Состояние и перспективы развития рынка капитала в экономике России
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 09.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Содержание и структура рынка капитала 4
1.1. Природа капитала 4
1.2. Структура и элементы капитала 6
1.3. Понятие и структура рынка капитала 9
Глава 2. Особенности функционирования рынка капиталов в России 14
2.1. Место капитала в современных моделях рыночной экономики 14
2.2. Трансформация роли капитала в условиях глобализации экономики 21
2.3. Перспективы развития рынка капитала в экономике России 26
Заключение 32
Список литературы 33
Бесконтрольная финансовая либерализация, или полное отсутствие контроля над движением денежных средств, может нанести колоссальный вред. Следовательно, необходимы следующие векторы регулирования:
( распределение притока иностранного капитала, жесткое регулирование его критериев и форм использования;
( развитие благоприятной конъюнктуры для инвестиций по институтам реальной экономики;
( создание стимулов для прямых зарубежных инвестиций, их контроль и распределение по отраслям;
( адекватное оценивание рисков, которые связаны с зарубежными портфельными инвестициями;
( международное сотрудничество с финансовыми органами регулирования с целью формирования системы всемирного контроля над движением денежных средств.
Это лишь некоторые из возможных направлений уменьшения негативных последствий процесса глобализации в финансовом секторе на развивающихся рынках.
2.3. Перспективы развития рынка капитала в экономике России
Высокие темпы научно-технического прогресса (НТП), ускорение морального старения основного капитала в России ведут к тому, что государство увеличивает нормы амортизации в законодательном порядке. Такая деятельность государства называемая политикой ускоренной амортизации, позволяет быстрее списывать стоимость оборудования на изготавливаемую продукцию, быстрее избавляться от морально устаревшего оборудования.
В условиях научно-технического прогресса значительная часть средств на возмещение морального износа основного капитала поступает именно от ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация призвана не только возместить выбывший основной капитал, но и стимулировать научно-технический прогресс. Ускоренная амортизация позволяет вносить в амортизационный фонд огромные суммы прибылей, что создает дополнительные возможности для расширения накопления. Кроме того, прибыль, направляемая в амортизационный фонд, освобождается от налогообложения.
Становление информационного общества в России усиливает роль и значение реального капитала как элемента, способствующего созданию условий формирования нового качества экономического роста, повышению его социальной направленности.
Изменения, происходящие в производственных отношениях и производственных силах, которые характеризуются становлением экономики, основанной на знаниях, позволяют определить реальный капитал как выражение искусственно-созданной (интеллектуальной) системы, состоящей из различных подсистем; структурного и человеческого капитала, способной приносить доход ее владельцу и приумножать богатство общества, способствующей эффективному развитию экономической системы, не истощая ресурсы, обладающей способностью улучшать условия жизнедеятельности человека, коренным образом изменяя содержание его труда.
Свойства элементов реального капитала изменяют место человека, его способностей и знаний в современном производстве. В результате этого появляются две противоположные тенденции: количественное уменьшение доли живого труда и увеличение качественной роли человека.
Изменения в материальном производстве, реальном капитале, среди которых не только увеличение объемов производства и усложнение экономических связей, но и усиление личного фактора в развитии современного производства, требуют эффективных действий со стороны государства направленных на создание условий для формирования стабильной макроэкономической тенденции к устойчивому экономическому росту преимущественно интенсивного типа.
Основная роль в возобновлении и увеличении реального капитала в системе воспроизводства принадлежит инвестициям, а, следовательно, и в обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена – производства, и составляют материальную основу его развития. Эффективность общественного производства будет зависеть от инвестирования денежных средств в реальной капитал. Инвестиции являются решающим условием экономического развития, поскольку обеспечивают воспроизводственный процесс на долгосрочную перспективу.
Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции естественно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет основное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.
В 2017-2019 годах в России прогнозируется относительное повышение доли инвестиций в реальный капитал с 16,6% ВВП в 2016 году до 18,5% ВВП в 2019 году, это свидетельствует об усилении инвестиционной направленности экономического роста (табл.2.1). Опережающий рост инвестиций должен опираться, с одной стороны, на более полное использование валовых национальных сбережений на валовое накопление, с другой - на увеличение потребности ведущих секторов экономики в резком повышении инвестиций для развития и модернизации производственно-технологической базы и расширения ресурсных заделов. В инвестиционный процесс должны вовлекаться принципиально новые источники заемных средств, которые могут предоставляться государственными институтами развития.
Таблица 2.1. - Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, %
2015 год 2016 год Прогноз Министерства экономического развития РФ 2017 год 2018 год 2019 год Инвестиции в основной капитал 100 100 100 100 100 Собственные средства 47,0 45,7 44,0 42,5 41,4 из них: прибыль 20,8 22,7 22,0 20,9 20,4 Амортизация 22,1 19,0 17,9 17,5 16,8 Привлеченные средства 53,0 54,3 56,0 57,5 58,6 из них: кредиты банков 6,5 6,0 7,1 9,3 12,0 заемные средства других организаций 7,2 7,2 7,4 7,6 7,8 бюджетные средства 17,8 20,3 20,6 18,2 16,1 Прочие 21,5 20,8 20,9 22,4 22,7
Основным условием формирования нового качества экономического роста, который связан с более эффективным использованием реального капитала в условиях становлении экономики, основанной на знаниях, является создание государственной инновационно-инвестиционной политики с тремя направлениями:
- инвестиционной политики;
- потенциальной политики;
- политики стабилизации.
Инновационно-инвестиционная политика влияя на элементы экономической системы, формирует новую инновационно-инвестиционную систему, которая в отличие от линейных инновационных систем прежних укладов имеет цепной вид, то есть новые элементы в ней: «инноватор», «организация», «окружающая среда» неразрывно связаны между собой; между ними существуют непосредственные взаимоотношения, обеспечивающие существование и полноценное действие каждого элемента.
Экономика инноваций может получить шанс реализоваться при определенных условиях. Во-первых, необходимо отказаться от иллюзии о наших якобы колоссальных инновационных ресурсах и возможностях. Поскольку накопленные знания, потенциал НИИ не востребованы национальной экономикой, они остаются для нее лишь потенциальным богатством.
Во-вторых, в такой ситуации задача государства состоит не в стимулировании отдельных инноваций, а в формировании организационных, экономических и правовых условий для создания основ отечественной национальной инновационной системы. Такое регулирование следует осуществлять не только на отраслевом, но и на региональном уровне. Используя новые достижения НТП в долгосрочном периоде, можно снизить издержки производства и увеличить отдачу от используемых в производстве факторов, а значит, повысить эффективность функционирования общественного производства и создать условия к формированию нового качества экономического роста.
Государственная политика в области нововведений должна опираться на два следующих основных момента:
- нужно создание двух типов финансового механизма, адекватных двум видам научно-технического прогресса (НТП) и двум разновидностям экономического роста: механизма активного прямого государственного стимулирования при эндогенном НТП и капиталоемком экономическом росте и механизме косвенного государственного стимулирования при экзогенном научно-техническом прогрессе и капиталосберегающем экономическом росте;
- нужно сформировать институциональную инфраструктуру управления финансовым стимулированием и прямым финансированием, основанной на партнерстве и патернализме финансовых служб государственного аппарата власти и организационных структур частного и общественного предпринимательства.
Одним из основных инструментов государственного регулирования сферы инноваций являются так называемые партнерства государства и частного сектора.
Основополагающими мерами, направленными на обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций в реальный капитал в России, на перспективу являются:
- понижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;
- отстранение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, освоение новых технологий и проведение НИОКР;
- регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях предотвращения инфляции издержек, пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства;
- поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность перспективных и социально значимых отраслей российской экономики;
- формирование механизмов и процедур выбора реализации приоритетов структурной перестройки экономики на основе опережающего развития нового технологического уклада, создания современных производственно-технологических структур с высоким потенциалом роста на мировом рынке;
- принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;
- создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;
- обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, защита российской интеллектуальной собственности за рубежом и поддержка импорта новых технологий.
Таким образом, инвестиционная политика должна стимулировать научные изыскания и разработку новой техники и технологий, поддерживать склонность предпринимателей к инвестированию этих разработок и инвестированию в основной капитал, обеспечивать благоприятный инвестиционный климат.
Заключение
Таким образом, капитал — это сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве.
Капитал есть стоимость прошлого труда для производства товаров в будущем. По экономическому назначению капитал разделяется на реальный (физический, производственный), т.е. в форме средств производства, и финансовый капитал.
В сегодняшнем экономическом кругообороте финансовый капитал - это реальный капитал. Это обусловлено тем, что ценные бумаги и денежная масса переходят в материальные оборотные средства и основные фонды. Здесь нужно учесть, что финансовый капитал не весь перетекает в реальный.
К примеру, некоторые домохозяйства нашей страны часть активных средств в валюте хранят дома. Оборот в экономическом секторе долю реального капитала переводит снова в финансовый капитал. Это может произойти, например, вследствие уменьшения основного капитала за счет отчислений на амортизацию, которые ложатся на счета в банки. К тому же финансовый капитал дополняется постоянно финансовыми вливаниями (та же покупка ценных бумаг). Из этого следует, что капитал финансовый работает параллельно с капиталом реальным.
Управление финансовым капиталом призвано решать несколько основных задач.
- Определение рационально необходимого размера капитала собственных средств.
- Привлечение (в случае необходимости) нераспределенной части прибыли или выпуск акций для увеличения размера собственного капитала.
- Формулировка и исполнение дивидендной политики и структуры до выпуска акций.
Список использованной литературы
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46–49.
Васильева Е.Г. Бюджетно-правовая ответственность в РФ: проблемы правового регулирования и реализации // Финансовое право. – 2015. – № 9. – С. 14–18.
Герасименко, А Финансовый менеджмент — это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А Герасименко. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 481 c.
Дробышева Л.В. Проблема нецелевого расходования бюджетных средств // Государство и право. Юридические науки – 2016 – №2. – С. 151–156.
Жуков С.И. Совершенствование инструментов повышения эффективности государственного финансового контроля: Автореф. дис. на соискание учёной степени канд. эк. наук – Краснодар, 2016. – С. 1–28.
Иванюженко А.Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль. СПб.: Нестор-История, 2014. 398 с.
Кибанова, А.Я. Финансовый менеджмент (для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2015. - 480 c.
Кириллова Н.Н. К вопросу нецелевого использования бюджетных средств // Молодой учёный – 2017. – №12 (59). – С.651–652.
Кричевский, М. Л. Финансовые риски : учеб. пособие / М. Л. Кричевский. – М. : КНОРУС, 2016. – 244 с.
Комягин Д. Л. Защита бюджетного процесса: ответственность за нарушения бюджетного законодательства и бюджетные нарушения // Финансовое право. – 2016. – №7. – С.1–13.
Международный финансовый рынок под общ. ред. М.А. Эскиндарова, Е.А. Звоновой. – М.: Юрайт, 2017.
Овчарова Е.В. Финансовый контроль в РФ. СПб.: Зерцало-М, 2013. 224 с.
Сакс Дж., Ларен Ф. Макроэкономика. Глобальный аспект. - М.: Дело, 2016.
Холопов А.В. Глобализация и макроэкономическое равновесие // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 2.
https://utmagazine.ru/posts/8186-kapital
https://forbes.kz/process/economy/ekonomika_kazahstana_v_2017_byivalo_i_huje
http://fb.ru/article/278677/finansovyiy-kapital---eto-chto-takoe
Naceur S. B., Ghazouani S., Omran M. Does Stock Market Liberalization spur Financial and Economic Development in the MENA Region // Journal of Comparative Economics. 2016. № 36.
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46–49.
Арабян К.К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор. – 2014. – №2.
Кричевский, М. Л. Финансовые риски: учеб. пособие / М. Л. Кричевский. – М. : КНОРУС, 2012. – 98 с.
Герасименко, А Финансовый менеджмент — это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А Герасименко. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 105 c.
Герасименко, А Финансовый менеджмент — это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А Герасименко. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 134 c.
Журнал «Финансы и кредит», 1(625) - 2015 январь
Лукьянов В.С. Финансиализация как проявление глобализационной трансформации // Актуальные проблемы экономики № 4 (142), 2013. C. 15-22.
https://utmagazine.ru/posts/15620-polnyy-rynok-kapitalov
Изрядова О. Реальный сектор экономики:факторы и тенденции / О. Изрядова // Экономическое развитие России. – 2015. – №3.
Горбатиков Е. Динамика основных индикаторов финансового рынка в январе 2016 г. / Е. Горбатиков, Е. Худько // Экономическое развитие России. – 2016. – №2. – С. 28.
Экономическая теория на пороге XXI века — 4: Финансовая экономика / Под ред. Ю.М. Осипова, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой. — М.: Юристъ, 2015. — 198 с.
Ушаков А. С. Развитие виртуальных экономических отношений и воспроизводство фиктивного капитала // Современная наука и инновации. Выпуск № 3, 2013 с. 66-73.
Богачева Г.Н. Фиктивный капитал как обучающая система реального сектора экономики [Электронный ресурс] доступный с http://www.cfin.ru/press/management
Зверяков М.И. Мировой кризис и новая модель экономического развития. Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму. 2017. № 1 (3). Том 1, С. 138 – 144.
Международный финансовый рынок под общ. ред. М.А. Эскиндарова, Е.А. Звоновой. – М.: Юрайт, 2017 – 115 с.
Naceur S. B., Ghazouani S., Omran M. Does Stock Market Liberalization spur Financial and Economic Development in the MENA Region // Journal of Comparative Economics. 2016. № 36
Международный финансовый рынок под общ. ред. М.А. Эскиндарова, Е.А. Звоновой. – М.: Юрайт, 2017.
Международный финансовый рынок под общ. ред. М.А. Эскиндарова, Е.А. Звоновой. – М.: Юрайт, 2017 – 138 с.
2
1. Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46–49.
2. Васильева Е.Г. Бюджетно-правовая ответственность в РФ: проблемы правового регулирования и реализации // Финансовое право. – 2015. – № 9. – С. 14–18.
3. Герасименко, А Финансовый менеджмент — это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А Герасименко. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 481 c.
4. Дробышева Л.В. Проблема нецелевого расходования бюджетных средств // Государство и право. Юридические науки – 2016 – №2. – С. 151–156.
5. Жуков С.И. Совершенствование инструментов повышения эффективности государственного финансового контроля: Автореф. дис. на соискание учёной степени канд. эк. наук – Краснодар, 2016. – С. 1–28.
6. Иванюженко А.Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль. СПб.: Нестор-История, 2014. 398 с.
7. Кибанова, А.Я. Финансовый менеджмент (для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2015. - 480 c.
8. Кириллова Н.Н. К вопросу нецелевого использования бюджетных средств // Молодой учёный – 2017. – №12 (59). – С.651–652.
9. Кричевский, М. Л. Финансовые риски : учеб. пособие / М. Л. Кричевский. – М. : КНОРУС, 2016. – 244 с.
10. Комягин Д. Л. Защита бюджетного процесса: ответственность за нарушения бюджетного законодательства и бюджетные нарушения // Финансовое право. – 2016. – №7. – С.1–13.
11. Международный финансовый рынок под общ. ред. М.А. Эскиндарова, Е.А. Звоновой. – М.: Юрайт, 2017.
12. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в РФ. СПб.: Зерцало-М, 2013. 224 с.
13. Сакс Дж., Ларен Ф. Макроэкономика. Глобальный аспект. - М.: Дело, 2016.
14. Холопов А.В. Глобализация и макроэкономическое равновесие // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 2.
15. https://utmagazine.ru/posts/8186-kapital
16. https://forbes.kz/process/economy/ekonomika_kazahstana_v_2017_byivalo_i_huje
17. http://fb.ru/article/278677/finansovyiy-kapital---eto-chto-takoe
18. Naceur S. B., Ghazouani S., Omran M. Does Stock Market Liberalization spur Financial and Economic Development in the MENA Region // Journal of Comparative Economics. 2016. № 36.
Вопрос-ответ:
Каково состояние рынка капитала в экономике России?
Состояние рынка капитала в экономике России можно охарактеризовать как нестабильное. В настоящее время рынок капитала страдает от недостатка инвестиций, слабой заинтересованности инвесторов, высоких ставок кредитования и неопределенности в правовой и экономической сферах. Однако государственные органы и экономические эксперты активно работают над развитием рынка капитала, и есть надежда на его улучшение в будущем.
Какие перспективы развития рынка капитала в экономике России?
Перспективы развития рынка капитала в экономике России связаны с внедрением современных технологий, привлечением иностранного инвестиционного капитала, улучшением регулирования и контроля со стороны государства, развитием финансового рынка и укреплением правовой базы. Важно также проведение структурных реформ, снижение бюрократической нагрузки и повышение инвестиционной привлекательности России.
Какова структура рынка капитала в экономике России?
Структура рынка капитала в экономике России включает государственные и частные источники финансирования, банки, паевые фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, биржи ценных бумаг и другие участники финансового рынка. Однако рынок капитала в России отличается от других стран по своей несовершенной структуре и низкому уровню развития.
Каковы особенности функционирования рынка капиталов в России?
Особенности функционирования рынка капиталов в России связаны с высокой концентрацией собственности, недостатком ликвидности, низким уровнем правовой культуры и инвестиционной активности инвесторов, а также с присутствием коррупции и неопределенностью в экономической и правовой сферах. Все это влияет на эффективность функционирования рынка и создает трудности для его развития.
Каково состояние рынка капитала в экономике России?
Состояние рынка капитала в экономике России можно описать как развивающееся, но все еще неопределенное. Российский рынок капитала стал более разнообразным и привлекательным для иностранных инвесторов, однако существуют некоторые проблемы, такие как недостаточный уровень ликвидности, высокие риски и сложности в законодательстве. Несмотря на это, рынок капитала в России имеет потенциал для дальнейшего развития и привлечения инвестиций.
Каковы перспективы развития рынка капитала в экономике России?
Перспективы развития рынка капитала в экономике России выглядят вполне обнадеживающими. Правительство стремится повысить привлекательность российского рынка капитала для иностранных инвесторов, принимая различные меры, такие как улучшение законодательства, снижение бюрократии и улучшение инвестиционного климата. Также наблюдается рост интереса со стороны внутренних инвесторов, что в свою очередь помогает развитию рынка капитала в России.
Какие особенности функционирования рынка капиталов в России?
Одной из особенностей функционирования рынка капиталов в России является его недостаточная ликвидность. Это связано с низким уровнем развития рынка и недостатком качественных инвестиционных инструментов. Также важной особенностью является высокий уровень риска, связанный с инвестициями в российский рынок капитала. Весьма значимо, что российский рынок капиталов сильно зависит от внешних факторов, таких как международные политические события и экономическая конъюнктура.
Каково состояние рынка капитала в экономике России?
Состояние рынка капитала в экономике России можно охарактеризовать как разнообразное и динамичное. На текущий момент рынок капитала в России находится в стадии развития, имеет свои особенности и проблемы, однако имеет большой потенциал для роста. Также можно отметить, что рынок капитала в России активно привлекает как российских, так и иностранных инвесторов, в связи с чем наблюдается постепенное увеличение объемов инвестиций и разнообразия инструментов на рынке.