Масонская символика в русской художественной культуре 18-19 веков
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 11.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Масонство: аналитический обзор 5
1.1. Истоки и история 5
1.1. Виды и значение масонских символов 8
Глава 2. Масонство в русской художественной культуре 18-19 века 11
2.1. Масонство в России на рубеже XVIII-XIX вв. 11
2.2. Масонство в русской художественной культуре 18-19 века 20
Заключение 26
Первым симптомом было запрещение в 1821 г. масонских лож Царства Польского, которые носили едва скрытый политический характер. Сторонники всесильного графа Аракчеева начали тайное и явное наступление на масонство, особенно в этой деятельности выделялись митрополит Серафим и архимандрит Фотий.К началу 20-х годов XIX в. наметились и явные симптомы упадка масонства, что проявилось в закрытии ряда лож из-за их малочисленности. Снижался приток новых членов, поскольку религиозно-филантропический характер братств с мистическим налетом, открытое раболепие пред властями не отвечали настроениям многих кандидатов. В системе «Астреи» находилось 18 лож, а в Великой провинциальной ложе - 9 с общим числом членов, по данным Семевского (несколько завышенным), 1633 человека. Очевидно, вельможная группировка не была удовлетворена опытом масонства, которое так и не превратилось в достаточно полезный ей политический и идеологический инструмент.2.2. Масонство в русской художественной культуре 18-19 векаГоворя о масонстве и влиянии масонских символов на русскую художественную культуру XVIII-XIXвв., важно упомянуть ключевую фигуру масонского движения в России в рассматриваемый период – Александра Федоровича Лабзина.Александр Федорович Лабзин родился в 1766 году, с 1799 года был сначала конференц-секретарем, а потом и вице-президентом Императорской Художеств в Санкт-Петербурге. Лабзин – был выдающимся умом своего Академии поколения. «Я начал учиться арифметики, будучи еще лет шести», писал он в своих мемуарах. Известно, что уже будучи в ссылку Лабзин также проводил многие часы за изучением высшей математики – его острая любознательность выражалась при любом удобном случае. В годы учебы в университете, Лабзин сблизился с И.Г. Шварцем – известным масоном – и попал под его влияние. Поразившее течение сделала Лабзина настоящим теоретиком масонства в России: в середине 10-х ггXIX века Лабзин издает журнал «Сионский вестник» (первый номер вышел 1 янврая 1806 года, однако, выпуск журнала вскоре прекратился и возобновился с 1817 года). Министр народной просвещения князь Голицын освободил журнал от цензуры, заявив, что цензурировать его будет самостоятельно.В качестве вице-президента Академии художеств, Лабзин сделал для академии очень много: далекий от искусства, он принимал активное участие во всех административных делах академии. Преданность Лабзина учению масонства, тем не менее, не мешала ему быть человеком религиозным и глубоко верующим: Лабзин всеми способами стремился к отысканию вечных истин, мечтал об обретении внутренней гармонии в особенной мистической церкви, которая бы стала залогом людского счастья на земле. В 1800 году Александр Федорович основал собственную масонскую ложу «Умирающий сфинкс» - её деятельность началась 15 января 1800 года и продолжалась до 1822г, времени запрещения масонских лож в России. Лабзин являлся главой «Умирающего сфинкса», ее великим мастером: он собирал братьев в заседания, читал для них речи и наставления, вел журналы собраний, назначал ученикам работу, случалось, применял и карательные санкции: исключения братьев. В символике «Умирающего сфинкса» сплелись идеи христианства, философии, каббалы, мистики и оккультизма, использовались популярные для прочих масонов символы змеи, Древа Познания, сфинкса. В символической композиции знака «Умирающегосфинкса», Александр Федорович интерпретировал идеи философа К. Эккартсгаузена, которые ранее сам же изложил в книге «Ключ к таинствам натуры».В центре композиции изображен лежащий сфинкс, в верхней части композиции представлено зеленое с одной стороны и ссохшееся с другой Древо Познания и два ключа, скрещенных на древе. Символ сфинкса уходит глубоко в древнегреческие мифы об Эдипе и сфинксе, загадывающем загадки перед входом в храм Египетских таинств. Однако стоить заметить, что согласно названию на символе ложи сфинкс изображён умирающим. Это хорошо перекликается с пониманием самого А.Ф. Лабзина темы смерти, как одной из семи орденских добродетелей. Для масона смерть – грехопадение, как процесс получения высшего знания, не что иное, как «прехождение из одной жизни в другую».Деятельность Лабзина была обширной, его литературное наследие огромно, он был покровителем множества творческих людей и главным гостем художествнных салонов. Лабзин был очень уважаем среди художников, его любили и всегда говорили о нем, как о главном своем добродетели. Лабзину удалось создать в Академии художеств уникальную атмосферу сотворчества между уже признанными классиками изобразительных искусств (Рокотовым, Левицким) и юными талантами (Боровиковским, Венициановым), учил художников быть наставниками. Влияние Лабзина не могло не исключать его взглядов на масонство, распространяемое на его учеников и друзей. Масонами были уже упомянутые выше художники В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов, Д.С. Левыицкий, С.А. Венецианов, К.И. Брюллов, архитекторы А.Н. Воронихин, А.Л. Витберг, скульпторы Н.М. Козловский, И.П.Матроси др – практически все они входили в масонскую ложу Александра Федоровича «Умирающий сфинкс».Портреты «лабзинской» эпохи – величайшее откровение в русском искусстве: этим портретм приписывались магические свойства. Образы Рокотова встают из мистического тумана, персонажи Левицкого написаны вовремя большой духовной работы, картины Боровиковского «подчеркнуто рафинированные».Обратим внимание на портрет А.Ф. Лабзина, написанный В.Л. Боровиковским в 1805 году (рис.1). На портрете Александр Федоровича изображен в синем кафтане, с орденами Св. Владимира и Св.Анны 2-й степени, держащий в руках книгу, на обложку которой едва виднеется один из масонских символов – пятиконечная звезда. На столе перед Лабзиным циркуль – один из самых известных масонских знаков. В это же время в портретах, написанных художниками Акалдемии художеств появляются сугубо масонская атрибутика – даже у вельмож, князей, графов и архитекторов, не принадлежащих масонству, на столах появляются угольники, фигурки сфинксов, циркули и ключи.Рисунок 1. Портрет А. Ф. Лабзина в синем кафтане c орденами Св. Владимира и Св. Анны 2-й степени работы В. Л. Боровиковского, 1805 годМасонские знаки появляются, также, и в архитектуре, например в Санкт-Петербурге на Васильевском острове на здании церкви Макария Египетского около Горного института, построенного в 1773 году. Этот знак – один из самых узнаваемых – лучезарная дельта или «всевидящее око» (рис.2).Рисунок 2. Церковь МакарияЕгипетского в Санкт-Петербурге.В Москве в архитектуре знаки масонства встречаются в Особняке Гагарина, перестроенном в 1817 году: именно тогда в доме появляется шахматный мозаичный пол, один из символов масонства (рис.3). В Музее современно истории на Тверской улице (в бывшем Здании английского клуба), перестроенном в 1826 году, масонские символы представлены Химерой на воротах, львами с человеческими лицами на колоннах Йоахина и Боаза и львами с кольцами в зубах )так называемыми, «львами молчания»).Рисунок 3. Москва. Особняк Гагарина.В Троице-измайловском собор в Санкт-Петербурге, построенном в 1831 году, масонские символы изображены прямо на синем куполе – это магендавид, гексограмма (рис.4).Рисунок 4. Санкт-Петербург, Троице-Измайловский собор.Символ масонов имеется и на здании Академии художеств – центра российского искусства и масонского движения среди творческой интеллигенции на рубеже XVIII – XIX веков. Классические символы масонства расположены на фризе здания в нескольких вариациях: угольник и циркуль (рис.5).Рисунок 5. Санкт-Петербург, здание Академии художеств.ЗаключениеПодводя итог, важно сказать о том, что масонство на рубеже XVIII-XIX веков способствовало появлению одной из сфер портретной живописи: интимному мужскому портрету. Это связано с традицией масонских лож дарить свои портреты братьям по ложе: это было не только знаком дружбы, но и символическим залогом братской верности. Кроме того, стены ложи было принято украшать портретами ее членов. К портрету в то время относились так же, как сегодня к фотографии. Но речь идет исключительно о поясном портрете. Именно такой портрет, где все внимание сосредоточивается на лице, способен дать глубокую психологическую характеристику образа. Парадных портретов во весь рост масоны избегали. Начав свою историю в 1730 году, русское масонство на рубеже XVIII-XIXвеков находилось в зените своего могущества. О масонстве открыто говорили на государственном уровне, многие деятели интеллигенции принадлежали к этому загадочному течению. Масонство и масонские ложи объединяли людей близких по духу: любознательных, творческих, жаждущих открытий и обретения гармонии. Потому не удивительно, что творческая интеллигенция в лице известных русских художников и скульпторов была очарована масонством и главным его теоретиком того времени – Александром Федоровичем Лабзиным. В едином творческом порыве они искали новые жанры, новые способы выражения душевных метаний – это нашло отражение в великих произведениях искусства, созданных в эти периоды.Таким образом, цель настоящего исследования выполнена: мы проанализировали основные принципы и историю масонства, описали виды и значение масонской символике, дали характеристику масонству в России от середины XVIIIвека до 20-х гг. XIXв. и описали основные результаты влияния масонской символики на русскую художественную культуруXVIII-XIX веков.Список литературыИсточники:Письма А.Ф. Лабзина к Д.П. Руничу // РО РНБ. Ф. 656. Ед.хр. 24. Л. 52.Рисунки различных масонских знаков и эмблем, собранные Ф.И. Прянишниковым // РО РНБ. Ф. 618. Ед. хр. 6. Л.2.Архив кн. Воронцова. Кн. 26. М. 1882, с. 66.Литература:Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг. 1917.ВестникЕвропы, 1915, N 9.Запрометова Л. А., Николаев Н. И. Карл Эккартсгаузен и русский мистицизм // Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. Ташкент, 1993.Коммунист, 1988, N 7. с. 22; Вопросы истории, 1988, N 3.Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М. 1987.Лотарева Д.Д. Знаки масонских лож Российской Империи. Справочно-библиографический указатель. М., 1994. С. 10.Магазин свободно-каменщический, 1784, т. 1, ч. 1.Маргаритов С. История русских мистических и рационалистических сект. Симферополь. 1910.Минаева Н. В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX в. Саратов. 1982.Очерки по истории русской критики. Т. 1. М. - Л. 1926.Пыпин А. Н. Материалы для истории масонских лож. - Вестник Европы, 1872, N 2.Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. Пг. 1916, Русский архив, 1879, N 3, с. 364; Переворот 1762 года. Сочинения и переписка участников и современников. М. 1908.Семевский В. И. Декабристы-масоны. - Минувшие годы, 1908, N 3.Соколовская Т. О. Капитул Феникса. Пг. 1916.Соколовская Т.О. Статьи по истории русского масонства. М., 2008. ШелгуновН. В. Сочинения. Т. 1. СПб. 1895.Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. Пер. с нем. У.М., 4 части, СПб., 1821. Bouryshkin P. Bibliographiesur la franc-magonnerie en Russie. P. 1967;Benimelie J. Bibliographia de la masoneria. Madrid. 1978Cross A. British Freemasonry in Russia During the Reign of Catherine the Great. - Oxford Slavonic Papers, New Series, 1971, vol. 4.Grunwald C. L'assasinat de Paul 1-er. tsar de Russie. P. 1960.Ransal D. The Politics of Catherinian Russia. New Haven - Lnd. 1975.Raeff M. Plans for Political Reforms in Imperial Russia. Englewood Cliffs. 1966.
1. Письма А.Ф. Лабзина к Д.П. Руничу // РО РНБ. Ф. 656. Ед.хр. 24. Л. 52.
2. Рисунки различных масонских знаков и эмблем, собранные Ф.И. Прянишниковым // РО РНБ. Ф. 618. Ед. хр. 6. Л.2.
3. Архив кн. Воронцова. Кн. 26. М. 1882, с. 66.
Литература:
1. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг. 1917.
2. Вестник Европы, 1915, N 9.
3. Запрометова Л. А., Николаев Н. И. Карл Эккартсгаузен и русский мистицизм // Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. Ташкент, 1993.
4. Коммунист, 1988, N 7. с. 22; Вопросы истории, 1988, N 3.
5. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М. 1987.
6. Лотарева Д.Д. Знаки масонских лож Российской Империи. Справочно-библиографический указатель. М., 1994. С. 10.
7. Магазин свободно-каменщический, 1784, т. 1, ч. 1.
8. Маргаритов С. История русских мистических и рационалистических сект. Симферополь. 1910.
9. Минаева Н. В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX в. Саратов. 1982.
10. Очерки по истории русской критики. Т. 1. М. - Л. 1926.
11. Пыпин А. Н. Материалы для истории масонских лож. - Вестник Европы, 1872, N 2.
12. Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. Пг. 1916,
13. Русский архив, 1879, N 3, с. 364; Переворот 1762 года. Сочинения и переписка участников и современников. М. 1908.
14. Семевский В. И. Декабристы-масоны. - Минувшие годы, 1908, N 3.
15. Соколовская Т. О. Капитул Феникса. Пг. 1916.
16. Соколовская Т.О. Статьи по истории русского масонства. М., 2008.
17. Шелгунов Н. В. Сочинения. Т. 1. СПб. 1895.
18. Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. Пер. с нем. У.М., 4 части, СПб., 1821.
1. Bouryshkin P. Bibliographie sur la franc-magonnerie en Russie. P. 1967;
2. Benimelie J. Bibliographia de la masoneria. Madrid. 1978
3. Cross A. British Freemasonry in Russia During the Reign of Catherine the Great. - Oxford Slavonic Papers, New Series, 1971, vol. 4.
4. Grunwald C. L'assasinat de Paul 1-er. tsar de Russie. P. 1960.
5. Ransal D. The Politics of Catherinian Russia. New Haven - Lnd. 1975.
6. Raeff M. Plans for Political Reforms in Imperial Russia. Englewood Cliffs. 1966.
Вопрос-ответ:
Какими были истоки и история масонства в России?
Истоки масонства в России уходят в XVIII век, когда в страну были завезены первые масонские ложи. Официально масонство было признано Петром I, который сам стал масоном. Впоследствии масонство оказало значительное влияние на русскую художественную культуру XVIII-XIX веков.
Каково значение масонских символов в художественной культуре России XVIII-XIX веков?
Масонские символы имели глубокое значение и использовались художниками для передачи идей свободы, равенства и братства. Они были часто встречаемой темой в различных произведениях и играли важную роль в формировании идентичности русской культуры.
Каким образом масонство проявлялось в русской художественной культуре XVIII-XIX веков?
Масонство проявлялось в различных аспектах русской художественной культуры. Оно оказывало влияние на литературу, живопись, архитектуру и даже музыку. Масонские символы и идеи были воплощены в произведениях таких художников, как Александр Беноа, Василий Перов, Федотов, Айвазовский и многих других.
Что произошло с масонскими ложами в России в начале XIX века?
В начале XIX века масонские ложи были запрещены в России. Это было связано с политическими изменениями в стране и боязнью влияния масонства на общество. Масонские ложи Царства Польского были запрещены в 1821 году и это стало первым симптомом ограничения масонства в России.
Какие последствия запрета масонских лож в России имели на русскую художественную культуру?
Запрет масонских лож в России привел к уменьшению числа художников и писателей, исповедующих масонские идеи. Однако, некоторые художественные произведения, созданные до запрета, продолжали влиять на культуру и оставались памятниками масонской символики.
Когда и где возникла масонская символика?
Масонская символика возникла в средние века в Европе и была связана с тайными обществами масонов.
Какие масонские символы были наиболее распространены в России в 18-19 веках?
В России в 18-19 веках наиболее распространены были такие масонские символы, как каменный куб, уровень, штрих, компас и рулетка.
Какое значение имели масонские символы в русской художественной культуре 18-19 веков?
Масонские символы в русской художественной культуре 18-19 веков имели символическое значение, они использовались для передачи определенных идей и идеалов масонов, таких как свобода, равенство и братство.
Почему масонские ложи были запрещены в России в 1821 году?
Масонские ложи были запрещены в России в 1821 году, потому что они носили политический характер и поддерживали определенные идеи и движения, которые не соответствовали интересам царской власти.