Основы теории спроса и предложения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 04.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы спроса и предложения 5
1.1. Сущность спроса 5
1.2. Сущность предложения 8
2. Механизм формирования рыночного равновесия и воздействие государства 12
2.1. Сущность и предпосылки установления рыночного равновесия 12
2.2. Рыночное равновесие и последствия его нарушения 19
Заключение 28
Список использованных источников 30



Фрагмент для ознакомления

Поскольку ре обычно ниже предлагаемой покупателями цены на меньшую величину покупок, объем выгод покупателей показывает площадь фигуры рерmaxE. Причина в том, что цена спроса на меньший объем покупок, чем Qe, выше pe. Но покупатель платит за любые покупки цену, равную pe. Таким образом, разница между ценой спроса на определенное количество покупок и равновесной ценой и формирует выигрыш покупателя. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были готовы заплатить.Рис. 8 Выигрыш (излишки) покупателей и производителейС другой стороны, ре обычно ниже минимальной цены, которую могла бы назначить компания (прежде всего, имеются в виду наиболее инновационные). Таким образом, выигрыш производителей представляет собой разницу между равновесной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были реализовать свой товар. Суммарный выигрыш производителей показывает площадь фигуры рminpeE. Он равен разности между валовой выручкой производителей и их затратами и составляет прибыль. Суммарная совокупность выигрышей потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия.Рассмотренные выше модели общего равновесия отражают идеальное состояние экономической системы. В действительности происходят постоянные нарушения рыночного равновесия, что демонстрируют ряд моделей установления рыночного равновесия. Наиболее известной является паутинообразная модель, сущность ее заключается в том, что при отклонении цен от равновесного состояния происходит колебание цен и количества товара, реализуемого на рынке. В итоге колебания наступает такое положение, при котором устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением. Государство может вмешиваться в процесс ценообразования на рынке, влияя на спрос и предложения. При этом используются следующие варианты государственного регулирования рынка: 1) установление фиксированных цен (потолочных и поддерживающих); 2) введение потоварных налогов на производителей (акцизы) и потребителей; 3) введение потоварных дотаций на производителей и потребителей [4, с.113]. Когда государство вмешивается в процесс установления цен на рынке, то говорят о политическом ценообразовании. Это так называемые модели рыночного равновесия при вмешательстве государства.Цена потолка (потолочная цена) означает максимальную цену, которая дает необходимый результат только лишь тогда, когда она устанавливается ниже равновесной. Она служит для защиты потребителей и создает, как правило, превышение спроса над предложением и образование «черного рынка» (дефицита продукции).Цена пола (поддерживающая цена) определяет минимальную цену, которая служит для защиты производителей и создает превышение предложения над спросом (излишек). Данную цену имеет смысл устанавливать только тогда, когда она выше равновесной. Однако, заметим, что стремление производителей в условиях перепроизводства (например, сельскохозяйственной продукции) избавиться от товара может привести к формированию «серой экономики». Стабильностью равновесия принято называть способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь вернуться к нему под воздействием внутренних сил и факторов.Рассмотрим влияние государства на рыночное равновесие с точки зрения введения потоварного налога на продажу и влияния эластичности на этот процессе (рис.9, 10). S2pНалогE2p2p1paS1E1BA0Q Q2 Q1a)S2pE2Налогp2p1paS1BE1AD0 Q2 Q1Q б)Рис. 9. Эластичный (а) и неэластичный (б) спрос и распределение налога с продаж.pS2НалогS1E2p2p1paE1DBA0Q Q2 Q1 в)S2pНалогS1E2p2p1paE1BDA0Q Q2 Q1 г)Рис. 10. Эластичное (в) и неэластичное (г) предложение и распределение налога с продаж.В случае эластичного спроса (а) большая часть налога падает на производителей; в случае неэластичного (б) - на потребителей. В случае эластичного предложения (в) существенная часть налога приходится на потребителей, в случае неэластичного (г) - на производителей. Значительная часть потоварного налога при неэластичном спросе ложится на покупателей, в случае неэластичного предложения – на продавцов, что весьма важно в экономической политике государства. Таким образом, государство может непосредственно влиять на рыночное равновесие и способствовать отклонению от него.По результатам данной главы можно сделать следующие выводы:Рыночное равновесие предполагает взаимодействие спроса и предложения, в результате которого устанавливается равновесная цена и формируется равновесное количество. Это идеальная ситуация, к которой рынок постоянно стремится. Любые отклонения от рыночной ситуации свидетельствуют о сбоях в функционировании рыночного механизма. В результате установления равновесия, несмотря на диаметрально противоположные интересы, выигрывают и производители (получающие выигрыш), и потребители (получающие излишек потребителя).Государство может вмешиваться в процесс ценообразования на рынке, влияя на спрос и предложения. При этом используются следующие варианты государственного регулирования рынка: установление фиксированных цен (потолочных и поддерживающих);введение потоварных налогов на производителей (акцизы) и потребителей;введение потоварных дотаций на производителей и потребителей.Государственное регулирование экономики осуществляется с целью стабилизации экономической ситуации, выполнения социальных функций, борьбы с безработицей и др. В современной экономической системе (в большинстве стран – смешанной) государство вмешивается в экономическую ситуацию.ЗаключениеСпрос и предложение, несомненно, являются жизненно важными параметрами рынка, представляя собой диалектическое единство интересов потребителей и производителей. Взаимодействие потребителей и производителей приводит к установлению равновесного состояния, при котором имеет место быть гармония интересов разных хозяйствующих субъектов. В этой связи изучение спроса и предложения, моделей рыночного равновесия представляется актуальным.В результате исследования можно сделать следующие выводы:1. Корреляция количества покупаемых товаров от цены (price)опосредуетсячерезкатегорию «спрос». Закон спроса гласит:уменьшение цен вызывает увеличение величины спроса, и, наоборот, рост цен – снижение величины спроса, при прочих равных условиях. Знание закона спроса позволяет на практике варьировать и управлять ценами и ценовой политикой. Цена спроса означает максимальную цену, которую домохозяйстваготовы заплатить за определенное количество данного товара.2. Под объемом спроса понимают такое количество продукции, которое индивидуумы, группа людей или население страны в целом могутприобрести в данное время при определенных условиях. Корреляциявеличины спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. К неценовым факторам спроса относятся мода, традиции, количество потребителей на рынке и структура спроса, ожидания изменения цен и др. Цена приводит к сдвигу точки на графике из одного состояния в другое. Неценовые детерминанты приводят к сдвигу непосредственно кривой спроса.3. Предложение характеризует «функциональную зависимость предлагаемого количества продукции от цены». Закон предложения звучит следующим образом:объем предложения увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении при прочих равных условиях. Закон предложения производители должны учитывать на практике.4. Под объемом предложенияпонимают такое «количество товара, которое готов продать на рынке единичный продавец или их группа в течение определенного периода времени при определенных условиях». Корреляциявеличины предложения от влияющих на негодетерминантоввыражает функция предложения. К неценовым детерминантам предложения относятся издержки производства, степень рыночной конкуренции, технологические новшества, налоги и субсидии, ожидание изменения цен и др.5. Рыночное равновесиеопределяется как пересечение кривой спроса и кривой предложения. Если цена на рынке устанавливается выше равновесной, формируется область излишка предложения (перепроизводства, профицита). С целью его устранения производителям необходимо снижать цену. Если же цена устанавливается ниже равновесной, то образуется зона избытка спроса (дефицит). В ходе сложившегося рыночного равновесия в выигрыше остаются и потребители, и производители. Следовательно, любые вмешательства со стороны государства нарушают данную гармонию и имеют негативные последствия, хотя и способствуют достижению определенных социально-экономических целей государства. При воздействии со стороны государства необходимо, в частности, учитывать эластичность спроса и предложения как ключевые характеристики данных переменных.Список использованных источниковДаниленко Л.Н. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2013. – 180 с.Долан Э.Дж. Микроэкономика. – М.: Оркестр, 1994. – 250 с.Ильяшенко В.В. Микроэкономика для бакалавров. – М.: КноРус, 2012.Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2014. – 320 с.Максимова В.Ф. Микроэкономика. – М.: Изд-во Маркет ДС, 2011.Малкина М.Ю. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2013. – 310 с.Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2014. – 340 с.Мэнкью Н. Грегори, Тейлор М. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2013. – 290 с.Носова С.С. Микроэкономика в вопросах и ответах (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра-М, 2014Пихно Д. Закон спроса и предложения. – М.: Медиа, 2012. – 248 с.Принципы микроэкономики. – McGraw-Hill, 2008. – 340 с.Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов. – М.: Юрайт, 2014Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - М.: Инфра-М, 2012. – 216 с.[Электронный ресурс] Режим доступа:www.grandars.ru

Список использованных источников

1. Даниленко Л.Н. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2013. – 180 с.
2. Долан Э.Дж. Микроэкономика. – М.: Оркестр, 1994. – 250 с.
3. Ильяшенко В.В. Микроэкономика для бакалавров. – М.: КноРус, 2012.
4. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2014. – 320 с.
5. Максимова В.Ф. Микроэкономика. – М.: Изд-во Маркет ДС, 2011.
6. Малкина М.Ю. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2013. – 310 с.
7. Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2014. – 340 с.
8. Мэнкью Н. Грегори, Тейлор М. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2013. – 290 с.
9. Носова С.С. Микроэкономика в вопросах и ответах (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012.
10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра-М, 2014
11. Пихно Д. Закон спроса и предложения. – М.: Медиа, 2012. – 248 с.
12. Принципы микроэкономики. – McGraw-Hill, 2008. – 340 с.
13. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов. – М.: Юрайт, 2014
14. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - М.: Инфра-М, 2012. – 216 с.
15. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.grandars.ru

Вопрос-ответ:

Что такое спрос и предложение?

Спрос - это количество товара или услуги, которое покупатели готовы и могут купить по определенной цене. Предложение - это количество товара или услуги, которое продавцы готовы и могут продать по определенной цене.

Какова сущность спроса?

Сущность спроса заключается в том, что он является реакцией покупателей на изменение цены товара или услуги. При повышении цены спрос обычно снижается, а при снижении цены - повышается. Также спрос зависит от доходов покупателей, их предпочтений и вкусов, цен на другие товары и многих других факторов.

Какова сущность предложения?

Сущность предложения заключается в том, что оно является реакцией продавцов на изменение цены товара или услуги. При повышении цены предложение обычно увеличивается, а при снижении цены - уменьшается. Также предложение зависит от затрат производства, технологического прогресса, цен на ресурсы и многих других факторов.

Как формируется рыночное равновесие?

Рыночное равновесие формируется при взаимодействии спроса и предложения. Когда спрос равен предложению, устанавливается оптимальная цена товара или услуги, при которой нет ни избытка, ни дефицита. Это происходит на пересечении кривых спроса и предложения на графике. В равновесии количество продаваемого товара максимально и покупатели и продавцы довольны.

Какие последствия может иметь нарушение рыночного равновесия?

Нарушение рыночного равновесия может привести к избытку или дефициту товара или услуги. Избыток возникает, если цена выше равновесной, что приводит к накоплению товара на складах и снижению цены. Дефицит возникает, если цена ниже равновесной, что приводит к нехватке товара на рынке и повышению цены. Нарушение равновесия также может привести к неэффективному распределению ресурсов и снижению благосостояния общества.

Что такое спрос и предложение?

Спрос - это количество товара или услуги, которое покупатели готовы приобрести по определенной цене в определенный период времени. Предложение - это количество товара или услуги, которое продавцы готовы продать по определенной цене в определенный период времени.

Какими факторами определяется спрос?

Спрос определяется ценой товара, доходами потребителей, ценами связанных товаров, вкусами и предпочтениями, ожиданиями потребителей, демографическими факторами и другими социально-экономическими переменными.

Что такое рыночное равновесие?

Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором спрос и предложение взаимно согласованы, и нет накопления избыточного товара. В этом состоянии цена и количество товара достигают такого уровня, при котором покупатели готовы купить ровно столько, сколько продавцы готовы продать.

Какие последствия могут возникнуть при нарушении рыночного равновесия?

При нарушении рыночного равновесия возникают избыточное предложение или избыточный спрос. Избыточное предложение ведет к снижению цен, а избыточный спрос ведет к их повышению. Это может привести к неэффективному использованию ресурсов и созданию давления на цены и доходы.