Развитие устойчивых профессионально-личностных деформаций как следствие длительного переживания профессионального стресса
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 27.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития устойчивости профессионально-личностных деформаций как следствия длительного переживания профессионального стресса 5
1.1 Понятие длительного стресса 5
1.2 Понятие устойчивых профессионально-личностных деформаций 9
1.3 Особенности устойчивости к стрессу 11
1.4 Методы подбора сотрудников в органы внутренних дел 15
Глава 2. Изучение развития устойчивых профессионально-личностных деформаций в ситуациях длительного переживания профессионального стресса 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Результаты исследования 25
2.3 Рекомендации по предотвращению развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного переживания профессионального стресса 29
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37
Широкое использование в образовательном процессе комплексных занятий и учений, деловых игр, дискуссий и круглых столов, привлечение к их проведению квалифицированных работников;– внедрение и расширение использования в системе дополнительного образования дистанционной формы обучения в сочетании с очной формой, что позволит сократить сроки освоения программ переподготовки и повышения квалификации.В своей практической работе руководители организаций могут использовать такой метод, как составление психологических характеристик на каждого сотрудника. Анализ характеристик поможет более обоснованно выбирать средства и способы психологической подготовки. Для предотвращения развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного переживания профессионального стресса следует внедрить в практику: - проведение деловых игр по отработке действий, моделированию возможных причин и последствий; - использование компьютерных тренажеров, моделирующих действия сотрудников в условиях экстремальных ситуаций;- организация мероприятий по мотивации персонала.В системе менеджмента мотивация персонала обычно структурирована по 5 основным направлениям:ресурсы,условия работы, ответственность,признание, взаимоотношения. Применение обозначенных методов мотивации сотрудников органов внутренних дел по данным направлениям позволяет воздействовать на все основные уровни и все организационные единицы организации. При этом важно учитывать, что данные методы мотивации персонала для определенных сотрудников и для всего коллектива в целом будут различаться.Основной целью мотивации персонала можно считать стремление добиваться отождествления индивидуальных целей для каждого сотрудника с целями организации в целом. В таком случае должен максимально полно выполниться один из главных принципов СМК (системы, создаваемой в организации для формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей) – это принцип вовлечения персонала. При этом, если мотивация персонала находится на низком уровне, то внедрение СМК и ее работа будут практически невозможными.Мотивация персонала связана с целями организации напрямую. Очень важно, чтобыцели, которые ставит перед собой организация, создавали бы основу для длительного развития. Причем цели в области качества должны быть понятными сотрудникам и достаточно четко структурированы. Только при таком условии можно рассчитывать на ясные и четкие цели в мотивации самого персонала.Наиболее эффективной считается ситуация, при которой цель мотивации персонала детализирована в соответствии с целями, определяющими качество и установленными на различных уровнях управления.Данная детализация в себя включает:цель мотивации всего коллектива в организации. На данном уровне мотивация персонала способствует изменению общей корпоративной культуры. Мотивация персонала на уровне всех участников коллектива организации взаимосвязана с целями в области качества корпоративного уровня в целом.цель мотивации в группах сотрудников разных подразделений.Данный уровень способствует изменению качества работы в отдельных направлениях деятельности или по отдельным процессам. Важно, чтобы мотивация персонала на уровне отдельных групп была взаимосвязана с целями по качеству процессови продуктов той или иной организации. цель мотивации каждого отдельного сотрудника.Данный уровень затрагивает изменения в качестве выполнения отдельных действий и операций. Мотивация персонала на данном уровнепредполагает наличие взаимосвязи с целями в области качества по имеющимся в организации подразделениям.ЗаключениеТема исследования была определена как актуальная в силунеобходимости поиска эффективных методов реализации функций государственного управления в области служб внутренних дел к исключительно федеральной функции, формировании новых социально-экономические отношений в обществе, которые предъявляют к организации деятельности органов внутренних дел России новые, более высокие требования, в том числе и в области подготовки кадрового потенциала.Целью работы было изучение развития устойчивых профессионально-личностных деформаций как следствия длительного переживания профессионального стресса.Данная цель была достигнута посредством решения задачисследования.Описано понятие длительного стресса. Определено, что длительное влияние на человека стрессора оказывает негативное влияние на его здоровье, личность, поведение, при этом оно может проявляться не сразу, а черезпродолжительный период формирования факторов стресса, что далее вытекает в серьезноезаболевание, которое опасно для жизни.Рассмотрено понятие устойчивых профессионально-личностных деформаций. Так, профессиональная деформация –это постепенно накопившиеся изменения, которые сложились из структуры деятельности и личности и при этом негативно сказываются на продуктивности труда человека, на его взаимодействии с другими участниками данного процесса, а также на развитии самой личности.Охарактеризованы особенности устойчивости к стрессу, они заключаются в качествах личности сотрудника.Сформулированы методы подбора сотрудников в органы внутренних дел, которые необходимы для снижения риска развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного профессионального стресса.Проведено исследование устойчивости к стрессу и тревожности у сотрудников ОВД со стажем менее и более 5 лет. Выявлено, что следствием длительного переживания профессионального стресса у сотрудников ОВД (у тех сотрудников, стаж профессиональной деятельности которых превышает 5 лет), является большая стрессоустойчивость, а также преобладающий уровень ситуативной тревожности над личностной. В то время, как у сотрудников ОВД, чей стаж менее 5 лет отмечаются сложности при попытках справиться со стрессом и высокий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности.Помимо этого, разработаны рекомендации по предотвращению развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного переживания профессионального стресса.Список литературыАгаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. - М.: Мысль, 1989. -192 с.Журавлев А., Павлова Е., Шлычков А., Субъективность руководителя и скрытые возможности аттестации персонала // Консультант директора, 2000. - №22 (130). - С. 21.Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический проект, 2009. – С. 26.Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску Текст. / Т. В. Корнилова. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 232 с.Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М: Смысл, 2009.Матюшин А.В., Порошин А.А. и др. Организация работы с резервом кадров в органах МЧС России/Методическое пособие, 2010. - 197с.Назарова О. М. Психологическая готовность спасателей к риску / О. М. Назарова, М. К. Сайфетдинова // Молодой ученый, 2015. — №7. — С. 685-688.Организация психологического обеспечение деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Метод.пособие / Под. ред. Бурыкина В.М.. - М.: ГУК МВД РФ, 2004. - 237 с.Организация работы с резервом кадров в органах МЧС России Методическое пособие. Матюшин А.В., Порошин А.А. и др. Утверждено ФГУ ВНИИПО МЧС России 1 апреля 2006 г. – 93 с.Охотский Е.В. Управление персоналом государственной службы: учебно-методическое пособие/под ред.- М., 2011. – 428 с.Петров А.С. Проблема профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел» // Психопедагогика в правоохранительных органах 2 (14) – Омск, 2000.Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2013. – 139 с.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. / Под ред. А.В. Опалева, Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 1998.Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2012. – 318 с.Соколов И.И, Сысоев А.М., Горностаев С.В. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: возникновение, развитие, профилактика: Моногр./ Под ред. И.И. Соколова. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2005.Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций /В. Б. Шапарь — Ростов н/Д: Феникс, 2008.Приложение 1Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС). Е.В. РаспопинВажной теоретической предпосылкой для создания методики было положение о том, что стресс могут вызывать не любые потенциально стрессогенные стимулы и факторы, а лишь те из них, которые субъективно оцениваются и воспринимаются субъектом как стрессовые (негативные ситуации, угрожающие факторы, которые имеют отрицательную валентность).Это позволило рассмотреть психологическую устойчивость спортсмена к стрессу не только в виде некого обобщенного конструкта (в виде определенной иерархии личностных свойств и качеств, которые коррелируют с высокой сопротивляемостью к стрессу), но и в виде дифференцированного конструкта, направленного на определение меры устойчивости человека к негативному влиянию различного спектра стрессогенных стимулов. Таким образом, в данном случае подразумевается то, что у одного и того же субъекта по отношению к определенным стрессорам устойчивость выше, к другим - ниже. Общий уровень устойчивости психологической в данном случае будет выражать интегратнвную оценку о степени резистентности к целому множеству стрессогенных стимулов.Так, была определена и описана совокупность самых очевидных и представленных в жизни спортсмена различных стрессогенных стимулов, которые способны провоцировать развитие стресса. Подобные стрессоры положили в основу разрабатываемых шкал опросника. Опросник предназначен и для исследования общего уровня психологической устойчивости субъекта к стрессу, и для.Психологические исследования делили и описали ряд стрессоров, которые легли в основу следующих шкал опросника:1. негативная социальная оценка;2. негативная самооценка;3. неопределенность;4.дефицит времени;5. информационные перегрузки;6. физические перегрузки;7. монотонность;8. одиночество (социальная изоляция)9. ситуации конкретной угрозы;10. повседневные стрессоры;11. неожиданность стрессора;12. длительность и повторяемость стрессора.Опросник оценивает устойчивость к каждому из этих стрессоров в отдельности и на основании их интегративной оценки - к стрессу в целом. Также опросник содержит шкалу L для оценки искренности ответов испытуемых. Состоит опросник из 70 утверждений, по 5 утверждений для основных шкал и 10 утверждений - для шкалы искренности.Однако на практике существуют случаи, когда исследование с помощью объемных и развернутых психодиагностических процедур по определенным причинам оказывается неудобным или невозможным. В частности, здесь могут быть отмечены ситуации дефицита времени для проведения полноценного исследования, необходимость получения первичной, ориентировочной информации, скрининговые цели проведения исследования и прочие ситуации, в которых возникаетнеобходимость проведения экспресс-диагностики. Для подобных целей и была разработана сокращенная форма опросника, которую мы здесь представляем.Разработка и проверка основных психометрических характеристик опросника:Для сокращенного варианта из каждой шкалы полной формы опросника (кроме шкалы L) были отобраны по одному утверждению, каждое из которых, таким образом, призвано единолично оценить меру устойчивости к соответствующему стрессору и на основании их интегративной оценки сделать вывод об устойчивости к стрессу в целом.Утверждения отбирались согласно следующим критериям.Во-первых, учитывались коэффициенты внутренней согласованности утверждений с итоговыми результатами по соответствующим им шкалам и индексы эффективности этих утверждений. Отбирались утверждения, превышающие рекомендованные значение согласованности 0,2 и имеющие индексы эффективности в диапазоне от 0,25 до0,75.Во-вторых, оценивались не только математические, но и смысловые, содержательные характеристики этих утверждений, которые должны были наиболее полно отражать содержание изучаемых переменных. Наконец, отобранные таким образом утверждения вновь оценивались на внутреннюю согласованность, но уже с общим результатом по сокращенному тесту. Приложение 2Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)Шкала ситуативной тревожности (СТ)Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.№п/пСуждениеНет,этоне такПожалуй,такВерноСовершенноверно1Я спокоен12342Мне ничто не угрожает12343Я нахожусь в напряжении12344Я внутренне скован12345Я чувствую себя свободно12346Я растроен12347Меня волнуют возможные неудачи12348Я ощущаю душевный покой12349Я встревожен123410Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения123411Я уверен в себе123412Я нервничаю123413Я не нахожу себе места123414Я взвинчен123415Я не чувствую скованности123416Я доволен123417Я озабочен123418Я слишком возбужден и мне не по себе123419Мне радостно123420Мне приятно1234Шкала личной тревожности (ЛТ)Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.№п/пСуждениеНикогдаПочтиникогдаЧастоПочтивсегда21У меня бывает приподнятое настроение123422Я бываю раздражительным123423Я легко растраиваюсь123424Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие123425Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть123426Я чувствую прилив сил и желание работать123427Я спокоен, хладнокровен и собран123428Меня тревожат возможные трудности123429Я слишком переживаю из-за пустяков123430Я бываю вполне счастлив123431Я все принимаю близко к сердцу123432Мне не хватает уверености в себе123433Я чувствую себя беззащитным123434Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей123435У меня бывает хандра123436Я бываю доволен123437Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня123438Бывает, что я чувствую себя неудачником123439Я уравновешенный человек123440Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234Обработка результатов.Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.КлючНомерасужденияОтветыНикогдаПочти никогдаЧастоПочти всегдаСТ143212432131234412345432161234712348432191234104321114321121234131234141234154321164321171234181234194321204321ЛТ214321221234231234241234251234264321274321281234291234304321311234321234331234341234351234364321371234381234394321401234По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные.
1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
2. Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. - М.: Мысль, 1989. -192 с.
3. Журавлев А., Павлова Е., Шлычков А., Субъективность руководителя и скрытые возможности аттестации персонала // Консультант директора, 2000. - №22 (130). - С. 21.
4. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический проект, 2009. – С. 26.
5. Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску Текст. / Т. В. Корнилова. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 232 с.
6. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М: Смысл, 2009.
7. Матюшин А.В., Порошин А.А. и др. Организация работы с резервом кадров в органах МЧС России/Методическое пособие, 2010. - 197с.
8. Назарова О. М. Психологическая готовность спасателей к риску / О. М. Назарова, М. К. Сайфетдинова // Молодой ученый, 2015. — №7. — С. 685-688.
9. Организация психологического обеспечение деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Метод.пособие / Под. ред. Бурыкина В.М.. - М.: ГУК МВД РФ, 2004. - 237 с.
10. Организация работы с резервом кадров в органах МЧС России Методическое пособие. Матюшин А.В., Порошин А.А. и др. Утверждено ФГУ ВНИИПО МЧС России 1 апреля 2006 г. – 93 с.
11. Охотский Е.В. Управление персоналом государственной службы: учебно-методическое пособие/под ред.- М., 2011. – 428 с.
12. Петров А.С. Проблема профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел» // Психопедагогика в правоохранительных органах 2 (14) – Омск, 2000.
13. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2013. – 139 с.
14. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. / Под ред. А.В. Опалева, Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 1998.
15. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2012. – 318 с.
16. Соколов И.И, Сысоев А.М., Горностаев С.В. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: возникновение, развитие, профилактика: Моногр./ Под ред. И.И. Соколова. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2005.
17. Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций /В. Б. Шапарь — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Вопрос-ответ:
Какова основная тема статьи?
Основная тема статьи - развитие устойчивых профессионально личностных деформаций как следствие длительного переживания профессионального стресса.
Что такое длительный стресс?
Длительный стресс - это состояние, когда организм постоянно подвергается негативным факторам стресса в течение длительного времени. Он может вызвать серьезные психологические и физические последствия.
Какие особенности устойчивости к стрессу рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности устойчивости к стрессу, связанные с профессиональными и личностными деформациями. Они могут проявляться в виде изменений в поведении, эмоциональных расстройствах и психологических проблемах.
Какие методы подбора сотрудников в органы внутренних дел рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные методы подбора сотрудников в органы внутренних дел, такие как психологическое тестирование, анализ личностных качеств, оценка профессиональной подготовки и опыта работы.
Какие последствия может вызвать длительное переживание профессионального стресса?
Длительное переживание профессионального стресса может привести к развитию устойчивых профессионально личностных деформаций. Это может проявляться в виде психических расстройств, эмоционального выгорания, снижения мотивации и профессиональной эффективности.
Как проявляется устойчивость профессионально личностных деформаций?
Устойчивость профессионально личностных деформаций проявляется в изменении личности под влиянием длительного переживания профессионального стресса. Это может проявляться как в эмоциональной сфере (повышенная раздражительность, агрессивность), так и в поведенческой сфере (избегание общения, уход от проблем, нарушение сна и питания). Значительное влияние оказывает также на психологическое и физическое здоровье человека.
Какова роль длительного стресса в развитии устойчивых профессионально личностных деформаций?
Длительный стресс является одной из основных причин развития устойчивых профессионально личностных деформаций. Постоянное переживание стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности может привести к перерастанию стресса в длительный стресс, что негативно сказывается на психологическом и физическом состоянии человека. Длительный стресс может вызывать психические и эмоциональные расстройства, а также приводить к изменению личности и формированию устойчивых профессионально личностных деформаций.
Какие методы подбора сотрудников в органы внутренних дел могут использоваться для предотвращения развития устойчивых профессионально личностных деформаций?
Для предотвращения развития устойчивых профессионально личностных деформаций в органах внутренних дел можно использовать различные методы подбора сотрудников. Важно учитывать не только профессиональные навыки и качества кандидата, но и его психологическую устойчивость к стрессу. Так, можно проводить психологическое тестирование и интервью, чтобы оценить способность кандидата эффективно справляться со стрессом и адаптироваться к сложным ситуациям. Также необходимо обеспечить достаточную поддержку и помощь сотрудникам для снятия стресса и профилактики устойчивых профессионально личностных деформаций.
Какие могут быть последствия длительного переживания профессионального стресса?
Длительное переживание профессионального стресса может привести к развитию устойчивых профессионально-личностных деформаций. Это может проявляться в виде психологических и эмоциональных проблем, отрицательного воздействия на физическое здоровье, а также ухудшения качества жизни в целом.
Что такое устойчивые профессионально-личностные деформации?
Устойчивые профессионально-личностные деформации - это изменения в психологической и эмоциональной сфере личности, которые развиваются в результате длительного переживания профессионального стресса. Это могут быть негативные установки, проблемы в межличностных отношениях, психические расстройства и другие проявления, которые могут существенно повлиять на жизнь человека как в профессиональной, так и в личной сфере.
Какие методы подбора сотрудников используются в органах внутренних дел?
В органах внутренних дел применяются различные методы подбора сотрудников. Это может быть анализ личностных качеств, проведение психологических тестов, интервью, а также проверка профессиональных навыков и знаний. Цель таких методов - выбрать компетентных и устойчивых к стрессу сотрудников, которые смогут эффективно выполнять свои обязанности и справляться с профессиональным стрессом.