Проявление эмоций как социально-психологический феномен
Заказать уникальную курсовую работу- 54 54 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 24.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности проявления эмоций как социально-психологический феномен 5
1.1. Понятие эмоций и эмоциональных состояний в психологии 5
1.2. Эмоции как социально-психологический конструкт 20
1.3. Современные исследования эмоций XXI века: основные подходы 23
1.4. Проявление эмоций как социально-психологический феномен 28
Глава 2. Содержательно-организационные особенности исследования эмоций 44
2.1. Методический инструментарий исследования 44
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение 1 48
Приложение 2 50
Это доминирующее побуждение объективно. Поэтому и проявляется оно столь же закономерно, как и социальные инстинкты животных. Но социально-психологический предмет с его ранговыми координатами не позволяет нам назвать соответствующие побуждения чем-то вроде главного социального инстинкта человека. При этом не оспаривается, что понятие главного инстинкта имело бы право на существование в естественнонаучно мыслящей аудитории, где психология и биология человека до сих пор последовательно не дифференцированы.
Так, основоположник научной психологии Вильгель Вундт считал, что
существует особый вид психических явлений — чувства. Эти явления бесконечно разнообразны и, по мнению Вундта, существует неисчислимое множество чувств. При этом он выделяет шесть главных компонентов чувственного процесса: удовольствие—неудовольствие, возбуждение— успокоение, напряжение—разрешение.
В научной психологии человека интересующие нас побуждения скорее следует понимать как своего рода фундаментальные или глубинные социальные конструкты, ранговые характеристики которых позволяют нам вполне адекватно и стремиться к соци- альному взаимодействию, и участвовать в нем, обретая себя в субъективно ярком и, под- час, в яростном свете социальных эмоций. Общественная, культурно-историческая природа человека с наибольшей силой открывается ему, как субъекту активной эволюции, именно в его противоречивых пристрастиях, в его эмоционально оплавленном и вновь бунтующем самопознании. В научном самопознании социальной психологии человека объективация ранговых аспектов социальных эмоций позволяет выработать новые пути реализации субъект-центрированного подхода в управляемой самим человеком индивидуальной его эволюции.
Человек по его общественному предопределению не может быть свободен от стихии мощных социальных эмоций, но, осознавая эту мощь, он способен возглавить общественные движения людей, «оседлать» девятый вал социального шторма и придать социальным эмоциям конструктивный, созидательный характер. Поэтому ранговая систематизация социальных эмоций представляется остро необходимой основой краткосрочного социального прогнозирования в непосредственном межличностном и межгрупповом взаимодействии. Неслучайно, еще К. Левин в своих статьях, посвященных разрешению социальных, культурных и национальных конфликтов, указывал на конструктивный потенциал хороших, т.е. предметно ориентированных и, соответственно, предметно упорядоченных структур взаимозависимого человеческого самопознания.
Таким образом, социально-практическая востребованность и научно-методологическая обоснованность актуальности и необходимости введения ранговой классификации дополнительным образом задает основные контуры ранговой системы социальных эмоций. Становится понятно, что ранговые координаты, присущие целостному миру эмоций человека, направлены лишь на более глубокое понимание, но не на снятие и не на окончательное решение внутренних проблем науки об эмоциях, например проблем адекватной валидизации базовых эмоций, субсистем адаптации организма и когнитивных оценок (К.Э. Изард, К. Шерер, М.Б. Арнолд, Р. Лазарус и С. Фолкман).
Такая точка зрения вызвала много возражений. Так, американский психолог Титченер считал, что имеется только 2 вида чувств: неудовольствие и удовольствие. По его мнению, Вундт смешивал два разных явления: чувствования и чувства.
Психологи-интроспекционисты, признавая существование сложных эмоциональнных явлений, различали эмоции (влечение, радость, ненависть, заботу и др.), настроения (довольство, веселость, удрученность, беспокойство и др.) и сложные чувства, например этические, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Однако, как нам кажется, сложные и эмоции чувства отнюдь не являются качественно особыми. И хотя метод самонаблюдения не позволил раскрыть природу чувств, но с его помощью был сделан ряд наблюдений, которые имеют несомненную эмпирическую ценность. Так, установление представителями интроспективной психологии связи эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов привело к радикальной модификации взглядов на природу эмоциональных явлений.
Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог интроспективной ориентации Уильям Джеме, который в 1884 году изложил, а в дальнейшем и развил тезис о том, что «непосредственно за восприятием возбуждающего факта следуют телесные изменения, а наше переживание этих изменений и есть эмоция». Похожую точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге. По его мнению, эмоции появляются в итоге вазомоторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Подобная точка зрения означала полный переворот в господствовавших тогда представлениях об эмоциях. Согласно ей, физиологические изменения рассматривались не как следствие переживаемых эмоций, а как их источник.
Основатель бихевиористской концепции Джон Уотсон полагал, что эмоции являются специфическим видом реакций, которые проявляются в 3 основных формах: страхе, любви и ярости, которые можно описать, указывая на свойственные особенности поведения организма. Согласно Уотсону, эмоции — это некоторый специфический вид реакций, прежде всего реакций внутренних органов. Сходную трактовку эмоциям давал и Бехтерев, который их рассматривал как мимико-соматические рефлексы и мимико-соматический тонус.
Однако идея отождествления эмоций с вегетативными изменениями не получила полного признания даже среди физиологов. Так, английский физиолог У. Кеннон указал, в частности, на то, что хирургическое перерезание нервных связей между корой мозга и внутренними органами не препятствует возникновению эмоциональных реакций и что одни и те же телесные изменения соответствуют различным эмоциям. Вместо теории эмоций, подчеркивающей значение висцеральных изменений, Кеннон выдвинул концепцию, согласно которой эмоции суть процессы, происходящие в ядрах таламуса. Так появилась теория, получившая название таламической теории Кеннона-Барда.
Согласно этой теории, центры эмоций расположены в подкорке. Возбуждение этих центров придает познавательной деятельности коры эмоциональный компонент, так как за организацию эмоциональных реакций отвечает именно таламус (Qual, 1938; Szewczuk,1966).
Этакий подход к эмоциям положил начало плодотворным исследованиям, которые привели к созданию корковой теории эмоции, а в дальнейшем и к вычленению особой роли в эмоциональном процессе лимбической системы (Е. С. Петров, М. М. Хананашвили, 1976).
Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение структурного аспекта этих явлений. Но в психологии развивалось также и другое направление, объяснявшее эмоции исходя из их биологического назначения, а именно как регулятора деятельности (Я. Рейковский,1979).
Специально это направление разрабатывалось отечественными психологами, которые считали, что психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, сущность которого заключается в отражении действительности. Так, согласно С.Л. Рубинштейну, чувства формулируют в форме переживания отношение субъекта к окружению, к тому, что он познает и делает.
Утверждая, что эмоция — «это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека», отечественные психологи выделяют 2 аспекта этих процессов: аспект отношения и аспект отражения. Другими словами, эмоции являются специфической формой отражения значения объектов для субъекта и формой активного отношения человека к миру.
Вместе с тем отечественные психологи подчеркивают значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов, что вытекает из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Так, И.П. Павлов и его последователи различали два вида эмоциональных процессов: процессы, связанные с подкоркой (эмоции), и процессы, связанные с корой (чувства).
Как видно из вышесказаного, термин «эмоции» во многом определяется взглядами исследователя на природу и генез эмоциональных состояний.
Для психологических теорий характерно понимание эмоций как особого феномена человеческой психики, включающего в себя широкий спектр дифференцированных интроспективных переживаний, имеющих специфические мимические и пантомимические выражения (как правило, врожденные). Основное внимание фокусируется на детерминативных свойствах эмоционального процесса в отношении других аспектов психической деятельности и на анализе его структуры.
Так, достаточно обширное признание среди психологов получил так называемый «когнитивный» (то есть, информационный) подход к выявлению механизма возникновения и характера проявления эмоций. Согласно теории когнитивного диссонанса, Л. Фестингера, положительное эмоциональное переживание возникает тогда, когда прогнозы и ожидания человека находят подтверждение, а когнитивные представления воплощаются в жизнь. Отрицательные же эмоции возникают в результате расхождения (диссонанса) между ожидаемыми и реальными результатами деятельности.
В целом, однако, для этих теорий характерна вольность терминологии и отсутствие серьезной нейробиологической основы.
Наряду с чисто психологическими теориями существует ряд известных теорий эмоций, имеющих «нейробиологическую» основу или направленность (Н. П. Бехтерева, 1975, В. А. Илюхина, 1982, Э. А. Кос- тандов, 1985).
Рассматривая эмоциональный стресс, нужно учитывать характер возникающей эмоциональной реакции. С позиций современных физиологических теорий может быть выделено два вида эмоций: положительные и отрицательные, последние из которых объединяют два вида эмоций —астенические и стенические. При этом отрицательные эмоции в большинстве случаев рассматриваются как следствие недостатка или отсутствия информации, нужной для сохранения гармонического равновесия организма и окружающей среды.
Рассматривая отрицательные эмоции, протекающие при повышенной энергетической активности, (их еще называют стенические), к которым относят ярость, негодование, гнев, можно отметить, что все они характеризуются тем, что мобилизуют ресурсы организма, стимулируют деятельность мышц, рецепторов ЦНС и сердечно-сосудистой системы.
Наряду с этим существуют сильные отрицательные эмоции, сопровождающиеся подавлением энергетического и интеллектуального потенциалов организма, вызывающие угнетение двигательной активности и торможение ответных реакций.
Это астенические эмоции — ужас, страх, тоска, которые оказывают разрушительное действие на организм (Г. И. Косицкий, 1987).
Наиболее разработанной на сегодняшний день представляется потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова. Согласно этой теории, «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта».
Хотя потребностно-информационная теория является наиболее развитой и обоснованной среди теории нейробиологической и в то же время психологической направленнности и находит подтверждение в ряде прикладных исследований, тем не менее следует отметить, что некоторые эмоции, связанные с биологической потребностью, возникают вне зависимости от вероятности достижения цели и являются как бы безусловными или фатальными. Так, эмоция страха при предъявлении определенного класса внешних раздражителей (например, реакция на змей у приматов) всегда является таковой при первых контактах с пугающим объектом независимо от вероятности его избегания (Г. А. Вартанян, 1986).
По-видимому, среди многочисленных эмоций следует выделить первичные, или базальные, безусловные эмоции, которые, по мнению Е.С. Петрова и Г.А. Вартаняна (1989), лежат в основе вторичных, индивидуально-оценочных, более сложных и подвижных эмоций настроения, оценивающих и вероятность удовлетворения потребности. Такой подход, по мнению авторов, позволит примирить противоречия во взглядах на эмоции как на врожденные психофизиологические парадигмы реагирования на внешние раздражители и как на результат деятельности особого отражательно-оценочного механизма мозга. Можно думать, что существование 2-ух указанных типов эмоциональных реакций отражает определенные этапы становления эмоциональных механизмов в филогенезе, сохранившиеся в преобразованном виде в психике человека.
Все вышесказанное позволяет выдвинуть ряд принципиальных положений, общих для теоретических позиций большинства исследователей.
Многие авторы сходятся в том, что эмоции — это особенный класс врожденных психофизиологических парадигм реагирования на внешние раздражители, которые проявляются в каждом отдельном случае через специфическое субъективное переживание. Эмоции осуществляют мотивационную роль в сфере межиндивидуальных отношений человека и животных и служат для внутривидовых коммуникаций.
Эмоции представляют собой механизм индивидуальной адаптации, оценивающий адекватность взаимодействия организма со средой обитания в широком смысле этого слова. В мозгу животных и человека этот процесс генерируется системой специализированных нервных образований.
Последнее положение подтверждается экспериментами К.Ю. Саркисовой и Н.Г. Михайловой (1977), которые установили, что ряд базальных эмоций, имеющих отношение к возникновению и утолению голода, жажды, половой потребности, связан с гипоталамическими структурами.
Известно, что гипоталамус, имеющий свои зачатки еще у низших позвоночных, теснейшим образом связан, с одной стороны, с корковыми формациями, а с другой — с гипофизом и ретикулярной формацией стволовых отделов мозга. Посредством этих связей гипоталамическая область в состоянии регулировать деятельность всей системы желез внутренней секреции и нижележащие вегетативные центры.
В то же время гипоталамус тесно связан с таламическими образованиями, являющимися конечным пунктом восходящих афферентных путей спинного и продолговатого мозга.
Другими словами, в гипоталамусе локализуются «центры», которые ответствены за субъективное эмоциональное восприятие ряда потребностей организма, участвующих в индукции соответствующих безусловно рефлекторных программ, успешная реализация которых приводит к удовлетворению этих потребностей. Можно предположить, что с развитием и функциональной специализацией именно данного образования в филогенезе возникают нейроанатомические предпосылки для формирования первичных, базальных, эмоций. Последующее развитие телэнцефальных структур создает основу для формирования центрального аппарата вторичных эмоций.
Объективности ради следует отметить, что существуют попытки поставить под сомнение связь механизмов эмоций животных и человека с определенными мозговыми структурами (Durant, 1985), однако такая точка зрения, по мнению большинства исследователей, имеет весьма дискуссионный характер. Вопрос о структурных основах механизмов эмоции мозга достаточно подробно освещался как в отечественной, так и в зарубежной литературе (Milner, 1973; Olds, 1962; Григорьян, 1978; Ковальзон, 1975; Симонов, 1987; Макаренко, 1980).
Из вышесказанного следует, что в целом эмоции, с одной стороны, являются механизмом, который формирует весь спектр адаптивного поведения, включая факультативные и облигатные формы обучения, а с другой — сами формируются под воздействием индивидуального опыта. Эта пластичность эмоционального реагирования, в первую очередь, и определяет его исключительно важную роль в процессах сугубо индивидуальной адаптации.
Существование базальных, безусловно рефлекторных и вторичных, индивидуально-оценочных эмоций предполагает, что в целом центральный аппарат регуляции эмоций строится по общему принципу организации морфофункциональной системы со звеньями разной степени жесткости и гибкости (Бехтерева, 1980). Причем жесткие звенья являются, по- видимому, субстратной основой базальных эмоций, а структурные основы вторичных эмоций обеспечиваются, в основном, гибкими звеньями. Это, однако, не означает, что звенья того или иного типа строго привязаны к каким-либо отдельным эмоциогенным структурам ЦНС.
Деление эмоций на вторичные и первичные, анализ их взаимосвязи с безусловными рефлексами неизбежно приводит к вопросам соотношения психического и физиологического, возникновения физиологического из психического, т.е. к так называемой психофизиологической проблеме. (Дубровский, 1971, 1986).
Эта неизбежность определяется фактом субъективности эмоций тем, что эмоция, в первую очередь, представляет собой психическое явление. Ее одновременная физиологичность порождает достаточно оснований для идей психофизиологического параллелизма.
Проведенный анализ литературы дает основание говорить, что эмоции уходят своими корнями в самые глубокие основы жизни организмов — в их гомеостаз. С восстановлением и нарушением гомеостаза жестко связаны первичные, или базальные, эмоции. Эти эмоции являются неотъемлемой частью витальных потребностей. Соединение тех и других представляет собой основу первичных мотивов поведения, которые удовлетворяются работой инстинктивных механизмов или механизмов сложных безусловных рефлексов (по И. П. Павлову). Развитый безусловный рефлекс непременно содержит в себе компоненту первичной эмоции (Вартанян, Петров, 1989).
Однако неоднородность и сложность эмоций состоят в том, что наряду с первичными, базальными, эмоциями в ходе эволюции появляются вторичные эмоции, автономизированные относительно фундаментальных гомеостатических механизмов. Вторичные эмоции значительно многообразнее, чем первичные. Поэтому при попытке их классификации у человека возникают существенные затруднения из-за субъективного разнообразия их трактовок. Однако при огромной разноречивости в описании и определении вторичных эмоций всеми исследователями они разделяются на положительные и отрицательные. Доминирующая однозначность эмоций — или приятно, или неприятно — лежит в основе поведения людей, ибо они стремятся к положительным и избегают отрицательных эмоций. Эмоции, по сути, определяют, к каким событиям и ситуациям должен стремиться человек, а какие избегать, какие внешние раздражители нужно заносить в долгосрочную память, а какие — воспринимать как несущественные, индифферентные.
Данный принцип реагирования обеспечивается двумя кардинальными свойствами мозга: способностью пластически перестраивать связи в ЦНС и способностью закреплять и отбирать именно те связи, которые приводят к адаптивным перестройкам поведения. Развиваясь и совершенствуясь в рамках условнорефлекторного способа реагирования, эти механизмы становятся физиологическим фундаментом новых функций мозга, функций психического отражения, в конечном итоге, приводящих к возникновению человеческого сознания.
Таким образом, приведенные выше данные раскрыли главные источники эмоционального процесса. Однако появляется еще один вопрос: какое воздействие оказывают эмоции на протекание процессов регуляции? По всей вероятности, это воздействие связано с характерными свойствами эмоций — их содержанием, интенсивностью и знаком. Анализ литературы показал, что эмоции оказывают тонизирующее, избирательное и организующее воздействие на процессы регуляции, сказываясь на всех физиологических и психических процессах.
Глава 2. Содержательно-организационные особенности исследования эмоций
2.1. Методический инструментарий исследования
Цель исследования-изучить проявление эмоций как психологический феномен
Задачи исследования:
изучить особенности эмоциональных состояний личности;
изучить особенности социальных эмоций;
Исследования вышепоставленных задач организуется с применеием следующих методик:
1. Методика " Изучение социальных эмоций"
2. Методика методика, разработанная американскими психологами( А. Уэссман и Д. Рикс)
Базой исследования являются дети дошкольного возраста.
Заключение
Таким образом, в результате теоретического анализа литературы можно заключить следующее:
Подчеркнуть специфику эмоции как кризисного ответа (в положительном или отрицательном смысле) возможно, заявив, что различные психологические и физиологические составляющие во время эмоционального эпизода особым образом взаимодействуют друг с другом.
Человек по его общественному предопределению не может быть свободен от стихии мощных социальных эмоций, но, осознавая эту мощь, он способен возглавить общественные движения людей, «оседлать» девятый вал социального шторма и придать соци- альным эмоциям конструктивный, созидательный характер.
В связи с вышесказанным нам представляется, что человек не имеет других средств суждения о достоинствах и недостатках, совершенствах и несовершенствах предметов окружающего мира, кроме выражения различных оттенков переживаний. Можно сказать, что все суждения о значении предметных условий окружающей действительности составляются на основании эмоций.
Список литературы
Александров Ю.И. Единая концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка // Первая Российская конференция по когнитивной науке // Казань, Изд-во КГУ, 2004. – С. 14–15.
Андреева Г.М. Психология социального познания. 7-ое изд., – М.: Наука, 2016.
Андреева Г.М. Социальная психология. 4-ое изд., – М.: Мир, 2015.
Аронсон Э.A. Социальная психология. 7-ое изд., – Спб.: Питер, 2016.
Бандура А.B. Теория социального научения. 4-ое изд., – СПб: Евразия, 2017.
Белинская Е.П. Социальная психология личности.4-ое изд., – М., Аспект, 2016.
Битянова М.Р. – Социальная психология. 2-ое изд., – М.: Эксмо – Пресс, 2016.
Вердербер Р.А. Психология общения. 2-ое изд., - Спб.:Питр, 2016.
Вундт В.А. Психология народов.4-ое изд., – М.: Экспо, 2016.
Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2005
Емельянов Ю.Н. – Активное социально-психологическое обучение. 4-ое ид., -Спб.: Питер, 2016.
Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 442 c.
Зимбардо Ф.А. Социальное влияние. 7-ое изд., – СПб: Питер, 2016.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства; Питер - Москва, 2011. - 784 c.
Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 316 c.
Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 256 c.
Майерс Д.А. Социальная психология. 4-ое изд., – СПб: Питер, 2015.
Методы социальной психологии. 2-ое изд., - М.: Наука, 2016.
Милованов, В.П. Синергетика и самоорганизация: Социальная психология / В.П. Милованов. - М.: КД Либроком, 2013. - 184 c.
Почебут Л.Г., Социальная психология. 5-ое изд., – СПб: Питер-Пресс, 2016.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 574.
Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 c.
Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 615 c.
Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Учебное пособие для СПО / Л.Д. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 219 c.
Хьюстон М., Штрёбе В. (ред) Введение в социальную психологию. Европейский подход. Учебник для студентов вузов. Пер. с англ. под ред. проф. Т. Ю. Базарова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 622 с.
Приложение 1
Приложение 2
28
31
1. Александров Ю.И. Единая концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка // Первая Российская конференция по когнитивной науке // Казань, Изд-во КГУ, 2004. – С. 14–15.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. 7-ое изд., – М.: Наука, 2016.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. 4-ое изд., – М.: Мир, 2015.
4. Аронсон Э.A. Социальная психология. 7-ое изд., – Спб.: Питер, 2016.
5. Бандура А.B. Теория социального научения. 4-ое изд., – СПб: Евразия, 2017.
6. Белинская Е.П. Социальная психология личности.4-ое изд., – М., Аспект, 2016.
7. Битянова М.Р. – Социальная психология. 2-ое изд., – М.: Эксмо – Пресс, 2016.
8. Вердербер Р.А. Психология общения. 2-ое изд., - Спб.:Питр, 2016.
9. Вундт В.А. Психология народов.4-ое изд., – М.: Экспо, 2016.
10. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2005
11. Емельянов Ю.Н. – Активное социально-психологическое обучение. 4-ое ид., -Спб.: Питер, 2016.
12. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 442 c.
13. Зимбардо Ф.А. Социальное влияние. 7-ое изд., – СПб: Питер, 2016.
14. Ильин Е. П. Эмоции и чувства; Питер - Москва, 2011. - 784 c.
15. Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 316 c.
16. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 256 c.
17. Майерс Д.А. Социальная психология. 4-ое изд., – СПб: Питер, 2015.
18. Методы социальной психологии. 2-ое изд., - М.: Наука, 2016.
19. Милованов, В.П. Синергетика и самоорганизация: Социальная психология / В.П. Милованов. - М.: КД Либроком, 2013. - 184 c.
20. Почебут Л.Г., Социальная психология. 5-ое изд., – СПб: Питер-Пресс, 2016.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 574.
22. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 c.
23. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 615 c.
24. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Учебное пособие для СПО / Л.Д. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 219 c.
25. Хьюстон М., Штрёбе В. (ред) Введение в социальную психологию. Европейский подход. Учебник для студентов вузов. Пер. с англ. под ред. проф. Т. Ю. Базарова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 622 с.
Вопрос-ответ:
Что такое эмоции?
Эмоции - это комплексные психические состояния, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы и проявляются через физиологические изменения и субъективные переживания.
Какие подходы существуют к исследованию эмоций в настоящее время?
Существует несколько подходов к исследованию эмоций в настоящее время, включая эволюционный подход, когнитивный подход, субъективный подход и социокультурный подход.
Как эмоции проявляются как социально психологический феномен?
Эмоции проявляются как социально психологический феномен через влияние социокультурной среды на восприятие и выражение эмоций, а также через социальную коммуникацию и взаимодействие.
Какие особенности организации исследования эмоций существуют?
Организация исследования эмоций включает выбор методических инструментов, таких как самоотчеты, физиологические измерения и нейроимиджинг, а также обеспечение соответствия междисциплинарным подходам и использование различных контекстов и ситуаций для изучения эмоций.
Какие современные исследования эмоций основные подходы?
Современные исследования эмоций включают эволюционные исследования, изучение эмоций с помощью нейроимиджинга, исследования эмоций в социальной психологии и другие подходы.
Какие основные подходы используются в современных исследованиях эмоций?
В современных исследованиях эмоций применяются различные подходы, включающие когнитивный, физиологический, социальный и культурный аспекты. Например, когнитивный подход изучает, как эмоции влияют на наше восприятие и понимание мира, физиологический подход изучает изменения в организме, связанные с определенными эмоциональными состояниями, социальный подход изучает влияние социальной среды на проявление эмоций, а культурный подход изучает различия в проявлении и интерпретации эмоций в разных культурах.
Что такое эмоции и эмоциональные состояния в психологии?
В психологии эмоции и эмоциональные состояния относятся к нашим внутренним переживаниям, которые возникают в ответ на определенные события или стимулы. Эмоции включают такие аспекты, как чувства, физиологические реакции и мотивацию. Они могут быть положительными (например, радость) или отрицательными (например, гнев) и могут проявляться в разной степени интенсивности.
Как эмоции могут влиять на наше восприятие и понимание мира?
Эмоции могут значительно влиять на наше восприятие и понимание мира. Например, когда мы находимся в положительном эмоциональном состоянии, мы склонны видеть вещи с более оптимистической перспективы и находить в них больше положительных аспектов. С другой стороны, отрицательные эмоции могут искажать наше восприятие, делая нас более внимательными к угрозам и опасностям. Таким образом, эмоции играют важную роль в том, как мы взаимодействуем с миром и оцениваем события, которые происходят вокруг нас.
Какие особенности проявления эмоций рассмотрены в данной статье?
В данной статье рассмотрены теоретические особенности проявления эмоций как социально-психологического феномена. А именно, рассмотрено понятие эмоций и эмоциональных состояний в психологии, эмоции как социально-психологический конструкт, современные исследования эмоций XXI века, а также проявление эмоций как социально-психологический феномен.
В каком контексте рассматриваются эмоции в данной статье?
В данной статье эмоции рассматриваются в социально-психологическом контексте. Эмоции рассматриваются как ключевой фактор, влияющий на социальную жизнь и взаимодействие людей, а также как конструкт, формирующий наши межличностные отношения и социальные роли.
Какие подходы к исследованию эмоций рассмотрены в статье?
В статье рассмотрены основные подходы к исследованию эмоций в XXI веке. Это, например, биологический подход, психологический подход, социокультурный подход и нейронаучный подход. Каждый из этих подходов позволяет более глубоко понять природу эмоций и их проявление в различных контекстах.
Какие методы исследования эмоций рассмотрены в статье?
В статье рассмотрены различные методы исследования эмоций. Например, метод наблюдения, метод самоотчета, метод физиологических показателей, метод эксперимента, метод анкетирования и другие. Каждый из этих методов позволяет получить определенную информацию о проявлении эмоций и их влиянии на человека и окружающих его людей.