Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 13.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Культурно - гигиеническое воспитание детей: понятие, особенности 6
1.1 Понятие и сущность культурно-гигиенического воспитания детей 6
1.2 Воcпитание культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ: формы, методы 11
Глава 2 Анализ сформированности культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 25
Заключение 29
Список литературы 31
Воспитание гигиенических навыков у детей - основа последующей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. Таким образом, было определено, что один из факторов здоровой личности - это формирование культурно-гигиенических навыков.Особую роль в формировании таких навыков, играет детское дошкольное учреждение.К примеру, гигиеническое обучение и воспитание детей в условия ДОУ - этоважное условие формирования у детей умений и навыков здорового образажизни, сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья.Культурно-гигиеническое воспитание должно содержать следующие сведения: личная и общественная гигиена; гигиена умственного труда; оздоровительное значение физкультуры и спорта, закаливания; гигиена питания; профилактика травматизма; гигиенические аспекты нравственного (полового) воспитания. Культурно-гигиеническое воспитание дошкольников - это важное условие формирования у детей умений и навыков здорового образа жизни. Рассмотрели правила, которые необходимо использовать при воспитании гигиенических навыков у детей.Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, не большая расческа (по руке малыша, носовой платок, зубная щетка, мочалка для тела).При формировании культурно-гигиенических навыков должны быть использованы дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, литературные сюжеты по данной теме и т.д.Глава 2 Анализ сформированности культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаКак было указано ранее, в соответствии с ФГОС ДО,дошкольное образование предусматривает решение рядазадач, среди которых формирование общей культуры личности детей.Далее рассмотрим схему анализа данных каждого бытового процесса:Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу: какие эмоции он переживает, чем они вызваны и как проявляются? К примеру, они могут быть вызваны:гордостью за свои достижения; необычностью ситуации, что достигается внесением игрового персонажа или исполняемой воспитателем песенкой или потешкой; свойствами предметов и веществ: полотенце с яркой картинкой, теплая вода; оценкой деятельности ребенка: одобрение взрослого или его замечание; неумением правильно действовать и пр.2. Отношение дошкольника к используемым предметам (столовым приборам, мылу, полотенцу и пр.) - правильность применения. Значимость этого показателя определяется тем, что отношение к вещам - важнейшая составляющая в структуре характера.3. Проявления самостоятельности ребенка:1) как реагирует на столкновение с трудностями (преодолевает их самостоятельно, или обращается за помощью к взрослому или сверстнику, плачет, прекращает выполнение)?2) необходим ли контроль взрослого при выполнении действия?3) умеет ли ребенок самостоятельно оценить достигнутый результат, собственные умения и возможности и насколько объективно это делает?5. Взаимоотношения со сверстниками:- не замечает их; - пытается учить;-причиняет неудобства;-старается помочь и др.Необходимо выяснить:1) замечает ли дошкольник качество действий у сверстников, нарушение ими последовательности, правильности и условий их осуществления или же норм, лежащих в их основе (к примеру, нельзя брызгаться водой, руки нужно намыливать тщательно)? 2) как реагирует на замеченные нарушения (обращается с жалобой - заявлением к воспитателю, сам делает замечание, перенимает способ действия сверстника, например, сам начинает брызгаться водой и пр.)?3) мотивирует ли свои замечания ссылкой на порицаемый или одобряемый образец поведения («Некривляйся! Нельзя же за столом») или обосновывая необходимость следования правилу («Не брызгайся, а то платье будет мокрое!»)?4) как относится к замечаниям в свой адрес со стороны воспитателя и сверстников (доказывает свою правоту, прислушивается к замечанию и исправляет ошибку, продолжает делать по - своему)?Важность данных показателей определяется тем, что через оценку другого ребенка дошкольник подходит к самооценке процесса и результата своей деятельности. Делая замечания сверстнику, он утверждается в том, что сам правильно понимает смысл действия и условия его осуществления.6. Взаимоотношения со взрослыми: 1) по какой причине и в каких ситуациях ребенок обращается за помощью? Важно учитывать, что именно взрослый является арбитром в разрешении конфликтов и источником необходимой информации для детей. Он выступает как образец, с которым ребенок сравнивает свои действия;как ребенок принимает помощь от взрослого? Пассивно («Сделай...») или активно («Научи, как...»);стремится ли ребенок к положительной оценке взрослым своего результата, демонстрирует ли достигнутое («Я чисто вымыл!», «Я правильно застегнул пуговицы!»)? Таким образом, происходит проявление гордости ребенка за свои достижения, а положительная оценка взрослого выступает в качестве важнейшего условия формирования навыка и привычки.7. О сформированности культурно - гигиенических навыков у дошкольника свидетельствуют следующие характеристики действия:1) правильная последовательность операций; быстрота, точность, ловкость, экономичность;качество выполнения.8. Об уровне формирования у детей привычки выполнять культурно – гигиенические процедуры можно судить в следующих случаях:- если ребенок испытывает внутренний дискомфорт в случае невозможности совершить необходимое действие (к примеру, когда отказ ребенка от еды, если он не помыл руки);- если выполняет необходимые действия по своей инициативе, без напоминания взрослого и без его контроля.Наблюдение за детьми показывает, что при переходе и поступлении во вторую младшую группу все дети находятся на начальном этапе формирования культурно – гигиенических навыков, и большая часть режимных процессов проходит под руководством воспитателя.Это свидетельствует о том, что за время пребывания в детском саду у младших дошкольников только начинает вырабатываться привычка выполнять данную гигиеническую процедуру именно перед и после определённой деятельности, то есть вырабатывается обобщённое представление: нужно мыть руки перед и после приёма пищи.О том, что ребенок осознал процесс выполнения культурно - гигиенических навыков, свидетельствует выделение им и называние словом или показ жестами:последовательности действий («Включаю кран.Мою руки. Намылила руки мылом. И все. Потом беру ложку и кушаю»; «Беру вот так водичку и (показывает - вот так делаю»); предметов, веществ, которые необходимы с целью совершения действий («Когда с водой мою и с полотенцем»);качества выполнения («Мою руки с мылом. Включаю воду. Потом мою руки чисто.Потом вытираю насухо»);операций, способов осуществления действия («Открываю кран.Беру в руки воду и умываюсь»).Таким образом, формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста может реализовываться эффективно, в случае, если учитывать начальный уровень сформированности культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; реализовать в работе с детьми определенное содержание и методы формирования культурно - гигиенических навыков.ЗаключениеВ ходе данной работы была достигнута его цель, которая заключается в формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.Формирование культурно-гигиенических навыков – это один из факторов здоровой личности в будущем. Прививать культурно-гигиенические навыки детям должны не только родители, но и воспитатели, медицинские работники. Особую роль в формировании таких навыков, безусловно, играет детское дошкольное учреждение.Дошкольное образование предусматривает решение ряда задач, среди которых формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; приобщение детей к социокультурным нормам. Дошкольная гигиена специализируется на изучении влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья и развитие детей раннего и дошкольного возрастов, разрабатывает меры, которые способствуют укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и воспитанию в ДОУ.Определили, что культурно-гигиеническое воспитание младших дошкольников - это важное условие формирования у детей умений и навыков здорового образа жизни. Культурно-гигиеническое воспитание должно содержать следующие сведения: личная и общественная гигиена; гигиена умственного труда; оздоровительное значение физкультуры и спорта, закаливания; гигиена питания; профилактика травматизма; гигиенические аспекты нравственного (полового) воспитания. Рассмотрели правила, которые необходимо использовать при воспитании гигиенических навыков у детей. В заключение можно сделать вывод, что формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста может осуществляться эффективно, если учитывать начальный уровень сформированности культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; реализовать в работе с детьми определенное содержание и методы формирования культурно - гигиенических навыков.Список литературыАвсюкевич Н. И., Башкатова И. А. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 901-903.Бочкарева О. И. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96с.Бурухина Л. А., Бритвина О. Н., Третьякова Н. В. Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - №6.Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7: М.: Просвещение. 2009. 143 с.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 2009. - 160 с.Буре Р.С. Воспитатель и дети. М.: Просвещение. 2011. - 143 с.Ищенко А.И. Гигиеническая оценка влияния условий воспитания и обучения в учреждениях дошкольного образования на здоровье воспитанников / Диссертация канд. мед.наук. – Новосибирск, 2014. – 179 с.Максименко Л.В., Николаева Н.А. Гигиена физического развития детей дошкольного возраста / Материалы III Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития». - 2014. - №3. [Электронный ресурс] / https://interactive-plus.ru/author.php?institutionid=9384.Миклейн Д.В.Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников / Д. В. Миклейн // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. г.Санкт-Петербург, 2016. – С. 170-173.Муханбетгалиева А.С.Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. - №2. – С. 84-86.Пищаева М.В., Денисова С.В. Здоровьесберегающее воспитание дошкольников. Арзамас: АГПИ. 2007. 72 с.
1. Авсюкевич Н. И., Башкатова И. А. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 901-903.
2. Бочкарева О. И. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96 с.
3. Бурухина Л. А., Бритвина О. Н., Третьякова Н. В. Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - №6.
4. Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7: М.: Просвещение. 2009. 143 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 2009. - 160 с.
6. Буре Р.С. Воспитатель и дети. М.: Просвещение. 2011. - 143 с.
7. Ищенко А.И. Гигиеническая оценка влияния условий воспитания и обучения в учреждениях дошкольного образования на здоровье воспитанников / Диссертация канд. мед. наук. – Новосибирск, 2014. – 179 с.
8. Максименко Л.В., Николаева Н.А. Гигиена физического развития детей дошкольного возраста / Материалы III Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития». - 2014. - №3. [Электронный ресурс] / https://interactive-plus.ru/author.php?institutionid=9384.
9. Миклейн Д.В. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников / Д. В. Миклейн // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. г.Санкт-Петербург, 2016. – С. 170-173.
10. Муханбетгалиева А.С. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. - №2. – С. 84-86.
11. Пищаева М.В., Денисова С.В. Здоровьесберегающее воспитание дошкольников. Арзамас: АГПИ. 2007. 72 с.
Вопрос-ответ:
Какие навыки формируются у младших дошкольников в процессе культурно-гигиенического воспитания?
В процессе культурно-гигиенического воспитания младших дошкольников формируются такие навыки, как регулярное мытье рук перед едой и после посещения туалета, соблюдение гигиены полости рта, правила купания и умывания, аккуратное одевание и раздевание, использование салфеток при чихании или кашле, умение следить за чистотой своего тела и одежды.
Какие формы и методы используются для воспитания культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в ДОУ?
Для воспитания культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в ДОУ используются различные формы и методы, такие как игры, дидактические материалы, наглядные пособия, показательные занятия, рассказы, встречи с гостями (врачами, медсестрами и т.д.), проведение мероприятий с использованием технических средств (компьютер, проекционный аппарат), создание благоприятной гигиенической среды.
Какая сущность культурно-гигиенического воспитания детей младшего дошкольного возраста?
Сущность культурно-гигиенического воспитания детей младшего дошкольного возраста заключается в формировании у детей осознанного отношения к гигиене и привитии им навыков здорового образа жизни. Основная задача - привить детям правильные гигиенические привычки и навыки, которые помогут им сохранять и укреплять свое здоровье.
Каким образом проводится анализ сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста?
Анализ сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста проводится с помощью наблюдений педагогов за поведением детей в процессе выполнения гигиенических процедур, а также с помощью тестирования детей на знание правил и норм гигиены, выполнение практических навыков по гигиене (например, умение правильно мыть руки или чистить зубы).
Какие навыки входят в культурно гигиеническое воспитание детей младшего дошкольного возраста?
Культурно-гигиеническое воспитание детей младшего дошкольного возраста включает в себя такие навыки, как умение самостоятельно мыть руки, чистить зубы, одеваться и раздеваться, следить за чистотой тела и окружающей среды, правильно пользоваться туалетом и т.д. Эти навыки помогают детям сохранять здоровье и ориентироваться в повседневных ситуациях.
Как формируются культурно гигиенические навыки у младших дошкольников в условиях ДОУ?
Культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников формируются в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с помощью различных форм и методов: игр, занятий, бесед, наблюдений, моделирования и других педагогических приемов. Педагоги создают специальные ситуации, в которых дети могут попрактиковаться и усовершенствовать свои гигиенические навыки.
Почему культурно гигиеническое воспитание важно для детей младшего дошкольного возраста?
Культурно-гигиеническое воспитание важно для детей младшего дошкольного возраста, так как оно способствует формированию у них гигиенической культуры, привычки к здоровому образу жизни, а также развитию самостоятельности и ответственности. Умение следовать гигиеническим нормам и правилам помогает детям поддерживать свое здоровье и предотвращать распространение инфекций в коллективе.
Как проводится анализ сформированности культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста?
Анализ сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста проводится с помощью наблюдений и наблюдательных листов, а также путем беседы с детьми и анализа их ответов. Педагоги оценивают уровень самостоятельности детей в выполнении гигиенических процедур, их знания о правилах гигиены, умение применять эти знания на практике и т.д.
Какие навыки формируются у младших дошкольников в процессе культурно гигиенического воспитания?
В процессе культурно гигиенического воспитания младших дошкольников формируются такие навыки, как личная гигиена, правильное питание, умение следить за своим здоровьем и безопасностью, навыки заботы о близких и окружающей среде.
Какие методы и формы используются для воспитания культурно гигиенических навыков у младших дошкольников?
Воспитание культурно гигиенических навыков у младших дошкольников осуществляется с помощью разнообразных методов и форм работы, таких как игры-потешки, обучение через пример, обсуждение правил гигиены, просмотр образовательных видеороликов и практических занятий, проводимых в группе или на уровне ДОУ.
Какие особенности культурно гигиенического воспитания у детей младшего дошкольного возраста?
Особенности культурно гигиенического воспитания у детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что они формируются на основе игровой деятельности, через пример взрослых, требуют непосредственной поддержки и направления со стороны педагогов и родителей.
Какой анализ проводится по сформированности культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста?
Анализ по сформированности культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста включает оценку их умения поддерживать гигиену тела, уход за зубами, установленные правила питания и режим сна, а также знание и соблюдение правил безопасности.