Социальная диагностика и ее роль в социальном проектировании.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 12.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1 Теоретический аспект социальной диагностики и ее роли в социальном проектировании 3
1.1. Понятие социальной диагностики и ее сущность 3
1.2. Характеристика социального проектирования 5
Глава 2 Разработки социальных проектов в молодежном социальном проектировании 8
2.1. Социальный проект «Сделай город чище» для молодых людей 8
2.2. Социальный проект «Я гражданин России. Борьба с Вандализмом в Санкт – Петербурге» 11
2.3. Социальный проект в рамках образовательной технологии высших учебных заведений 18
Заключение 24
Список литературы 26
Одной из таких технологий является веб-квест.Веб-квест (от англ.WebQuest) – это поисковая деятельность, при которой вся информация, которой оперирует обучающийся, или ее часть, поступает из интернет-источников, факультативно дополняясь видеоконференцией. Автором данного термина является профессор университета Сан-Диего (США), специалист в области образовательных технологий Берни Додж [3].В качестве критериев оценки веб-квеста рекомендуется использовать: оригинальность работы, ее исследовательский характер, качество аргументации, проявление навыков работы в микрогруппе, качество письменного текста, качество устного выступления (презентации) и др. [3].В рамках исследования был разработан веб-квест по дисциплине: «Педагогика». Данная дисциплина является разделом базовой части профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарт (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Педагогическое образование». Целью дисциплины является: «формирование готовности студентов к теоретическому осмыслению и реализации на практике основных целей, задач, содержания и соответствующих им форм, средств, методов процесса обучения и воспитания. Поэтому образовательная среда педагогического университета выступает важным фактором профессионального становления студентов и формирует. Данный веб – квест поможет сформировать представление о своем дальнейшем профессиональном становлении.Ожидаемые результаты проекта: Разработанный профессиональный маршрут с подробным описанием этапов профессионального становления и карьерного продвижения. Масштаб проекта: Преимущественно - малый, краткосрочный или долгосрочные проект. Так же это может быть краткосрочный социальный проект или смешанный многофункциональный проектПродолжительность проектаПреимущественно от года до трех - пяти лет. Продолжительность проекта может быть самостоятельно определена студентом в зависимости от его профессиональных планов и дальнейшего обучения. Описание самого проектаСтудентам необходимо разработать собственный профессиональный маршрут с подробным описанием этапов профессионального становления и карьерного продвижения. Этапы реализации проектаПроцедура работы, которую нужно выполнить студентам веб-квест-проекта, подразумевает в себя этапы:1 этап - деление на микрогруппы;2 этап - поиск и отбор нужной информации в Интернете;3 этап - реорганизации микрогрупп в группы с одним представителем от каждой микрогруппы;4 этап - создание маршрута профессионального становления и карьерного продвижения;5 этап - презентация маршрута профессионального становления и карьерного продвижения и его совместный анализ.Преподаватель в помощь студентам предоставляет методические рекомендации по определению основной концепции, структуры, объема и содержания маршрута профессионального становления и карьерного продвижения. Рекомендует, что маршрут должен отвечать следующим требованиям: содержать конкретизированную и обоснованную информацию, в презентации иметь привлекательны дизайн.Важным этапом применения веб-квест-проекта является оценка самостоятельной работы студентов. Описание критериев и параметров оценивания веб-квеста дается студентам с момента объявления задания. Это мотивирует их деятельность на конкретный результат, стимулирует достижение успеха. Оцениванию подлежит групповая самостоятельная работа студентов, и индивидуальные вклады в нее. Оценка результатов выполнения веб-квеста выполняется по пяти критериям: понимание задания, исполнение ролей, использование Интернет-ресурсов, обработка информации, оформление результатов. Параметры оценивания веб-квестов студентов приведены ниже:1 критерий — понимание задания. Оценивается на 3 балла, если работа демонстрирует точное понимание задания; на 2 балла, если в работу включены материалы, имеющие как прямое, так и опосредованное отношение к ней; ставится 1 балл, если работа мало связана с темой веб-квеста.2 критерий — исполнение ролей. Оценивается на 3 балла, если роли являются ясно выраженными, обеспечивают выполнение задания; на 2 балла, если роли распределяются, однако действия не всегда подчиняются правилам, вытекающим из роли; ставится 1 балл, если роли не исполняются.3 критерий — использование Интернет-ресурсов. Оценивается на 3 балла, если вся информации точна; используется достаточное количество веб-источников; источники цитируются правильно; на 2 балла, если не вся информация взята из достоверных источников; используется ограниченное количество веб-источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме; ставится 1 балл, если случайная подборка материалов; используется один веб-источник; информация неточна или не имеет отношения к теме.4 критерий — обработка информации. Оценивается на 3 балла, если демонстрируется критический анализ и оценка используемых материалов, определенность собственной позиции; выводы аргументированы; на 2 балла, если недостаточно выражена собственная позиция и критическая оценка информации; сравнения проводятся, но выводы не делаются; ставится 1 балл, если собранная информация не анализируется и не оценивается.5 критерий — оформление результатов. Оценивается на 3 балла, если работа хорошо структурирована и отредактирована, отличается яркой индивидуальностью; на 2 балла, если логичное представление информации, привлекательное оформление работы; ставится 1 балл, если материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; творческий подход отсутствует (имеет место простое копирование информации из источников) — 1 балл [3].Шкала оценивания работы студентов группе выглядит следующим образом:12—15 баллов — отлично; 8 — 11 баллов — хорошо; 5 — 7 баллов — удовлетворительно.Оценка итого продукта (электронной книги) проводится группами и преподавателям по трем критериям, которые представлены в таблице:Критерии оценивания электронной книгиСоздание слайдовМаксимальное количество балловОценка группыОценка преподавателяИспользование дополнительных эффектов PowerPoint (звук, графики)10Минимальное количество – 15 слайдов5Титульный слайд с информационным заголовком5Заключительный слайд5СодержаниеИспользование эффектов анимации: стандартные, установка эффектов при смене слайдов.10Вставка иллюстраций5Информация, представленная с научной точки зрения, основана на данных10ОрганизацияИнформация изложена грамотно10Слайды представлены в логической последовательности10Оформление презентации, дизайн5Общие баллы:Итоговая оценка Форма оценивания: «отлично» - 60 -75, «хорошо» - 40 -55, «удовлетворительно» - 30 -35, «неудовлетворительно» - меньше 30В конце занятия каждый студент провести самоанализ своей работы и анализ работы других студентов (на пример: что понравилось, что не понравилось).Условия, которые необходимы (педагогические)Организационно - педагогические условия применения технологии Web-квестРиски проектаВозможность не получать (не находить) информацию из различных источников, в том числе мало- или вовсе не доступных студентам в силу определенных обстоятельств (архивы газет и журналов; литература и периодика на иностранных языках; словари и справочники разных видов и др.) и различными способами (аудио, видео, фото, текст).ЗаключениеВ ходе исследования пришли к заключению, что социальная диагностика является инструментом определения социальных проблем населения или конкретного человека. Она является процессом, который может определить сущность социальных явлений, так же является методологическим инструментом, который выявляет необходимую информацию, на основе которой разрабатывается и реализуется социальное проектирование. Социальное проектирование считается методом общественного воспитания молодежи, преимущественно школьников и студентов. Главный смысл социального проектирования, это создание условий, в которых учащиеся могут оказаться, живя в социуме. Технология социального проектирования дает молодым людям пройти основные этапы социализации, научиться взаимодействовать в обществе со взрослыми, а так же научиться быть полезными обществу и приносить пользу своей стране. Социальные проекты помогает молодым людям сформировать верное мировоззрение и собственное мнение относительно важных вопросов. Социальное проектирование выступает такой деятельностью, которая обретает социальное значение, и имеет определённый общественный результат. Конечным результатом или продуктом в социальном проекте для молодых людей должно стать создание чего-то абсолютно нового для общества или себя самого, что – то такое что имеет практическое применение. Деятельность социального проектирования должна полностью задумываться, разрабатываться и осуществляться самими молодыми людьми. В ходе ее реализации они вступают во взаимодействие с культурой взрослых, их миром, и через этот контакт формируются их навыки поведения в социуме. В практической части исследования было разработано три социальных проекта по разным областям социального проектирования. Проект «Сделай город чище» направлен на организацию молодежи в санитарной миссии города. Второй социальный проект разработан в патриотическом направлении «Я гражданин России. Борьба с Вандализмом в Санкт – Петербурге», его целью является организация деятельности молодежи по действиям борьбы с вандализмом в городе Санкт – Петербург. Третий проект образовательный, направлен на профессиональное самоопределение и планирование карьерного роста, выпускников высших учебных заведений. Таким образом, в курсовой работе рассмотрели теоретические аспекты социальной диагностики и проектирования, и в практической части представили социальные проекты, которые могут быть использованы в работе социальных работников и педагогов. Список литературыА.Морозов. Социальное проектирование в социальной работе. Учебное пособие. Изд-во Инфра –М, 2015 Аверьянов, Л.Я. Социология: что она знает и может/ Л. Я. Аверьянов. - М.: Социолог, 2015. - 328 с.Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций / И. В. Бестужев-Лада.- М.: Педагогическое общество России 2016. - 392 с.Борьба с кровью и скукой https://news.rambler.ru/community/31082812-borba-s-krovyu-i-skukoy-pyat-aktov-vandalizma-v-ideologicheskih-tselyah/Газета – саб. http://www.gazeta.spb.ru/tags/752/0/Движение «Живой город» http://save-sp-burg.livejournal.com/2103820.htmlДридзе, Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании/ Т. М. Дридзе // Общественные науки и современность. - 2016. - № 1. - С. 131 - 138.Ельмеев, В. Я. Прикладная социология: Очерки методологии/ В. Я. Ельмеев, В. Г. Овсянников. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 2015. - 296 с.Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2016. - 432 сКурбатов, В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов н/Д: "Феникс", 2014. - 416 с.Луков, В.A. Социальное проектирование/ В. А. Луков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2016. - 240 с.Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. — М., 2016.Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: монография. М. : Педагогическое общество России, 2014.- 263 с.Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций. Материалы X международной научной конференции. Изд-ва Ленанд, Москва 2013 Пузиков, О.С. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию / О. С. Пузиков. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2013. - 125 с.Сайт. Варламовские новости. http://varlamov.ru/2577849.html?thread=774768825Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. М., 2014Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 240 с. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. - 2-е изд. - М.: Прометей; Юрайт, 2014. - 511 с.Фененко, Ю.В. Социология управления : Учебное пособие / Ю.В. Фененко. - М. : ПКЦ Альтекс, 2015. - 236 с.
1. А.Морозов. Социальное проектирование в социальной работе. Учебное пособие. Изд-во Инфра –М, 2015
2. Аверьянов, Л.Я. Социология: что она знает и может/ Л. Я. Аверьянов. - М.: Социолог, 2015. - 328 с.
3. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций / И. В. Бестужев-Лада.- М.: Педагогическое общество России 2016. - 392 с.
4. Борьба с кровью и скукой https://news.rambler.ru/community/31082812-borba-s-krovyu-i-skukoy-pyat-aktov-vandalizma-v-ideologicheskih-tselyah/
5. Газета – саб. http://www.gazeta.spb.ru/tags/752/0/
6. Движение «Живой город» http://save-sp-burg.livejournal.com/2103820.html
7. Дридзе, Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании/ Т. М. Дридзе // Общественные науки и современность. - 2016. - № 1. - С. 131 - 138.
8. Ельмеев, В. Я. Прикладная социология: Очерки методологии/ В. Я. Ельмеев, В. Г. Овсянников. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 2015. - 296 с.
9. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2016. - 432 с
10. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов н/Д: "Феникс", 2014. - 416 с.
11. Луков, В.A. Социальное проектирование/ В. А. Луков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2016. - 240 с.
12. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. — М., 2016.
13. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: монография. М. : Педагогическое общество России, 2014.- 263 с.
14. Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций. Материалы X международной научной конференции. Изд-ва Ленанд, Москва 2013
15. Пузиков, О.С. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию / О. С. Пузиков. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2013. - 125 с.
16. Сайт. Варламовские новости. http://varlamov.ru/2577849.html?thread=774768825
17. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. М., 2014
18. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 240 с.
19. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. - 2-е изд. - М.: Прометей; Юрайт, 2014. - 511 с.
20. Фененко, Ю.В. Социология управления : Учебное пособие / Ю.В. Фененко. - М. : ПКЦ Альтекс, 2015. - 236 с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужна социальная диагностика и как она связана социальным проектированием?
Социальная диагностика является инструментом анализа социальной ситуации и определения потребностей различных социальных групп. Она помогает понять проблемы и задачи, которые нужно решить через социальное проектирование. Таким образом, социальная диагностика является неотъемлемой частью процесса социального проектирования.
Как определить потребности различных социальных групп через социальную диагностику?
Для определения потребностей различных социальных групп через социальную диагностику, необходимо провести анализ текущей социальной ситуации и собрать данных о проблемах, с которыми сталкиваются эти группы. Это могут быть опросы, интервью, наблюдение, сбор статистических данных и другие методы исследования.
Какие функции выполняет социальное проектирование?
Социальное проектирование выполняет несколько функций. Во-первых, оно позволяет определить цели и задачи проекта. Во-вторых, оно позволяет разработать эффективную стратегию решения социальной проблемы. В-третьих, оно помогает определить необходимые ресурсы для реализации проекта. И, наконец, оно позволяет оценить результаты и эффективность проекта.
Какие социальные проекты были разработаны в молодежном социальном проектировании?
В молодежном социальном проектировании были разработаны различные социальные проекты. Например, одним из проектов была инициатива "Сделай город чище для молодых людей", направленная на борьбу с мусором в городе. Еще одним проектом была инициатива "Я гражданин России: Борьба с Вандализмом в Санкт-Петербурге", которая ставила целью привлечь внимание и общественное осуждение к актам вандализма в городе.
Что такое социальная диагностика?
Социальная диагностика - это процесс сбора и анализа информации о социальных явлениях, проблемах и потребностях, который проводится с целью разработки социальных проектов и программ.
Какова роль социальной диагностики в социальном проектировании?
Роль социальной диагностики в социальном проектировании заключается в выявлении социальных проблем, анализе их причин и последствий, определении потребностей целевой аудитории и разработке эффективных стратегий и программ для их решения.
Какие основные принципы лежат в основе социальной диагностики?
Основными принципами социальной диагностики являются системность, комплексность, обратная связь, использование различных методов исследования, активное участие целевой аудитории и партнерство с различными заинтересованными сторонами.
Какие социальные проекты разрабатываются в молодежном социальном проектировании?
В молодежном социальном проектировании разрабатываются различные проекты, направленные на решение проблем, связанных с молодежью. Например, проекты по развитию молодежного предпринимательства, проекты по борьбе с наркоманией и алкоголизмом среди молодежи, проекты по реабилитации и социализации бездомных молодых людей и т. д.
Какими методами проводится социальная диагностика?
Социальная диагностика может проводиться с использованием различных методов исследования, таких как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ статистических данных и т. д. Метод выбирается в зависимости от поставленных задач и доступных ресурсов.
Что такое социальная диагностика?
Социальная диагностика - это процесс исследования и анализа социальной ситуации в обществе или в определенном социальном группе. Ее целью является выявление проблем и потребностей людей, а также предоставление рекомендаций для разработки социальных проектов и программ.
Какая роль социальной диагностики в социальном проектировании?
Социальная диагностика играет важную роль в социальном проектировании. Она позволяет проанализировать социальную ситуацию, выявить социальные проблемы и потребности определенной аудитории. На основе результатов социальной диагностики разрабатываются социальные проекты, которые направлены на решение этих проблем и удовлетворение потребностей людей.
Какие примеры социальных проектов можно привести в молодежном социальном проектировании?
В молодежном социальном проектировании можно реализовывать различные социальные проекты. Например, проект "Сделай город чище для молодых людей" может включать в себя организацию молодежных добровольческих групп, которые будут проводить уборку общественных мест и зеленых зон в городе. Еще одним примером может быть проект "Я гражданин России: борьба с вандализмом в Санкт-Петербурге", который будет направлен на предотвращение актов вандализма и разрушения общественных объектов, путем проведения просветительской работы и организации культурных мероприятий.