Методологические основы социального проектирования
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 22.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Сущностные характеристики понятия «социальное проектирование» 5
1.1 Сущность и содержание понятия «социальное проектирование» 5
1.2 Проблематика определения сущности и основных характеристик социального проектирования 9
Глава 2. Анализ стадий, методов и инструментария социального проектирования на примере Государственного Кремлевского Дворца 15
2.1 Практика реализации социального проекта по привлечению молодежи к современным форматам культурного продукта в концертных учреждениях культуры г. Москвы на примере Государственного Кремлевского Дворца 15
2.2 Инструментарий реализации социального проекта по привлечению молодежи к современным форматам культурного продукта в концертных учреждениях культуры г. Москвы 21
Заключение 29
Библиографический список 31
Некоммерческие культурные учреждения, в свою очередь, при привлечении дополнительных посетителей, благотворителей, спонсоров посредством рекламы, прямого маркетинга, стимулирования сбыта и социальных связей, решаюткак социальные, так и экономические задачи. Суть социальных задач заключаются в удовлетворении духовных потребностей граждан, а экономических – в привлечении средств для поддержания и развития главной деятельности концертного учреждения.Стоит отметить один значимый момент, во внедрении современных форматов культурного продукта в концертных учреждениях, которыйзаключается в том, что многие люди приходят на концерт, чтобы провести свой досуг. Культура, т.е. духовность, потребность в прекрасном, самосовершенствование и образование, интересуют маленький процентграждан. Поэтому наиболее результативным путембудет создание комплексного продукта: совмещающего культуру, индустрию развлечений, здоровье, спорт, образование и т.п. Таким образом, значимыми принципами формирования пакета услугбудет дополнительность и комплексность услуг.Реклама в средствах массовой информации, для государственных концертных учрежденийзанимает незначительноеместо. Прежде всего, это объясняется высокими расходами на покупку места и времени в СМИ, что не могут себе позволить многие некоммерческие культурные учреждения. Также, если коммерческое предприятие обладает возможностью компенсировать расходы на рекламу посредством включения их в себестоимость продукции, то в большинствекультурных учрежденийони отражаются на уменьшении текущих доходов[12].Как альтернатива рекламе некоммерческимикультурными учреждениями активным образомприменяется пропаганда, компонентсоциальных связей, популяризирующая и распространяющая важные сведения о культурном продукте. В отличие от рекламы пропаганда основывается на применении редакторского, а не коммерческого места и времени и потому расходы на нее значительно ниже. Также и сами потребители пропаганде больше доверяют, чем рекламе, благодаря получению более подробной информации о культурном продукте.Два остальных компонента комплекса продвижения продукции сферы культуры - прямой маркетинг и стимулирование сбыта - являются значимыми инструментами фандрайзинга, которые не только увеличивают сбыт (продажа билетов и абонементов), но и привлекают ресурсы в организацию[13]. В целях развития территорий г. Москвы рекомендуется концертным учреждениям проводить музыкальные фестивали. В ходе подготовки и проведения музыкальных фестивалей начинает заметно оживляться вся культурная жизнь, растут ряды участников самодеятельности, улучшается организация досуга, обеспечивается целенаправленное и предметное эстетическое воспитание и происходит приобщение к культурным ценностям.Фестиваль охватывает самые различные культурно-художественные общности, например, музыкантов, актеров, режиссеров и др.Он может носить не только региональный, но и международный характер. Фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами, а также фирмами и частными лицами.На сегодняшний день фестивали обладают настолько устойчивым характером, что стали институализироваться. Большинство фестивалейобладают своим фондом развития, постоянной площадкой проведения и финансируются из регионального бюджета. Перед фестивалямиставиться цель долговременноговоздействия на культурно-художественное развитие участников и зрителей в рамках музыкального вида искусства.Проведя наиболее крупные фестивали, тем самым, можно способствовать пропаганде музыкального искусства и развитию культурных связей между народами. Стоит отметить, чтонекоторые музыкальные фестивали в развитых странах Европы остаются недоступными для широкойпубликииз-за высоких цен на билеты и потомуотличаются элитарностью, а другие фестивали проводятся лишь с рекламными целями, т.е. для привлечения туристов, которые характерны для Европы. Анализ апробированных крупнейшими отечественных и зарубежными фестивалями приемов формирования репертуарного предложения, опыта применения комплексной системы мероприятий маркетинга и фандрейзингадает возможность внедрять лучшие достижения в данной сфере в организацию фестивальной деятельности в регионах и областях РФ для достижения максимального художественного результата и социального резонанса.Участники фестиваляимеют возможность презентовать собственные идеи, показать собственные достижения конкретной области деятельности и в том числеони знакомятся с идеями других и, в главную очередь, получить профессиональную оценку сделанной работы. Что касается зрителей,то для них этохороший шанс окунуться в атмосферу праздника, узнать что-то новое и познакомиться с интересными людьми. Однако все это просто невозможно без организаторов фестивалей, которым всеобщая любовь к масштабным мероприятиям предоставляет возможность приумножить собственныедоходы. А для того, чтобы организация фестиваля принесла прогнозируемый результат, следует тщательным образом подготовиться, учитывая все нюансы.Для проведения фестиваля предварительно следует заняться обоснованием его идеи, сформулировать цели и задачи, которые предполагаютсяспособы их решения. Организация фестиваля будет результативной только в том случае, если в основе ее положен тщательным образом продуманный замысел.Далее стоит приступить к проектному обоснованию. Проектное обоснование фестиваля включает следующие этапы:1. Обоснование названия фестиваля.2. Сегментацияи характеристика целевой аудитории и контактных групп, т.е.процесс деления социальной среды на однородные группы по конкретным критериям.Основу характеристики аудитории могут составлятьследующие критерии:1. Социально - демографические критерии (возраст, пол, семейное положение, социальное положение (статус), профессия, вероисповедание, политико-идеологическое самоопределение, факты биографии).2. Психолого-поведенческие критерии. Их определяют личностные проблемы, интересы, потребности человека, мотивы поведения, психологический тип личности.3. Социально-культурные критерии: Жизненный стиль - это совокупность ценностей, норм и соответствующих стереотипов поведения и стандартов потребления.Далее следует постановка целей и задач фестиваля (организаторов, учредителей).Существуют следующие группы целей по отношению к аудитории, по отношению к территории, по отношению к организатору: пиаровские, рекламные, воспитательные, благотворительные, фандрейзинговые (привлечение средств), зрелищно-развлекательные, коммерческие, информационно-познавательные, коммуникативные.На данном этапе обосновывается идея фестиваля.Потом идет проектное обоснование основных событий и ритуала.Среди основных событий фестивалейстоит выделить следующие:торжественное открытие;представление гостей (т.е. как будут представлены гости, это очень важная часть праздника);концертная программа;конкурсная программа;награждение победителей;пресс-конференция;театрализованное представление;культурно-развлекательная программа;использование пиротехнических средств и спецэффектов.церемония закрытия (необходимо помнить, что запоминается первая и последняя фраза, поэтому заключительная часть праздника очень важна, т.к. подводит итог всего мероприятия).Потом следует заняться организациейдеятельности оргкомитета или инициативной группы.Затем финансовым обеспечением и установлением связи со спонсорами.Очень важным компонентом проектного обоснования фестиваля является выбор соответствующей атрибутики, т.е. предметного символа. Он является товарным и рекламным знаком фестиваля или брендом; коммерческим товаром, благодаря которому окупается праздник и заранее планируется массовое протопраздничное рыночное производство.Далее идет материально - техническое обеспечение.Потомустанавливаются связи с самыми разными учреждениями, общественными организациями и творческими коллективами.Затем выбирается ведущий и подбирается шоу-программа.Далее идет позиционирование фестиваля, инициаторов фестиваля и организация рекламы.Предметом позиционирования является товар, услуга, предмет, идея, ценность, норма, организация, фирма, личность илитерритория.Значимым этапов организации и проведения фестиваля является его реклама. Как правило, целью рекламы фестиваля является привлечение зрителей.Потом идеторганизация репетиций.После декоративно - художественное, музыкальное и световое оформление.Далее проводится сам фестиваль.И наконец, анализ проведенного мероприятия.По окончании каждого фестиваля составляется отчет, в котором отражаются все проблемы, которые возникли при подготовке, каким образом они были решены и какие уроки следует извлечь в будущем. Обобщая результаты конкретного фестиваля, можно по горячим следам зафиксировать все плюсы и минусы, понять свои слабые места, быстро адаптироваться к новым условиям.Таким образом, реализации социального проекта по привлечению молодежи к современным форматам культурного продуктав концертных учреждениях культуры г. Москвы московские власти всячески должны поддерживать фестивальные мероприятия, получая немалую косвенную прибыль от их проведения.ЗаключениеПроектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прототипа предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.Социальное проектирование рассматривается в качестве проектирования социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.Во второй главе нами был рассмотрен инструментарий социального проектирования, а также проведенанализстадий, методов и инструментария социального проектирования на примере на примере Государственного Кремлевского Дворца.Основной целью реализации социального проекта по привлечению молодежи к современным форматам культурного продукта в Государственном Кремлевском Дворце является продажа культурных услуг, включающая мероприятия по планированию товарной, сбытовой, ценовой и коммуникативной политики.На развитие территорий г. Москвы оказывает большое влияние такой культурный продукт как музыкальный фестиваль. Поэтому в целях развитиятерриторий города Москвы, поэтому культурные учреждения проводят музыкальные фестивали.Можно заключить, что выделяются следующие методы социального проектирования: 1) матрица идей; 2) метод вживания в роль; 3) метод ассоциации; 4) метод мозгового штурма. Социальное проектирование проходит через следующие стадии:1) замысел;2) изучение проблемы;3) разработка проекта;4)осуществление социального проекта;5) оценка итогов;6) подведение итогов и закрытие социального проекта.В свою очередь инструментарий социального проектирования состоит из методов, средств и формы. Таким образом, в работе мы рассмотрели стадии, методы и инструментарий социального проектирования. Библиографический списокАнтонюк, Г.А. Социальное проектирование. – Минск, 2007.Арчибальд, Р. Д. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Р. Д. Арчильбальд. – М. : ДМК Пресс, 2010.Бестужев-Лада, И.В. Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования. - М.: 1986 – 351 с.Гайдукова, И.Б. Инновационный потенциал управленческой деятельности // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сборник научных статей 6-й международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2016. С. 190–194.Котляров, И.В. Теоретические основы социального проектирования. – М., 2006.Кривоносова, Л.А. Технология социального проектирования / Л.А. Кривовносова. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2007. – 73 с.Крючков, Ю.А. Теория и методы социального проектирования. – М., 2006Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2001. – С. 77–116.Леньков, Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент». – М.: ЦСП и М, 2013. – 192 с.Луков, В.A. Социальное проектирование: учеб. пособие. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2009 – 240 с.Луков, В. Социальное проектирование / В. А. Лу- ков. – М. : Флинта, 2003.Погукаева, Н.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие / Н.В. Погукаев. - Томск: ТПУ, 2013. - 84 с.Плохова, И.А. Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект / И.А. Плохова // КПЖ. – 2014. – №5 (106). – С. 178–183Рудакова, О.В. Выбор социально-экономической модели развития муниципального образования и эффективных форм управления // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2014. № 1-2 (1). С. 76–78Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М. Сафронова. - М.: Аcademia, 2002. - 218 с.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2017. - 920 с.Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит. - социальн. академии: Флинта, 2015. - 245 с. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 240 с.Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К”», 2007. — 668 с.Шляпников, С.Е. Социальное проектирование как конструирование тем- поральности социальных систем / С.Е. Шляпников // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №342 (январь). – С. 75–76.
Библиографический список
1 Антонюк, Г.А. Социальное проектирование. – Минск, 2007.
2 Арчибальд, Р. Д. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Р. Д. Арчильбальд. – М. : ДМК Пресс, 2010.
3 Бестужев-Лада, И.В. Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования. - М.: 1986 – 351 с.
4 Гайдукова, И.Б. Инновационный потенциал управленческой деятельности // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сборник научных статей 6-й международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2016. С. 190–194.
5 Котляров, И.В. Теоретические основы социального проектирования. – М., 2006.
6 Кривоносова, Л.А. Технология социального проектирования / Л.А. Кривовносова. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2007. – 73 с.
7 Крючков, Ю.А. Теория и методы социального проектирования. – М., 2006
8 Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2001. – С. 77–116.
9 Леньков, Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент». – М.: ЦСП и М, 2013. – 192 с.
10 Луков, В.A. Социальное проектирование: учеб. пособие. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2009 – 240 с.
11 Луков, В. Социальное проектирование / В. А. Лу- ков. – М. : Флинта, 2003.
12 Погукаева, Н.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие / Н.В. Погукаев. - Томск: ТПУ, 2013. - 84 с.
13 Плохова, И.А. Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект / И.А. Плохова // КПЖ. – 2014. – №5 (106). – С. 178–183
14 Рудакова, О.В. Выбор социально-экономической модели развития муниципального образования и эффективных форм управления // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2014. № 1-2 (1). С. 76–78
15 Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М. Сафронова. - М.: Аcademia, 2002. - 218 с.
16 Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2017. - 920 с.
17 Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит. - социальн. академии: Флинта, 2015. - 245 с.
18 Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 240 с.
19 Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К”», 2007. — 668 с.
20 Шляпников, С.Е. Социальное проектирование как конструирование тем- поральности социальных систем / С.Е. Шляпников // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №342 (январь). – С. 75–76.
Вопрос-ответ:
Для чего нужно социальное проектирование?
Социальное проектирование нужно для решения социальных проблем и улучшения жизни людей. Оно помогает определить проблему, разработать стратегию ее решения, выбрать инструменты и методы, а также оценить результаты.
Какие проблемы возникают при определении сущности социального проектирования?
Одной из проблем является разнообразие подходов к определению социального проектирования. Некоторые авторы подчеркивают его социальную направленность, другие акцентируют внимание на процессе разработки и реализации проектов. Кроме того, сущность социального проектирования может меняться в зависимости от контекста и сферы его применения.
Какие стадии включает анализ методов и инструментария социального проектирования?
Анализ методов и инструментария социального проектирования включает несколько стадий. Сначала проводится анализ существующих методов и инструментов, затем определяются их преимущества и недостатки, а также области их применения. Далее идет выбор необходимых методов и инструментов для конкретного социального проекта. Наконец, осуществляется оценка эффективности и результатов применения выбранных методов и инструментов.
Какой социальный проект реализуется в Государственном Кремлевском Дворце?
В Государственном Кремлевском Дворце реализуется социальный проект, направленный на привлечение молодежи к современному искусству и культуре. Целью проекта является формирование интереса к искусству среди молодежи, расширение ее кругозора и поддержка в развитии талантливых молодых художников и музыкантов.
Какими методами и инструментами осуществляется реализация социального проекта в Государственном Кремлевском Дворце?
Для реализации социального проекта в Государственном Кремлевском Дворце используются различные методы и инструменты. Например, проводятся выставки современного искусства, концерты молодых исполнителей, мастер-классы и лекции по искусству. Также создается специальная интерактивная площадка, где молодые художники могут представить свои работы и получить обратную связь от экспертов.
Какие основные характеристики имеет понятие "социальное проектирование"?
Основные характеристики понятия "социальное проектирование" включают определенные этапы и инструментарий, использование которых позволяет реализовать социальные проекты. Оно предполагает анализ, планирование и оценку потенциальных социальных изменений, а также разработку и внедрение конкретных программ и проектов по улучшению благосостояния и качества жизни граждан.
Что подразумевается под термином "сущность социального проектирования"?
Сущность социального проектирования заключается в том, что оно является инструментом решения социальных проблем и задач. Это процесс, который включает разработку и реализацию программ и проектов, направленных на улучшение социальной сферы и повышение качества жизни населения.
Какие проблемы возникают при определении основных характеристик социального проектирования?
При определении основных характеристик социального проектирования возникают проблемы связанные с множеством факторов, таких как разнообразие социальных проблем, различие в подходах к социальному проектированию в разных странах и недостаточная научная изученность данной темы.
Какие стадии, методы и инструменты социального проектирования применяются на практике?
На практике в социальном проектировании применяются такие стадии, как анализ ситуации, определение целей и задач, разработка стратегии, оценка эффективности и мониторинг. Кроме того, используются различные методы и инструменты, такие как социологические опросы, интервью, фокус-группы, SWOT-анализ, бюджетирование и другие.
Какой конкретный социальный проект был реализован на примере Государственного Кремлевского Дворца?
На примере Государственного Кремлевского Дворца был реализован социальный проект по привлечению молодежи к современному искусству. В рамках этого проекта были проведены специальные мероприятия и выставки, направленные на привлечение внимания молодежи к современным художественным течениям и творчеству.