Экологическая тропа как средство формирования экологических знаний детей 4-го года жизни

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экология
  • 57 57 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 07.07.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических знаний у детей четвертого года жизни посредством экологической тропы 5
1.1. Особенности формирования экологических знаний у детей четвертого года жизни 5
1.2. Понятие экологическая тропа. Характеристика, этапы создания экологической тропы. Формы и методы работы на экологической тропе 17
1.3. Методика проведения непрерывной образовательной деятельности по экологическому образованию с детьми четвертого года 22
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Методы и организация исследования формирования экологических знаний у детей четвертого года жизни 32
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 32
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
Выводы по второй главе 35
Глава 3. Особенности педагогического процесса, направленного на формирования экологических знаний у детей четвертого года жизни посредством экологической тропы 36
3.1. Цель и методика формирующего эксперимента 36
3.2. Контрольный эксперимент 43
Выводы по третьей главе 46
Заключение 47
Список литературы 48
Приложение 50

Фрагмент для ознакомления

Содержание знаний и суждений не имеет эстетической ценности. Дети не отмечают разнообразной значимости растений, ответы имеют рациональный характер. При оценке растений дети четвертого года жизни часто обнаруживают эстетическую индифферентность, поскольку им не хватает образно - эмоциональной информации, полученной в результате чувственного контакта с растениями. Оценочная деятельность находится на низком и среднем уровнях (40 % детей замечают лишь отдельные эстетические признаки, не в состоянии образно охарактеризовать их). Сенсорное восприятие природных явлений (оттенки цвета, формы, звуки, запахи) отличаются неточностью, из-за чего целостное восприятие природных объектов затрудняется.Восприятие художественного образа природы, воплощенного в различных видах искусства, отличается неточностью из-за недостатка, а иногда и отсутствия чувственного запаса образов природы, эколого-эстетических знаний. Привлечение детей четвертого года жизни к художественно - творческой деятельности (музыкальной, речевой) единичные, в основном свои впечатления от общения с природой дети воспроизводят в изобразительной деятельности. Анализ детских рисунков показал, что предметная сторона восприятия растений охарактеризована достаточно разнообразно. В ходе практической деятельности детей четвертого года жизни отсутствует инициатива и самостоятельность. Эстетический мотив отсутствует.Выводы по второй главеВ результате обследования детей выяснилось, что у детей преобладает эмоционально - положительное отношение к растениям, но объем непосредственных впечатлений детей от общения с ними фрагментарный, лишенный конкретности, а в некоторых случаях отсутствует.Глава 3. Особенности педагогического процесса, направленного на формирования экологических знаний у детей четвертого года жизни посредством экологической тропы3.1. Цель и методика формирующего экспериментаЭкологическое воспитание имеет большое значение для развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:• наглядность;• доступность;• учет индивидуальных особенностей детей;• сезонность.Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания – содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, предать индивидуальный облик территории детского сада за счет создания экологической тропы, отражающей особенности экосистемы родной природы – на территории детского сада №78. Также хозяин тропы будет рассказывать детям сказки на каждой точке наблюдения.Цель: создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической знаний у детей четвертого года жизни.Задачи:-способствовать познавательному развитию ребёнка;-формировать нравственные качества, расширения кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родной природы.- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;- воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам;Объект исследования: система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.Предмет исследования: условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на повышение знаний у детей четвертого года жизни.Гипотеза: если создать экологическую тропу на территории детского сада, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической знаний педагогов, детей и родителей.Этапы проекта:- Изучение методической литературы по проблеме исследования.- Детальное обследование территории детского сада и выделениеместа для наиболее интересных объектов экологической тропы.- Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы.Основной (практический).- Разработка и составление паспорта всех точек тропинки. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе выбрали «хозяина тропы» - сказочного героя Лесовичка.- Изготовление табличек с рисунками, подписями для деревьев и кустарников на территории детского сада.- Мероприятия с детьми и родителями.Заключительный.-Ожидаемый результат.- Выводы.Участники проекта: педагоги, дети, родители.Этапы проекта:Подготовительный:Изучение методической литературы по проблеме исследования.Л. Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г. ;П. Г. Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г.Детальное обследование территории детского сада и выделение места для объектов экологической тропы. Обследуя территорию детского сада, разработала маршрут, который будет проходить через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, и на котором дети получат устную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки и т. п.)информацию об этих объектах.Создание и разработка маршрута экологической тропы. Создавая экологическую тропу, я создавала фрагменты разных растительных сообществ, характерных для нашего природы, что поможет педагогам в дальнейшем познакомить детей с представителями местной флоры. Точки экологической тропы: «Здоровей-ка», В саду ли, в огороде, «Черёмуха», «Кусты»,«Клумба», «Лесная поляна», ««Полянка», «Муравейник», «Озеро с уточками», «Кустарниковой лабиринт», «Деревья»,«Птичья столовая».Основной – практический этап:Разработка и составление паспорта всех точек тропинки. Точка №1 «Здоровей-ка» Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.На тропинке предлагается детям совершить прогулку босиком (в летний период) по разной поверхности: прошагать по гальке, по песку, по керамзиту, по еловым шишкам, что будет способствовать укреплению здоровья детей, профилактике плоскостопия (массаж стоп при ходьбе по разной поверхности, профилактике простудных заболеваний.Точка №2 «Птичья столовая» - Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Оборудование. Кормушки, поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники. Содержание. В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц. зона наблюдения и кормления птиц.Точка №3 «Клумба» Цель: познакомить с особенностями сезонных явлений природы, приспособлением растений к зимним условиям; развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.Точка №4 «Озеро с уточками» - Водоём - это любимое место наблюдений за природой у наших детей. Хоть в нашем пруду не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, зато в нем в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых. Объектом для наблюдения могут стать водомерки и другие мелкие насекомые, ряска . В жаркие летние дни сюда прилетают попить воды все окрестные птицы, наблюдение за которыми доставляют детям истинную радость.Точка №5 «Полянка»(лужайка с насекомыми) – Позволяет показать детям контраст между природными и антропогенными объектами экологической тропы. Познакомит с естественным биоценозом: дикорастущими травами, насекомыми, птицами. На территории детского сада есть полянка, где в теплое время года, мы встречаемся с ее маленькими жителями – насекомыми. Жуки, бабочки, мухи, божьи коровки, пчелы, осы, шмели – эти насекомые - объекты для наблюдения детей. Камни являются прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу. В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли. У насекомых 6 лапок, крылышки на спине. Есть ли у насекомых враги? ( Да. Птицы, люди.)Точка №6 «Муравейник» - Цель: познакомить детей с образом жизни муравьёв, строением муравейника; получить представления о роли муравьёв в жизни леса. Муравьи очень интересные насекомые. Живут они везде и прекрасно приспосабливаются к любым климатическим условиям. Муравьи не любят уединяться, они создают своеобразные муравьиные колонии. В каждой живут самцы, самки и рабочие муравьи. Хотя размеры муравьёв далеко не одинаковые, все они похожи друг на друга. Муравьи – живые барометры. Они активно помогают предсказать погоду. Так муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все «двери» своего дома. Муравьи приносят большую пользу, так как уничтожают массу вредных насекомых, улучшают почву, перемешивая, рыхля и удобряя её, своими ходами способствуют лучшей вентиляции.Точка №7 «В саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.Точка №8 «Кустарниковой лабиринт»Объектами для наблюдения являются сирень, акация, рябина. Мы планируем исследовать внешние особенности: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой.Точка №9 «Витаминной дерево»Цель: Расширять представления детей о фруктах. Содержание. Для сада выбрано место, защищенное от ветра, подобраны неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений за яблоней.Точка №10 «Лесная поляна» - Цель: Формировать представление об уникальности и разнообразии деревьев и кустарников: рассмотреть ствол, ветки. Сделать вывод об огромной жизненной силе деревьев; закрепить представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать уважение к растительному миру. Содержание: На территории детского сада есть «хвойный уголок». В уголке растет елочка, сосна, можжевельник. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус (треугольник). Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. У дерева очень приятный еловый запах, который привлекает детей. Дети сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядят на крону, убеждаются, что сосна и ель - пример светолюбивых деревьев. Рядом с елью посажен молодой хвойный кустарник. Дети имеют возможность наблюдать за красотой «лесной полянке», а также сравнить между собой разные виды. познания дикой природы -знакомство с животными.Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанниковИзготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков. В качестве образца табличек я воспользовалась экологическими знаками на природе.Знаки:• Ходить по тропинкам.• Не ломать ветки деревьев.• Не топтать цветы, травы.• Не кричать, не включать громко музыку.• Не лезть в птичьи гнезда.• Не ловить насекомых.• Не разрушать грибницы.• Не ловить мальков и лягушек.• Не рвать паутинки.• Не оставлять не затушенных костров.• Не разорять муравейники.Мероприятия с детьми и родителямиЗаключительный этапОжидаемый результат. Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволит работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она будет служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанниковЭкологическая тропа поможет формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений, обеспечит у детей формирование экологической знания и любви к родным местам.Участие в создании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повышает уровень экологической знаний всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов.Перспектива на будущее. Разработка мероприятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на основе экологической тропы (план наблюдений за объектами живой и неживой природы)3.2. Контрольный экспериментНа контрольном этапе исследования были проведены сравнительные итоговые срезы с целью выявления эффективности разработанной экспериментальной методики формирования ценностного отношения к растениям у детей четвертого года жизни. Сравнительные данные уровней сформированности отношения к растениям у детей четвертого года жизни представлены в таблице 2.Таблица 2Показатели уровней контрольного обследования, (%) (сравнение количественных данных показателей)УровниЭкспериментальная группа12 детейКонтрольная группа13 детейКонст. эксп.Контр. эксп.Конст. эксп.Контр. эксп.Высокий23621720Изменение+39+3Средний51265450Изменение-25-4Низкий26122927Изменение-14-2Рисунок 2. Сравнение количественных данных показателей, %На основе анализа показателей можно сделать вывод о значительном повышении уровней сформированности ценностного отношения к растениям в экспериментальной группе. Разница в сумме баллов в пользу экспериментальной группы убеждает в целесообразности использования предложенных методов с целью формирования положительного отношения к растениям у детей четвертого года жизни. Анализируя и сравнивая наличие и качество знаний о свойствах растений в контрольной и экспериментальной группах, можно отметить, что в последней большинство детей обладают знаниями в соответствии с программой, имеют конкретные и достаточно полные представления про эстетические свойства природы (высокий уровень эколого-эстетических знаний в ЭГ увеличился на 44 %, в КГ на 4%). Проявляется способность полно отвечать на вопросы. Речь детей богата эпитетами, сравнениями, прослеживается связь с художественными образами природы. У детей экспериментальной группы речь значительно эмоциональнее, убедительнее в результате пополнения активного словаря детей четвертого года жизни образными словами и выражениями, эпитетами, сравнениями.Позитивные изменения произошли и в умении дать оценку явлениям. Анализ детских высказываний, суждений доказал, что большинство детей четвертого года жизни овладели способностью правильно подбирать соответствующие речевые выражения для характеристики эстетических свойств растений (высокий уровень эмоционально - эстетического проявления в ЭГ вырос на 50 %, в КГ - остался без изменений). В экспериментальной группе дети четвертого года жизни продемонстрировали умение давать адекватную оценку содержанию произведений искусства, понимать художественный образ природы (высокий уровень художественно - образного восприятия в ЭГ увеличился на 40 %, в КГ на 16%). Художественно-практическая деятельность детей четвертого года жизни экспериментальной группы: изобразительная, музыкальная, речевая отличалась новыми качественными характеристиками: активнее стали проявляться фантазия, воображение детей в изобразительном творчестве. Рисунки детей четвертого года жизни стали оригинальнее и разнообразнее в изображении предметов и явлений природы по сюжету, композиции. Высокий уровень изобразительной деятельности вырос в ЭГ - на 36 %, в КГ - на 4%. Значительно изменился интерес и к художественно - речевой деятельности. Дети экспериментальной группы проявляли фантазию, творчески применяли и комбинировали свои умения, реализуя собственные замыслы в составлении сказок, стихов на темы природы (высокий уровень художественно - речевой деятельности вырос в ЭГ - на 48 %, в КГ - на 16 %).Практическая деятельность стала отличаться инициативностью, самостоятельностью, работа в уголках природы осуществлялась с осознанием ценности природных объектов. У детей четвертого года жизни появились потребности не только любоваться красотой окружающей среды, но и приумножать, беречь ее, вносить элементы эстетики в быт. Высокий уровень практической деятельности вырос в ЭГ - на 48 %, в КГ - остался без изменений.Выводы по третьей главеТаким образом, процесс формирования у детей четвертого года жизни положительного отношения к растениям осуществлялся поэтапно: от получения эстетических впечатлений, усвоения эталонов эстетического в процессе непосредственного общения, к эколого-эстетической деятельности, в которой происходит реализация ценностного отношения к природе.ЗаключениеЭкологическое образование направлено в будущее. Оно опирается на идеи гармонии природы и человека, устойчивого развития биосферы, способствует формированию духовной, моральной, экологически образованной личности и созданию условий для ее развития. Основой экологического образования является жизненная необходимость соблюдать законы природы, понимать и беспрекословно воспринимать требования и ограничения, которые определяются ими во всех сферах жизнедеятельности человека.Понимание необходимости интеграции знаний требует не только подготовки детей к системному, научному восприятию мира и имеющихся в нем экологических проблем, но и к познанию природы, к активным природоохранным действиям. Интегративный подход определяет экологическое образование как систему последовательного формирования экологической культуры человека. Основы такого образования закладываются еще в младшем дошкольном возрасте, ведь влияние природы на ребенка огромное. Основное содержание экологического образования дошкольников заключается в формировании мотивационных основ экологического сознания ребенка. Экологические знания должны стать средствами, которые используются для практической деятельности и соответственно ее мотивируют.Учитывая сочетание эмоционального и рационального в отношении к окружающей среде в русской ментальности и учитывая то, что дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт общения с природой, а их специфической чертой является бурный эмоциональный отклик на явления и объекты окружающего мира, формирование экологического сознания дошкольников целесообразно осуществлять через эмоциональную сферу. Формирование способности восхищаться красотой, чувствовать себя неотъемлемой частью природы, оберегать и рационально использовать природные ресурсы - это взаимосвязанные неразрывные составляющие экологического воспитания.Список литературыАвдий Л.К. Путешествуем по экологической тропе / / Дошкольное воспитание. - № 5. - К., 2002.Беленькая Г. Наблюдаем природу / / Дошкольное воспитание.-1998г. - № 10.Венгер Л.А., Венгер Н.Б.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.-М., 1988г.Веретенникова С.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой. - М.: Высшая школа, 1979. - 248 с.Вильчковский Е., Беленькая Г. Познание природы и природа движений / / Д.В.-1996г. - № 8. Голубева, Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора; под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 192 с.Горюнова, Т. М. Развитие детей раннего возраста: анализ программ дошкольного образования /Т. М. Горюнова. – М.: Сфера, 2009. – 128 с.Журнал "Дошкольное воспитание", № 3 2010г.Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками / Е.В.Исаева / / Начальная школа - 1994. - № 1. - С. 38-41.История педагогики / Под ред. М.С. Гриценко. - М.: Высшая школа, 1973. - 468 с.Ищенко Л.В. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Саратов, 1998. - 18с.Киселева Е. В., Советова Т. М. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 560-562.Кузубова Е. Н. Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12472/ (дата обращения: 29.05.2018).Кот Н.М. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по экологическому воспитанию / / Детский сад. - № 45. - К, 2001.Кроха [Текст]: метод. рекоменд. к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 207 сЛучич М.В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Воспитание дошкольника, 2005. - 320 с.Моргун Д.В. Учебно-исследовательская биологическая экспедиция как средство повышения эффективности образовательного процесса [Текст] \ Д.В.Моргун\\ научно-методический журнал «Методист» - М., 2008Никитичева О. Наблюдения и игры на прогулке [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2010. - №1. – с.44.Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольника / С. Н. Николаева. - Москва, 2006. - 224 с.От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины- М., «Просвещение»,1998Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М.: Педагогика, 1990. - Т. 6. - С. 527.Федорова, Т. А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой // дисc. канд. пед. наук. код cпециальности ВАК: 13.00.01 - М., 1999. - 167 с.Ярышева Н. Сохраним богатство окружающей среды / / Д.В.-2004г. - № 3. Щербанева Е. А. «Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС ДО»/З-28.-сост. Е.А.Щербаева.-Изд.2- е, испр. – Волгоград: Учитель 2014 - 82 с.Приложение

1. Авдий Л.К. Путешествуем по экологической тропе / / Дошкольное воспитание. - № 5. - К., 2002.
2. Беленькая Г. Наблюдаем природу / / Дошкольное воспитание.-1998г. - № 10.
3. Венгер Л.А., Венгер Н.Б.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.-М., 1988г.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой. - М.: Высшая школа, 1979. - 248 с.
5. Вильчковский Е., Беленькая Г. Познание природы и природа движений / / Д.В.-1996г. - № 8.
6. Голубева, Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора; под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
7. Горюнова, Т. М. Развитие детей раннего возраста: анализ программ дошкольного образования /Т. М. Горюнова. – М.: Сфера, 2009. – 128 с.
8. Журнал "Дошкольное воспитание", № 3 2010г.
9. Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками / Е.В.Исаева / / Начальная школа - 1994. - № 1. - С. 38-41.
10. История педагогики / Под ред. М.С. Гриценко. - М.: Высшая школа, 1973. - 468 с.
11. Ищенко Л.В. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Саратов, 1998. - 18с.
12. Кияшко, Н.Г. Азбука экологического воспитания детей с 2 до 3 лет средствами музыки [Текст] // Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – с.19.
13. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - Т. 2 - М.: Учпедиздат, 1955. - 452 с.
14. Кот Н.М. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по экологическому воспитанию / / Детский сад. - № 45. - К, 2001.
15. Кроха [Текст]: метод. рекоменд. к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
16. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 253 с.
17. Лучич М.В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
18. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Воспитание дошкольника, 2005. - 320 с.
19. Никитичева О. Наблюдения и игры на прогулке [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2010. - №1. – с.44.
20. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольника / С. Н. Николаева. - Москва, 2006. - 224 с.
21. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
22. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М.: Педагогика, 1990. - Т. 6. - С. 527.
23. Федорова, Т. А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой // дисc. канд. пед. наук. код cпециальности ВАК: 13.00.01 - М., 1999. - 167 с.
24. Ярышева Н. Сохраним богатство окружающей среды / / Д.В.-2004г. - № 3.
25. Ярышева Н.Ф. Методика ознакомления детей с природой: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа., 1993. - 255 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности формирования экологических знаний у детей четвертого года жизни?

У детей четвертого года жизни формирование экологических знаний происходит на основе непосредственного опыта и восприятия окружающего мира. В этом возрасте дети активно изучают природу, интересуются живыми организмами, учатся различать растения и животных. Они начинают осознавать свою зависимость от природы и понимать, что человек должен бережно относиться к окружающей среде. Для детей четвертого года жизни важно проводить образовательные занятия, которые помогут им узнать больше о природе и развить экологическое сознание.

Что такое экологическая тропа?

Экологическая тропа - это специально созданное образовательное пространство, которое помогает детям познавать окружающую природу. Она представляет собой маршрут, проходящий через различные природные объекты, такие как лес, поле, река и т.д., где дети могут наблюдать и изучать животных, растения и экосистемы. Создание экологической тропы включает несколько этапов: выбор места, разработка маршрута, организация деятельности на тропе. Экологическая тропа позволяет детям активно участвовать в образовательном процессе, развивать навыки наблюдения и самостоятельно открывать окружающий мир.

Какие особенности формирования экологических знаний у детей четвертого года жизни?

Дети четвертого года жизни активно интересуются окружающим миром и начинают задавать вопросы о природе. Они уже могут узнавать и называть некоторые растения и животных, отличать их особенности. Они также способны понимать простые понятия экологии, например, что природа нуждается в защите. Формирование экологических знаний у детей четвертого года жизни основывается на участии в экологических занятиях и активной деятельности на экологической тропе.

Что такое экологическая тропа и как она помогает формировать экологические знания у детей?

Экологическая тропа - это особая образовательная программа, которая предлагает детям познавать природу через прямое взаимодействие с ней. На экологической тропе дети могут участвовать в различных играх и заданиях, обнаруживать и изучать разные виды растений и животных. Это помогает им лучше понять взаимосвязь между живыми организмами и их окружением. Таким образом, экологическая тропа способствует формированию экологических знаний у детей и развитию их наблюдательности и любви к природе.

Какие этапы включает создание экологической тропы?

Создание экологической тропы включает несколько этапов. Первый этап - это выбор места для тропы и определение ее пути. Затем проводится подготовка этого места, включающая высадку растений, установку информационных табличек и создание преград. После этого следует этап разработки различных игровых и познавательных заданий для детей. Наконец, последний этап - это организация занятий на самой экологической тропе.

Какие формы и методы работы применяются на экологической тропе?

На экологической тропе используются различные формы и методы работы. Например, дети могут участвовать в экскурсиях, наблюдать за животными и растениями, играть в игры, где они должны распознать разные виды. Можно также проводить эксперименты, рисовать и делать поделки, связанные с тематикой природы. Все эти формы и методы помогают детям лучше понять принципы экологии и заботы о природе.

Какие особенности формирования экологических знаний у детей 4-го года жизни?

На четвертом году жизни дети активно интересуются окружающим миром, начинают задавать вопросы о природе, животных и растениях. Они готовы узнавать и изучать новые факты. Особенности формирования экологических знаний у детей этого возраста включают развитие познавательной активности, любознательности и умения обращаться с предметами окружающей среды.

Что такое экологическая тропа и каковы ее основные характеристики?

Экологическая тропа - это один из методов проведения экологического образования у детей через организацию экскурсий в природные или урбанистические экосистемы. Она рассчитана на активное познавательное взаимодействие детей с окружающей средой, где они могут наблюдать живые организмы, экосистемы, исследовать природные явления и экологические проблемы. Характеристики экологической тропы включают разнообразные методы и формы работы, постепенное введение детей в тему, развитие навыков наблюдения и анализа, а также способствование формированию экологической культуры.

Как происходит создание экологической тропы?

Создание экологической тропы включает несколько этапов. Вначале необходимо определить цели и задачи экскурсии, выбрать подходящее место для проведения тропы. Затем следует разработать программу исследований, выбрать материалы и оборудование, необходимые для работы детей. Далее проводится подготовка работников, а также информирование и вовлечение родителей. Непосредственно на месте проводятся занятия и экскурсии с участием детей, в ходе которых они знакомятся с разными аспектами экологии и природы.

Какие методы и формы работы используются на экологической тропе?

На экологической тропе используются разнообразные методы и формы работы. Это могут быть наблюдения, исследования, эксперименты, игры, конкурсы, беседы и диспуты, создание моделей и рисунков, сбор и анализ образцов природных материалов и многое другое. Главная цель таких методов и форм работы - привлечь внимание детей, вызвать их интерес и желание изучать окружающую природу, а также развивать их навыки наблюдения, анализа и самостоятельной работы.