Культурно-просветительская работа и досуг сельских жителей в 1920-1930 гг.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 24 24 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 22.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Развитие культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века 4
2 Официальные формы просветительской работы и досуга сельских жителей в 1920-1930 гг. 11
3 Неформальные формы культурного просвещения и досуга сельских жителей в 1920-1930 гг. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Фрагмент для ознакомления

В праздничные дни по обычаю верующие шли в церковь на богослужение, однако они заранее готовили большое количество спиртного и потом гуляние продолжалось, сопровождаясь пьянством, против которого выступали власти. Пьянство было настоящей бедой, коснувшейся даже партийцев, обязанных соблюдать партийную этику. В день праздника крестьяне приглашали друг друга в гости на угощения, часто заканчивающиеся драками, последствиями которых были «вырванные бороды, увечья и даже смертельные случаи». Для сокращения подобных ситуаций, в 1929 г. вышло специальное постановление, запрещающее продавать спиртное в дни религиозных праздников. С усилением антирелигиозной борьбы население не отказалось от религиозных праздников. Весь цикл праздников из-за преследований не праздновался, но наиболее чтимые (Покров, Петров день, Иван Купала, Пасха, Рождество) усердно справлялись. Также довольно пышно встречали Новый год, запрещенный в середине 1920-х гг., но восстановленный с 1936 г. В первые послереволюционные годы в школах соблюдалась старая традиция проведения праздника новогодней елки: вокруг елок устраивались подвижные игры для детей, инсценировались некоторые новогодние игровые песни.Кроме религиозных праздников имелись еще и семейные праздники и торжества: дни рождения, свадьбы и т.д. В связи с тем, что эта сфера не принадлежала государственному вмешательству, о ней малоизвестно. Обычно готовилось угощение для гостей. В зависимости от значимости события устраивались музыка и пение песен и частушек. Во время таких гуляний крестьяне общались и налаживали отношения между собой.Именно по этой причине антиалкогольные кампании не приносили положительных результатов, так как алкоголь способствовал формированию и поддержанию неформальных связей. Тем не менее, постепенно уходят обычаи многодневного празднования тех или иных событий, налаживается контроль в советских и партийных организациях за дисциплиной, сокращаются объемы самогоноварения.Среди всех прочих форм неофициального досуга наиболее интересным и насыщенным представляются вечерки. В исследуемый период они могут характеризоваться как угасающие формы неформального досуга. Уже в 1920-е гг. они стали менее регулярными и проводились не во всех селениях. Клубы и избы-читальни постепенно вытеснили их. Вечерки представляли собой собрание молодых людей добрачного периода для проведения свободного времени. Молодые люди брачного возраста часто тратили большие суммы на организацию вечерок. Летом обычно собирались на улице либо за селом, в лесу, около речки, озера, поскольку это не приводило к большим затратам. Зимой просились к кому-нибудь в избу или нанимали помещение. Вечерки совмещали в себе черты других форм неформального досуга: игры (отсюда одно из названий - игрища), танцы, пения, игру на музыкальных инструментах, неформальное общение. Молодые люди старались показать себя с лучшей стороны, поэтому наряжались ярко, девушки красились. На вечерках активно использовались музыкальные инструменты - гармонь и балалайка. Гармонист по праву считался первым парнем на селе. В 1930-е гг. в обиход сельчан вошли граммофоны. Однако в сельской среде чаще исполняли песни и частушки. Пляски устраивались до самого утра, хотя в некоторых регионах в 1924 г. танцы особо ретивые партийцы объявляли «вредным осколком мещанского быта» и призывали комсомольцев создавать кружки нетанцующих. Именно в такой обстановке происходили знакомства молодых людей, завязывались дружеские отношения. Власти неодобрительно и даже враждебно относились к проведению вечерок, но полностью ликвидировать их не могли, так как для полноценного функционирования официальных форм досуга выделялось слишком мало средств, в результате чего они давали сбои в работе. В тех селениях, где клубов и изб-читален не было, а также там, где они работали плохо и не каждый день, стихийно организовывались вечерки, куда тянулась молодежь, поскольку они удовлетворяли потребность молодых сельчан проводить свободное время в более интимной обстановке и в обществе равных себе. Здесь было дозволено то, что нельзя было совершать в присутствии взрослых. При этом партийцы преследовали такие собрания, которые клеймили сплошным развратом. Советская власть ничего не противопоставила вечеркам в качестве проведения времени в интимной обстановке, поэтому данные мероприятия не прекращались.Из других форм неофициального досуга можно выделить разнообразные игры. Азартные игры заполняли досуг взрослого, преимущественно мужского, населения. Среди азартных игр до установления советской власти преобладали карты. Именно азартные игры и старались искоренить большевики, как наиболее растратные, ведущие к расстройству финансового положения игроков и «нетрудовому накоплению капиталов». Они объявили азартными играми карты и лото. Открытие заведений, где практиковались бы эти игры, было запрещено специальным постановлением СНК от 11 августа 1922 г. Биллиард, кегли, домино, шахматы не считались азартными играми [14, с. 71]. Впрочем, последние упоминаются только в материалах о клубной работе. Карты и лото встречаются, в основном, в криминальной хронике. Тем не менее, игра в карты не минула даже партийные ячейки. Игра в карты была особенно популярна у мужчин, вырывающихся за пределы своей округи, где они позволяли себе гораздо больше, чем дома. Обычно местом для картежной игры являлись Дома Крестьянина, постоялые дворы, харчевни, ночлежки. Игры в неформальной обстановке оказывают на человека огромное влияние. Для определенной категории они являются своеобразным магнитом, влекущим их к себе. Большевики вынуждены были считаться с этим при организации официальных форм досуга. Именно поэтому такие игры, как биллиард и кегли, были допущены в клубной работе. Правда, игра на деньги была запрещена.Среди детей и молодежи были распространены традиционные забавы, но эти игры не были официальными спортивными соревнованиями. Один из современников писал: «Была, наконец, улица с ее лаптой, чижиками, чикой, прятками, сыщиками и разбойниками, классиками, лунками, чехардой, бабками - это летом, а зимой - лыжи, коньки, лотки, санки и т.д.». Эти традиционные забавы сельской детворы были популярны в течение всего периода, проверены временем и не забыты.Все перечисленные формы досуга были возможны благодаря неформальному общению. Для жителей села это было особенно характерно. Они всегда охотно проводили время в кругу односельчан. Даже репрессии 1930-х гг. и система доносов не истребили желания общаться друг с другом. Поэтому и устраивались вечерние посиделки после работы, чаепития, выезды на природу. Как уже говорилось, неофициальный досуг сельского населения в 1920-х гг. был довольно разнообразен. В силу своего консерватизма, который для крестьянского общества являлся нормой, сельчане по-прежнему тянулись к устоявшимся в деревне формам отдыха. Новизну официальных мероприятий, рассчитанных на широкие массы, они воспринимали неохотно, поскольку такое времяпровождение не отвечало их личным потребностям, не учитывало индивидуальных склонностей.Необходимо отметить, что неформальные формы досуга способствовали развитию преступности: общение часто сопровождалось чрезмерным употреблением алкоголя, драками; молодежь, не имея другого культурного ориентира, проводила свободное время на вечерках, где царили алкоголь, нецензурные выражения и хулиганское поведение; азартные игры на деньги были не редкостью и т.д. Объясняется это последствиями двух войн: разруха в промышленности и сельском хозяйстве, нехватка материальных средств, постоянные чистки инакомыслящих, разрушенные и неполные семьи и т.д.Вмешательство власти, которая стала уделять культурному досугу больше внимания, а также возросшие возможности населения уже в 1930-е гг. сгладили отрицательные особенности неформального общения. В это время, наряду со старыми формами неформального досуга, появляются новые, связанные с личными увлечениями, возобновлением празднования Нового года и т.д. Сельские жители стали культурнее проводить свое свободное время, хотя старые формы и не исчезли совсем, но стали менее заметными. Однако нужно подчеркнуть, что новые мероприятия не представляли собой ничего ультрасовременного и сложного, их можно было легко организовать в любом селении своими силами и не требовалось существенных бюджетных вливаний, что было особенно важно для советской власти в годы модернизации, которая охватила нашу страну в конце 1920-1930-х гг. Таким образом, вмешательство государства позволяло преодолевать недостатки неформального досуга, хотя действия властей зачастую носили косвенный характер, в виде агитации, критики, запретов и рекомендаций.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциально-культурныеизменения общественного развития в начале ХХ в. повлияли на состояние культуры и досуга сельских жителей. Новые культурные явления в жизни социума стали заметно распространяться в условиях модернизации общества. Однако в этот период коренной чертой народной повседневности оставалась ее традиционность.Жизнь крестьянина проходила в рамках общины и семьи, которые играли важную роль в сохранении и воспроизводстве традиционного быта. Культурно-просветительскую работу и досуг можно было разделить на официальные формы (избы-читальни, народные дома и др.) и неформальные (вечерки, гуляния, азартные игры и др.). Разумеется, власть прикладывала всевозможные усилия к тому, чтобы официальные формы досуга вытесняли и по возможности заменяли неформальные формы досуга крестьян.Внедрение в сознание людей новых идей и ценностей осуществлялось с помощью различных учреждений культуры, таких как избы-читальни, театры, музеи, кинотеатры. Новшеством большевиков были культурно-просветительские заведения. В сельской местности такими учреждениями были избы-читальни. Им поручалось и проведение различных форм досуга. Но у властей не хватало средств на содержание и финансирование таких учреждений. Часть из них государство перевело на самоокупаемость, и учреждения вынуждены были существовать исключительно за счет заработанных средств. В сельской местности, с одной стороны, существовало минимальное количество культурных учреждений -изб-читален, клубов, с другой - недостатка в клубах в силу несформировавшихся еще потребностей и разнообразных форм неофициального досуга сельские жители остро не ощущали.Начиная с 1920 гг.культурная политика страны была подвержена к изменениям в лучшую сторону, в связи с программами по ликвидации безграмотности и открытием новых культурных учреждений повышался уровень развития культурной личности и образования сельских жителей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1 Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век. 2-е изд. - СПб.: "Лань", 2002.2 Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925) М.: Высш. шк., 1990. - 144 с.3 Григорьев А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси. Мн.: Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 1998.4Электронный ресурс. URL: https://works.doklad.ru/view/fL_kRFaG_3w/all.html5 Ленин В.И. О кооперации // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - М., 1975. - Т. 45.6 Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991 / Н. Верт ; под ред. А.П. Фоменко. - М., 2000.7 Ожегов, С.И. Досуг // Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1999.8 Бернштам, Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. / Т.А. Бернштам. - Л., 1988.9 Редкин, Б. Район - опорный пункт культурного похода / Б. Редкин // Восточно-Сибирская правда. - 1930. - 1 окт.11 Пантюшов, В. Большая польза / В. Пантюшов // Крестьянская газета. - 1924. - 12 янв.12 Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ofitsialnye-formy-organizatsii-povsednevnogo-dosuga-selskih-zhiteley-angaro-eniseyskogo-regiona-v-20-30-e-gg-xx-v13 Государственное управление. Кодифицированный сб. законодательства РСФСР на 1 января 1934 г. / под. ред. В.П. Ускова. М., 1934.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век. 2-е изд. - СПб.: "Лань", 2002.
2 Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925) М.: Высш. шк., 1990. - 144 с.
3 Григорьев А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси. Мн.: Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 1998.
4Электронный ресурс. URL: https://works.doklad.ru/view/fL_kRFaG_3w/all.html
5 Ленин В.И. О кооперации // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - М., 1975. - Т. 45.
6 Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991 / Н. Верт ; под ред. А.П. Фоменко. - М., 2000.
7 Ожегов, С.И. Досуг // Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1999.
8 Бернштам, Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. / Т.А. Бернштам. - Л., 1988.
9 Редкин, Б. Район - опорный пункт культурного похода / Б. Редкин // Восточно-Сибирская правда. - 1930. - 1 окт.
11 Пантюшов, В. Большая польза / В. Пантюшов // Крестьянская газета. - 1924. - 12 янв.
12 Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ofitsialnye-formy-organizatsii-povsednevnogo-dosuga-selskih-zhiteley-angaro-eniseyskogo-regiona-v-20-30-e-gg-xx-v
13 Государственное управление. Кодифицированный сб. законодательства РСФСР на 1 января 1934 г. / под. ред. В.П. Ускова. М., 1934.

Вопрос-ответ:

Какие формы культурного просвещения и досуга существовали в сельских районах в 1920-1930 годах?

В 1920-1930 годах в сельских районах существовали как официальные, организованные формы культурного просвещения и досуга, так и неформальные формы. Официальные формы включали создание культурно-досуговых учреждений, таких как клубы, библиотеки, театры, кинотеатры и дома культуры. Неформальные формы просветительской работы и досуга включали различные народные праздники, ярмарки, крестьянские гуляния, в которых принимало участие большое количество жителей села.

Как развивались культурно-досуговые учреждения в 1920-1930 годах?

В 1920-1930 годах культурно-досуговые учреждения в сельских районах активно развивались. Клубы распространялись по всей территории страны и стали центром культурной жизни сельского населения. В них проводились различные культурные мероприятия, такие как концерты, театральные постановки, лекции по различным научным и культурным темам. Также в сельских районах открылись библиотеки, кинотеатры и дома культуры, которые стали популярными местами для просмотра фильмов, чтения книг и проведения культурных мероприятий.

Какие были официальные формы просветительской работы и досуга для сельских жителей в 1920-1930 годах?

В 1920-1930 годах официальные формы просветительской работы и досуга для сельских жителей включали создание культурно-досуговых учреждений, таких как клубы, библиотеки, кино- и театры, дома культуры. В клубах и домах культуры проводились различные культурные мероприятия, такие как концерты, театральные постановки, лекции. Библиотеки предоставляли доступ к книгам и журналам, просветительским материалам и литературе. Кинотеатры показывали фильмы, которые были популярны среди сельского населения.

Какие были формы культурно-досуговых учреждений в сельской местности в 1920-1930 гг?

В 1920-1930 гг в сельской местности были развиты следующие формы культурно-досуговых учреждений: клубы, культурные дома, библиотеки, читальные комнаты, сельские кинотеатры.

Какие были официальные формы просветительской работы и досуга для сельских жителей в 1920-1930 гг?

В 1920-1930 гг официальные формы просветительской работы и досуга в сельской местности включали проведение лекций, культурно-просветительских и общественно-политических мероприятий, организацию коллективного сельского досуга, проведение спектаклей и концертов.

Какие были неформальные формы культурного просвещения и досуга для сельских жителей в 1920-1930 гг?

В 1920-1930 гг неформальные формы культурного просвещения и досуга для сельских жителей включались в организацию народных гуляний, народных игр и развлечений, традиционных праздников и ритуалов.

Какие культурно-досуговые учреждения развивались в сельской местности в 20-30 гг ХХ века?

В 20-30 гг ХХ века в сельской местности развивались такие культурно-досуговые учреждения, как клубы, библиотеки, читальные комнаты, культурные дома, сельские кинотеатры. Они ставили перед собой цель просветить и развлечь сельских жителей, предоставляя им доступ к культурным мероприятиям и информации.

Какие официальные формы просветительской работы и досуга предлагались сельским жителям в 1920-1930 гг?

В 1920-1930 гг сельским жителям предлагались официальные формы просветительской работы и досуга, такие как лекции, культурно-просветительские мероприятия, организация коллективного досуга, проведение спектаклей и концертов. Целью данных мероприятий было повышение уровня культуры и общественного сознания сельского населения.

Какие были основные формы культурно-просветительской работы и досуга сельских жителей в 1920-1930 гг.?

В 1920-1930 гг. основными формами культурно-просветительской работы и досуга сельских жителей были развитие культурно-досуговых учреждений, официальные формы просветительской работы, а также неформальные формы культурного просвещения и досуга.

Как развивались культурно-досуговые учреждения в 20-30 гг. XX века?

В 20-30 гг. XX века культурно-досуговые учреждения развивались в сельских районах. В них проводились концерты, театральные представления, кинопоказы, организовывались выставки, лекции, чтения книг и журналов, а также проводились спортивные мероприятия. Это позволяло жителям сельской местности получать доступ к культурным мероприятиям и наслаждаться досугом.

Какие были официальные формы просветительской работы и досуга сельских жителей в 1920-1930 гг.?

В 1920-1930 гг. официальными формами просветительской работы и досуга сельских жителей были организация массовых собраний, лекции и чтения, проводимые в культурно-досуговых учреждениях и на улицах села. Также активно использовались мобильные культурные колонны, которые отправлялись по деревням и проводили выставки, спектакли, концерты и показы фильмов.