагаетосознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:устанавливаются тематические рамки (“могу”). Кто автор этих строк?- У лукоморья дуб зелёныйЗлатая цепь на дубе томИ днём, и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом.Пойдёт направо песнь заводит Налево сказку говорит… (А.С. Пушкин) (иллюстрация ксказке на доске) Слайд 1- Сегодня поведёт нас учёный кот.- Учёный кот зашифровал героя сказки:Слайд 3Работа в парахЗадание: выполните деление и расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?27 : 3 = Ы 120 : 3 = А 51 : 3 = К 15 : 3 = Р 48 : 3 = Б- В какую сказку мы попали? «Сказка о рыбаке и рыбке». (иллюстрация)- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4 просьбы: корыто, дом, стала дворянкой, царицей)- Какие фигуры в математике связаны с числом 4? (четырёхугольники, квадраты, прямоугольники, роб, трапеция)Слайд 4У каких геометрических фигур мы умеем вычислять периметр и площадь?Что надо знать, чтоб вычислить периметр и площадь??Ребята, учёный кот предлагает вам, заполнить вот такую таблицу. Слайд 5Название фигурыРисунокФормула периметра Формула площади КвадратПрямоугольник- Что такое периметр?Слайд 6- Как найти периметр прямоугольника, квадрата? -Что такое площадь?- Как найти площадь прямоугольника, квадрата?Эти знания помогут в закреплении и повторении изученного материала.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.На данном этапе учащиеся ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урокаСоответственно, данный этап предполагает:1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;2) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;3) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. - Чем старик поймал рыбку? Что такое невод? (рис. невода в виде прямоугольника и квадрата) Слайд 7- Вот перед вами невод. Кот предлагает составить задачу на нахождения периметра. 3м 7м 9 Длина невода равна 9см, ширина равна 3см. Чему равен периметр невода? а = 9см в = 3см Р =?Р=(9см +3см) х 2 = 24смСформулируйте тему нашего урока?Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади.Кот интересуется, умеем ли мы составлять обратные задачи?Как составить обратные задачи? - Надо известное сделать неизвестным, а неизвестное - известным.- Что было известным? Что было неизвестным?а = ?см в = 3см Р= 24смВ чём затруднение?Как вы думаете, надо ли вспомнить, как решаются данные задачи?НадоА сможем?Какую поставим цель?Вспомнить и закрепить знания и умения решать такие задачи. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. Данный этап предполагает проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме вспоминают и повторяют способы действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (алгоритм взаимосвязи нахождения периметра, площади, длины и ширины), затем решают задачи по образцу.То есть формформулируютшаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.Давайте вспомним, что всегда является помощником для решения любого затруднения?Алгоритм - Какой первый шаг? Второй? Третий? АлгоритмШАГ 1. Вспоминаем формулу периметра прямоугольника.P = (a+b) x 2Шаг 2. Чтобы найти длину прямоугольника, надо выполнить обратное действие:a = P: 2 – bШаг 3. Чтобы найти ширину прямоугольника, надо выполнить обратное действе:b + P: 2 - aРешение: a = 24 : 2 – 3 = 9 смОтвет: длина прямоугольника равна 9 см.а = 9см в = ? Р= 24 смв = Р: 2 – а Решение: в = 24 см : 2 – 9см = 3смОтвет: ширина прямоугольника равна 3 см.Физминутка (для младших школьников)Слайд 8 Этап включения,изученного в систему знаний.На данном этапе урока учащиеся самостоятельно составляют и выполняют задания по изученной теме. Проводится работа по выполнению заданий на повторение, с обоснованием способов действий, а также заданий на подготовку к изучению следующих тем.Работа в группах Задание кота: составить задачу на нахождение площади прямоугольника. 3м 7м 9 Задача: Длина прямоугольника 9 см, ширина – 3 см. Вычислите площадь.а = 9см в = 3см S = ?S = 9см х 3 см = 27 кв. см-Составьте обратные задачи.а = ? см в = 3 см S = 27кв. сма = 9 см в = ? см S = 27кв. см- Как найти длину прямоугольника по площади и ширине? А ширину?S = а .в а = S : в в = S : аа = 27 кв. см : 3 см = 9 см в = 27 кв. см : 9 см = 3 смКакие знания помогли вам вычислить периметр прямоугольника? (знания формул и таблицы умножения). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуПри проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа (тест). Здесь организуется, по возможности, ситуация успеха для каждого ученика. Для этого некоторые учащиеся выполняют тест пошагово сравнивая с эталоном (алгоритмом) и осуществляют их самопроверку.- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать хорошо ли мы умеем решать задачи на нахождение периметра и площади фигур? - Надо самостоятельно решать такие задачи. Самостоятельная работа.Выполнение электронного каскадного теста на компьютере. Рефлексия учебной деятельностиНа данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.Ребята, посмотрите на дерево настроения. Кто ….Спасибо за урок.Приложение 2Формирование универсальных учебных действий:Личностные УД: творческая атмосфера урока способствовала готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению.Регулятивные УД: учащиеся управляли, контролировали и корректировали свою деятельность. Проявляли инициативу, самостоятельность. Ставили цель, планировали свою деятельность.Познавательные УД: - самостоятельно выделяли и формулировали познавательные цели;- осуществляли поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме;- структурировали знания; - происходила рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.4. Коммуникативные УД: на уроке осуществлялась речевая деятельность, формировались навыки сотрудничества.Тема: § 2.16. Площадь прямоугольного треугольника. (Урок введения нового знания)Цель: - ученик младшего школьного возраста научится находить площадь прямоугольного треугольника.Задачи:– вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника и научить применять ее при решении задач;– развивать умение делать умозаключения на основе наблюдений;– обобщить имеющиеся знания;– развивать умение выносить аргументированное суждение по проблеме урока;– развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес;– воспитывать познавательный интерес к предмету.Оборудование: «чёрный ящик», опорные формулы, геометрический материал, ножницы, линейки, простой карандаш.Результат: дети самостоятельно выведут формулу нахождения площади прямоугольного треугольника; составят алгоритм работы с формулой, научатся применять ее при решении практических задач. Этапы урока Сценарий урокаФормирование УУД,ТОУУ(технология оценивания учебных успехов)I. Этап актуализации знаний и постановка проблемы.1. Организационный момент.-Приветствие гостей, настрой на работу.-Запись даты и Классная работа.- Минутка чистописания.2. Устный счёт.-Втечении всего урока вы зарабатываете «кирпичики знаний», критерии на доске: 6-«5», 5-«4», по желанию 4 -«3»-Займёмся разминкой для ума. Поработаем устно:-Назовите формулу нахождения площади прямоугольника: S=a*b- Найдите площадь прямоугольника если:a=9смb= 4смS-? (36см)a=10смb= 6смS-? (60см)- Работаем дальше, посмотрите данные задач, отвечаем на вопрос:S=20см2a=10смb-?(2см)S=120м2a=60мb-?(2м)а=8смb-?,1/2 от (4см)-Молодцы!3. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.*-У меня в руках «Чёрный ящик». Отгадайте, что находится в нём?(Предположения обучающихся)-У нас урок математики, а значит и предмет математический. (Предположения обучающихся, если)-Даю первую подсказку: фигура имеет 3 угла (треугольник).-Хорошо, но это не простой треугольник, вторая подсказка: одна из его сторон называется гипотенузой (прямоугольный треугольник)(Достаю фигуру, и убеждаемся в правильности ответа)-Как вы думаете, как связан наш устный счёт и фигура из «Чёрного ящика»? Сформулируйте тему нашего урока.-«Площадь прямоугольного треугольника»-Чему мы должны научиться на уроке? Главный вопрос урока?(Узнать, как находить площадь прямоугольного треугольника – записываю на доске)Познавательные УУДРазвиваем умения: 1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.II. Открытие новых знанийПрактическая работа.*Работа в парах-Как нужно работать в парах?-Повторение техники безопасности при работе с ножницами.-Возьмите жёлтый прямоугольник. Измерьте и запишите, чему равны длина и ширина прямоугольника, запишите данные в тетрадь.а=10смb=6см-Проведите диагональпрямоугольника.-На какие фигуры разделили прямоугольник?(2 треугольника)-Определите вид этих треугольников (прямоугольные треугольники).-Почему вы так считаете? (один из углов - прямой)-Сравните S этих треугольников, как их можно сравнить, ваши предположенияI способ сравнения: катеты а=а, b=b, диагональ прямоугольника является гипотенузой и она общая, а значит треугольники одинаковые;II способ сравнения: -Возьмите ножницы и разрежьте по диагонали.- А теперь как ещё можно сравнить эти треугольники? (Путём наложения) -Совместите треугольники один на один.-Что можете сказать об этих треугольниках, какие они? (равны)-А если треугольникиравны, то какие у них площади? (Одинаковые)-Какую часть прямоугольника составляет площадь каждого треугольника?(1/2)-А как найти ½ от площади прямоугольника?(S:2)-Кто догадался, как можно найти площадь прямоугольного треугольника? (площадь прямоугольника разделить на два)-Давайте выведем формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.-Как мы находим площадь прямоугольника? (S=a*b)-А в нашем треугольнике, чем являются стороны a и b? (a и b - катеты)-Сформулируйте правило нахождения площади прямоугольного треугольника, называя стороны треугольника катетами.S=(a*b):2-Давайте проверим наши выводы с авторами учебника, стр. 95-Читаем вывод в рамке, правильно ли мы составили формулу?(да)-Запишите формулу в тетрадь.-А где в жизни мы можем использовать эти знания? (ответы детей)Коммуникативные УУДРазвиваем умения: 1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;4. читать про себя тексты учебников и при этом ставитьвопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,отделять новое от известного,выделять главное, составлять план;5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.III. Закрепление изученного.Работа в парах.-Поработаем с остальнымифигурами на ваших партах. Мы вывели формулу, а теперь составим алгоритм нашей работы:Пишу на доске:Измерить длину катетов2. Найти произведение катетов3. Найти половину этого произведенияРабота с прямоугольником, квадратом (Чертим диагональ, измеряем катеты, находим площадь).a=8смb=5смS=(8*5):2S=20смa=6смb=6смS=(6*6):2S=18см2.Закрепление-Проверим, как мы сможем использовать новые знания без наглядных фигур.-Переверните белые листы и прочитайте задачу. Узнай площадь выгоревшего лесного массива, имевшего форму прямоугольного треугольника, если известно, что его катеты равны 6 км и 3 км.Решение у доски с проверкой и анализом (самооценкой) ответаа=6кмb=3кмS=(6*3):2=9(км) -Люди, какой профессии могли пользоваться этой формулой? (лесники, пожарные)Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:– Какова цель задания?– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?– Какого уровня сложности было задание?– Оцените свою работу.– Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?2. Самостоятельная работа.Работа с прямоугольным треугольником по алгоритму:a=7смb=4смS=(7*4):2=14смПроверка.Регулятивные УУДРазвиваем умения: 1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;3. составлять план решения отдельной учебной задачи;4. работая по плану, сверятьсвои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.IV. Итог урока.– Посмотрите на главный вопрос урока, ответили ли мы на него?– Кто доволен своей работой на уроке?–А теперь посчитайте свои «кирпичики знаний» и оцените свою работу, критерии вы все знаете, но кто забыл, то они на доске.–Кто заслужил оценку, поднимите руку. Молодцы! У кого не хватило «кирпичиков», на следующем уроке вы реализуете свои возможности.V. Возможноедомашнее задание.Задание № 7 (а,б,в) по выбору одну из задач- Спасибо за урок, вы молодцы. Урок окончен.Приложение 3Тема:УГОЛ. ВИДЫ УГЛОВЦель: обучающийся узнает признаки угла, познакомится с разновидностью углов, научится различать виды углов Задачи: Образовательная: научить учащихся строить углы, строить их при помощи угольника и различать по видам. Развивающая: развить математическую речь, внимание, память, пространственное воображение, графические умения Воспитательная: воспитывать интерес и любознательность к предмету. Этапы урока Ход урокаОсуществляемая деятельностьучащихсяФормирование УУД,ТОУУ(технология оценивания учебных успехов)I. Актуализация знаний.1. Организационный момент.Приветствие учащихся, проверка готовности к урокуРаботаем в рабочих тетрадях № 2-Какое сегодня числоШёпотом проговорили название месяца-Запишите число и Классная работаДемонстрируют готовность к урокуСлушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетрадиПознавательные УУДРазвиваем умения -самостоятельно «читать» и объяснять информацию,;– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;– строить вспомогательные модели,;КоммуникативныеРазвиваем умения– работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; – участвовать в обсуждениях, работая в паре;- ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;– не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;– работать консультантом и помощником для других ребят; Регулятивные Развиваем умения– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;– принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); – выполнять работу в соответствии с заданным планом; – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;Личностные– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;– не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.II.Формулирование темы и целей урока.Чтобы узнать тему урока решите кроссворд слайд 31.- Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца слайд 4,52.-Геометрическая фигура, не имеющая углов слайд 6,73.-Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга слайд 8,94.-Чертёжный инструмент, позволяющий измерить длину отрезка. слайд 10,11-Прочитайте тему нашего урока слайд 12,13-Что вы знаете об этой фигуре? Слайд 13-Чтобы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться? ЛУЧКРУГ ОВАЛ ЛИНЕЙКА Угол III. Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом урока).Чертим Угол:- Отметьте в тетради точку Ослайд 14- Проведите от этой точки лучи ОА и ОВ слайд 15,16,17,18,19- Заштрихуйте расстояние между лучамислайд 20 АОВ– Какая фигура у вас получилась?– Правильно, она называется углом. - Кто докажет, что данная фигура является углом.- Почему возникло затруднение при доказательстве?-Значит, что нам нужно узнать на уроке?-Все ли углы одинаковые? -Что ещё нужно узнать на уроке?чертят уголугол-не знаем признаки угла, что такое угол-что такое угол, элементы (признаки) углаНетВиды угловIV. Открытие нового (узнаём новое).-Вспомните, с чего мы начинали работу? Слайд21-Точка это начало нашей работы, начало построения угла- является вершиной угла-Что делали дальше? Слайд22-Кто может сказать, как они называются? стороны угла-Сколько вершин у угла? Слайд23- Сколько сторон у угла?Вершина угла- это– это точка, из которой выходят лучи? Слайд24Стороны — угла- это лучи, которые образуют угол.? Слайд 24-Так из чего состоит угол?(Угол состоит из 2 сторон и 1 вершины)Слайд 25 -Давайте прочитаем что такое уголУ любого человека есть имя, у любой геометрической фигуры есть имя-Кто может прочитать имя нашего угла?Физминутка (Обычная разминка)Практическая работа-Углы бывают разные, сейчас мы создадим модель одного из углов.-Возьмите овальный лист, сложите его пополам. Обведите линию сгиба карандашом. Теперь ещё раз сложите пополам, линию сгиба также закрасьте карандашом. Полученную фигуру заштрихуйте. -Кто знает, какой угол у нас получился?Правильно это прямой угол, особенный угол. -Где в жизни можно встретить прямой угол?-Сравните полученные углы-Как можно сравнить углы? Алгоритм сравнения углов:1.Прикладываем угольник к вершине и к одной из сторон. 2.Смотрим, где прошла вторая сторона: если совпала со второй стороной, то эти углы равны Все прямые углы равны между собойслайд 28 Внимание на экран -Какие из этих углов являются прямыми? Запишите номера этих углов в тетрадь.-Назовите номер угла, который по вашему мнению является прямым. (ответы записываю на доске) -У нас получились разные ответы. Какой же из них правильный?-На парте возьмите карточку с изображением углов, это копия моего слайда, и проверьте путём наложения модели прямого угла на изображённые углы. -Для нахождения прямого угла в жизни используют линейку- угольник с прямым углом. Возьмите угольники и покажите друг другу прямой угол.Алгоритм сравнения углов:1.Прикладываем угольник к вершине и к одной из сторон. 2.Смотрим, где прошла вторая сторона: если совпала со второй стороной, то этот угол прямой.-Что можете сказать про другие углы. Какие они по отношению к прямому углу?- Как они называются?-Где мы можем добыть информацию?-Как найти информацию в учебнике?-Посмотрите и найдите нужную тему. На какой странице будем работать?-Открыли нужную страницу, просмотрите и найдите нужную информацию.Острый угол (слайд29) Тупой угол (слайд30)-Посмотрите на карточку, найдите острый угол, напишите его номер в тетрадь-А теперь, найдите тупой угол, напишите его номер в тетрадь-Проверяем-поставили точку-чертили лучи1 вершина2 стороны Угол-это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки, его вершины.АОВ, ВОАПрямой уголДети перечисляют предметы с прямым угломПутём наложения углов друг на другаДети определяют на глаз и записывают номера угловДети проверяют свои ответы и говорят какой правильный ответОдни меньше, другие большеОстрые и ТупыеВ учебникеПосмотреть содержание8 страницаДети находят и читают определения острого и тупого угла.VII.Предполагаемая домашняя работа Задания № 1 с. 9 (слайд32)VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.-Давайте вернёмся к нашей цели урока-Что хотели узнать?-Достигли ли мы этой цели?Слайд25 Давайте прочитаем что такое угол-С какими углами вы познакомились? -Кто научился различать углы?-Кто может отличить острый угол от прямого угла?-Кто может отличить тупой угол от прямого угла?Закончите предложение:-Я могу похвалить себя за ….-Я доволен своей работой … (слайд33)- Мне было трудно ….-что такое угол, элементы (признаки) углаВиды угловОстрый угол Тупой уголV. Закрепление (применяем новые знания).-Вернулись к нашему чертежу в тетради, какой угол вы начертили?-Начертите тупой угол.Ответы детейПриложение 4Тема урока: Умножение 9 и на 9.Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием; закрепить знания таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводыПланируемые результаты:ЛИЧНОСТНЫЕ· проявлять интеллектуальную активность;· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;· осуществлять работу с графической информациейПРЕДМЕТНЫЕ· сформировать навыки вычислений; применять навыки знания таблицы умножения при выполнении вычислений;Ход урока:Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые УУДОрганизационный момент.Эмоциональное вхождение в урок.Беседа о кинофильме «Шерлок Холмс»Учитель. Кто такой Шерлок Холмс? Кто такой детектив? Как вы думаете, интересно быть детективом? Попробуем себя в роли сыщиков? У любого детектива есть обязательно записная книжка, куда он заносит всю необходимую информацию по делу. У нас сегодня вместо книжки будут тетради.Беседа.Мотивировка к работе.Развивают речь.Формирование положительного настроя на работу.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельностиАктуализация знаний1.Графический диктантУ. Начнём работу с графического диктанта.(Учитель диктует последовательность выполнения задания: 1клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 7 клеток вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх, 9 клеток влево, 1 клетка вверх.)У. Что получилось?Благодаря ключу, мы можем попасть в удивительный мир математики, а можем оказаться в центре детективной истории. Сегодня мы - детективы.У. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать детектив?Умение работать самостоятельно.Мотивировка деятельности.Осуществлять работу с графической информациейУмение работать самостоятельно.Умение работать по плану.2. Арифметический диктантУ.Как вы думаете, люди сразу становятся детективами?У. Мы с вами тоже начнём с малого. Сыщик должен уметь логически мыслить и находить верный ответ. Если вы согласны с утверждением, то ставите знак «+», а если нет, то ставите знак отрицания. Готовы? Начнём:Верите ли вы, что:1) 30- двузначное, круглое, чётное число4) прямая, ограниченная с двух сторон – луч7) -, -, +, +, -, -, +,c)Оценить деятельность одноклассников и самого себя.Мотивировка познавательной активности в изучении темы.Формирование уменияосуществлять личностную рефлексию.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова; А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В Молчанов. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.
3. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: Академия, 2015. – 672 с.
4. Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [Текст] / Биккулова Г. Р.// Инновации в образовании. - 2016. - № 3. - С. 4-17.
5. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям Российской школы // Директор школы. – М., 2008. – №1. – с. 63-73.
6. Большой психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 666 с.
7. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение/ А. В. Брушлинский. – М.: Знание, 2003. – 96 с.
8. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления/ Р. Бустром. – М.: ИОО, 2005. – 96 с.
9. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2013. - 134 с.
10. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. – М.: Мирос, 2012. – 176 с.
11. Варенников, Я. Воспитывать культуру критического мышления // Высш. образование в России № 6. –2015, 141 с.
12. Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы // Литература: науч.-метод. газ. для учителей словесности. – 2015. – 29 с.
13. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 208 с.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Изд-во «Лабиринт», 2010. - 352 с.
15. Гузеев, В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст] / В. В. Гузеев// Педагогические технологии. - 2016. - №2. - С. 16 - 22.
16. Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2012. – 203с.
17. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе. – 2014. – №. 17. – С. 56-61
18. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2000. – с. 284
19. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. / С. Заир-Бек – СПб., 2013. – с. 192
20. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы/ С. Заир-Бек // Директор школы. 2015. № 4. – с. 72
21. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. – М.: Просвещение, 1994. – 372 с.
22. Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Русский язык. – 2009. – № 29. – С. 3-8.
23. Козырь, Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП [Текст]/ Козырь Е.А. // Русский язык (Прил. к газете «Первое сентября». - 2016- № 7. - С. 17-21.
24. Конева В.С. Формирование критичности младшего школьника в учебной деятельности: [по данным эксперимент. обучения] / В. С. Конева // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – СПб., 2005. – с. 86
25. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: «Альянс «Дельта», 2013. с. 148
26. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2017, № 7, с.68-70.
27. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – 7-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. – 456 с.
28. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб-метод. пособие / И. В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
29. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 2013. – 688 с.
30. Педагогика: слов. системы основ. понятий. – М.: ИЭТ, 2015. – 268 с.
31. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2012 – 272с.
32. Пугачева, Т. Н. Урок с использованием технологии критического мышления [Текст] / Т. Н. Пугачева// География в школе. - 2017. - № 7. - С. 52 - 55.
33. Салатаева, Р. В. Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе [Текст] / Р. В. Салатаева// Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 7. - С. 56-58.
34. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Спутник+, 2016. – 191 с.
35. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. – 2002. – № 8. – С. 90-95.
36. Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2016. № 4, с.19
37. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. П / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 2014. – 928 с.
38. Федотовская, Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы Е.И. Федотовская // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
39. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2011. –719 с.
40. Халперн, Д. Психология критического мышления/ Д. Халперн. – М.: Тривола, 2000. – 219 с.
Вопрос-ответ:
Какой подход используется для формирования универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики?
Для формирования универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики используется системно деятельностный подход.
Какие категории основаны на системно деятельностном подходе?
На системно деятельностном подходе основаны такие категории, как деятельность, системность, деятельностная позиция и т.д.
Как развивался системно деятельностный подход?
Системно деятельностный подход развивался исторически, проходя через различные этапы эволюции, включая постепенное уточнение своих принципов и методов.
Как системно деятельностный подход влияет на начальное образование в условиях реализации ФГОС НОО?
Системно деятельностный подход является одной из методологических составляющих начального образования в условиях реализации ФГОС НОО. Он предлагает учащимся активное участие в учебной деятельности, развивает их способности к самостоятельному мышлению, проблемному поиску, творческому подходу к решению задач.
Какие принципы лежат в основе системно деятельностного подхода?
В основе системно деятельностного подхода лежат такие принципы, как системность, деятельностность, сознательность, индивидуализация, развивающая ориентированность и др.
Какова основа формирования универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики?
Основой формирования универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики является системно-деятельностный подход.
Какие категории основаны на системно-деятельностном подходе?
На системно-деятельностном подходе основаны следующие категории: системно-деятельностная категория, системно-деятельностное понимание мира, системно-деятельностная позиция и системно-деятельностное мышление.
Как развивался системно-деятельностный подход?
Системно-деятельностный подход развивался и эволюционировал на протяжении истории образования. Он прошел несколько этапов развития, с каждым из которых связаны различные исследования и научные открытия.
Какой принцип лежит в основе системно-деятельностного подхода в начальном образовании?
Один из основных принципов системно-деятельностного подхода в начальном образовании - это принцип активной самостоятельной деятельности учащихся. Он предполагает, что ученик должен быть активным участником учебного процесса, самостоятельно исследовать и познавать окружающий мир.