Роль ценовой дискриминации в практической деятельности фирмы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 24 24 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 16.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ 5
1.1 Сущность категории «ценовая дискриминация» 5
1.2 Условия применения ценовой дискриминации 8
1.3 Виды ценовой дискриминации: сходство и различие 11
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ 16
2.1 Ценовая дискриминация и в различных отраслях 16
2.2 Практика применения ценовой дискриминации в Российской Федерации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Фрагмент для ознакомления

Один и тот же производитель может реализовывать продукцию, не отличающуюся по качеству под разными брендами и в магазинах, ориентированных на разные группы потребителей. Эта политика фирм находит поддержку и у потребителей. В нашей стране покупка потребителем товара по завышенной цене, но в престижном магазине, воспринимается как способ поддержания собственного имиджа. Возможности применения фирмами ценовой дискриминации постепенно расширяются. Те фирмы, которые функционируют на рынке монополистической конкуренции, также получают возможность устанавливать дифференцированныецены, для потребителей.Это широко представлено на рынке ИТ услуг и сложной технической продукции, к примеру фирмы могут продавать продукцию сертифицированную и несертифицированную для использование в России и цены соответственно будут отличаться, хотя по техническим характеристикам это один и тот же товар. Аналогичная ситуация складывается и с продажами пиратских программ.Таким образом, даже в условиях отсутствия входных барьерах на рынок использование ценовой дискриминации может позволить фирмам увеличить свои прибыли и объём продаж и условие обладания рыночной властью, постепенно утрачивает своё значение. В современной экономике ценовая дискриминация все чаще применяется фирмами, но однозначно рассматривать её как отрицательное явление не всегда правильно. В той или иной степени, мы практически постоянно сталкиваемся с различными проявлениями ценовой дискриминации, но не всегда она воспринимается потребителями как отрицательный факт. Основное влияние, которое имеет ценовая дискриминация на общественное благосостояние, определяется степенью доступности благ для представителей различных групп населения (слоёв общества).В результате применения дифференцированных цен могут быть получены следящие результаты:возникает возможность у фирм, имеющих доминирующее положение на рынке, выставить дополнительные входные барьеры на рынок;растёт концентрация рынка и фирмы получают возможность увеличивать монопольную прибыль;снижаются потери общества, связанные с существованием несовершенной конкуренции (наличием монополии в отрасли);создаются условия для потребителей приобретать товары или услуги по ценам в большей степени отражающим их платёжеспособный спрос.Фирмы, находящиеся в разных условиях конкуренции,получают неодинаковые результаты от применения ценовой дискриминации. На монополистическом рынке фирмы имеют возможность получить максимальную выгоду от использования дифференцированных цен, в то время как в условиях большей конкуренции эффект не столь очевиден. Но в соответствии с российским законодательством продавцы, чья доля на рынке товара превышает 65%, не имеют права использовать ценовую дискриминацию. В некоторых случаях запрет распространяется и на продавцов, которые имеют только 35% рынка. Применение ценовой дискриминации позволяет фирме обеспечить себе расширение рынка продаж, даже в условиях рынка монополистической конкуренции, следовательно, в перспективе есть угроза формирования рынка с неравными условиями функционирования фирм на нём. Ценовая политика фирм, даже использующих различные цены на одинаковую продукцию, рассматривается как законная, если она не наносит ущерба конкурентам и покупателям. В определённой мере можно рассматривать применение ценовой дискриминации как фактор, способствующий сокращению чистых потерь общества даже в условиях чистой монополии. В этом случае положительный эффект получает не только продавец, но и общество в целом так как повышается уровень жизни населения, определённые товары и услуги становятся более доступными. ЗаключениеВ настоящее время в практике ценообразования дифференцированные цены на одни и те же товары ил услуги используютсядостаточно часто. Поведение фирмы, предполагающее использование ценовой дискриминации достаточно разнообразно. Основные условия осуществления ценовой дискриминации лежит различие в эластичности спроса со стороны различных покупателей, монопольная власть и невозможность перепродажи благ.В общем случае о ценовой дискриминации можно говорить тогда, когда имеет место продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам. Реализация ценовой дискриминации предполагает учет потребителей, их потребительских предпочтений, уровня доходов. Этоте ограничения, которые не позволяют использовать ценовую дискриминацию повсеместно.На разных отраслевых рынках формируются различные условия продажи товаров, что и обуславливает особенности применения инструментов ценовой дискриминации на каждом из них. Широко распространено такое поведение фирм на рынках услуг, ввиду невозможности перепродажи благ без участия фирмы-монополиста. Развитие современных информационных технологий и Интернет-торговли позволяет продавцам собирать разнообразную информацию о поведении потенциальных покупателей на различных рынках и на этой основе устанавливать дифференцированные цены в соответствии с индивидуальным спросом на товары. В силу особенностей продаваемых продуктов и самого процесса продажи различные отрасли имеют свои особенности практического применения ценовой дискриминации фирмами. Особенности формирования спроса, его эластичности, позволяют в наибольшей степени эффективно использовать ценовую дискриминацию в фирмах, реализующих услуги, устанавливая дифференцированные цены в зависимости от сезона, времени суток, времени совершения покупки и т.п.Практическое применение фирмами принципов ценовой дискриминации во многом определяется состоянием конкуренции на рынке. В настоящее время продажа продуктов и услуг по дифференцированным ценам набирает обороты и затрагивает и те фирмы, которые функционируют в условиях монополистической конкуренции. По мере роста концентрации рынка, фирмы получают возможность увеличивать прибыль за счёт роста объёмов продаж.Главным эффектом, который возникает в результате использования ценовой дискриминации, является возможность у фирм, имеющих доминирующее положение на рынке, выставить дополнительные входные барьеры на рынок. Расширение использования ценовой дискриминации широким кругом фирм, в большинстве означает получение ими неоспоримых преимуществ в условиях усиления конкурентной борьбы. Ценовая дискриминация не может иметь однозначной оценки ни для продавцов, ни для покупателей. Это многофакторное явление. Существует как положительное, так и отрицательное её влияние, как на отдельного покупателя, так и на рынок продуктов в целом. Отрицательное воздействие ценовой дискриминации выражается в неоптимальном межотраслевом и территориальное распределении ресурсов, в присвоении продавцом излишка потребителя. Положительное воздействие проявляется в том, что создаётся возможность расширения объемов реализации продукции за счет расширения спроса с учетом его дифференциации у разных групп потребителей. Список использованных источниковО защите конкуренции. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2018)О естественных монополиях. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017)О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». - 2013. - 292 с.Амалян А.В. Учет выручки в условиях ценовой дискриминации (на примере продаж со скидками и бонусами) //Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015. - № 6. - с. 117-120.Богданов Д.Д. Регулирование пространственной ценовой дискриминации: российский и международный опыт//Крымский научный вестник. - 2015. - № 1 (1). - с. 21-26.Борисов А.А. Последствия ценовой дискриминации для участников экономической сделки[Электронный ресурс] URL: http://izron.ru/Гладких И. В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя [Электронный ресурс]: монография / И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб. Изд-во «Высшая школа менеджмента» - 2013. — 472 с. Горбункова А.О. Ценовая дискриминация: возможности и границы//Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 4-1 (77). - с. 46-48.Дёмина О.В., Минакир П.А. Дифференциация цен на электроэнергию: роль пространства и институтов//Пространственная экономика. - 2016. - № 1. - с. 30-59.Дмитриев В.А. Ценовая дискриминация в Интернет-торговле//Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 40-1. - с. 157-167.Ильина А.Б. Применение ценовой дискриминации в маркетинговой деятельности организаций сферы культуры//В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук сборник трудов участников международной научно-практической конференции. - 2014. - с. 64-67.Карпов С.В.,Русин В.Н.,Рожков И.В. Управление ценами: Учебник - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М. - 2016. - 236 с. Латышев А.Ю. Механизм ценовой дискриминации в хозяйственной деятельности крупных корпораций в России//Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 18 (373). - с. 199-209.Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2003. – 520 с.Пашкова В.И. Ценовая дискриминация как барьер входа в отрасль//В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор: Павлов Е.В.. - 2015. - с. 160-162.Сафрончук М.В. Ценообразование на монопольном рынке: ценовая дискриминация и возможность ее применения//Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - № 4. - с. 61-68.Селиверстова П.О. Ценовая дискриминация и ее применение в сфере информационных технологий//Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 10 (37). - с. 124-128.Смирнова О.О. Влияние рыночной власти на ценовую дискриминацию: теоретический анализ и подходы к оценке//Уникальные исследования XXI века. - 2015. - № 4 (4). - с. 130-136.Смирнова О.О. Классификация видов ценовой дискриминации: обобщение современных исследований//В сборнике: Экономика и банковская система: теория и практика материалы заочной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет"; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ». - 2016. - с. 338-345.Смирнова О.О. Ценовая дискриминация и рыночная власть фирмы: теоретический анализ//Крымский научный вестник. - 2015. - № 3. - с. 25-33.Смирнова О.О. Методы оценки пространственной ценовой дискриминации//Региональная экономика. Юг России. - 2016. - № 1 (11). - С. 68-72.Хандус М.Ю. Ценовая дискриминация в рыночных условиях//Вопросы экономики и управления. - 2016. - № 5 (7). - с. 12-15.Худайбердиев Р.А. Ценовая дискриминация на отраслевых рынках в РФ//В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор: Павлов Е.В. - 2015. - с. 343-346.Ценообразование: Уч. пос./ В.В. Герасименко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2014. - 224 с.Шматко А.Д., Сироткин П.В., Райская Т.В., Нененкова А.Ю. Экономическая суть ценовой дискриминации. Условия использования ценовой дискриминации/сб. Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента Сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 5-10.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О защите конкуренции. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2018)
2. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
3. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006)

4. Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». - 2013. - 292 с.
5. Амалян А.В. Учет выручки в условиях ценовой дискриминации (на примере продаж со скидками и бонусами) //Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015. - № 6. - с. 117-120.
6. Богданов Д.Д. Регулирование пространственной ценовой дискриминации: российский и международный опыт//Крымский научный вестник. - 2015. - № 1 (1). - с. 21-26.
7. Борисов А.А. Последствия ценовой дискриминации для участников экономической сделки [Электронный ресурс] URL: http://izron.ru/
8. Гладких И. В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя [Электронный ресурс]: монография / И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб. Изд-во «Высшая школа менеджмента» - 2013. — 472 с.
9. Горбункова А.О. Ценовая дискриминация: возможности и границы//Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 4-1 (77). - с. 46-48.
10. Дёмина О.В., Минакир П.А. Дифференциация цен на электроэнергию: роль пространства и институтов//Пространственная экономика. - 2016. - № 1. - с. 30-59.
11. Дмитриев В.А. Ценовая дискриминация в Интернет-торговле//Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 40-1. - с. 157-167.
12. Ильина А.Б. Применение ценовой дискриминации в маркетинговой деятельности организаций сферы культуры//В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук сборник трудов участников международной научно-практической конференции. - 2014. - с. 64-67.
13. Карпов С.В.,Русин В.Н.,Рожков И.В. Управление ценами: Учебник - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М. - 2016. - 236 с.
14. Латышев А.Ю. Механизм ценовой дискриминации в хозяйственной деятельности крупных корпораций в России//Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 18 (373). - с. 199-209.
15. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2003. – 520 с.
16. Пашкова В.И. Ценовая дискриминация как барьер входа в отрасль//В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор: Павлов Е.В.. - 2015. - с. 160-162.
17. Сафрончук М.В. Ценообразование на монопольном рынке: ценовая дискриминация и возможность ее применения//Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - № 4. - с. 61-68.
18. Селиверстова П.О. Ценовая дискриминация и ее применение в сфере информационных технологий//Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 10 (37). - с. 124-128.
19. Смирнова О.О. Влияние рыночной власти на ценовую дискриминацию: теоретический анализ и подходы к оценке//Уникальные исследования XXI века. - 2015. - № 4 (4). - с. 130-136.
20. Смирнова О.О. Классификация видов ценовой дискриминации: обобщение современных исследований//В сборнике: Экономика и банковская система: теория и практика материалы заочной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет"; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ». - 2016. - с. 338-345.
21. Смирнова О.О. Ценовая дискриминация и рыночная власть фирмы: теоретический анализ//Крымский научный вестник. - 2015. - № 3. - с. 25-33.
22. Смирнова О.О. Методы оценки пространственной ценовой дискриминации//Региональная экономика. Юг России. - 2016. - № 1 (11). - С. 68-72.
23. Хандус М.Ю. Ценовая дискриминация в рыночных условиях//Вопросы экономики и управления. - 2016. - № 5 (7). - с. 12-15.
24. Худайбердиев Р.А. Ценовая дискриминация на отраслевых рынках в РФ//В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор: Павлов Е.В. - 2015. - с. 343-346.
25. Ценообразование: Уч. пос./ В.В. Герасименко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2014. - 224 с.
26. Шматко А.Д., Сироткин П.В., Райская Т.В., Нененкова А.Ю. Экономическая суть ценовой дискриминации. Условия использования ценовой дискриминации/сб. Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента Сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 5-10.

Вопрос-ответ:

Что такое ценовая дискриминация?

Ценовая дискриминация — это практика установления различных цен на один и тот же товар или услугу для разных групп потребителей с целью максимизации прибыли.

Какие условия необходимы для применения ценовой дискриминации?

Для применения ценовой дискриминации необходимы следующие условия: наличие двух или более различных групп потребителей с разной эластичностью спроса, возможность разделить рынок на эти группы, возможность установления различных цен для каждой группы, отсутствие возможности перепродажи товаров между группами.

Какие виды ценовой дискриминации существуют?

Существует несколько видов ценовой дискриминации. К ним относятся: первый вид ценовой дискриминации, когда фирма устанавливает разные цены на один и тот же товар или услугу для разных групп потребителей; второй вид ценовой дискриминации, когда цена зависит от количества товара или услуги, приобретенного потребителем; третий вид ценовой дискриминации, когда фирма устанавливает дифференцированные цены в зависимости от времени совершения покупки.

Какую роль играет ценовая дискриминация в практической деятельности фирмы?

Ценовая дискриминация играет важную роль в практической деятельности фирмы, позволяя ей максимизировать прибыль. Благодаря ценовой дискриминации компания может оптимизировать свою стратегию ценообразования, учитывая различия в платежеспособности и потребительских предпочтениях разных групп потребителей.

Как применяется ценовая дискриминация в Российской Федерации?

В Российской Федерации ценовая дискриминация применяется в различных отраслях экономики. Например, авиакомпании устанавливают различные цены на билеты в зависимости от класса обслуживания и времени покупки. Также, ценовая дискриминация применяется в сфере туризма, где цены на отели и экскурсии могут отличаться в зависимости от сезона.

Что такое ценовая дискриминация и как она применяется в практической деятельности фирмы?

Ценовая дискриминация - это стратегия ценообразования, при которой фирма устанавливает разные цены на один и тот же товар или услугу для разных групп потребителей. Это может быть основано на разных факторах, например, наличии скидок для определенных категорий клиентов или возможности выбора разных вариантов покупки. Фирмы могут применять ценовую дискриминацию, чтобы максимизировать прибыль или получить конкурентное преимущество.

Какие условия должны быть выполнены для применения ценовой дискриминации?

Для применения ценовой дискриминации необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, фирма должна монопольно контролировать рынок или иметь возможность разделить рынок на различные сегменты. Во-вторых, ценовой дискриминации требуется информация о спросе и желаниях потребителей, чтобы определить, какую цену каждая группа будет готова заплатить. В-третьих, должна существовать ограниченная возможность перепродажи товаров или услуг между группами потребителей, чтобы предотвратить перенос цены.

Какие виды ценовой дискриминации существуют?

Существуют различные виды ценовой дискриминации. Первый вид - это дискриминация первой степени, при которой каждому потребителю устанавливается индивидуальная цена. Второй вид - дискриминация второй степени, при которой цены зависят от объема покупки или количества потребляемого товара. Третий вид - дискриминация третьей степени, когда фирма устанавливает различные цены на основе характеристик или категорий потребителей.

Как ценовая дискриминация применяется в разных отраслях?

Ценовая дискриминация может быть применена в различных отраслях в зависимости от их особенностей. Например, авиакомпании применяют ценовую дискриминацию, устанавливая разные тарифы на один и тот же рейс в зависимости от времени покупки билета или даты полета. В отрасли отелей может быть использована ценовая дискриминация на основе времени пребывания или наличия дополнительных услуг. В сфере технологий и программного обеспечения ценовая дискриминация может основываться на типе лицензий или доступа к функциональности.

Какова роль ценовой дискриминации в практической деятельности фирмы?

Ценовая дискриминация играет важную роль в практической деятельности фирмы, позволяя ей максимизировать свою прибыль. Фирмы могут применять различные стратегии ценовой дискриминации, чтобы продавать свою продукцию или услуги по разным ценам различным группам потребителей в зависимости от их способности и готовности заплатить. Это позволяет фирме заработать больше денег, захватить большую долю рынка и поддержать свою конкурентоспособность.

Как можно определить ценовую дискриминацию?

Ценовая дискриминация определяется как стратегия фирмы, при которой продукция или услуги продаются по разным ценам разным группам потребителей. Она основана на различиях в спросе, доходности и эластичности спроса различных групп потребителей. Ценовая дискриминация может проявляться в виде разных цен для разных регионов, возрастных групп, социальных категорий или уровней дохода. Важно отметить, что ценовая дискриминация необходимо различать от чистого ценообразования, когда цены могут колебаться из-за локальной конкуренции или изменения в себестоимости товара или услуги.