Концепция числа в античной философии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Античная философия
  • 27 27 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 21.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Число как основание сущего в античности 4
1.1.Проблема поиска первоначала в философии античности 4
1.2.Число как сущее в античности 8
Глава 2.Философия числа в учении пифагорейцев 11
Заключение 25
Список литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Возможность проводить мысленные манипуляции с числами (как абстрактными объектами) есть причина понимания их как самостоятельно существующих объектов. Соответственно, логичен переход к тому, чтобы понимать число как сущность всех вещей. Это есть причина принятого пифагорейцами идеалистического объяснения действительности. Также нужно сказать о четкой выраженности идеализма Пифагора и его последователей в общественных, политических, этических и, в частности, религиозных взглядах.Именно пифагорейцы ввели в сферу философии и науки понятие противоположности. Противоположности ими были определены как то, появление чего означает погибель другого. Как считали пифагорейцы, необходимо исключить противоположности друг другу. Вместе с тем, пифагорейцами не смогли добиться ясного понимания того, что противоположности не только могут исключать друг друга, но и друг друга в то же время предполагать. Однако пифагорейцами все же чувствовалось наличие общности между противоположностями.Пифагорейцы составили таблицу десяти пар противоположностей: предела и беспредельного, чета и нечета, единства и множества, правого и левого, мужского и женского, покоящегося и движущегося, прямого и кривого, света и тьмы, доброго и злого, квадрата и параллелограмма. Данная таблица показывает наличие нечеткости понятия противоположности в пифагорейском учении. Если сравнивать пары «мужское и женское» и «квадрат и параллелограмм», то можно заметить, что это разные вещи, а значит, непонятно, почему квадрат и параллелограмм есть противоположности. Женское не только может исключать мужское, но и предполагать: в женском отсутствует смысл без мужского. Но то же самое мы не можем сказать о квадрате и параллелограмме: они исключают друг друга, но ни в коей мере не могут друг друга предполагать. Возможно наличие спокойного существования квадрата и без параллелограмма.То есть, все эти понятия и категории еще следовало уточнять. Однако пифагорейцам удалось уяснить, что основа гармонии мира как раз и основана на сочетании противоположных начал, равно как и музыкальная гармония представлена сочетаниями высоких тонов с низкими. Большой вклад пифагорейцев в мировую философию заключается в открытии того, что существенная сторона действительности составлена количеством, выражаемым посредством таких категорий, как величина, пропорция, численность. До пифагорейцев греческая философия знала только о качестве. Впоследствии мера уже будет восприниматься как единство качества и количества.Космология пифагорейцев является весьма интересной, она существенно повлияла на развитие космологии Аристотеля и Птолемея. Дело в том, что пифагорейцами, в отличие от астрономов Египта, была предпринята попытка построения системы мироздания, иначе говоря, его теории. И в этом осуществляется выражение той страсти греков к теории, которая составляла отличие их науки от науки, созданной более древними цивилизациями. Речь идет не о простом эмпирическом описании, а некоторой объяснительной модели мира. В частности, пифагорейцем Филолаем в центр мироздания был помещен Мировой огонь, вокруг которого у него происходило обращение Солнца, Луны, Земли и пяти планет, сферы неподвижных звезд. Всем им свойственно светить отраженным светом Мирового огня. Характерно, что для достижения совершенного числа небесных тел, выраженного в числе 10, Филолаем была введена Противоземля. По его мнению, невидимаяПротивоземля располагается между Землей и Мировым огнем.С концепцией числа связано также учение пифагорейцев о «метемпсихозе», или о «переселении душ». Это учение о переселении бессмертных душ из тела в тело – это предварение аналогичных взглядов Платона. Согласно воззрениям Пифагора, его собственная душа переселяется уже 216 лет, посредством возрождения человеком через равные периоды времени. А в промежутках ей свойственно вселятьсяв растения, животных и пребывать в Аиде.Душа – это божественное создание, в тело она заключена, поскольку должна понести наказания за совершенные прегрешения. Высшая цель жизни состоит в том, чтобы освободить душу от темноты телесности, не допустить, чтобы она переродилась в ином теле. Для достижения данной цели, и следовало основываться на морально-нравственных принципах поведения.Важно также сказать о скептическом отношении к данному учению со стороны современников. Известно также сильное влияние на Пифагора идей и представлений, которые зародились в Древнем Египте. Религию и мораль Пифагор рассматривал как основные атрибуты упорядочения общества. Нужно выделить существенные отличия пифагорейского подхода к религии и душе от греческих традиций той эпохи. Формирование пифагорейского подхода под влиянием элементов персидской и индийской мистики.Исходя из вышесказанного, становится очевидно, что именно Пифагор употребил понятие космоса в его современном смысле, ради определения всего мироздания, обозначения его главного аспекта – речь идет об упорядоченности, симметрии, красоте. Пифагорейцами отстаивался тезис о том, что порядок и симметрия полезны и прекрасны, тогда как беспорядок и асимметрия вносят безобразие и вред. Далеко не каждому человекудано узреть красоты Вселенной, так как для этого необходимо самому иметь достоинство. Именно с этим и связанфакт стремления пифагорейцев к тому, чтобы ввести правильный и прекрасно устроенный образ жизни. Каждый человек должен работать в собственном микрокосме над поддержанием красоты и порядка.Весь образ жизни пифагорейцев был направлен на то, чтобы достичь высокую космическую цель перенесения гармонии мироздания в сферу земной жизни человека.Космогония пифагорейцев может быть определена не только в качестве философской школы, но это был религиозный орден, некое направление исследований, которые посвящены числовым основам мироздания. По данной причине учение Пифагора сильно повлияло на развитие взглядов Платона, неоплатонизм, каббалистику в более поздние периоды.Космогониюпифагорейцеввозможно описать как мир, который складывается из предела и беспредельного, сферу, проявляемую в беспредельной пустоте и вдыхает ее в себя, тем самым, она расширяется и разделяется. Таким образомпроисходит формирование мирового пространства, небесных тел, движения и времени. В середину мира осуществляется помещение огня, дома Зевса, связи и меры природы. Далее следуют Противо-земля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Введение Противоземли обусловлено таким аспектом, как необходимость круглого счета, это десятое небесное тело, посредством ее существования объясняли факт наличиязатмений Луны. Источник происхождения космических тел представлен центральным огнем, сами космические тела являются прикрепленными к хрустальным сферам, они осуществляют свое вращение вокруг центрального огня. Процесс вращения планет, в том числе и Земли, осуществляется с запада на восток, нам не дано видеть центральный огонь, так как к нему планеты обращены одной стороной. Лучи центрального огня, будучи отраженными Солнцем, способны согревать наше полушарие. Вне всякого сомнения, космология пифагорейцев, выросшая из философии числа – это значительный шаг вперед. Пифагорейцы полагали, что принцип геоцентризма является несостоятельным, они признали факт шарообразности формы Земли, они уже знали о процессе ее суточного обращения вокруг центрального огня, объясняли солнечные затмения прохождением Луны между Солнцем и Землей, а смену времен года – фактом наклона земной орбиты по отношению к солнечной. Данные достижения дали возможность развития астрономической науки. Однако физической стороной исследования пифагорейцев не ограничивались. Им удалось создать определенную логическую схему мироздания, которая соотносится с нравственной оценкой. Реализация данного аспекта осуществляется в учении о противоположностях, что есть предел и беспредельное, нечетное и четное, единое и многое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, светлое и темное, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее.И здесь дело заключается не только в том, чтобы противопоставить, но и соединить противоположности. Ямвлих отмечал, что Пифагор никакую вещь не признавала в качестве чистой, он говорил о смешении, все является синтезом земли с огнем, огня с водой, воздуха с ними, прекрасного с безобразным, справедливого с несправедливым. Что касается основополагающей для пифагорейцев идеи гармонии, то ее истоки следует искать даже не у Пифагора, а у АлкмеонаКротонского, который представлял пифагорейскую медицину. Этот врач рассматривал все сущее как продукт соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей, в том числе и как синтез чисел. Согласно данной позиции, здоровье сохраняется, если осуществлять поддержание равновесия и баланса, в том числе и баланса числового. Здоровье – это соразмерное смешение данных сил. Это смешение пифагорейцами и называлось «гармонией». Все на свете пребывает в гармонии – числа, боги, космос, так как все его элементы являются едиными, неразделимо целыми.ЗаключениеТаким образом, философия числа была наиболее развита пифагорейцами.Пифагор изучал геометрические задачи, наибольшее внимание им удалось проблеме взаимоотношения чисел, в частности, речь идет об изучении зависимости между числами, что связано с наличием высоко развитого уровня абстрактного мышления. Через изучение характера чисел, отношений между числами, Пифагор осуществлял постижение определенной реальной сути вещей. Космогония, учение о душе и смерти – все основано на учении о числах. Все числа имеют определенную символику. К примеру, единица обозначала начало всего, непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двоица олицетворяет противоположность, различие, особенное. Первые четыре числа Пифагором рассматривались в качестве основных.Если исходить из приоритета геометрической интерпретации, то здесь мы увидим факт соответствия данным числам точки, прямой, квадрата и куба. В сумме эти числа дают число «девять», которое пифагорейцами рассматривалось в качестве идеального числа, имеющего божественную сущность. Десять является числом, на которое возможно осуществить перевод всех вещей и явлений мира, в том числе и в аспекте противоположности. В целом, учение пифагорейцев – это есть первая попытка постичь количественную сторону мира. Специфика научного математического подхода к миру заключается в том, что осуществляется объяснение количественных отношений между теми вещами, которые реально существуют. Числа рассматриваются как самостоятельно существующие объекты. Исходя из этого, числа вполне можно определить как сущность вещей, согласно воззрениям пифагорейцев. При этом все существующие противоположности подчинены всеобщей универсальной гармонии космоса, и все же, эти противоположности не сталкиваются, им свойственно вступать в борьбу, в ходе подчинения гармонии сфер. Итак, пифагорейство является первым идеалистическим философским направлением в античной Греции. Научная математическая сторона у них тесно связана с мистической, с таким феноменом, как обожествление чисел.Список литературыАсмус В.Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. – Л., 1990// http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/jmud_pifagor/01.aspxСкирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.Тимкин С. История естествознания.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/timkin/01.phpЦеллер Э. Очерк истории греческой философии.// http://www.bm-info.ru/

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998.
2. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. – Л., 1990// http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/jmud_pifagor/01.aspx
3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
4. Тимкин С. История естествознания.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/timkin/01.php
5. Целлер Э. Очерк истории греческой философии.// http://www.bm-info.ru/

Вопрос-ответ:

Что представляет собой концепция числа в античной философии?

В античной философии число рассматривалось как основание сущего. Оно считалось самостоятельно существующим объектом и имело особое значение.

Какие проблемы возникали при поиске первоначала в античной философии?

В философии античности возникала проблема поиска первоначала, и число рассматривалось как возможное решение этой проблемы. Философы пытались понять, что является основанием всего сущего и открыть его смысл.

Какие основные идеи связаны с понятием числа как сущего в античности?

Число рассматривалось как самостоятельно существующий объект. Считалось, что числа обладают особыми свойствами и играют важную роль в структуре реальности.

Что известно о философии числа у пифагорейцев?

В учении пифагорейцев число занимало центральное место. Они верили, что числа являются основой всего сущего и отражают гармонию и порядок мира.

Почему возможность мысленных манипуляций с числами привела к пониманию их как самостоятельно существующих объектов?

Возможность проводить мысленные манипуляции с числами как абстрактными объектами заставила философов рассматривать их как самостоятельные сущности. Это понимание чисел как отдельных объектов со временем стало распространяться и формировать концепцию числа в античной философии.

Что представляет собой концепция числа в античной философии?

Концепция числа в античной философии представляет собой представление о числе как основании и сущности всех вещей.

Какая проблема решается в философии античности в отношении числа?

Одна из проблем, решаемых в философии античности, заключается в поиске первоначала или основания всего существующего. Число рассматривается как возможное решение этой проблемы.

Как понимается число в античности?

В античности число понималось как самостоятельно существующий объект, выступающий в роли сущности всех вещей.