Подростковый суицид,как социально опасное явление
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 19.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения суицидального поведения в науке 6
1.1.Понятие суицида и суицидального поведения 6
1.2.Причины возникновения суицидального поведения 11
Глава 2. Подростковый суицид, как социально опасное явление 15
2.1.Суицидальное поведение подростков 15
2.2 Профилактика 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Во время проведения беседы с подростком, который размышляет о суициде, педагогам следует:внимательно слушать собеседника, поскольку подростки часто чувствуют себя одинокими от невозможности выговориться;правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;не удивляться услышанному и не подвергать ребенка осуждению за любые, даже самые шокирующие замечания;не вступать в спор и не акцентировать тот факт, что его проблема довольно мала, что он живет лучше многих; из-за высказываний "все имеют такие же проблемы" ребенок может ощущать еще большее безразличие к своей персонепопытаться уничтожить романтический и трагедийный взгляд подростка на собственную смерть;не давать неоправданных утешений, но сделать акцент на временном характере проблемы;дать подростку надежду; она должна укрепить его силы и возможности и быть в тоже время реальной.Профилактика суицидального поведения подростков – одна из главных социальных задач. Продуктивность профилактики можно обеспечить в условиях комплексного подхода, который объединит усилия специалистов различного профиля (медиков, психологов, педагогов). Многие дети и подростки со своими проблемами идут к школьным педагогам и психологам. При возникновении подозрения о возможном суициде, следует реализовать следующие мероприятия:1. Рассказать родственникам подростка о суицидальном риске или действиях.2. Обеспечить постоянное наблюдение за подростком, как в стенах школы, так и внутри семье.3. Проконсультироваться у детского психиатра или психотерапевта.Рекомендованы следующие принципы:1.Неотложность. Беседу с подростком следует проводить в первые минуты или часы после установления суицидальных предпосылок.2. Эмпатическое, не директивное отношение к подростку.-необходимосо всем вниманием выслушать человека, предоставить ему возможность рассказать о своих эмоциональных проблемах,-психологу (педагог) необходимо взять на себя роль адвоката пациента, а не его судьи,-не следует прибегать к «дешевым» утешениям или упрекам («Подумали ли Вы о своей семье, матери?» и т.д.).3. Временно исключить подростка из стрессогенной обстановки.4. Собрать информацию о кризисе- со всем вниманием выслушивать каждую жалобу пациента, не стоит забывать про то, что может «выглядеть» несерьезным «манипулятивным», «попыткой привлечь внимание»,- напрямую задавать вопрос о суицидальных мыслях, намерениях, планах, суицидальном поведении прошлого времени.5.Определить внутренний смысл кризиса:- что хочет поменять в себе, своем окружении, ситуации.6.Преодолеть исключительность ситуации:-показать, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы.7.Разработать ясный план действий:-для подростка, который находится всостоянии психологического дистресса, ощущение, что «ничего не делается для оказания помощи», повышает тревогу. Следует представить пациенту описание обычных и определенных мероприятий, которые были направлены на оказание медицинского и психологического содействия.8.Наладить общение с родственниками и друзьями.Родственники и друзья подростка могут оказать позитивное воздействие на его ситуацию и представить ценную информацию.9. Предоставить психологическое содействие и мобилизовать личные ресурсы подростка.Возможный выход из ситуации подросток должен определить сам, поскольку ни кто лучше самого подростка, не знает всей информации о конфликте.10.С критикой отнестись к облегчению, которое было отмечено после первой беседы о суициде.Зачастую подростки демонстрируют собственное удовлетворение от первой беседы, что притупляет бдительность его окружения. Не стоит забывать, что суицидальные мысли легко возвращаются в течение нескольких дней или часов.11. В завершении беседы стоит представлять поведение подростка в последующих кризисных ситуациях или неурегулированной настоящей.Если в поведении школьника прослеживается склонность к самоубийству, следующие советы могут помочь изменить ситуацию:1. Необходимо внимательно выслушать подростка, который решился совершить самоубийство. Следует приложить все усилия, чтобы понять суть проблемы, скрытой за его словами.2. Требуется оценить серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже разработал план по самоубийству - ему требуется срочная помощь.3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.Оптимизация межличностных школьных взаимодействийК причинам подростковых суицидов относят также и нарушение межличностных школьных отношений, следует осуществить меры, направленные на формирование классных коллективов. Нормализовать стиля педагогического общения с учениками, оптимизировать учебную деятельность, привлечь учеников к социально-значимым видам деятельности, организовать школьное самоуправление, сформировать установки у учеников на самореализацию в популярных в обществе сферах (культуре, спорте, искусстве, науке и прочее).В основу взаимоотношений учеников следует положить уважение, убеждение, спокойное, доброжелательное общения.Чтобы предотвратить суицид у детей учителя могут реализовать следующие меры:вселить в учеников уверенность, в собственные силы и возможности;вселять в них оптимизм и надежду;демонстрировать сочувствие и понимание;Контролировать поведение ребенка, сделать анализ его отношений со сверстниками.Формализм классного руководства к собственной работе связан с незнанием ситуации, в которую попал ребенок, отсутствиемконтроля запосещаемостью и успеваемостью ребенка. Это мешает своевременному оказанию учащемуся необходимой помощи, организации соответствующей работы.Администрация школ должна уделить пристальное внимание и контролировать стиль общения учителей и учеников, чтобы предотвратить случаи оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны учителей.Мероприятия специалистов (педагога-психолога, психотерапевта) направленные на профилактику депрессии и суицидовПроведение с ребенком работы, направленной на снятие накопленных у него отрицательных эмоций,Оказание содействия, чтобы подросток мог разобраться в чувствах и отношениях с окружающими,обучение социальным навыкам и умениям по ликвидации стресса,оказание подростку социальной поддержки через привлечение семьи, школы, друзей и прочее.,в случае потребности привлечь подростка к группе социально-психологического тренинга,проведение психокоррекционных занятий, направленных на повышениеподростковой самооценки, развить адекватное отношение к собственной личности, эмпатии.Психологу необходимо проинформировать учителей и родителей на тему суицида и портрета депрессивного подростка. Ведь классический взгляд на то, что это ребенок, у которого грустные глаза, не всегда соответствует реальности. Депрессия может коснуться как развыпивающего, курящего и хамящего маме.Рекомендации родителямДезорганизация семьи является главной социально-психологической причиной суицидов. Дети, совершают самоубийство, как правило, если их семьи неблагополучны, их родители постоянно конфликтуют, в отношение детей применяется насилие. Тяжелая экономическая ситуация в семье, ранняя утрата родителей или потеря с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут выступить в качестве причин для принятия суицидального решения.Рекомендации для родителей:Нельзя оставлять нерешенные проблемы, которые касаются сохранения детского физического и психического здоровья;изучать вместе с сыном или дочерью все трудные ситуации;обучать ребенка с ранних лет ответственности за свои поступки и решения, предвидению последствий поступков. Формировать в нем потребность задавать себе вопрос: "Что будет, если...";прививать ребенку привычку рассказывать родителям не только свои достижения, но и тревоги, сомнения, страхи;не запаздывать с ответами на его вопросы по разным физиологическим проблемам физиологии;не смейться над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;Психологам и педагогам в санитарно-просветительной и агитационно-массовой работе по борьбе с зависимостями от алкоголя, наркотических веществ, с правонарушениями, а также по вопросам, затрагивающим особенности поведения детей и подростков. Необходимо указывать на связь самоубийств с другими формами отклоняющегося поведения.Таким образом, только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны научиться активно слушать и – главное – слышать наших детей. Для многих из них будет достаточно, чтобы не ступить за черту.ЗАКЛЮЧЕНИЕРассмотрев особенности суицидального поведения в подростковом возрасте, сделаем следующие выводы. Суицид можно рассматривать, как действие, которое подчинено определенной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответственным ей мотивом. Суицид есть “следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта”. Данные конфликты связываются, как с семейными отношениями так и со сверстниками. Дезадаптация, которая связана с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не отвечает уровню его притязаний. Конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения, алкоголизация и наркотизация, как почва для появления суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.Подростки с суицидальным поведением полагают, что их эмоции, переживания уникальны, выделяются от переживаемых чувств других людей, и именно их эмоции невыносимы, потому они и приходят к своему роковому решению. Весьма значимо, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид – не единственный способ разрешения проблем.Необходимо также донести мысль до подростка, что суицид на самом деле не является “изысканной” или “благородной” смертью “мужественного человека”. Естественная смерть рано или поздно приходит к каждому, а выбор не спешить умирать требует большего мужества, чем уход из жизни.Возраст значимо воздействует на особенности суицидального поведения. К примеру, кризисные периоды жизни, как юность или начало старости, характеризуются увеличением суицидальной готовности.Для суицидента присуща, как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный; эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его выделяет высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечают сложности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.Таким образом, рассмотрев проблему суицидального поведения, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Происходят самоубийства по разным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что суицид - явление отрицательное и нужно разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в решении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.Некоторые ученые считают, что суицид невозможно предотвратить, но период кризиса – явление временное, и в этот момент человек нуждается в поддержке и душевной теплоте. Получив это, он зачастую отказывается от своих намерений. Другими словами, нужно вовремя и правильно оказать поддержку и помощь такому человеку.Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ показал, что суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев. Подросток перед совершением суицида часто о нем говорит, но никто не воспринимает этого всерьез. В большинстве случаев, если не принимать в расчет аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы. То есть подросток всегда предупреждал о своих намерениях.Не существует также признаков, которые могли бы указать на то, почему подросток решился на суицид. Самоубийству обычно предшествует необычное поведение: нелюдимость, избегание контактов с окружающими, повышенная капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания. Если подросток совершил попытку самоубийства, то риск повторной попытки возрастает в первые 1 – 2 месяца на 70 – 80 %.Существуют некоторые ошибочные мнения, что, например, влечение к самоубийству передается по наследству, самоубийство можно избежать, если люди будут загружены работой или, что снижению уровня самоубийств, способствуют статьи СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено самоубийство. В СМИ должен сообщаться не сам факт самоубийства, а то как эту ситуацию можно предотвратить.Прием алкоголя или наркотических веществ помогает снять суицидальное переживание. Но зачастую это вызывает обратный эффект: повышается тревога, обостряются конфликты, тем самым, способствуя самоубийству. 50 % суицидов совершено в состоянии алкогольного опьянения или эйфории.И, наконец, подтверждая выдвинутую гипотезу нашего исследования, следует отметить, что человек совершает самоубийство, когда он имеет одну или целый комплекс проблем, с которыми самостоятельно не может справиться.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция.-Барнаул, 2014.-100сВихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?.-И.: МГППУ, 2013.-67сГоворин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность.-Чита: Иван Федоров, 2008.-178сЗайцева Н.В. Профилактика детский суицидов в образовательных учреждениях России//Образование личности, 2012 №4Караванова Л.Ж. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-389сКаршибаева Г.А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте// Молодой ученый, 2015 №7Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения.- Ульяновск: УлГУ, 2005.-416сКурбатов В.И. Социальная работа.-Ростов-на-Дону, 2007.Ожгибесова В.М. Проблема суицидального поведения подростков: формы, факторы и профилактика// Научное сообщество студентов 21 столетия. Общественные науки, №1(16), 2017.Попов Ю.В. Суицидальное поведение у подростков.-М.: СпецЛит, 2017.-368сСтепанов В.Е. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-518сТумайкин И.В. Теория и методика социальной работы.-М.: 2018.-206сФедулов Ю.Г. Социальная политика: сущность, фомализация, измерение.-М.: Директ-Медиа, 2015.-649сХуснутдинова З.А. Суицидальное поведение подростков// Социологическое исследование, 2015 №11Югова Н.Л. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы классного руководителя// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, №6 (41)-Новосибирск, 2014
1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция.-Барнаул, 2014.-100с
2. Вихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?.-И.: МГППУ, 2013.-67с
3. Говорин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность.-Чита: Иван Федоров, 2008.-178с
4. Зайцева Н.В. Профилактика детский суицидов в образовательных учреждениях России//Образование личности, 2012 №4
5. Караванова Л.Ж. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-389с
6. Каршибаева Г.А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте// Молодой ученый, 2015 №7
7. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения.- Ульяновск: УлГУ, 2005.-416с
8. Курбатов В.И. Социальная работа.-Ростов-на-Дону, 2007.
9. Ожгибесова В.М. Проблема суицидального поведения подростков: формы, факторы и профилактика// Научное сообщество студентов 21 столетия. Общественные науки, №1(16), 2017.
10. Попов Ю.В. Суицидальное поведение у подростков.-М.: СпецЛит, 2017.-368с
11. Степанов В.Е. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-518с
12. Тумайкин И.В. Теория и методика социальной работы.-М.: 2018.-206с
13. Федулов Ю.Г. Социальная политика: сущность, фомализация, измерение.-М.: Директ-Медиа, 2015.-649с
14. Хуснутдинова З.А. Суицидальное поведение подростков// Социологическое исследование, 2015 №11
15. Югова Н.Л. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы классного руководителя// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, №6 (41)-Новосибирск, 2014
Вопрос-ответ:
Что такое суицид и суицидальное поведение?
Суицид - это осознанное и намеренное самоубийство человека. Суицидальное поведение включает в себя различные действия, направленные на нанесение вреда себе, которые могут быть смертельными или несмертельными.
Какие причины могут привести к суицидальному поведению?
Причины суицидального поведения могут быть разнообразными и включать факторы, такие как психологические проблемы, наличие психических расстройств, социальная изоляция, насилие, злоупотребление наркотиками и алкоголем, семейные проблемы, школьная дискриминация и др.
Что такое подростковый суицид?
Подростковый суицид - это суицидальное поведение, которое проявляется у подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Это считается особенно опасным, так как в этом возрасте подростки находятся в периоде формирования своей личности и часто испытывают эмоциональные и психологические трудности.
Как можно профилактировать подростковый суицид?
Профилактика подросткового суицида включает в себя ряд мер и действий, в том числе: профилактика психических расстройств, развитие психологической поддержки и консультирования, создание безопасной и поддерживающей обстановки в семье и школе, обучение подростков навыкам эмоциональной регуляции и управления стрессом, предоставление доступа к качественной медицинской помощи и т.д.
Какие рекомендации есть для педагогов в общении с подростками, размышляющими о суициде?
Педагогам следует внимательно слушать подростков, проявлять сочувствие и понимание, не критиковать или осуждать их чувства. Они должны говорить с подростками честно и открыто, выяснять причины и факторы, которые могут способствовать суицидальным мыслям, и направлять их на профессиональную помощь, такую как психотерапия или консультирование.
Что такое подростковый суицид и почему это является социально опасным явлением?
Подростковый суицид - это самоубийство, совершаемое лицами в возрасте от 10 до 19 лет. Это социально опасное явление, потому что суициды подростков имеют серьезные последствия для общества, включая психологические травмы для семьи и друзей, а также отрицательное влияние на молодежную среду и общественные настроения.
Какие причины могут приводить к суицидальному поведению у подростков?
Суицидальное поведение подростков может быть вызвано множеством факторов, включая депрессию, тревожные расстройства, насилие, проблемы в школе или семье, наркотическую зависимость, одиночество и низкую самооценку. Это сложный и многогранный вопрос, и каждый случай требует индивидуального анализа и вмешательства.
Чем занимается профилактика подросткового суицида?
Профилактика подросткового суицида может включать широкий спектр мероприятий, таких как образовательные программы о здоровье и психическом благополучии, психологическая поддержка и консультирование, обеспечение безопасной среды в школах и обществе, информационные кампании о суициде и доступ к качественной медицинской помощи.
Что следует делать педагогам при общении с подростками, которые размышляют о суициде?
Во время проведения беседы с подростком, который размышляет о суициде, педагогам следует внимательно слушать собеседника, проявлять понимание и эмпатию, не осуждать его чувства и эмоции. Важно тщательно документировать все высказывания и обратиться за помощью к профессионалам, таким как школьные психологи или консультанты по суицидологии, чтобы предоставить подростку необходимую поддержку и помощь.