Информационно-просветительские методики в организации социально-культурной деятельности в музее
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………….
Глава 1. Музей как очаг социально-культурной деятельности
1.1 Развитие социально - культурной деятельности в музее…………………………………………………………………………...
1.2 Роль информационно-просветительских методик в организации социально-культурной деятельности в музее ……………..
Глава 2. Социально – Культурная Деятельность в музее "Эрмитаж"
2.1 Оценка экономического и социального вклада Эрмитажа в жизнь Санкт-Петербурга………………………………………………..........
2.2 Исследование информационно-просветительских методик в организации социально-культурной деятельности в музее Эрмитаж.
Глава 3. Пути совершенствования Социально – Культурной Деятельности в музее "Эрмитаж"
Заключение
Список используемой литературы
Работы мировой культуры музея всегда привлекали и продолжают привлекать тысячи людей из разных стран, разных поколений, профессий, мировоззрений. Ежегодно около 3 миллионов посетителей знакомятся с высокими достижениями духовной культуры человечества, получая радость от общения с творениями прошлых и настоящих мастеров (около 900 тысяч из них являются иностранными гражданами) [4]. Полная эксплуатация Восточного крыла Генерального штаба, уникальный комплекс хранилищ в Старой деревне, а также новые российские филиалы музея позволят нам постепенно удвоить количество посетителей. Благодаря высокопрофессиональной работе специалистов Эрмитажа ее коллекции сохраняются и постоянно растут, экспозиции экспонируются в лучших музеях мира (сегодня выставлено около 25% экспонатов музея).Уважение национальных традиций, открытость к миру, обеспечение широкого доступа к коллекциям при сохранении необходимых мер безопасности для сбора, готовность к сотрудничеству - принципы, на которых основывается уникальное международное направление Эрмитажа. Важной особенностью этого музея является то, что Эрмитаж является не только современным, но и инновационным во многих начинаниях. Все проекты Эрмитажа оригинальны и направлены на развитие отношений между Россией и другими странами. Музей делает российские коллекции произведений искусства доступными миру, демонстрирует и интерпретирует мировую культуру, в том числе современную, которая отражает мирную внешнюю политику нашего государства, стремление к деловым экономическим и гуманитарным связям.Традиционная функция музея - выставочная деятельность, в том числе на международном уровне, осуществляется Государственным Эрмитажем в больших масштабах и служит эффективным и надежным инструментом для культурной политики музея. Таким образом, музей предоставляет отдельные экспонаты или группы экспонатов для выставочных проектов:в зарубежных музеях, в то же время представляет российских посетителей коллекциям ведущих музеев мира; в том числе во время зарубежных выставок, на основе современных научных исследований, реконструкции выставочных помещений с использованием специально разработанного выставочного оборудования под строгим контролем музейных специалистов. Однако истинное новшество Государственного Эрмитажа проявилось в создании так называемых спутников (выставочных центров), в том числе за рубежом, которые стали частью глобальной стратегии Эрмитажа.Разнообразие направлений, концепций, программ научной и образовательной деятельности Эрмитажа такие как я организация вышеупомянутых центров за рубежом, совместные выставки, двусторонние и многосторонние проекты с использованием коллекций музеев, издание книг и каталогов, совместные археологические экспедиции, создание специальных образовательных программ, обмен сотрудниками для научных стажировок. Об универсальном признании высокого статуса Эрмитажа, свидетельствует тот факт, что ряды партнеров и друзей Эрмитажа динамично пополняются, взаимно обогащая друг друга[11].Стоит отметить, что Государственный Эрмитаж проводит большую социальную политику, что опять же показывает, что в музее есть желание быть открытым для всех слоев населения, а также желание следовать всем требованиям, предъявляемым к современным музеям. Таким образом, дети и студенты, независимо от гражданства, могут бесплатно посещать музей, предпринимаются меры по улучшению доступности для людей с ограниченными возможностями (например, установка пандусов, лифтов). Уникальной в мировой практике является программа Эрмитажа по обучению слабовидящих детей «Прошлое на кончиках пальцев», школьники со специальными образовательными потребностями, программы для детей, подростков, студентов.Специальные программы проводятся Государственным Эрмитажем для «Друзей Эрмитажа» со всего мира, благодаря бескорыстной помощи, которой Эрмитаж имеет возможность реализовать множество реставрационных, образовательных и инновационных музейных проектов. «Эрмитаж - это не только русский музей, это музей всего мира, он принадлежит всему миру, и естественно, что поддержка музея должна идти со всех уголков мира», - сказал директор Государственный Эрмитаж, МБ Пиотровский.Сегодня можно без преувеличения сказать о наличии в России системы грамотно, структурно и разнообразно развитых международных музейных контактов. По мнению MB Пиотровского, большая заслуга в Государственном Эрмитаже, который благодаря уникальным коллекциям произведений мировой культуры, большой научной и образовательной деятельности, международным выставочным и образовательным проектам, сотрудничеству с мировыми музеями и другими зарубежными организациями. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, «музей всего мира» [18], способствующий развитию сотрудничества и взаимодействия между народами, интеграции в мировой культурный процесс и сохранению национального наследия. Демонстрируя миру открытую и мирную политику нашей страны и расширяя пространство гуманитарного диалога, музей показывает миру свою философию, свое видение культурного взаимодействия, посредством многовекторных, инновационных международных контактов, представляющих Россию, ее историю, прошлое и настоящие.Выводы.Государственный Эрмитаж является одной из величайших сокровищниц мировой культуры, занимая почетное место в одном важным элементом национального музеями, как Лувр, Музей Метрополитен, Британский Музей. Его роль – показывать, что «разнообразие красиво, что существование различий культур прекрасно само по себе. А единство замечательно именно потому, что наполнено разнообразием. Сведение этого разнообразия в красивую и единую, но мозаичную картину требует “перевода”. Такой “перевод” между культурами становится одной из важных функций энциклопедического музея» (М. Б. Пиотровский. Музей в диалоге цивилизаций, 2009). Эрмитаж – это образовательный, научный и просветительский центр всероссийского масштаба. Ежегодно Эрмитаж предоставляет почти миллиону россиян возможность ознакомиться с шедеврами мировой культуры. Помимо этого, коллекциями и выставками Эрмитажа бесплатно наслаждается почти один миллион человек, имеющих ограниченные финансовые возможности (школьники, студенты, пенсионеры). Эрмитаж знакомит российскую публику с историческими и современными эффекта других культурных институтов тенденциями в искусстве, расширяет культурный кругозор посетителей, воспитывает в людях толерантность и одновременно дает чувство национальной гордости.2.2 Исследование информационно-просветительских методик в организации социально-культурной деятельности в музее Эрмитаж.В своей работе мы выбрали метод Анкетирования. Вид анкетирования - почтовая анкета.Выбор был обусловлен:- относительной простотой проведения;- возможностью получения конкретной информации;- быстротой обработки;- бюджетностью.Анкета рассылалась через социальные сети, так как они являются широко распространенным способом коммуникации.Личное обращение к респондентам через социальные сети, в отличие от классической почтовой анкеты, дает высокую степень возвращаемости, что повышает эффективность проводимого исследования.Цель исследования выявление качества обслуживания в музее Эрмитаж, удовлетворенность посетителей.Характер выборки - стихийный, так как опрос проходили те респонденты, которые имели возможность и желание заполнить анкету.Такой метод был выбран по принципу удобства: с позиций минимальных затрат времени и усилий и с позиции доступности респондентов.Общее число опрошенных - 112 человека.В результате анкетирования были сделаны выводы. 1.Посещают музей почти равное соотношение мужчин и женщин. Пол (от общего числа респондентов): женщины - 54 мужчины - 68. 3. Эрмитаж активно посещали как Петербургская, так и приезжая аудитория. В результате исследования жители составили половину посетителей.4. Среди источников информации, в первую очередь, называется межличностное общение. На втором месте находятся различные Интернет-ресурсы, среди которых личный сайт Эрмитажа и социальные сети. Кроме того, есть ссылки на такие средства массовой коммуникации, как телевидение, пресса, наружная реклама на стендах и в городских кафе, а также радио.5.Анкета показала, что большинство посетителей устраивают цены на входные билеты и экскурсионные услуги - это 68%, для 25,3% посетителей они были высокими, 6,7% затруднились с ответом.7. По мнению посетителей Эрмитажа, музей недостаточно приспособлен для людей с ограниченными возможностями. Как вы оцениваете компетентность сотрудников при работе с этой категорией гостей 30 % ответили, что сотрудники не компетентны в данном вопросе. 8. Доброжелательность персонала очень низкая 35% качеством оказанных услуг 25% ответило отрицательно. 9. Являются ли удобными Электронные сервисы в музее Эрмитаж. 50% опрошенных отметили что их необходимо улучшить.Глава 3. Пути совершенствования Социально – Культурной Деятельности в музее "Эрмитаж"На основании нашего исследования можно предложить рекомендации для улучшения работы Музея Эрмитаж Прежде всего, деятельность музея должна быть связана с обучением персонала музея работе с информационными системами, Интернетом и другими мировыми информационными структурами, созданием системы обмена научной и методической информацией с ведущими мировыми музеями. Музей должен предоставлять разнообразные услуги различным категориям граждан - от детей до пенсионеров, особое внимание необходимо уделить обучению персонала работе с людьми с ограниченными возможностями,Ежегодно музей должен представить новые программы, расширить список рекламной и печатной продукции, увеличивать количество общественных мероприятий музея (фестивали, конкурсы, выставки).Необходимо улучшить электронные сервисы, а также проанализировать доступность получения услуг.Заключение. Для повышения эффективности социокультурной деятельности музеев необходимо: искать и внедрять новые творческие проекты, создание постоянного контингента посетителей музея, формирование актива от учителей, родителей, студентов, членов детских кругов, студентов, проведение социологических исследований с целью сотрудничества художественной галереи со школой и семьей, атакжепривлечение молодых специалистов к деятельности музея с соответствующим профильным образованием. Внедрение новых методов взаимодействия с посетителями - активное внедрение современных информационных технологий, различные образовательные и образовательные программы, предназначенные для разных возрастных групп населения. Повысить открытость музеев для посетителей. Одновременно необходимо улучшить материальную базу, которая обеспечит улучшение социально-культурных мероприятий. Необходимо добиться рентабельности и самодостаточности музеев, достаточного объема финансирования для реализации целей, задач и направлений совершенствования социально-культурной деятельности на современном этапе.Список Литературы.1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М.А.Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2010. 792с. 2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. / М.А.Ариарский.- СПб.: Анатолия, 2009.- 530 с. 3. Гнедовский, М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сборник научных трудов. — М.: НИИ Культуры, 1989.- с.180-218 4. Лукин, Ю.А. Культура и культурная политика/ Ю.А.Лукин.- М.: РАУ, 1992.- 214с. 5. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности// Ред-кол.: В.Ю.Дукельский (отв.ред) и др.- М.: НИИК, 2010.- 218с. 6.Нагорский, Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности/ Н.В.Нагорский.- СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 2008.- 258с. 7. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб, 2004. – С. 380. 8. Орлов, А.С. Социология рекреации/ А.С.Орлов.- М.: Наука, 2011.- 148с. 9. Петрова, Н.Л. Новая литературно-монографическая экспозиция А.С.Пушкин.Жизнь и творчество.// Пушкинский музеум, альманах, выпуск 2, СПб.: Дорн, 2005.- 300с. 10. Шутен, Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.- 1999.- №2 (200).- 28-29с.11. Каган, М.С. Философия культуры [Электронный ресурс] // СПб., 2012. URL:http://www.sofik-rgi.narod.ru/kafedra/kagan_ikonnikova.htm. 12. Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru Сайт «Музеи России» www.museum.ru Николай Кононихин Реальный и виртуальный Арт-Питер «Русский журнал», 3 Мая 200013. Калинина Л.Л. и др. Информационное пространство музея / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2006, № 12. – С.83-8814. Официальный сайт Государственный Эрмитаж (http://www.hermitagemuseum.org/).15. ЭРМИТАЖрезультаты оценкиэкономическогои социального вклада музея в жизньДЛЯ ГОРОДАИ ГОРОЖАН Санкт-Петербурга. 2014г16. ЭРМИТАЖ: ЭКСПОЗИЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯТекст научной статьи по специальности «Культура. Культурология» 2016г.17. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб, 2004. – С. 380. 18. Орлов, А.С. Социология рекреации/ А.С.Орлов.- М.: Наука, 2011.- 148с. 19. Петрова, Н.Л. Новая литературно-монографическая экспозиция А.С.Пушкин.Жизнь и творчество.// Пушкинский музеум, альманах, выпуск 2, СПб.: Дорн, 2005.- 300с. 20. Шутен, Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.- 1999.- №2 (200).- 28-29с.
1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М.А.Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2010. 792с.
2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. / М.А.Ариарский.- СПб.: Анатолия, 2009.- 530 с.
3. Гнедовский, М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сборник научных трудов. — М.: НИИ Культуры, 1989.- с.180-218
4. Лукин, Ю.А. Культура и культурная политика/ Ю.А.Лукин.- М.: РАУ, 1992.- 214с.
5. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности// Ред-кол.: В.Ю.Дукельский (отв.ред) и др.- М.: НИИК, 2010.- 218с.
6.Нагорский, Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности/ Н.В.Нагорский.- СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 2008.- 258с.
7. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб, 2004. – С. 380.
8. Орлов, А.С. Социология рекреации/ А.С.Орлов.- М.: Наука, 2011.- 148с.
9. Петрова, Н.Л. Новая литературно-монографическая экспозиция А.С.Пушкин.Жизнь и творчество.// Пушкинский музеум, альманах, выпуск 2, СПб.: Дорн, 2005.- 300с.
10. Шутен, Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.- 1999.- №2 (200).- 28-29с.
11. Каган, М.С. Философия культуры [Электронный ресурс] // СПб., 2012. URL:http://www.sofik-rgi.narod.ru/kafedra/kagan_ikonnikova.htm.
12. Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru Сайт «Музеи России» www.museum.ru Николай Кононихин Реальный и виртуальный Арт-Питер «Русский журнал», 3 Мая 2000
13. Калинина Л.Л. и др. Информационное пространство музея / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2006, № 12. – С.83-88
14. Официальный сайт Государственный Эрмитаж (http://www.hermitagemuseum.org/).
15. ЭРМИТАЖ результаты оценки экономического и социального вклада музея в жизнь ДЛЯ ГОРОДА И ГОРОЖАН Санкт-Петербурга. 2014г
16. ЭРМИТАЖ: ЭКСПОЗИЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология» 2016г.
17. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб, 2004. – С. 380.
18. Орлов, А.С. Социология рекреации/ А.С.Орлов.- М.: Наука, 2011.- 148с.
19. Петрова, Н.Л. Новая литературно-монографическая экспозиция А.С.Пушкин.Жизнь и творчество.// Пушкинский музеум, альманах, выпуск 2, СПб.: Дорн, 2005.- 300с.
20. Шутен, Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.- 1999.- №2 (200).- 28-29с.
Вопрос-ответ:
Что такое информационно-просветительские методики?
Информационно-просветительские методики - это способы организации и проведения мероприятий, направленных на передачу знаний и информации широкой аудитории. В контексте музейной деятельности, эти методики используются для просвещения посетителей и позволяют сделать музей более доступным и интересным.
Какие методы применяются в информационно-просветительской работе музея?
В информационно-просветительской работе музея могут использоваться различные методы, такие как экскурсии, лекции, мастер-классы, выставки, интерактивные мультимедийные программы и т.д. Все эти методы направлены на то, чтобы привлечь внимание посетителей и помочь им лучше понять представленную информацию.
Каким образом информационно-просветительские методики способствуют развитию социально-культурной деятельности в музее?
Информационно-просветительские методики позволяют сделать музей более доступным и привлекательным для широкой аудитории. Благодаря проведению интересных и познавательных мероприятий, музей становится местом притяжения, где люди могут не только узнать что-то новое, но и провести время интересно и полезно.
В чем состоит роль информационно-просветительских методик в организации социально-культурной деятельности в музее?
Роль информационно-просветительских методик в организации социально-культурной деятельности в музее заключается в том, что они позволяют донести информацию до посетителей музея, помогают улучшить понимание выставленных экспонатов и их исторического значения. Также эти методики способствуют активному участию посетителей в музейной деятельности, развивают интерес к культуре и искусству.
Какое значение имеет музей как очаг социально-культурной деятельности?
Музей является важным местом, где люди могут познакомиться с историей, культурой и искусством. Он способствует развитию социально-культурной деятельности, предоставляет возможность получить новые знания и эмоциональный опыт.
В чем состоит роль информационно-просветительских методик в организации социально-культурной деятельности в музее?
Информационно-просветительские методики позволяют эффективно организовывать и проводить деятельность музея, осуществлять передачу информации и знаний посетителям различных возрастных групп и интересов. Они помогают участникам социально-культурной деятельности лучше понять экспонаты и проявить свою творческую активность.
Как оценивается экономический и социальный вклад музея Эрмитаж в социально-культурную деятельность?
Оценка экономического и социального вклада музея Эрмитаж в социально-культурную деятельность проводится на основе анализа посещаемости музея, уровня удовлетворенности посетителей, обратной связи от участников мероприятий и др. Такие оценки позволяют определить эффективность работы музея и его значимость для развития социально-культурной сферы.
Как развивается социально-культурная деятельность в музее?
Социально-культурная деятельность в музее развивается путем организации различных мероприятий, в том числе выставок, экскурсий, лекций, мастер-классов, концертов и других культурных программ. Такие мероприятия позволяют привлечь широкую аудиторию и обеспечить доступность культурного образования и развлечения для всех слоев населения.
Какие информационно-просветительские методики используются в музее для организации социально-культурной деятельности?
В музеях используются различные информационно-просветительские методики, такие как интерактивные экспозиции, мультимедиа технологии, рабочие тетради, игровые программы и другие. Они помогают сделать посещение музея более интересным и образовательным для посетителей разных возрастов и интересов.