Прокурорский надзор за законностью органов дознания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 27.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания как направление прокурорской деятельности 4
1.1.Цели, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания 5
1.2.Теоретические основы и правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания 9
Глава 2. Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания 14
2.1.Организационные основы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания 15
2.2.Поводы и основания к проведению прокурорских проверок исполнения законов органами дознания 19
2.3.Организационно-практические меры, принимаемые органами прокуратуры по предупреждению нарушений законов в деятельности органов дознания и повышению качества расследования преступлений 21
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

То есть, в силу дискреционного характера своей деятельности прокурор может выражать в процессе как интерес следствия в целях поддержания ходатайства в суд, так и интерес стороны защиты, если прокурор дает суду заключение относительно отсутствия основания для заключения под стражу либо выносит ходатайство по избранию другой меры пресечения, к примеру, залога или домашнего ареста.Таким образом, прокурор не принимает никакого участия в избрании меры пресечения-заключения под стражу, инициированного следователем, но вправе инициировать в суде изменение такой меры посредством дачи суду соответствующего заключения либо ходатайства.Кроме того, прокурор не имеет права самостоятельно отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, возбуждать уголовные дела, устранять следователя, допустившего нарушения законодательства, от ведения уголовного дела. К этим механизмам реагирования прокурор допущен только путем обращения к руководителю следственного органа, который, в свою очередь, принимает процессуальное решение. В результате, прокурор стал такой процессуальной фигурой, которая в значительной степени утратила свое влияние на ход и результаты проводимого следствия, по существу, прокурор в подобных ситуациях выступает в роли ''жалобщика''. Практика указывает на случаи конфронтации прокурора и следователя по вопросам возбуждения уголовного дела. Прокурор, следователь, руководитель следственного органа представляют в уголовномпроцессе одну сторону – сторону обвинения, их действия должны быть направлены не на продвижение собственных, служебных, ведомственных интересов, а на защиту прав граждан и соблюдение законности в целом. Действительно, у органов прокуратуры и следствия, учитывая различия статуса и роли в уголовном процессе, различны также и целевые установки, но это обстоятельство само по себе не является условием противостояния прокурора и следователя в силу наличия единой и общей цели –обеспечение законности.Вместе с этим, представляется логичным указать на основные организационно-методические направления совершенствования общей системы прокурорского надзора: 1. Актуализация проблемы совершенствования системы управления в организационно-распорядительных документах и в повседневной практической деятельности органов прокуратуры.2. Комплексный, сбалансированный подход к совершенствованию системы управления, включающий нормативное, организационно-структурное, кадровое, учебно-методическое, технологическое обеспечение надзорной деятельности.3. Целенаправленный и последовательный характер мер по сдерживанию негативных тенденций в практике прокурорского надзора.4. Нацеливание на максимальное использование «внешнего» ресурса органов прокуратуры.5. Четкое разграничение функций и усиление ответственности всех субъектов управления.6. Разработка и реализация мер по рациональному использованию служебного времени. 7. Предметная учебно-методическая работа.8. Совершенствование системы мониторинга и контроля исполнения ведомственных организационно-распорядительных документов.9. Совершенствование критериев оценки эффективности прокурорского надзора.10. Усиление организационной, информационной, учебно-методической и иной помощи малокомплектным прокуратурам.11. Организация персональной работы со «слабым» кадровым звеном.12. Реализация мер по сдерживанию роста нефункциональных (обеспечительных) видов работы прокуроров.13. Активное использование в надзорной деятельности положительного опыта, лучшей практики.14. Усиление мотивации труда отраслевых кадров, стимулирование «самодостаточных» кадров, работающих без «внешнего» управленческого воздействия со стороны вышестоящих органов прокуратуры.С учетом вышеизложенного, комплекс указанных мер совершенствования процессуального характера и организационно-методического содержания должен способствовать повышению качества расследования и надзорной работы прокуратуры по предупреждению нарушений законов в деятельности следственного органа.ЗаключениеВ рамках настоящей работы было проведено комплексное исследование теоретических и практических особенностей организации прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих дознание, определены основные задачи, которые стоят перед прокурорскими работниками в рамках указанного надзора, выявлены актуальные проблемы и пробелы в правовой регламентации, а так же предложены некоторые пути их разрешения. Существует множество точек зрения относительно того, что является предметом прокурорского надзора за органами дознания. Так, например, Соловьев А.Б. под предметом понимает проверку законности важнейших процессуальных решений и действий следователя на досудебной стадии уголовного процесса. По мнению Гаврилова В.В., деятельность прокуратуры направлена на исполнение законов, в связи с этим именно исполнение законов и является предметом прокурорского надзора в данной отрасли. Но наиболее полным представляется обозначить предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими дознание совокупностью четырех элементов, а именно:- соблюдение человеческих и гражданских прав и свобод (общий предмет надзора);- соблюдение установленного законом порядка разрешения сообщения о совершенном и готовящемся преступлении (предмет надзора в начальной стадии уголовного процесса);- соблюдение установленного законом порядка проведения расследования (предмет надзора за стадиями расследования); - законность решения, принимаемого органом дознания (предмет надзора за документированием процедур).Прокуратура РФ является государственным органом власти, деятельность которого непосредственно направлена на защиту прав человека и гражданина, обеспечение верховенства закона, укрепления и единства законности, обеспечение интересов общества и государства, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что основной целью прокурорского надзора за деятельностью органов дознания является принятие мер по своевременному выявлению и устранению любых нарушений законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства, а так же привлечение виновных должностных лиц к ответственности.Деятельность прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими дознание, характеризуется многозадачностью. Первой и основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного дознания следует указать обеспечение законности, а также защиты прав и свобод человека и гражданина. Следующей, не менее важной задачей, является обеспечение единого подхода к организации прокурорского надзора за всеми органами дознания, незамедлительное реагирование на выявленные нарушения законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства и привлечение виновных к ответственности. Еще одной из основных задач является соблюдение органами прокуратуры установленных правовых пределов надзора на досудебной стадии рассмотрения уголовного дела. Так же, стоит отметить такую задачу прокурорского надзора за органами дознания, как приоритетная проверка всех важнейших процессуальных решений и действий следователя на предмет законности, и в случае выявления нарушений, изобличение виновного лица, привлечение его к ответственности и восстановление нарушенных прав и свобод. Говоря о теоретических и практических основах правового регулирования прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих дознание, следует, прежде всего, отметить такие важные международные акты как Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данные документы направлены на закрепление верховенства прав человека и образуют некие стандарты, к которым следует стремиться и необходимо взять за основу при формировании внутреннего законодательства страны. Огромное значение в деятельности прокуратуры имеют Приказы Генеральной прокураты РФ, которые направлены на конкретные целеуказания в пределах полномочий работников прокуратуры по выявлению и пресечению нарушений законов РФ и своевременной защиты прав и свобод человека и гражданина.Таким образом, основы правового регулирования прокурорского надзора за деятельностью органов дознания составляют Международные акты, Конституция РФ, ФЗ «О прокуратуре», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Приказы Генеральной прокуратуры РФ.Список использованной литературыНормативные актыКонституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018)//Российская газета, N 249, 22.12.2001.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) "О прокуратуре РФ"// Российская газета, N 229, 25.11.1995.Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.11.2007 N 189"Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве"//Законность, N 2, 2008.Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 (ред. от 08.06.2015)"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия // Законность, N 12, 2011.Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 N 7"Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности"//Законность, N 3, 2012.Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"//Источник СПС КонсультантПлюс.Научная и учебная литератураАбдул-Кадыров Ш. М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам: дисс... канд. юрид. наук.- М., 2015.- 195 с.Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: сборник статей (2 часть) / под общ. ред. Н.Н. Карпова; науч. ред. И.В. Черепановой. М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2011. С. 46.Басков, В. И. Курс прокурорского надзора [Текст] / В. И. Басков, Б. В. Коробейников. – М. : Зерцало, 2015. – с. 308.Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор [Текст] : учебник / В. Г. Бессарабов. – М. : Проспект, ТК Велби, 2016. - с. 187.Богатова Е.В. Контрольно-надзорная деятельность за исполнением законов и ее эффективность в стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2016. - 26 с. Ергашев Е. Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов: автореф. дис... докт. юрид. наук.- Екатеринбург, 2008.- 48 с.Жабкин, А. С. Синергетическая модель прокурорского  надзора за законностью в процессуальной деятельности  органов  дознания и предварительного следствия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2015. - 27 с. Капинус, О.С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве / О.С. Капинус // Прокурор. – 2013. – N№ 2. – С. 50-58.Ласкина, Н. В. Прокурорский надзор [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Ласкина. – М: Юстицинформ, 2013. – с. 202.Росинский, В. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры РФ [Текст] / В. В. Росинский. – М. : Альфа-М, 2010. – с. 26.Рябцев, В. П. Прокурорский надзор: Курс лекций / В. П. рябцев. – М. : Норма, 2006. - с. 156 - 157.Соловьев А.Б., Токарева М.А., Халиулин А.Г.  Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2010.  – С. 39.Сычев Д.А. Содержание и реализация прокурором функций надзора и уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2016. - 36 с.Таболина К.А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2016. - 39 с.Шабанов Э.Р. Прокурорский надзор: проблемы и перспективы развития//Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2016. № 2 (23). С. 170-172.

Список использованной литературы

1. Нормативные акты

1.1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
1.2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018)//Российская газета, N 249, 22.12.2001.
1.3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) "О прокуратуре РФ"// Российская газета, N 229, 25.11.1995.
1.4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.11.2007 N 189"Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве"//Законность, N 2, 2008.
1.5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 (ред. от 08.06.2015)"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия // Законность, N 12, 2011.
1.6. Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 N 7"Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности"//Законность, N 3, 2012.
1.7. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"//Источник СПС КонсультантПлюс.




2. Научная и учебная литература

2.1. Абдул-Кадыров Ш. М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам: дисс... канд. юрид. наук.- М., 2015.- 195 с.
2.2. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: сборник статей (2 часть) / под общ. ред. Н.Н. Карпова; науч. ред. И.В. Черепановой. М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2011. С. 46.
2.3. Басков, В. И. Курс прокурорского надзора [Текст] / В. И. Басков, Б. В. Коробейников. – М. : Зерцало, 2015. – с. 308.
2.4. Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор [Текст] : учебник / В. Г. Бессарабов. – М. : Проспект, ТК Велби, 2016. - с. 187.
2.5. Богатова Е.В. Контрольно-надзорная деятельность за исполнением законов и ее эффективность в стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2016. - 26 с.
2.6. Ергашев Е. Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов: автореф. дис... докт. юрид. наук.- Екатеринбург, 2008.- 48 с.
2.7. Жабкин, А. С. Синергетическая модель прокурорского надзора за законностью в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2015. - 27 с.
2.8. Капинус, О.С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве / О.С. Капинус // Прокурор. – 2013. – N№ 2. – С. 50-58.
2.9. Ласкина, Н. В. Прокурорский надзор [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Ласкина. – М: Юстицинформ, 2013. – с. 202.
2.10. Росинский, В. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры РФ [Текст] / В. В. Росинский. – М. : Альфа-М, 2010. – с. 26.
2.11. Рябцев, В. П. Прокурорский надзор: Курс лекций / В. П. рябцев. – М. : Норма, 2006. - с. 156 - 157.
2.12. Соловьев А.Б., Токарева М.А., Халиулин А.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2010. – С. 39.
2.13. Сычев Д.А. Содержание и реализация прокурором функций надзора и уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2016. - 36 с.
2.14. Таболина К.А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2016. - 39 с.
2.15. Шабанов Э.Р. Прокурорский надзор: проблемы и перспективы развития//Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2016. № 2 (23). С. 170-172.


Вопрос-ответ:

Что такое прокурорский надзор?

Прокурорский надзор - это система контроля прокурорского органа за деятельностью органов дознания, направленная на соблюдение законности и защиту прав граждан в процессе предварительного расследования.

Какие цели и задачи прокурорского надзора над органами дознания?

Целью прокурорского надзора над органами дознания является обеспечение законности при осуществлении предварительного следствия. Задачами прокурорского надзора являются контроль соблюдения прав и законных интересов граждан, предотвращение злоупотреблений и нарушений правил дознания, а также устранение выявленных правонарушений.

Как осуществляется прокурорский надзор над органами дознания?

Прокурорский надзор над органами дознания осуществляется путем проведения проверок, анализа результатов деятельности органов дознания, контроля за соблюдением процессуальных правил и законных требований, а также немедленного реагирования на нарушения и правонарушения.

Какие основные принципы лежат в основе прокурорского надзора над органами дознания?

Основными принципами прокурорского надзора над органами дознания являются принцип законности, презумпции невиновности, независимости и объективности прокурорской деятельности, а также защиты прав и законных интересов граждан. Прокурорское решение в рамках надзора должно быть обоснованным, справедливым и соответствовать закону.

Какие органы осуществляют прокурорский надзор над органами дознания?

Прокурорский надзор над органами дознания осуществляется прокурорскими органами на всех уровнях: от местных прокуратур до Генеральной прокуратуры. Каждый прокурорский орган выполняет свои функции и задачи в рамках прокурорского надзора.

Каким является прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания?

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания является одним из направлений прокурорской деятельности. Он представляет собой систему мер и действий, направленных на контроль за законностью деятельности органов дознания, а также предотвращение и пресечение правонарушений в сфере дознания.

Каковы цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания?

Целью прокурорского надзора является обеспечение законности и правопорядка при проведении дознания. Задачи прокурорского надзора включают контроль за соблюдением прав граждан и законных интересов обвиняемых, предотвращение произвола и злоупотреблений органов дознания, обеспечение принципа равенства сторон и условий судебного разбирательства.

Как организован и осуществляется прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания?

Прокурорский надзор осуществляется прокурорами, которые имеют полномочия проверять деятельность органов дознания и пресекать нарушения закона. Организационно прокурорский надзор осуществляется через создание специальных прокурорских подразделений, а оперативно - путем проведения проверок и анализа деятельности органов дознания.

Каково правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания?

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания осуществляется законами и нормативными актами, определяющими компетенцию и полномочия прокуроров, порядок проверок и расследований, а также ответственность за нарушение закона. В Российской Федерации основные законы, регулирующие прокурорский надзор, - это Конституция РФ, Федеральный закон "О прокуратуре", Уголовно-процессуальный кодекс и другие нормативные акты.