Использование аутентичных видеоматериалов в формировании навыков аудирования на старшем этапе обучения (на основе английского языка)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 32 32 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 29.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы аудирования. Роль аудиовизуальных средств в процессе обучения английскому языку и их методическая характеристика 5
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности 5
1.2 Аудиовизуальные средства, их значение и методическая характеристика 10
1.3 Основные трудности понимания речи на слух 13
1.4 Методика обучения аудированию на иностранном языке на старшем этапе обучения 16
Глава 2 Формирование навыков аудирования с использованием аутентичных видеоматериалов на старшем этапе обучения 20
2.1 Особенности работы с видеоматериалом 20
2.2 Типология видеоматериалов 22
2.3 Методика работы с видеоматериалом при обучении аудированию на старшем этапе обучения английскому языку 24
Заключение 29
Список использованной литературы 30


Фрагмент для ознакомления

Указанные цели успешно достигаются при систематическом показе видеоматериалов, при методически правильно организованном их показе.Видеоматериалы могут использоваться на разных этапах занятия: может быть в начале работы над темой, а также на финальном этапе работы над темой. Видеоматериалы могут использоваться независимо от учебника, например: показ новостей, прогноза погоды, видеорепортажа к праздникам. Могут гармонично дополнять учебный материал.Создание системы упражнений - одна из главных проблем обучения аудированию. Современная методика преподавания иностранного языка отличается трехступенчатой моделью обучения [Утробина 2006: 92]. В структуре видеозанятия выделяют три этапа: 1 этап. Подготовительный Цель этапа - подготовить студентов к просмотру:- замотивировать,- заинтересовать, - ввести их в тему видеофильма, - активизировать имеющиеся в наличие знания по теме, - преодолеть языковые, содержательные, психологические, лексические, грамматические трудности.К упражнениям этого этапа относятся:- называние ассоциаций по теме видеоматериала;- обсуждение темы;- верные/неверные утверждения (с проверкой на следующем этапе),- чтение и обсуждение текстов с подобной тематикой,- обсуждение предполагаемого хода событий;- работа с карточками для преодоления всех видов трудностей;- работа с ключевыми словами;- преодоление фонетических трудностей.2 этап. Демонстрационный.Характеризуется показом видеоматериала. Первый раз видео демонстрируется для общего ознакомления и понимания, второй раз – для более подробной проработки информации. На этом этапе необходима письменная опора, которая снимает напряжение у учащихсяВ соответствии с заданиями различают следующие виды просмотра: А) глобальный просмотр - где нужно понять только тему,Б) выборочный просмотр - когда нужно понять только определенную информацию,В) детальный просмотр фильма. Упражнения второго этапа при глобальном просмотре:- выбрать правильный ответ;- выделить правильный ответ из предложенных;- соотнести информации с помощью стрелок.При выборочном просмотре вышеуказанные упражнения могут быть дополнены следующими:- заполните пропуски в тексте;- внесите информацию в таблицу;- расположите предложения в правильной последовательности.Если преподаватель делает акцент на процесс развития навыков аудирования, то целесообразно предлагать задания перед просмотром. Если по мнению учителя важен контроль понимания, то после просмотра.При детальном просмотре практикуется показ с остановками, деление видеоматериала на эпизоды с последующим выполнением упражнений:- вопрос/ответ в парах, в группах,- верные/неверные утверждения,- задания с множественным выбором ответов,- поиск несоответствий между написанным текстом и услышанным,- составление плана содержания,- группировка материала по принципу,- расстановка в необходимой временной форме,- поиск фраз, встречающихся в видео,- краткий пересказ основных событий.3 этап. Последемонстрационный Цель третьего этапа - контроль понимания и последующая работа с видеоматериалом по развитию навыков говорения и письма. Упражнения после просмотра:- задания с синонимами, антонимами,- пересказ содержания,- пересказ по цепочке,- составить диалог,- написать продолжение,- подготовить доклад,- обсуждение затронутой темы,- оценка увиденного/услышанного,- охарактеризовать персонажей,- ролевые игры,- интервью,- заполнение анкет.Важно на этом этапе учитывать уровень знаний учащихся.Выводы по Главе 2Использование аутентичных видеоматериалов в формировании навыков аудирования на старшем этапе обучения английскому языку существенным образом повышает эффективность обучающей деятельности учителя, повышает уровень мотивации обучения, способствует приобретению дополнительных знаний о стране изучаемого языка. Процесс обучения аудированию на основе видеоматериалов состоит из трех этапов: подготовительного, демонстрационного и последемонстрационного. На каждом этапе используются разнообразные и определенные виды заданий и упражнений, цель которых упростить процесс восприятия и понимания, контролировать понимание.Видеоматериалы способны повысить интерес у учащихся к изучению иностранного языка, активизируют все виды речевой деятельности, знакомят и приобщают к культуре страны изучаемого языка. За счет использования видеоматериалов повышается эффективность учебного процесса, и создаются благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам позволяет создать атмосферу реальной языковой коммуникации, процесс усвоения материала становится более интересным, увлекательным, убедительным и эмоциональным.ЗаключениеВ ходе проделанной работы мы определили сущность и особенности процесса аудирования, выявили значение и методическую характеристику аудиовизуальных средств в процессе обучения английскому языку, описали основные трудности понимания речи на слух, определили типологию, критерии отбора и особенности работы с видеоматериалами при формировании навыков аудирования на старшем этапе обучения. Также описали методику работы с аутентичными видеоматериалами при обучении аудированию на старшем этапе обучения английскому языку.Следует подчеркнуть важность использования различных видоематериалов в учебном процессе при обучении аудированию, ведь их применение доступно, интересно, эффективно, дает возможность реализовать творческий потенциал для учащихся и преподавателя, формирует мотивацию у учащихся, снимает психологические барьеры, повышает интерес к предмету, приносит удовольствие, вдохновение в процессе обучения. В условиях современной ситуации требования, предьявляемые к отбору видеоматериалов для использования в аудитории очень высоки. Необходима предварительная работа по поиску и отбору материала, а также творческий подход преподавателя к планированию занятия.Нами была рассмотрена актуальная проблема формирования навыков аудирования на старшем этапе обучения. Аудирование является основой для овладения иностранным языком. Один из возможных вариантов решения проблемы – использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения.Список использованной литературы1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, — М., 2000.2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 3. Грызулина А., Павловский Д. Ещё 2 приёма обучения аудированию // Учитель, №6, 2000.4. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи // ИЯШ. 1996. № 5.5. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.: Русский язык, 1991.6. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации // ИЯШ, № 2, 1993.7. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичный видеодокументов (французский язык, языковой вуз): Дис….канд.пед.наук. – Пятигорск, - 1998.8. Зимняя И.И. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.9. Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября. Английский язык. 2003. № 9.10. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М., 2000.11. Колыхалова О.А. Учитесь говорить по-английски. – М., 1998.12. Комаров Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в средней школе. // Методики обучения иностранным языкам в школе/Отв. ред. М.К. Колкова. – Спб.: КАРО, 2006.13. Лапидус Б.А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типология упражнений // ИЯШ, №1, 1999.14. Ляховицкий М.В. Общая методика обучения иностранным языкам. – М., 1991.15. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Минск, Вышэйша школа, 1999.16. Методика обучения иностранным языкам: Обучение аудированию: Учебное пособие/[Сост.: Е. И. Пассов и др.; Под ред. Е. И. Пассова Е. С. Кузнецовой]; Метод. школа Пассова. - Воронеж: Интерлингва, 2002.17. Мехеда О.Б., Ямнова И.Е. Использование видеоматериалов на уроках английского языка.//«Методист» (Вып. № 2) Сб. статей и практических материалов. – ЦРО, г. Самара. 2001.18. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // ИЯШ, №5, 1995.19. Миролюбов А.А. Аудиовизуальный метод. // ИЯШ. – 2005.20. Павловский Д. Об одном приёме обучения аудированию // Учитель, №4, 2000.21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000.22. Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. – М., 2000.23. Рафикова Н.Н. Использование видеотехнологии на уроках иностранного языка // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. - Вып.4.24. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе. – М., 2000.25. Савинов С.Н. Обучение иностранному языку во внеклассной работе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1991.26. Садомова Л.В. Развитие творчества учителя иностранного языка при работе с учебником и книгой для учителя. – М., 1993.27. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.28. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2003.29. Утробина А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006.30. ФурсенкоС.В. Merry Grammar Rhymes. Весёлые грамматические рифмовки английского языка. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Список использованной литературы

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, — М., 2000.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Грызулина А., Павловский Д. Ещё 2 приёма обучения аудированию // Учитель, №6, 2000.
4. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи // ИЯШ. 1996. № 5.
5. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.: Русский язык, 1991.
6. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации // ИЯШ, № 2, 1993.
7. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичный видеодокументов (французский язык, языковой вуз): Дис….канд.пед.наук. – Пятигорск, - 1998.
8. Зимняя И.И. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.
9. Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября. Английский язык. 2003. № 9.
10. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М., 2000.
11. Колыхалова О.А. Учитесь говорить по-английски. – М., 1998.
12. Комаров Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в средней школе. // Методики обучения иностранным языкам в школе/Отв. ред. М.К. Колкова. – Спб.: КАРО, 2006.
13. Лапидус Б.А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типология упражнений // ИЯШ, №1, 1999.
14. Ляховицкий М.В. Общая методика обучения иностранным языкам. – М., 1991.
15. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Минск, Вышэйша школа, 1999.
16. Методика обучения иностранным языкам: Обучение аудированию: Учебное пособие/[Сост.: Е. И. Пассов и др.; Под ред. Е. И. Пассова Е. С. Кузнецовой]; Метод. школа Пассова. - Воронеж: Интерлингва, 2002.
17. Мехеда О.Б., Ямнова И.Е. Использование видеоматериалов на уроках английского языка.//«Методист» (Вып. № 2) Сб. статей и практических материалов. – ЦРО, г. Самара. 2001.
18. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // ИЯШ, №5, 1995.
19. Миролюбов А.А. Аудиовизуальный метод. // ИЯШ. – 2005.
20. Павловский Д. Об одном приёме обучения аудированию // Учитель, №4, 2000.
21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000.
22. Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. – М., 2000.
23. Рафикова Н.Н. Использование видеотехнологии на уроках иностранного языка // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. - Вып.4.
24. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе. – М., 2000.
25. Савинов С.Н. Обучение иностранному языку во внеклассной работе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1991.
26. Садомова Л.В. Развитие творчества учителя иностранного языка при работе с учебником и книгой для учителя. – М., 1993.
27. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
28. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2003.
29. Утробина А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006.
30. Фурсенко С.В. Merry Grammar Rhymes. Весёлые грамматические рифмовки английского языка. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Вопрос-ответ:

Какие видеоматериалы могут быть использованы в процессе изучения английского языка?

В процессе изучения английского языка могут быть использованы различные видеоматериалы, такие как фильмы, сериалы, новостные репортажи, документальные фильмы и т.д. Главное, чтобы видеоматериалы были аутентичными, то есть на английском языке и представляли собой реальные ситуации из жизни носителей языка.

Какие преимущества имеет использование аутентичных видеоматериалов в формировании навыков аудирования?

Использование аутентичных видеоматериалов позволяет учащимся погрузиться в реальную языковую среду, так как в таких видео используется естественная, не учебная речь носителей языка. Это помогает учащимся развить навыки распознавания произношения, понимания речи на слух, а также расширить словарный запас и узнать больше о культуре англоязычных стран.

Какие типы видеоматериалов можно использовать для тренировки навыков аудирования?

Для тренировки навыков аудирования можно использовать различные типы видеоматериалов, такие как видеоролики с разговорной речью, новости, репортажи, интервью, лекции, фильмы и сериалы. Важно выбирать видео, которые соответствуют уровню языковой подготовки учащихся и содержат интересную информацию для них.

Какие трудности могут возникать при понимании речи на слух на английском языке?

При понимании речи на слух на английском языке могут возникать различные трудности. Некоторые из них связаны с обилием неизвестных слов и выражений, непонятным произношением носителей языка или быстрым темпом речи. Также могут возникать трудности в понимании сленга или аутентичных выражений, которые могут быть использованы в видеоматериалах.

Какие методические возможности предоставляют аутентичные видеоматериалы для развития навыков аудирования?

Аутентичные видеоматериалы предоставляют широкий спектр возможностей для развития навыков аудирования. Они позволяют студентам работать со стандартной и актуальной речью носителей языка, что способствует формированию реального языкового опыта. Также аутентичные видеоматериалы предлагают разнообразные тематики и жанры, что позволяет студентам расширить свой словарный запас, улучшить понимание речи на слух и развить навыки декодирования и интерпретации информации.

Какие аудиовизуальные средства можно использовать при обучении аудированию на старшем этапе?

При обучении аудированию на старшем этапе можно использовать различные аудиовизуальные средства, включая фильмы, сериалы, видеоклипы, документальные фильмы, новостные репортажи и т. д. Важно выбирать материалы, которые соответствуют уровню и интересам студентов, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения.

Какие основные трудности возникают у студентов при понимании речи на слух?

У студентов могут возникать различные трудности при понимании речи на слух. Одной из основных проблем является недостаточный словарный запас, что затрудняет понимание незнакомых слов и выражений. Также студенты могут испытывать трудности с различением речи носителей языка из-за быстрой темпоритмии и использования сленга. Еще одной проблемой является неправильное усвоение интонационных особенностей и ритма речи. Все эти проблемы могут быть преодолены с помощью работы с аутентичными видеоматериалами.

Какие видеоматериалы можно использовать для формирования навыков аудирования на старшем этапе обучения по английскому языку?

На старшем этапе обучения можно использовать разнообразные аутентичные видеоматериалы, такие как фильмы, сериалы, новостные сюжеты, документальные фильмы, видеоинтервью с носителями языка и другие. Важно выбирать материалы, которые соответствуют уровню и интересам учащихся, чтобы обеспечить их заинтересованность и мотивацию к изучению языка.