влияние российско-американских отношений на становление мирового порядка в 21 веке
Заказать уникальный реферат- 33 33 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 23.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Концептуальные подходы к формированию российско-американских отношений 4
1.1. Эволюция взглядов российского политического класса на характер российско-американских отношений 4
1.2. Стратегия национальной безопасности США – курс на мировое лидерство с позиции силы 12
2. Борьба за мировой порядок в XXI веке 21
2.1. США: ставка на однополярный мир, способы его достижения 21
2.2. Россия: отстаивание своего права на цивилизационную идентичность и место в глобальном миропорядке 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
Наряду с банальностями, для многих слоев американцев популярными, привычными именами, стали Чайковский, Достоевский, Толстой, Станиславский, Эйзенштейн. Эти положительные ассоциации имеют глубокие корни, опираются на длительные культурные связи между двумя странами и народами. Временами это может приводить к преобладанию положительных отношений над отрицательными, причем к достаточно быстрым изменениям под влиянием президентской политики и российских действий. Как в массовом сознании других стран, в американском общественном мнении сосуществуют и те и другие оценки, настроения по отношении к России, часто они уживаются в сознании одних и тех же людей. Примерами могут служить такие оценки России в социальных сетях, комментариях к статьям аналитиков.В первые же недели своего правления Д.Трамп был вынужден оправдываться за многие высказывания во время кампании. В том числе по поводу России и Путина. Упомянул уже о возможности возврата Крыма Украине.Самыми сложными – для восприятия российского истеблишмента будут объяснения Трампа по поводу Крыма – возвращать или не возвращать его Украине.Хотя вопросы внешней политики, в том числе отношений с Россией, являются одними из наиболее популярных для освещения прессой, в том числе в критике Трампа, они не самые главные в заботах американцев. Это неоднократно выявлялось в опросах общественного мнения в ходе избирательной кампанииФактически лишь одна внешнеполитическая тема – терроризм и ИГИЛ – серьезно беспокоит американцев, «российской военной угрозы», как это было в 50-е, 60-е и 70-е годы в этом наборе опасений нет.При более детальном анализе внешнеполитических беспокойств американцев «российский след» также явно не прослеживается. Американское общество в большей степени поддерживает американские национальные, «имперские» интересы и притязания за границей, нежели распространение демократии в мире, что нередко провозглашали американские президенты в качестве важных целей американской внешней политики. Во всяком случае, российские лидеры не раз указывали на эти американские «культуртрегерские» цели как на препятствия нормализации отношений между двумя странами.В этой связи интересны оценки перспектив нового американо-российского сближения. «Может ли еще одна «перезагрузка» и обновленное сотрудничество повернуть эти цифры в противоположном направлении? – спрашивают авторы в журнале ThenationalInterest. – Не так быстро. Хотя данные показывают, что улучшающийся характер в официальных отношениях может привести к потеплению отношений русских к США, американское общественное мнение может оказаться более упорным. Подтвержденные сведения о российском хакинге, предоставление убежища Эдварду Сноудену, скандал с государственной допинговой программой в России, вдобавок к негативной оценке американцами Путина, говорит о том, что в конгрессе будет значительная двухпартийная поддержка политики сдерживания России».«Следующий американский президент обязательно попытается наладить отношения с Россией – считает известный аналитик Л.Арон, – Проблема лишь в том, как их режим воспримет это. Я думаю, такая попытка со стороны США будет абсолютно тщетной, потому что нет никакой надежды на российскую экономику, и режиму будет необходимо продолжать политику «осажденной крепости». Так что не следует ожидать новой «разрядки» между Россией и Западом».Во время избирательной кампании «пророссийские» высказывания Трампа не принесли ему особых преимуществ в избирательной борьбе, во многом они не соответствовали распространенным взглядам американцев. Может быть, несколько больше они импонировали ядру избирателей Трампа, консервативным республиканцам, служили «раздражителем» прессы, добавляя флер к имиджу кандидата как яркого, нестандартного политика, идущего наперекор замшелым, консервативным взглядам вашингтонского «болота».Однако,в американском массовом сознании сложилось достаточное устойчивое представление о России, как о стране, напрямую не угрожающей сегодня США в военном отношении, но представляющей постоянные препятствия Америке в мировой политике, в гегемонии США в мире как наиболее могущественной страны в военном, экономическом и идейном отношениях. Не представляя прямую угрозу Америке, как в 50-е и 60-е годы, Россия в той или иной степени препятствует осуществлению американской политики в Иране, Ираке, Ливии, в целом на Ближнем Востоке, в ситуации с ценами на нефть; в Европе в целом и в Восточной Европе, в частности, на Кавказе и в Центральной Азии, и во все большей степени в Китае, Индии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.Не обладая достаточной информацией в этих областях, американское общественное мнение, тем не менее, поддерживает активность США в этих сферах, готово поддержать противодействие российским претензиям на состязание с США. Стремление «исправить», «научить» Россию на ее пути к демократии в последнее время снизилось, либо из-за сомнений в ее готовности к этому, либо в связи с сомнениями в способности Америки играть роль главного носителя демократии в последнее время.Эти массовые настроения будут и дальше ограничивать возможности президента Трампа значительно менять политику в отношении России, хотя, как показывает опыт последнего полувека, такие возможности существуют.2.2. Россия: отстаивание своего права на цивилизационную идентичность и место в глобальном миропорядкеНа сегодняшний день, Москва вполне успешно противодействует дипломатической и экономической изоляции, а также инициированного США международного санкционного режима. Американские интересы заключаются в следующих вопросах: непростая ситуация на Украине, затрагивающая присоединение Россией Крыма, политика РФ в отношении сирийского конфликта и вопрос по поводу безопасности в киберпространстве. Крым вошёл в состав России ещё в 1783 году, это было закреплено манифестом императрицы Екатерины II. После присоединения начала развиваться инфраструктура и производство, а также сменился национальный состав населения. После Гражданской войны, была создана Крымская АССР со столицей в Симферополе в составе РСФСР. В 1954 году была осуществлена передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. По мнению многих историков, в этом была личная инициатива Первого секретаря ЦК КПСС – Н.С. Хрущева. Только в 2014 году, в результате обострения противостояния на Украине – было принято решение о включении Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации. Ряд стран и международных организаций не признали законность присоединения Крыма к России, в связи с этим против РФ были введеныэкономические санкции. США и Европейский союз посчитали нелегитимным состоявшийся в Крыму референдум о присоединении к России. В результате: были введены санкции против двух десятков российских и крымских чиновников. Им был запрещен въезд в США и Европу, помимо этого их счета в американских и европейских банках были заморожены. После вмешательства в Сирии, Россия вновь становится ключевым игроком на Ближнем Востоке. «Россия стала гибкой державой, способной быстро принимать военные и политические решения. Как США, Франция и Великобритания. Эти перемены закрепятся на постоянной основе», — отмечает президент Международного института стратегических исследований Франсуа Эйсбур. Россия бросает вызов установленному США однополярному миропорядку. На военном уровне операция в Сирии стала успешной. РФ пытается с помощью военных успехов продвинуться в решении политических проблем. На сегодняшний день, российская дипломатия – единственная, кто может вести диалог со всеми игроками в регионе: Сирийский режим, Турция, Иран, Израиль, курды или Саудовская Аравия. Тем самым, РФ становится стратегическим конкурентом Запада на Ближнем Востоке. С 2013 года между Россией и США существует система договоренностей, которая заключается в установлении международной информационной безопасности, что включает в себя предотвращение террористических действий, а также атаки на критически важную инфраструктуру государств. Также, после встречи Путина и Трампа, былообъявлено об идее создания рабочей двусторонней группы по кибербезопасности. Не все государства разделяют позицию РФ в вопросе по МИБ, представители Запада пытаются выставить информационное пространство в глазах международного сообщества – средой ведения боевых действий, это кстати и прописано во внутринатовских документах Но выработка двустороннего соглашения в установлении международной информационной безопасности остаётся актуальной. РФ и США – великие державы, великие державы, и любые возможные конфликты между ними могут иметь фатальные последствия для всего мира. Американцы это понимают, и соответственно тема обеспечения МИБ продолжает обсуждаться на уровне министра иностранных дел РФ и госсекретаря США. Из этого следует вывод, о том, что в сегодняшних российско-американских отношениях до сих пор присутствует идеологический элемент. Как и в годы холодной войны, мы также видим противостояние и соперничество РФ и США. Но Россия не выступает за коммунистическую классовую борьбу, у неё другая цель, которая состоит в ослаблении американского авторитета. Соответственно, РФ будет эффективна там, где экономические и политические инициативы США не могут удовлетворить потребности американского народа. Для США главным приоритетом на данный момент является – урегулирование ситуации на Украине и в Сирии, а также противодействие угрозам распространения оружия массового уничтожения и соответственно новой гонки вооружений. Но в этих направлениях США не будет иметь успех, пока американская политика не начнёт урегулирование политических и экономических отношений с Россией. Однако, Дональд Трамп четко дал понять, что никакой «перезагрузки» не будет. «Трамп безусловно уступит Крым России и откажется от жесткой линии Обамы в отношении остальной части Украины», – пишет Time. Новый глава Белого дома считает, что Вашингтон должен меньше делать в мире и больше для себя. Отношения между Россией и США могут как улучшиться, так и ухудшиться. Прогнозы на улучшение российско-американских отношений пока еще весьма поспешны. Не все намеренияТрампа очевидны. Пока что мы можем только надеяться на какие-либо изменения в лучшую сторону.ЗаключениеОдним из раздражителей, подпитывающих антироссийские умонастроения значительной части политических элит Запада, остаётся стремление России добиться достойного геополитического статуса, соответствующего её реальному положению в мире, и то, как оно оценивается во властных структурах страны. И хотя многие представители западного политического истеблишмента исходят из того, что после распада СССР – геополитического гиганта – Россия не вправе играть в мировой политике роль, сопоставимую с ведущими игроками, события последних лет доказывают обратное.В американском массовом сознании сложилось достаточное устойчивое представление о России, как о стране, напрямую не угрожающей сегодня США в военном отношении, но представляющей постоянные препятствия Америке в мировой политике, в гегемонии США в мире как наиболее могущественной страны в военном, экономическом и идейном отношениях. Не представляя прямую угрозу Америке, как в 50-е и 60-е годы, Россия в той или иной степени препятствует осуществлению американской политики в Иране, Ираке, Ливии, в целом на Ближнем Востоке, в ситуации с ценами на нефть; в Европе в целом и в Восточной Европе, в частности, на Кавказе и в Центральной Азии, и во все большей степени в Китае, Индии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.Отношения между Россией и США могут как улучшиться, так и ухудшиться. Прогнозы на улучшение российско-американских отношений пока еще весьма поспешны. Не все намерения Трампа очевидны. Пока что мы можем только надеяться на какие-либо изменения в лучшую сторону.Список использованных источников и литературыКонцепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.)// URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248Арбатов Г. А. Жизнь, события, люди: автобиография на фоне исторических перемен /Г. А. Арбатов. - М.: Любимая Россия, 2014. - С. 396.Быков О. Геополитический статус России (в двух книгах) / О. Быков. Кн. 2. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. - С. 71.Горшков М. К., Петухов В. В. Внешнеполитические ориентации россиян на новом переломе. Исследование Института социологии РАН «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах» / М. К. Горшков, В. В. Петухов // Полис. - 2015. - № 2. - С. 24.Никонов В. Код цивилизации. Что ждёт Россию в мире будущего? / В. Никонов - М.: Э, 2015. - С. 323.Путин В. Россия на рубеже тысячелетий / В. Путин // Независимая газета. - 1999. - 31 декабря.Россия в глобальной политике. 2012. Май–июнь. С. 110.Чапчиков С.Ю. Категория «национальных интересов» в стратегиях национальной безопасности России и США / С.Ю. Чапчиков// Армия и общество. - 2013 - № 4(36). - С. 66.Aron L. Don’t Expect a New Détente Between Russia and the West. //Institute of Modern Russia, 26 July 2016.Bloomberg Politics National Poll. Aug. 10, 2016.Goncharov S., Smeltz D., WoJtowicz L. Could a U.S.-Russia ‘Reset’ Change Public Distrust? // ThenationalInterest. December 15, 2016.Баев А., Макаренко Г. Война слов: к чему приведут споры России и США о Сирии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/politics/29/09/2016/57ed12d19a7947eecac4e7ee.Внешняя политика Трампа: «Америка на первом месте» // URL: http://www.golos-ameriki.ru/amp/trump-foreign-policy/3733618.htmlДмитриева С.С. Внешнеэкономическая стратегия Трампа приобретает агрессивные очертания // URL: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2969&ret=640Замахина Т. Песков рассказал о теме для встречи Путина и Трампа. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/11/04/peskov-rasskazal-o-teme-dlia-vstrechi-putina-i-trampa.htmlКозин В.П. Ставка неизменна // URL: https://riss.ru/smi/39480Кортунов А. Сократить американскую помощь на 37%. Первая многомиллиардная жертва Дональда Трампа // URL: http://russiancouncil.ru/blogs/digest/?id_4=3153ЛассерИзабель. Каковы итоги российского вмешательства в Сирии? [Электронный ресурс]. URL:http://inosmi.ru/politic/20170320/238911689.htmlО Стратегии национальной безопасности США. Заявление Совбеза России от 25.03.2015 // URL: http://trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=37120Письмо от 18 мая 2015 года № отв-22-4199-15 Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Миронову С. М. [Электронный ресурс]. URL: https://gir.im/http://new.mironov.ru/news/otvet-genprokuratury-po-povodu-zakonnosti-peredachi-kryma-ukraine-v-1954-godu/Путин В. В. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации 27 июня 2006 г. // URL: http://kremlin.ru/texts/appears/2006/06/107802/shtmlПутин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 8 июля 2000 г. // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21480Сергеев Д. Десять достижений Владимира Путина, которые признали на Западе. [Электронный ресурс]. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201710070927-eesz.htmТищенко Г.Г. Что Дональд Трамп собирается сделать в сфере национальной безопасности // URL: https://riss.ru/analitycs/39075/Томас Грэм, Мэтью Рожански. Американская политика в отношении России провалилась [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/politic/20161015/238026838.htmlGallup Topics. Politics, February 21, 2017, http://www.gallup.com/poll/1642/russia.aspxNational Security Strategy. – Washington D.C.: The White House, February 2010 // URL: www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf>.National Security Strategy. – Washington D.C.: The White House, February 2015 // URL: http://photos.state.gov/libraries/senegal/323264/pdf/2015-nss-fact-sheet-eng.pdf
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.)// URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
2. Арбатов Г. А. Жизнь, события, люди: автобиография на фоне исторических перемен / Г. А. Арбатов. - М.: Любимая Россия, 2014. - С. 396.
3. Быков О. Геополитический статус России (в двух книгах) / О. Быков. Кн. 2. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. - С. 71.
4. Горшков М. К., Петухов В. В. Внешнеполитические ориентации россиян на новом переломе. Исследование Института социологии РАН «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах» / М. К. Горшков, В. В. Петухов // Полис. - 2015. - № 2. - С. 24.
5. Никонов В. Код цивилизации. Что ждёт Россию в мире будущего? / В. Никонов - М.: Э, 2015. - С. 323.
6. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий / В. Путин // Независимая газета. - 1999. - 31 декабря.
7. Россия в глобальной политике. 2012. Май–июнь. С. 110.
8. Чапчиков С.Ю. Категория «национальных интересов» в стратегиях национальной безопасности России и США / С.Ю. Чапчиков // Армия и общество. - 2013 - № 4(36). - С. 66.
9. Aron L. Don’t Expect a New Détente Between Russia and the West. //Institute of Modern Russia, 26 July 2016.
10. Bloomberg Politics National Poll. Aug. 10, 2016.
11. Goncharov S., Smeltz D., WoJtowicz L. Could a U.S.-Russia ‘Reset’ Change Public Distrust? // ThenationalInterest. December 15, 2016.
12. Баев А., Макаренко Г. Война слов: к чему приведут споры России и США о Сирии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/politics/29/09/2016/57ed12d19a7947eecac4e7ee.
13. Внешняя политика Трампа: «Америка на первом месте» // URL: http://www.golos-ameriki.ru/amp/trump-foreign-policy/3733618.html
14. Дмитриева С.С. Внешнеэкономическая стратегия Трампа приобретает агрессивные очертания // URL: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2969&ret=640
15. Замахина Т. Песков рассказал о теме для встречи Путина и Трампа. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/11/04/peskov-rasskazal-o-teme-dlia-vstrechi-putina-i-trampa.html
16. Козин В.П. Ставка неизменна // URL: https://riss.ru/smi/39480
17. Кортунов А. Сократить американскую помощь на 37%. Первая многомиллиардная жертва Дональда Трампа // URL: http://russiancouncil.ru/blogs/digest/?id_4=3153
18. Лассер Изабель. Каковы итоги российского вмешательства в Сирии? [Электронный ресурс]. URL:http://inosmi.ru/politic/20170320/238911689.html
19. О Стратегии национальной безопасности США. Заявление Совбеза России от 25.03.2015 // URL: http://trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=37120
20. Письмо от 18 мая 2015 года № отв-22-4199-15 Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Миронову С. М. [Электронный ресурс]. URL: https://gir.im/http://new.mironov.ru/news/otvet-genprokuratury-po-povodu-zakonnosti-peredachi-kryma-ukraine-v-1954-godu/
21. Путин В. В. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации 27 июня 2006 г. // URL: http://kremlin.ru/texts/appears/2006/06/107802/shtml
22. Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 8 июля 2000 г. // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21480
23. Сергеев Д. Десять достижений Владимира Путина, которые признали на Западе. [Электронный ресурс]. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201710070927-eesz.htm
24. Тищенко Г.Г. Что Дональд Трамп собирается сделать в сфере национальной безопасности // URL: https://riss.ru/analitycs/39075/
25. Томас Грэм, Мэтью Рожански. Американская политика в отношении России провалилась [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/politic/20161015/238026838.html
26. Gallup Topics. Politics, February 21, 2017, http://www.gallup.com/poll/1642/russia.aspx
27. National Security Strategy. – Washington D.C.: The White House, February 2010 // URL: www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf>.
28. National Security Strategy. – Washington D.C.: The White House, February 2015 // URL: http://photos.state.gov/libraries/senegal/323264/pdf/2015-nss-fact-sheet-eng.pdf