Архаика и духовность в живописи Н.К. Рериха
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 09.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Творческий путь Н.К. Рериха 6
2. Архаика и духовность в живописных полотнах Н.К. Рериха 9
Заключение 16
Список использованной литературы, материалов Интернета 17
Иллюстрации 18
Сам сюжет данных произведений взят из Библии: Последний Ангел принесет возмездие за пригрешения и бездуховность, так начнется новая жизнь. Но также это и является предостережением о катастрофах, которые могут случиться, если человечество не выберет другой путь. Обращение к архаике проявляется и в идейном смысле. Н.К. Рериху свойственно эстетическое отношение к верованиям, старинным легендам, мифам, в которых он ищет разгадки «законов» жизни. Он обращается к мировосприятию человека, которое было синкретичным и пантеистическим, то есть когда явления природы воспринимались как знамения. Прекрасным примером отражения подобной тематики является «Небесный бой» 1912 года(илл. 6). Стилизованные в очертаниях, ощутимо весомые в формах, облака предстают перед зрителем,словно живые существа. Однако признаков боя, который мог бы представиться, здесь не наблюдается: нет мрачности, молний и т.д. Массы облаков различной формы взаимодействуют между собой иным образом, создавая напряжение между своими объемами.Н.К. Рерих отстаивал идею принципиального единства всех религий, что нашло отражение во многих живописных произведениях, сочетающих в одном полотне символы различных верований («Матерь Мира» 1930 г.). В большинстве своих произведений художник касается понятия духовности. Первая картина, написанная в Индии – работа «Жемчуг исканий», экспонирующаяся в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке (илл. 7). Жемчужное ожерелье в мировой символике означает вечность, показывая таким образом, что дух человека вечен, что он, как нить, связывает все его воплощения на земном плане бытия – бусины. Проводя аналогию с биологическим процессом появления жемчужины, автор подразумевает становление человеческого духа через испытания, становясь сияющим, как блеск перламутра. На втором плане «Жемчуга исканий» мы наблюдаем величественную Канченджангу – Гору Пяти Сокровищ. Вероятно, оттуда приходит Учитель и туда идет ученик? Величественные горы помогают живописцу обрести мужество и силу духа. Его волю проверяют и холод, и голод, и погодные условия, которые настигали его и испытывали на прочность. Поэтому небо и облака занимают особое место на полотнах полные символизма и одухотворения. Их величие, свободолюбие и беспредельность передаются в глубоких цветах синего и фиолетового, в образах парусов, белых коней и океанов. В этом небе и облаках происходит вечная битва Света и Тьмы.В «Велении неба» 1915 года(илл. 8) люди полные воодушевления обращены с молитвой к великому небу, которое олицетворяет собой Высший мир. И небо услышало их и отозвалось. Молящиеся пытаются понять это послание свыше, которое несут с собой золотые облака. По мысли художника, в далеком прошлом люди жили в единстве с Космосом, понимая великую связь с ним. В наши дни эта гармония утрачена, но она необходима.Так, картина «Сокровище Мира. Чинтамани» (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк) написана по восточной легенде, которая гласит, что однажды от великой Шамбалы, с горных высот в определенный час, на краю пропасти покажется одинокий конь, на седле которого будет сверкать сокровище мира: НорбуРимпоче-Чинтамани – камень, мира спаситель. Николай Константинович предсказывает, что скоро наступит новая эпоха Культуры и Света. Н.К. Репин как мыслитель и художник через свои произведения открыл Западу не только восточную культуру, но и величие богатой природы, глубокий смысл единения человеческой души с божеством. Мифы, традиции, легенды и предания, прочно закрепившиеся в культуре восточного народа, так же заняли свое место в изобразительном искусстве Николая Константинович. Значительное внимание в работах Н.К. Рериха уделяется проблеме гармонизации человека с природой, что выражается в преодолении разногласий и разделения мира на Восток и Запад. По мнению Н.К. Рериха эти культуры являются различными, но они дополняют друг друга, образуя общую мировую культуру, в которую включены разные ценности и менталитеты стран Европы и Азии.ЗаключениеХудожественное наследие Н.К. Рериха занимает особое место в истории русского искусства. Он проявил себя во всех сферах культурной жизни, а также научно-исследовательской. В своих живописных произведениях он стремился проникнуть в народную мудрость веков, увлекаемый через ее посредство к новым творческим открытиям, познанию мира и человека.Связи Н.К. Рериха с Россией были глубоки и разветвлены: как человек и художник он сформировался на русской почве, рос на старинной русской земле. Его представления о прошлом, о Руси сложились во многом в зависимости от народного типа родных мест. Возможно, эти впечатления породили в дальнейшем особую приверженность художника к героическим мотивам истории. В традициях древнерусского искусства открывались его народные корни и особая нравственная сила, которая была так необходима в дни надвигающихся исторических событий. В прошлом он искал ответы на многие проблемы своей тревожной современности. Говоря о содержательном аспекте работ Н.К. Рериха, можно сделать вывод, что он принадлежал к эпико-лирическому направлению, следовательно, придавал особое значение в творчестве не действию, а чувству и духу. Из этого следует, что явления и факты из жизни, влекут его потому, что в них заключено вековечное полыхание нашего духа. При таком подходе все творчество Н.К. Рериха можно обозначить как живопись символа.Символизм своих живописных полотен художник настойчиво подчеркивает их названиями, обобщающими и выражающими некие «вечные» идеи и общечеловеческие представления.Список использованной литературы, материалов ИнтернетаБенуа А. История русской живописи в XIXв. М.: Республика, 1995. – 448 с.Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. М.: Юрайт, 2013. – 473 с.Клюева И.В.Родное и вселенское в художественной философии Н.К.Рериха и С.Д.Эрьзи //Общечеловеческое и национальное в философии. – 2004. – C.278-285.Князева В.П. Н. Рерих. М.: Искусство, 1968. – 46 с. Милотворская Б.М. Н.К. Рерих. Из литературного наследия. М., 1974.Полякова Е.И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1985. – 304с.Рерих Н.К. Сер. Великие художники. Том 29. Под.ред. Барагамян А.: Директ-медиа, 2010. – 48 с.Иллюстрации1. Рерих Н.К. Гонец. Восстал род на род. 1897. Холст, масло. ГТГ, Москва.2.Рерих Н.К. Весна священная. 1945. Холст, темпера. ГРМ, Санкт-Петербург.3.Рерих Н.К. Мозаика храма в Талашкине.4. Рерих Н.К.Голубиная книга. 1922.5. Рерих Н.К. Ангел Последний. 1912. Картон, темпера. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.6. Рерих Н.К. Небесный бой. 1912.Картон, темпера. ГРМ, Санкт-Петербург.7. Рерих Н.К.Жемчуг исканий. 1924. Холст, темпера. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.8.Рерих Н.К.Веления неба. 1915. Картон, темпера. ГРМ, Санкт-Петербург.
Список использованной литературы, материалов Интернета
1. Бенуа А. История русской живописи в XIX в. М.: Республика, 1995. – 448 с.
2. Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. М.: Юрайт, 2013. – 473 с.
3. Клюева И.В. Родное и вселенское в художественной философии Н.К. Рериха и С.Д. Эрьзи //Общечеловеческое и национальное в философии. – 2004. – C.278-285.
4. Князева В.П. Н. Рерих. М.: Искусство, 1968. – 46 с.
5. Милотворская Б.М. Н.К. Рерих. Из литературного наследия. М., 1974.
6. Полякова Е.И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1985. – 304 с.
7. Рерих Н.К. Сер. Великие художники. Том 29. Под. ред. Барагамян А.: Директ-медиа, 2010. – 48 с.
Вопрос-ответ:
Что изображено на живописных полотнах Н К Рериха?
На живописных полотнах Н К Рериха изображены сцены из Библии, в основном связанные с архаикой, духовностью и предсказаниями будущих катастроф.
Откуда берется идея о катастрофах в произведениях Н К Рериха?
Идея о катастрофах в произведениях Н К Рериха взята из Библии. Он предсказывает, что последний Ангел принесет возмездие за пригрешения и бездуховность, и начнется новая жизнь.
Как можно понять интерпретацию произведений Н К Рериха?
Интерпретацию произведений Н К Рериха можно понять, обращая внимание на изображенные сюжеты, символы и архаические элементы. Сам сюжет данных произведений взят из Библии и олицетворяет концепцию возмездия и новой жизни.
Что означает обращение к архаике в произведениях Н К Рериха?
Обращение к архаике в произведениях Н К Рериха означает призыв к древним обычаям, верованиям и духовности. Он подчеркивает важность сохранения исторического наследия и постижения глубинных смыслов жизни.
Какие материалы могут быть полезны для изучения живописи Н К Рериха?
Для изучения живописи Н К Рериха полезными могут быть материалы из Интернета, где можно найти много информации о его творчестве, иллюстрации его работ и различные интерпретации его произведений.
Что изображено на живописных полотнах Н К Рериха?
На живописных полотнах Н К Рериха изображены архаика и духовность. Они представляют собой сюжеты из Библии, где Последний Ангел приносит возмездие за пригрешения и бездуховность.
Какую идею передает живопись Н К Рериха?
Живопись Н К Рериха передает идею о выборе другого пути и предостерегает о возможных катастрофах, если человечество не изменит свое отношение к архаике и духовности.
Какие материалы интернета можно найти о живописи Н К Рериха?
В интернете можно найти около 16 материалов, посвященных живописи Н К Рериха. Они включают статьи, обзоры и иллюстрации его работ.
Откуда берутся сюжеты для полотен Н К Рериха?
Сюжеты для полотен Н К Рериха берутся из Библии. Одним из сюжетов является история о Последнем Ангеле, который принесет возмездие за пригрешения и бездуховность, а затем начнется новая жизнь.