Статистический анализ учебной миграции в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Статистика
  • 40 40 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 06.04.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Теоретические основы учебной миграции
1.1.Понятие учебной миграции
1.2.Основные миграционные движения студентов
1.3.Основные статистические показатели учебной миграции
2.Статистический анализ учебной миграции
2.1.Анализ динамики миграционных процессов
2.2.Исследование вариационного ряда динамики миграционных процессов
2.3.Прогнозные показатели учебной миграции
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

Коэффициенты миграции представлены в таблице 10. Данные рассчитаны за период с 2005 по 2009 годы.
Таблица 10
Относительные коэффициенты учебной миграции по России

Коэффициенты миграции рассчитываются оп данным перемещения студентов внутренней миграции. Динамика коэффициентов прибытия и убытия мигрантов-студентов представлена на рисунке 15.
Выводы. Численность прибывших студентов-мигрантов выросла к концу исследуемого периода не значительно - на 9 тыс. чел., число выбывших снизилось на 3,6 тыс.руб..Миграционный прирост составил 12,6 тыс. чел. При снижении общей численности населения на 3,7 млн.чел за исследуемый период коэффициент миграционного прироста показывает, что 9,2 человека перемещается в течение календарного года в среднем на каждую 1000 человек наличного населения на конец года. Коэффициент учебной миграции прибытия показывает, что за период на 9 чел. в среднем на каждую 1000 человек наличного населения прибывает больше.

Рисунок 15 - Коэффициенты прибытия и убытия студентов - мигрантов

Коэффициент прибывших ниже коэффициента убывших - 0,94 против 0,70 чел на 1000 чел населения. Следует отметить, что подвижность студентов снижается с 25% до 24%. Приживаемость студентов также меняется не значительно — с 34% до 31%. В целом коэффициент миграции показывает, что за исследуемый период число миграционно8го прироста на 1000 чел. населения возросло с 15 чел до 24 чел.

2.2.Исследование вариационного ряда динамики миграционных процессов

В процессе анализа динамического ряда производится расчет абсолютных и относительных показателей вариации по ранжированному ряду и определяется
возможная связь признаков. Проводится анализ по данным числа студентов, прибывших на обучение в разрезе регионов России за 2010 год [не уточненные данные].

Таблица 11
Построение ряда и расчет удельных весов

Общее число мигрантов за 2010 год составило 251 тыс.чел., из них наибольший удельный вес (36,9%) приходится на прибывших на обучение молодых людей в Центральный регион. Второе место по доли студентов-мигрантов занимает Северо-Западный регион ( 30,3%)
Рассчитываются показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Общее число студентов-мигрантов внутри России составило порядка 251 тыс.чел.
Хmin = 10тыс.чел ( по Южному региону)
X max = 93 чел. ( по Центральному региону)
Размах вариации (абсолютный показатель)
R = X max — Х min = 93— 10 = 83 тыс.чел.
Среднее линейное отклонение (отклонение невзвешенное, так как значение признака встречается в совокупности один раз). Разница между значением х и средним значением принимается как абсолютная величина.
D = ∑ |x - xср| / n
∑ |x — xср| = 193,8
D =193,8 / 7 = 28 тыс. чел
Таблица 12
Расчет данных для определения среднего линейного отклонения

По данным таблицы 12 видно, что размах отклонения от среднего показателя очень велик и достигает 193,8 тыс. чел. Среднее линейное отклонение мигрантов – студентов по регионам составило 28 тыс.чел.
Для расчета среднего квадратического отклонения рассчитывается дисперсия, по формуле:
σ ^2 = ∑ ((х-хср)^2) / n
σ ^2 =6878,8 / 7 = 982,7
Корень из дисперсии означает среднее квадратическое отклонение:
σ = КОРЕНЬ ( σ ^2 )
σ = КОРЕНЬ (982,7 ) = 31,3тыс.чел





Таблица 13
Расчет данных для определения среднего квадратического отклонения


Относительные показатели вариации:
-коэффициент осцилляции
К осц = R / Хср * 100
где R - размах вариации
Хср — среднее арифметическая
К осц = 83 тыс.чел. / 36 * 100 = 232 %
-коэффициент вариации
V = σ / Хср * 100 = 31,3 / 36* 100 = 87,4 %
Коэффициент вариации составляет более 30 %, что свидетельствует о неоднородности совокупности и большом размахе значений. Значение признака имеет значительные колебания. Основная масса студентов-мигрантов приходится на Центральный и Северо-Западный регионы. Дальневосточный и Южный регионы имеют малозначительные миграционные показатели.

2.3.Прогнозные показатели учебной миграции

Прогнозные значения учебной миграции определяются с учетом прогнозной численности миграционного населения, перемещающегося в связи с обучением, и вероятности прибытия и выбытия студентов-мигрантов. Можно учесть и коэффициент интенсивности миграции. Расчет производится по формуле:
Ч миг пр = Ч миг ф ( 1 + ∆В) * К инт м
где Ч миг пр , Ч миг ф — число студентов-мигрантов фактическое и прогнозное, чел.;
∆В — разность вероятностей выбытия и прибытия;
К инт м — коэффициент интенсивности миграции.
Вероятности выбытия и прибытия студентов определяются:
В пр = П / Н
В уб = У / Н
где В пр, В уб - вероятности прибытия и убытия студентов;
П, У — число прибывших и убывших студентов-мигрантов;
Н — численность населения в возрасте студентов ( от18 до 35 лет).
Число студентов-мигрантов фактическое по данным 2010 года составило 251,1 тыс.чел.
Расчет вероятностей прибытия и убытия определяется исходя из численности населения студенческого возраста, которое составляет 51935 тыс.чел.
В пр = 134 / 51935 = 0,00258
В уб = 99,4 / 51935 = 0,00191
∆В = 0,00258 — 0,00191 = 0,00067
Ч миг пр = 251,1 * (1+0,00067) = 251,3 тыс.чел.
По полученным расчетам можно заключить, что прирост миграции в связи с учебой составит лишь 200 человек.
∆М = 251,3 — 251,1 = 0,2 тыс.чел.
С учетом рассчитанного выше среднего темпа роста, равного 2,8%, можно спрогнозировать величину показателя на 2011 и 2012 годы . Коэффициент интенсивности миграции отражен значением (1 - 0,22).
Ч миг пр = 251,1 * (1+0,028) * 0,78 = 250,7 тыс.чел.
∆М = 250,7— 251,1 = 0,402 тыс.чел.
По полученным расчетам можно заключить, что прирост миграции снизится и величина снижения составит 402 человека.



Заключение

Данные Госкомстата в результате проведенного анализа показывают динамику снижения численности мигрирующих студентов за период с 2004 по 2010 года. Относительно базисного года снижение показателя составило 30,3%. В абсолютном выражении прирост мигрантов имеет отрицательное значение и колеблется от 354 чел. до 21184 чел.
Данные Минобразования показывают динамику снижения численности мигрирующих студентов только за период с 2006 по 2007 годы и рост показателя в остальные годы в пределах 2,5% - 15,7%. По остальным периодам численность мигрирующей молодежи возрастает, хотя и не значительно. Относительно базисного года рост показателя составил 24,6%. В абсолютном выражении прирост мигрантов имеет отрицательное значение и колеблется от 354 чел. до 21184 чел.
В среднем уровень миграции студентов за исследуемый период составил 218141 чел. Абсолютный прирост в среднем за год составил 7090 чел. Средний коэффициент роста за год определен величиной 1,028, или прирост составил 2,8%. Самый значительный прирост мигрантов показан за 2009 год — 15,7%.
В среднем уровень миграции студентов за исследуемый период составил 218141 чел. Абсолютный прирост в среднем за год составил 7090 чел. Средний коэффициент роста за год определен величиной 1,028, или прирост составил 2,8%.
Численность прибывших студентов-мигрантов выросла к концу исследуемого периода не значительно - на 9 тыс. чел., число выбывших снизилось на 3,6 тыс.руб..Миграционный прирост составил 12,6 тыс. чел. При снижении общей численности населения на 3,7 млн.чел за исследуемый период коэффициент миграционного прироста показывает, что 9,2 человека перемещается в течение календарного года в среднем на каждую 1000 человек наличного населения на конец года.
Коэффициент учебной миграции прибытия показывает, что за период на 9 чел. в среднем на каждую 1000 человек наличного населения прибывает больше. Коэффициент прибывших ниже коэффициента убывших - 0,94 против 0,70 чел на 1000 чел населения. Следует отметить, что подвижность студентов снижается с 25% до 24%. Приживаемость студентов также меняется не значительно — с 34% до 31%. В целом коэффициент миграции показывает, что за исследуемый период число миграционно8го прироста на 1000 чел. населения возросло с 15 чел до 24 чел.
Размах отклонения миграционных потоков от среднего показателя очень велик и достигает 193,8 тыс. чел. Коэффициент вариации составляет более 30 %, что свидетельствует о неоднородности совокупности и большом размахе значений. Значение признака имеет значительные колебания. Основная масса студентов-мигрантов приходится на Центральный и Северо-Западный регионы. Дальневосточный и Южный регионы имеют малозначительные миграционные показатели.
Литература


1.Горемыкина Т.К. Общая теория статистики: Учебное пособие / Т.К.Горемыкина Т.К. - М.:МГИУ, 2006.
2.Зорин, А.Л. Справочник экономиста в формулах и примерах / А.Л.Зорин. – М.: Профессиональное издательство, 2006. – 336 с. (Библиотека журнала «Справочник экономиста»)
3.Общая теория статистики / Под ред О.Э.Башиной. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 226с
4. Просветов Г.И.Анализ данных с помощью EXCEL : задачи и решения: Учебно - практическое пособие / Г.И.Просветов. - М.Альфа0Пресс, 2009. - 160 с.
Харченко Л.П. Статистика: курс лекций / Л.П.Харченко, В.Г..Долженкова, В.Г.Ионин. - М.:Инфра-М, 2008. - 346 с.
Статистические сборники
6."Образование России - 2009", Статистический информационно-аналитический сборник, Министерство образования РФ, М., 2010, CD;
7.Ежегодники Госкомстата России "Численность и миграция населения Российской Федерации" за 2005-2009 годы

Интернет-ресурсы
8.http://www.infox.ru/science/enlightenment/2010/01/03/Fursyenko__iz_za_dye.phtml

9. http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/russ-bazar/lideneva-studenti/

Ежегодники Госкомстата России "Численность и миграция населения Российской Федерации" за 2005-2009 годы
"Образование России - 2009", Статистический информационно-аналитический сборник, Министерство образования РФ, М., 2010, CD;
http://www.infox.ru/science/enlightenment/2010/01/03/Fursyenko__iz_za_dye.phtml
http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/russ-bazar/lideneva-studenti/
http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/russ-bazar/lideneva-studenti/

Харченко Л.П. Статистика: курс лекций / Л.П.Харченко, В.Г..Долженкова, В.Г.Ионин. - М.:Инфра-М, 2008. - С.189
Зорин, А.Л. Справочник экономиста в формулах и примерах / А.Л.Зорин. – М.: Профессиональное издательство, 2006. – 336 с. (Библиотека журнала «Справочник экономиста»)

Ежегодники Госкомстата России "Численность и миграция населения Российской Федерации" за 2005-2009 годы
Ежегодники Госкомстата России "Численность и миграция населения Российской Федерации" за 2005-2009 годы
Горемыкина Т.К. Общая теория статистики: Учебное пособие / Т.К.Горемыкина Т.К. - М.:МГИУ, 2006 - С.170
Харченко Л.П. Статистика: курс лекций / Л.П.Харченко, В.Г..Долженкова, В.Г.Ионин. - М.:Инфра-М, 2008. - С.203












3







































Причины недостаточности учетных данных учебной миграции

Причины организационного характера

технические ресурсы

финансовые ресурсы

кадровые ресурсы

Отсутствие системы контроля качества сбора и обработки данных

Отсутствие разработанной политики в области учета миграционных движений

отставание нормативной базы

Коэффициент прибытия мигрантов

Структурные показатели по демографическим группам

Межтерри ториальные показатели

показатели динамики

средние показатели

относительные показатели (коэффициенты миграции)

Общие показатели по стране

Классификация статистических показателей учебной миграции

Коэффициент приживаемости мигрантов

Коэффициент миграционного прироста

Коэффициент убытия мигрантов


Коэффициент подвижности мигрантов


Общие показатели миграции

Относительные показатели статистики учебной миграции

1.Горемыкина Т.К. Общая теория статистики: Учебное пособие / Т.К.Горемыкина Т.К. - М.:МГИУ, 2006.
2.Зорин, А.Л. Справочник экономиста в формулах и примерах / А.Л.Зорин. – М.: Профессиональное издательство, 2006. – 336 с. (Библиотека журнала «Справочник экономиста»)
3.Общая теория статистики / Под ред О.Э.Башиной. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 226с
4. Просветов Г.И.Анализ данных с помощью EXCEL : задачи и решения: Учебно - практическое пособие / Г.И.Просветов. - М.Альфа0Пресс, 2009. - 160 с.
5.Харченко Л.П. Статистика: курс лекций / Л.П.Харченко, В.Г..Долженкова, В.Г.Ионин. - М.:Инфра-М, 2008. - 346 с.
Статистические сборники
6."Образование России - 2009", Статистический информационно-аналитический сборник, Министерство образования РФ, М., 2010, CD;
7.Ежегодники Госкомстата России "Численность и миграция населения Российской Федерации" за 2005-2009 годы
8.http://www.infox.ru/science/enlightenment/2010/01/03/Fursyenko__iz_za_dye.phtml
9. http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/russ-bazar/lideneva-studenti/

Вопрос-ответ:

Какие основные движения студентов отмечаются в учебной миграции?

Учебная миграция включает различные движения студентов, такие как переезд в другой регион для поступления в университет или колледж, обменные программы между учебными заведениями, а также миграция после окончания образования для трудоустройства.

Какие показатели используются для анализа учебной миграции?

Для анализа учебной миграции используются различные статистические показатели, такие как количество студентов, переехавших в другой регион, количество иностранных студентов, обучающихся в российских учебных заведениях, а также динамика изменения этих показателей во времени.

Как проводится анализ динамики миграционных процессов в учебной сфере?

Анализ динамики миграционных процессов в учебной сфере проводится путем изучения изменения количества студентов, переехавших для учебы в другой регион, и сравнения этих данных с предыдущими периодами. Также анализируется динамика изменения количества иностранных студентов, обучающихся в российских учебных заведениях.

Как исследуется вариационный ряд динамики миграционных процессов в учебной сфере?

Для исследования вариационного ряда динамики миграционных процессов в учебной сфере используются статистические методы, такие как расчет среднего значения, медианы, размаха изменений и других характеристик. Это позволяет определить основные тенденции и закономерности в миграционных процессах.

Какие прогнозные показатели используются для анализа учебной миграции?

Для анализа учебной миграции могут использоваться прогнозные показатели, такие как ожидаемое количество студентов, которые планируют переезд в другой регион для обучения, а также прогнозируемое изменение количества иностранных студентов, приезжающих в Россию для получения образования.

Какие основные миграционные движения студентов в России?

Основные миграционные движения студентов в России включают переезд в другой регион для получения образования или обучения в учебном заведении.

Какие основные статистические показатели отражают учебную миграцию в России?

Основными статистическими показателями учебной миграции в России могут быть количество студентов, переехавших в другой регион для учебы, динамика миграционных процессов, исследование вариационного ряда динамики миграционных процессов и прогнозные показатели учебной миграции.

Какими методами проводится анализ динамики миграционных процессов в учебной миграции?

Анализ динамики миграционных процессов в учебной миграции может проводиться с помощью сравнения данных за разные периоды, расчета коэффициентов миграции и прогнозирования тенденций на основе имеющихся данных.

Где можно найти исследования и статистику по учебной миграции в России?

Информацию о учебной миграции в России можно найти в научных исследованиях, статистических отчетах учебных заведений, а также на официальных сайтах статистических органов России и образовательных учреждений.