Саровская пустынь и Преподобный Серафим

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Регионоведение
  • 35 35 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 07.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Саровская пустынь 8
2. Житие святого преподобного старца Серафима Саровского 11
3. Воспоминания о преподобном Серафиме 20
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Это заботливое наставление было сделано старцем, не посещавшим Дивеевской обители, но знавшим там всё до мелочей.Батюшке было открыто детское сердце, и не только о здоровье ребёнка заботился он. Ни один сокровенный детскийвопрос, терзавший душу маленького посетителя, не оставался без его ответа. Елена Ивановна пишет об этом следующее:«Когда было открытие мощей святого Митрофана, к отцу Серафиму принесли много маленьких икон этого святого. Приходившим сестрам батюшка давал всем по иконке святогоМитрофана, а мне дал крестик. Придя в Дивеево, я все думала: почему он мне не дал иконку?Через день батюшка с одной из сестёр, бывшей у него, приказал, чтобы тётка привела меня к нему. Когда мы пришли,он взял тарелочку с иконами и стал пересыпать их рукой, –при этом взглянет на меня и улыбнется, взглянет и опятьулыбнётся; наконец, взяв икону святого Митрофана, благословляя, отдал мне и отпустил домой».К этим проникновенным воспоминаниям близко ещёодно – повествование Надежды Аксаковой о своей детскойпоездке с многочисленным семейством в Саров сразу послеэпидемии холеры, в начале 1830-х годов – в последние годыземной жизни отца Серафима. К нему ехали тогда многие заутешением и поддержкой. Через семьдесят лет оживают впамяти уже состарившегося человека детские впечатленияот долгой и радостной дороги: раздольные привалы в лесу,спокойные ночевки в деревенских избах, вереница экипажей, телег, пеших богомольцев, спешащих в Саров. Но главное воспоминание – о старце. Его не оказалось в келье: онскрылся от людской толпы в лесу. Туда и отправились богомольцы, выслав вперёд, по совету игумена, детей, чтобы надетские голоса отозвался отец Серафим. Вот темноту соснового леса неожиданно рассёк солнечный луч, и показаласьоблитая солнцем поляна, а на ней – работающий согбенныйстарец. «Заслышав шорох в лесу, старичок быстро поднялся,насторожившись, посмотрел в нашу сторону и затем, точноспугнутый заяц, проворно побежал к чаще леса. Но, не успевдобежать, запыхался, робко оглянувшись, юркнул в густуютраву недорезанной им куртины и скрылся из вида.Тут только вспомнился нам родительский наказ при входев бор, и мы чуть ли не в двадцать голосов дружно крикнули: «Отец Серафим! Отец Серафим!». Случилось то, на что надеялись монастырские богомольцы: заслышав детей, отец Серафим не выдержал, и голова его показалась из-за высокихстеблей лесной травы.Приложив палец к губам, он, улыбаясь, поглядывал нанас, как бы упрашивая не выдавать его старшим, шаги которых уже слышались в лесу».Свой, родной, как ребёнок – таким предстаёт старец переддетьми. Потому и устремляются к нему детские сердца:«В первую минуту он нам не понравился: влажные от потажелтоватые волосы, искусанное мошками морщинистоелицо, всё в запекшихся каплях крови.Но когда, протоптав дорожку через траву, он, опустившись на траву, поманил нас к себе, на нас вдруг дохнуло что-то такое, что крошка наша Лиза первая бросилась старичкуна шею, прильнув лицом к его плечу, покрытому рубищем» .«Сокровища, сокровища, – приговаривал он едва слышным шёпотом, прижимая каждого из нас к своей худенькойгруди».А потом, после расставания с отцом Серафимом, та же крошка Лиза скажет о старце главное, выражающее суть личностивеликого подвижника. Н. Аксакова пишет: «Сестра моя Лиза,та самая, которую обнимал отец Серафим, называя её сокровищем, крепко держалась за меня обеими руками. При выходеиз лесной темноты она сжала мою руку и, взглянув мне в лицо,сказала: «Ведь отец Серафим только кажется старичком, а насамом деле он такой же, как ты да я».Детскость, душевная чистота, которые притягивали кстарцу маленьких посетителей, отражались, прежде всего,в глазах отца Серафима. Описание этих глаз удивительно вповествовании Аксаковой: «Много с тех пор в продолженииследующих семидесяти лет моей жизни видала я и умных, идобрых, и мудрых глаз, много видала и очей, полных горячейискренней привязанности, но никогда с тех пор не видала ятаких по-детски ясных, старчески прекрасных глаз, как те,которые в это утро так умильно смотрели на нас из-за высоких стеблей лесной травы.В них было откровение любви…».Имя Януария Михайловича Неверова сейчас известно мало. В советские годы оно было вычеркнуто из истории литературы и педагогики за приверженность Неверова идее православия, самодержавия и народности. Сейчас переосмысливается деятельность Неверова, и становится очевидным, что его взгляды не столько прошлое, сколько будущее нашей школы.В 40-е–90-е годы XIX века не было в России культурного человека, не знавшего имени Неверова – просветителя, педагога, писателя, общественного деятеля, журналиста, друга Т.Н. Грановского, Н.В. Станкевича, И.С. Тургенева. Действительно, через педагогические идеи Неверов нёс в мир высокую гуманность. Он был приверженцем так называемой «гуманной педагогики», принципиально отличающейся от педагогики авторитарной. Эта педагогика берёт начало в природе человека и утверждает необходимость, прежде всего, нравственного воспитания детей, определяет качество знаний их духовным наполнением.В детские годы в жизни Неверова произошло событие, предопределившее его дальнейшую судьбу, – встреча со старцем Серафимом. Неверов в детские и отроческие годы не раз приезжал с матерью в Саровский монастырь и признавался: «Саровской пустыни я обязан моим религиозно-нравственным развитием». Именно здесь он пережил, как сам признавался, «первое проявление истинно религиозного чувства». Об одном духовном уроке, полученном от батюшки Серафима, Неверов рассказал в своих «Записках». Однажды они с матерью и новыми своими соседями посетили Саровскую пустынь и на другой день после ранней Литургии вместе с многочисленными паломниками отправились в келью старца Серафима за благословением. Отец Серафим предложил пришедшим своё обычное угощение – крошёные просфоры с вином. Он подносил присутствующим большую чашку с этим угощением, и сам черпал из неё деревянной ложкой. Одна светская барышня была этим удивлена и, отворачиваясь, никак не хотела принять угощение. Неверов вспоминает: «Добрый старец, вероятно, понял её сопротивление так, что она затрудняется принять в рот весьма почтенных размеров ложку, и пренаивно сказал ей: «А ты пальчиком-то, матушка, пальчиком!», то есть ложку приставь только ко рту, а содержавшееся в ней переложи в рот рукой, – но при этом совете молодая особа засмеялась, а вслед за ней начал и я громко хохотать, так что почтенный старец отошёл от неё в недоумении, и она тотчас вышла из кельи…». А Неверов всё продолжал смеяться над простодушным отцом Серафимом, за что и получил нагоняй от матери, которая послала сына просить прощение у старца. Неверов вспоминает, как встретил отец Серафим его, провинившегося мальчика: «Ты сам пришёл, мой друг – ну, благодарю тебя, благодарю! Да будетнад тобой благословение Божие! – при этом он позвал меня ксебе и благословил, сказав:– Раскаяние и грех снимает – ну, а тут не было греха, Христос с тобой, мой друг!При этом он спросил меня, читаю ли я Евангелие? Я, конечно, отвечал – нет, потому что в то время кто же читал егоиз мирян: это дело дьякона. Старец пригласил меня взять единственную в келье скамейку и сесть возле него, а сам, раскрыв бывшую у него в руках книгу, которая оказалась Евангелием, начал читать седьмую главу от Матфея, стих: «Не судите, да не судимы будете, юже меру мерите, возмерится и вам» – и читал далее всю главу. Он читал без всяких объяснений и даже не сделал ни малейшего намека на мой проступок, но, слушая его, я сам глубоко сознал мою виновность, и это чтение произвело на меня такое потрясающее впечатление, что слова евангельские врезались в мою память, и я, достав Евангелие, после несколько раз перечитывал эту главу от Матфея и долго помнил почти наизусть её всю. Окончив чтение, Серафим снова благословил меня и, отпуская, советовал мне почаще читать Евангелие, что я принял к сердцу и начал делать с того времени».А ещё навсегда запомнил Неверов виденное им в детстве приобщение отцом Серафимом Святых Христовых Тайн. Он был поражён видом старца, стоявшего на коленях перед Святой Чашей, которую передал ему священник, благоговейным чтением им причастной молитвы. Всё это наполнило восторженным умилением юное сердце Неверова и заставило его самого преклонить колени и запечатлеть в душе своей каждое слово молитвы. Потому, став взрослым человеком, директором гимназии, он отчётливо помнил пережитое в детстве потрясение: «Даже до сей поры, подходя к причастию и повторяя за священником слова причастной молитвы, я мысленно вижу перед собой величественный облик о. Серафима с Чашей в руках…».Так ненавязчиво и любовно мог отец Серафим не только исправить поведение провинившегося ребёнка, но и предопределить всё его дальнейшее развитие. А ребёнок, в свою очередь, навсегда становился человеком глубоко верующим и искренним почитателем великого старца.Трепетное отношение к Слову Божиему, благоговение перед святым Причастием, бесконечное уважение к человеку, чуткость к его душевному состоянию – вот что вошло в жизнь Неверова после встречи со старцем Серафимом и определило его судьбу, сделало личностью неординарной.Нехитрые, но такие тёплые воспоминания о старце Серафиме людей, которым посчастливилось в детстве встретиться с ним, проливают новый свет на духовный облик великого подвижника Божьего. Дети видели и замечали то, что часто было недоступно взрослым.Духовное влияние святого не прекращается с концом его земного бытия, а продолжается и усиливается. Святой удивительно убеждает нас в отсутствии смерти. Перед кончиной батюшка Серафим наказывал своим «сироткам» – дивеевским послушницам: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите – и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да всё горе с собой-то и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому, всё и расскажите, и услышу я вас, вся скорбь ваша отлетит и пройдёт! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!».Слова эти обращены не только к дивеевским монахиням, но и к каждому из нас: из вечности преподобный Серафим благословляет и утешает всех просящих и немощных.ЗаключениеВ заключение отметим, что православная Церковь называет преподобного Серафима «претихим и кротким угодником Божиим», и в то же время «дерзновенным к Нему молитвенником». Эта характеристика отражает суть земного и небесного служения великого старца, своим смирением и подвигами стяжавшего благодать Святого Духа и уже при жизни ставшего, по словам религиозного писателя В.Н. Ильина, «духовно-прекрасной личностью». Среди многих святых, подвижников благочестия, великих угодников он занимает особое место.Без воздействия преподобного Серафима на человеческие сердца невозможно представить духовную жизнь ни его времени, ни сегодняшнего.Среди великих даров, которых удостоился старец Серафим по благодати Святого Духа и которые так привлекали к нему людей, были дары прозорливости, исцеления, разумения, утешения, пророчества. Все они реализовались через благодатное слово старца. Преподобный не писал богословских трудов, но его живое слово сохранилось в воспоминаниях многочисленных посетителей. В поучениях старца монашествующим и мирянам собраны драгоценные крупицы христианской мудрости – о Боге, вере, надежде, любви к Богу и ближнему, о душе, покаянии, посте, терпении, смирении, милостыне.Своим словом отец Серафим исцелял души людей. Современники преподобного, посещавшие его, поражались, что такой дивный старец живёт на свете и можно видеть и слышать его. К нему шли учёные и неграмотные, богатые и бедные, знатные и простолюдины, и для всех у старца находилось доброе и полезное слово. Беседы его были милостивыми, наставления пророческими, советы спасительными – их жаждали люди. Удивительное впечатление производила на посетителей встреча с чудесным старцем, лицо которого дышало добротой, смирением и святостью, а каждое слово запечатлевалось в сердцах.Старец Серафим умел метко и точно охарактеризовать человека, особенно духовного, находил самые яркие образы и высокие слова. Часто в беседах с посетителями преподобный Серафим, подобно Господу, прибегал к притчам, которые помогали ему точнее выразить сокровенный смысл духовных поучений. Старец обладал даром провидения, и слово его было пророческим. Едва только у пришедшего к нему человека рождался вопрос, отец Серафим давал ответ. Считая слово Божие великой действенной силой, преподобный говорил о необходимости нести его людям. Отец Серафим говорил о бережном отношении к слову Божиему, ибо не каждый достоин его нести, не каждый может и принять его. Сам же святой старец жил по Евангелию и мыслил евангельскими образами, и это имело огромное воздействие на людей. Совершенно особенным состоянием преподобныйСерафимсчитал безмолвие – то состояние, в котором слово Божие не умирало, а продолжало звучать более явственно.Особым словом была для старца молитва. Батюшка считал её самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа, полезнее утешения и беседы. Он полагал совершенно необходимым во всяких бедах и напастях, немощах и болезнях обращаться ко Господу и у Него просить исцеления душевных и телесных недугов, избавления от страданий и бедствий.Слово преподобного Серафима приносило великие духовные плоды, имело необыкновенную силу воздействия на слушателей. Список использованной литературыАндреев И.М. К батюшке Серафиму/Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году//В гости к батюшке Серафиму.М.: Паломник, 2007. С. 46-65.Батурова Т.К. Духовные подвижники и русская классическая литература : монография / Т.К. Батурова. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – 244 с.Булгаков Сергий, протоиерей. Угль, пламенеющий через сто лет//Серафим Саровский/Задушевное слово о великом подвижнике Земли Русской. М.: Голос-Пресс, 2002. С. 144-149.Вениамин (Федченков), митрополит. Всемирный светильник Преподобный Серафим Саровский Чудотворец. М., 2003. – 254 с.Ильин В.Н. Огнь попаляющий//Серафим Саровский/Задушевное слово о великом подвижнике Земли Русской. М.: Голос-Пресс, 2002. – 548 с.Неверов Я.М. О том, что нужно для народного образования в России//Русский педагогический вестник. 1857, № 4. С. 412-444.Нилус С.А. Великое в малом // Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1999. С. 162–163.О цели жизни нашей христианской/Сборник рассказов о Серафиме Саровском и Дивеевской обители. Дивеево, 2001. - 156 с.Поселянин Е. На земном небе/Три поездки в Саров и Дивеево. М.: Отчий дом, 2004. - 304 с. Поселянин Е. Преподобный Серафим Саровский чудотворец и русские подвижники XX века. М.: Аксиос, 2003. - 736 с.Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М.: Ковчег, 2003. - 416 с.Розанов В.В. По тихим обителям//Серафим Саровский/Задушевное слово о великом подвижнике Земли Русской. М.: Голос-Пресс, 2002. С. 87-111.Свенцицкий В., протоиерей. Преподобный Серафим. Дивеево, 1996. С. 3–4.Серафим (Чичагов), архимандрит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Репринт.изд. М.: Паломник, 2002. - 868 с.Шахов М.А. Преподобный Серафим Саровский [Электронный ресурс]/ Шахов М.А.- Электрон.текстовые данные.— М.: Белый город, 2012. - 32 c.http://www.sarov-monastery.org

Список использованной литературы

1. Андреев И.М. К батюшке Серафиму/Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году//В гости к батюшке Серафиму.М.: Паломник, 2007. С. 46-65.
2. Батурова Т.К. Духовные подвижники и русская классическая литература : монография / Т.К. Батурова. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – 244 с.
3. Булгаков Сергий, протоиерей. Угль, пламенеющий через сто лет//Серафим Саровский / Задушевное слово о великом подвижнике Земли Русской. М.: Голос-Пресс, 2002. С. 144-149.
4. Вениамин (Федченков), митрополит. Всемирный светильник Преподобный Серафим Саровский Чудотворец. М., 2003. – 254 с.
5. Ильин В.Н. Огнь попаляющий//Серафим Саровский / Задушевное слово о великом подвижнике Земли Русской. М.: Голос-Пресс, 2002. – 548 с.
6. Неверов Я.М. О том, что нужно для народного образования в России // Русский педагогический вестник. 1857, № 4. С. 412-444.
7. Нилус С.А. Великое в малом // Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1999. С. 162–163.
8. О цели жизни нашей христианской/Сборник рассказов о Серафиме Саровском и Дивеевской обители. Дивеево, 2001. - 156 с.
9. Поселянин Е. На земном небе/Три поездки в Саров и Дивеево. М.: Отчий дом, 2004. - 304 с.
10. Поселянин Е. Преподобный Серафим Саровский чудотворец и русские подвижники XX века. М.: Аксиос, 2003. - 736 с.
11. Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М.: Ковчег, 2003. - 416 с.
12. Розанов В.В. По тихим обителям//Серафим Саровский/Задушевное слово о великом подвижнике Земли Русской. М.: Голос-Пресс, 2002. С. 87-111.
13. Свенцицкий В., протоиерей. Преподобный Серафим. Дивеево, 1996. С. 3–4.
14. Серафим (Чичагов), архимандрит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Репринт. изд. М.: Паломник, 2002. - 868 с.
15. Шахов М.А. Преподобный Серафим Саровский [Электронный ресурс]/ Шахов М.А.- Электрон. текстовые данные.— М.: Белый город, 2012. - 32 c.
16. http://www.sarov-monastery.org

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет Саровская пустынь?

Саровская пустынь - это один из наиболее известных и почитаемых православных монастырей в России. Она считается святыней и местом паломничества для многих верующих.

Кто такой преподобный Серафим Саровский?

Преподобный Серафим Саровский - один из самых известных и почитаемых православных святых. Он был старцем Саровской пустыни и жил в XIX веке. Его житие и подвиги привлекают внимание многих верующих.

Какие воспоминания о преподобном Серафиме есть?

О преподобном Серафиме Саровском сохранилось множество воспоминаний от людей, которые видели его или общались с ним. Некоторые из этих воспоминаний были записаны и дошли до нас. В них рассказывается о его милосердии, мудрости и чудесах, которые связываются с его именем.

Чем известно заботливое наставление преподобного Серафима?

Преподобный Серафим Саровский был известен своей заботой о детях. У него было детское сердце и он всегда отвечал на их вопросы и заботился о их здоровье. Он всегда находил время для общения с маленькими посетителями и показывал свою заботу и любовь к ним.

Какие детские вопросы задавали преподобному Серафиму?

Преподобному Серафиму Саровскому задавали различные вопросы, связанные с детскими проблемами и заботами. Например, дети задавали вопросы о здоровье, о том, как быть добрыми и последовать примеру святого. Преподобный Серафим всегда находил верные и мудрые ответы на эти вопросы.

Какие особенности есть у Саровской пустыни?

Саровская пустынь - это одно из самых известных и почитаемых святынь Православия. Она расположена в Нижегородской области России и считается местом особой духовной силы. Здесь находится монастырь, где жил и подвизался преподобный старец Серафим Саровский. Саровская пустынь привлекает тысячи паломников со всего мира своей тишиной, красотой природы и святостью места.

Кто такой преподобный Серафим Саровский?

Преподобный Серафим Саровский - это один из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви. Он жил в XIX веке и был известен своей молитвенной силой и подвигом аскетической жизни. Святой Серафим провел большую часть своей жизни в Саровской пустыни, где обретал близость к Богу и преподавал духовные истины. Его житие стало образцом святости и примером для многих верующих.

Есть ли воспоминания о преподобном Серафиме Саровском?

Да, существует ряд воспоминаний и свидетельств о жизни и деятельности преподобного Серафима Саровского. Многие его современники и ученики оставили записи о его учениях, чудесах и духовных наставлениях. Благодаря этим воспоминаниям, мы можем узнать больше о жизни и духовности этого великого святого.

Чем известно заботливое наставление святого Серафима Саровского?

Преподобный Серафим Саровский был известен своей заботой и любовью к детям. У него было детское сердце, и он всегда был готов выслушать и ответить на вопросы маленьких посетителей. Батюшка не только заботился о здоровье детей, но и открывал для них духовные истины. Ни один детский вопрос не оставался без его внимания и ответа.

Где находится Саровская пустынь?

Саровская пустынь расположена в Нижегородской области России. Конкретно она находится в городе Саров, который находится примерно в 400 километрах от Москвы. Местность вокруг пустыни очень красива и уединенна, что создает особую атмосферу молитвенного подвига и поклонения Богу.

Кто такой святой преподобный Серафим Саровский?

Святой преподобный Серафим Саровский - это русский православный святой и старец, который жил в Саровской пустыни в XVIII-XIX веках. Он был известен своей святостью и чудесами, а его житие и учение оказали значительное влияние на многих людей. Серафим Саровский считается одним из великих подвижников и подвижниц Русской Церкви, и его память отмечается 2-го января по юлианскому календарю.

Что такое Саровская пустынь?

Саровская пустынь - это древнейшая мужская монастырская община Русской Православной Церкви, расположенная в Нижегородской области России. Она была основана в XIV веке и является одним из самых почитаемых святынь Русской Церкви. В Саровской пустыни находится главная святыня - мощи святого преподобного Серафима Саровского. Монастырь и пустынь привлекают множество паломников, их притчи и молитвы. Здесь каждый год проходят крупные религиозные праздники и процессии.